Основная информация

Дата опубликования: 23 июля 2012г.
Номер документа: RU54000201200720
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Новосибирская область
Принявший орган: Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРИКАЗ

Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия

ПРИКАЗ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

(МИНОБРНАУКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

23.07.2012 № 1602

г. Новосибирск

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БАЗИСНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ВСЕХ ВИДОВ НА 2012-2013, 2013-2014 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

В целях совершенствования образовательного процесса в государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Новосибирской области всех видов, классах коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области, на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», приказываю:

1. Утвердить прилагаемые примерные региональные базисные учебные планы для государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов (далее - РБУП) на 2012-2013, 2013-2014 учебные годы.

2.  Управлению образовательной политики министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Щукин В.Н.) направить данный приказ в органы управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области в срок до 01.08.2012 г.

3. Органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, осуществляющим управление в сфере образования рекомендовать:

1) взять под контроль, в пределах своей компетенции, исполнение подведомственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья всех видов Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в части составления учебного плана, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования»;

2) принять меры к неукоснительному выполнению подведомственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья всех видов, настоящего приказа, а также рекомендаций министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области к проектированию учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области на 2012-2013, 2013-2014 учебные годы;

3) оказывать организационно-методическое сопровождение специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в составлении учебных планов и рабочих программ, в разъяснении возможностей региональных учебных планов, в оформлении и ведении классных журналов и прочей документации, регламентирующей организацию учебного процесса;

4) соблюдать при организации учебного процесса нормативы обязательной и максимальной учебных нагрузок, объёма учебного времени, отводимого на выполнение обязательного домашнего задания, а также соотношение между федеральным, региональным (национально-региональным) и школьным компонентом базисного учебного плана.

4. Государственным специальным (коррекционным) образовательным учреждениям для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области, руководствоваться при составлении учебного плана настоящим приказом.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Метёлкина Д.А.

Министр

В.А. Никонов

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом министерства образования,

науки и инновационной политики

Новосибирской области

от 23.07.2012 № 1602

Примерные региональные базисные учебные планы для государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов на 2012- 2013, 2013-2014 учебные годы

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к проектированию учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области на 2012- 2013 учебный год

Примерные региональные базисные учебные планы (далее – ППРБУП) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее – С(К)ОУ), классов коррекционной направленности Новосибирской области, осуществляющих образование обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработаны на основе:

1. Приказа МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

2. Приказа МО РФ от 09.03.04г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. Приказа МО РФ от 05.03.04 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования»,

4. Приказа МО РФ от 30.08.2011 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

5. Письма МО РФ от 06.09.2002  № 03-51-127 ин/13-03;

6. Письма МО РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 03.04.2003 № 27/2722-6;

7. Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями на 10.03.2009);

8. Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений  I–VIII видов»;

9. Письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 29.09.1997 № 15/736-2, Министерства здравоохранения  Российской  Федерации  от  24.09.1997 № 2510/7148-97-32 «Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I - VIII вида»;

10. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993.

Региональные базисные учебные планы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида, классов коррекционной направленности (VII, VIII вида) в образовательных учреждениях общего типа – нормативно-правовой документ, устанавливающий перечень общеобразовательных предметов, предметов трудовой и коррекционной подготовки, объем учебного времени в неделю, отводимый на их изучение. Структура планов такова, что в нем представлены предметы федерального компонента, регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения. ППРБУП является нормативной базой для разработки, согласования и утверждения учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида, классов коррекционной направленности (VII, VIII вида) в образовательных учреждениях общего типа Новосибирской области.

В разделе «Организационно-методические рекомендации к проектированию учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области на 2012- 2013 учебный год» представлены общие требования к проектированию учебных планов вне зависимости от вида С(К)ОУ, класса коррекционной направленности, далее представлены пояснительные записки к каждому учебному плану. Учебные планы представлены в приложениях к данному документу.

Особенностью ППРБУП для С(К)ОУ является то, что все предметы коррекционной подготовки, относящиеся к федеральному компоненту базисного учебного плана (за исключением С(К) ОУ VII вида), вынесены за сетку часов, рассчитываемых как максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах (Письмо МО РФ от 06.09.2002 № 03-51-127 ин/13-03). Общий объем часов, отводимый на предметы коррекционной подготовки, может быть реализован во второй половине дня (или после динамической паузы). Обязательным условием при этом, является организация пребывания обучающихся, воспитанников в С(К)ОУ в режиме интерната или школы полного дня.

Исключение из этого списка С(К) ОУ VII вида обосновывается тем, что данный контингент обучающихся, воспитанников в большинстве своем интегрирован в условия образовательного учреждения общего типа, реализация всех предметов коррекционной подготовки в этих учреждениях во второй половине дня может быть затруднена, поэтому данный объем часов инвариантной части базисного учебного плана включен в сетку часов, рассчитываемых как максимально допустимая недельная нагрузка, за исключением индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

При проектировании учебного плана образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на действующие требования к максимально допустимой недельной нагрузке (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. № 189), представленных в таблице.

Таблица

Продолжительность урока (академический час) регламентируется пунктом 10.10. санитарных правил:

в "подготовительном" классе - 30 - 35 мин. в течение всего учебного года;

в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока – по 40 минут каждый);

во II - IX и X - XII классах – продолжительность урока не должна превышать 40 минут.

ППРБУП определяют перечень предметов регионального (национально – регионального) компонента государственного стандарта общего образования на второй ступени образования (далее - Р(НР)К ГОС), устанавливают соотношение распределения регионального (национально – регионального) компонента и компонента образовательного учреждения. При этом учитывается, что в ФБУП устанавливается соотношение  между федеральным, региональным (национально – региональным) компонентами и компонентом образовательного учреждения.

По требованиям ФБУП всего на региональный (национально – региональный) компонент в учебном плане  может определяться  до 20%  от общего нормативного времени, отводимого на освоение программы  основного общего образования. Содержание ППРБУП для С(К)ОУ в соотношении федерального и регионального (национально-регионального) компонентов соответствуют этому требованию.

В число предметов и курсов регионального (национально – регионального)  компонента государственного стандарта общего образования на второй ступени образования включаются:  «География Новосибирской области», «Живая природа Новосибирской области», «История Сибири», «Основы выбора профессии», «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области», курсы по выбору ученика в рамках предпрофильной подготовки.

Для того чтобы обеспечить реализацию курса «География Новосибирской области», рекомендуется его модули интегрировано включить в соответствующий учебный предмет федерального компонента «География».  В ППРБУП появляется интегрированный предмет «География» (курс «География Новосибирской области» + предмет федерального компонента «География»). В целом время на изучение интегрированного предмета «География» составляет 272 часа на второй ступени. Изучение модулей курса «География Новосибирской области» (в объеме 34 часа) распределяется в соответствии с содержанием предмета федерального компонента «География» в течение всего времени изучения предмета на второй ступени.

Аналогично, для того чтобы обеспечить реализацию курса «Живая природа  Новосибирской области» рекомендуется его модули интегрировано включить в соответствующий учебный предмет федерального компонента «Биология». В ППРБУП появляется интегрированный предмет «Биология» (курс «Живая природа  Новосибирской области» + предмет федерального компонента «Биология»). В целом время на изучение интегрированного предмета «Биология» составляет 272 часа на второй ступени. Изучение модулей курса «Живая природа  Новосибирской области» (в объеме 34 часов) распределяется в соответствии с содержанием предмета федерального компонента «Биология» в течение всего времени изучения предмета на второй ступени.

Аналогично, для того чтобы обеспечить реализацию курса «История Сибири», рекомендуется его модули интегрировано включить в соответствующий учебный предмет федерального компонента «История».  В ППРБУП появляется интегрированный предмет «История» (курс «История Сибири» + предмет федерального компонента «История»). В целом время на изучение интегрированного предмета «История» составляет 374 часа на второй ступени. Изучение модулей курса «История Сибири» (в объеме 34 часов) распределяется в соответствии с содержанием предмета федерального компонента «История» в течение всего времени изучения предмета на второй ступени.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» в ППРБУП вводится третий урок физической культуры. Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.

При этом в методических рекомендациях к указанному выше приказу (П. 1.1.3.) отмечается, что «для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности». Для реализации индивидуального подхода к коррекции нарушений психофизического развития обучающихся в учебном плане (раздел «Коррекционная подготовка») предусмотрены такие занятия, как музыкально-ритмические занятия, ритмика, лечебная физическая культура  (ЛФК). Они в полной мере способствуют решению задач укрепления здоровья, увеличения объема двигательной активности, привития навыков здорового образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и могут быть засчитаны за третий час физкультуры.

При проектировании такого раздела УП как региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения необходимо учитывать, что преимущественное значение при этом имеет реализация коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, определяемая исходя из индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями развития. При этом, однако, важно учитывать и единство требований к образовательному пространству, отраженных в данном документе как перечень учебных предметов с региональным содержанием. К ним относятся самостоятельные курсы «Основы выбора профессии» (34 часа), «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (34 часа).

Решение о включении в УП ОУ данных курсов, обеспечивающих реализацию минимума содержания образования по информационной работе, профконсультированию и профориентационной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, принимает каждое образовательное учреждение самостоятельно, учитывая специальные образовательные потребности воспитанников. Реализация этих курсов возможна за счет часов, отведенных на обязательные курсы по выбору и факультативы.

По необходимости в 6-х–9(10)-х классах в компонент образовательного учреждения также рекомендуется вводить изучение курсов «Вокруг тебя – мир», «ОБЖ». Объем курсов определяет каждое образовательное учреждение.

Общий объем часов учебного плана за год рассчитывается исходя из количества недель учебной работы: 1 класс – 33 недели, 2-4 (5) – 9(10-12) класс – 34 недели. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать