Основная информация

Дата опубликования: 27 апреля 2015г.
Номер документа: RU93000201500655
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Крым
Принявший орган: Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МІНІСТЕРСТВО НАДЗВИЧАЙНИХ СИТУАЦІЙ РЕСПУБЛІКИ КРИМ

МИНИСТЕРСТВО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КЪЫРЫМ МУХТАР ДЖУМХУРИЕНТИНИНЪ ФЕВКЪУЛЬАДЕ ВАЗИЕТ НАЗИРЛИГИ

ПРИКАЗ

«27» апреля 2015 г.                                              г. Симферополь                                                                         № 93/15

Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности  спасательных служб на территории Республики Крым

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», статьями 64, 65 Конституции Республики Крым, Указом Главы Республики Крым от 21 июля 2014 года №157-У «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Республике Крым», в целях проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также  во исполнение распоряжения Главы Республики Крым от 30 марта 2015 года № 84-рг

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации деятельности спасательных служб на территории Республики Крым.

2. Направить Методические рекомендации, указанные в пункте 1 настоящего приказа, для дальнейшей работы в исполнительные органы государственной власти Республики Крым и муниципальные образования Республики Крым в целях проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, для проведения комплекса мероприятий, направленных на устранение и снижение угрозы жизни и здоровью людей, ущерба окружающей среде при возникновении чрезвычайных ситуаций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заведующего отделом аттестации и регистрации аварийно-спасательных формирований управления природной и техногенной безопасности, надзорной деятельности Надубова В.В.

Министр                                                                                                                                            С. ШАХОВ

Приложение

к приказу МЧС Республики Крым

от «27» апреля 2015 г. № 93/15

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации деятельности спасательных  служб на территории Республики Крым   

Настоящие  Методические рекомендации по организации деятельности спасательных  служб на территории Республики Крым разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, требованиями федеральных законов от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,  №7,  ст. 799),  от 21 декабря 1994 г. 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №35, ст. 3503), указов Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым от 09 декабря 2014 г. №25-ЗРК/2014 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», от 22 января 2015 г. №74-ЗРК/2015 «Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Крым», постановления Правительства Республики Крым от 24 февраля 2015г. №66 «О создании и  организации деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований на территории Республики Крым», иных нормативных актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом опыта деятельности МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти.

Методические рекомендации предназначены для органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, и организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, рекомендуются для использования в учебном процессе по программам подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Введение

Потенциальные опасности военного, техногенного, природного характера во многом определяют основные задачи и направления развития сил гражданской обороны. При этом учитываются и такие факторы, как реальные экономические возможности государства, ограниченный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса, масштабы прогнозируемых последствий военного воздействия на потенциально опасные и иные объекты, оценка опасностей и угроз природного и техногенного характера, демографическая ситуация в стране, возможный призыв на военную службу многих профессиональных спасателей в случае объявления мобилизации.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты                      I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования.

Исполнительные органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым могут создавать, содержать и организовывать нештатные формирования для решения задач на своих территориях.

Нештатные формирования создаются организациями по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и по согласованию с Министерством чрезвычайных ситуаций Республики Крым. Нештатные формирования создаются организациями из числа своих работников.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. В этих условиях совершенствование сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должно осуществляться преимущественно на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных на них задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава. Принимаемые в настоящее время меры по совершенствованию законодательства и системы обеспечения безопасности, жизнедеятельности населения Российской Федерации затрагивают многие вопросы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.

       Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются;

- проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий,

- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами,

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению),

- санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий,

- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения,

- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения

Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года                         122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» внес изменения в федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и другие. Внесенные изменения уточняют и конкретизируют сферу деятельности гражданской обороны. Гражданская оборона определена как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. К силам гражданской обороны отнесены нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе

- определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования,

- организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований,

- вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляют их учет,

- организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований,

- осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.

Находясь непосредственно на предприятии (объекте) в составе работающей смены, нештатные аварийно-спасательные формирования могут принять необходимые экстренные меры по сигналам оповещения гражданской обороны, а также по предотвращению или локализации чрезвычайной ситуации на самой ранней стадии такой угрозы и начать аварийно-спасательные и другие неотложные работы еще до прибытия основных сил.

При определении количества нештатных аварийно-спасательных формирований учитывается прогнозируемая обстановка, которая может сложиться в организации (на территории) в мирное и военное время. При этом формирования должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и более функциональными.

При создании и обеспечении функционирования нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны необходимо руководствоваться требованиями действующих нормативных правовых актов.

                Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Порядок) утвержден приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года №999 (зарегистрирован в Минюсте России 19 января 2006 года № 7383), организационно-методическими указаниями МЧС России.

Рекомендуется также использовать накопленный опыт создания, подготовки и применения сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая опыт создания, комплектования, технического оснащения и подготовки гражданских организаций гражданской обороны, применительно к современным условиям и задачам. На основании приказа МЧС России от 18декабря 2014 г.№701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».

                 Создание и функционирование нештатных аварийно-спасательных формирований
                   Общие положения.

                   Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными; техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и ма­териалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

                   Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее — Порядок) утвержден приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года №999 (зарегистрирован в Минюсте России 19 января 2006 года № 7383.

                   Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.

                  Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение №1). В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

                   Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение №2).

                Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

- проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

- санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

                  Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций. Руководители организаций определяют порядок по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

                   Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

                   В планах предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения чрезвычайной ситуации и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

                   Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении гражданской обороны составляют войска гражданской обороны и нештатные аварийно-спасательные формирования. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

                   Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», в отношении бюджетных организаций, находящихся в их ведении, вправе:

определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

вести реестры организации, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.

                   Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом,

оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствии с примерным табелем оснащения, в том числе за счет существующих в организации в мирное время аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других штатных подразделений;

осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;

поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

                   При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности имеющихся в организации штатных аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных служб и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7-10% от штатной численности работников организации.

                   Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 24 часа, военное время - 6 часов.

                   Нештатные аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации при условии, что не менее 75% спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

                   МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.

                   Основаниями для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для ликвидации которых предназначались указанные формирования.

                   Решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации по согласованию с органами исполнительной власти, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на которые возложены функции координации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.

                   Виды нештатных аварийно-спасательных формирований.

                   Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: территориальные формирования и формирования организаций;

по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;

по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

                   Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий.

                   Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

                   Формирования организаций предназначаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.

                  Все формирования создаются для ведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с их предназначением.

                   Сводная команда (группа) является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

                   Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.

                   Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спасательных работ.

                   Формирования, создаваемые на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений предназначаются для осуществления специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий:

- группы инженерной, радиационной, химической и биологической разведки для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения;

- посты радиационного, химического и биологического наблюдения для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой;

- команды, группы радиационной, химической и биологической защиты — для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а; также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения;

- команды и звенья связи - для обеспечения связью руководителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;

- медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты - для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;

- инженерные команды, группы, звенья - для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;

- аварийно-технические команды - для выполнения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;

- автомобильные и автотранспортные колонны - для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;

- подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы - для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;

- подвижные автозаправочные станции - для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;

- команды защиты и эвакуации культурных ценностей - для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко-художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей;

- команды и группы охраны общественного порядка - для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);

- команды защиты животных - для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;

- команды защиты растений - для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства;

- противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья - для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения формирований, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;

- подвижные пункты питания - для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пораженного населения;

- подвижные пункты продовольственного снабжения - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;

- подвижные пункты вещевого снабжения - для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;

- звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой.

                   Кроме вышеуказанных формирований в организациях водного транспорта могут создаваться также морские (речные) аварийно-спасательные команды (группы), предназначенные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей.

                   В организациях, производящих или использующих аварийно - химически опасные вещества (АХОВ), создаются команды (группы) радиационной и химической защиты.

                   В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны непосредственно в своих организациях, кроме специальных ведомственных формирований могут создаваться спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические команды, а также другие формирования в зависимости от прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и наличия базы.

                   На угольных, сланцевых и других шахтах создаются горноспасательные команды и команды по обслуживанию убежищ и укрытий, расположенных в горных выработках.

                   В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых для развертывания территориальных формирований или специальных ведомственных формирований, создаются группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ.

                   В жилищно-эксплуатационных организациях городов создаются аварийно-технические команды, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, посты радиационного, химического и биологического наблюдения, санитарные посты, команды (группы) охраны общественного порядка.

                   В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования.

                  Комплектование нештатных аварийно-спасательных формирований личным составом.

                   Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

                   С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными. Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

                   Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                   Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований техникой и имуществом

                   Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.

                   Накопление, хранение и использование материально-технических, про­довольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

                    Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне».

                   Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.

                   Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:

обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях в соответствии с основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. №1479 (Собрание законодатель­ства Российской Федерации, 1997, №48, ст. 5561);

обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, руководители формирований могут готовиться в ходе проведения с ними сборов по специальной подготовке. Для каждого такого сбора разрабатывается специальная программа в объеме 36 учебных часов. Занятия в ходе сборов проводятся на базе учебно-методических центров по ГО и ЧС или непосредственно в организациях по профилю деятельности (при условии наличия подготовленной учебно-методической базы в организации);

обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;

участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.

                   Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России. Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации планируется и проводится в рабочее время в объеме 20 часов. Обучение включает базовую и специальную подготовку. Темы базовой подготовки отрабатываются всеми формированиями в полном объеме

(14 часов). Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований. На их отработку отводится 6 часов. Конкретные темы специальной подготовки определяются руководителями организаций, создающими формирования, по согласованию с руководителем органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.

                   Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение).

                   Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия.

                   Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах - командиры структурных подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований.

                   Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации.

                   На тактико-специальные занятия нештатные аварийно-спасательные формирования выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материа­лов.

                   Практические занятия с нештатными аварийно-спасательными формированиями разрешается проводить по структурным подразделениям.

                   Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.

                   Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен:

знать:

- характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;

- особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, - применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);

предназначение формирования и функциональные обязанности;

- производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;

- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;

- место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;

- назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;

- порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;

уметь:

- выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;

- поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;

- оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;

- работать на штатных средствах связи;

-проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;

- незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации;

- выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.

                   Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).

                   Готовность нештатных аварийно-спасательных формирований проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях.

                   Проверяются:

- реальность расчетов по созданию формирований;

- готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению;

- соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач;

- обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;

- время сбора формирований, их выхода в район сосредоточения и к объектам проведения работ.

                   Проверки готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к выполнению задач по предназначению осуществляются:

МЧС России - в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

руководителями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований лично или другими должностными лицами по их поручению - во всех организациях, находящихся в их ведении;

руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также должностными лицами по их указанию - в подведомственных им организациях.

                   Проверки проводятся по предварительному согласованию или уведомлению с соответствующим предписанием.

                   Допуск лиц для проверки готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организации, имеющие особые ограничения, производится в соответствии с действующими положениями.

                   Аттестацию нештатных аварийно-спасательных формирований и их личного состава осуществляют постоянно действующие территориальные и ведомственные аттестационные комиссии в соответствии с Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образователь­ных учреждений по их подготовке.

                   Аттестованным нештатным аварийно-спасательных формированиям выдаются свидетельства установленного образца на проведение определенных видов аварийно-спасательных работ, а аттестованным членам формирований - удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.

Перечень полномочий местного значения для каждого из типов муниципальных образований (поселение, муниципальный район, городской округ) определен статьями 14-18 Федерального закона от 6 октября 2003 г.                  N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г.                    N 131-ФЗ).

В нем подчеркивается, что вопросом местного значения является организация и осуществление мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за комплекс мероприятий, имеющий конечной целью минимизировать риски, повысить безопасность проживающего населения и сохранность материальных средств.

К вопросам местного значения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах относятся:

Поселение

Муниципальный район

Городской округ

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа

Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств

Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья

Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья

Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа

Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения

Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа

Приложение№1

к Методическим рекомендациям

по созданию, содержанию и организации

деятельности нештатных

аварийно- спасательных формирований

Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований

I. примерный перечень создаваемых территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований

Наименование нештатных аварийно-спасательных формирований

Рекомендуемая численность личного состава, чел.

Сводная команда

119

Сводная команда механизации работ

94

Сводная группа

44

Разведывательная группа

16

Группа инженерной разведки

23

Группа радиационной, химической и биологической разведки

15

Звено речной (морской) разведки

5

Звено разведки на средствах железнодорожного транспорта

5

Группа эпидемического контроля

3

Группа ветеринарного контроля

4

Группа фитопатологического контроля

4

Команда защиты растений

49

Команда защиты животных

49

Группа радиационной, химической и биологической защиты

44

Команда радиационной, химической и биологической защиты

108

Команда связи

25

Мобильный медицинский отряд

35

Инфекционный подвижный госпиталь на 200 коек

138

Хирургический полевой подвижный госпиталь на 300 коек

173

Токсико-терапевтический полевой подвижный госпиталь на 300 коек

171

Группа эпидемиологической разведки

4

Санитарно-эпидемиологический отряд

21

Специализированная противоэпидемическая бригада

40

Бригада специализированной медицинской помощи

4

Автосанитарный отряд

189

Эвакосанитарная летучка

61

Противопожарная команда

25

Лесопожарная команда

40

Команда по ремонту и восстановлению дорог и мостов

108

Команда взрывных работ

30

Группа по обслуживанию защитных сооружений

21

Звено по обслуживанию защитных сооружений

4 - 9

Команда защиты и эвакуации культурных ценностей

41

Аварийно-газотехническая команда

44

Аварийно-техническая команда по электросетям

59

Команда водопроводно-канализационных (тепловых) сетей

34

Команда охраны общественного порядка

44

Группа охраны общественного порядка

16

Автоколонна для перевозки грузов

20

Автоколонна для перевозки населения

26 - 35

Эвакуационная (техническая) группа

12

Подвижная ремонтно-восстановительная группа (по ремонту автомобильной техники)

  20

Подвижная ремонтно-восстановительная группа (по ремонту инженерной техники)

                                 20

Звено подвоза воды

6

Команда обеззараживания

49

Пункт санитарной обработки

20

Станция специальной обработки транспорта

21

Станция специальной обработки одежды

21

Подвижная автозаправочная станция

5

Подвижный пункт вещевого снабжения

14

Подвижный пункт питания

25

Подвижный пункт продовольственного снабжения

12

<**> Создается в субъектах Российской Федерации, городах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, городах и населенных пунктах, имеющих особо ценные объекты культурного наследия России.

II. Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований организаций

Наименование нештатных аварийно-спасательных формирований

Рекомендуемая численность личного состава, чел.

Сводная команда

107

Сводная команда механизации работ

94

Спасательная команда

103

Сводная группа

44

Спасательная группа

35

Разведывательная группа

16

Группа ветеринарного контроля

4

Группа фитопатологического контроля

4

Группа связи

15

Звено связи

7

Команда охраны общественного порядка

44

Группа охраны общественного порядка

16

Противопожарная команда

25

Противопожарное звено

6

Аварийно-техническая команда

44

Санитарная дружина

23

Санитарный пост

4

Пост радиационного, химического и биологического наблюдения

3

Команда радиационной, химической и биологической защиты

108

Группа радиационной, химической и биологической защиты

44

Группа радиационной, химической и биологической разведки

15

Подвижная автозаправочная станция

5

Эвакуационная группа (техническая)

12

Звено подвоза воды

6

Группа, звено по обслуживанию убежищ и укрытий

4

Приложение№2

к Методическим рекомендациям

по созданию, содержанию и организации

деятельности нештатных

аварийно- спасательных формирований

Типовой табель оснащения нештатного аварийно- спасательного отряда

№ п/п

Наименование материально-технических средств

Единица измерения

Количество

Автомобили

1

Аварийно-спасательный автомобиль типа «Газель», УАЗ

шт.

1

Плавсредства

2

Надувная резиновая лодка (2-местная)

шт.

1

3

Плот спасательный 6-местный

шт.

1

4

Жилет спасательный (пояс спасательный)

шт.

По кол-ву спас.

Средства связи

5

Автомобильная радиостанция типа «Стандарт» с платой С-4

6

Радиостанция переносная малогабаритная (совместимая с автомобильной)

компл.

Нач. отр., ком. групп

7

ЗИП ремонтный

шт.

1

Вычислительная техника, оргтехника

8

Калькулятор

шт.

2

9

Магнитофон в комплекте с 10 кассетами

шт.

1

10

Электромегафон

шт.

1

11

Фотоаппарат

шт.

1

Спасательное электро-, пневмо-, гидро-, газорезательное оборудование

12

Комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента типа «Спрут», «Медведь»

шт.

1

13

Электродрель

шт.

1

14

Электроножницы

шт.

1

15

Электропила

шт.

1

16

Электроперфоратор

шт.

1

17

Бензопила с набором цепей

шт.

1

18

Переносной электроагрегат бензиновый или дизельный - силовой на 2-8 кВт

шт.

1

19.

Удлинитель электрический (30-50 м)

шт.

1

Дополнительное оборудование и инструмент

20

Набор слесарного инструмента

шт.

1

21

Набор столярного инструмента

шт.

1

22

Лента оградительная

м

50

23

Подкладки деревянные

Средства обнаружения пострадавших

24

Бинокль, подзорная труба (30 кр.)

шт.

1

Вспомогательное оснащение

25

Нож охотничий

шт.

По кол-ву спас.

26

Компас

шт.

«

27

Лопата совковая

шт.

5

28

Топор

шт.

5

29

Пила поперечная двуручная

шт.

2

Средства освещения

30

Фонари индивидуальные электрические карманные

шт.

По кол-ву спас.

31

Фонарь электрический, аккумуляторный групповой

шт.

По кол. групп

Транспортировочные средства

32

Рюкзак штурмовой. Объем 40 л

шт.

По кол-ву спас.

33

Мешок для транспортировки снаряжения. Объем 90 л

шт.

1

34

Сумка полевая

шт.

Ком. групп

Индивидуальное снаряжение спасателя

35

Каска защитная

шт.

По кол-ву спас.

36

Респиратор

шт.

«

37

Лопата пехотная, туристическая

шт.

5

38

Рабочий летний комплект (х/б)

шт.

По кол-ву спас.

39

Рабочий зимний комплект (х/б)

шт.

«

40

Перчатки рабочие

пар

«

41

Рукавицы рабочие

пар

«

42

Ботинки

пар

«

43

Кроссовки специальные повышенной прочности

пар

«

44

Шапочка спортивная

шт.

«

45

Футболки, комплект 3 шт.

компл.

«

Средства жизнеобеспечения

46

Палатка 6-местная

шт.

По кол. групп

47

Коврики теплоизолирующие

шт.

По кол-ву спас.

48

Мешок спальный

шт.

«

Устройства для приготовления пищи

49

Печь переносная газовая

шт.

1

50

Баллон газовый

шт.

2

51

Примус

шт.

2

52

Термос солдатский ранцевый, 10 л

шт.

1

53

Котелок, фляга армейские, котелок комбинированный

компл.

По кол-ву спас.

54

Набор ведер

компл.

1

55

Емкости для приготовления пищи (набор)

компл.

1

Горноспасательное снаряжение

56

Веревка статическая

м

100

57

Веревка динамическая

м

150

58

Репшнур

м

200

59

Индивидуальная страховочная система

шт.

4

60

Спусковое устройство типа «Петцель-стоп», восьмерка

шт.

4

61

Зажимы типа жумар, кроль, шунт

шт.

8

62

Карабины

шт.

20

63

Ролики

шт.

6

64

Косынка спасательная

шт.

2

Медицинские средства и оборудование

65

Медицинская укладка (коллективная)

шт.

1

66

Носилки складные медицинские

шт.

2

67

Носилки ковшовые

шт.

1

68

Носилки «щит» с комплектом ремней

шт.

1

69

Иммобилизирующие вакуумные носилки

шт.

1

70

Шейный корсет

шт.

1

71

Шина Крамера

шт.

2

72

Шина Дитрикса

к-т

1

73

Клеенка подкладная

шт.

3

74

Аптечка индивидуальная

шт.

По кол-ву спас.

Состав и оборудование помещений АСФ
(оперативной группы АСФ)

Комната дежурного;

класс (помещение) для АСФ (оперативной группы АСФ);

спальное помещение (комната отдыха);

туалетная комната (душевая);

столовая;

кладовая для хранения аварийно-спасательного инструмента, оборудования и снаряжения;

помещение для сушки одежды, обуви, снаряжения;

место для стоянки дежурного транспорта (автомашин, плавсредств, мотонарт и т. п.).

При наличии кинологических расчетов:

помещение (типовой вольер) для содержания поисковых (минно-розыскных) собак;

помещение для хранения кинологического снаряжения и имущества.

В комнате дежурного должны быть:

технические средства автоматизации, связи и оповещения;

технические средства регистрации получаемой и передаваемой по средствам связи информации;

персональный компьютер с периферийными устройствами;

карта (план-схема) зоны ответственности АСФ;

доска документации;

папки с документацией;

справочная литература.

Приложение 3

к Методическим рекомендациям

по созданию, содержанию и организации

деятельности нештатных

аварийно- спасательных формирований

Типовой перечень документации АСФ

Журналы

Журнал приема и сдачи дежурства, документации, имущества, техники, оборудования.

Журнал учета текущей информации (для черновых записей).

Журнал учета входящих сигналов, распоряжений.

Журнал учета исходящих сигналов, распоряжений.

Журнал учета аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Журнал учета выхода и возвращения автотранспорта.

Журнал учета инструктажей по правилам и мерам техники безопасности.

Журнал учета ежедневного прогноза погоды.

Журнал учета групп туристов (по необходимости).

Журнал учета и выдачи радиостанций (при необходимости).

Инструкции

Инструкции по противопожарной безопасности.

Планы и Инструкции по взаимодействию с дежурными, аварийными службами,

предприятиями, организациями при ликвидации ЧС.

Инструкции по охране труда при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Инструкции дежурного.

Инструкция по приему и сдачи дежурства.

Должностные обязанности личного состава дежурной смены.

Инструкции (наставления, руководства, алгоритмы действий) для наиболее вероятных ЧС.

Другая документация

График несения дежурства дежурными и личным составом АСФ.

Папка нарядов на службу.

Папка путевых листов.

План и схема оповещения и сбора личного состава АСФ.

Список адресов и телефонов сотрудников АСФ.

Список адресов и телефонов должностных лиц органов власти, организаций, предприятий, служб.

Карта (план-схема) зоны ответственности АСФ.

Крупномасштабная карта района дислокации АСФ.

Список личного состава, техники, оборудования, снаряжения АСФ.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 10.02.2020
Рубрики правового классификатора: 160.060.000 Средства обеспечения безопасности

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать