Основная информация
Дата опубликования: | 25 июня 2018г. |
Номер документа: | RU93000201800953 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Крым |
Принявший орган: | Министерство транспорта Республики Крым |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИКАЗ
От 25.06.2018 № 192
Г. СИМФЕРОПОЛЬ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
В МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 22.05.2018 № 234 "Об утверждении Положения о наставничестве
на государственной гражданской службе Республики Крым", в целях оказания практической помощи в профессиональном становлении,
в приобретении новых профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих,
ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить прилагаемое Положение об организации наставничества на государственной гражданской службе в Министерстве транспорта Республики Крым (далее - Положение).
Отделу кадровой и организационной работы управления правовой, кадровой, организационной работы и делопроизводства довести до сведения руководителей структурных подразделений Министерства данное Положение.
3. Руководителям структурных подразделений Министерства:
3.1. Организовать работу по внедрению в практическую деятельность прилагаемого Положения;
3.2. На постоянной основе обеспечивать определение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, и назначение им наставников.
4. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Республики Крым от 16.10.2016 № 307 «Об утверждении положения
о наставничестве на государственной гражданской службе в Министерстве транспорта Республики Крым».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр Ю. Овсянников
Приложение
к приказу № _______________
от «___» ____________20___г.
Положение о наставничестве на государственной гражданской службе
в Министерстве транспорта Республики Крым
Общие положения
1. Настоящее Положение о наставничестве на государственной гражданской службе в Министерстве транспорта Республики Крым (далее –Положение) разработано в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», распоряжением Совета министров Республики Крым от 17 ноября 2017 года № 1332-р
«Об утверждении Плана мероприятий по развитию государственной гражданской службы Республики Крым на 2017 - 2018 годы», постановлением Совета министров Республики Крым от 22 мая 2018 года
№ 234 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Крым» и определяет порядок организации адаптации и наставничества на государственной гражданской службе
в Министерстве транспорта Республики Крым (далее – Министерство).
1.1. Целью наставничества является оказание помощи государственным гражданским служащим Министерства (далее – гражданские служащие),
в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональной
и должностной адаптации, в развитии их профессиональных знаний, навыков, умений, способствующих качественному исполнению должностных обязанностей.
1.2. Основными задачами наставничества являются:
- ускорение процесса профессионального становления гражданских служащих, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- формирование сплоченного грамотного коллектива за счет включения в адаптационный процесс опытных гражданских служащих, снижение текучести кадров.
1.3. Основные понятия, используемые в Положении.
Наставничество - кадровая технология, предполагающая передачу знаний и навыков от более квалифицированных гражданских служащих менее квалифицированным, а также содействие в обеспечении их профессионального становления и развития.
Адаптация - процесс овладения гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, системой профессиональных знаний и навыков, способностью эффективного применения их на практике.
Наставник - гражданский служащий, определяемый ответственным
за передачу профессиональных знаний и навыков лицу, в отношении которого осуществляется наставничество.
Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество:
- гражданский служащий, впервые поступивший на государственную гражданскую службу в Министерство, в том числе с установлением срока испытания;
- гражданский служащий, вновь принятый на гражданскую службу после продолжительного перерыва (более одного года) в ее прохождении
(в случае установления срока испытания);
- гражданский служащий, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которого требует назначения наставника;
- стажер/студент, заключивший договор об обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и/или проходящим стажировку/практику в Министерстве.
Лицо, управляющее процессом наставничества - руководитель структурного подразделения Министерства, руководитель Министерства.
1.4. Наставничество не осуществляется в отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители" "высшей" и "главной" групп должностей, а также отнесенные к категории "помощники (советники)".
II. Организация наставничества
2.1. Внедрение наставничества в Министерстве осуществляется на основе издания приказа Министерства.
2.2. Определение наставника с указанием срока осуществления наставничества оформляется приказом Министерства на основании служебной записки руководителя соответствующего структурного подразделения Министерства в срок не позднее десяти рабочих дней со дня назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.
2.3. Срок осуществления наставничества устанавливается продолжительностью от одного до шести месяцев в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки гражданского служащего.
В срок осуществления наставничества не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда наставник или лицо,
в отношении которого осуществляется наставничество, не исполняли свои должностные обязанности.
2.4. В случае быстрого и эффективного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых профессиональных знаний и навыков, по служебной записке руководителя соответствующего структурного подразделения Министерства и наставника наставничество может быть завершено досрочно.
2.5. Наставник может осуществлять наставничество в отношении
не более двух лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, одновременно.
2.6. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе
с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником,
в соответствии с образцом (приложение 1 к настоящему Положению).
2.7. Замена наставника осуществляется актом Министерства
в следующих случаях:
- при освобождении наставника от замещаемой должности гражданской службы;
-при переводе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы;
- при ненадлежащем исполнении наставником своих обязанностей;
- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в том числе невозможность установления межличностных взаимоотношений, привлечение наставника
к дисциплинарной ответственности, отсутствие на службе наставника
в течение более одного месяца.
При этом период осуществления наставничества не изменяется.
2.8. Отдел кадровой и организационной работы управления правовой, кадровой, организационной работы и делопроизводства (далее – отдел кадровой и организационной работы) Министерства осуществляет организационное и координационное сопровождение процесса наставничества.
2.8.1. Организационное сопровождение наставничества заключается в:
- информационном содействии в подборе наставника;
- поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции;
- подготовке проекта приказа Министерства об определении наставника(ов);
- оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению;
- осуществлении контроля за завершением периода наставничества.
2.8.2. Координация работы по наставничеству заключается в:
- проведении анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
- анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
III. Руководство наставничеством
3.1. Руководство и контроль за организацией наставничества, координацию деятельности наставников осуществляет министр транспорта Республики Крым (далее – министр) или уполномоченное им лицо.
3.2. Ответственность за организацию наставничества в структурном подразделении Министерства, в котором осуществляется наставничество, несет руководитель указанного структурного подразделения Министерства (далее – руководитель структурного подразделения).
3.3. Руководитель структурного подразделения:
- определяет лиц, в отношении которых в соответствии с Положением необходимо осуществление наставничества;
- ходатайствует в произвольной форме перед министром о кандидатуре наставника, сроке осуществления наставничества;
- осуществляет оперативный контроль за деятельностью наставника
и лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс наставничества;
- создает необходимые условия для эффективного взаимодействия наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества в отдел кадровой и организационной работы Министерства.
IV. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник обязан:
- способствовать своевременной и результативной подготовке лица,
в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному профессиональному исполнению должностных обязанностей;
- разработать совместно с руководителем структурного подразделения
в течение пяти рабочих дней с начала срока наставничества индивидуальный план наставничества;
- осуществлять контроль за выполнением лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом наставничества;
- содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы Министерства, в выполнении поручений, связанных со служебной деятельностью;
- оказывать помощь лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в изучении действующего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Министерства, в овладении практическими навыками качественного выполнения служебных заданий и поручений;
- оказывать помощь в решении вопросов, возникающих у лица,
в отношении которого осуществляется наставничество, при исполнении им служебной деятельности;
- в корректной форме давать оценку результатам работы, помогать
в преодолении имеющихся недостатков;
- докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине, результатах профессионального становления;
- составлять и представлять в отдел кадровой и организационной работы Министерства отчет по результатам наставничества по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению, утвержденный руководителем структурного подразделения.
4.2. Наставник имеет право:
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- вносить предложения руководителю структурного подразделения
о применении к лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, мер поощрения и дисциплинарного воздействия, а также по иным вопросам осуществления наставничества;
- требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом наставничества.
V. Права и обязанности лица,
в отношении которого осуществляется наставничество
5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- выполнять в установленные сроки и в полном объеме мероприятия, предусмотренные индивидуальным планом наставничества;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные
с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы
и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
- совместно с наставником решать вопросы, возникающие в процессе исполнения служебной деятельности;
- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением отдельных должностных обязанностей;
- проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной служебной деятельности.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- пользоваться имеющейся в Министерстве и структурном подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
- при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к руководителю структурного подразделения с ходатайством
о замене наставника.
VI. Завершение наставничества,
стимулирование работы наставника
6.1. В течение пяти рабочих дней по окончании установленного приказом Министерства срока наставничества:
6.1.1. Наставник готовит отчет о результатах наставничества, который утверждается руководителем структурного подразделения. При необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального уровня;
6.1.2. Лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество, заполняет анкету оценки наставничества по форме согласно приложению 4
к настоящему Положению.
6.2. Утвержденный руководителем структурного подразделения отчет
о результатах наставничества и анкета оценки наставничества передается
в отдел кадровой и организационной работы Министерства.
6.3. Отдел кадровой и организационной работы Министерства готовит доклад министру об организации и результатах наставнической работы.
6.4. Результатами эффективной работы наставника являются:
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
- положительная мотивация к профессиональной деятельности
и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность
в служебной деятельности при принятии решений и выполнении должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений, поручений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
6.5. Результаты работы наставника учитываются при присвоении классного чина (в случае решения вопроса о присвоении классного чина
до истечения срока, установленного для прохождения гражданской службы
в соответствующем классном чине), прохождении аттестации, включении
в кадровый резерв на вышестоящую должность, назначении на вышестоящую должность и поощрении.
6.6. Материалы по организации наставничества хранятся в отделе кадровой и организационной работы Министерства в течение 5 лет
в соответствии с номенклатурой дел Министерства.
Приложение 1
к Положению о наставничестве
на государственной гражданской службе
в Министерстве транспорта Республики Крым
СОГЛАСИЕ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАСТАВНИКОМ
Я, ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________,
даю согласие на закрепление меня наставником над
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
на период
с « ____» ________________ 20 ___ г. по « ____» ________________ 20 ___ г.
дата подпись ФИО
Приложение 2
к Положению о наставничестве
на государственной гражданской службе
в Министерстве транспорта Республики Крым
Индивидуальный план наставничества
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________
лица, в отношении которого осуществляется наставничество
__________________________________________________________________
Структурное подразделение
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Должность _________________________________________________________________
Период наставничества с "___" ________ 20___ г. по "___" ________ 20___ г.
№ п/п
Мероприятия по наставничеству
Сроки выполнения
Оценка (от 0 до 5 баллов)
I. Теоретическая работа
1
Ознакомление с организационной структурой Министерства транспорта Республики Крым
2
Ознакомление с системой документооборота, с порядком и особенностями ведения служебной документации в Министерстве транспорта Республики Крым
3
Изучение системы электронного документооборота, программных продуктов, используемых в служебной деятельности
II. Практические мероприятия
1
Работа с документами (порядок оформления документов)
2
Выполнение поручений (полнота, качество и т.д.)
3
Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом
4
Освоение системы электронного документооборота
5
Прочее <*>
<*> - мероприятия могут быть выбраны из Приложения 5 к методическому инструментарию по применению наставничества на государственной гражданской службе, разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, либо разработаны самостоятельно.
Индивидуальный план наставничества разработали:
Наставник: __________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
____________________________________________________________________________________________________________________________________ "___" __________ 20___ г.
Руководитель структурного подразделения:
__________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
____________________________________________________________________________________________________________________________________ "___" __________ 20___ г.
С планом прохождения наставничества ознакомлен:
_______________ ___________________________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Критерии оценки выполнения мероприятий
в период наставничества
Оценка выполнения (балл)
Критерии качества выполнения порученной работы
0
Не выполнено
1
Выполнено неправильно
2
Выполнено со значительными недостатками
(более 3)
3
Выполнено с недостатками (до 3 включительно)
4
Выполнено с незначительными замечаниями
5
Выполнено без замечаний
Приложение 3
к Положению о наставничестве
на государственной гражданской службе
в Министерстве транспорта Республики Крым
УТВЕРЖДАЮ
_____________________________________
наименование должности руководителя
_____________________________________
структурного подразделения
_____________________________________
Подпись
"______" ______________________ 20___ г.
Отчет по результатам наставничества
__________________________________________________________________
Ф.И.О. и должность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество
__________________________________________________________________
Период осуществления наставничества с ___________________ по ____________________
1. Наставничество завершено удовлетворительно.
__________________________________________________________________ (краткая характеристика: информация о выполнении индивидуального плана наставничества, о наличии у государственного __________________________________________________________________
гражданского служащего Республики Крым необходимого объема знаний, умений и навыков, требующихся для исполнения
__________________________________________________________________ служебных обязанностей, и о его готовности к работе)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
(рекомендации государственному гражданскому служащему Республики Крым по результатам осуществления наставничества)
2. Наставничество завершено неудовлетворительно.
Основания для признания результата прохождения наставничества
неудовлетворительным:
__________________________________________________________________ (указываются причины, послужившие основанием для признания результата прохождения наставничества неудовлетворительным, __________________________________________________________________
доказательства несоответствия государственного гражданского служащего Республики Крым замещаемой им должности, ошибки,
__________________________________________________________________ выявленные при исполнении должностных обязанностей, в том числе неправильное применение нормативных правовых актов __________________________________________________________________
Российской Федерации и Республики Крым при подготовке служебных документов, несоблюдение сроков исполнения поручений __________________________________________________________________ вышестоящих руководителей и некачественная подготовка служебных материалов, нарушение прав и законных интересов __________________________________________________________________ граждан и организаций)
___________________ _______________ _________________________
(наименование должности наставника) (подпись) (расшифровка подписи)
"_____" __________________ 20____ г.
С выводом ознакомлен(а)
__________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись лица, в отношении которого осуществлялось наставничество)
__________________________________________________________________
"_____" __________________ 20____ г.
Приложение 4
к Положению о наставничестве
на государственной гражданской службе
в Министерстве транспорта Республики Крым
АНКЕТА
ОЦЕНКИ НАСТАВНИЧЕСТВА
Уважаемый сотрудник!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании процесса наставничества
в Министерстве транспорта Республики Крым.
Ваши ответы будут учитываться при решении проблем, с которыми сталкивается сотрудник на новом месте работы, и определить направления совершенствования системы наставничества.
1. Был ли у Вас наставник?
А) Да;
Б) Нет;
В) Затрудняюсь ответить.
2. Кто оказал Вам наибольшую помощь в период адаптации?
А) Непосредственный руководитель;
Б) Наставник;
В) Коллеги;
Г) другое ________________________________________________________________.
3. В какой день работы Вы в первый раз побеседовали со своим
непосредственным руководителем? (заполняется вновь принятым сотрудником)
А) В первый день;
Б) Во второй день;
В) На третий день;
Г) На четвертый день;
Д) На пятый день;
Е) На второй неделе работы;
Ж) Еще позже (напишите, когда) ___________________________________________;
З) Как таковой вводной беседы не было.
4. Как часто Вы обсуждали со своим наставником результаты Вашей работы?
А) Чаще одного раза в неделю;
Б) Еженедельно;
В) Примерно раз в две недели;
Г) Ежемесячно;
Д) Ни разу;
Е) Другое (укажите, когда) _________________________________________________.
5. Подводились ли итоги Вашей работы по истечении испытательного срока?
Если "да", то как и когда это происходило? (укажите в комментариях)
А) Да; Б) Нет.
комментарии: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Как долго продолжалась Ваша адаптация к условиям нового места работы:
А) До 1 месяца;
Б) До 2 месяцев;
В) До 3 месяцев;
Г) Свыше 3 месяцев.
7. Были ли Вы ознакомлены с информационными, методическими и нормативными документами, необходимыми для выполнения работы?
А) Да; Б) Нет.
7.1. Если Вы выбрали ответ "да", укажите, какие материалы оказали Вам наибольшую помощь (можно выбрать несколько вариантов ответов):
А) документы, регламентирующие деятельность отдела (управления, сектора);
Б) документы, регламентирующие правовые основы прохождения государственной гражданской службы;
В) "памятка новичка";
Г) другое (перечислите эти документы)
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
8. Как Вы оцениваете информационные, методические, нормативные и иные материалы, предлагаемые новичку:
А) Информация устарела;
Б) Информация в целом бесполезна для новичка;
В) Информация непонятна, а спросить не у кого;
Г) Другое (прокомментируйте свой ответ)
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Кто Вам рассказал о Ваших функциональных обязанностях?
А) Непосредственный руководитель;
Б) Коллеги;
В) Сотрудник отдела кадров;
Г) Я понял(а) все сам(а).
10. Что Вам показалось наиболее сложным в течение периода адаптации:
А) Освоение своих профессиональных обязанностей;
Б) Вхождение в коллектив;
В) Привыкание к новым условиям труда;
Г) Другое.
10.1. Как Вы думаете, почему это для Вас оказалось трудным
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.2. Вы решили эту проблему? Если да, то как? Если нет, то почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. В какой период своей деятельности Вы почувствовали, что овладели профессиональными навыками в достаточной мере, чтобы самостоятельно и эффективно работать в рамках занимаемой должности?
А) До 1 месяца;
Б) До 2 месяцев;
В) До 3 месяцев;
Г) Свыше 3 месяцев.
12. Был ли у Вас план работы с наставником? А) Да; Б) Нет.
12.1. Если Вы ответили "ДА", то укажите пожалуйста:
Все ли поставленные задачи удалось выполнить? Если нет, что помешало?
А) Да; Б) Нет.
Было ли у Вас все необходимое для выполнения запланированных задач?
А) Да; Б) Нет.
Осуществлялся ли контроль вашей деятельности, степени усвоения информации?
А) Да; Б) Нет.
Достаточно ли было консультаций наставника для выполнения задач данного плана?
А) Да; Б) Нет.
13. Устроило ли Вас ваше взаимодействие с вашим наставником (Достаточно
ли он Вам уделял времени? Помог ли адаптироваться к работе?):
А) Да;
Б) Нет;
В) Нет, недостаточно;
Г) Достаточно, но можно и больше.
14. Следует ли совершенствовать процессы наставничества в Министерстве транспорта?
А) Да; Б) Нет.
14.1. Если Вы выбрали вариант ответа "да", сформулируйте свои предложения по развитию института наставничества в Министерстве транспорта.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Оцените эффективность наставничества, осуществляемого в отношении Вас
А) высокий уровень;
Б) средний уровень;
В) низкий уровень.
Мы благодарим Вас за участие в анкетировании!
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИКАЗ
От 25.06.2018 № 192
Г. СИМФЕРОПОЛЬ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
В МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 22.05.2018 № 234 "Об утверждении Положения о наставничестве
на государственной гражданской службе Республики Крым", в целях оказания практической помощи в профессиональном становлении,
в приобретении новых профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих,
ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить прилагаемое Положение об организации наставничества на государственной гражданской службе в Министерстве транспорта Республики Крым (далее - Положение).
Отделу кадровой и организационной работы управления правовой, кадровой, организационной работы и делопроизводства довести до сведения руководителей структурных подразделений Министерства данное Положение.
3. Руководителям структурных подразделений Министерства:
3.1. Организовать работу по внедрению в практическую деятельность прилагаемого Положения;
3.2. На постоянной основе обеспечивать определение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, и назначение им наставников.
4. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Республики Крым от 16.10.2016 № 307 «Об утверждении положения
о наставничестве на государственной гражданской службе в Министерстве транспорта Республики Крым».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр Ю. Овсянников
Приложение
к приказу № _______________
от «___» ____________20___г.
Положение о наставничестве на государственной гражданской службе
в Министерстве транспорта Республики Крым
Общие положения
1. Настоящее Положение о наставничестве на государственной гражданской службе в Министерстве транспорта Республики Крым (далее –Положение) разработано в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», распоряжением Совета министров Республики Крым от 17 ноября 2017 года № 1332-р
«Об утверждении Плана мероприятий по развитию государственной гражданской службы Республики Крым на 2017 - 2018 годы», постановлением Совета министров Республики Крым от 22 мая 2018 года
№ 234 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Крым» и определяет порядок организации адаптации и наставничества на государственной гражданской службе
в Министерстве транспорта Республики Крым (далее – Министерство).
1.1. Целью наставничества является оказание помощи государственным гражданским служащим Министерства (далее – гражданские служащие),
в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональной
и должностной адаптации, в развитии их профессиональных знаний, навыков, умений, способствующих качественному исполнению должностных обязанностей.
1.2. Основными задачами наставничества являются:
- ускорение процесса профессионального становления гражданских служащих, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- формирование сплоченного грамотного коллектива за счет включения в адаптационный процесс опытных гражданских служащих, снижение текучести кадров.
1.3. Основные понятия, используемые в Положении.
Наставничество - кадровая технология, предполагающая передачу знаний и навыков от более квалифицированных гражданских служащих менее квалифицированным, а также содействие в обеспечении их профессионального становления и развития.
Адаптация - процесс овладения гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, системой профессиональных знаний и навыков, способностью эффективного применения их на практике.
Наставник - гражданский служащий, определяемый ответственным
за передачу профессиональных знаний и навыков лицу, в отношении которого осуществляется наставничество.
Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество:
- гражданский служащий, впервые поступивший на государственную гражданскую службу в Министерство, в том числе с установлением срока испытания;
- гражданский служащий, вновь принятый на гражданскую службу после продолжительного перерыва (более одного года) в ее прохождении
(в случае установления срока испытания);
- гражданский служащий, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которого требует назначения наставника;
- стажер/студент, заключивший договор об обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и/или проходящим стажировку/практику в Министерстве.
Лицо, управляющее процессом наставничества - руководитель структурного подразделения Министерства, руководитель Министерства.
1.4. Наставничество не осуществляется в отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители" "высшей" и "главной" групп должностей, а также отнесенные к категории "помощники (советники)".
II. Организация наставничества
2.1. Внедрение наставничества в Министерстве осуществляется на основе издания приказа Министерства.
2.2. Определение наставника с указанием срока осуществления наставничества оформляется приказом Министерства на основании служебной записки руководителя соответствующего структурного подразделения Министерства в срок не позднее десяти рабочих дней со дня назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.
2.3. Срок осуществления наставничества устанавливается продолжительностью от одного до шести месяцев в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки гражданского служащего.
В срок осуществления наставничества не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда наставник или лицо,
в отношении которого осуществляется наставничество, не исполняли свои должностные обязанности.
2.4. В случае быстрого и эффективного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых профессиональных знаний и навыков, по служебной записке руководителя соответствующего структурного подразделения Министерства и наставника наставничество может быть завершено досрочно.
2.5. Наставник может осуществлять наставничество в отношении
не более двух лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, одновременно.
2.6. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе
с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником,
в соответствии с образцом (приложение 1 к настоящему Положению).
2.7. Замена наставника осуществляется актом Министерства
в следующих случаях:
- при освобождении наставника от замещаемой должности гражданской службы;
-при переводе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы;
- при ненадлежащем исполнении наставником своих обязанностей;
- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в том числе невозможность установления межличностных взаимоотношений, привлечение наставника
к дисциплинарной ответственности, отсутствие на службе наставника
в течение более одного месяца.
При этом период осуществления наставничества не изменяется.
2.8. Отдел кадровой и организационной работы управления правовой, кадровой, организационной работы и делопроизводства (далее – отдел кадровой и организационной работы) Министерства осуществляет организационное и координационное сопровождение процесса наставничества.
2.8.1. Организационное сопровождение наставничества заключается в:
- информационном содействии в подборе наставника;
- поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции;
- подготовке проекта приказа Министерства об определении наставника(ов);
- оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению;
- осуществлении контроля за завершением периода наставничества.
2.8.2. Координация работы по наставничеству заключается в:
- проведении анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
- анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
III. Руководство наставничеством
3.1. Руководство и контроль за организацией наставничества, координацию деятельности наставников осуществляет министр транспорта Республики Крым (далее – министр) или уполномоченное им лицо.
3.2. Ответственность за организацию наставничества в структурном подразделении Министерства, в котором осуществляется наставничество, несет руководитель указанного структурного подразделения Министерства (далее – руководитель структурного подразделения).
3.3. Руководитель структурного подразделения:
- определяет лиц, в отношении которых в соответствии с Положением необходимо осуществление наставничества;
- ходатайствует в произвольной форме перед министром о кандидатуре наставника, сроке осуществления наставничества;
- осуществляет оперативный контроль за деятельностью наставника
и лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс наставничества;
- создает необходимые условия для эффективного взаимодействия наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества в отдел кадровой и организационной работы Министерства.
IV. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник обязан:
- способствовать своевременной и результативной подготовке лица,
в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному профессиональному исполнению должностных обязанностей;
- разработать совместно с руководителем структурного подразделения
в течение пяти рабочих дней с начала срока наставничества индивидуальный план наставничества;
- осуществлять контроль за выполнением лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом наставничества;
- содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы Министерства, в выполнении поручений, связанных со служебной деятельностью;
- оказывать помощь лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в изучении действующего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Министерства, в овладении практическими навыками качественного выполнения служебных заданий и поручений;
- оказывать помощь в решении вопросов, возникающих у лица,
в отношении которого осуществляется наставничество, при исполнении им служебной деятельности;
- в корректной форме давать оценку результатам работы, помогать
в преодолении имеющихся недостатков;
- докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине, результатах профессионального становления;
- составлять и представлять в отдел кадровой и организационной работы Министерства отчет по результатам наставничества по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению, утвержденный руководителем структурного подразделения.
4.2. Наставник имеет право:
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- вносить предложения руководителю структурного подразделения
о применении к лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, мер поощрения и дисциплинарного воздействия, а также по иным вопросам осуществления наставничества;
- требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом наставничества.
V. Права и обязанности лица,
в отношении которого осуществляется наставничество
5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- выполнять в установленные сроки и в полном объеме мероприятия, предусмотренные индивидуальным планом наставничества;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные
с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы
и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
- совместно с наставником решать вопросы, возникающие в процессе исполнения служебной деятельности;
- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением отдельных должностных обязанностей;
- проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной служебной деятельности.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- пользоваться имеющейся в Министерстве и структурном подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
- при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к руководителю структурного подразделения с ходатайством
о замене наставника.
VI. Завершение наставничества,
стимулирование работы наставника
6.1. В течение пяти рабочих дней по окончании установленного приказом Министерства срока наставничества:
6.1.1. Наставник готовит отчет о результатах наставничества, который утверждается руководителем структурного подразделения. При необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального уровня;
6.1.2. Лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество, заполняет анкету оценки наставничества по форме согласно приложению 4
к настоящему Положению.
6.2. Утвержденный руководителем структурного подразделения отчет
о результатах наставничества и анкета оценки наставничества передается
в отдел кадровой и организационной работы Министерства.
6.3. Отдел кадровой и организационной работы Министерства готовит доклад министру об организации и результатах наставнической работы.
6.4. Результатами эффективной работы наставника являются:
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
- положительная мотивация к профессиональной деятельности
и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность
в служебной деятельности при принятии решений и выполнении должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений, поручений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
6.5. Результаты работы наставника учитываются при присвоении классного чина (в случае решения вопроса о присвоении классного чина
до истечения срока, установленного для прохождения гражданской службы
в соответствующем классном чине), прохождении аттестации, включении
в кадровый резерв на вышестоящую должность, назначении на вышестоящую должность и поощрении.
6.6. Материалы по организации наставничества хранятся в отделе кадровой и организационной работы Министерства в течение 5 лет
в соответствии с номенклатурой дел Министерства.
Приложение 1
к Положению о наставничестве
на государственной гражданской службе
в Министерстве транспорта Республики Крым
СОГЛАСИЕ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАСТАВНИКОМ
Я, ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________,
даю согласие на закрепление меня наставником над
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
на период
с « ____» ________________ 20 ___ г. по « ____» ________________ 20 ___ г.
дата подпись ФИО
Приложение 2
к Положению о наставничестве
на государственной гражданской службе
в Министерстве транспорта Республики Крым
Индивидуальный план наставничества
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________
лица, в отношении которого осуществляется наставничество
__________________________________________________________________
Структурное подразделение
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Должность _________________________________________________________________
Период наставничества с "___" ________ 20___ г. по "___" ________ 20___ г.
№ п/п
Мероприятия по наставничеству
Сроки выполнения
Оценка (от 0 до 5 баллов)
I. Теоретическая работа
1
Ознакомление с организационной структурой Министерства транспорта Республики Крым
2
Ознакомление с системой документооборота, с порядком и особенностями ведения служебной документации в Министерстве транспорта Республики Крым
3
Изучение системы электронного документооборота, программных продуктов, используемых в служебной деятельности
II. Практические мероприятия
1
Работа с документами (порядок оформления документов)
2
Выполнение поручений (полнота, качество и т.д.)
3
Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом
4
Освоение системы электронного документооборота
5
Прочее <*>
<*> - мероприятия могут быть выбраны из Приложения 5 к методическому инструментарию по применению наставничества на государственной гражданской службе, разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, либо разработаны самостоятельно.
Индивидуальный план наставничества разработали:
Наставник: __________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
____________________________________________________________________________________________________________________________________ "___" __________ 20___ г.
Руководитель структурного подразделения:
__________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
____________________________________________________________________________________________________________________________________ "___" __________ 20___ г.
С планом прохождения наставничества ознакомлен:
_______________ ___________________________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Критерии оценки выполнения мероприятий
в период наставничества
Оценка выполнения (балл)
Критерии качества выполнения порученной работы
0
Не выполнено
1
Выполнено неправильно
2
Выполнено со значительными недостатками
(более 3)
3
Выполнено с недостатками (до 3 включительно)
4
Выполнено с незначительными замечаниями
5
Выполнено без замечаний
Приложение 3
к Положению о наставничестве
на государственной гражданской службе
в Министерстве транспорта Республики Крым
УТВЕРЖДАЮ
_____________________________________
наименование должности руководителя
_____________________________________
структурного подразделения
_____________________________________
Подпись
"______" ______________________ 20___ г.
Отчет по результатам наставничества
__________________________________________________________________
Ф.И.О. и должность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество
__________________________________________________________________
Период осуществления наставничества с ___________________ по ____________________
1. Наставничество завершено удовлетворительно.
__________________________________________________________________ (краткая характеристика: информация о выполнении индивидуального плана наставничества, о наличии у государственного __________________________________________________________________
гражданского служащего Республики Крым необходимого объема знаний, умений и навыков, требующихся для исполнения
__________________________________________________________________ служебных обязанностей, и о его готовности к работе)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
(рекомендации государственному гражданскому служащему Республики Крым по результатам осуществления наставничества)
2. Наставничество завершено неудовлетворительно.
Основания для признания результата прохождения наставничества
неудовлетворительным:
__________________________________________________________________ (указываются причины, послужившие основанием для признания результата прохождения наставничества неудовлетворительным, __________________________________________________________________
доказательства несоответствия государственного гражданского служащего Республики Крым замещаемой им должности, ошибки,
__________________________________________________________________ выявленные при исполнении должностных обязанностей, в том числе неправильное применение нормативных правовых актов __________________________________________________________________
Российской Федерации и Республики Крым при подготовке служебных документов, несоблюдение сроков исполнения поручений __________________________________________________________________ вышестоящих руководителей и некачественная подготовка служебных материалов, нарушение прав и законных интересов __________________________________________________________________ граждан и организаций)
___________________ _______________ _________________________
(наименование должности наставника) (подпись) (расшифровка подписи)
"_____" __________________ 20____ г.
С выводом ознакомлен(а)
__________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись лица, в отношении которого осуществлялось наставничество)
__________________________________________________________________
"_____" __________________ 20____ г.
Приложение 4
к Положению о наставничестве
на государственной гражданской службе
в Министерстве транспорта Республики Крым
АНКЕТА
ОЦЕНКИ НАСТАВНИЧЕСТВА
Уважаемый сотрудник!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании процесса наставничества
в Министерстве транспорта Республики Крым.
Ваши ответы будут учитываться при решении проблем, с которыми сталкивается сотрудник на новом месте работы, и определить направления совершенствования системы наставничества.
1. Был ли у Вас наставник?
А) Да;
Б) Нет;
В) Затрудняюсь ответить.
2. Кто оказал Вам наибольшую помощь в период адаптации?
А) Непосредственный руководитель;
Б) Наставник;
В) Коллеги;
Г) другое ________________________________________________________________.
3. В какой день работы Вы в первый раз побеседовали со своим
непосредственным руководителем? (заполняется вновь принятым сотрудником)
А) В первый день;
Б) Во второй день;
В) На третий день;
Г) На четвертый день;
Д) На пятый день;
Е) На второй неделе работы;
Ж) Еще позже (напишите, когда) ___________________________________________;
З) Как таковой вводной беседы не было.
4. Как часто Вы обсуждали со своим наставником результаты Вашей работы?
А) Чаще одного раза в неделю;
Б) Еженедельно;
В) Примерно раз в две недели;
Г) Ежемесячно;
Д) Ни разу;
Е) Другое (укажите, когда) _________________________________________________.
5. Подводились ли итоги Вашей работы по истечении испытательного срока?
Если "да", то как и когда это происходило? (укажите в комментариях)
А) Да; Б) Нет.
комментарии: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Как долго продолжалась Ваша адаптация к условиям нового места работы:
А) До 1 месяца;
Б) До 2 месяцев;
В) До 3 месяцев;
Г) Свыше 3 месяцев.
7. Были ли Вы ознакомлены с информационными, методическими и нормативными документами, необходимыми для выполнения работы?
А) Да; Б) Нет.
7.1. Если Вы выбрали ответ "да", укажите, какие материалы оказали Вам наибольшую помощь (можно выбрать несколько вариантов ответов):
А) документы, регламентирующие деятельность отдела (управления, сектора);
Б) документы, регламентирующие правовые основы прохождения государственной гражданской службы;
В) "памятка новичка";
Г) другое (перечислите эти документы)
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
8. Как Вы оцениваете информационные, методические, нормативные и иные материалы, предлагаемые новичку:
А) Информация устарела;
Б) Информация в целом бесполезна для новичка;
В) Информация непонятна, а спросить не у кого;
Г) Другое (прокомментируйте свой ответ)
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Кто Вам рассказал о Ваших функциональных обязанностях?
А) Непосредственный руководитель;
Б) Коллеги;
В) Сотрудник отдела кадров;
Г) Я понял(а) все сам(а).
10. Что Вам показалось наиболее сложным в течение периода адаптации:
А) Освоение своих профессиональных обязанностей;
Б) Вхождение в коллектив;
В) Привыкание к новым условиям труда;
Г) Другое.
10.1. Как Вы думаете, почему это для Вас оказалось трудным
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.2. Вы решили эту проблему? Если да, то как? Если нет, то почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. В какой период своей деятельности Вы почувствовали, что овладели профессиональными навыками в достаточной мере, чтобы самостоятельно и эффективно работать в рамках занимаемой должности?
А) До 1 месяца;
Б) До 2 месяцев;
В) До 3 месяцев;
Г) Свыше 3 месяцев.
12. Был ли у Вас план работы с наставником? А) Да; Б) Нет.
12.1. Если Вы ответили "ДА", то укажите пожалуйста:
Все ли поставленные задачи удалось выполнить? Если нет, что помешало?
А) Да; Б) Нет.
Было ли у Вас все необходимое для выполнения запланированных задач?
А) Да; Б) Нет.
Осуществлялся ли контроль вашей деятельности, степени усвоения информации?
А) Да; Б) Нет.
Достаточно ли было консультаций наставника для выполнения задач данного плана?
А) Да; Б) Нет.
13. Устроило ли Вас ваше взаимодействие с вашим наставником (Достаточно
ли он Вам уделял времени? Помог ли адаптироваться к работе?):
А) Да;
Б) Нет;
В) Нет, недостаточно;
Г) Достаточно, но можно и больше.
14. Следует ли совершенствовать процессы наставничества в Министерстве транспорта?
А) Да; Б) Нет.
14.1. Если Вы выбрали вариант ответа "да", сформулируйте свои предложения по развитию института наставничества в Министерстве транспорта.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Оцените эффективность наставничества, осуществляемого в отношении Вас
А) высокий уровень;
Б) средний уровень;
В) низкий уровень.
Мы благодарим Вас за участие в анкетировании!
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 28.08.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.020.020 Государственная служба субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: