Основная информация
Дата опубликования: | 25 ноября 2019г. |
Номер документа: | RU54000201901609 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Новосибирская область |
Принявший орган: | Министерство образования Новосибирской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
25.11.2019 № 2977
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции приказа министерства образования Новосибирской области от 05.06.2020 № 1244)
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного и среднего общего образования, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, решением коллегии министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.04.2017 № 11-30/1, в целях совершенствования управления системой образования Новосибирской области, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оценки качества образования Новосибирской области (далее - РСОКО НСО).
2. Управлению образовательной политики в сфере общего образования министерства образования Новосибирской области (Щукин В.Н.) совместно с государственным казенным учреждением Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» (Ярославцева Н.В.) обеспечить информационно - методическое сопровождение РСОКО НСО.
3. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (Умбрашко К.Б.) обеспечить включение модулей о РСОКО НСО в реализуемые образовательные программы повышения квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций Новосибирской области.
4. Руководителям государственных образовательных организаций Новосибирской области, подведомственных министерству образования Новосибирской области, организовать работу по корректировке системы оценки качества образования в организации в соответствии с РСОКО НСО.
5. Рекомендовать органам управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - муниципальные образования):
1) руководствоваться РСОКО НСО в работе по обеспечению функционирования и развития системы оценки качества образования в муниципальном образовании;
2) довести настоящий приказ до сведения руководителей подведомственных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, обеспечить корректировку и развитие систем оценки качества образования в указанных организациях в соответствии с РСОКО НСО.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Новосибирской области Мануйлову И.В.
Министр
С.В. Федорчук
Утверждено
приказом Минобразования
Новосибирской области
от 25.11.2019 № 2977
Положение
о региональной системе оценки качества образования Новосибирской области
I. Общие положения
1. Положение о региональной системе оценки качества образования Новосибирской области (далее - Положение, РСОКО соответственно) определяет цель и основные задачи РСОКО, организационную структуру и функции субъектов РСОКО, классификацию оценочных процедур и технологию проведения оценки качества образования, направленные на установление единых подходов к оценке качества образования субъектами РСОКО на территории Новосибирской области.
2. Оценка качества образования на территории Новосибирской области осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации»;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 657 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;.
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
приказом министерства образования Новосибирской области от 16.04.2018 № 921 «Об Общественном совете по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями при министерстве образования Новосибирской области».
3. Правовую основу внутренней независимой оценки качества образования (далее - НОКО) образовательной организации дополнительно составляют локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие процедуры внутренней НОКО по следующим направлениям:
1) внутренняя независимая оценка качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям);
2) внутренняя независимая оценка качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по итогам прохождения практик;
3) внутренняя независимая оценка качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения курсовых работ (проектов) и участия в проектной деятельности;
4) внутренняя независимая оценка подготовки обучающихся в рамках проведения олимпиад и других конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам (модулям);
5) внутренняя независимая оценка качества подготовки обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся;
6) порядок учета результатов внутренней независимой оценки качества образования в деятельности образовательной организации.
4. Перечень локальных нормативных актов, регламентирующих процедуры внутренней НОКО в образовательной организации, определяется образовательной организацией самостоятельно.
Отдельные положения, регламентирующие внутреннюю НОКО, образовательная организация вправе включать в действующие локальные нормативные акты образовательной организации, регулирующие вопросы проведения:
1) текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
2) государственной итоговой аттестации обучающихся;
3) ежегодного самообследования образовательной организации;
II. Цель и основные задачи РСОКО
5. Целью РСОКО является получение, распространение и использование достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, а также причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы управления качеством образования, принятия эффективных управленческих решений по повышению качества образования.
6. Основными задачами РСОКО являются:
1) оценка качества образования и образовательных достижений обучающихся на уровнях:
общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование;
профессионального образования: среднее профессиональное образование;
дополнительного образования: дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование;
2) оценка условий осуществления образовательной деятельности;
3) оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования;
4) формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах общественной и педагогической экспертизы и оценки качества образования;
5) оценка эффективности управленческих решений;
6) разработка рекомендаций, направленных на повышение качества образования на основе анализа полученных данных;
7) организационно-методическое сопровождение проведения процедур оценки качества образования и обеспечение их объективности.
III. Организационная структура и функции субъектов РСОКО
7. Организационная структура РСОКО включает три уровня:
1) региональный;
2) муниципальный;
3) уровень образовательной организации.
8. Субъектами регионального уровня РСОКО являются:
1) министерство образования Новосибирской области;
2) общественные профессиональные организации (объединения), представители бизнес-структур;
3) общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями при министерстве образования Новосибирской области;
4) организации, подведомственные министерству образования Новосибирской области:
а) государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования»;
б) государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
в) государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Областной центр информационных технологий»;
г) государственное бюджетное учреждение Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования»;
д) государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества»;
е) государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Новосибирский центр развития профессионального образования».
9. Субъектами муниципального уровня РСОКО Новосибирской области являются:
а) органы управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - муниципальные образования);
б) методические службы муниципальных образований;
в) общественные организации (объединения).
10. Уровень образовательных организаций в РСОКО представлен образовательными организациями, расположенными на территории Новосибирской области (за исключением организаций высшего образования).
11. Функции субъектов РСОКО:
1) министерство образования Новосибирской области:
а) осуществляет подготовку и принятие нормативных правовых актов по вопросам функционирования и развития РСОКО НСО;
б) осуществляет финансовое обеспечение РСОКО в соответствии с компетенцией;
в) осуществляет анализ состояния и перспектив развития образования в Новосибирской области;
г) осуществляет принятие на основе результатов оценочных процедур управленческих решений;
д) обеспечивает предоставление образовательным организациям, органам государственно-общественного управления в сфере образования, общественным организациям, средствам массовой информации, гражданам и организациям, заинтересованным в оценке качества образования информации о состоянии качества образования в Новосибирской области;
е) организует мониторинг системы образования в Новосибирской области;
ж) осуществляет лицензирование образовательной деятельности;
з) осуществляет государственную аккредитацию образовательной деятельности;
и) осуществляет государственный контроль (надзора) в сфере образования;
к) организует оценку системы методической работы;
л) организует оценку системы выявления, поддержки и развития одаренных детей и талантливой учащейся молодежи;
м) размещает информацию о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на своем официальном сайте, а также организует ее размещение на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) информационное и аналитическое сопровождение РСОКО;
б) информационно-методическое и организационно-технологическое сопровождение федеральных и региональных оценочных процедур;
в) разработку контрольно-измерительных материалов для региональных оценочных процедур;
г) разработку, апробацию и внедрение программных средств для оценочных процедур;
д) организационно-техническое сопровождение лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области;
е) сбор, хранение и обработку информации о состоянии и динамике качества образования в Новосибирской области;
ж) разработку, ведение и совершенствование баз данных оценочных процедур;
з) подготовку информационных и аналитических материалов о состоянии качества образования в Новосибирской области по результатам и объективности проведения оценочных процедур;
3) государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Областной центр информационных технологий» в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) методическое и организационное обеспечение РСОКО реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ);
б) организацию мониторинговых исследований и анализ их результатов, сбора статистической информации об обучающихся, охваченных электронным обучением и ДОТ в образовательном процессе, педагогических работников - активных пользователей региональной системы дистанционного обучения (далее - РСДО);
в) подготовку рекомендаций по повышению качества образования и эффективности работы образовательных организаций по организации электронного обучения и применения ДОТ в образовательном процессе;
4) государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) научно-методическое и организационное сопровождение РСОКО, повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций по вопросам управления качеством образования;
б) корректировку критериев и методик оценивания региональных оценочных процедур, форм представления результатов по ним;
в) подготовку рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций;
г) ведение баз данных о результатах аттестации педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
д) оценку качества повышения квалификации педагогов;
5) государственное бюджетное учреждение Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) информационное и аналитическое обеспечение РСОКО;
б) выработку предложений по корректировке с учетом особенностей здоровья обучающихся:
критериев региональных оценочных процедур;
контрольно-измерительных материалов для оценочных процедур;
в) процедур организации и/или проведении обследований;
г) разработку и адаптацию программных средств для проведения оценки качества образования детей с ОВЗ;
е) сбор, хранение и обработку информации о состоянии системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов Новосибирской области, баз данных о результатах самообследования и внешних оценок образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование;
ж) анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
з) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
и) осуществление мониторинга выполнения рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей), детей).
6) государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества» осуществляет:
а) методическое и организационное обеспечение РСОКО по программам дополнительного образования детей,
б) организацию мониторинговых исследований и сбор статистических данных по дополнительному образованию детей;
в) анализ данных и подготовку рекомендаций по повышению качества образования и эффективности работы образовательных организаций по дополнительному образованию детей;
г) научно-методическую, организационно-педагогическую, консультационную помощь педагогическим коллективам образовательных организаций;
д) информационно-методическое обеспечение деятельности организаций дополнительного образования;
е) реализацию мероприятий, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области.
7) государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Новосибирский центр развития профессионального образования» осуществляет:
а) методическое, организационное и аналитическое сопровождение РСОКО в сфере среднего профессионального образования;
б) организационно-методическое сопровождение проведения независимой оценки качества среднего профессионального образования;
в) методическое обеспечение процедур независимой оценки и сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных учреждений;
г) корректировку критериев региональных оценочных процедур в сфере среднего профессионального образования;
д) кадровое и организационно-технологическое сопровождение федеральных и региональных оценочных процедур образовательных достижений обучающихся по программам среднего профессионального образования;
е) разработку контрольно-измерительных материалов для региональных оценочных процедур образовательных достижений обучающихся по программам среднего профессионального образования;
ж) сбор и анализ статистических данных, подготовка информационных и аналитических материалов о состоянии качества образования в Новосибирской области по результатам оценочных процедур в сфере среднего профессионального образования;
з) организацию профориентации и профессиональное самоопределение обучающихся.
8) органы управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - муниципалитет) в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) нормативное правовое обеспечение муниципальных оценочных процедур;
б) ведение баз данных и предоставление сведений, содержащихся в них, в установленных случаях и порядке;
в) сбор, хранение, обработка, анализ информации о состоянии и динамике качества образования в муниципалитете;
г) обеспечение проведения и объективности оценочных процедур всех уровней;
д) принятие на основе результатов оценочных процедур, методических рекомендаций структурных элементов РСОКО управленческих решений;
е) обеспечение муниципалитетом информационной открытости РСОКО в соответствии с действующим законодательством.
9) методическая служба муниципалитета в соответствии с компетенцией осуществляет информационно-методическое и технологическое сопровождение РСОКО.
10) образовательная организация в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) функционирование внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации;
б) сбор и своевременное внесение сведений в базы данных в соответствии с регламентом их ведения;
в) проведение оценочных процедур и обеспечение достоверности представляемой информации о них;
г) проведение самообследования образовательной организации;
д) обеспечение информационной открытости и доступности внутренней системы оценки качества в соответствии с действующим законодательством.
11) общественные организации (объединения) в соответствии с компетенцией осуществляют:
а) общественный контроль в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, общественных обсуждений, общественных (публичных) слушаний и других формах взаимодействия;
б) подготовку предложений по вопросам развития РСОКО;
в) участие в обсуждении системы критериев оценочных процедур на региональном и муниципальном уровнях, а также уровне образовательной организации;
г) участие в оценочных процедурах по согласованию;
12) общественный совет при министерстве образования Новосибирской области по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) организацию проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, расположенными на территории Новосибирской области;
б) привлечение экспертов к реализации оценочных процедур независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности по согласованию;
в) обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Новосибирской области, общественных объединений и иных некоммерческих организаций с Министерством по вопросам проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями в Новосибирской области;
13) общественный совет при министерстве образования Новосибирской области в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) общественный контроль за деятельностью министерства образования Новосибирской области в формах и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, и обеспечивает прозрачность и открытость осуществления общественного контроля и его результатов;
б) совершенствование механизмов учета общественного мнения и обратной связи министерства образования Новосибирской области с гражданами, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями;
в) привлечение к принятию управленческих решений в сфере деятельности Министерства граждан, представляющих интересы различных групп населения Новосибирской области;
г) осуществление контроля за реализацией решений Общественного совета.
IV. Классификация оценочных процедур
12. Классификация оценочных процедур основана на сформированной в Российской Федерации единой системе оценки качества образования (ЕСОКО), и включает:
1) международные исследования оценки качества образования (TIMSS, PISA, ICILS, PIRLS и другие);
2) федеральные оценочные процедуры, проводимые в следующих формах:
а) государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9);
б) государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11);
в) национальные исследования качества образования;
г) всероссийские проверочные работы (ВПР);
3) региональные оценочные процедуры, проводимые в следующих формах:
а) оценка муниципальных образовательных систем, кластеров и факторов, влияющих на качество образования на территории Новосибирской области:
оценка качества деятельности муниципальных образовательных систем;
оценка эффективности деятельности специализированных классов;
оценка реализации программ и проектов развития школ, находящихся в сложных социальных условиях и показывающих устойчиво низкие результаты;
оценка качества подготовки обучающихся по результатам региональных оценочных процедур, всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов, процедур демонстрационного экзамена;
оценка функциональной грамотности обучающихся;
оценка достижений обучающихся по направлениям общего и дополнительного образования детей;
оценка обеспечения здоровьесберегающих условий реализации образовательных программ;
б) оценка профессиональных достижений педагогических работников и диагностика профессиональных компетенций педагогических работников;
в) независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Новосибирской области в соответствии со статьей 95.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4) социологические исследования и опросы международного, федерального, регионального уровней.
V. Технология проведения и использование результатов РСОКО
Оценка проводится с учетом реализации полного управленческого цикла на основе системы критериев, характеризующих качество подготовки обучающихся и результатов освоения образовательных программ, результатов профессиональной деятельности педагогических работников и руководителей образовательных организаций, качество условий осуществления образовательной деятельности и качество организации образовательного процесса в образовательной организации.
Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях законодательства, и вариативную составляющую, определяемую специальными потребностями субъектов РСОКО и особенностями оценочных процедур.
Результаты РСОКО являются открытыми и доступными для использования субъектами РСОКО, участниками образовательного процесса, представителями общественности, СМИ и иными гражданами, организациями, заинтересованными в оценке качества образования и его улучшении.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
25.11.2019 № 2977
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции приказа министерства образования Новосибирской области от 05.06.2020 № 1244)
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного и среднего общего образования, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, решением коллегии министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.04.2017 № 11-30/1, в целях совершенствования управления системой образования Новосибирской области, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оценки качества образования Новосибирской области (далее - РСОКО НСО).
2. Управлению образовательной политики в сфере общего образования министерства образования Новосибирской области (Щукин В.Н.) совместно с государственным казенным учреждением Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» (Ярославцева Н.В.) обеспечить информационно - методическое сопровождение РСОКО НСО.
3. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (Умбрашко К.Б.) обеспечить включение модулей о РСОКО НСО в реализуемые образовательные программы повышения квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций Новосибирской области.
4. Руководителям государственных образовательных организаций Новосибирской области, подведомственных министерству образования Новосибирской области, организовать работу по корректировке системы оценки качества образования в организации в соответствии с РСОКО НСО.
5. Рекомендовать органам управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - муниципальные образования):
1) руководствоваться РСОКО НСО в работе по обеспечению функционирования и развития системы оценки качества образования в муниципальном образовании;
2) довести настоящий приказ до сведения руководителей подведомственных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, обеспечить корректировку и развитие систем оценки качества образования в указанных организациях в соответствии с РСОКО НСО.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Новосибирской области Мануйлову И.В.
Министр
С.В. Федорчук
Утверждено
приказом Минобразования
Новосибирской области
от 25.11.2019 № 2977
Положение
о региональной системе оценки качества образования Новосибирской области
I. Общие положения
1. Положение о региональной системе оценки качества образования Новосибирской области (далее - Положение, РСОКО соответственно) определяет цель и основные задачи РСОКО, организационную структуру и функции субъектов РСОКО, классификацию оценочных процедур и технологию проведения оценки качества образования, направленные на установление единых подходов к оценке качества образования субъектами РСОКО на территории Новосибирской области.
2. Оценка качества образования на территории Новосибирской области осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации»;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 657 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;.
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
приказом министерства образования Новосибирской области от 16.04.2018 № 921 «Об Общественном совете по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями при министерстве образования Новосибирской области».
3. Правовую основу внутренней независимой оценки качества образования (далее - НОКО) образовательной организации дополнительно составляют локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие процедуры внутренней НОКО по следующим направлениям:
1) внутренняя независимая оценка качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям);
2) внутренняя независимая оценка качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по итогам прохождения практик;
3) внутренняя независимая оценка качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения курсовых работ (проектов) и участия в проектной деятельности;
4) внутренняя независимая оценка подготовки обучающихся в рамках проведения олимпиад и других конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам (модулям);
5) внутренняя независимая оценка качества подготовки обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся;
6) порядок учета результатов внутренней независимой оценки качества образования в деятельности образовательной организации.
4. Перечень локальных нормативных актов, регламентирующих процедуры внутренней НОКО в образовательной организации, определяется образовательной организацией самостоятельно.
Отдельные положения, регламентирующие внутреннюю НОКО, образовательная организация вправе включать в действующие локальные нормативные акты образовательной организации, регулирующие вопросы проведения:
1) текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
2) государственной итоговой аттестации обучающихся;
3) ежегодного самообследования образовательной организации;
II. Цель и основные задачи РСОКО
5. Целью РСОКО является получение, распространение и использование достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, а также причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы управления качеством образования, принятия эффективных управленческих решений по повышению качества образования.
6. Основными задачами РСОКО являются:
1) оценка качества образования и образовательных достижений обучающихся на уровнях:
общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование;
профессионального образования: среднее профессиональное образование;
дополнительного образования: дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование;
2) оценка условий осуществления образовательной деятельности;
3) оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования;
4) формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах общественной и педагогической экспертизы и оценки качества образования;
5) оценка эффективности управленческих решений;
6) разработка рекомендаций, направленных на повышение качества образования на основе анализа полученных данных;
7) организационно-методическое сопровождение проведения процедур оценки качества образования и обеспечение их объективности.
III. Организационная структура и функции субъектов РСОКО
7. Организационная структура РСОКО включает три уровня:
1) региональный;
2) муниципальный;
3) уровень образовательной организации.
8. Субъектами регионального уровня РСОКО являются:
1) министерство образования Новосибирской области;
2) общественные профессиональные организации (объединения), представители бизнес-структур;
3) общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями при министерстве образования Новосибирской области;
4) организации, подведомственные министерству образования Новосибирской области:
а) государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования»;
б) государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
в) государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Областной центр информационных технологий»;
г) государственное бюджетное учреждение Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования»;
д) государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества»;
е) государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Новосибирский центр развития профессионального образования».
9. Субъектами муниципального уровня РСОКО Новосибирской области являются:
а) органы управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - муниципальные образования);
б) методические службы муниципальных образований;
в) общественные организации (объединения).
10. Уровень образовательных организаций в РСОКО представлен образовательными организациями, расположенными на территории Новосибирской области (за исключением организаций высшего образования).
11. Функции субъектов РСОКО:
1) министерство образования Новосибирской области:
а) осуществляет подготовку и принятие нормативных правовых актов по вопросам функционирования и развития РСОКО НСО;
б) осуществляет финансовое обеспечение РСОКО в соответствии с компетенцией;
в) осуществляет анализ состояния и перспектив развития образования в Новосибирской области;
г) осуществляет принятие на основе результатов оценочных процедур управленческих решений;
д) обеспечивает предоставление образовательным организациям, органам государственно-общественного управления в сфере образования, общественным организациям, средствам массовой информации, гражданам и организациям, заинтересованным в оценке качества образования информации о состоянии качества образования в Новосибирской области;
е) организует мониторинг системы образования в Новосибирской области;
ж) осуществляет лицензирование образовательной деятельности;
з) осуществляет государственную аккредитацию образовательной деятельности;
и) осуществляет государственный контроль (надзора) в сфере образования;
к) организует оценку системы методической работы;
л) организует оценку системы выявления, поддержки и развития одаренных детей и талантливой учащейся молодежи;
м) размещает информацию о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на своем официальном сайте, а также организует ее размещение на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) информационное и аналитическое сопровождение РСОКО;
б) информационно-методическое и организационно-технологическое сопровождение федеральных и региональных оценочных процедур;
в) разработку контрольно-измерительных материалов для региональных оценочных процедур;
г) разработку, апробацию и внедрение программных средств для оценочных процедур;
д) организационно-техническое сопровождение лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области;
е) сбор, хранение и обработку информации о состоянии и динамике качества образования в Новосибирской области;
ж) разработку, ведение и совершенствование баз данных оценочных процедур;
з) подготовку информационных и аналитических материалов о состоянии качества образования в Новосибирской области по результатам и объективности проведения оценочных процедур;
3) государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Областной центр информационных технологий» в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) методическое и организационное обеспечение РСОКО реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ);
б) организацию мониторинговых исследований и анализ их результатов, сбора статистической информации об обучающихся, охваченных электронным обучением и ДОТ в образовательном процессе, педагогических работников - активных пользователей региональной системы дистанционного обучения (далее - РСДО);
в) подготовку рекомендаций по повышению качества образования и эффективности работы образовательных организаций по организации электронного обучения и применения ДОТ в образовательном процессе;
4) государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) научно-методическое и организационное сопровождение РСОКО, повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций по вопросам управления качеством образования;
б) корректировку критериев и методик оценивания региональных оценочных процедур, форм представления результатов по ним;
в) подготовку рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций;
г) ведение баз данных о результатах аттестации педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
д) оценку качества повышения квалификации педагогов;
5) государственное бюджетное учреждение Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) информационное и аналитическое обеспечение РСОКО;
б) выработку предложений по корректировке с учетом особенностей здоровья обучающихся:
критериев региональных оценочных процедур;
контрольно-измерительных материалов для оценочных процедур;
в) процедур организации и/или проведении обследований;
г) разработку и адаптацию программных средств для проведения оценки качества образования детей с ОВЗ;
е) сбор, хранение и обработку информации о состоянии системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов Новосибирской области, баз данных о результатах самообследования и внешних оценок образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование;
ж) анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
з) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
и) осуществление мониторинга выполнения рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей), детей).
6) государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества» осуществляет:
а) методическое и организационное обеспечение РСОКО по программам дополнительного образования детей,
б) организацию мониторинговых исследований и сбор статистических данных по дополнительному образованию детей;
в) анализ данных и подготовку рекомендаций по повышению качества образования и эффективности работы образовательных организаций по дополнительному образованию детей;
г) научно-методическую, организационно-педагогическую, консультационную помощь педагогическим коллективам образовательных организаций;
д) информационно-методическое обеспечение деятельности организаций дополнительного образования;
е) реализацию мероприятий, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области.
7) государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Новосибирский центр развития профессионального образования» осуществляет:
а) методическое, организационное и аналитическое сопровождение РСОКО в сфере среднего профессионального образования;
б) организационно-методическое сопровождение проведения независимой оценки качества среднего профессионального образования;
в) методическое обеспечение процедур независимой оценки и сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных учреждений;
г) корректировку критериев региональных оценочных процедур в сфере среднего профессионального образования;
д) кадровое и организационно-технологическое сопровождение федеральных и региональных оценочных процедур образовательных достижений обучающихся по программам среднего профессионального образования;
е) разработку контрольно-измерительных материалов для региональных оценочных процедур образовательных достижений обучающихся по программам среднего профессионального образования;
ж) сбор и анализ статистических данных, подготовка информационных и аналитических материалов о состоянии качества образования в Новосибирской области по результатам оценочных процедур в сфере среднего профессионального образования;
з) организацию профориентации и профессиональное самоопределение обучающихся.
8) органы управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - муниципалитет) в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) нормативное правовое обеспечение муниципальных оценочных процедур;
б) ведение баз данных и предоставление сведений, содержащихся в них, в установленных случаях и порядке;
в) сбор, хранение, обработка, анализ информации о состоянии и динамике качества образования в муниципалитете;
г) обеспечение проведения и объективности оценочных процедур всех уровней;
д) принятие на основе результатов оценочных процедур, методических рекомендаций структурных элементов РСОКО управленческих решений;
е) обеспечение муниципалитетом информационной открытости РСОКО в соответствии с действующим законодательством.
9) методическая служба муниципалитета в соответствии с компетенцией осуществляет информационно-методическое и технологическое сопровождение РСОКО.
10) образовательная организация в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) функционирование внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации;
б) сбор и своевременное внесение сведений в базы данных в соответствии с регламентом их ведения;
в) проведение оценочных процедур и обеспечение достоверности представляемой информации о них;
г) проведение самообследования образовательной организации;
д) обеспечение информационной открытости и доступности внутренней системы оценки качества в соответствии с действующим законодательством.
11) общественные организации (объединения) в соответствии с компетенцией осуществляют:
а) общественный контроль в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, общественных обсуждений, общественных (публичных) слушаний и других формах взаимодействия;
б) подготовку предложений по вопросам развития РСОКО;
в) участие в обсуждении системы критериев оценочных процедур на региональном и муниципальном уровнях, а также уровне образовательной организации;
г) участие в оценочных процедурах по согласованию;
12) общественный совет при министерстве образования Новосибирской области по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) организацию проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, расположенными на территории Новосибирской области;
б) привлечение экспертов к реализации оценочных процедур независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности по согласованию;
в) обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Новосибирской области, общественных объединений и иных некоммерческих организаций с Министерством по вопросам проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями в Новосибирской области;
13) общественный совет при министерстве образования Новосибирской области в соответствии с компетенцией осуществляет:
а) общественный контроль за деятельностью министерства образования Новосибирской области в формах и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, и обеспечивает прозрачность и открытость осуществления общественного контроля и его результатов;
б) совершенствование механизмов учета общественного мнения и обратной связи министерства образования Новосибирской области с гражданами, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями;
в) привлечение к принятию управленческих решений в сфере деятельности Министерства граждан, представляющих интересы различных групп населения Новосибирской области;
г) осуществление контроля за реализацией решений Общественного совета.
IV. Классификация оценочных процедур
12. Классификация оценочных процедур основана на сформированной в Российской Федерации единой системе оценки качества образования (ЕСОКО), и включает:
1) международные исследования оценки качества образования (TIMSS, PISA, ICILS, PIRLS и другие);
2) федеральные оценочные процедуры, проводимые в следующих формах:
а) государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9);
б) государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11);
в) национальные исследования качества образования;
г) всероссийские проверочные работы (ВПР);
3) региональные оценочные процедуры, проводимые в следующих формах:
а) оценка муниципальных образовательных систем, кластеров и факторов, влияющих на качество образования на территории Новосибирской области:
оценка качества деятельности муниципальных образовательных систем;
оценка эффективности деятельности специализированных классов;
оценка реализации программ и проектов развития школ, находящихся в сложных социальных условиях и показывающих устойчиво низкие результаты;
оценка качества подготовки обучающихся по результатам региональных оценочных процедур, всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов, процедур демонстрационного экзамена;
оценка функциональной грамотности обучающихся;
оценка достижений обучающихся по направлениям общего и дополнительного образования детей;
оценка обеспечения здоровьесберегающих условий реализации образовательных программ;
б) оценка профессиональных достижений педагогических работников и диагностика профессиональных компетенций педагогических работников;
в) независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Новосибирской области в соответствии со статьей 95.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4) социологические исследования и опросы международного, федерального, регионального уровней.
V. Технология проведения и использование результатов РСОКО
Оценка проводится с учетом реализации полного управленческого цикла на основе системы критериев, характеризующих качество подготовки обучающихся и результатов освоения образовательных программ, результатов профессиональной деятельности педагогических работников и руководителей образовательных организаций, качество условий осуществления образовательной деятельности и качество организации образовательного процесса в образовательной организации.
Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях законодательства, и вариативную составляющую, определяемую специальными потребностями субъектов РСОКО и особенностями оценочных процедур.
Результаты РСОКО являются открытыми и доступными для использования субъектами РСОКО, участниками образовательного процесса, представителями общественности, СМИ и иными гражданами, организациями, заинтересованными в оценке качества образования и его улучшении.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.03.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: