Основная информация
Дата опубликования: | 25 декабря 2019г. |
Номер документа: | RU23000201902355 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Краснодарский край |
Принявший орган: | министерство труда и социального развития Краснодарского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 25.12.2019 № 2476
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить:
1) Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов (приложение 1);
2) Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания (приложение 2).
2. Назначить отдел регионального государственного контроля (надзора) ответственным за актуализацию руководств с учетом изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, изменения правоприменительной практики.
3. Отделу информационно-аналитической и методической работы (Гаврилец И.В.) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте министерства труда и социального развития Краснодарского края (www.sznkuban.ru).
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края Киселеву Н.А.
5. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Заместитель министра Н.А. Киселева
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства труда
и социального развития
Краснодарского края
от 25.12.2019 № 2476
РУКОВОДСТВО
по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов
1. Введение
Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и требует особого внимания. Несмотря на то, что такие люди имеют ограниченные возможности во многих сферах жизни, те из них, которые не утратили трудоспособность, продолжают свою трудовую деятельность. Но и здесь они сталкиваются с определенными трудностями, в частности, при трудоустройстве. Причины разные: будь то нежелание работодателей брать на себя ответственность за человека с ограниченными возможностями здоровья, недоступность некоторых видов работ из-за физической неприспособленности инвалидов или попросту неосведомленность работодателей с нюансами сотрудничества с инвалидами. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает «ненужными» огромное количество людей.
Трудовая деятельность является для человека важным условием полноценной жизни. Это не только способ экономически обеспечить свое существование, но и возможность реализовывать свои способности (в том числе и творческие), осознавать свою индивидуальность и быть полноценной частью современного общества.
На сегодняшний день в обществе сформировался ошибочный стереотип о невозможности и нежелании инвалидов работать, а только жить на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди трудоспособных инвалидов большинство тех, кто желает трудиться, быть независимыми и приносить пользу обществу.
Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую потребность. Оказание помощи и поддержки со стороны государства в отношении инвалидов и работодателей поможет избежать проблем в данном вопросе.
Взять на должность человека с ограниченными возможностями – поступок, по меркам рядового предпринимателя, смелый. А все потому, что многие боятся брать на работу инвалидов просто из-за незнания нюансов.
В первую очередь каждый работодатель должен учитывать, что трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья должно основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носить гуманный характер и не допускать унижения чести и достоинства человека.
Работодатели, в соответствии с действующим законодательством, не вправе ограничивать права инвалидов на труд, не должны создавать прямое или косвенное преимущество других претендентов, опираясь на обстоятельства, напрямую не связанные с деловыми характеристиками человека.
Данное Руководство разработано в целях оказания помощи при сотрудничестве работодателей с инвалидами и предотвращения нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов. Руководство содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленный квоты.
2. Основные понятия
Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
квота по приему на работу инвалидов – это минимальное количество рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников) для граждан-инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды;
ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью;
социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения;
работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
3. Основные нормативные правовые акты, содержащие
обязательные требования государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, содержащими обязательные требования, являются Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1), Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Работодатели обязаны соблюдать обязательные требования, установленные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», Санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», установленные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 30 (далее – СП 2.2.9.2510-09).
Работодатели также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами Краснодарского края в области трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места: Законом Краснодарского края от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» (далее – Закон от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ), постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 сентября 2014 г. № 1013 «Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о выделении, создании квотируемых рабочих мест и об изменениях, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест в органы труда и занятости населения Краснодарского края» (далее – постановление от 24 сентября 2014 г. № 1013), постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258 «Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы труда и занятости населения Краснодарского края» (далее – постановление от 18 марта 2004 г. № 258).
Министерством труда и социального развития Краснодарского края (далее – министерство) разработаны и утверждены перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых министерством, и порядка их ведения. Данные Перечни, утвержденные приказом министерства от 11 августа 2017 г. № 1167, размещены на официальном сайте.
4. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой
В соответствии с Законом от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ размер квот для работодателей составляет 3 % среднесписочной численности работников для приема на работу инвалидов.
Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
Квоты для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, устанавливаются ежегодно.
Ежегодно органы местного самоуправления на основании данных о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, полученных от налоговых органов, с учетом предложений органов социальной защиты населения, управления образованием, здравоохранения, по делам молодежи, органов внутренних дел, общественных организаций инвалидов городов и районов края, государственных казенных учреждений Краснодарского края центров занятости населения в муниципальных образованиях определяют перечень организаций, для которых вводятся квоты.
Работодатели считаются (или признаются) исполнившими обязанность по квотированию рабочих мест в случае трудоустройства инвалидов на рабочие места и (или) представления сведений о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов в органы службы занятости.
Типовыми нарушениями, возникающими при создании (выделении) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, являются:
неисполнение работодателями обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (пункт 1 части 3 статьи 6 Закона от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ);
отсутствие в организации квотируемых рабочих мест для приема на работу инвалидов (пункт 1 части 3 статьи 6 Закона от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ);
отсутствие утвержденного локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах (количество квотированных рабочих мест, перечень соответствующих рабочих мест) (пункт 1 части 3 статьи 6 Закона от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ);
в счет установленной квоты выделены рабочие места с вредными условиями труда (пункт 2 части 3 статьи 6 Закона от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ, пункт 4.2 СП 2.2.9.2510-09);
квотируемые рабочие места заняты работниками, не имеющими инвалидность (пункт 2 части 1 статьи 2 Закона от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ).
5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ежемесячного представления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов
В соответствии со статьей 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Форма сведений о квотируемых рабочих местах утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 сентября 2014 г. № 1013.
Форма сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) утверждена постановлением от 18 марта 2004 г. № 258.
Работодатели представляют информацию в органы службы занятости по месту осуществления деятельности при личном обращении, посредством почтового отправления, факсимильной связи, электронной почты либо посредством интерактивного портала министерства.
Информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях возможно размещать в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России».
Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
6. Ответственность за несоблюдение обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов
В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки работодателей нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов должностные лица министерства обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Статьей 4.1.3 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» (далее – Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ) за непредоставление или несвоевременное предоставление работодателями в государственные казенные учреждения Краснодарского края, подведомственные органу исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченному в области содействия занятости населения, охраны труда и трудовых отношений, в муниципальных образованиях Краснодарского края и местные администрации информации в соответствии с Законом от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ о выделении, создании квотируемых рабочих мест и об изменениях, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест, а также о случаях увольнения работников с квотируемых рабочих мест, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статьей 4.1.1 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ непредоставление или несвоевременное предоставление в орган труда и занятости населения Краснодарского края информации в соответствии с постановлением от 18 марта 2004 г. № 258, необходимой для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно предоставление в орган труда и занятости населения Краснодарского края такой информации в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Начальник отдела регионального
государственного контроля
(надзора) А.В. Шелухин
Приложение 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства труда
и социального развития
Краснодарского края
от 25.12.2019 № 2476
РУКОВОДСТВО
по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания
1. Введение
Особенность социального обслуживания заключается в том, что социальные услуги оказываются лицам, которые признаны нуждающимися в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Социальные услуги направлены на улучшение уровня жизнедеятельности и устранение тех обстоятельств, которые значительно ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина. Поставщики социальных услуг обязаны исполнять порядок предоставления социальных услуг, условия заключенного договора о предоставлении социальных услуг и проявлять уважительное отношение, корректность и внимательность в отношении получателя социальных услуг.
Данное Руководство разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере социального обслуживания и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся ведения документации поставщиками социальных услуг, размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, в том числе на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг, а также организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.
2. Основные понятия
Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
социальное обслуживание граждан (далее – социальное обслуживание) – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
стандарт социальной услуги – основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, – система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Система социального обслуживания в Краснодарском крае включает в себя:
орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания, в том числе на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа) – министерство труда и социального развития Краснодарского края (далее – министерство), управления социальной зашиты населения министерства;
организации социального обслуживания, находящиеся в ведении министерства;
негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
3. Основные нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания, содержащие обязательные требования
Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере социального обслуживания, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).
Поставщики социальных услуг обязаны соблюдать обязательные требования, установленные федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 886н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)», национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 534-ст.
Поставщики социальных услуг также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами Краснодарского края в сфере социального обслуживания: Законом Краснодарского края от 5 ноября 2014 г. № 3051-КЗ «О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края», Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. № 3087-КЗ «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории Краснодарского края», приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22 декабря 2014 г. № 1042 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Краснодарском крае» (далее – приказ 22 декабря 2014 г. № 1042).
Нормативными правовыми актами Краснодарского края и уполномоченного органа в сфере социального обслуживания, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, утверждаются:
нормативы штатной численности организаций социального обслуживания Краснодарского края при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
нормативы обеспечения мягким инвентарем организаций социального обслуживания Краснодарского края при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
нормативы обеспечения площадью жилых помещений организаций социального обслуживания Краснодарского края при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
нормы питания в организациях социального обслуживания Краснодарского края;
порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания.
Министерством разработаны и утверждены перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых министерством, и порядка их ведения. Данные Перечни, утвержденные приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 11 августа 2017 г. № 1167, размещены на официальном сайте.
4. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения документации поставщиками социальных услуг
Основная документация поставщиков социальных услуг включает в себя:
4.1. Устав учреждения.
4.2. Положения об отделениях.
4.3. Штатное расписание с указанием наименования должностей персонала и его численности.
4.4. Правила, инструкции, методики, в том числе:
правила внутреннего трудового распорядка должны определять режим работы учреждения, порядок действия его структурных подразделений и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг;
правила поведения получателей социальных услуг должны определять их права и обязанности как клиентов учреждения, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения режима учреждения;
должностные инструкции специалистов должны устанавливать их обязанности, права, ответственность за оказываемые социальные услуги, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам, к соблюдению принципов гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности по отношению к обслуживаемым гражданам, необходимости проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, выдержку, предусмотрительность, учитывать их физическое и психическое состояние, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением.
4.5. Документацию на оборудование, приборы и аппаратуру, способствующую обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживанию и поддержанию в работоспособном состоянии.
Документация (паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, формуляры и др.) на имеющееся специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы) предназначена для обеспечения грамотной и эффективной эксплуатации, обслуживания, поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и устранения неисправностей, ремонта и замены.
4.6. Документы, связанные с социальным обслуживанием в учреждении, в том числе личные дела получателей социальных услуг, включающие в себя индивидуальную программу; договор о предоставлении социальных услуг.
Личные дела получателей социальных услуг формируются в соответствии с приказом от 22 декабря 2014 г. № 1042.
Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Состав документации конкретного поставщика социальных услуг может быть уточнен в зависимости от типа организации социального обслуживания, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
4.7. Лицензии на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания
В целях обеспечения открытости и доступности информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается следующая информация:
о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;
о структуре и органах управления организации социального обслуживания, в том числе:
наименование структурных подразделений (органов управления) (при наличии);
фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений, положения о структурных подразделениях (при наличии);
места нахождения обособленных структурных подразделений;
адреса официальных сайтов структурных подразделений в сети «Интернет» (при наличии);
адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);
о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов организации социального обслуживания (при наличии);
о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (о наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе библиотек, объектов спорта, наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети «Интернет»);
о перечне предоставляемых социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату;
о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за счет средств физических и (или) юридических лиц;
об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края за плату, частичную плату в соответствии с договорами о предоставлении социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (с приложением электронного образа документов);
о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности);
о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, о правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (с приложением электронного образа документов);
о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и об отчетах об исполнении таких предписаний;
о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений.
Размещенные на официальном сайте сведения должны быть доступны пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.
6. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг
Поставщики социальных услуг обязаны:
осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Краснодарского края;
предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;
предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ;
предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
предоставлять уполномоченному отделу министерства информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ;
обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети «Интернет» и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот;
обеспечить условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других маломобильных граждан с учетом ограничений их жизнедеятельности.
7. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) проживании в организации социального обслуживания.
Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 – 7 статьи 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ.
Таким образом, поставщики социальных услуг с учетом индивидуальной потребности получателя социальных услуг должны предоставить помещения для предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
Поставщики социальных услуг предоставляют социальные услуги в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг, утвержденным приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22 декабря 2014 г. № 1042, обязательным для исполнения поставщиками социальных услуг.
Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:
наименование социальной услуги;
стандарт социальной услуги;
правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;
требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;
перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе;
иные положения в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг.
Стандарт социальной услуги в свою очередь включает в себя:
описание социальной услуги, в том числе ее объем;
сроки предоставления социальной услуги;
подушевой норматив финансирования социальной услуги;
показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной или стационарной форме поставщиками социальных услуг должны быть обеспечены условия доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта;
содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
допуск на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;
наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре.
8. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки поставщиков социальных услуг нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания должностные лица министерства обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Согласно статьи 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Начальник отдела регионального
государственного контроля
(надзора) А.В. Шелухин
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 25.12.2019 № 2476
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить:
1) Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов (приложение 1);
2) Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания (приложение 2).
2. Назначить отдел регионального государственного контроля (надзора) ответственным за актуализацию руководств с учетом изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, изменения правоприменительной практики.
3. Отделу информационно-аналитической и методической работы (Гаврилец И.В.) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте министерства труда и социального развития Краснодарского края (www.sznkuban.ru).
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края Киселеву Н.А.
5. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Заместитель министра Н.А. Киселева
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства труда
и социального развития
Краснодарского края
от 25.12.2019 № 2476
РУКОВОДСТВО
по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов
1. Введение
Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и требует особого внимания. Несмотря на то, что такие люди имеют ограниченные возможности во многих сферах жизни, те из них, которые не утратили трудоспособность, продолжают свою трудовую деятельность. Но и здесь они сталкиваются с определенными трудностями, в частности, при трудоустройстве. Причины разные: будь то нежелание работодателей брать на себя ответственность за человека с ограниченными возможностями здоровья, недоступность некоторых видов работ из-за физической неприспособленности инвалидов или попросту неосведомленность работодателей с нюансами сотрудничества с инвалидами. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает «ненужными» огромное количество людей.
Трудовая деятельность является для человека важным условием полноценной жизни. Это не только способ экономически обеспечить свое существование, но и возможность реализовывать свои способности (в том числе и творческие), осознавать свою индивидуальность и быть полноценной частью современного общества.
На сегодняшний день в обществе сформировался ошибочный стереотип о невозможности и нежелании инвалидов работать, а только жить на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди трудоспособных инвалидов большинство тех, кто желает трудиться, быть независимыми и приносить пользу обществу.
Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую потребность. Оказание помощи и поддержки со стороны государства в отношении инвалидов и работодателей поможет избежать проблем в данном вопросе.
Взять на должность человека с ограниченными возможностями – поступок, по меркам рядового предпринимателя, смелый. А все потому, что многие боятся брать на работу инвалидов просто из-за незнания нюансов.
В первую очередь каждый работодатель должен учитывать, что трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья должно основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носить гуманный характер и не допускать унижения чести и достоинства человека.
Работодатели, в соответствии с действующим законодательством, не вправе ограничивать права инвалидов на труд, не должны создавать прямое или косвенное преимущество других претендентов, опираясь на обстоятельства, напрямую не связанные с деловыми характеристиками человека.
Данное Руководство разработано в целях оказания помощи при сотрудничестве работодателей с инвалидами и предотвращения нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов. Руководство содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленный квоты.
2. Основные понятия
Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
квота по приему на работу инвалидов – это минимальное количество рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников) для граждан-инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды;
ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью;
социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения;
работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
3. Основные нормативные правовые акты, содержащие
обязательные требования государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, содержащими обязательные требования, являются Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1), Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Работодатели обязаны соблюдать обязательные требования, установленные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», Санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», установленные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 30 (далее – СП 2.2.9.2510-09).
Работодатели также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами Краснодарского края в области трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места: Законом Краснодарского края от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» (далее – Закон от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ), постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 сентября 2014 г. № 1013 «Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о выделении, создании квотируемых рабочих мест и об изменениях, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест в органы труда и занятости населения Краснодарского края» (далее – постановление от 24 сентября 2014 г. № 1013), постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258 «Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы труда и занятости населения Краснодарского края» (далее – постановление от 18 марта 2004 г. № 258).
Министерством труда и социального развития Краснодарского края (далее – министерство) разработаны и утверждены перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых министерством, и порядка их ведения. Данные Перечни, утвержденные приказом министерства от 11 августа 2017 г. № 1167, размещены на официальном сайте.
4. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой
В соответствии с Законом от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ размер квот для работодателей составляет 3 % среднесписочной численности работников для приема на работу инвалидов.
Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
Квоты для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, устанавливаются ежегодно.
Ежегодно органы местного самоуправления на основании данных о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, полученных от налоговых органов, с учетом предложений органов социальной защиты населения, управления образованием, здравоохранения, по делам молодежи, органов внутренних дел, общественных организаций инвалидов городов и районов края, государственных казенных учреждений Краснодарского края центров занятости населения в муниципальных образованиях определяют перечень организаций, для которых вводятся квоты.
Работодатели считаются (или признаются) исполнившими обязанность по квотированию рабочих мест в случае трудоустройства инвалидов на рабочие места и (или) представления сведений о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов в органы службы занятости.
Типовыми нарушениями, возникающими при создании (выделении) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, являются:
неисполнение работодателями обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (пункт 1 части 3 статьи 6 Закона от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ);
отсутствие в организации квотируемых рабочих мест для приема на работу инвалидов (пункт 1 части 3 статьи 6 Закона от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ);
отсутствие утвержденного локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах (количество квотированных рабочих мест, перечень соответствующих рабочих мест) (пункт 1 части 3 статьи 6 Закона от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ);
в счет установленной квоты выделены рабочие места с вредными условиями труда (пункт 2 части 3 статьи 6 Закона от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ, пункт 4.2 СП 2.2.9.2510-09);
квотируемые рабочие места заняты работниками, не имеющими инвалидность (пункт 2 части 1 статьи 2 Закона от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ).
5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ежемесячного представления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов
В соответствии со статьей 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Форма сведений о квотируемых рабочих местах утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 сентября 2014 г. № 1013.
Форма сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) утверждена постановлением от 18 марта 2004 г. № 258.
Работодатели представляют информацию в органы службы занятости по месту осуществления деятельности при личном обращении, посредством почтового отправления, факсимильной связи, электронной почты либо посредством интерактивного портала министерства.
Информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях возможно размещать в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России».
Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
6. Ответственность за несоблюдение обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов
В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки работодателей нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов должностные лица министерства обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Статьей 4.1.3 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» (далее – Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ) за непредоставление или несвоевременное предоставление работодателями в государственные казенные учреждения Краснодарского края, подведомственные органу исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченному в области содействия занятости населения, охраны труда и трудовых отношений, в муниципальных образованиях Краснодарского края и местные администрации информации в соответствии с Законом от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ о выделении, создании квотируемых рабочих мест и об изменениях, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест, а также о случаях увольнения работников с квотируемых рабочих мест, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статьей 4.1.1 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ непредоставление или несвоевременное предоставление в орган труда и занятости населения Краснодарского края информации в соответствии с постановлением от 18 марта 2004 г. № 258, необходимой для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно предоставление в орган труда и занятости населения Краснодарского края такой информации в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Начальник отдела регионального
государственного контроля
(надзора) А.В. Шелухин
Приложение 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства труда
и социального развития
Краснодарского края
от 25.12.2019 № 2476
РУКОВОДСТВО
по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания
1. Введение
Особенность социального обслуживания заключается в том, что социальные услуги оказываются лицам, которые признаны нуждающимися в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Социальные услуги направлены на улучшение уровня жизнедеятельности и устранение тех обстоятельств, которые значительно ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина. Поставщики социальных услуг обязаны исполнять порядок предоставления социальных услуг, условия заключенного договора о предоставлении социальных услуг и проявлять уважительное отношение, корректность и внимательность в отношении получателя социальных услуг.
Данное Руководство разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере социального обслуживания и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся ведения документации поставщиками социальных услуг, размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, в том числе на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг, а также организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.
2. Основные понятия
Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
социальное обслуживание граждан (далее – социальное обслуживание) – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
стандарт социальной услуги – основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, – система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Система социального обслуживания в Краснодарском крае включает в себя:
орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания, в том числе на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа) – министерство труда и социального развития Краснодарского края (далее – министерство), управления социальной зашиты населения министерства;
организации социального обслуживания, находящиеся в ведении министерства;
негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
3. Основные нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания, содержащие обязательные требования
Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере социального обслуживания, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).
Поставщики социальных услуг обязаны соблюдать обязательные требования, установленные федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 886н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)», национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 534-ст.
Поставщики социальных услуг также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами Краснодарского края в сфере социального обслуживания: Законом Краснодарского края от 5 ноября 2014 г. № 3051-КЗ «О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края», Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. № 3087-КЗ «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории Краснодарского края», приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22 декабря 2014 г. № 1042 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Краснодарском крае» (далее – приказ 22 декабря 2014 г. № 1042).
Нормативными правовыми актами Краснодарского края и уполномоченного органа в сфере социального обслуживания, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, утверждаются:
нормативы штатной численности организаций социального обслуживания Краснодарского края при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
нормативы обеспечения мягким инвентарем организаций социального обслуживания Краснодарского края при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
нормативы обеспечения площадью жилых помещений организаций социального обслуживания Краснодарского края при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
нормы питания в организациях социального обслуживания Краснодарского края;
порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания.
Министерством разработаны и утверждены перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых министерством, и порядка их ведения. Данные Перечни, утвержденные приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 11 августа 2017 г. № 1167, размещены на официальном сайте.
4. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения документации поставщиками социальных услуг
Основная документация поставщиков социальных услуг включает в себя:
4.1. Устав учреждения.
4.2. Положения об отделениях.
4.3. Штатное расписание с указанием наименования должностей персонала и его численности.
4.4. Правила, инструкции, методики, в том числе:
правила внутреннего трудового распорядка должны определять режим работы учреждения, порядок действия его структурных подразделений и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг;
правила поведения получателей социальных услуг должны определять их права и обязанности как клиентов учреждения, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения режима учреждения;
должностные инструкции специалистов должны устанавливать их обязанности, права, ответственность за оказываемые социальные услуги, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам, к соблюдению принципов гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности по отношению к обслуживаемым гражданам, необходимости проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, выдержку, предусмотрительность, учитывать их физическое и психическое состояние, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением.
4.5. Документацию на оборудование, приборы и аппаратуру, способствующую обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживанию и поддержанию в работоспособном состоянии.
Документация (паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, формуляры и др.) на имеющееся специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы) предназначена для обеспечения грамотной и эффективной эксплуатации, обслуживания, поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и устранения неисправностей, ремонта и замены.
4.6. Документы, связанные с социальным обслуживанием в учреждении, в том числе личные дела получателей социальных услуг, включающие в себя индивидуальную программу; договор о предоставлении социальных услуг.
Личные дела получателей социальных услуг формируются в соответствии с приказом от 22 декабря 2014 г. № 1042.
Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Состав документации конкретного поставщика социальных услуг может быть уточнен в зависимости от типа организации социального обслуживания, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
4.7. Лицензии на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания
В целях обеспечения открытости и доступности информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается следующая информация:
о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;
о структуре и органах управления организации социального обслуживания, в том числе:
наименование структурных подразделений (органов управления) (при наличии);
фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений, положения о структурных подразделениях (при наличии);
места нахождения обособленных структурных подразделений;
адреса официальных сайтов структурных подразделений в сети «Интернет» (при наличии);
адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);
о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов организации социального обслуживания (при наличии);
о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (о наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе библиотек, объектов спорта, наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети «Интернет»);
о перечне предоставляемых социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату;
о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за счет средств физических и (или) юридических лиц;
об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края за плату, частичную плату в соответствии с договорами о предоставлении социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (с приложением электронного образа документов);
о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности);
о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, о правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (с приложением электронного образа документов);
о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и об отчетах об исполнении таких предписаний;
о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений.
Размещенные на официальном сайте сведения должны быть доступны пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.
6. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг
Поставщики социальных услуг обязаны:
осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Краснодарского края;
предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;
предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ;
предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
предоставлять уполномоченному отделу министерства информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ;
обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети «Интернет» и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот;
обеспечить условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других маломобильных граждан с учетом ограничений их жизнедеятельности.
7. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) проживании в организации социального обслуживания.
Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 – 7 статьи 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ.
Таким образом, поставщики социальных услуг с учетом индивидуальной потребности получателя социальных услуг должны предоставить помещения для предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
Поставщики социальных услуг предоставляют социальные услуги в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг, утвержденным приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22 декабря 2014 г. № 1042, обязательным для исполнения поставщиками социальных услуг.
Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:
наименование социальной услуги;
стандарт социальной услуги;
правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;
требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;
перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе;
иные положения в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг.
Стандарт социальной услуги в свою очередь включает в себя:
описание социальной услуги, в том числе ее объем;
сроки предоставления социальной услуги;
подушевой норматив финансирования социальной услуги;
показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной или стационарной форме поставщиками социальных услуг должны быть обеспечены условия доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта;
содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
допуск на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;
наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре.
8. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки поставщиков социальных услуг нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания должностные лица министерства обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Согласно статьи 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Начальник отдела регионального
государственного контроля
(надзора) А.В. Шелухин
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 20.02.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: