Основная информация

Дата опубликования: 24 декабря 2012г.
Номер документа: RU12000201201103
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Марий Эл
Принявший орган: Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 1 августа 2012 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПРИКАЗ

от 24 декабря 2012 года № 1901

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 1 АВГУСТА 2012Г. № 1063

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации», а также на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 августа 2012г. № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» приказываю:

Внести в приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 1 августа 2012г. № 1063 «Об утверждении Порядка и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (зарегистрирован Министерством юстиции Республики Марий Эл 9 августа 2012г., регистрационный № 120520120035) в редакции приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 11 октября 2012г. № 1475 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 1 августа 2012г. № 1063» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Марий Эл 25 октября 2012г., регистрационный № 120520120040) следующее изменение:

Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденную вышеуказанным приказом, изложить в новой редакции (прилагается).

Министр Г. Швецова

УТВЕРЖДЕНА

приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 1 августа 2012г. № 1063 (в редакции приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 24 декабря 2012г. № 1901)

ПРОГРАММА

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Темы

Количество академических часов

Всего

Лекции

Семинары-тренинги

1

2

3

4

5

Раздел I «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители»

4

1

3

1.

Задачи, содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

-

2.

Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки

1

-

1

3.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей

1

-

1

4.

Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

1

-

1

Раздел II «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»

6

-

6

1.

Потребности развития ребенка и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать

2

-

2

2.

Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи и особенности семейной системы

2

-

2

3.

Оценка кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

2

-

2

Раздел III «Этапы развития ребенка»

6

2

4

1.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество)

4

2

2

2.

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность

2

-

2

Раздел IV «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка»

6

4

2

1.

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка

2

2

-

2.

Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия

2

2

-

3.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение

Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение

2

-

2

Раздел V «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей»

6

-

6

1.

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка

2

-

2

2.

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности, «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»)

2

-

2

3.

Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка

2

-

2

Раздел VI «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи»

6

-

6

1.

Особенности ожидания приемных семей: страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Этапы адаптационного периода: чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. способы преодоления трудностей адаптации

4

-

4

2.

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный.

Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье

2

-

2

Раздел VII «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»

6

-

6

1.

Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ).

Их причины и способы работы с ними.

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм

4

-

4

2.

Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка

2

-

2

Раздел VIII «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка»

5

5

-

1.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни

1

1

-

2.

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах

2

2

-

3.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка

2

2

-

Раздел IX «Особенности полового воспитания приемного ребенка»

3

-

3

1.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения

1

-

1

2.

Формирование половой идентичности у ребенка.

Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

2

-

2

Раздел X «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»

8

-

8

1.

Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.

Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи

4

-

4

2.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.

Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка

4

-

4

Раздел XI «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»

8

8

-

1.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства

2

2

-

2.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка

2

2

-

3.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства

2

2

-

4.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семье ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье, порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации

2

2

-

Раздел XII «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям»

2

-

2

1.

Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом

1

-

1

2.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.

Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом

1

-

1

Раздел XIII «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители»

3

-

3

1.

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.

Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание

1

-

1

2.

Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

Зачет в форме собеседования

2

-

2

Всего

69

20

49

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать