Основная информация

Дата опубликования: 24 мая 2017г.
Номер документа: RU12000201700423
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Марий Эл
Принявший орган: Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПРИКАЗ

от 24 мая 2017 года № 662

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 19 АПРЕЛЯ 2017 Г. № 508

Приказываю:

Внести в приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 19 апреля 2017 г. № 508 «О создании базовой профессиональной образовательной организации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Марий Эл от 3 мая 2017 г., регистрационный № 120520170015) следующее изменение:

Положение о базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов, утвержденное указанным выше приказом, изложить в новой редакции (прилагается).

Министр Н.Адамова

Приложение

к приказу Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 19 апреля 2017 г. № 508 (в редакции приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 24 мая 2017 г. № 662)

ПОЛОЖЕНИЕ

о базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в условиях базовой профессиональной образовательной организации.

1.2. Базовая профессиональная образовательная организация (далее - БПОО) обеспечивает поддержку функционирования системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Республике Марий Эл.

БПОО осуществляет методическое сопровождение организации и реализации профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях Республики Марий Эл.

1.3. Положение разработано в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации;

Конвенцией о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.;

Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

1.4. Основные понятия, используемые в данном Положении:

базовая профессиональная образовательная организация (БПОО) - профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку функционирования региональной системы профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Республике Марий Эл;

обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

адаптированная образовательная программа - образовательная программа профессионального образования (обучения), адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

1.5. Направления деятельности БПОО:

профориентационная деятельность, осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам получения среднего профессионального образования, в том числе с проведением профессиональной диагностики;

обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, учитывающим особенности ограничений по состоянию здоровья;

разработка адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения;

реализация адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы;

оснащение специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов;

сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, педагогических работников профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл;

разработка и совершенствование научно-методического сопровождения модели социально-профессиональной реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях интегрированного обучения;

обеспечение технической и методической поддержки внедрения и развития дистанционных технологий в процесс профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ и повышение квалификации педагогов;

организация и развитие электронного сетевого взаимодействия общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, органов службы занятости населения, предприятий и организаций по обеспечению профессиональной подготовки и эффективной социально-профессиональной реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ;

анализ и обобщение опыта работы профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл, осуществляющих обучение инвалидов и лиц с ОВЗ;

организация семинаров, мастер-классов, конференций, вебинаров по распространению модели эффективной социально-профессиональной реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ;

реализация комплекса мер по профессиональной ориентации и предпрофильной подготовке инвалидов и лиц с ОВЗ по профессиям и специальностям, востребованным на республиканском рынке труда;

разработка и адаптация учебно-методического обеспечения образовательных программ, реализуемых на основе дистанционных технологий.

1.6. Целью среднего профессионального образования по адаптированным образовательным программам является обеспечение инвалидам и лицам с ОВЗ доступа к качественному среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению, необходимому для их максимальной адаптации в среде сверстников с нормативным развитием и полноценной социализации в обществе.

1.7. Задачи инклюзивного профессионального образования:

освоение обучающимися профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и (или) программ профессионального обучения;

формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам инвалидов и лиц с ОВЗ;

успешная социализация обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;

обеспечение полноценного участия инвалидов и лиц с ОВЗ в жизни общества;

эффективная самореализация инвалидов и лиц с ОВЗ в различных видах профессиональной деятельности.

1.8. Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может осуществляться посредством:

совместного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений, в одной аудитории БПОО;

создания группы для инвалидов и лиц с ОВЗ в БПОО;

обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательной организации, не являющейся БПОО, но входящей в сетевое взаимодействие с ней.

1.9. Допускается сочетание различных форм организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2. Организационно-нормативные требования к БПОО

2.1. Регулирование деятельности по организации получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ осуществляется локальными нормативными актами БПОО.

Локальные нормативные акты БПОО должны содержать нормы по организации получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ.

2.2. Ведение специализированного учета обучающихся с инвалидностью и ОВЗ на этапах их поступления в профессиональную образовательную организацию, обучения, трудоустройства.

2.3. Обеспечение информационной открытости БПОО для инвалидов и лиц с ОВЗ и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе на сайте БПОО в сети Интернет.

2.4. БПОО является региональным центром развития движения «Абилимпикс» (далее - Центр) в системе профессионального образования республики.

К основным задачам Центра относятся:

формирование методического и педагогического опыта по направлениям деятельности движения «Абилимпикс» в системе профессионального образования республики;

разработка и актуализация модульных программ повышения квалификации методистов, педагогических работников системы среднего профессионального образования по направлениям подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

повышение уровня профессиональных навыков и развитие компетенций обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в республике;

развитие стратегического партнерства с государственными и негосударственными организациями, предприятиями и учреждениями республики для достижения целей движения «Абилимпикс»;

формирование позитивного общественного мнения по поддержке трудоустройства людей с инвалидностью и ОВЗ;

взаимодействие с Национальным центром развития конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс».

3. Содержание и организация образовательного процесса

3.1. Содержание образования и организация образовательного процесса в БПОО регламентируются основными профессиональными образовательными программами, разработанными на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

3.2. Обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения может осуществляться в том числе в сетевой форме с привлечением других образовательных организаций, предприятий, что позволяет обеспечить реализацию профессиональных образовательных программ.

Обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, которым не требуются адаптированные образовательные программы обучения, организуется совместно с обучающимися, не имеющими таких ограничений.

3.3. Для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе не имеющих основного общего образования, которым рекомендованы адаптированные образовательные программы профессионального обучения, могут создаваться отдельные учебные группы.

3.4. Группа профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ открывается на 1 сентября нового учебного года приказом директора БПОО.

3.5. Прием обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в БПОО по адаптированным образовательным программам (специальные группы или совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками) осуществляется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по выбору образовательной программы и формы обучения, а также заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и оформляется приказом директора БПОО. При приеме на обучение БПОО обязана ознакомить поступающего, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3.6. Распорядок дня для обучающихся в данных группах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа этих групп организуется в первую смену, возможно сокращение длительности занятий.

3.7. Образовательный процесс в группах для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ может осуществляться по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения при отсутствии противопоказаний к обучению по выбранной специальности (профессии).

3.8. При приеме на обучение по программам среднего профессионального образования по специальностям и профессиям технического профиля, связанным с осуществлением потенциально опасных видов деятельности, необходимо учитывать рекомендации и противопоказания бюро медико-социальной экспертизы.

3.9. Выбор мест прохождения практики для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ должен осуществляться с учетом их доступности. При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся, имеющим инвалидность, профессиональная образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.

3.10. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и государственная итоговая аттестация (итоговая аттестация) обучающихся с инвалидностью и ОВЗ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.11. Вопрос о переводе обучающихся с инвалидностью и ОВЗ на следующий курс должен решаться в порядке, установленном локальными актами БПОО, требованиями действующего законодательства в сфере образования.

3.12. Обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ, успешно освоившие адаптированную основную профессиональную образовательную программу, получают документ об образовании и о квалификации установленного образца.

3.13. Обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ, успешно освоившие адаптированную образовательную программу профессионального обучения, получают документ о квалификации.

3.14. Рекомендуется обеспечивать участие всех обучающихся с ОВЗ независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

3.15. Дисциплина в БПОО поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающегося, толерантного отношения к обучающимся с инвалидностью и ОВЗ.

3.16. БПОО содействует трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их закреплению на рабочих местах.

4. Обучающиеся БПОО

4.1. Права и обязанности обучающихся БПОО установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4.2. Обучающиеся имеют право на получение профессионального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и профессионального обучения, в том числе по индивидуальному учебному плану, адаптированной образовательной программе.

4.3. БПОО создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

5. Кадровое обеспечение образовательного процесса

5.1. Для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании и о квалификации.

5.2. Для осуществления психолого-педагогического сопровождения и облегчения адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям БПОО в штате могут быть предусмотрены должности педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, олигофренопедагога), сурдопереводчика, тьютора.

5.3. Деятельность тьюторов заключается в индивидуальной работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидами в образовательном процессе и процессе социализации.

Работа педагога-психолога (психолога, специального психолога) с обучающимися с ОВЗ и инвалидами в профессиональных образовательных организациях заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.

Социальный педагог (социальный работник) осуществляет социальную защиту, выявляет потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации.

Задачи сурдопедагога в профессиональной образовательной организации - обучение и развитие обучающихся с нарушениями органа слуха и осуществление деятельности по сопровождению процесса их обучения в профессиональной образовательной организации.

Тифлопедагог способствует развитию компенсаторных возможностей зрительного восприятия обучающихся с нарушениями зрения в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций); стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности; оказывает помощь в овладении специальными тифлотехническими средствами.

6. Финансирование

6.1. Финансирование БПОО, осуществляющей профессиональное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

6.2. Размер доплат и надбавок педагогическим работникам, осуществляющим обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, устанавливается БПОО самостоятельно в соответствии с локальным актом об оплате труда.».

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 07.02.2019
Рубрики правового классификатора: 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать