Основная информация

Дата опубликования: 26 июня 2015г.
Номер документа: RU68000201500543
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тамбовская область
Принявший орган: Управление образования и науки Тамбовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Управление образования и науки Тамбовской области

ПРИКАЗ

26.06.2015

г. Тамбов

№ 2045

«Об утверждении концепции развития технологического образования обучающихся общеобразовательных организаций Тамбовской области на 2015-2020 годы»

В соответствии с планом работы управления образования и науки области и в целях совершенствования технологического образования ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить концепцию развития технологического образования обучающихся общеобразовательных организаций Тамбовской области на 2015-2020 годы (далее — концепция) согласно приложению № 1.

2. Утвердить состав рабочей группы по разработке плана мероприятий по реализации концепции согласно приложению № 2.

3. Рабочей группе (Шешерина) обеспечить разработку плана мероприятий по реализации концепции до 01.08.2015.

4.              Разместить настоящий приказ на официальном сайте управления образования и науки области.

I              5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя

начальника управления образования и науки области Л.А.Голубеву.

Начальник управления Н.Е.Астафьева

Приложение № 1

к приказу управления образования и

науки области

от 26.06.2015 № 2045

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015-2020 годы

ВВЕДЕНИЕ

Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.

Наступление эры технической цивилизации обусловило появление множества требований к человеку и появление универсальной культуры -технологической, содержащей десять компонентов.

К ним относятся: культура труда, графическая культура, культура дизайна, информационная культура, предпринимательская культура, культура человеческих отношений, экологическая культура, культура дома, потребительская культура, проектная культура.

Анализ компонентов технологической культуры показывает, что она является важнейшей частью общей культуры человечества, отражающей характер и уровень преобразующей природосообразной творческой деятельности.

Технологическая культура при правильном ее понимании и преподавании сможет обеспечить гармоничность и единство материальной и духовной культуры общества.

Необходимость технологического образования вытекает из стратегии развития образования, где ее структурное и содержательное обновление рассматривается как основа модернизации общества, экономики, страны в целом. С этой позиции технологическое образование следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технологической, экологической и экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей,              качеств              личности:              социальной              адаптивности,

конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности.

Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения предметной области «Технология» в общеобразовательных организациях, продолжаться в профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Как показывает мировой опыт общего образования молодежи предметная ) область «Технология» является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий.

Основная цель образования в области технологии - подготовить поколение к использованию быстро меняющихся технологий будущего.

В результате технологического образования должны быть сформированы знания основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных ресурсов, основ применения современных технологий в производстве, экономике, сфере услуг и быта.

В основной школе обучающийся должен овладеть: необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин; способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; умениями применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Сформированные у обучающихся при изучении предметной области «Технология» представления о составляющих техносферы, современном производстве и применяемых в нем технологиях, создают культурные и духовные предпосылки для сохранения и развития национальных культур народов России, социально-экономического развития страны.

Реализация приоритетных направлений развития России,

определённых Президентом Российской Федерации, намеченный рост ВВП, рост экономического и оборонного потенциала страны сталкивается со следующими проблемами:

1.              В системе трудовых ресурсов резко уменьшается число квалифицированных специалистов, владеющих современной техникой и технологиями производства, в том числе инженерно-технических кадров, способных обеспечить функционирование и развитие ключевых отраслей современного производства.

2.              Переход российской армии на новый технический уровень и контрактные организационные формы комплектования не возможен при нынешнем содержании и уровне естественнонаучного и технологического образования в общеобразовательных организациях и в профессиональных образовательных организациях. Уровень современного естественнонаучного и технологического образования не позволяет призывникам за короткое время освоить управление и обслуживание современной военной техники, насыщенной электронными и информационными технологиями.

3. Недостаточно квалифицированное технологическое обслуживание и эксплуатация современных сложных технических объектов ведёт к большому числу техногенных катастроф.

4. Подъем промышленного производства России сдерживается тем, что ослаблена существовавшая ранее система подготовки и повышения квалификации инженерно-технических и рабочих кадров, а современное образование приобрело экономико-гуманитарную направленность как в системе общего, так и специального образования.

На протяжении долгих лет предмет «Технология» менее других образовательных областей оснащался современными средствами обучения. Вместе с тем, условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность достижения планируемых результатов всеми обучающимся по всем предметам, в том числе и в предметной области «Технология».

В последнее время общеобразовательные организации оснащаются робототехникой, модульными станками, современными компьютерами. Ситуация изменяется к лучшему, но последствия недостаточного финансирования на

создание материально-технической базы предметной области «Технология» будут ощущаться ещё долгое время.

Современная система технологического образования не может ограничиваться только структурными изменениями учебных планов и содержания учебных предметов, по-прежнему реализующих преимущественно «догоняющую» парадигму образования.

Для достижения поставленных перед нашей страной целей инновационного развития необходим качественный переход к «опережающей» парадигме, что является необходимым условием устойчивого развития Тамбовской области и России.

1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Учитывая стратегические направления социально-экономического развития области до 2020 г., сложившиеся особенности в экономике, промышленности и социальной сфере в качестве приоритетных направлений технологического образования в регионе определены:

агробизнес-образование;

инженерно-техническое, включающее робототехнику, автомоделирование и т.п.;

информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); художественные промыслы и народные ремесла.

Создание в Тамбовской области системы непрерывного агробизнес-образования стало возможным благодаря политике администрации Тамбовской области, направленной на устойчивое развитие сельских территорий, создание в области центра продовольственной безопасности страны.

Комплекс социально-экономических мер, предпринятых в отношении развития села в последние годы, дал определенные результаты. В то же время проблема подготовки кадров для села остается наиболее острой и трудно решаемой задачей. Здесь явно высвечиваются две взаимосвязанные стороны проблемы:

низкая мотивация современной молодежи к труду на селе вследствие сложившейся в социуме непрестижности профессий АПК и статуса сельского образа жизни в целом;

несоответствие качества подготовки специалистов требованиям инновационного развития АПК.

Одним из первых шагов в решении обозначенной проблемы стала реализация проекта по созданию системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области и открытие в 2011 году опытно-экспериментальных площадок по данному направлению.

Для системы образования это означает:

встраивание в содержание предмета «Технология» учебных модулей по отдельным основным направлениям, например «Основы агробизнеса» и «Первые шаги к лидерству»;

последовательная интеграция тем по агробизнесу;

поэтапное ведение бизнес-проектной деятельности (реализация совместных проектов с научным сообществом Мичуринского государственного аграрного университета, организация сельскохозяйственного труда на пришкольном участке с проведением научных исследований, развитие бизнес-идей и доведение их до бизнес-проектов).

Таким образом, подготовка в общеобразовательной организации - это первый этап агробизнес-образования, задачи которого заключаются не только в выработке набора жизненно необходимых в современной рыночной среде навыков, но и в эффективной профориентационной работе по подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессий АПК, ведению собственного бизнеса.

Непрерывность агробизнес-образования реализуется:

в дошкольном и младшем школьном возрасте (дошкольное образование, начальное общее образование) - через познавательную и игровую деятельности по приобретению основных знаний об окружающем мире, формирование ценностных установок на преобразующую деятельность;

в подростковом возрасте (основное общее образование) - через экспериментальную и проектную деятельности, направленные на освоение основных профессиональных навыков инновационного хозяйствования на земле, рационального природопользования, усвоение экологических и этических норм и ценностей ведения интенсивного сельского хозяйства;

в старшем школьном возрасте (среднее общее образование) - через научно-исследовательскую, практическую и предпринимательскую деятельности по реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий для интенсификации сельского хозяйства, формированию идеологии «грамотного и ответственного хозяина», мотивации на приобретение профессии аграрного профиля и самостоятельное хозяйствование на земле;

в зрелом возрасте - через формальное и неформальное образование, практическую деятельность по ведению интенсивного сельского хозяйства, основанного на принципах природосообразного образа жизни, по преобразованию социокультурной среды в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

Для дальнейшего развития модели агробизнес-образования необходимо: )              внедрение новых технологий профориентационной работы и сопровождения профессионального самоопределения молодежи и взрослых;

внедрение современных образовательных технологий и форм организации учебной и внеучебной деятельности (он-лайн лекции по экономической теории и бизнес планированию, методические семинары и мастер-классы, бизнес-форумы, конкурсы бизнес-проектов и т.п.);

внедрение на базе сельских школ программы дистанционного агробизнес-обучения школьников 10-11 классов по образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения с присвоением квалификаций;

развитие форм сетевого взаимодействия, подключение в качестве сетевых партнеров общеобразовательных организаций профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, расположенных в других субъектах Российской Федерации;

развитие совместной производственной деятельности по выпуску готовой продукции совместно с агропромышленными предприятиями, организациями малого и среднего предпринимательства.

Еще одним приоритетным направлением технологического образования в области является инженерно-техническое, что непосредственно связано с

задачами модернизации региональной экономики, масштабным внедрением и освоением новейших технологий.

Задача воспроизводства грамотных инженерно-технических кадров решается путем создания условий для формирования и развития у обучающихся основных компетенций в области конструирования, моделирования, рационализаторской и изобретательской деятельности, технического творчества.

В области проводится определенная работа по популяризации естественно­научных и инженерно-техничесзшх направлений дополнительного образования: в объединениях технического творчества занимается более 5000 обучающихся, реализуется около 200 программам по соответствующим направлениям.

Вместе с тем, оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на развитие научно-технического творчества детей и молодежи в Тамбовской области, позволяет обозначить некоторые проблемы:

недостаточный интерес к инженерно-технической деятельности, характеризующийся снижением численности и доли обучающихся по естественнонаучным и инженерным специальностям, наиболее востребованным в инновационной экономике региона;

недостаточное развитие инфраструктуры по созданию и коммерциализации инновационных разработок в научно-технической, инновационной и производственной сферах;

недостаточный уровень инновационной активности технологического характера, обусловленный отсутствием ресурсной базы для реализации инновационных проектов, ориентированных на участие в региональных программах поддержки молодежного предпринимательства;

отсутствие единой площадки по определению приоритетов научно-технического и инновационного развития и мер по их реализации в разрезе: бизнес-образование-наука.

С целью повышения престижа научно-технического творчества у детей и молодежи, целенаправленной и планомерной подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров необходимо:

активно внедрять современные технологии профессиональной ориентации и сопровождения, профессионального самоопределения молодежи и взрослых;

на базе образовательных организаций различного типа продолжить деятельность по разработке и внедрению образовательных программ технической направленности, в том числе по робототехнике, автомоделированию и т.п.;

обеспечить возможность участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, форумах по инженерно-техническому направлению всероссийского и международного уровня;

для обучающихся, проявляющих наибольший интерес к инженерно-техническому профилю, организовывать их участие в проектной технической и конструкторской деятельности профессиональных образовательных организаций на основе выполнения реальных заказов предприятий;

привлекать к работе с; детьми высококвалифицированных специалистов (инженеров, программистов, научных работников и т.п.), не имеющих базового педагогического образования, обеспечив их психолого-педагогическую подготовку;

общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования активнее участвовать в грантовых конкурсах, программах и проектах в целях привлечения средств на приобретение современного оборудования для реализации программ технической направленности.

Решение обозначенных проблем требует консолидации усилий органов государственной власти, частного бизнеса, общественных, научных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в рамках единой сетевой структуры, обеспечивающей условия для получения непрерывного технического образования на различных уровнях - от «школы-колледжа-вуза» до реального производства.

Одним из приоритетных направлений технологического образования является формирование компетенций у обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, которые в последние

десятилетия существенно изменили современный мир.

В первую очередь должны быть пересмотрены приоритеты в развитии навыков ИКТ. Модели и установки XX века описывают базовые компьютерные навыки, которые уже стали повседневной деятельностью множества людей, но возникают новые задачи. Детям и молодежи цифровой эпохи нужна новая модель развития, основанная на применении ИКТ для формирования визуального языка обучения, естественного для поколения, вырастающего изначально среди информационных технологий.

Формирование ИКТ-компетенций обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Включение ИКТ-компетенций в программу

формирования универсальных учебных действий позволяет образовательной организации и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета, избежать дублирования содержания, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов.

Овладение информационно-коммуникационными технологиями в рамках предметной области «Технология» направлено на формирование:

творческих и эстетических навыков (составление сюжета, анализ текста, личные медиапотребности, правила цитирования);

интерактивных навыков (участие в дискуссии, ведение диалога, коллективная работа, обмен идеями, мнениями, вопросами и опытом.);

навыков критического анализа (понимание и оценка контекста информации, анализ источников, достоверность, надежность);

навыков безопасности (обработка и распространение информации, представление информации понятной и полезной, конфиденциальность, правовые и этические аспекты использования Интернета);

навыков по управлению информацией (избирательность, оценка качества, сравнение, анализ, отбор, регулирование насыщением информацией, этика сетевого поведения).

При организации самостоятельной творческой работы обучающихся ИКТ играют серьезную роль как инструмент поддержки инновационных технологий, в том числе и во внеурочной работе. Прежде всего, они становятся основой для проектной, учебно-исследовательской деятельности.

Для дальнейшего качественного развития данного направления предполагается:

продолжить внедрение дистанционных технологий, обеспечить расширение доступа к ним, особенно для лиц с особыми образовательными потребностями;

обеспечить возможность постоянного он-лайн доступа педагогов и обучающихся к современным образовательным технологиям, научно-методическим материалам и источникам знаний, а также организацию эффективной обратной связи между участниками образовательного процесса, органами управления и исследовательскими сообществами;

создать условия для формирования и использования специализированных открытых образовательных ресурсов, а также различных программно-

технологических платформ, инструментальных средств и 1Т-решений, соответствующих международным стандартам;

обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся на основе внедрения и использования ИКТ, осуществляя дифференциацию учебного материала в зависимости от личности обучаемого с целью наиболее эффективного усвоения знаний и раскрытия его потенциала;

осуществлять непрерывное повышение квалификации учителей технологии в области ИКТ в соответствии с существующими международными стандартами и разработку специальных рекомендаций и учебных курсов;

определить (с привлечением представителей 1Т-индустрии и работодателей) требования к ИКТ-компетентности учителей технологии; разработать прозрачные механизмы их сертификации в области ИКТ-компетентности;

разработать общую концепцию взаимодействия с организациями социальной сферы и предприятиями реального сектора экономики в контексте применения ИКТ в предметной области «Технология»;

создать условия для развития международного сотрудничества в области образовательных ИКТ (совместные конкурсы, олимпиады, проекты);

предоставить широкой общественности возможность участия в обсуждении и получения информации о профессиональной подготовке и образовании с использованием ИКТ на протяжении жизни.

К приоритетным направлениям развития технологического образования следует отнести и возрождение художественных промыслов и народных

ремёсел, что требует приложения коллективных усилий ученых, творческой интеллигенции, работников образовательных организаций, учреждений культуры и широкой общественности - всего культурного потенциала региона.

В настоящее время на территории Тамбовской области распространены следующие направления ремесленной деятельности: гончарное ремесло, ткачество, вязание, резьба по дереву, дымковская игрушка, лозоплетение, ювелирное ремесло, керамика, пеньковое ремесло, ковка металла, кружевоплетение и т.д.

Включение обучающихся в эту деятельность позволяет им приобщиться к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к труду. Художественные промыслы и ремесла являются одной из форм народного

искусства, эффективным средством развития личности человека, которые, передаваясь из поколения в поколение, несут в себе исторический, духовный, эстетический опыт народа, его духовно-нравственную основу.

В современных условиях понятие «народные художественные промыслы» стало более широким в силу участия в них разных мастеров и художников — профессионалов. Изменения, происходящие в назначениях изделий, механизмах передачи традиции, в мироощущениях и социальных условиях жизни мастеров показывают, что современные народные промыслы, хотя и примыкают к традиционной народной культуре, но уже являются новой областью деятельности, хотя и на основе старых образцов.

Для сохранения традиций и развития декоративно-прикладного искусства необходимо:

создание необходимой инфраструктуры изготовления и сбыта подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесленников;

создание системы, объединяющей производителей художественных промыслов и ремесел, художников, торговые сети и учебные заведения, готовящие специалистов в данной сфере;

совершенствование форм государственной поддержки народного творчества, деятельности по созданию и реализации подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесел;

активное использование социально-культурной составляющей продукции народного промысла в нравственно-воспитательном процессе (особенно подрастающего поколения);

развитие взаимодействия с мастерами, организациями-производителями в области народных художественных промыслов и ремесел с общеобразовательными организациями;

объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления, организаций народных художественных промыслов и индивидуальных мастеров, а также общественных организаций в области популяризации народных художественных промыслов и ремесел в Тамбовской области и за ее пределами.

Эффективное решение этих и связанных с ними проблем, обеспечивающих существенное улучшение экономического положения народных художественных промыслов и ремесленников Тамбовщины, воссоздание на этой основе остро

востребованного пласта народной культуры предполагает системнук организацию соответствующих мероприятий.

Повышение уровня социальной устойчивости и конкурентоспособное^ выпускников школ на рынке труда, их готовность к профессиональному обучению к развитию на протяжении всего периода профессиональной деятельности следует считать результатами технологического образования.

Следовательно, реализация целей и задач технологического обучения предполагает формирование; специально организованного образовательного пространства, включая научно-методическое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое обеспечение.

Переход в предметной области «Технология» на новые методы обучения с использованием современного оборудования, инновационных информационных технологий с учётом особенности предметной области позволит в целом повысить качество обучения, организовать научно-исследовательскую и проектную деятельности в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОДЕР5КАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное содержание предмета «Технология», соответствующее требованиям ФГОС, должно адекватно отражать смену жизненных реалий, обеспечивать овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности.

Во исполнении государственного задания Министерства образования и науки РФ научным коллективом под руководством д. ф.-м. н., профессора Е.Я. Когана Приволжским филиалом Федерального института развития образования (г.Самара) разработан проект примерной программы предметной области «Технология» для основной школы (5-9 классы).

Примерная программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в новом федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Программа построена как образовательная технология достижения заявленных целей:

1.              Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

2.              Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

3.              Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направления своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, будущей профессиональной деятельности.

Каждая целевая установка задаёт блок содержания обучения в рамках предметной области «Технология».

Программа предполагает значительную внеурочную активность обучающихся. Формы внеурочной деятельности в рамках предмета «Технология» - это проектная деятельность, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося, ориентацией на особенность возраста как периода разнообразных «безответственных» проб (приложения 1-5).

Подготовка к массовому внедрению в практику учебной деятельностк предметной области с такими характеристиками потребует принципиально новогс ресурсного обеспечения и качества педагогических кадров.

Тамбовская область стала участником апробации предложенной программы В 2014 году открыты опытно-экспериментальные площадки по апробации не базе 9 школ.

3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для создания условий результативной работы по подготовке обучающихся к эффективному поведению в условиях современного рынке труда необходима разработка моделей технологического образование

школьников, включающих фундаментальное образование, профориентацию, предпрофильную и профильную подготовку подрастающего поколения.

Одним из условий развития системы технологического образования и подготовки преподавателей предметной области «Технология» является создание образовательных комплексов организаций общего, дополнительного и профессионального образования, объединенных целями согласованного учебного процесса при комплексном использовании учебной, материально-технической базы образовательных организаций и кадровых ресурсов.

Широкие возможности в этом плане предоставляют различные формы межшкольной интеграции, использование сетевых форм организации образовательного процесса.

3.1. Ресурсный Центр технологического образования - межшкольный учебный комбинат.

В городах (районных центрах) области организацию технологического образования целесообразно осуществлять на базе межшкольных учебных комбинатов.

В 2013 году в г.Тамбове на базе межшкольного учебного комбината создан Центр технологического образования. Современная структура Центра технологического образования представлена семью центрами, включающими в себя преимущественно лаборатории и мастерские. Все они в совокупности представляют собой единый технологический комплекс. Основу этого комплекса составляет практическое обучение, учебно-научные исследования, проектная деятельность и современные технологии.

Уроки технологии для обучающихся 5-8 классов школ г. Тамбова проводятся на базе Центра в соответствии с договорами, заключенными между Центром и школой.

Работа Центра основана на всестороннем включении в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий и создании единого информационного пространства, где школьники осваивают систему автоматизированного проектирования, трехмерное моделирование и прототипирование, конструируют простейшие автоматизированные и роботизированные устройства, изучают основы программирования, механики и робототехники, знакомятся с современными ресурсосберегающими технологиями и альтернативными источниками энергии. Оснащение лабораторий позволяет

осуществить все стадии создания модели: от идеи и проведения необходимых расчетов к созданию ЗБ проекта в электронном виде до получения готового продукта с помощью ЗБ принтера или ЗБ станка с числовым программным управлением.

В структуру Центра технологического образования включён Центр космических услуг. Цель деятельности центра: формирование и развитие личности, творческих способностей обучающихся, усиление мотивации осознанного выбора ими будущих профессий, связанных с наукоемкими технологиями, организованного с использованием результатов космической деятельности.

Стратегическое направление развития Центра заключается в создании единого муниципального образовательно-профессионального пространства, позволяющего на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения обеспечить условия для осознанного выбора обучающимися дальнейшего образовательно-профессионального маршрута в соответствии с их индивидуальными способностями, интересами и реальными потребностями рынка труда.

3.2. Ресурсные центры региональной системы агробизнес образования.

Образовательные комплексы, созданные на базе инновационных школ — Татановской ('«Школа Агробизнеса-Тамбов») и Избердеевской («Школа Агроэкотехнологий») выполняю функции ресурсных центров региональной системы агробизнес-образования.

Проекты создания инновационных моделей ресурсных центров региональной системы агробизнес образования разработаны с целью выполнения задач по реализации Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года.

В рамках деятельности центров разработаны новое содержание программ общего и профессионального образования, учебно-методическое обеспечение агробизнес-образования, технологии повышения квалификации кадров для АПК в условиях инновационной инфраструктуры и социального партнерства.

Деятельность данных центров осуществляется на основе гибкой системы интеграции общего и дополнительного образования, преемственности общего и профессионального образования, кооперации общеобразовательной

роганизациис ключевыми предприятиями сферы АПК, органами местногс самоуправления, социумом.

Центры функционируют как открытые социально-педагогические системы. где решаются задачи самореализации и социальной адаптации обучающихся, их профессионального самоопределения и осознания ценности сельскохозяйственного труда.

На базе ресурсных центров отрабатываются с последующим распространением на образовательные организации области содержательные и методические вопросы, касающиеся ранней профориентационной работы в сфере сельского хозяйства (дошкольное образование, начальное общее образование); предпрофильной подготовки (основное общее образование); допрофессиональной и профессиональной подготовки (колледж-классы), профильного обучения; переподготовки, повышения квалификации учителей, консультирования взрослого населения.

3.3. Реализация технологического образования по моделям организации профильного обучения.

Профильное обучение является одним из приоритетных направлений

обновления современного образования, достижения им нового качества путем

существенного изменения способов формирования и развития ориентации

старшеклассников на будущую профессию, выступает одной из форм реализации

принципа непрерывного образования. Обучаясь в общеобразовательной

организации, обучающийся уже готовит себя к занятиям в системе

профессионального образования.

Помимо организации теоретических и практических занятий по профильным курсам осуществляется непосредственное знакомство обучающихся с промышленным производством: организуются встречи с ведущими специалистами заводов, проводятся экскурсии на предприятиях. Для обучающихся, которые проявляют наибольший интерес к инженерно-техническому профилю, обеспечивается индивидуальный подход: организуется их участие в проектной технической и конструкторской деятельности реальных заданий предприятий, приобщение к производственной практике.

Выбор направлений и профилей технологической подготовки осуществляется с учётом кадровых потребностей региона и возможностей общеобразовательных организаций.

Модель внутришкольной профилшации.

Общеобразовательная организация может быть однопрофильной (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильной

(организовать несколько профилей обучения).

Общеобразовательная организация может быть в целом не ориентирована на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять обучающимся (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

Среднее общее образование - завершающий уровень общего образования, на котором одной из форм технологического образования (модели сетевой организации) становится «Колледж-класс» по основным образовательным программам среднего профессионального образования или «Университетский класс» по образовательным программам высшего образования.

Модель профильного обучения в системе «Колледж-класс».

Основа модели профильного обучения в системе «Колледж-класс» заключается в организации единого образовательного пространства организациями среднего общего и среднего профессионального образования, что обеспечивает возможность получения обучающимися полноценного среднего образования и качественной профессиональной подготовки.

После завершения обучения в общеобразовательной организации выпускники имеют два основных пути дальнейшего обучения на более высоком образовательном уровне:

продолжать образование в колледже путем перезачёта полученных ранее образовательных результатов в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей с сокращением сроков обучения;

поступать в организации высшего образования в соответствии с выбранным направлением и профилем подготовки.

Параллельно-профильное обучение по модели «колледж-класс» в рамках сетевого взаимодействия «Школа-колледж» является одним из каналов

реализации «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров ь формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» в условиях функционирования региональной системы подготовки специалистов среднего звена.

Модель профильного обучения в системе «Университетский класс».

Профильное обучение по модели «Университетский класс» на старшей ступени общего образования является составной частью образовательной программы непрерывного многоуровневого профессионального образования, эффективной формой полноценного образования.

Обучающиеся в рамках профильного обучения имеют возможность наряду со средним общим образованием изучать дисциплины, соответствующие учебному плану первого курса высшего образования.

Для реализации профильного обучения по данной модели используется совместная ресурсная база общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего образования (учебные кабинеты, оборудование, программное обеспечение, учебная литература и методические материалы), а также кадровый потенциал.

Помимо организации теоретических и практических занятий по профильным курсам осуществляется непосредственное знакомство обучающихся с промышленным производством: организуются встречи с ведущими специалистами заводов, проводятся экскурсии на предприятия.

3.4. Модели сетевого взаимодействия по развитию научно-технического творчества детей и молодёжи в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование детей становится актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. Дополнительное образование становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Система научно-технического творчества детей и молодежи призван; содействовать эффективному решению проблемы воспроизводства инженерно технических кадров, обладающих способностью к опережающему развитию, р создать условия для формирования и развития основных компетенции обучающихся по конструированию, моделированию в области техническогс творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности.

Организация дополнительного образования детей и молодёжи осуществляется как на базе общеобразовательных организаций, оснащенных современным оборудованием для развития технического творчества, проведения исследовательских и проектных работ обучающихся так и на базе организаций дополнительного образования детей и юношества.

В последние годы в регионе началось развитие негосударственного сектора дополнительного образования. Все более актуальной становится практика поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих образовательные и просветительские проекты для детей, оказание грантовой поддержки негосударственным организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы приоритетных региональных направлений деятельности.

В качестве новой сетевой структуры системы дополнительного образования в области создан Центр молодежного инновационного творчества, который концентрирует ресурсы для подготовки высококвалифицированных кадров, вовлечения детей и молодежи, а также субъектов предпринимательства в инновационную творческую деятельность, выполняет заказы малого и среднего бизнеса на разработку перспективных видов продукции.

Основная цель деятельности ЦМИТ - создание благоприятных условий для детей и молодежи, обучающихся образовательных организаций, молодых специалистов, участников инновационных сообществ для занятий научно-техническим творчеством, овладения инновационными технологиями, коммерциализации знаний и наукоемких технологий.

Таким образом, сетевое взаимодействие образовательных организаций и предприятий, направленное на реализацию совместных мер по подготовке

специалистов различных профилей, открывает принципиально новые возможности для повышения качества образования в соответствии с профессиональными интересами и возможностями обучающихся, создает условия для осознанного выбора жизненного пути, ориентированного на потребности рынка труда.

4. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В образовательном процессе проектно-исследовательская деятельность занимает важное место, позволяя развивать, в первую очередь, такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.

Современный выпускник образовательной организации должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий.

Проектная технология становится основой формирования исследовательских компетенций. Они проявляются в готовности к общению, диалогу, совместному анализу, конструктивной критике, корректировке способов действия, поиску новых подходов к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность, становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении обучающихся.

Проекты разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет, создание новых изделии, продуктов труда.

На старшей ступени обучения акцент смещается с учебного проектирования на профессиональное, к принципиальным отличиям которого относятся: уровень технологий производства и применяемых материалов; обязательное соответствие ГОСТам и другим нормативным документам; учёт требований серийного производства; анализ патентной чистоты и другие.

Опыт реализации проектного метода в образовательной организации показывает, что обучающиеся испытывают затруднения в выборе темы и определении требований к объекту проектирования.

Для решения этой проблемы необходимо использовать так называемый «портфель заказов», который содержит заявки от различных заказчиков на разработку и создание изделий с соответствующими требованиями к объекту проектирования.

Это позволит, с одной стороны, повысить роль учителя в определении направления проектной деятельности при сохранении свободы выбора за обучающимися, с другой стороны - приблизить тематику проектной деятельности к реальным потребностям людей и общества. Такая деятельность будет способствовать реализации компетентностного подхода в предметной области «Технология».

5. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Результатом реализации требований должно быть создание образовательной среды:

обеспечивающей достижение целей основного общего образования в сфере технологического образования, его высокое качество;

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся в процессе решения учебных задач технологического образования;

преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.

5.1. ПОДГОТОВКА КАДРОВ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Задачи развития технологического образования, обеспечения его нового качества и эффективности значительно актуализируют проблему совершенствования профессионализма учителей предметной области «Технология».

Развитию кадрового потенциала будет способствовать. целый ряд мер, предполагающих:

разработку новых учебных модульных программ и учебно-методических комплектов дополнительного профессионального образования учителей технологии;

распространение результатов апробации примерной программы предметной области «Технология» (5-9 классы) в образовательных организациях Тамбовской области;

развитие вариативных форм повышения квалификации учителей, включа1Я стажировки на базе ресурсных центров, Центре технологического образования (г.Тамбов), создание сетевого сообщества учителей и активную работу секции учителей технологии в рамках регионального методического объединения;

развитие системы стимулирования успешной деятельности учителей технологии (прежде всего тех, кто подготовил победителей всероссийских, областных, муниципальных этапов олимпиад, является создателем авторских программ и др.);

привлечение высококвалифицированных специалистов, не имеющих базового педагогического образования, в качестве учителей технологии и их профессиональную переподготовку;

подготовку специалистов-профориентологов из числа педагогов и практических психологов.

5.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-материальная база технологического образования образовательной организации является наиболее ресурсоёмкой по сравнению с другими предметными областями. Обучающимся должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность:

получения, создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, осуществление информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях, работа в библиотеке и др.);

проведения наблюдений, экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций, использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

проектирования и конструирования, создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;

размещения, систематизации и хранения (накопления) учебных материалов и работ обучающихся и т.п.;

Создание полноценной материально-технической базы, соответствующей требованиям ФГОС основного общего образования крайне затруднительно для многих образовательных организаций. Именно поэтому органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, важно грамотно подойти к определению модели реализации предметной области «Технология».

Целесообразно сконцентрировать материально-технические, финансовые и кадровые ресурсы на базе ресурсных центров, межшкольных учебных комбинатов (Центров технологического образования), обеспечив при этом доставку обучающихся специальным транспортом (школьный автобус).

Необходимо максимально привлекать к оснащению учебного процесса современным оборудованием промышленные и аграрные предприятия и организации, привлекать дополнительные средства в виде грантов, доходов от предпринимательской деятельности.

5.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС. Данная система должна обеспечить формирование у обучающихся стремления к личностному развитию и социализации.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации технологического образования должны обеспечивать:

преемственность содержания и форм организации технологического образования по отношению к начальной ступени общего образования;

учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических работников предметной области «Технология», родительской общественности;

-

мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержку одаренных детей в сфере технологического образования, участников олимпиадного движения по технологии.

Психолого-педагогическое сопровождение наиболее актуально в ходе профориентационной работы. Работа специалистов-профориентологов, обладающих специальными знаниями и психологической подготовкой, направлена на обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В результате реализации Концепции планируется обеспечение доступности, повышение качества и эффективности технологического образования в регионе.

Разработка и реализация целостной системы мер совершенствования технологического образования позволяет обеспечить:

проектирование эффективных систем технологического образования на муниципальном уровне, обеспечивающих высокое качество технологической подготовки при сообразных финансовых затратах;

обновление содержания технологического образования, совершенствование форм организации образовательного процесса, внедрение современных образовательных технологий;

увеличение доли обучающихся, занимающихся в творческих объединениях технической направленности;

повышение уровня профессиональной компетенции учителей предметной области «Технология»;

активное включение в учебный процесс представителей малого и среднего бизнеса для реализации ученических проектов, разработанных для реального сектора экономики.

Приложение № 1

к концепции развития технологического образования

обучающихся общеобразовательных организаций

Тамбовской области на 2015-2020 годы

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Формы

Направление деятельности

Класс

Содержательный компонент

организации

урочной и

внеурочной

деятельности

Предметно-

1-4

Общее представление о труде. Элементы графической грамоты. Основы ИКТ.

Театр, кружки,

преобразовательная,

Основы алгоритмизации. Конструирование и моделирование изделий по образцу и

студия, игра,

творческая и проектная деятельность

по заданным параметрам. Основы технологии ручной обработки материалов. Основы ведения домашнего хозяйства. Самообслуживание. Общие представления о сельском хозяйстве

конкурс

Созидательная и

5-9

Планирование технологического процесса и процесса труда. Черчение и графика.

Кружок, творческое

исследовательская

Основы электротехники. Элементы инженерной графики. ИКТ и основы

объединение,

деятельность.

автоматизации. Конструирование и моделирование, макетирование.

студия, факульта-

Предпрофильная

Индустриальные технологии (ручная обработка материалов (дерево, металл,

тив, олимпиада,

подготовка.

текстильные материалы), работа с электрооборудованием). Технология ведения

экскурсия, деловая

Допрофессиональная

дома (технология ведения хозяйства, кулинария, экология жилья, этикет, ремонт,

игра, предметная

подготовка

рукоделие). Сельскохозяйственные технологии (технология растениеводства, основы агробизнеса)

неделя

Профильное

10-11

Физико-математический, социально-экономический, информационно-

Научное общество,

обучение с возможным

технологический, индустриально-технологический (электроника),

творческое объеди-

освоением элементов

естественнонаучный (физика и химия), естественнонаучный (биология и география),

нение, школьная

основных образова-

гуманитарный, филологический, аграрно-технологический, хдожественно-

конференция,

тельных программ ПО, СПО, ВО

эстетический, оборонно-спортивный профили

тренинг, колледж-класс, университет­ский класс

Приложение № 2

к концепции развития технологического образования

обучающихся общеобразовательных организаций

Тамбовской области на 2015-2020 годы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Класс

Направления освоения содержания предмета

информационно-технологическое

практико-ориентированное

прикладное

(первичная информация о предметах,

(персональный опыт практической

(опыт профессиональной деятельности на

видах деятельности и подготовка

деятельности в различных областях)

основе моделирования различных ее

информации для проекта)

элементов)

5

ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Общетеоретические вопросы:

Практическая деятельность:

Консультации, предваряющие выбор

Потребности и технологии. Понятие

Составление спецификации объектов и

социально-профессиональной пробы.

технологии. Цикл жизни технологии.

изделий, проведение анализа предложений

Профессиональная проба:

Источники развития технологий.

товаров для дома на основе выработанной

Выполнение профессиональных проб

Материальные технологии, информационные

спецификации с использованием

в определенной сфере деятельности с

технологии, социальные технологии.

информации сети-Интернет.

использованием полученных знаний,

Технологический процесс и его параметры.

Выполнение простейших операций с

умений, практического опыта.

Простые механизмы и конструкции.

пользованием инструментов, материалов,

Соотнесение своих индивидуальных

Содержание, характер труда в следующих

документации с учетом санитарно-

особенностей с профессиональными

сферах деятельности: *

гигиенических требований и правил

требованиями.

технологии организации и ведения быта;

безопасности труда.

Образовательный туризм:

аграрные технологии;

Исследование способов соединения

Изучение технологии в контексте

технологии дизайна;

деталей и сборка моделей

реального производства, знакомство с

технологии обработки конструкционных

образовательного конструктора по

предприятиями региона и организацией

материалов;

инструкции.

рабочих мест, требованиями,

технологии обработки текстильных

Обработка и изготовление простейших

предъявляемыми к личностным и

материалов;

деталей и изделий в соответствии с

профессиональным качествам

технологии художественно-прикладной

техническим заданием (простых деталей,

специалиста. Экскурсии на производство

обработки материалов;

узлов, механизмов).

с передовыми технологиями и высоким

пищевые технологии;

Изготовление информационного

уровнем организации труда, в Центры

электроника и робототехника;

продукта по заданному алгоритму в

профориентации и развита;

космические технологии

заданной оболочке (на основе результатов самостоятельной работы с информацией)

профессиональной карьеры, Центрь (бюро) трудоустройства на базе профессиональных образовательных

организации

*Учитель выбирает из набора сфер деятельности технологии для изучения, в соответствии с имеющимися возможностями и 1

зависимости от условий (школа - городская, сельская и т.д.).

Особенности организации занятий с

Изготовление материального продукта

использованием информационных технологий и самостоятельной работы:

Работа с информационными ресурсами и готовыми техническими объектами по изменению их конструкции посредством моделирования (включая трехмерное).

на основе технологической документации с применением элементарных (не требуют регулирования) рабочих инструментов (тематика проекта опирается на информационную основу проектной деятельности или практическую работу)

Составление карт простых и сложных механизмов и объектов в виртуальной среде.

Изучение вопросов организации и реализации проекта, технико-технологического проектирования (общий алгоритм проектной деятельности, этапы проекта, технико-технологические показатели).

История развития технологий, обслуживающих группу потребностей (по выбору обучающихся: индивидуальная или групповая работа, презентации). Работа с технологической документацией

6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Общетеоретические вопросы:

Практическая деятельность:

Консультации, предваряющие выбор

Технологические системы: анализ, проектирование, разработка.

Анализ и синтез технологической системы с использованием простых

социально-профессиональной пробы.

Характеристики технологической системы:

механизмов. Составление блок-схем

Профессиональная проба:

технологические и функциональные. Связи,

простых технологических систем. Чтение

Выполнение профессиональных проб

разработка, изготовление, преобразование,

чертежей и эскизов.

в определенной сфере деятельности с

эксплуатация и утилизация элементов системы.

Освоение технологии изготовления

испольчпнянием получении^ •зиягтай

Простые механизмы и конструкции, несложное

материального продукта по инструкции.

умений, практического опыта.

оборудование, машины и станки.

Соотнесение своих индивидуальных

Содержание, характер труда в следующих

Изготовление материального продукта

особенностей с профессиональными

сферах деятельности:

на основе технологической документации

требованиями.

аграрные технологии;

с применением элементарных (не требуют

технологии дизайна;

регулирования) и сложных (требующих

технологии обработки конструкционных

регулирования / настройки) рабочих

материалов;

инструментов / технологического

Образовательный туризм:

технологии обработки текстильных

оборудования.

Обзор современных производственных

материалов;

Разработка материального продукта в

технологий, знакомство с профессиями и

технологии художественно-прикладной

соответствии с задачей собственной

специальностями в производстве,

обработки материалов;

деятельности (включая моделирование и

сельском хозяйстве и стройиндустрии.

пищевые технологии;

разработку документации) или на основе

Изучение оборудования, машин и

технологии ремонтно-отделочных работ;

самостоятельно проведенных

механизмов на предприятиях региона (по

электроника и робототехника;

исследований потребительских интересов

отраслям).

космические технологии. Особенности организации занятий с использованием информационных технологий и самостоятельной работы:

Работа с информационными ресурсами и готовыми техническими объектами по изменению их конструкции посредством моделирования (включая трехмерное). Составление карт простых и сложных механизмов и объектов в виртуальной среде.

Изучение вопросов организации и реализации проекта, технико-технологического проектирования (общий алгоритм проектной деятельности, этапы проекта, технико-технологические показатели).

Эволюция технологий. Мониторинг СМИ и ресурсов Интернета по вопросам

Организация рабочих мест

формирования, продвижения и внедрения

новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии.

Поиск и извлечение примеров использования простых механизмов (непосредственного и в составе более сложных систем), поиск иллюстраций для карты и

презентации

7

АВТОМАТИЗИРОВАНОЕ И НЕАВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Общетеоретические вопросы:

Практическая деятельность:

Профессиональная проба:

Развитие технологических систем и

Проектирование технологических

Выполнение профессиональных проб

последовательная передача функций

систем с использованием методов

в определенной сфере деятельности с

управления и контроля от человека

инженерного творчества.

использованием полученных знаний,

технологической системе.

Разработка технологических карт

умений, практического опыта.

Понятие управления. Задачи управления.

процессов.

Соотнесение своих индивидуальных

Этапы процесса управления.

Проектирование и изготовления

особенностей с профессиональными

Понятие обратной связи. Системы автоматического управления. Процессы в

материального продукта на основе документации, разработанной

требованиями.

системе автоматического управления.

обучающимся.

Образовательный туризм:

Программное обеспечение.

Конструирование простых систем с

Обзор автоматизированного

Программирование работы устройств. Станки

обратной связью на основе технических

производства на предприятиях региона.

сЧПУ.

Энергетическое обеспечение жилого дома.

Содержание, характер труда в следующих сферах деятельности:

технологии производства, преобразования, распределения, накопления и передачи энергии;

технологии проектирования и изготовления материалов;

технологии ремонтно-отделочных работ;

социально-экономические технологии;

технологии дизайна;

конструкторов.

Разработка и создание изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования

Функции специалистов, занятых в автоматизированном производстве

пищевых технологий;

технология «Умный дом»;

электроника и робототехника;

космические технологии. Особенности организации занятий с использованием информационных технологий и самостоятельной работы:

Программное обеспечение для компьютерной графики. Программирование работы устройств. Интерфейс редактора компьютерного трехмерного проектирования.

Создание стандартных векторных форм,

редактирование векторных эскизов.

История технологий получения, хранения и преобразования энергии.

Исследование потребностей в потребительских свойствах бытовой техники (на выбор обучающегося) методами опроса, мониторинга контента Интернет-форумов и предложений технических новинок в области бытовой техники

8

ПОЛУЧЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ. СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Общетеоретические вопросы:

Практическая деятельность:

Профессиональная проба:

Материалы для технологий получения

Лабораторные исследования свойств

Выполнение профессиональных проб

продуктов. Современные материалы:

материалов и готовых изделии и

в определенной сфере деятельности с

многофункциональные материалы,

продуктов, оценка их качества.

использованием полученных знаний,

возобновляемые материалы (биоматериалы),

Обобщение разного опыта получения

умений, практического опыта.

пластики и керамика как альтернатива

продуктов одной типовой группы; анализ

Соотнесение своих индивидуальных

металлам, новые перспективы применения

потребительских свойств данных

особенностей с профессиональными

металлов, пористые металлы.

продуктов, условии производства с

требованиями.

Технологии получения и обработки

выработкой (регламентацией) технологии

Изучение краткосрочных курсов,

материалов с заданными свойствами.

производства продукта и ее пилотным применением.

возможно дополнительных (по выбору).

——

.

Содержание, характер труда в следующих

Разработка инструкций,

Образовательный туризм:

сферах деятельности:

технологических карт для исполнителей,

Обзор современных материалов (сырье

технологии проектирования и изготовления

согласование с заинтересованными

и продукция), изготавливаемых на

материалов;

субъектами.

предприятиях региона. Организация

социально-экономические технологии: технологии дизайна; технология «Умный дом»; электроника и робототехника; космические технологии;

Составление инструкций и встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку.

рабочих мест.

нанотехнологии;

Поиск и анализ альтернативных

Обзор образовательных организаций

биотехнологии

решений при разработке проекта:

для получения среднего

Особенности организации занятий с

альтернативные способы разрешения

профессионального образования в

использованием информационных

проблемы, альтернативные способы

регионе и возможности построения,

технологий и самостоятельной работы:

достижения цели / решения задачи,

реализации индивидуальной

Свойства материалов: внешний вид,

альтернативные ресурсы получения

образовательной траектории на старшей

механические, электрические, термические, возможность обработки

продукта.

Разработка и реализация

ступени общего образования.

(формообразования).

специализированных проектов:

Знакомство с рынком труда и рынком

Экономические характеристики материалов,

технологического проекта, бизнес-проекта

образовательных услуг, составление

доступность, экологичность. Происхождение

(бизнес-плана), инженерного проекта,

дайджеста «новых профессий» и

сырья и доступность материалов.

Критерии выбора материала для определенного технического решения. Способы анализа альтернативных решений.

Мониторинг СМИ и ресурсов Интернета: эволюция технологий и продуктов, новые материалы и новые возможности (по отраслям)

дизайн-проекта, исследовательского, социального проекта

«умирающих профессий»

Приложение № 3

к концепции развития технологического образования

обучающихся общеобразовательных организаций

Тамбовской области на 2015-2020 годы

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

1-4 классы



Содержательный

Виды

Технологии обучения

Средства

Примечание

пп

компонент

деятельности

1.

Общие

Простейшие

Ировые

Мультимедийный комплекс.

Конструктор «Городские жители» ВЦРЬО.

представления о

наблюдения.

технологии, ИКТ

Простейшие инструменты и

Тематический набор, иллюстрирующий

труде

Решение

технологии, ТРИЗ,

приспособления: Пазлы. Доступ в

профессиональные принадлежности городских жителей.

творческих

художественных

задач

Лего-технологии

сеть Интернет. Таблицы-фолии и транспаранты-фолии. Конструкторы БЦРЬО. Презентации

В наборе 20 неразборных фигурок людей разного пола и возраста, одетых в униформу или специальную одежду, свидетельствующую о профессии или роде деятельности персонажа: полицейский, врач, строитель, клерк, таксист, железнодорожник и пр.

2.

Элементы

Решение

Игровые

Мультимедийный комплекс.

Программа ПервоЛого разработана специально для

графической

конструкторско

технологии, Лого-

Простейшие инструменты и

младших школьников. ПервоЛого - это открытая

грамоты.

технологических

технологии, ИКТ

приспособления. Презентации с

творческая среда, «компьютерный альбом»,

Простейшее проектирование

задач

технологии, ТРИЗ

использованием флеш-анимации. Пазлы. Таблицы-фолии и транспаранты-фолии. ПервоЛого

разработанный специально для младших школьников. В ПервоЛого ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты, даже еще не умея читать и считать

3.

Основы ИКТ.

Решение

Виртуальные

Мультимедийный комплекс.

Комплект ресурсов «Виртуальные лаборатории»

Основы

творческих

лаборатории,

Ноутбуки для детей. Программное

содержит: полную и демонстрационную версии

алгоритмизации

художественных

игровые

обеспечение. Клавиатурный

интерактивного задачника, руководство по установке

задач.

технологии, ТРИЗ,

тренажер. Презентации.

и использованию задачника, 6 отдельных

Простейшее

проектирование.

Решение

конструкторс-

ко-техноло-

ИКТ технологии

Таблицы-фолии и транспаранты-фолии

виртуальных лабораторий (не требуют установки и обеспечивают только индивидуальную работу), методические рекомендации для учителя. Интерактивный задачник по информатике для младших школьников предназначен для

,

№ пп

Содержательный компонент

Виды деятельности

Технологии обучения

Средства

примечание

гических задач

использования в курсе технологии, охватывающем

начальную ступень общего образования. Задачник включает в себя 6 виртуальных лабораторий, обеспечивающих возможность как сетевой, так и индивидуальной работы с учащимися по решению задач разного уровня сложности. Программное обеспечение имеет свободный доступ в сети Интернет Программа «Клавиатурный тренажер» позволяет учащимся начальной школы освоить азы слепого

метода печати десятью пальцами. Программа представлена ОАО «Издательство «Просвещение». Программное обеспечение имеет свободный доступ в сети Интернет

4.

Конструирование

Исследования

Лего-технологии,

Конструктор Лего. Пазлы.

Образовательные конструкторы: ЛЕГО: Мир

и моделирование

конструкции, их

игровые

Таблицы-фолии и транспаранты-

вокруг нас. Представляет собой серию

изделии по

свойств,

технологии, ТРИЗ,

фолии. Простейшие инструменты

конструкторов, нацеленных на развитие навыков

образцу и по

принципов и

кейс-технологии,

и приспособления

использования формальных знаний при решении

заданным параметрам

приемов их

создания.

Моделирование,

конструирова

ние из разных

материалов

проектирование

практических задач, связанных с реальной жизнью. Содержит около 700 элементов и технологические карты, которые служат подсказкой при конструировании сложных моделей

5.

Основы

Исследования

Игровые

Мультимедийный комплекс

Конструктор модульных станков 1ЛУ1МАТ 1

технологии ручной

свойств материалов,

технологии, ТРИЗ

Электронный ресурс (с флеш-анимацией). Современное учебное

ВА81С

Этот конструктор позволяет создать настольную

обработки

способов

оборудование. Таблицы-фолии и

столярную мастерскую: используя его детали и

материалов

обработки. Простейшее проектировани е

транспаранты-фолии. Простейшие инструменты и приспособления

модули можно работать по дереву на токарном станке, шлифовальном станке, электролобзике, настольных и ручных сверлильной и шлифовальной машинках. Подробности на сайте. Полный перечень учебного оборудования с ценовой политикой представлен в сети Интернет.

Электронньш ресурс с применением флеш-анимации создается педагогом для визуализации технологических процессов обработки различных материалом



Содержательный

Виды

Технологии

Средства

Примечание

пп

компонент

деятельности

обучения

6.

Основы ведения

Решение

Дискуссии, школа-

Мультимедийный комплекс.

Электронный ресурс с применением флеш-анимации

домашнего

творческих

театр, тренинг,

Электронный ресурс (с флеш-

создается педагогом для визуализации процессов

хозяйства.

ХуДОЖССТВСШ 1ЫХ

Лего-технологии,

анимацией). Набор для сервировки

сервировки, технологических приемов рукоделия и

Самообслуживание

задач.

проектирование,

стола. Посуда, скатерти, салфетки,

т.д.

Простейшее

ТРИЗ

столовые приборы и т.п. Набор для

Конструктор Дом ОЦРЬО. Многофункциональный

проектирова-

рукоделия. Тематические наборы

игровой модуль, включающий 100 элементов, в том

ние

Лего. Пазлы. Таблицы-фолии и

числе 8 членов семьи и предметы домашнего обихода,

транспаранты-фолии. Презентации

для группы 2-4 человека

7.

Общие

Решение

Лего-технологии,

Тематические наборы. Лего.

Конструктор Сельский дом ОИР1Х).

представления о

творческих

тренинг, игровые

Таблицы-фолии и транспаранты-

Многофункциональный игровой модуль,

сельском

художественных

технологии, ТРИЗ

фолии. Простейшие инструменты

включающий 200 элементов, в том числе фигурки

хозяйстве

задач.

Простейшее

проектирование

и приспособления

животных и элементы сельскохозяйственных строений

5-9 классы



Содержательный

Виды

Технологии

Средства

Примечание

пп

компонент

деятельности

1.

Планирование

Профессиональ

Игровые

Мультимедийный комплекс,

Электронный ресурс с применением флеш-анимации

технологического

ное

технологии, ИКТ

доступ в сеть Интернет.

создается педагогом для визуализации изучаемого

процесса и процесса труда

самоопределени е. Построение планов профкарьеры. Поиск

информации в различных источниках

технологии, ТРИЗ, технология критического мышления

Презентации

материала

2.

Черчение и

Поиск

Игровые

Мультимедийный комплекс.

Программа Лого Миры — интегрированная

графика. Основы

информации в

технологии, Лого-

Инструменты и приспособления.

творческая среда, предоставляющая все те

электротехники.

различных

технологии, ИКТ

Презентации с использованием

возможности, что и ПервоЛого, но уже в более

Элементы

источниках.

технологии, ТРИЗ,

флеш-анимации. Таблицы-фолии

усложненном варианте. Она имеет несколько

инженерной графики

Простейшее электропроекти рование и

и транспаранты-фолии

отличный интерфейс, позволяет создавать более сложные мультимедийные проекты, в первую очередь за счет программирования



Содержательный

Виды

Технологии

Средства

Примечание

пп

компонент

деятельности

электропрограм мирование

3.

ИКТ и основы

Поиск

Виртуальные

Мультимедийный комплекс.

Комплект ресурсов «Виртуальные лаборатории»

автоматизации

информации в

лаборатории,

Ноутбуки для детей.

продолжает линию для начальной школы, обеспечивая

различных

игровые

Программное обеспечение.

полную преемственность двух ступеней образования.

источниках.

технологии, ТРИЗ,

Клавиатурный тренажер.

Комплект для 5-6 классов представляет усложненный

Владение

ИКТ технологии

Презентации. Таблицы-фолии и

вариант задании.

навыками работы за компьютером на уровне пользователя. Соблюдение безопасных приемов труда

трансларанты-фолии

Программное обеспечение имеет свободный доступ в

сети Интернет.

Клавиатурный тренажер «Руки солиста» направлен

на развитие у школьника индивидуального навыка

слепого десятипальцевого метода набора на клавиатуре

компьютера. «Руки солиста» представляет собой

комплект разноуровневых учебных тренингов для

учащихся с 7-9 классы.

Программное обеспечение и учебно-методический

комплект имеют свободный доступ в сети Интернет

4.

Конструирова-ние

Моделирова-

Лего-техноло-гии,

Таблицы-фолии и транспаранты-

ПервоРобот 1ЧХТ - робототехнический конструктор

и моделиро-вание.

ние, конструи-

игровые

фолии.

нового поколения. Конструктор обладает более широкими

Макетирование

рование, изго-

технологии, ТРИЗ,

Инструменты и приспособления

возможностями и проще в использовании - благодаря

товление

кейс-технологии,

интеллектуальному блоку управления КХТ,

изделий.

Осуществле-ние

контроля

качества

изделия.

Соблюдение

безопасных

приемов труда

проектирование

разнообразным датчикам, интерактивным сервомоторам,

беспроводной технологии В1иеЮот и мощному

графическому программному обеспечению.

В новой версии программного обеспечения

ПервоРобот МХТ 2.0 -появился модуль для записи и

анализа показаний датчиков.

Теперь Лего - конструктор ПервоРобот КХТ стал

цифровой лабораторией.

Образовательные конструкторы: ЛЕГО: Машины,

механизмы, энергия: Наука и технология

Конструктор предназначен для изучения основных

законов механики. В набор входит 396 элементов, в

том числе двигатель и цветные технологические

карты для сборки 14 основных моделей и 37 базовых.

' •



Содержательный

Виды

Технологии

Средства

Примечание

пп

компонент

деятельности

Работая с простыми базовыми моделями, учащиеся постигают основные принципы работы механизмов и конструкций, с которыми они сталкиваются каждый день

5.

Ручная обработка

Выполнение по

ТРИЗ, технология

Мультимедийный комплекс.

Конструктор модульных станков 1ЛММАТ 1 Оаззк

материалов

заданным

обработки

Электронный ресурс (с флеш-

предназначен для обработки металла на токарном и

(дерево, металл,

критериям

материалов

анимацией). Современное

фрезерном станках, собираемых с помощью конструктора

текстильные

технологических

(дерево, металл,

учебное оборудование. Таблицы-

модульных станков ЦММАТ 1 С1а§з1с. Эти станки более

материалы).

операций с

керамика)

фолии и транспаранты-фолии.

сложные, чем Ушта! 1 Вазю и подходят для занятий с

Работа с

использованием

Инструменты и приспособления

учащимися не моложе 12-ти лет.

электрооборудова

ручных

Основная цель представленных в этом пособии заданий -

нием

инструментов, оборудования, электроприборов. Осуществление техноло­гического выбора сырья, материалов, инструментов, оборудования. Осуществление контроля качества изделия. Соблюдение безопасных приемов труда

научить ребят точно выполнять работы в соответствии с

планом или чертежом.

Кабинет или мастерская по технологии должны иметь

рекомендованный Министерством образования и науки РФ

набор инструментов, электроприборов, машин,

оборудования согласно утвержденному Перечню средств

обучения и учебного оборудования.

Один из возможных перечней учебного оборудования с

ценовой политикой представлен в сети Интернет

6.

Технология

Планирование

ТРИЗ, технология

Мультимедийный комплекс.

Электронный ресурс с применением флеш-анимации

ведения хозяйства

бюджета

кон-струирования,

Электронный ресурс (с флеш-

создается педагогом для визуализации процессов

(кулинария,

домашнего

моделирования и

анимацией). Современное

сервировки, технологических приемов рукоделия и т.д.

экология жилья,

хозяйства.

технологической

учебное оборудование. Таблицы-

Кабинет или мастерская по технологии должны иметь

этикет, ремонт,

Изготовление

игрушки

фолии и транспаранты-фолии.

рекомендованный Министерством образования и

рукоделие)

изделий из

текстиля.

Изготовление

Презентации

науки РФ набор инструментов, электроприборов, машин, оборудования согласно утвержденному Перечню средств обучения и учебного оборудования



Содержательный

Виды

Технологии

Средства

Примечание

пп

компонент

деятельности

изделий декоративно-прикладного искусства. Осуществление контроля качества изделия. Соблюдение безопасных приемов труда

7.

Технология

Выполнение

Игровые

Таблицы-фолии и транспаранты-

Школьный учебно-опытный участок должен иметь

растениеводства.

простейших

технологии, ТРИЗ,

фолии. Сельскохозяйственные

рекомендованный Министерством образования и науки

Основы

сельскохозяйств

сел ьскохозяиствен

инструменты и приспособления.

РФ набор инструментов, инвентаря, оборудования и

агробизнеса

енньгх работ.

ные технологии

Учебно-опытный участок.

т.д., согласно Перечню средств обучения и учебного

Поиск

информации в различных источниках

Школьная ферма

оборудования.

Школьные фермы оборудуются в соответствии с общими

правилами безопасного в животноводстве, санитарии и

гигиены

Приложение № 5

к концепции развития

технологического образования

обучающихся общеобразовательных

организаций Тамбовской области на

2015-2020 годы

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

Особенности нового образовательного стандарта актуализируют проблему использования в образовательном процессе такой формы работы с обучающимися, как экскурсия. При этом речь идет не только об экскурсиях во внеурочное время, но и о необходимости интеграции экскурсий в систему учебных занятий.

Если под экскурсией (от лат. Ехсигзю - прогулка, поездка) понимается коллективное или индивидуальное посещение объектов, которое происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, то под учебной экскурсией (образовательным путешествием) понимается такая форма организации обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природных, исторических и культурных памятников, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, иных социокультурных объектов) и непосредственного ознакомления с особенностями труда в разных сферах экономики, что немаловажно для профессиональной ориентации обучающихся.

Технология образовательного путешествия направлена на формирование образовательной мобильности обучающегося, под которой подразумевается совокупность умений учиться по различным источникам, получать знания в разных культурных средах, устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними ресурсами, использовать любую возможность для самообразования.

Тематика образовательного путешествия обучающихся основной ступени работает на развитие осмысленного восприятия деятельности человека, умение устанавливать взаимосвязь между различными видами деятельности.

В рамках реализации предметной области «Технология» образовательное путешествие основной способ организации педагогических ситуаций, в которых обучающийся получает опыт «примерки на себя» различных социально-профессиональных ролей, личностно окрашенную информацию о предприятиях региона, деятельности работников различных профессий на этих предприятиях, современных технологий промышленности, сельского хозяйства, сервиса.

Организация образовательного путешествия подразумевает разработку маршрутов/сценариев путешествий, обеспечение информационного поиска по вопросам, связанным с целью и объектом образовательного путешествия, организацию запланированной деятельности обучающихся на объекте, организацию оценки обучающимися образовательных результатов путешествия, рефлексии и обсуждения полученного опыта.

Образовательное путешествие как образовательная технология успешно используется для формирования личностных и метапредметных результатов.

Достижение указанных результатов предполагает усиление деятельностного, практико-ориентированного характера обучения, углубление интеграции урочной и внеурочной деятельности, расширения связей общеобразовательной организации с окружающим социумом в рамках решения общих задач личностного развития обучающегося, создания условий для его самоопределения в существующем социокультурном пространстве.

Приложение № 5

к концепции развития

технологического образования

обучающихся общеобразовательных

организаций Тамбовской области на

2015-2020 годы

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

Социально-профессиональные пробы в рамках предпрофильной подготовки организуются в формате краткосрочных курсов по выбору (2 курса по 16 часов каждый), нацеленных на формирование у обучающегося представлений о широкой группе социально-профессиональных ролей и получение им опыта реализации какого-либо вида деятельности (производство, проектирование/изобретательство, управление, исследование, творчество/создание образов) в какой-либо сфере человеческой деятельности (материальный объект, человек, знаковые системы, окружающая среда, художественный образ).

Содержание краткосрочных курсов предоставляет обучающемуся материал для анализа своих намерений, возможностей и предпочтений, материал для проектирования его будущей образовательной траектории, поэтому следует разделять объективно измеряемые образовательные результаты курса (информированность и опыт, знания и умения), которые оцениваются учителем, и результативность курса, которая определяется обучающимся при поддержке консультанта как вывод о значении полученного опыта для построения образовательной траектории (например, «освоение курса подтвердило правильность выбора, дало дополнительные основания к принимаемому решению» или «освоение курса показало, что нужно менять направление поиска, что данная деятельность не соответствует имевшимся ожиданиям»).

Исходя из предназначения краткосрочных курсов, определяется их содержание как ориентационное и практикоориентированное. Ведущими образовательными результатами освоения курса являются представления обучающихся (о содержании и роли видов деятельности) и опыт (какой-либо деятельности).

Главная задача краткосрочного курса - познакомить обучающегося с определенным видом деятельности, дать возможность понаблюдать или попробовать себя в определенных социально-профессиональных ролях, связанных с этой деятельностью.

Эта задача может быть решена посредством формирования определенных знаний и начальных умений в том случае, если эти результаты образования - необходимый ресурс для проведения пробы.

Программа курса должна предусматривать активность обучающихся за пределами образовательной организации (экскурсии на предприятия или практики), поэтому конкретное его содержание во многом связано с тем, какие предприятия и организации находятся в территориальной доступности и могут стать площадками для реализации программы.

Краткосрочные курсы являются предметом выбора обучающегося, обеспечивая освоение процедуры ответственного выбора: анализ, определение основания выбора и критериев, которым должно удовлетворять решение.

Социально-профессиональные пробы должны быть организованы так, чтобы, с одной стороны, обеспечить максимальную возможность для выбора обучающимся курса, с другой - поставить обучающегося перед фактом необходимости нести ответственность за принятое решение, сделанный выбор, т.е. обучающийся не должен иметь возможности изменить выбор курса в процессе его освоения (обучающийся обязан полностью пройти выбранный им курс, включая все предусмотренные формы промежуточного и итогового контроля, даже если в процессе освоения курса он получил объективные основания считать свой выбор неудачным).

Поскольку обучающийся «пожинает плоды» своего выбора в ограниченный промежуток времени и в пределах того же образовательного пространства, в котором выбор был совершен, предпрофильные курсы дают повод для организации рефлексии по поводу ожидаемых и полученных результатов, выводов о том, какие основания для выбора имеет смысл принимать в дальнейшем.

Сама процедура выбора и освоения предпрофильных курсов должна стать своеобразным «дидактическим материалом» для формирования умения делать ответственный выбор собственной образовательной траектории.

Выбор краткосрочных курсов и последствия сделанного выбора должен тать предметом обсуждения с педагогом. Для этого необходимо организовать консультационное сопровождение деятельности обучающихся, содержанием которого являются основания для выбора, интерпретация обучающимся полученной информации, впечатления и выводы и т.п.

Главная задача консультационного сопровождения - обеспечить мыслительную деятельность обучающегося, в которой он получает опыт:

анализа своих мотивов и объективных оснований, определяющих выбор;

рефлексии своего продвижения: деятельности и ее результатов;

выявления и разрешения проблем, связанных с выбором своей образовательной траектории.

Результатом консультационного сопровождения для обучающегося считаются сделанные им выводы. Они могут быть оценочными. Оценочные выводы могут быть как позитивными, так и негативными.

Образовательным результатом является умение делать выводы по поводу своего продвижения в образовании.

Поэтому выводы, которые носят, с точки зрения обучающегося, негативный характер (констатируют ошибочность сделанного выбора и т.п.), с точки зрения образовательного результата имеют такой же позитивный характер, как выводы, содержащие обоснование правильности принятых некогда им решений.

Следует отметить, что сам процесс выбора и его осознание, с педагогической точки зрения, важнее, чем собственно результаты размышлений обучающегося (его конкретные выводы) и конкретное его решение (выбор), потому что они могут в дальнейшем изменяться под воздействием новой информации или нового опыта, а умение анализировать мотивы, условия и результаты могут только развиваться.

Приложение № 2

к приказу управления образования

и науки области

от 26.06.2015 № 2045

Состав рабочей группы по разработке плана мероприятий по реализации концепции развития технологического образования обучающихся общеобразовательных, организаций Тамбовской области на 2015-2020 годы

Шешерина Галина Александровна              ректор ТОГОАУ ДПО «Институт

повышения квалификации работников образования», руководитель рабочей группы

Герасимова Любовь Николаевна              начальник отдела дополнительного

образования и воспитания управления образования и науки области

Панасина Ирина Анатольевна              начальник отдела общего и

дошкольного образования управления образования и науки области

Полников Виктор Павлович              методист отдела развития начального

и среднего профессионального образования ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

Солопова Надежда Константиновна проректор ТОГОАУ ДПО «Институт

повышения квалификации работников образования»

Файзулина Ирина Эдуардовна              начальник отдела профессионального

образования и науки управления образования и науки области

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения, 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать