Основная информация
Дата опубликования: | 27 июня 2019г. |
Номер документа: | RU54000201900765 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Новосибирская область |
Принявший орган: | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭНЕРГЕТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
27 июня 2019 г N 124
г.Новосибирск
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
В целях реализации положений, предусмотренных ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказываю:
1. Утвердить Порядок обобщения и анализа правоприменительной практики органом регионального государственного надзора министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить Порядок организации и проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органом регионального государственного надзора министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области согласно приложению 2 к настоящему приказу.
3. Признать утратившим силу приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 21.06.2019 N 120.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - начальника управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Исполняющий обязанности министра
А.Г.Михайлов
Приложение N 1
Утвержден
Приказом МЖКХиЭ НСО
от 27 июня 2019 г. N 124
ПОРЯДОК
обобщения и анализа правоприменительной практики органом регионального государственного надзора министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - МЖКХиЭ НСО)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан с целью организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики по исполнению государственных функций по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, органом регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО.
2. Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение единообразия применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органа регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО путем их доведения до сведения заинтересованных территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - объекты регионального государственного надзора);
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих, избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;
повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органом регионального государственного надзора министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов регионального государственного надзора.
3. Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
выработка оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;
выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны применяться объектами регионального государственного надзора в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований.
II. Формирование сведений для обобщения и анализа правоприменительной практики органом регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО
4. Обобщение и анализ правоприменительной практики органом регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО проводится по двум основным направлениям:
правоприменительная практика организации и осуществления регионального государственного защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
правоприменительная практика соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Перечень тематических вопросов приведен в Разделе 2 приложения к настоящему Порядку.
5. В качестве источников формирования сведений для обобщения и анализа правоприменительной практики органа регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО используются:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю;
результаты взаимодействия надзорных органов;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц органа регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан; результаты опросов (в том числе проводимых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;
разъяснения, полученные органом регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности.
III. Организация работы по обобщению и анализу правоприменительной практики органом регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО
6. Рабочая группа, созданная приказом МЖКХиЭ НСО от 07.07.2017 N 156 (в ред. приказа от 26.11.2018 N 235), собирает сведения о правоприменительной практике в соответствии с приложением к настоящему Порядку и проводит их анализ.
7. С учетом анализа правоприменительной практики, поступившим в отчетном периоде предложениям по ее совершенствованию проводит корректировку и подготовку проекта обобщения и анализа правоприменительной практики. В указанных целях могут быть использованы позиция федерального органа исполнительной власти (МЧС России), обеспечивающего нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, органов прокуратуры Российской Федерации, иных государственных органов.
8. Проект обобщения и анализа правоприменительной практики размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте МЖКХиЭ НСО с указанием способа подачи предложений, а также направляется для рассмотрения руководителям объектов регионального государственного надзора и в общественные организации.
Срок рассмотрения и подачи предложений по проекту обобщения и анализа правоприменительной практики не может быть менее 25 рабочих дней. В указанный период рабочей группой могут проводиться иные мероприятия, направленные на поиск оптимального решения по вопросам, по которым имеется различная практика их применения.
9. При выявлении в ходе обобщения и анализа правоприменительной практики устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, недостаточно ясных и взаимно согласованных обязательных требований, поступлении от государственных органов предложений по совершенствованию законодательства в области контрольно-надзорной деятельности, указанные вопросы подлежат рассмотрению Рабочей группой с целью подготовки соответствующих предложений по устранению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций, предложений по совершенствованию законодательства в области контрольно-надзорной деятельности.
10. Доработанный по итогам обсуждения проект Обзора утверждается министром (заместителем министра) и размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте МЖКХиЭ НСО.
11. Обзор может использоваться при информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, в том числе в рамках проведения дней "открытых дверей" и иных общедоступных мероприятий, семинаров и конференций с представителями бизнес-сообществ, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
Приложение N 1
к порядку обобщения и анализа
правоприменительной практики органом
регионального государственного надзора
министерства жилищно-коммунального
хозяйства и энергетики Новосибирской
области
ПЕРЕЧЕНЬ
тематических вопросов о правоприменительной практике органом регионального государственного надзора министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области
Раздел N 1. Правоприменительная практика организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
N
п/п
Перечень тематических вопросов по применению законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора
Актуальные вопросы, возникающие при применении законодательства РФ в области организации и осуществления надзора
1
Подготовка с учетом применения риск-ориентированного подхода и "надзорных каникул" ежегодных планов проверок их направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры, в том числе при использовании правовых данных из информационных ресурсов: "Единый государственный реестр юридических лиц", "Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей"
2
Отнесение объектов защиты к определенной категории риска в соответствии с установленными критериями, принятие решений об изменении ранее установленной категории риска
3
Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры
4
Исчисление и соблюдение сроков проведения плановых и внеплановых проверок
5
Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок, полнота и качество исполнения государственных функций
6
Оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам
7
Работа с обращениями граждан и организаций, информацией от органов власти Новосибирской области, средств массовой информации, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям
8
Привлечение лиц к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении надзорных функций, в том числе оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбор ответственности, к которой привлекается виновное лицо
9
Организация регистрации и учета проверок, в том числе при использовании Федеральной государственной информационной системой "Единый реестр проверок"
10
Рассмотрение заявлений организаций и граждан о выдаче заключений о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности
11
Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в соответствующей сфере надзорной деятельности
12
Организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований
13
Межведомственное взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти Новосибирской области по вопросам осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Раздел N 2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
N
п/п
Перечень тематических вопросов по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности
Вопросы, возникающие при осуществлении надзора за соблюдением обязательных требований законодательства РФ в области пожарной безопасности
1
Типичные нарушения обязательных требований и принимаемые меры органами по их профилактике
2
Вопросы применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, а равно применения, которых на практике по различным причинам не целесообразно
3
Применение обязательных требований законодательства при наличии данных требований в нескольких нормативных правовых актах, в том числе при недостаточной их ясности, противоречивости и согласованности друг с другом
4
Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе анализа правоприменительной практики надзорной деятельности
Приложение N 2
ПОРЯДОК
организации и проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики в МЖКХиЭ НСО
1. Настоящий Порядок организации и проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований в МЖКХиЭ НСО (далее - публичные обсуждения) разработан с целью повышения эффективности проводимых мероприятий, а также формирования единого подхода к их подготовке, организации и проведению.
2. Порядок организации и проведения публичных обсуждений реализует положения:
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Постановления Правительства Новосибирской области от 18.10.2016 N 339- п "Об установлении порядка осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера Новосибирской области",
Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21.02.2017 N 13(2)).
3. Публичные обсуждения являются формой профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, и проводятся в целях:
обеспечения включения подконтрольных субъектов в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами по имеющимся вопросам осуществления контрольно-надзорной деятельности и проведения профилактической работы, их качества и результативности;
вовлечение в обсуждение вопросов осуществления контрольно-надзорной деятельности и проведения профилактической работы максимального количества подконтрольных субъектов;
регулярного анализа и обновления программ профилактики нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. В рамках подготовки к публичным обсуждениям готовятся:
доклад по правоприменительной практике;
доклад и руководство по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным.
5. Требования к содержанию и оформлению докладов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку.
6. Публичные обсуждения проводятся ежеквартально в рабочие дни в соответствии с утвержденным планом-графиком проведения публичных обсуждений на календарный год в 3-й декаде месяца, следующего за отчетным кварталом.
7. Информация (уведомление) о проведении публичных обсуждений публикуется за 2 недели до его проведения на официальном интернет-сайте МЖКХиЭ НСО уполномоченным лицом органа регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО.
8. В информации (уведомлении) указывается дата, время и место проведения публичного обсуждения.
9. Информация (уведомление) при наличии информационных ресурсов, позволяющих осуществлять автоматическую рассылку (государственные информационные ресурсы, в том числе "личные кабинеты") направляется по адресам электронной почты поднадзорных субъектов, в том числе лицам, в отношении которых проверки проводились и запланированы в текущем году.
10. На официальном интернет-сайте МЖКХиЭ НСО в разделе Деятельность / Контрольно-надзорная деятельность / Публичные обсуждения правоприменительной практики уполномоченным должностным лицом вместе информацией (уведомлением) о проведении публичных обсуждений размещаются:
а) утвержденный министром (заместителем министра) доклад по правоприменительной практике органа надзорной деятельности ("как делать нельзя");
б) утвержденный министром (заместителем министра) доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным ("как делать нужно (можно)");
в) бланк анкеты по актуальным вопросам контрольно-надзорной деятельности для сбора вопросов (обращений);
г) бланки анкет по восприятию предпринимательским сообществом контрольно-надзорной деятельности МЖКХиЭ НСО для определения эффективности и полезности проведения публичных выступлений;
Не позднее чем через 2 недели после проведения публичного обсуждения должны быть размещены:
а) пресс-релиз;
б) видеозапись мероприятия;
в) ответы на поступающие вопросы.
11. Для целей проведения мероприятий направляются приглашения для участия в публичных обсуждениях:
в прокуратуру Новосибирской области;
Общественной палате Новосибирской области;
уполномоченному по защите прав предпринимателей;
заинтересованным территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции
территориальному отделению Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
органам местного самоуправления;
12. Доступ на публичное обсуждение является открытым.
13. Публичное обсуждение в МЖКХиЭ НСО осуществляется под председательством министра (заместителя министра).
Публичное обсуждение проводится с участием инспекторского состава органа надзорной деятельности.
14. Для целей проведения публичных обсуждений используется помещение (зал) с расчетом нахождения максимально количества (вместимости) участников обсуждений.
15. При проведении публичных обсуждений обеспечивается видеозапись мероприятий, а при наличии технической возможности - онлайн-трансляция на официальном интернет-сайте МЖКХиЭ НСО, в том числе с возможностью получения вопросов (обращений) в онлайн-режиме.
16. Доклады готовятся в формате, понятном для широкого круга присутствующих граждан, представителей организаций.
17. Продолжительность мероприятия планируется, исходя из объема рассматриваемой тематики, и ограничивается временем, необходимым на исчерпывающие ответы на поступившие вопросы.
18. В случае поступления на публичном обсуждении вопросов, подготовка ответов на которые невозможна без получения дополнительной информации, такие вопросы учитываются при доработке докладов по правоприменительной практике за следующий отчетный период.
19. Полученные вопросы (обращения) и данные на них ответы учитываются органом надзорной деятельности МЖКХиЭ НСО при доработке докладов по правоприменительной практике, в том числе при организации и проведении иных профилактических мероприятий.
Приложение N 1
к порядку организации и проведения
публичных обсуждений результатов
правоприменительной практики
Требования
к содержанию и оформлению докладов
1. Подготовка доклада по правоприменительной практике МЖКХиЭ Новосибирской области, доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным (далее - доклады) осуществляется в строгом соответствии с:
Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 9 сентября 2016 г. N 7);
Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 20 января 2017 года N 1);
Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), одобренными проектным комитетом по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. N 13(2)).
2. Задачами подготовки докладов являются:
выявление проблемных вопросов организации и осуществления проверок соблюдения организациями обязательных требований;
выявление проблемных вопросов применения обязательных требований;
выявление типовых нарушений обязательных требований;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики, в том числе реализацией профилактических мероприятий для их предупреждения;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов.
3. В рамках работы с правоприменительной практикой организации и проведения государственного контроля (надзора) ("как делать нельзя") излагаются вопросы организации, проведения проверок и (или) иных мероприятий по контролю и принятия мер по их результатам в следующей последовательности:
планирование проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях;
организация и проведение плановых и внеплановых проверок, в том числе проведенных с согласованием органами прокуратуры;
исчисление и соблюдение сроков проведения проверок и их продление; соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки;
оформление результатов проверок и принятие мер, предусмотренных законодательством;
анализ привлечения к административной ответственности юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей с учетом оценки тяжести нарушений обязательных требований;
административное и судебное оспаривание решений, действий (бездействия) органов надзорной деятельности и его должностных лиц;
работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
анализ судебных решений по вопросам административного правоприменения.
4. В рамках работы с правоприменительной практикой соблюдения обязательных требований ("как делать нужно (можно)") излагаются вопросы соблюдения и нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в следующей последовательности:
типичные нарушения обязательных требований и разъяснения по их соблюдению;
меры профилактического характера, принимаемые органом надзорной деятельности по их недопущению;
применение обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов;
вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, возникающие в ходе проверок;
разъяснение обязательных требовании новых нормативных правовых актов.
5. В качестве источников сведений для подготовки докладов используются:
обзоры судебной практики;
обзор обобщения и анализа правоприменительной практики органа надзорной деятельности;
разъяснения, полученные от органов прокуратуры, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, а также результаты:
анализ проведенных проверок, проведенных органом надзорной деятельности в отчетный период;
анализ результатов административной практики надзорного органа;
анализ результатов обжалований действий и решений должностных лиц органа надзорной деятельности в административном и судебном порядке и иные материалы судебной практики;
анализ применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности надзорного органа;
рассмотрения обращений граждан и организаций, в том числе содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
опросов (в том числе, проводимых в сети Интернет) подконтрольных субъектов на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.
6. Выводы докладов должны содержать предложения по совершенствованию надзорной деятельности.
публикуется в средствах массовой информации для освещения этого мероприятия;
направляется на адреса электронной почты подконтрольных субъектов, в том числе, в отношении которых проверки или иные мероприятия по контролю проведены или планируются в текущем году, при наличии информационных ресурсов, позволяющих осуществлять автоматическую рассылку (государственные информационные ресурсы, в том числе "личные кабинеты" и т.д.);
7. Проекты обзора правоприменительной практики, докладов утверждаются министром или его заместителем и размещаются на интернет-сайте МЖКХиЭ НСО не позднее чем за две недели до публичных обсуждений.
8. Доработанный по итогам обсуждения проект Обзора практики, а также предложения по установлению обязательных для выполнения подразделениями и территориальными органами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указаний представляются для утверждения приказом руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭНЕРГЕТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
27 июня 2019 г N 124
г.Новосибирск
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
В целях реализации положений, предусмотренных ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказываю:
1. Утвердить Порядок обобщения и анализа правоприменительной практики органом регионального государственного надзора министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить Порядок организации и проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органом регионального государственного надзора министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области согласно приложению 2 к настоящему приказу.
3. Признать утратившим силу приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 21.06.2019 N 120.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - начальника управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Исполняющий обязанности министра
А.Г.Михайлов
Приложение N 1
Утвержден
Приказом МЖКХиЭ НСО
от 27 июня 2019 г. N 124
ПОРЯДОК
обобщения и анализа правоприменительной практики органом регионального государственного надзора министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - МЖКХиЭ НСО)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан с целью организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики по исполнению государственных функций по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, органом регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО.
2. Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение единообразия применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органа регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО путем их доведения до сведения заинтересованных территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - объекты регионального государственного надзора);
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих, избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;
повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органом регионального государственного надзора министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов регионального государственного надзора.
3. Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
выработка оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;
выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны применяться объектами регионального государственного надзора в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований.
II. Формирование сведений для обобщения и анализа правоприменительной практики органом регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО
4. Обобщение и анализ правоприменительной практики органом регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО проводится по двум основным направлениям:
правоприменительная практика организации и осуществления регионального государственного защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
правоприменительная практика соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Перечень тематических вопросов приведен в Разделе 2 приложения к настоящему Порядку.
5. В качестве источников формирования сведений для обобщения и анализа правоприменительной практики органа регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО используются:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю;
результаты взаимодействия надзорных органов;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц органа регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан; результаты опросов (в том числе проводимых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;
разъяснения, полученные органом регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности.
III. Организация работы по обобщению и анализу правоприменительной практики органом регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО
6. Рабочая группа, созданная приказом МЖКХиЭ НСО от 07.07.2017 N 156 (в ред. приказа от 26.11.2018 N 235), собирает сведения о правоприменительной практике в соответствии с приложением к настоящему Порядку и проводит их анализ.
7. С учетом анализа правоприменительной практики, поступившим в отчетном периоде предложениям по ее совершенствованию проводит корректировку и подготовку проекта обобщения и анализа правоприменительной практики. В указанных целях могут быть использованы позиция федерального органа исполнительной власти (МЧС России), обеспечивающего нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, органов прокуратуры Российской Федерации, иных государственных органов.
8. Проект обобщения и анализа правоприменительной практики размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте МЖКХиЭ НСО с указанием способа подачи предложений, а также направляется для рассмотрения руководителям объектов регионального государственного надзора и в общественные организации.
Срок рассмотрения и подачи предложений по проекту обобщения и анализа правоприменительной практики не может быть менее 25 рабочих дней. В указанный период рабочей группой могут проводиться иные мероприятия, направленные на поиск оптимального решения по вопросам, по которым имеется различная практика их применения.
9. При выявлении в ходе обобщения и анализа правоприменительной практики устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, недостаточно ясных и взаимно согласованных обязательных требований, поступлении от государственных органов предложений по совершенствованию законодательства в области контрольно-надзорной деятельности, указанные вопросы подлежат рассмотрению Рабочей группой с целью подготовки соответствующих предложений по устранению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций, предложений по совершенствованию законодательства в области контрольно-надзорной деятельности.
10. Доработанный по итогам обсуждения проект Обзора утверждается министром (заместителем министра) и размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте МЖКХиЭ НСО.
11. Обзор может использоваться при информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, в том числе в рамках проведения дней "открытых дверей" и иных общедоступных мероприятий, семинаров и конференций с представителями бизнес-сообществ, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
Приложение N 1
к порядку обобщения и анализа
правоприменительной практики органом
регионального государственного надзора
министерства жилищно-коммунального
хозяйства и энергетики Новосибирской
области
ПЕРЕЧЕНЬ
тематических вопросов о правоприменительной практике органом регионального государственного надзора министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области
Раздел N 1. Правоприменительная практика организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
N
п/п
Перечень тематических вопросов по применению законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора
Актуальные вопросы, возникающие при применении законодательства РФ в области организации и осуществления надзора
1
Подготовка с учетом применения риск-ориентированного подхода и "надзорных каникул" ежегодных планов проверок их направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры, в том числе при использовании правовых данных из информационных ресурсов: "Единый государственный реестр юридических лиц", "Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей"
2
Отнесение объектов защиты к определенной категории риска в соответствии с установленными критериями, принятие решений об изменении ранее установленной категории риска
3
Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры
4
Исчисление и соблюдение сроков проведения плановых и внеплановых проверок
5
Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок, полнота и качество исполнения государственных функций
6
Оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам
7
Работа с обращениями граждан и организаций, информацией от органов власти Новосибирской области, средств массовой информации, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям
8
Привлечение лиц к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении надзорных функций, в том числе оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбор ответственности, к которой привлекается виновное лицо
9
Организация регистрации и учета проверок, в том числе при использовании Федеральной государственной информационной системой "Единый реестр проверок"
10
Рассмотрение заявлений организаций и граждан о выдаче заключений о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности
11
Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в соответствующей сфере надзорной деятельности
12
Организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований
13
Межведомственное взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти Новосибирской области по вопросам осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Раздел N 2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
N
п/п
Перечень тематических вопросов по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности
Вопросы, возникающие при осуществлении надзора за соблюдением обязательных требований законодательства РФ в области пожарной безопасности
1
Типичные нарушения обязательных требований и принимаемые меры органами по их профилактике
2
Вопросы применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, а равно применения, которых на практике по различным причинам не целесообразно
3
Применение обязательных требований законодательства при наличии данных требований в нескольких нормативных правовых актах, в том числе при недостаточной их ясности, противоречивости и согласованности друг с другом
4
Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе анализа правоприменительной практики надзорной деятельности
Приложение N 2
ПОРЯДОК
организации и проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики в МЖКХиЭ НСО
1. Настоящий Порядок организации и проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований в МЖКХиЭ НСО (далее - публичные обсуждения) разработан с целью повышения эффективности проводимых мероприятий, а также формирования единого подхода к их подготовке, организации и проведению.
2. Порядок организации и проведения публичных обсуждений реализует положения:
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Постановления Правительства Новосибирской области от 18.10.2016 N 339- п "Об установлении порядка осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера Новосибирской области",
Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21.02.2017 N 13(2)).
3. Публичные обсуждения являются формой профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, и проводятся в целях:
обеспечения включения подконтрольных субъектов в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами по имеющимся вопросам осуществления контрольно-надзорной деятельности и проведения профилактической работы, их качества и результативности;
вовлечение в обсуждение вопросов осуществления контрольно-надзорной деятельности и проведения профилактической работы максимального количества подконтрольных субъектов;
регулярного анализа и обновления программ профилактики нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. В рамках подготовки к публичным обсуждениям готовятся:
доклад по правоприменительной практике;
доклад и руководство по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным.
5. Требования к содержанию и оформлению докладов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку.
6. Публичные обсуждения проводятся ежеквартально в рабочие дни в соответствии с утвержденным планом-графиком проведения публичных обсуждений на календарный год в 3-й декаде месяца, следующего за отчетным кварталом.
7. Информация (уведомление) о проведении публичных обсуждений публикуется за 2 недели до его проведения на официальном интернет-сайте МЖКХиЭ НСО уполномоченным лицом органа регионального государственного надзора МЖКХиЭ НСО.
8. В информации (уведомлении) указывается дата, время и место проведения публичного обсуждения.
9. Информация (уведомление) при наличии информационных ресурсов, позволяющих осуществлять автоматическую рассылку (государственные информационные ресурсы, в том числе "личные кабинеты") направляется по адресам электронной почты поднадзорных субъектов, в том числе лицам, в отношении которых проверки проводились и запланированы в текущем году.
10. На официальном интернет-сайте МЖКХиЭ НСО в разделе Деятельность / Контрольно-надзорная деятельность / Публичные обсуждения правоприменительной практики уполномоченным должностным лицом вместе информацией (уведомлением) о проведении публичных обсуждений размещаются:
а) утвержденный министром (заместителем министра) доклад по правоприменительной практике органа надзорной деятельности ("как делать нельзя");
б) утвержденный министром (заместителем министра) доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным ("как делать нужно (можно)");
в) бланк анкеты по актуальным вопросам контрольно-надзорной деятельности для сбора вопросов (обращений);
г) бланки анкет по восприятию предпринимательским сообществом контрольно-надзорной деятельности МЖКХиЭ НСО для определения эффективности и полезности проведения публичных выступлений;
Не позднее чем через 2 недели после проведения публичного обсуждения должны быть размещены:
а) пресс-релиз;
б) видеозапись мероприятия;
в) ответы на поступающие вопросы.
11. Для целей проведения мероприятий направляются приглашения для участия в публичных обсуждениях:
в прокуратуру Новосибирской области;
Общественной палате Новосибирской области;
уполномоченному по защите прав предпринимателей;
заинтересованным территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции
территориальному отделению Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
органам местного самоуправления;
12. Доступ на публичное обсуждение является открытым.
13. Публичное обсуждение в МЖКХиЭ НСО осуществляется под председательством министра (заместителя министра).
Публичное обсуждение проводится с участием инспекторского состава органа надзорной деятельности.
14. Для целей проведения публичных обсуждений используется помещение (зал) с расчетом нахождения максимально количества (вместимости) участников обсуждений.
15. При проведении публичных обсуждений обеспечивается видеозапись мероприятий, а при наличии технической возможности - онлайн-трансляция на официальном интернет-сайте МЖКХиЭ НСО, в том числе с возможностью получения вопросов (обращений) в онлайн-режиме.
16. Доклады готовятся в формате, понятном для широкого круга присутствующих граждан, представителей организаций.
17. Продолжительность мероприятия планируется, исходя из объема рассматриваемой тематики, и ограничивается временем, необходимым на исчерпывающие ответы на поступившие вопросы.
18. В случае поступления на публичном обсуждении вопросов, подготовка ответов на которые невозможна без получения дополнительной информации, такие вопросы учитываются при доработке докладов по правоприменительной практике за следующий отчетный период.
19. Полученные вопросы (обращения) и данные на них ответы учитываются органом надзорной деятельности МЖКХиЭ НСО при доработке докладов по правоприменительной практике, в том числе при организации и проведении иных профилактических мероприятий.
Приложение N 1
к порядку организации и проведения
публичных обсуждений результатов
правоприменительной практики
Требования
к содержанию и оформлению докладов
1. Подготовка доклада по правоприменительной практике МЖКХиЭ Новосибирской области, доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным (далее - доклады) осуществляется в строгом соответствии с:
Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 9 сентября 2016 г. N 7);
Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 20 января 2017 года N 1);
Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), одобренными проектным комитетом по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. N 13(2)).
2. Задачами подготовки докладов являются:
выявление проблемных вопросов организации и осуществления проверок соблюдения организациями обязательных требований;
выявление проблемных вопросов применения обязательных требований;
выявление типовых нарушений обязательных требований;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики, в том числе реализацией профилактических мероприятий для их предупреждения;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов.
3. В рамках работы с правоприменительной практикой организации и проведения государственного контроля (надзора) ("как делать нельзя") излагаются вопросы организации, проведения проверок и (или) иных мероприятий по контролю и принятия мер по их результатам в следующей последовательности:
планирование проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях;
организация и проведение плановых и внеплановых проверок, в том числе проведенных с согласованием органами прокуратуры;
исчисление и соблюдение сроков проведения проверок и их продление; соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки;
оформление результатов проверок и принятие мер, предусмотренных законодательством;
анализ привлечения к административной ответственности юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей с учетом оценки тяжести нарушений обязательных требований;
административное и судебное оспаривание решений, действий (бездействия) органов надзорной деятельности и его должностных лиц;
работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
анализ судебных решений по вопросам административного правоприменения.
4. В рамках работы с правоприменительной практикой соблюдения обязательных требований ("как делать нужно (можно)") излагаются вопросы соблюдения и нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в следующей последовательности:
типичные нарушения обязательных требований и разъяснения по их соблюдению;
меры профилактического характера, принимаемые органом надзорной деятельности по их недопущению;
применение обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов;
вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, возникающие в ходе проверок;
разъяснение обязательных требовании новых нормативных правовых актов.
5. В качестве источников сведений для подготовки докладов используются:
обзоры судебной практики;
обзор обобщения и анализа правоприменительной практики органа надзорной деятельности;
разъяснения, полученные от органов прокуратуры, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, а также результаты:
анализ проведенных проверок, проведенных органом надзорной деятельности в отчетный период;
анализ результатов административной практики надзорного органа;
анализ результатов обжалований действий и решений должностных лиц органа надзорной деятельности в административном и судебном порядке и иные материалы судебной практики;
анализ применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности надзорного органа;
рассмотрения обращений граждан и организаций, в том числе содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
опросов (в том числе, проводимых в сети Интернет) подконтрольных субъектов на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.
6. Выводы докладов должны содержать предложения по совершенствованию надзорной деятельности.
публикуется в средствах массовой информации для освещения этого мероприятия;
направляется на адреса электронной почты подконтрольных субъектов, в том числе, в отношении которых проверки или иные мероприятия по контролю проведены или планируются в текущем году, при наличии информационных ресурсов, позволяющих осуществлять автоматическую рассылку (государственные информационные ресурсы, в том числе "личные кабинеты" и т.д.);
7. Проекты обзора правоприменительной практики, докладов утверждаются министром или его заместителем и размещаются на интернет-сайте МЖКХиЭ НСО не позднее чем за две недели до публичных обсуждений.
8. Доработанный по итогам обсуждения проект Обзора практики, а также предложения по установлению обязательных для выполнения подразделениями и территориальными органами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указаний представляются для утверждения приказом руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 17.07.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 050.010.000 Общие положения, 050.040.000 Коммунальное хозяйство |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: