Основная информация

Дата опубликования: 26 июня 2019г.
Номер документа: RU63000201900797
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Самарская область
Принявший орган: Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

Министерство труда, занятости и миграционной политики

Самарской области

от   26 июня 2019                г.                                                               № 158-п

Об утверждении ведомственной целевой программы «Противодействие коррупции в сфере деятельности  министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области» на 2019-2021 годы

В целях реализации положений Федерального закона от 25.12.2008         № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закона Самарской области от 10.03.2009 № 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области», Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Противодействие коррупции в сфере деятельности министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области» на 2019-2021 годы.

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

Разместить настоящий приказ на официальном сайте министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр

труда, занятости и миграционной политики Самарской области

И.В.Никишина

Приложение 1

к ведомственной целевой программе

«Противодействие коррупции

в сфере деятельности министерства

труда, занятости и миграционной

политики Самарской области»

на 2019 - 2021 годы

ПЕРЕЧЕНЬ

целевых индикаторов (показателей) ведомственной целевой программы «Противодействие коррупции в сфере деятельности министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области» на 2019 - 2021 годы

Наименование цели, задачи, целевого индикатора (показателя)

Единица измерения

Значение целевого индикатора (показателя) по годам

Отчет 2017

Оценка 2018

Плановый период (прогноз)

2019

2020

2021

Цель. Совершенствование системы противодействия коррупции в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений

Доля выполненных мероприятий, предусмотренных Ведомственной программой к реализации в соответствующем году, от общего количества запланированных мероприятий в соответствующем году

%

100

100

100

100

100

Задача 1. Совершенствование системы мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции и ее проявлений в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений

Доля проверок, проведенных министерством по обращениям граждан и организаций, содержащих жалобы на проявления коррупциогенных факторов в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений, от общего количества указанных обращений[1]

%

100

100

100

100

100

Доля разработанных министерством в соответствующем году нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые прошли антикоррупционную экспертизу, от их общего количества

%

100

100

100

100

100

Задача 2. Реализация антикоррупционных механизмов в кадровой политике министерства

Доля государственных гражданских служащих министерства и граждан, претендовавших на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве, в отношении которых проведен анализ предоставленных ими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, от общей их численности

%

100

100

100

100

100

Доля уволенных с государственной гражданской службы государственных гражданских служащих министерства, ознакомленных с ограничениями, налагаемыми на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, и обязанностями работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином, от общей их численности

%

100

100

100

100

100

Доля уведомлений государственных гражданских служащих министерства о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, направленных для рассмотрения в комиссию по поступлению и выбытию активов министерства, от общего количества указанных уведомлений [2]

%

100

100

100

100

100

Доля граждан, поступивших на должности государственной гражданской службы в министерство и руководителей (директоров) подведомственных министерству государственных учреждений, ознакомленных с положениями антикоррупционного законодательства Российской Федерации, от общей их численности

%

-

100

100

100

100

Доля уведомлений государственных гражданских служащих министерства о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, рассмотренных министерством, от общего количества уведомлений, направленных представителю нанимателя[3]

%

100

100

100

100

100

Доля государственных гражданских служащих министерства, впервые поступивших на государственную гражданскую службу в министерство, и государственных гражданских служащих министерства, замещающих должности государственной гражданской службы Самарской области, замещение которых связано с коррупционными рисками, получивших в отчетном году дополнительное профессиональное развитие по антикоррупционной тематике, от их общей численности

%

8,1

4,6

8,2

9,5

10,9

Доля государственных гражданских служащих министерства и граждан, претендовавших на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве, в отношении которых проведена проверка соблюдения ограничений, запретов и требований законодательства в сфере противодействия коррупции от общего количества выявленных случаев несоблюдения ограничений, запретов и требований законодательства в сфере противодействия коррупции

%

100

100

100

100

100

Задача 3. Обеспечение прозрачности деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений

Доля размещенных на официальном сайте министерства проектов нормативных правовых актов, разработанных министерством, для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы указанных проектов нормативных правовых актов от общего их количества

%

100

100

100

100

100

Количество проведенных мониторингов качества предоставления государственных услуг в сферах занятости населения, охраны труда и трудовых отношений Самарской области в отчетном году

Единиц

4

4

4

4

4

Доля граждан, замещавших должность государственной гражданской службы в министерстве, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, сведения о которых направлены для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, от общей их численности[4]

%

-

100

100

100

100

Приложение 2

к ведомственной целевой программе

«Противодействие коррупции

в сфере деятельности министерства

труда, занятости и миграционной

политики Самарской области»

на 2019 - 2021 годы

МЕТОДИКА РАСЧЕТА

целевых индикаторов (показателей) ведомственной целевой программы «Противодействие коррупции в сфере деятельности министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области» на 2019 - 2021 годы



п/п

Наименование целевого индикатора (показателя)

Методика расчета целевого индикатора (показателя)

Источник информации для расчета значения целевого индикатора (показателя)

Примечание

1.

Доля выполненных мероприятий, предусмотренных Ведомственной программой к реализации в соответствующем году, от общего количества запланированных мероприятий в соответствующем году

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле: П=(Мвып/Мобщ)*100%, где Мвып – количество выполненных мероприятий ведомственной программы в отчетном году, Мобщ – общее количество мероприятий, предусмотренных ведомственной программой к реализации в отчетном году

Информация о ходе реализации ведомственной программы за предыдущий год (отчетный период)

2.

Доля проверок, проведенных министерством по обращениям граждан и организаций, содержащих жалобы на проявления коррупциогенных факторов в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений, от общего количества указанных обращений

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле 100%, где

П – количество проверок, проведенных министерством в связи с поступлением обращений граждан и организаций, содержащих жалобы на проявления коррупциогенных факторов в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений, в отчетном году,

О – количество обращений граждан и организаций, содержащих жалобы на проявления коррупции в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений, в отчетном году.

Журнал учета обращений, содержащих информацию о нарушениях законодательства о противодействии коррупции,регистрация в базе обращений автоматизированной информационной системе документооборота и делопроизводства Lotus Notes.

При отсутствии соответствующих обращений считать показатель достигнутым.

3.

Доля разработанных министерством в соответствующем году нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые прошли антикоррупционную экспертизу, от их общего количества

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле 100%, где

 - количество нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, разработанных министерством, относительно которых была проведена антикоррупционная экспертиза в отчетном году,

 - количество нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, разработанных министерством в отчетном году.

Информация, размещенная на официальном сайте министерства в подразделе «Антикоррупционная экспертиза» раздела «Противодействие коррупции».

4.

Доля государственных гражданских служащих министерства и граждан, претендовавших на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве, в отношении которых проведен анализ представленных ими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, от общей их численности

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле пр100%, где

Гпр – количество государственных гражданских служащих министерства и граждан, претендовавших на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве, в отношении которых проведен анализ предоставленных ими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отчетном году,

Г - количество государственных гражданских служащих министерства и граждан, претендовавших на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве, представивших сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отчетном году

Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные государственными гражданскими служащими министерства и гражданами, претендовавшими на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве

5.

Доля уволенных с государственной гражданской службы государственных гражданских служащих министерства, ознакомленных с ограничениями, налагаемыми на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, и обязанностями работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином, от общей их численности

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле УозУо100%, где

Уоз – количество уволенных с государственной гражданской службы государственных гражданских служащих министерства, ознакомленных с ограничениями, налагаемыми на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, и обязанностями работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином в отчетном году,

Уо – общее количество уволенных с государственной гражданской службы государственных гражданских служащих министерства в отчетном году

Лист ознакомления с ограничениями, налагаемыми на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, и обязанностями работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином

6.

Доля уведомлений государственных гражданских служащих министерства о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, направленных для рассмотрения в комиссию по поступлению и выбытию активов министерства, от общего количества указанных уведомлений

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле: =(У/Уо)100%, где

У – количество уведомлений государственных гражданских служащих министерства о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, направленных для рассмотрения в комиссию по поступлению и выбытию активов министерства в отчетном году,

Уо – общее количество уведомлений государственных гражданских служащих министерства о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, поданных в министерстве в отчётном году

Журнал регистрации уведомлений государственных гражданских служащих министерства о получении подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей

При отсутствии соответствующих уведомлений считать показатель достигнутым

7.

Доля граждан, поступивших на должности государственной гражданской службы в министерство и руководителей (директоров) подведомственных министерству государственных учреждений, ознакомленных с положениями антикоррупционного законодательства Российской Федерации, от общей их численности

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле ГозГо100%, где

Гоз – количество граждан поступивших на должности государственной гражданской службы в министерство и руководителей (директоров) подведомственных министерству государственных учреждений, ознакомленных с положениями антикоррупционного законодательства Российской Федерации в отчетном году,

Го – общее количество граждан, поступивших на должности государственной гражданской службы в министерство и руководителей (директоров) подведомственных министерству государственных учреждений, в отчетном году

Журнал ознакомления с локальными правовыми актами министерства

8.

Доля уведомлений государственных гражданских служащих министерства о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, рассмотренных министерством, от общего количества уведомлений, направленных представителю нанимателя

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле: Ур/У)100%, где

Ур – количество уведомлений государственных гражданских служащих министерства о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, рассмотренных министерством в отчётном году,

У – общее количество уведомлений государственных гражданских служащих министерства о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, направленных представителю нанимателя в отчётном году

Журнал регистрации уведомлений гражданских служащих министерства о фактах обращения в целях склонения их к совершению

коррупционных правонарушений

При отсутствии соответствующих уведомлений считать показатель достигнутым

9.

Доля государственных гражданских служащих министерства, впервые поступивших на государственную гражданскую службу в министерство, и государственных гражданских служащих министерства, замещающих должности государственной гражданской службы Самарской области, замещение которых связано с коррупционными рисками, получивших в отчетном году дополнительное профессиональное развитие по антикоррупционной тематике, от их общей численности

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле: (Го/Г)100%, где

Го – количество государственных гражданских служащих министерства, впервые поступивших на государственную гражданскую службу в министерство, и государственных гражданских служащих министерства, замещающих должности государственной гражданской службы Самарской области, замещение которых связано с коррупционными рисками, получивших в отчетном году дополнительное профессиональное развитие по антикоррупционной тематике,

Г – общее количество государственных гражданских служащих министерства, впервые поступивших на государственную гражданскую службу в министерство, и  государственных гражданских служащих министерства, замещающих должности государственной гражданской службы Самарской области, замещение которых связано с коррупционными рисками в отчетном году

Копии удостоверений и

свидетельств повышения квалификации

10.

Доля государственных гражданских служащих министерства и граждан, претендовавших на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве, в отношении которых проведена проверка соблюдения ограничений, запретов и требований законодательства в сфере противодействия коррупции от общего количества выявленных случаев несоблюдения ограничений, запретов и требований законодательства в сфере противодействия коррупции

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле пр100%, где

Гпр – количество государственных гражданских служащих министерства и граждан, претендовавших на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве, в отношении которых проведена проверка соблюдения ограничений, запретов и требований законодательства в сфере противодействия коррупции в отчетном году,

Г - количество государственных гражданских служащих министерства и  граждан, претендовавших на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве, в отношении которых выявлены случаи несоблюдения ограничений, запретов и требований законодательства в сфере противодействия коррупции в отчетном году

Протоколы заседания комиссии министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области  по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов

11.

Доля размещенных на официальном сайте министерства проектов нормативных правовых актов, разработанных министерством, для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы указанных проектов нормативных правовых актов от общего их количества

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле: а100%, где

а – количество проектов нормативных правовых актов, разработанных министерством, размещенных на официальном сайте министерства для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы, в отчетном году,

 - общее количество проектов нормативных правовых актов, разработанных министерством, в отчетном году

Проекты нормативных правовых актов, разработанных министерством, размещенные на официальном сайте министерства в подразделе «Антикоррупционная экспертиза» раздела «Противодействие коррупции».

12.

Количество проведенных мониторингов качества предоставления государственных услуг в сферах занятости населения, охраны труда и трудовых отношений Самарской области в отчетном году

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле:П, где

М – количество  проведенных мониторингов качества предоставления государственных услуг в сферах занятости населения, охраны труда и трудовых отношений Самарской области в отчетном году

Анкетные опросы министерства, подведомственных министерству учреждений, а также опубликованные на официальном сайте министерства и  Социальном портале министерства

13.

Доля граждан, замещавших должность государственной гражданской службы в министерстве, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, сведения о которых направлены для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, от общей их численности

Показатель рассчитывается ежегодно по формуле: Гу/Го)100%, где

Гу – количество граждан, замещавших должность государственной гражданской службы в министерстве, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, сведения о которых направлены для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, в отчетном году,

Го – общее количество граждан, замещавших должность государственной гражданской службы в министерстве, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, в отчетном году

Официальный сайт единой системы по адресу http://gossluzhba.gov.ru/reestr

При отсутствии лиц, уволенных из министерства в связи с утратой доверия, считать показатель достигнутым

Приложение 3

к ведомственной целевой программе

«Противодействие коррупции

в сфере деятельности министерства

труда, занятости и миграционной

политики Самарской области»

на 2019 - 2021 годы

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

«ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ  И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2019 - 2021 ГОДЫ

№ 
п/п

Наименование цели, задачи и мероприятия

Срок реализации

Ответственный исполнитель

Цель. Совершенствование системы противодействия коррупции в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений

Задача 1. Совершенствование системы мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции и ее проявлений в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений

1.1

Организация деятельности и проведения заседаний комиссии по противодействию коррупции

2019-2021 годы, ежеквартально

Комиссия по противодействию коррупции

1.2

Разработка нормативных правовых актов и внесение актуальных изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты министерства во исполнение требований действующего законодательства в сфере противодействия коррупции

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства, структурные подразделения министерства – разработчики проекта нормативного правового акта

1.3

Проведение оценки коррупционной составляющей при формировании результатов проверок подведомственных министерству учреждений на предмет выявления нарушений по предоставлению и расходованию средств областного бюджета

2019-2021 годы

Департамент административно-правовых отношений министерства

1.4

Анализ обращений граждан и организаций на предмет наличия в них информации о фактах коррупции в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений и проведение соответствующих проверок

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства, структурные подразделения министерства, рассматривающие заявления и обращения граждан и организаций

1.5

Осуществление контроля за деятельностью комиссий по противодействию коррупции в подведомственных министерству государственных учреждениях

2019-2021 годы

Комиссия по противодействию коррупции

1.6

Осуществление контроля за распределением и расходованием денежных средств, полученных в рамках реализации национальных проектов, направленных на поддержку занятости и повышение эффективности рынка труда Самарской области

2019-2021 годы

Главное управление финансового обеспечения министерства, департамент административно-правовых отношений министерства, департамент занятости и трудовой миграции министерства

1.7

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых министерством, в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

1.8

Обеспечение доработки нормативных правовых актов  министерства в соответствии с требованиями прокуратуры Самарской области, заключениями Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, независимых экспертов и других субъектов антикоррупционной деятельности по выявленным в нормативных правовых актах (их проектах) министерства коррупциогенным факторам

2019-2021 годы

Структурные подразделения министерства – разработчики проекта нормативного правового акта

1.9

Организация рассмотрения правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) министерства

2019-2021 годы

Департамент административно-правовых отношений министерства

1.10

Осуществление организационных и разъяснительных мер по соблюдению государственными гражданскими служащими министерства ограничений и запретов, а также исполнению ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

1.11

Осуществление экспертизы документации по размещению государственных заказов министерства на предмет выявления коррупциогенных факторов, до ее размещения на официальном сайте

2019-2021 годы

Контрактные управляющие, департамент административно-правовых отношений министерства

1.12

Проведение разъяснительной работы с контрактными управляющими министерства и подведомственных министерству учреждений по предупреждению  и пресечению незаконной передачи должностному лицу заказчика денежных средств, получаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с исполнением государственного контракта, за «предоставление» права заключения такого контракта

2019-2021 годы

Комиссия по противодействию коррупции

1.13

Проведение анализа на наличие аффилированности лиц, участвующих в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе в работе аукционных комиссий, по базам ЕГРЮЛ, ЕГРИП

2019-2021 годы

Контрактные управляющие, департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

Задача 2. Реализация антикоррупционных механизмов в кадровой политике министерства

2.1

Проведение проверок достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о расходах, а также соблюдения требований к служебному поведению в отношении государственных гражданских служащих министерства и граждан, претендовавших на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве, в соответствии со статьей 6.1 Закона Самарской области «О государственной гражданской службе Самарской области» в отношении которых поступила информация о представлении недостоверных или неполных сведений и несоблюдении требований к служебному поведению

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

2.2

Проведение проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей (директоров) подведомственных министерству государственных учреждений, а также лиц, поступающих на работу на должность руководителя (директора) подведомственного министерству государственного учреждения, в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2013 № 88 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицами, поступающими на работу на должность руководителя государственного учреждения Самарской области, и руководителями государственных учреждений Самарской области», в отношении которых поступила информация о представлении недостоверных или неполных сведений

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

2.3

Обеспечение мероприятий по обращению в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства, департамент административно-правовых отношений министерства

2.4

Проведение проверок и применение соответствующих мер юридической ответственности по каждому случаю несоблюдения ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в отношении государственных гражданских служащих министерства и граждан, поступающих на государственную гражданскую службу в министерство

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства,

комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов

2.5

Обеспечение контроля за своевременным представлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих министерства, их супругов и несовершеннолетних детей и проведение внутреннего мониторинга достоверности и полноты представленных сведений

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства,

руководители структурных подразделений министерства

2.6

Обеспечение контроля за своевременным представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей (директоров) подведомственных министерству государственных учреждений, их супругов и несовершеннолетних детей и проведение внутреннего мониторинга достоверности и полноты представленных сведений

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

2.7

Ознакомление государственных гражданских служащих министерства, увольняемых с государственной гражданской службы, с ограничениями, налагаемыми на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, и обязанностями работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

2.8

Проведение мероприятий по выявлению случаев возникновения конфликта интересов либо возможности возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются граждане, претендующие на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве либо государственные гражданские служащие министерства

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства,

комиссия по противодействию коррупции

2.9

Обеспечение контроля за выполнением государственными гражданскими служащими министерства обязанности сообщать о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

2.10

Организация работы по доведению до граждан, поступающих на должности государственной гражданской службы в министерство и руководителей (директоров) подведомственных министерству государственных учреждений, положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации, в том числе: об ответственности за коррупционные правонарушений, о недопустимости возникновения конфликта интересов и путях его урегулирования, о соблюдении этических и нравственных норм при выполнении служебных (должностных) обязанностей, о недопущении получения и дачи взятки, о запретах, ограничениях и требованиях, установленных в целях противодействия коррупции

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

2.11

Осуществление контроля за соблюдением Порядка уведомления государственными гражданскими служащими министерства о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

2.12

Обеспечение работы по организации обучения по образовательным программам в области противодействия коррупции государственных гражданских служащих министерства, впервые поступивших на государственную гражданскую службу в министерство, а также дополнительного профессионального развития по антикоррупционной тематике для государственных гражданских служащих министерства, замещающих должности государственной гражданской службы Самарской области, замещение которых связано с коррупционными рисками

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

2.13

Обеспечение ежегодного повышения квалификации государственных гражданских служащих министерства, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции

2019-2021 года

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

2.14

Обеспечение контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах личных дел государственных гражданских служащих министерства, представляемых ими при поступлении на государственную гражданскую службу в министерство и при назначении на должность государственной гражданской службы в министерстве, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов[5]

2019-2021 года

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

2.15

Осуществление мониторинга коррупционных рисков, возникающих при реализации министерством своих функций, с целью внесения актуальных изменений в Перечень должностей государственной гражданской службы Самарской области в министерстве, замещение которых связано с коррупционными рисками

2019-2021 годы

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов

Задача 3. Обеспечение прозрачности деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений

3.1

Размещение на официальном сайте министерства проектов нормативных правовых актов, разработанных министерством, для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы, а также экспертизы соответствия требованиям антимонопольного законодательства

2019-2021 годы

Департамент развития трудовых ресурсов министерства,

структурные подразделения министерства – разработчики проекта нормативного правового акта

3.2

Размещение на официальном сайте министерства информации о ходе реализации ведомственной программы за предыдущий год (отчетный период)

2019-2021 годы

Секретарь комиссии по противодействию коррупции,

департамент развития трудовых ресурсов министерства

3.3

Размещение в соответствии с действующим законодательством на официальном сайте министерства сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих министерства, руководителей (директоров) подведомственных министерству государственных учреждений, а также их супругов и несовершеннолетних детей

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

3.4

Обеспечение участия Общественного совета, образованного при министерстве, в работе по выработке предложений по реализации мер в сфере противодействия коррупции

2019-2021 годы

Комиссия по противодействию коррупции,

департамент развития трудовых ресурсов министерства

3.5

Проведение мониторинга качества предоставления государственных услуг в сферах занятости населения, охраны труда и трудовых отношений Самарской области и размещение на официальном сайте министерства результатов указанного мониторинга

2019 - 2021 годы, ежеквартально

Комиссия по противодействию коррупции,

департамент развития трудовых ресурсов министерства

3.6

Освещение вопросов, касающихся порядка предоставления государственных услуг в сфере занятости населения и в сфере охраны труда, в средствах массовой информации

2019-2021 годы

департамент развития трудовых ресурсов министерства,

департамент занятости и трудовой миграции министерства,

департамент условий и охраны труда министерства

3.7

Обеспечение функционирования в министерстве телефона «горячей линии», а также раздела для обращений граждан  и  юридических лиц на официальном сайте министерства в целях информирования о ставших им известными фактах проявления коррупции со стороны сотрудников министерства и подведомственных ему государственных учреждений

2019-2021 годы

департамент развития трудовых ресурсов министерства,

департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

3.8

Обеспечение направления сведений о лице, замещавшем должность государственной гражданской службы в министерстве, к которому было применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения  для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

2019-2021 годы

Департамент организационной деятельности и государственной службы министерства

Утверждена

приказом министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области

от 26.06.2019 № 158-п

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2019 - 2021 ГОДЫ

Паспорт ведомственной программы

Наименование ведомственной программы

«Противодействие коррупции в сфере деятельности министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области» на 2019 - 2021 годы (далее – Ведомственная программа).

Дата принятия решения о разработке ведомственной программы

поручение министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее – министр) от 20 марта 2018 года.

Исполнитель

ведомственной программы

министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее – министерство).

Цель и задачи ведомственной программы

целью Ведомственной программы является совершенствование системы противодействия коррупции в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений.

Для достижения цели Ведомственной программы предусматривается решение следующих задач.

Задача 1. Совершенствование системы мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции и ее проявлений в сфере деятельности министерства и подведомственных ему  государственных учреждений.

Задача 2. Реализация антикоррупционных механизмов в кадровой политике министерства.

Задача 3. Обеспечение прозрачности деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений.

Сроки реализации ведомственной

программы

2019 - 2021 годы.

Целевые индикаторы и показатели ведомственной программы

индикатор (показатель) цели:

- доля выполненных мероприятий, предусмотренных Ведомственной программой к реализации в соответствующем году, от общего количества запланированных мероприятий в соответствующем году.

Индикаторы (показатели) достижения задачи 1:

- доля проверок, проведенных министерством по обращениям граждан и организаций, содержащих жалобы на проявления коррупциогенных факторов в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений, от общего количества указанных обращений;

- доля разработанных министерством в соответствующем году нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые прошли антикоррупционную экспертизу, от их общего количества.

Индикаторы (показатели) достижения задачи 2:

- доля государственных гражданских служащих министерства и граждан, претендовавших на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве, в отношении которых проведен анализ предоставленных ими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, от общей их численности;

- доля уволенных с государственной гражданской службы государственных гражданских служащих министерства, ознакомленных с ограничениями, налагаемыми на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, и обязанностями работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином, от общей их численности;

- доля уведомлений государственных гражданских служащих министерства о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, направленных для рассмотрения в комиссию по поступлению и выбытию активов министерства, от общего количества указанных уведомлений;

- доля граждан, поступивших на должности государственной гражданской службы в министерство и руководителей (директоров) подведомственных министерству государственных учреждений, ознакомленных с положениями антикоррупционного законодательства Российской Федерации, от общей их численности;

- доля уведомлений государственных гражданских служащих министерства о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, рассмотренных министерством, от общего количества уведомлений, направленных представителю нанимателя;

- доля государственных гражданских служащих министерства, впервые поступивших на государственную гражданскую службу в министерство, и государственных гражданских служащих министерства, замещающих должности государственной гражданской службы Самарской области, замещение которых связано с коррупционными рисками, получивших в отчетном году дополнительное профессиональное развитие по антикоррупционной тематике, от их общей численности;

- доля государственных гражданских служащих министерства и граждан, претендовавших на замещение должности государственной гражданской службы в министерстве, в отношении которых проведена проверка соблюдения ограничений, запретов и требований законодательства в сфере противодействия коррупции от общего количества выявленных случаев несоблюдения ограничений, запретов и требований законодательства в сфере противодействия коррупции;

Индикаторы (показатели) достижения задачи 3:

- доля размещенных на официальном сайте министерства проектов нормативных правовых актов, разработанных министерством, для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы указанных проектов нормативных правовых актов от общего их количества;

- количество проведенных мониторингов качества предоставления государственных услуг в сферах занятости населения, охраны труда и трудовых отношений Самарской области в отчетном году;

- доля граждан, замещавших должность государственной гражданской службы в министерстве, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, сведения о которых направлены для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, от общей их численности.

Объемы финансирования мероприятий, определенных ведомственной

программой

- реализация мероприятий Ведомственной программы осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности министерства.

Показатели социально-экономической эффективности реализации ведомственной программы

- критерием оценки эффективности реализации Ведомственной программы является достижение целевых индикаторов (показателей), установленных Ведомственной программой.

Система организации контроля за ходом реализации ведомственной программы

общее руководство и контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляет министр.

Контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с учетом Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 № 2.

I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется

путем реализации Ведомственной программы

Коррупция в современном обществе является одной из проблем, которая существенно препятствует проведению многих государственных преобразований, нарушает права и законные интересы физических и юридических лиц, взаимодействующих с органами государственной власти.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по противодействию. В целях искоренения причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, разработана Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010        № 460, которая представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемую федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

К основным направлениям государственной политики в области противодействия коррупции в настоящее время относятся:

дальнейшее развитие и совершенствование правовой основы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;

обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции;

активизация антикоррупционного просвещения граждан и обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

совершенствование работы подразделений кадровых служб органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности.

Противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Самарской области.

Поскольку формы коррупции способны оперативно видоизменяться, борьба с ней носит системный предупредительный характер.

Важной частью этой системы призвана стать Ведомственная программа, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий в сфере деятельности министерства, направленных на создание эффективной системы противодействия коррупции, организацию внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих министерства, комиссий по противодействию коррупции в подведомственных министерству учреждениях, обеспечение информационной прозрачности деятельности министерства.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий Ведомственной программы и оценку их результатов.

II. Цель и задачи Ведомственной программы

Цель Ведомственной программы - совершенствование системы противодействия коррупции в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений.

Для достижения поставленной цели Ведомственной программы потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач.

Задача 1. Совершенствование системы мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции и ее проявлений в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений.

Задача 2. Реализация антикоррупционных механизмов в кадровой политике министерства.

Задача 3. Обеспечение прозрачности деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений.

III. Ожидаемые результаты реализации Ведомственной

программы и целевые индикаторы (показатели)

Ожидаемыми результатами реализации Ведомственной программы являются:

предотвращение появления коррупционных проявлений в деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений;

повышение эффективности противодействия коррупционным правонарушениям в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений;

повышение эффективности государственного управления в сфере труда, занятости, охраны труда и миграционной политики Самарской области.

Достижение цели и задач Ведомственной программы оценивается целевыми индикаторами (показателями).

Плановые значения целевых индикаторов (показателей) по годам реализации Ведомственной программы представлены в приложении 1 к Ведомственной программе.

Методика расчета целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы представлены в приложении 2 к Ведомственной программе.

IV. Перечень программных мероприятий

В рамках реализации программных мероприятий в министерстве усовершенствуются методы управления и повышения мотивации государственных гражданских служащих на добросовестное исполнение обязанностей и соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством о государственной гражданской службе и противодействии коррупции. При этом особое внимание уделено активизации антикоррупционного просвещения.

На официальном сайте министерства создан специализированный тематический раздел «Противодействие коррупции», в котором на постоянной основе размещаются выписки из протоколов заседаний комиссии по противодействию коррупции в сфере деятельности министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее – комиссия по противодействию коррупции), приказы министерства в сфере противодействия коррупции, также доступны для пользователей сведения о доходах, расходах государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в министерстве, замещение которых связано с коррупционными рисками, сведения о доходах руководителей (директоров) подведомственных министерству учреждений, проекты нормативных правовых актов министерства для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Размещена информация о телефонах «горячей линии» по противодействию коррупции и график личного приема должностных лиц министерства, что способствует большей открытости и прозрачности деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений.

Перечень программных мероприятий представлен в приложении 3 к Ведомственной программе.

V. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Ведомственной программы, планируемая общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, риски реализации Ведомственной программы

Социальными и экономическими последствиями реализации Ведомственной программы станут:

усовершенствование системы противодействия коррупции в сфере деятельности министерства и подведомственных ему учреждениях;

повышение уровня антикоррупционного правосознания государственных гражданских служащих министерства и сотрудников подведомственных ему учреждений;

повышение уровня открытости процессов и результатов деятельности министерства и подведомственных ему учреждений;

повышение эффективности борьбы с коррупционными правонарушениями;

повышение уровня доверия со стороны граждан к деятельности министерства и подведомственных ему учреждений.

Экологические последствия реализации Ведомственной программы отсутствуют.

Основными целями Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. В ходе достижения данной цели постоянно совершенствуется система мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, направленная на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Исходя из этого, в ходе реализации министерством государственной политики в сфере трудовых отношений, охраны труда, занятости населения и миграционной политики в Самарской области необходимо обеспечивать соблюдение конституционных прав граждан Российской Федерации на свободный и справедливо оплачиваемый труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, социальную защиту от безработицы, государственное регулирование и контроль в сфере труда, занятости и миграционной политики на территории Самарской области. Создание условий, обеспечивающих исключение возникновения коррупции в указанных сферах деятельности министерства, станет значимой составляющей в достижении стратегической цели снижения уровня коррупции в Самарской области.

В ходе реализации Ведомственной программы следует учитывать возможность возникновения социальных рисков, которые связаны с  вероятностью повышения социальной напряженности, уровнем доверия населения к  органам государственной власти, недостаточной эффективностью внутреннего и внешнего контроля за деятельностью должностных лиц подведомственных учреждений.

Основными мерами снижения рисков являются: объективный мониторинг выполнения мероприятий Ведомственной программы; изучение общественного мнения в целях своевременного внесения изменений в мероприятия Ведомственной программы; оперативное реагирование на устранение выявленных недостатков.

VI. Методика оценки эффективности реализации

Ведомственной программы

Критерием оценки эффективности реализации Ведомственной программы является достижение целевых индикаторов (показателей), установленных в приложении 1 к Ведомственной программе.

VII. Обоснование потребности в необходимых ресурсах

Реализация мероприятий Ведомственной программы осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности министерства.

VIII. Механизм управления ходом реализации

Ведомственной программы

Общее руководство и контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляет министр труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

Ответственной за реализацию Ведомственной программы является комиссия по противодействию коррупции.

Комиссию по противодействию коррупции возглавляет заместитель министра – руководитель департамента организационной деятельности и государственной службы министерства.

Комиссия по противодействию коррупции осуществляет следующие функции:

обеспечение участия в управлении реализацией Ведомственной программы представителей гражданского общества, территориальных органов федеральных государственных органов, научных и иных организаций;

сбор и анализ информации о признаках и фактах коррупционных проявлений в сфере деятельности министерства, юридическая оценка и выработка мер по их устранению;

совершенствование системы мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции и ее проявлений в сфере деятельности министерства и подведомственных ему государственных учреждений;

обеспечение реализации антикоррупционных механизмов в кадровой политике министерства;

обеспечение открытости деятельности министерств и подведомственных ему государственных учреждений;

выявление причин и условий коррупции, в том числе способствующих незаконному расходованию бюджетных средств, разработка и реализация системы мер по их профилактике и устранению.

Текущее управление Ведомственной программой осуществляется уполномоченным государственным гражданским служащим министерства, ответственным за координацию, планирование и обеспечение согласованных действий при реализации мер государственной антикоррупционной политики в министерстве.

Государственными гражданскими служащими структурных подразделений министерства, ответственными за противодействие коррупционным правонарушениям, по итогам каждого года в срок до 25 января текущего года проводится анализ эффективности выполнения мероприятий Ведомственной программы. На основе целевых индикаторов (показателей)  Ведомственной программы определяются промежуточные результаты реализации Ведомственной программы и разрабатывается промежуточный доклад о ходе реализации Ведомственной программы, который представляется председателю комиссии по противодействию коррупции.

Составляющей частью механизма реализации Ведомственной программы является использование независимого мониторинга хода ее реализации.

Оперативная информация о ходе реализации Ведомственной программы и ее основных мероприятий, о нормативных правовых актах по управлению Ведомственной программой размещается на официальном сайте министерства.

При необходимости министерство вносит предложения в министерство экономического развития и инвестиций Самарской области и министерство управления финансами Самарской области (с соответствующими обоснованиями, информацией о результатах реализации и оценкой эффективности реализации Ведомственной программы за отчетный период) о внесении изменений в Ведомственную программу.

Министерство ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, подготавливает информацию о ходе реализации Ведомственной программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов (показателей), и направляет ее в министерство экономического развития и инвестиций Самарской области, министерство управления финансами Самарской области на заключение.

Министерство ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет информацию о ходе реализации Ведомственной программы за отчетный год с приложением заключений министерства экономического развития и инвестиций Самарской области и министерства управления финансами Самарской области для рассмотрения на заседании комиссии при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам.

[1] При отсутствии соответствующих обращений считать показатель достигнутым.

[2] При отсутствии соответствующих уведомлений считать показатель достигнутым.

[3] При отсутствии соответствующих уведомлений считать показатель достигнутым.

[4] При отсутствии лиц, уволенных из министерства в связи с утратой доверия, считать показатель достигнутым

[5] Реализация данного мероприятия осуществляется с учетом изменений, вносимых в действующее законодательство о государственной гражданской службе.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный Интернет-сайт Правительства Самарской области (www.pravo.samregion.ru) № 60407191110 от 04.07.2019
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать