Основная информация
Дата опубликования: | 26 ноября 2014г. |
Номер документа: | RU93000201400893 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Крым |
Принявший орган: | Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
(МИНОБРАЗОВАНИЯ КРЫМА)
П Р И К А З
26.11.2014 г.
№ 313
г. Симферополь
Об утверждении Порядка организации
инклюзивного обучения
в образовательных организациях
Республики Крым, реализующих
основные общеобразовательные программы
В соответствии c Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», с целью организации качественного и доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью
П Р И К А З Ы В А Ю:
Утвердить Порядок организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы (прилагается).
Управлению по защите прав детей (Трифанов С.И.) довести данный Порядок до сведения органов управления образованием.
Крымскому республиканскому учреждению «Методический центр психолого-медико-педагогического сопровождения» (Звегинцева Ю.В.) оказать необходимую методическую помощь образовательным организациям в использовании данного Порядка в реализации инклюзивного образования.
Руководителям органов управления образованием:
4.1. довести данный Порядок до сведения руководителей образовательных организаций.
4.2. разработать перспективные планы по реализации инклюзивного образования в образовательных организациях;
4.3. осуществлять контроль за исполнением данного Порядка при организации инклюзивного образования.
Данный приказ вступает в силу с 01 января 2015 года.
Контроль за исполнением данного приказа возложить на начальника управления по защите прав детей Трифанова С.И.
Министр Н.Г. Гончарова
Приложение
к приказу МОНМ РК
от 26.11.2014 года № 313
Порядок
организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы
Данный порядок определяет требования по организации инклюзивного обучения в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), с целью обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей.
Образовательные услуги предоставляются детям с ограниченными возможностями здоровья образовательными организациями в классах/группах с инклюзивным обучением с использованием личностно-ориентированных методов обучения и с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии данной категории обучающихся.
Для организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях создаются условия для:
- обеспечения беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья в здания и помещения образовательных организаций;
- обеспечения необходимыми учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями и индивидуальными техническими средствами;
- проведения коррекционно-развивающих занятий отдельными специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и другие);
- обеспечения соответствующими педагогическими кадрами.
4. Решение о создании классов/групп с инклюзивным обучением принимается руководителем образовательной организации с учетом интересов родителей (законных представителей) по согласованию с учредителем.
5. Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья в классы/группы с инклюзивным обучением осуществляется в установленном порядке в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
6. Учредитель образовательной организации выделяет в установленном порядке средства для создания специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия образования – специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных организаций и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицам с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности образовательной программы, категории детей и иных особенностей образовательной деятельности.
Учредитель и руководитель образовательной организации несут ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного образования.
7. В образовательных организациях осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами психологической службы (педагогами-психологами, социальными педагогами) таких организаций и соответствующими педагогическими работниками.
8. Для обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в классах/группах с инклюзивным обучением в образовательных организациях в соответствии с потребностями, индивидуально-типологическими особенностями в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся создаются малые психолого-медико-педагогические консилиумы с обязательным участием родителей (законных представителей). Члены психолого-медико-педагогического консилиума участвуют в разработке адаптированной образовательной программы обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в классе/группе с инклюзивным обучением, отслеживают динамику развития ребенка, оценивают успешность в освоении образовательной программы.
Адаптированная образовательная программа утверждается руководителем образовательной организации по согласованию с родителями (законными представителями) и пересматривается дважды в год (в случае необходимости чаще) с целью ее корректирования.
9. В дошкольных образовательных организациях комплектование групп с инклюзивным обучением осуществляется с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
10. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классе с инклюзивным обучением не должно превышать двух обучающихся, при этом их нарушения в развитии должны быть сходными. Наполняемость классов с инклюзивным обучением не должно превышать 20 обучающихся с учетом детей с ограниченными возможностями здоровья.
11. Содержание образования и условия организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях в классах/группах с инклюзивным обучением определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
12. При организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в классах/группах с инклюзивным обучением целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися образовательных программ.
13. Педагоги, реализующие программу коррекционной работы в образовательной организации, должны иметь соответствующую квалификацию и уровень образования. Они могут работать в системе образовательных организаций, где есть специалисты необходимого ребенку профиля: психолого-медико-педагогические комиссии, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные организации и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, развития и воспитания обучающихся данной категории.
14. При организации инклюзивного обучения в образовательных организациях может использоваться сетевая форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность усвоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
15. Для обеспечения освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции нарушений в развитии целесообразно вводить в штатное расписание образовательных организаций дополнительные ставки педагогических работников (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и другие) с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:
- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
16. Личностно-ориентированная направленность учебно-воспитательного процесса обеспечивается тьютором, ассистентом (помощником), оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Тьютор, ассистент (помощник) принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся данной категории. Тьютор, ассистент (помощник) вводится в штатное расписание образовательных организаций в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии из расчета по одной штатной единицы на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
17. Обучение в классах/группах с инклюзивным обучением осуществляется по учебным планам, программам, учебникам и пособиям, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации.
18. Расписание занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляется с учетом индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности, динамики умственной трудоспособности на протяжении дня и недели.
19. Оценивание учебных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется согласно критериям оценивания учебных достижений обучающихся и объемом материала, определенной образовательной программой.
Система оценивания учебных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна носить стимулирующий характер.
20. По окончанию общеобразовательной организации обучающейся с ограниченными возможностями здоровья получает документ об образовании, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. Обучающейся с ограниченными возможностями здоровья, освоивший основную образовательную программу, имеет право на текущую, промежуточную и государственную итоговую аттестацию в иных формах в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
22. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья привлекаются к работе в системе дополнительного образования с учетом их интересов, наклонностей, способностей, пожеланий, возраста, индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности и состояния здоровья.
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
(МИНОБРАЗОВАНИЯ КРЫМА)
П Р И К А З
26.11.2014 г.
№ 313
г. Симферополь
Об утверждении Порядка организации
инклюзивного обучения
в образовательных организациях
Республики Крым, реализующих
основные общеобразовательные программы
В соответствии c Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», с целью организации качественного и доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью
П Р И К А З Ы В А Ю:
Утвердить Порядок организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы (прилагается).
Управлению по защите прав детей (Трифанов С.И.) довести данный Порядок до сведения органов управления образованием.
Крымскому республиканскому учреждению «Методический центр психолого-медико-педагогического сопровождения» (Звегинцева Ю.В.) оказать необходимую методическую помощь образовательным организациям в использовании данного Порядка в реализации инклюзивного образования.
Руководителям органов управления образованием:
4.1. довести данный Порядок до сведения руководителей образовательных организаций.
4.2. разработать перспективные планы по реализации инклюзивного образования в образовательных организациях;
4.3. осуществлять контроль за исполнением данного Порядка при организации инклюзивного образования.
Данный приказ вступает в силу с 01 января 2015 года.
Контроль за исполнением данного приказа возложить на начальника управления по защите прав детей Трифанова С.И.
Министр Н.Г. Гончарова
Приложение
к приказу МОНМ РК
от 26.11.2014 года № 313
Порядок
организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы
Данный порядок определяет требования по организации инклюзивного обучения в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), с целью обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей.
Образовательные услуги предоставляются детям с ограниченными возможностями здоровья образовательными организациями в классах/группах с инклюзивным обучением с использованием личностно-ориентированных методов обучения и с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии данной категории обучающихся.
Для организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях создаются условия для:
- обеспечения беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья в здания и помещения образовательных организаций;
- обеспечения необходимыми учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями и индивидуальными техническими средствами;
- проведения коррекционно-развивающих занятий отдельными специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и другие);
- обеспечения соответствующими педагогическими кадрами.
4. Решение о создании классов/групп с инклюзивным обучением принимается руководителем образовательной организации с учетом интересов родителей (законных представителей) по согласованию с учредителем.
5. Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья в классы/группы с инклюзивным обучением осуществляется в установленном порядке в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
6. Учредитель образовательной организации выделяет в установленном порядке средства для создания специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия образования – специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных организаций и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицам с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности образовательной программы, категории детей и иных особенностей образовательной деятельности.
Учредитель и руководитель образовательной организации несут ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного образования.
7. В образовательных организациях осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами психологической службы (педагогами-психологами, социальными педагогами) таких организаций и соответствующими педагогическими работниками.
8. Для обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в классах/группах с инклюзивным обучением в образовательных организациях в соответствии с потребностями, индивидуально-типологическими особенностями в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся создаются малые психолого-медико-педагогические консилиумы с обязательным участием родителей (законных представителей). Члены психолого-медико-педагогического консилиума участвуют в разработке адаптированной образовательной программы обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в классе/группе с инклюзивным обучением, отслеживают динамику развития ребенка, оценивают успешность в освоении образовательной программы.
Адаптированная образовательная программа утверждается руководителем образовательной организации по согласованию с родителями (законными представителями) и пересматривается дважды в год (в случае необходимости чаще) с целью ее корректирования.
9. В дошкольных образовательных организациях комплектование групп с инклюзивным обучением осуществляется с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
10. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классе с инклюзивным обучением не должно превышать двух обучающихся, при этом их нарушения в развитии должны быть сходными. Наполняемость классов с инклюзивным обучением не должно превышать 20 обучающихся с учетом детей с ограниченными возможностями здоровья.
11. Содержание образования и условия организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях в классах/группах с инклюзивным обучением определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
12. При организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в классах/группах с инклюзивным обучением целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися образовательных программ.
13. Педагоги, реализующие программу коррекционной работы в образовательной организации, должны иметь соответствующую квалификацию и уровень образования. Они могут работать в системе образовательных организаций, где есть специалисты необходимого ребенку профиля: психолого-медико-педагогические комиссии, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные организации и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, развития и воспитания обучающихся данной категории.
14. При организации инклюзивного обучения в образовательных организациях может использоваться сетевая форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность усвоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
15. Для обеспечения освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции нарушений в развитии целесообразно вводить в штатное расписание образовательных организаций дополнительные ставки педагогических работников (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и другие) с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:
- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
16. Личностно-ориентированная направленность учебно-воспитательного процесса обеспечивается тьютором, ассистентом (помощником), оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Тьютор, ассистент (помощник) принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся данной категории. Тьютор, ассистент (помощник) вводится в штатное расписание образовательных организаций в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии из расчета по одной штатной единицы на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
17. Обучение в классах/группах с инклюзивным обучением осуществляется по учебным планам, программам, учебникам и пособиям, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации.
18. Расписание занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляется с учетом индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности, динамики умственной трудоспособности на протяжении дня и недели.
19. Оценивание учебных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется согласно критериям оценивания учебных достижений обучающихся и объемом материала, определенной образовательной программой.
Система оценивания учебных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна носить стимулирующий характер.
20. По окончанию общеобразовательной организации обучающейся с ограниченными возможностями здоровья получает документ об образовании, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. Обучающейся с ограниченными возможностями здоровья, освоивший основную образовательную программу, имеет право на текущую, промежуточную и государственную итоговую аттестацию в иных формах в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
22. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья привлекаются к работе в системе дополнительного образования с учетом их интересов, наклонностей, способностей, пожеланий, возраста, индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности и состояния здоровья.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: