Основная информация
Дата опубликования: | 24 января 2019г. |
Номер документа: | RU93000201900058 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Крым |
Принявший орган: | Министерство труда и социальной защиты Республики Крым |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
МIНIСТЕРСТВО ПРАЦІ ТА СОЦIАЛЬНОГО ЗАХИСТУ
ЭМЕК ВЕ ИЧТИМАИЙ КЪОРЧАЛАВ НАЗИРЛИГИ
П Р И К А З
ОТ 24.01.2019 № 38 Г. СИМФЕРОПОЛЬ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ) В МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Во исполнение пункта 3 поручения Главы Республики Крым Аксёнова С.В. от 28 декабря 2018 года № 1/01-32/8421, руководствуясь Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года № 2258-р,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).
2. Утвердить прилагаемое Положение о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольном комплаенсе) в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым.
3. Назначить отдел внутреннего финансового аудита и контрольно-ревизионной работы (Кочергина О.А.) ответственным за внедрение, организацию и функционирование в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).
4. Руководителям структурных подразделений Министерства труда и социальной защиты Республики Крым обеспечить ознакомление подчиненных служащих с настоящим приказом и исполнение в пределах компетенции Положения, утвержденного пунктом 2 настоящего приказа.
5. Правовому управлению (Пикиной Е.А.) обеспечить:
5.1. Публикацию настоящего приказа на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в сети «Интернет» не позднее следующего дня с момента принятия;
5.2. Направление копии настоящего приказа:
- в прокуратуру Республики Крым в срок до 7 рабочих дней со дня принятия;
- в Аппарат Совета министров Республики Крым в 3-дневный срок после первого официального опубликования.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр Е. Романовская
Согласовано:
первый заместитель министра Т.С. Гудилко
заместитель министра М.С. Афанасьев
заместитель министра Е.А. Лось
заместитель министра М.А. Теряев
заведующий отделом по вопросам
государственной гражданской службы, кадров,
противодействия и предотвращения коррупции
С.Г. Ванина
заведующий отделом внутреннего финансового
аудита и контрольно-ревизионной работы О.А. Кочергина
начальник правового управления Е.А. Пикина
Приказ подготовлен отделом правового обеспечения,
правовой экспертизы нормативных правовых актов
Главный консультант отдела правового обеспечения,
правовой экспертизы нормативных правовых актов Л.Г. Панова
Приложение к приказу Министерства труда
и социальной защиты Республики Крым
от «__»___________2019 г. № ____________
Положение о системе внутреннего обеспечения
соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольном комплаенсе) в Министерстве труда
и социальной защиты Республики Крым
Общие положения
Настоящее Положение разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Министерства труда и социальной защиты Республики Крым (далее - Министерство) требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства, устанавливает систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве (далее – антимонопольный комплаенс), которая представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.
Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
«антимонопольное законодательство» - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
«антимонопольный орган» - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
«доклад об антимонопольном комплаенсе» - документ, содержащий информацию об организации в Министерстве антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
«коллегиальный орган» - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
«нарушение антимонопольного законодательства» - недопущение, ограничение, устранение конкуренции Министерством;
«риски нарушения антимонопольного законодательства» - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
«уполномоченное подразделение» - стуктурное подразделение Министерства, осуществляющее внедрение и контроль за исполнением антимонопольного комплаенса в Министерстве.
3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
5. Организация антимонопольного комплаенса в Министерстве основывается на следующих принципах:
а) заинтересованности руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярности оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечения информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
г) непрерывности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
д) совершенствования антимонопольного комплаенса.
Организация антимонопольного комплаенса
6. Общий контроль за организацией антимонопольного комплаенса и обеспечением его функционирования осуществляется министром труда и социальной защиты Республики Крым, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение государственными гражданскими служащими Министерства (далее – служащими или работниками Министерства) правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту комплаенс-рисков Министерства;
е) утверждает ключевые показателя эффективности антимонопольного комплаенса;
ж) утверждает план мероприятий («дорожную карту») по снижению комплаенс-рисков Министерства;
з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
7. Работники Министерства при ежедневном осуществлении своих должностных обязанностей должны соблюдать требования антимонопольного законодательства Российской федерации, запреты на совершение антиконкурентных действий и заключение антиконкурентных контрактов (договоров, соглашений), выявлять и по возможности предупреждать возникающие риски нарушения антимонопольного законодательства.
Процесс выявления и недопущения рисков нарушения антимонопольного законодательства является неотъемлемой частью трудовых обязанностей работников Министерства, в сферу деятельности которых входит принятие решений, связанных с применением норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, в том числе при взаимодействии с контрагентами, участии в проведении встреч, переговоров, иных мероприятий.
8. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются в пределах компетенции между структурными подразделениями Министерства по вопросам внутреннего финансового аудита и контрольно-ревизионной работы, по правовым вопросам и по вопросам государственной гражданской службы, кадров, противодействия и предотвращения коррупции в соответствии с возложенными на подразделения задачами и функциями.
9. К компетенции уполномоченного подразделения Министерства, осуществляющего внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу относятся следующие функции:
а) подготовка и представление на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
в) консультирование служащих Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и приказами Министерства;
е) информирование о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
ж) подготовка и внесение на утверждение карты комплаенс-рисков Министерства;
з) определение и внесение на утверждение ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
и) подготовка и внесение на утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Министерства;
к) подготовка для подписания министром труда и социальной защиты Республики Крым и утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
л) координация взаимодействия с коллегиальным органом;
м) организация совместно с подразделением Министерства по вопросам государственной гражданской службы, кадров, противодействия и предотвращения коррупции систематического обучения работников Министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
10. К компетенции структурного подразделения Министерства по правовым вопросам относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) осуществление в установленном порядке правовой экспертизы проектов нормативных правоввых актов, разрабатываемых Министерством;
б) консультирование служащих Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным законодательством и антимонопольным комплаенсом;
в) участие в порядке, установленном действующим законодательством и приказами Министерства, в проверках, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства;
г) информирование руководства Министерства о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
д) представление информации по курируемым вопросам уполномоченному подразделению Министерства, осуществляющему внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу, для подготовки доклада об антимонопольном комплаенсе.
11. К компетенции структурного подразделения Министерства по вопросам государственной гражданской службы, кадров, противодействия и предотвращения коррупции относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению;
б) проведение проверок в случаях нарушения требований антимонопольного законодательства служащими Министерства при осуществлении должностных обязанностей, в том числе контрольно-надзорных функций;
в) информирование руководства Министерства о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
г) ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением при поступлении на государственную гражданскую службу в Министерство;
д) организация совместно с другими уполномоченными подразделениями Министерства систематического обучения работников Министертсва требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
е) представление информации по курируемым вопросам уполномоченному подразделению Министерства, осуществляющему внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу, для подгготовки доклада об антимонопольном комплаенсе.
12. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - Коллегиальный орган), возлагаются на Общественный совет при Министерстве.
13. К функциям Коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка плана мероприятия («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Выявление и оценка рисков нарушения
антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
14. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства являются неотъемлемой частью внутреннего контроля соблюдения Министерством антимонопольного законодательства.
15 По результатам оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства определяются риски нарушения антимонопольного законодательства, вероятность, причины и условия их возникновения.
16. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Министерства в части своей компетенции не реже одного раза в год проводится сбор сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства и анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности структурного подразделения за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
По результатам анализа выявленных нарушений и рисков нарушения антимонопольного законодательства структурные подразделения Министерства для обобщения и контроля предоставляют уполномоченному подразделению, осуществляющему внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу:
- информацию об анализе выявленных нарушений и рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- предложения в план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в установленной сфере деятельности.
Сроки и форма предоставления информации устанавливаются уполномоченным подразделением, осуществляющим внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу.
17. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Министерства на регулярной основе также проводится анализ действующих нормативных правовых актов.
При проведении анализа действующих нормативных правовых актов структурными подразделениями Министерства в пределах компетенции реализуются следующие мероприятия:
1) разрабатывается исчерпывающий перечень действующих нормативных правовых актов Министерства (далее – перечень актов) с приложением текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведенья, относящиеся к охраняемой законом тайне;
2) перечень актов размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе;
3) на официальном сайте Министерства размещается уведомление о начале сбора замечаний и предложений от организаций и граждан по перечню актов;
4) осуществляется сбор и анализ представленных замечаний и предложений от организаций и граждан.
Анализ действующих правовых актов проводится не реже одного раза в год.
18. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченными подразделениями на регулярной основе проводятся:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства, за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
- анализ действующих нормативных правовых актов ;
- анализ проектов нормативных правовых актов;
- мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
- проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков антимонопольного законодательства.
19. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением, осуществляющим внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление на основе представленных структурными подразделениями Министерства сведений перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
20. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением Министерства по правовым вопросам в установленном приказами Министерства порядке реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте Ми нистерства в сети Интернет, Портале независимой антикоррупционной экспертизы Республики Крым проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
21. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства в порядке, определенном пунктом 18 настоящего Положения, уполномоченным подразделением, осуществляющим внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу, проводится их оценка с учетом следующих показателей:
1) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
2) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства;
4) привлечение к административной и (или) дисциплинарной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства и (или) антимонопольного комплаенса должностных лиц Министерства.
В качестве матрицы рисков используется следующая формула:
Уровень риска
Описание риска
Низкий
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют
Незначительный
Возможность выдачи предупреждения
Существенный
Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Высокий
Возможность выдачи предупреждения и (или) возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной (дисциплинарной) ответственности
Составляется карта рисков, в которую включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
Карта рисков составляется не реже одного раза в год, подлежит утверждению министром труда и социальной защиты Республики Крым и размещается на официальном сайте Министерства в сети «Интернет».
22. Информация о выявлении и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
23. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом на основе карты рисков нарушения антимонопольного законодательства и предложений структурных подразделений Министерства разрабатывается план мероприятий («дорожная карта»), представляющий собой перечень мер, необходимых для устранения причин и условий недопущения, ограничения и устранения конкуренции и последовательность их применения, а также перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных рисков.
План мероприятий («дорожная карта») подлежит пересмотру в случае внесений изменений в карту рисков.
24. В плане мероприятий («дорожной карте») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства указываются:
- наименования общих мер по минимизации и устранению рисков;
- описание конкретных действий, направленных на исполнение мероприятий;
- должностное лицо (структурное подразделение) Министерства, ответственное за исполнение мероприятия;
- срок исполнения мероприятия;
- показатели выполнения мероприятий.
При необходимости в плане мероприятий могут быть указаны дополнительные сведения.
25. План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается ежегодно.
26. План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается актом Министерства после одобрения его Коллегиальным органом и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
27. Уполномоченное подразделение, осуществляющее внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу и ответственные за исполнение мероприятий структурные подразделения Министерства на постоянной основе осуществляют мониторинг исполнения плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
28. Информация об утверждении и исполнении плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса
29. В целях оценки организации и функционирования в Мнистерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
Ключевые показатели для Министерства устанавливаются в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в результате деятельности Министерства по результатам выявления и оценки рисков, с учетом матрицы рисков, описанной в пункте 21 настоящего Положения.
30. Ключевые показатели . эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Также количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях, (единицы, штуки), так. я в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
31. Уполномоченное подразделение, осуществляющее внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу, ежегодно формирует информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
32. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Оценка эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется Коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
VI .Доклад об антимонопольном комплаенсе
33. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
- информацию о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
- информацию об утверждении и исполнении плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
34. Доклад об антимонопольном комплаенсе Министерства по итогу года представляется уполномоченным подразделением, осуществляющим внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу в Министерстве на утверждение Коллегиальному органу.
Доклад об антимонопольном комплаенсе Министерства, утвержденный Коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Министр Е. Романовская
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
МIНIСТЕРСТВО ПРАЦІ ТА СОЦIАЛЬНОГО ЗАХИСТУ
ЭМЕК ВЕ ИЧТИМАИЙ КЪОРЧАЛАВ НАЗИРЛИГИ
П Р И К А З
ОТ 24.01.2019 № 38 Г. СИМФЕРОПОЛЬ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ) В МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Во исполнение пункта 3 поручения Главы Республики Крым Аксёнова С.В. от 28 декабря 2018 года № 1/01-32/8421, руководствуясь Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года № 2258-р,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).
2. Утвердить прилагаемое Положение о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольном комплаенсе) в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым.
3. Назначить отдел внутреннего финансового аудита и контрольно-ревизионной работы (Кочергина О.А.) ответственным за внедрение, организацию и функционирование в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).
4. Руководителям структурных подразделений Министерства труда и социальной защиты Республики Крым обеспечить ознакомление подчиненных служащих с настоящим приказом и исполнение в пределах компетенции Положения, утвержденного пунктом 2 настоящего приказа.
5. Правовому управлению (Пикиной Е.А.) обеспечить:
5.1. Публикацию настоящего приказа на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в сети «Интернет» не позднее следующего дня с момента принятия;
5.2. Направление копии настоящего приказа:
- в прокуратуру Республики Крым в срок до 7 рабочих дней со дня принятия;
- в Аппарат Совета министров Республики Крым в 3-дневный срок после первого официального опубликования.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр Е. Романовская
Согласовано:
первый заместитель министра Т.С. Гудилко
заместитель министра М.С. Афанасьев
заместитель министра Е.А. Лось
заместитель министра М.А. Теряев
заведующий отделом по вопросам
государственной гражданской службы, кадров,
противодействия и предотвращения коррупции
С.Г. Ванина
заведующий отделом внутреннего финансового
аудита и контрольно-ревизионной работы О.А. Кочергина
начальник правового управления Е.А. Пикина
Приказ подготовлен отделом правового обеспечения,
правовой экспертизы нормативных правовых актов
Главный консультант отдела правового обеспечения,
правовой экспертизы нормативных правовых актов Л.Г. Панова
Приложение к приказу Министерства труда
и социальной защиты Республики Крым
от «__»___________2019 г. № ____________
Положение о системе внутреннего обеспечения
соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольном комплаенсе) в Министерстве труда
и социальной защиты Республики Крым
Общие положения
Настоящее Положение разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Министерства труда и социальной защиты Республики Крым (далее - Министерство) требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства, устанавливает систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве (далее – антимонопольный комплаенс), которая представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.
Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
«антимонопольное законодательство» - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
«антимонопольный орган» - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
«доклад об антимонопольном комплаенсе» - документ, содержащий информацию об организации в Министерстве антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
«коллегиальный орган» - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
«нарушение антимонопольного законодательства» - недопущение, ограничение, устранение конкуренции Министерством;
«риски нарушения антимонопольного законодательства» - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
«уполномоченное подразделение» - стуктурное подразделение Министерства, осуществляющее внедрение и контроль за исполнением антимонопольного комплаенса в Министерстве.
3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
5. Организация антимонопольного комплаенса в Министерстве основывается на следующих принципах:
а) заинтересованности руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярности оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечения информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
г) непрерывности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
д) совершенствования антимонопольного комплаенса.
Организация антимонопольного комплаенса
6. Общий контроль за организацией антимонопольного комплаенса и обеспечением его функционирования осуществляется министром труда и социальной защиты Республики Крым, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение государственными гражданскими служащими Министерства (далее – служащими или работниками Министерства) правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту комплаенс-рисков Министерства;
е) утверждает ключевые показателя эффективности антимонопольного комплаенса;
ж) утверждает план мероприятий («дорожную карту») по снижению комплаенс-рисков Министерства;
з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
7. Работники Министерства при ежедневном осуществлении своих должностных обязанностей должны соблюдать требования антимонопольного законодательства Российской федерации, запреты на совершение антиконкурентных действий и заключение антиконкурентных контрактов (договоров, соглашений), выявлять и по возможности предупреждать возникающие риски нарушения антимонопольного законодательства.
Процесс выявления и недопущения рисков нарушения антимонопольного законодательства является неотъемлемой частью трудовых обязанностей работников Министерства, в сферу деятельности которых входит принятие решений, связанных с применением норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, в том числе при взаимодействии с контрагентами, участии в проведении встреч, переговоров, иных мероприятий.
8. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются в пределах компетенции между структурными подразделениями Министерства по вопросам внутреннего финансового аудита и контрольно-ревизионной работы, по правовым вопросам и по вопросам государственной гражданской службы, кадров, противодействия и предотвращения коррупции в соответствии с возложенными на подразделения задачами и функциями.
9. К компетенции уполномоченного подразделения Министерства, осуществляющего внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу относятся следующие функции:
а) подготовка и представление на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
в) консультирование служащих Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и приказами Министерства;
е) информирование о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
ж) подготовка и внесение на утверждение карты комплаенс-рисков Министерства;
з) определение и внесение на утверждение ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
и) подготовка и внесение на утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Министерства;
к) подготовка для подписания министром труда и социальной защиты Республики Крым и утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
л) координация взаимодействия с коллегиальным органом;
м) организация совместно с подразделением Министерства по вопросам государственной гражданской службы, кадров, противодействия и предотвращения коррупции систематического обучения работников Министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
10. К компетенции структурного подразделения Министерства по правовым вопросам относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) осуществление в установленном порядке правовой экспертизы проектов нормативных правоввых актов, разрабатываемых Министерством;
б) консультирование служащих Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным законодательством и антимонопольным комплаенсом;
в) участие в порядке, установленном действующим законодательством и приказами Министерства, в проверках, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства;
г) информирование руководства Министерства о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
д) представление информации по курируемым вопросам уполномоченному подразделению Министерства, осуществляющему внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу, для подготовки доклада об антимонопольном комплаенсе.
11. К компетенции структурного подразделения Министерства по вопросам государственной гражданской службы, кадров, противодействия и предотвращения коррупции относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению;
б) проведение проверок в случаях нарушения требований антимонопольного законодательства служащими Министерства при осуществлении должностных обязанностей, в том числе контрольно-надзорных функций;
в) информирование руководства Министерства о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
г) ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением при поступлении на государственную гражданскую службу в Министерство;
д) организация совместно с другими уполномоченными подразделениями Министерства систематического обучения работников Министертсва требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
е) представление информации по курируемым вопросам уполномоченному подразделению Министерства, осуществляющему внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу, для подгготовки доклада об антимонопольном комплаенсе.
12. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - Коллегиальный орган), возлагаются на Общественный совет при Министерстве.
13. К функциям Коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка плана мероприятия («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Выявление и оценка рисков нарушения
антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
14. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства являются неотъемлемой частью внутреннего контроля соблюдения Министерством антимонопольного законодательства.
15 По результатам оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства определяются риски нарушения антимонопольного законодательства, вероятность, причины и условия их возникновения.
16. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Министерства в части своей компетенции не реже одного раза в год проводится сбор сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства и анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности структурного подразделения за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
По результатам анализа выявленных нарушений и рисков нарушения антимонопольного законодательства структурные подразделения Министерства для обобщения и контроля предоставляют уполномоченному подразделению, осуществляющему внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу:
- информацию об анализе выявленных нарушений и рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- предложения в план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в установленной сфере деятельности.
Сроки и форма предоставления информации устанавливаются уполномоченным подразделением, осуществляющим внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу.
17. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Министерства на регулярной основе также проводится анализ действующих нормативных правовых актов.
При проведении анализа действующих нормативных правовых актов структурными подразделениями Министерства в пределах компетенции реализуются следующие мероприятия:
1) разрабатывается исчерпывающий перечень действующих нормативных правовых актов Министерства (далее – перечень актов) с приложением текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведенья, относящиеся к охраняемой законом тайне;
2) перечень актов размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе;
3) на официальном сайте Министерства размещается уведомление о начале сбора замечаний и предложений от организаций и граждан по перечню актов;
4) осуществляется сбор и анализ представленных замечаний и предложений от организаций и граждан.
Анализ действующих правовых актов проводится не реже одного раза в год.
18. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченными подразделениями на регулярной основе проводятся:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства, за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
- анализ действующих нормативных правовых актов ;
- анализ проектов нормативных правовых актов;
- мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
- проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков антимонопольного законодательства.
19. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением, осуществляющим внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление на основе представленных структурными подразделениями Министерства сведений перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
20. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением Министерства по правовым вопросам в установленном приказами Министерства порядке реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте Ми нистерства в сети Интернет, Портале независимой антикоррупционной экспертизы Республики Крым проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
21. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства в порядке, определенном пунктом 18 настоящего Положения, уполномоченным подразделением, осуществляющим внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу, проводится их оценка с учетом следующих показателей:
1) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
2) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства;
4) привлечение к административной и (или) дисциплинарной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства и (или) антимонопольного комплаенса должностных лиц Министерства.
В качестве матрицы рисков используется следующая формула:
Уровень риска
Описание риска
Низкий
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют
Незначительный
Возможность выдачи предупреждения
Существенный
Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Высокий
Возможность выдачи предупреждения и (или) возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной (дисциплинарной) ответственности
Составляется карта рисков, в которую включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
Карта рисков составляется не реже одного раза в год, подлежит утверждению министром труда и социальной защиты Республики Крым и размещается на официальном сайте Министерства в сети «Интернет».
22. Информация о выявлении и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
23. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом на основе карты рисков нарушения антимонопольного законодательства и предложений структурных подразделений Министерства разрабатывается план мероприятий («дорожная карта»), представляющий собой перечень мер, необходимых для устранения причин и условий недопущения, ограничения и устранения конкуренции и последовательность их применения, а также перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных рисков.
План мероприятий («дорожная карта») подлежит пересмотру в случае внесений изменений в карту рисков.
24. В плане мероприятий («дорожной карте») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства указываются:
- наименования общих мер по минимизации и устранению рисков;
- описание конкретных действий, направленных на исполнение мероприятий;
- должностное лицо (структурное подразделение) Министерства, ответственное за исполнение мероприятия;
- срок исполнения мероприятия;
- показатели выполнения мероприятий.
При необходимости в плане мероприятий могут быть указаны дополнительные сведения.
25. План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается ежегодно.
26. План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается актом Министерства после одобрения его Коллегиальным органом и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
27. Уполномоченное подразделение, осуществляющее внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу и ответственные за исполнение мероприятий структурные подразделения Министерства на постоянной основе осуществляют мониторинг исполнения плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
28. Информация об утверждении и исполнении плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса
29. В целях оценки организации и функционирования в Мнистерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
Ключевые показатели для Министерства устанавливаются в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в результате деятельности Министерства по результатам выявления и оценки рисков, с учетом матрицы рисков, описанной в пункте 21 настоящего Положения.
30. Ключевые показатели . эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Также количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях, (единицы, штуки), так. я в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
31. Уполномоченное подразделение, осуществляющее внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу, ежегодно формирует информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
32. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Оценка эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется Коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
VI .Доклад об антимонопольном комплаенсе
33. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
- информацию о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
- информацию об утверждении и исполнении плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
34. Доклад об антимонопольном комплаенсе Министерства по итогу года представляется уполномоченным подразделением, осуществляющим внутренний финансовый аудит и контрольно-ревизионную работу в Министерстве на утверждение Коллегиальному органу.
Доклад об антимонопольном комплаенсе Министерства, утвержденный Коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Министр Е. Романовская
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 02.03.2021 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.040 Антимонопольное законодательство |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: