Основная информация

Дата опубликования: 28 июля 2009г.
Номер документа: ru05000200900211
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Дагестан
Принявший орган: Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПРИКАЗ

28.07.2009 №20-507

О проведении эксперимента по введению новых систем оплаты труда в отдельных учреждениях, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, и об утверждении Положений об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения и государственных учреждений - центров занятости населения в муниципальных районах и городских округах, в которых проводится эксперимент

В целях реализации пункта 7 постановления Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2009 года № 117 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Дагестан», НГР:ru05000200900102, в соответствии с которым Министерству труда и социального развития Республики Дагестан разрешено для апробации новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений провести эксперимент по их введению в подведомственных учреждениях,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить на период проведения эксперимента прилагаемые:

Положение об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан;

Положение об оплате труда работников государственных учреждений -центров занятости населения в муниципальных районах и городских округах, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.

2. Провести в августе 2009 года эксперимент по введению новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений в подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Дагестан:

государственных учреждениях социального обслуживания населения: доме-интернате для престарелых и инвалидов «Казанищенский», психоневрологическом интернате «Милосердие», Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (г.Махачкала), Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями (г.Махачкала), Социальном приюте для детей и подростков (г.Махачкала), Республиканском центре социальной помощи семье и детям (г.Махачкала), центре социального обслуживания населения в муниципальном образовании «город Каспийск», комплексном центре социального обслуживания населения в муниципальном образовании «город Кизляр», центре социальной помощи семье и детям в муниципальном образовании «Сулейман-Стальский район», реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями в муниципальном образовании «город Хасавюрт»;

государственных учреждениях - центрах занятости населения в муниципальных районах и городских округах: «Ахтынский район», «Гергебильский район», «Дербентский район», «Кизлярский район», «Хасавюртовский район», «город Махачкала», «город Буйнакск», «город Дербент», «город Каспийск», «город Кизляр», «город Избербаш», «город Кизилюрт».

3. Директорам вышеуказанных учреждений:

обеспечить проведение организационных мероприятий по введению новых систем оплаты труда работников;

установить приказом соответствующего государственного учреждения новую систему оплаты труда работников, включающую размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного, стимулирующего характера, в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Дагестан и Положением об оплате труда работников государственных учреждений - центров занятости населения в муниципальных районах и городских округах Республики Дагестан, утвержденных настоящим приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан;

принять к сведению, что до принятия решений Правительства Республики Дагестан по установлению размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по общеотраслевым должностям руководителей структурных подразделений, специалистов, служащих учреждения, по общеотраслевым профессиям рабочих и работникам учреждений, относящимся по своим функциональным обязанностям к работникам здравоохранения, образования и культуры, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы указанной категории работников в учреждениях социального обслуживания населения устанавливаются в размерах, действующих на момент проведения эксперимента;

до 30 июля 2009 года внести изменения в трудовые договора работников соответствующего государственного учреждения с указанием новых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного, стимулирующего характера в соответствии с рекомендациями, утвержденными приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 30 апреля 2009 года № 09-248;

в десятидневный срок представить утвержденное на период эксперимента штатное расписание учреждения в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан;

до 20 августа 2009 года утвердить на период проведения эксперимента Положение о премировании работников соответствующего учреждения;

до 1 сентября 2009 года представить в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан предложения по дополнениям и изменениям критериев оценки эффективности деятельности руководителей учреждений.

4. Управлению социально-бытового обслуживания пенсионеров и инвалидов, отделам организационно-сводной и методической работы управления анализа, прогнозирования и организационно-сводной работы (П.М.Шихабудинова), по делам семьи, женщин и детей (Ф.К.Забитова), трудовых отношений, оплаты труда и государственной гражданской службы (ведущий специалист-эксперт Р.Г.Юнусова), бюджетного планирования (Ш.М-Ш.Курбанова), отделу кадров и обучения персонала (Н.Г.Бакриева) предоставлять разъяснения и консультации директорам вышеуказанных учреждений по вопросам новых систем оплаты труда работников по курируемым направлениям и оказывать содействие соответствующим учреждениям при определении критериев оценки эффективности деятельности работников.

5. Отделу организационно-сводной и методической работы управления анализа, прогнозирования и организационно-сводной работы (П.М.Шихабудинова) совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства до 31 июля 2009 года подготовить предложения по размерам выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы и за качество выполняемых работ руководителям вышеуказанных учреждений.

6. Отделу трудовых отношений, оплаты труда и государственной гражданской службы (ведущий специалист-эксперт Р.Г.Юнусова):

до 29 июля 2009 года довести до учреждений, в которых проводится эксперимент, необходимые нормативные документы (согласно приложению) в установленном порядке;

обеспечить в установленном порядке регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Дагестан.

7. Отделу бюджетного планирования (Ш.М-Ш.Курбанова) до 30 июля 2009 года предусмотреть необходимые финансовые средства на проведение эксперимента в бюджетных сметах учреждений.

8. Отделу кадров и обучения персонала (Н.Г.Бакриева) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (www.dagmintrud.ru).

9.Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр труда

и социального развития

Республики Дагестан

И.И.Эфендиев

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 28 июля 2009 года № 20-507

П О Л О Ж Е Н И Е

об оплате труда работников государственных учреждений - центров занятости населения в муниципальных районах и городских округах, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан

1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Дагестан от 7 апреля 2009 года № 25 «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Дагестан» и в целях реализации постановления Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2009 года № 117 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Дагестан».

Положение применяется при определении заработной платы работников государственных учреждений - центров занятости населения в муниципальных районах и городских округах (далее - центры занятости населения), находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, и включает в себя:

размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам руководителей структурных подразделений и специалистов центров занятости населения, устанавливаемые на основе утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 247н общеотраслевых должностей руководителей и специалистов;

условия оплаты труда директоров, заместителей директоров и главных бухгалтеров центров занятости населения;

условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера;

условия осуществления и размеры выплат стимулирующего характера.

2. Размеры окладов (должностных окладов) по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, размеры ставок заработной платы по общеотраслевым профессиям рабочих устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от __ _______ 2009 года №__ «Об утверждении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в государственных учреждениях Республики Дагестан по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевым профессиям рабочих».

3. Размеры должностных окладов директоров, заместителей директоров, руководителей структурных подразделений и главных бухгалтеров, специалистов центров занятости населения, работающих в сельской местности, повышаются на 25 процентов.

4. С учетом условий труда работникам центров занятости населения устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 4 настоящего Положения и выплаты стимулирующего характера, предусмотренные разделом 5 Положения.

5. В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда (в том числе оклад (должностной оклад) или ставка заработной платы работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор.

6. Выплаты по заработной плате производятся в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

7. Директор центра занятости населения несет ответственность за своевременную и в полном объеме оплату труда работников и должен также руководствоваться:

Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

требованием пункта 3 статьи 2 Закона Республики Дагестан от 7 апреля 2009 года № 25 «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Дагестан», в соответствии с которым заработная плата работников государственных учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой ранее на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

8. В случаях, когда заработная плата работников центров занятости населения с учетом всех выплат компенсационного и стимулирующего характера окажется ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, работнику производится доплата до минимального размера оплаты труда.

2. Размеры должностных окладов по профессиональным квалификационным группам руководителей структурных подразделений и специалистов центров занятости населения

2.1. Размеры должностных окладов по профессиональным квалификационным группам руководителей структурных подразделений и специалистов центров занятости населения, занятых в сфере найма рабочей силы и подбора персонала, устанавливаются в следующих размерах:

2.1.1. Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня»:

Номер квалификационного уровня

Наименование должности

Размер

должностного оклада

1-й квалифи-кационный уровень

Инспектор центра занятости населения (высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы)

2 474

2-й квалифи-кационный уровень

Инспектор центра занятости населения второй категории (высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в органах службы занятости населения от 2 до 3 лет)

2 719

3-й квалифи-кационный уровень

Инспектор центра занятости населения первой категории (высшее образование и стаж работы в органах службы занятости населения от 3 до 5 лет)

3 278

4-й квалифи-кационный уровень

Ведущий инспектор центра занятости населения (высшее образование и стаж работы в органах службы занятости населения свыше 5 лет)

4 191

2.1.2. Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня»:

Номер квалификационного уровня

Наименование должности

Размер

должностного оклада

1-й квалифи-кационный уровень

Заведующий филиалом центра занятости населения

Начальник отдела центра занятости населения:

при численности населения до 100 тыс. чел.

при численности населения 100 и более тыс. чел.

4 191

4 860

5 221

3. Условия оплаты труда директоров, заместителей директоров и главных бухгалтеров центров занятости населения

3.1. Заработная плата директоров, заместителей директоров и главных бухгалтеров центров занятости населения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Решение об установлении размера должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера директорам центров занятости населения, их заместителям и главным бухгалтерам (за исключением премий заместителям и главным бухгалтерам) принимается Министерством труда и социального развития Республики Дагестан.

Решение о премировании заместителя директора и главного бухгалтера принимается директором центра занятости населения.

3.2. Должностной оклад директора центра занятости населения устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и может составлять до 3 размеров указанной средней заработной платы. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя государственного учреждения Республики Дагестан утвержден постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 июня 2009 года № 184.

Должностные оклады заместителей директоров и главных бухгалтеров центров занятости населения устанавливаются на 10 - 30 процентов ниже должностных окладов директоров центров занятости населения.

К основному персоналу центра занятости населения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций.

Перечень должностей работников центров занятости населения, которые относятся к основному персоналу по виду экономической деятельности «найм рабочей силы и подбор персонала», устанавливается Министерством труда и социального развития Республики Дагестан.

При определении средней заработной платы работников основного персонала центра занятости населения учитываются должностные оклады (без повышения за работу в сельской местности) и выплаты стимулирующего характера (за исключением премий единовременного характера, не относящихся к оплате труда (в связи с награждением государственными и ведомственными наградами), материальной помощи), за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя.

3.3. Министерство труда и социального развития Республики Дагестан может устанавливать директорам центров занятости населения выплаты стимулирующего характера и вправе централизовать до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих центров занятости населения.

Распределение централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Дагестан с учетом результатов деятельности центров занятости населения.

Премирование директоров центров занятости населения осуществляется в соответствии с Положением о премировании, утверждаемым нормативным актом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.

4. Условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера

4.1. В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в государственных учреждениях Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2009 года № 117, работникам устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера:

выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (на территориях, отнесенных к высокогорной, пустынной и безводной местности);

выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время) и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных.

4.2. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

К указанным выплатам относятся:

4.2.1. Доплата за работу в тяжелых и вредных условиях труда в повышенном размере от 4 до 12 процентов оклада, тарифной ставки работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест за время фактической занятости на таких работах (рабочему котельной (истопнику)).

Если по итогам аттестации рабочее место признается безопасным, то указанная выплата не производится.

Директора центров занятости населения принимают меры по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников.

4.3. Выплаты работникам за работу в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан.

Указанные выплаты применяются к общей сумме начисленной заработной платы по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, компенсационным и стимулирующим выплатам.

4.4. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации.

К указанным выплатам относятся:

4.4.1. Доплата за совмещение профессий (должностей) - устанавливается в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации;

4.4.2. Доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, - устанавливается в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации;

Данный пункт не распространяется на директоров, заместителей директоров и главных бухгалтеров центров занятости населения;

4.4.3. Доплата за работу в ночное время - устанавливается в соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации;

4.4.4. Оплата сверхурочной работы осуществляется в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации;

4.4.5. Оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

4.5. Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы или в абсолютных размерах, если иное не установлено законодательством.

5. Условия осуществления и размеры выплат стимулирующего характера

5.1. В соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2009 года № 117, работникам устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

за интенсивность и высокие результаты работы;

за качество выполняемых работ;

за стаж непрерывной работы в органах службы занятости;

премиальные выплаты по итогам работы.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников или в абсолютных размерах по соответствующим квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в локальных нормативных актах центров занятости населения.

Стимулирующие выплаты осуществляются по решению директора центра занятости населения.

5.2. Выплата стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы осуществляется в виде надбавки к окладу (должностному окладу) дифференцированно в зависимости от труда конкретного работника в размере до 100 процентов от оклада (должностного оклада) на определенный период времени в течение календарного года. При установлении соответствующих выплат рекомендуется учитывать следующие критерии:

обеспечение роста уровня трудоустройства безработных и обратившихся в целях поиска подходящей работы граждан;

обеспечение выполнения центром занятости населения контрольных показателей Программы содействия занятости населения Республики Дагестан на 2006-2010 годы;

достижение центром занятости населения достаточных оценочных показателей деятельности;

результативность работы центра занятости населения с вакансиями, заявленными работодателями;

обеспечение квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

предупреждение роста длительной безработицы;

степень охвата центром занятости населения несовершеннолетних граждан временной занятостью;

обеспечение центром занятости населения ежедневного обновления вакансий на информационном портале «Работа в России»;

степень охвата безработных граждан, состоящих на учете в центре занятости населения, мероприятиями профессионального обучения;

достижение положительной динамики закрепляемости на рабочих местах граждан, завершивших профобучение;

рост числа граждан, нашедших работу после завершения профессионального обучения;

результативность мероприятий социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

степень охвата граждан государственными услугами профессиональной ориентации;

степень охвата государственными услугами по психологической поддержке безработных граждан;

обеспечение центром занятости населения своевременности осуществления социальных выплат безработным гражданам;

сложность и напряженность в работе, связанные с реализацией республиканских и ведомственных целевых программ;

обеспечение центром занятости населения принятия администрациями муниципальных образований мер по предупреждению задолженности по заработной плате работающих в муниципальном образовании;

обеспечение центром занятости населения полноты проверок представляемых безработными гражданами справок о средней заработной плате;

выполнение центром занятости населения отдельных особо важных, срочных и сложных заданий;

проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа центра занятости населения среди населения;

соблюдение в центре занятости населения правил техники безопасности и пожарной безопасности;

результативность исполнения предписаний по нарушениям условий и охраны труда;

иные критерии применительно к конкретному работнику, определяемые решением директора центра занятости населения.

5.3. К выплатам стимулирующего характера за качество выполняемых работ относятся следующие выплаты.

5.3.1. Надбавка за качество выполняемой работы устанавливается работникам центра занятости населения в случае присвоения по профилю профессиональной деятельности:

ученой степени доктора наук в размере - 15 процентов оклада (должностного оклада);

ученой степени кандидата наук в размере - 10 процентов оклада (должностного оклада);

почетного звания «народный» - 15 процентов оклада (должностного оклад);

почетного звания «заслуженный» - 10 процентов оклада (должностного оклада).

При наличии у работника двух и более почетных званий надбавка устанавливается по одному из оснований, имеющему большее значение.

5.3.2. Надбавка за качество выполняемой работы устанавливается работникам центра занятости населения в размере до 10 процентов от оклада (должностного оклада) в случае:

обеспечения деятельности в полном соответствии с административными регламентами предоставления государственных услуг;

отсутствия нарушений при ведении банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

отсутствия обоснованных жалоб (замечаний) в части оказания государственных услуг.

5.3.3. Надбавка к окладу, ставке заработной платы за качество выполняемых работ устанавливается водителям автомобилей всех типов, имеющим:

1-й класс - в размере 25 процентов;

2-й класс - в размере 10 процентов.

5.4. Выплата стимулирующего характера за стаж непрерывной работы устанавливается в виде надбавки к окладу (должностному окладу), ставки заработной платы тарифной ставке работникам центра занятости населения за продолжительность непрерывной работы в органах службы занятости населения.

Указанная надбавка устанавливается в следующих размерах:

20 процентов - при стаже работы от 3 до 5 лет;

30 процентов - при стаже работы свыше 5 лет.

Надбавка за стаж непрерывной работы выплачивается с момента возникновения права на назначение или изменения размера этой надбавки на основании приказа директора центра занятости населения. Директор центра занятости населения несет ответственность за своевременный пересмотр размера ежемесячной надбавки за стаж непрерывной работы работникам центра занятости населения.

Основным документом для определения стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу работникам центра занятости населения, является трудовая книжка. В качестве дополнительных документов могут представляться справки соответствующих организаций, подтверждающие наличие сведений, имеющих значение при определении права на ежемесячную надбавку к должностному окладу за непрерывный стаж работы, заверенные подписью руководителя и печатью.

5.4.1. В стаж работы, дающий право на установление надбавки за стаж непрерывной работы, засчитывается:

время работы в учреждениях службы занятости и социальной защиты населения.

время работы в органах по труду;

время работы в иных учреждениях по специальности, соответствующей профилю занимаемой должности в центре занятости населения;

время нахождения на действительной военной службе (в органах внутренних дел) лиц офицерского состава (рядового и начальствующего состава органов внутренних дел), прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных с действительной военной службы (из органов внутренних дел) по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, если перерыв между днем увольнения с действительной военной службы (из органов внутренних дел) и днем поступления на работу в органы службы занятости населения не превысил одного года. Ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва.

5.4.2. В стаж работы включаются другие периоды работы, если им непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала работа, дающая право на надбавки:

время работы на выборных должностях в органах государственной власти и местного самоуправления, профсоюзных органах;

время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с законодательством сохранялось место работы (должность), а также время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;

время работы в учреждениях службы занятости и социальной защиты населения, органах по труду в странах СНГ, а также республик, входивших в состав СССР до 1 января 1992 года;

время по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

5.4.3. В стаж работы включается без каких-либо условий и ограничений время службы в Вооруженных Силах СССР, органах внутренних дел и государственной безопасности СССР и пребывание в партизанских отрядах в период Великой Отечественной войны, а также выполнения интернационального долга, в том числе нахождения военнослужащих в плену, при наличии справки военкомата.

5.4.4. Стаж работы сохраняется:

при поступлении на работу в органы службы занятости населения (при отсутствии во время перерыва другой работы):

а) не позднее одного месяца:

со дня увольнения из учреждений службы занятости и социальной защиты населения, органов по труду, иных учреждений соответствующей профилю занимаемой должности в центре занятости населения;

после увольнения с научной или педагогической работы, которая непосредственно следовала за работой в учреждениях службы занятости и социальной защиты населения, органах по труду, в иных учреждениях по специальности соответствующей профилю занимаемой должности в центре занятости населения;

после прекращения временной инвалидности или болезни, вызвавших увольнение из учреждений (подразделений) и с должностей учреждений службы занятости и социальной защиты населения, органов по труду, а также в случае увольнения с работы, на которую работник был переведен по этим основаниям;

б) не позднее двух месяцев:

со дня увольнения из учреждений службы занятости и социальной защиты населения, органов по труду после окончания обусловленного трудовым договором срока работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

после возвращения с работы в учреждениях Российской Федерации за границей или в международных организациях, если работе за границей непосредственно предшествовала работа в учреждениях службы занятости и социальной защиты населения, органах по труду, иных учреждениях по специальности, соответствующей профилю занимаемой должности в центре занятости населения. Время переезда к месту жительства и нахождения в отпуске, не использованном за время работы за границей, в указанный двухмесячный срок не включается.

Этот же порядок применяется в отношении членов семей, находившихся за границей вместе с работником;

в) не позднее трех месяцев:

после окончания высшего или среднего профессионального образовательного учреждения, аспирантуры, докторантуры, клинической ординатуры и интернатуры;

со дня увольнения в связи с ликвидацией учреждения (подразделения), сокращением штатов;

г) не позднее шести месяцев со дня увольнения в связи с ликвидацией учреждения (подразделения) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

д) не позднее одного года со дня увольнения с военной службы, не считая времени переезда, если службе непосредственно предшествовала работа в органах службы занятости населения.

5.4.5. Стаж работы сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе и наличия во время перерыва другой работы при условии, если перерыву непосредственно предшествовала работа в органах службы занятости населения:

эвакуированным или выехавшим в добровольном порядке из зон радиоактивного загрязнения;

получавшим в установленном порядке пособие по безработице, стипендию в период профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, принимавшим участие в оплачиваемых общественных работах. Время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, также не прерывает трудового стажа;

покинувшим постоянное место жительства и работу в связи с осложнением межнациональных отношений;

пенсионерам, вышедшим на пенсию из учреждения органов службы занятости населения (по старости, по инвалидности и другим основаниям);

женам (мужьям) военнослужащих (лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел), увольняющимся с работы по собственному желанию из учреждений, подразделений органов службы занятости населения в связи с переводом мужа (жены) военнослужащего (лиц рядового, начальствующего состава органов внутренних дел) в другую местность или переездом мужа (жены) в связи с увольнением с военной службы и из органов внутренних дел.

5.4.6.Стаж работы сохраняется также в случаях расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящимся на попечении) или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет при поступлении на работу до достижения ребенком указанного возраста.

5.4.7. Молодым специалистам (с высшим профессиональным образованием), принятым на работу в течение года после завершения обучения, устанавливается стимулирующая надбавка в размере 15 процентов от оклада (должностного оклада) сроком на три календарных года.

5.6. Премирование работников центра занятости населения по итогам работы осуществляется директором центра занятости населения на основании Положения о премировании, утверждаемого локальным нормативным актом центра занятости населения, с учетом мнения представительного органа работников.

В Положении о премировании определяются показатели и условия премирования работников. При премировании по итогам работы рекомендуется учитывать следующие показатели:

эффективность реализации мероприятий в области занятости населения;

успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;

сложность и напряженность при реализации республиканских и ведомственных целевых программ;

инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью центра занятости населения;

иные показатели применительно к конкретному работнику, определяемые директором центра занятости населения.

5.7.Работники центров занятости населения могут быть премированы:

а) в случае поощрения:

Правительством Республики Дагестан - в размере 1,5 оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;

Президентом Республики Дагестан - в размере двух окладов (должностных окладов), ставки заработной платы;

Правительством Российской Федерации - в размере двух окладов (должностных окладов), ставки заработной платы;

Президентом Российской Федерации - в размере трех окладов (должностных окладов), ставки заработной платы;

б) при награждении орденами и медалями Российской Федерации - в размере пяти окладов (должностных окладов), заработной платы;

г) ведомственными наградами:

Почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (нагрудным знаком) - в размере 1,5 оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;

Почетной грамотой Министерства труда и социального развития Республики Дагестан - в размере оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.

5.8.Объем средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, начиная с 1 января 2010 года, должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан.

Работникам центров занятости населения может быть оказана при наличии экономии фонда оплаты труда материальная помощь (материальное поощрение) в виде единовременных (разовых) денежных выплат в связи с торжественным событием (вступление в брак, бракосочетание сына, дочери), рождением ребенка, смертью близких родственников (родителей и детей работника, мужа (жены)), утратой жилья, имущества в результате несчастного случая, стихийного бедствия или иных непредвиденных обстоятельств, длительным (более месяца) лечением в стационарных медицинских учреждениях, юбилеем со дня рождения (50-летие и 60-летие), других исключительных случаях тяжелого материального положения. Решение об оказании материальной помощи принимается на основании письменного заявления работника.

Выплата материальной помощи производиться:

работникам - на основании приказа центра занятости населения;

директорам центров занятости населения - на основании приказа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.

Материальная помощь является выплатой социального характера и при исчислении средней заработной платы работников не учитывается. На сумму материальной помощи коэффициент за работу в местностях с особыми климатическими условиями не применяется.

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 28 июля 2009 года № 20-507

П О Л О Ж Е Н И Е

об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан

1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Дагестан от 7 апреля 2009 года № 25 «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Дагестан» и в целях реализации пункта 5 постановления Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2009 года № 117 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Дагестан».

Положение применяется при определении заработной платы работников государственных учреждений социального обслуживания населения (далее - учреждения социального обслуживания населения), находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, и включает в себя:

размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам руководителей структурных подразделений и специалистов учреждений социального обслуживания населения, устанавливаемые на основе утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2008 года № 149н профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг;

размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам) и критерии их установления;

условия оплаты труда директоров учреждений социального обслуживания населения, их заместителей и главных бухгалтеров;

условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера;

условия осуществления и размеры выплат стимулирующего характера.

2. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по общеотраслевым должностям руководителей структурных подразделений, специалистов, служащих учреждения, по общеотраслевым профессиям рабочих устанавливаются в соответствии с утвержденными Правительством Республики Дагестан размерами.

3. Оклады (должностные оклады) работникам учреждения социального обслуживания населения, относящимся по своим функциональным обязанностям к работникам здравоохранения, образования и культуры, определяются согласно положениям об оплате труда работников учреждений соответствующих видов экономической деятельности, а компенсационные и стимулирующие выплаты производятся в соответствии с положением об оплате труда работников учреждения, в котором они работают.

4. Размеры окладов (должностных окладов) директоров и специалистов учреждений социального обслуживания населения, работающих в сельской местности, повышаются на 25 процентов.

5. С учетом условий труда работникам учреждения социального обслуживания населения устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 4 настоящего Положения, и выплаты стимулирующего характера, предусмотренные разделом 5 Положения.

6. В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда (в том числе оклад (должностной оклад) или ставка заработной платы работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор.

7. Выплаты по заработной плате осуществляются в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

8. Директор учреждения социального обслуживания населения несет ответственность за своевременную и в полном объеме оплату труда работников и должен также руководствоваться:

Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

требованием пункта 3 статьи 2 Закона Республики Дагестан от 7 апреля 2009 года № 25 «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Дагестан», в соответствии с которым заработная плата работников государственных учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой ранее на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

9. В случаях, когда заработная плата работника учреждения социального обслуживания населения с учетом всех выплат компенсационного и стимулирующего характера окажется ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, работнику производится доплата до минимального размера оплаты труда.

10. Оплата труда лиц, работающих по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по работе, выполняемой в порядке совместительства, производится раздельно.

2. Размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам должностей работников, занятых в сфере предоставления социальных услуг, размеры повышающих коэффициентов к окладам отдельных работников и критерии их установления

2.1.Оклады (должностные оклады) по профессиональным квалификационным группам должностей работников, занятых в сфере предоставления социальных услуг, устанавливаются в следующих размерах:

2.1.1. Профессиональная квалификационная группа «Должности специалистов второго уровня, осуществляющих предоставление социальных услуг»:

Наименование должности

Размер оклада

(рублей)

Социальный работник

(начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее трех лет)

2 030

2.1.2. Профессиональная квалификационная группа «Должности специалистов третьего уровня, осуществляющих предоставление социальных услуг»:

Номер квалификационного уровня

Наименование должности

Размер оклада

(рублей)

1-й квалификационный уровень

Специалист по социальной работе

(высшее профессиональное образование (по профилю) без требований к стажу работы или по профилю не менее 3 лет, или высшее профессиональное образование и индивидуальная подготовка и стаж работы в должности социального работника не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 3 лет)

2 720

2.1.3. Профессиональная квалификационная группа «Должности руководителей в учреждениях, осуществляющих предоставление социальных услуг»:

Наименование должности

Размер оклада

(рублей)

Заведующий отделением (социальной службой)* (высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет, или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет)

3 589

* Для должностей, по которым в соответствии с требованиями к квалификации необходимо наличие медицинского образования, размер оклада (должностного оклада) устанавливается в соответствии с условиями оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Дагестан.

2.2. Руководителям структурных подразделений и специалистам учреждений социального обслуживания населения устанавливаются повышающие коэффициенты к окладам:

повышающий коэффициент по занимаемой должности;

повышающий коэффициент за квалификацию.

Решение об установлении соответствующих повышающих коэффициентов принимается директором учреждения в отношении каждого конкретного работника.

Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада по должности на повышающий коэффициент.

Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.

2.2.1. Повышающий коэффициент по занимаемой должности может устанавливаться работникам учреждений с учетом уровня их профессиональной подготовки, качества выполняемой работы, профессионализма, компетентности при выполнении заданий и стажа работы в следующих размерах:

Должности специалистов по профессиональным квалификационным группам должностей работников, занятых в сфере предоставления социальных услуг

Размеры повышающего коэффициента

по занимаемой должности

Должности специалистов второго уровня:

Социальный работник:

со средним профессиональным образованием

0,11

с высшим профессиональным образованием

0,22

с высшим профессиональным образованием и со стажем работы по профилю не менее 5 лет

0,34

Должности специалистов третьего уровня:

Специалист по социальной работе со средним профессиональным образованием и со стажем работы в данной должности:

не менее 3 лет

0,098

не менее 5 лет

0,205

Специалист по социальной работе с высшим профессиональным образованием и со стажем работы в данной должности:

не менее 2 лет

0,098

не менее 4 лет

0,205

не менее 5 лет

0,32

не менее 7 лет

0,427

Специалист по социальной работе с высшим профессиональным (социальное, медицинское, педагогическое, юридическое) образованием и со стажем работы в данной должности:

не менее 1 года;

0,098

не менее 2 лет;

0,205

не менее 3 лет;

0,32

не менее 5 лет;

0,427

не менее 5 лет и имеющий научно-методические разработки по профилю работы

0,541

Должности руководителей в учреждениях,осуществляющих предоставление социальных услуг

Размеры повышающего коэффициента по занимаемой должности

Заведующий отделением (социальной службой):

со стажем работы в должности заведующего отделением не менее 1 года

0,081

со стажем работы в должности заведующего отделением не менее 3 лет

0,168

со стажем работы в должности заведующего отделением не менее 5 лет

0,255

2.2.2. Повышающий коэффициент к должностному окладу за квалификацию при наличии квалификационной категории с целью стимулирования работников к качественному результату труда путем повышения профессиональной квалификации и компетенции устанавливается педагогическим и медицинским работникам, работникам культуры, работающим в учреждениях социального обслуживания населения, в тех же размерах, что и для указанной категории работников в учреждениях образования, здравоохранения и культуры.

Руководителям структурных подразделений повышающий коэффициент к окладу за квалификацию учитывается, когда специальность, по которой им присвоена квалификационная категория, соответствует профилю возглавляемого подразделения.

2.3. Повышающие коэффициенты по занимаемой должности, за квалификацию учитываются по основной работе и работе, осуществляемой по совместительству.

Установление повышающих коэффициентов по занимаемой должности и за квалификацию образует новый оклад, и выплаты компенсационного и стимулирующего характера исчисляются исходя из нового оклада.

3. Условия оплаты труда директоров учреждений социального обслуживания населения, их заместителей и главных бухгалтеров

3.1. Заработная плата директоров учреждений социального обслуживания населения, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Решение об установлении размера должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера директорам учреждений социального обслуживания населения, их заместителям и главным бухгалтерам (за исключением премий заместителям директора и главным бухгалтерам) принимается Министерством труда и социального развития Республики Дагестан.

Решение о премировании заместителей директора и главного бухгалтера учреждения социального обслуживания населения принимается директором учреждения.

3.2. Должностной оклад директора учреждения социального обслуживания населения устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и может составлять до 3 размеров указанной средней заработной платы. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя государственного учреждения Республики Дагестан утвержден постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 июня 2009 года № 184.

Должностные оклады заместителей директоров и главных бухгалтеров учреждений социального обслуживания населения устанавливаются на 10 - 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.

Перечень должностей и профессий работников учреждений социального обслуживания населения, которые относятся к основному персоналу по виду экономической деятельности «предоставление социальных услуг», устанавливается Министерством труда и социального развития Республики Дагестан.

При определении средней заработной платы работников основного персонала учреждения учитываются оклады (должностные оклады) (без учета повышения за работу в сельской местности), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера (за исключением премий единовременного характера, не относящихся к оплате труда (в связи с награждением ведомственными наградами), и материальной помощи), за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю.

3.3. Министерство труда и социального развития Республики Дагестан может устанавливать директорам подведомственных учреждений выплаты стимулирующего характера и вправе централизовать до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений.

Распределение централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Дагестан с учетом результатов деятельности учреждения социального обслуживания населения.

Премирование директоров учреждений социального обслуживания населения осуществляется в соответствии с Положением о премировании, утверждаемым нормативным актом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.

Премирование заместителей директора и главного бухгалтера учреждения социального обслуживания населения осуществляется в соответствии с Положением о премировании, утверждаемом нормативным актом учреждения.

3.4. Директорам учреждений социального обслуживания населения и их заместителям (врачам, педагогам) по согласованию с Министерством труда и социального развития Республики Дагестан разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности.

Определение размеров заработной платы директоров и их заместителей (врачей, педагогов) по основной должности и работе по специальности, выполняемой в порядке совмещения, производится раздельно по каждой из должностей (виду работ).

Директорам учреждений социального обслуживания населения (врачам, педагогам) повышающий коэффициент к должностному окладу за квалификацию учитывается, когда специальность, по которой им присвоена квалификационная категория, соответствует профилю выполняемой работы по специальности. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера по работе по специальности исчисляются исходя из нового оклада.

Размер оплаты труда директоров учреждений социального обслуживания населения за работу по специальности (врача, педагога) определяется Министерством труда и социального развития Республики Дагестан, а их заместителям - устанавливается приказом директора учреждения социального обслуживания населения.

4. Условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера

4.1. В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в государственных учреждениях Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2009 года № 117, работникам устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера:

выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (на территориях, отнесенных к высокогорной, пустынной и безводной местности);

выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

4.2. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

К указанным выплатам относятся:

4.2.1. Доплата за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда в размере 15 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы:

а) работникам учреждений социального обслуживания населения, их структурных подразделений, обслуживающих и работающих с контингентом учреждений:

домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

комплексных центров (центров) социального обслуживания населения;

комплексных центров социального обслуживания семьи и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

центров психолого-педагогической помощи населению;

центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

социальных приютов для детей и подростков;

центров социальной помощи семье и детям;

б) дезинфекторам;

в) персоналу физиотерапевтического кабинета всех типов учреждений социального обслуживания населения.

4.2.2. Доплата за работу с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в размере 25 процентов должностного оклада (ставки заработной платы):

а) всем работникам:

психоневрологических интернатов;

домов-интернатов для умственно отсталых детей;

комплексных социальных центров по оказанию помощи лицам без определенного места жительства;

социальных приютов;

реабилитационных центров (отделений) для детей и подростков с ограниченными возможностями;

б) персоналу, непосредственно обслуживающему лежачих больных, отделения милосердия (палаты) для лежачих больных домов-интернатов всех типов.

4.2.3. Работникам учреждений социального обслуживания населения, предусмотренных в перечнях подпунктов 4.2.1. и 4.2.2., занятым на работах с разными условиями вредности или опасности, доплата устанавливается в размере 30 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.

4.2.4. Доплата за работу в тяжелых и вредных условиях труда в повышенном размере от 4 до 12 процентов оклада, тарифной ставки работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест за время фактической занятости на таких работах:

рабочим пищеблоков (повар, кухонный рабочий);

рабочим прачечных (рабочий по стирке и ремонту спецодежды, машинист по стирке и ремонту спецодежды, гладильщик);

рабочим котельных (истопник, машинист (кочегар) котельной, оператор котельной, слесарь-ремонтник);

рабочим водопроводно-канализационной службы (слесарь-сантехник, аппаратчик по химической водоочистке, машинист насосной установки);

рабочим хозяйственной службы (газоэлектросварщик, дезинфектор).

Если по итогам аттестации рабочее место признается безопасным, то указанная выплата не производится.

Директора учреждений социального обслуживания населения принимают меры по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников.

4.2.5. Доплата работникам за работу с особыми условиями труда в размере 20 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы для должностей персонала, непосредственно работающего с детьми в учреждениях социального обслуживания населения:

социальных приютах (отделениях) для детей и подростков;

социально-реабилитационных центрах (отделениях) для несовершеннолетних;

центрах (отделениях) помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

4.2.6. В каждом учреждении социального обслуживания населения на основании подпунктов 4.2.1, 4.2.2 и 4.2.5. по согласованию с представительным органом работников утверждается Перечень должностей работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности устанавливается доплата к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы.

4.3. Выплаты компенсационного характера работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, устанавливаются в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан.

Указанные выплаты применяются к общей сумме начисленной заработной платы по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, компенсационным и стимулирующим выплатам.

4.4. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации.

К указанным выплатам относятся:

4.4.1. Доплата за совмещение профессий (должностей) - устанавливается в соответствии со статьей 151 Трудового Кодекса Российской Федерации;

4.4.2. Доплата за расширение зон обслуживания - устанавливается в соответствии со статьей 151 Трудового Кодекса Российской Федерации;

4.4.3 Доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, - устанавливается в соответствии со статьей 151 Трудового Кодекса Российской Федерации;

Данный пункт не распространяется на директора учреждения социального обслуживания населения, его заместителей и главного бухгалтера;

4.4.4. Доплата за работу в ночное время - устанавливается в соответствии со статьей 154 Трудового Кодекса Российской Федерации;

Доплата за работу в ночное время с 22 часов до 6 часов устанавливается за каждый час работы в размере 50 процентов часовой ставки (должностного оклада) с учетом доплаты за работу с вредными и (или) опасными для здоровья, тяжелыми (особо тяжелыми) и особыми условиями труда.

Расчет части оклада (должностного оклада), ставки заработной платы за час работы определяется путем деления оклада (должностного оклада), ставки заработной платы с учетом доплаты за работу с вредными и (или) опасными для здоровья, тяжелыми (особо тяжелыми) и особыми условиями труда работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году.

4.4.5. Оплата сверхурочной работы осуществляется в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации;

4.4.6. Оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

4.5. Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы или в абсолютных размерах, если иное не установлено законодательством.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются по основной работе и работе, осуществляемой по совместительству.

Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в локальных нормативных актах учреждения.

5. Условия осуществления и размеры выплат стимулирующего характера

5.1. В соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2009 года № 117, работникам устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

за интенсивность и высокие результаты работы;

за качество выполняемых работ;

за стаж непрерывной работы;

премиальные выплаты по итогам работы.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников или в абсолютных размерах по соответствующим квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в локальных нормативных актах учреждений социального обслуживания населения

Установление стимулирующих выплат осуществляется по решению директора учреждения социального обслуживания населения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

5.2. Выплата стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы осуществляется в виде надбавки к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы дифференцированно в зависимости от труда конкретного работника в размере до 40 процентов на определенный период времени в течение календарного года. При установлении соответствующих выплат рекомендуется учитывать следующие критерии:

полнота охвата обслуживаемых граждан профилактическим медицинским осмотром;

полнота охвата обслуживаемых граждан реабилитационными мероприятиями;

сокращение предусмотренных законодательством сроков пребывания в результате своевременного и качественного оказания необходимых социальных услуг лицам без определенного места жительства;

уровень оценки обслуживаемыми предоставляемых им социальных услуг и условий их жизнедеятельности в учреждении;

обеспечение возможности получения обслуживаемыми гражданами социальных услуг, достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей;

полнота охвата обслуживаемых граждан социальными услугами, предусмотренными перечнем гарантированных государством социальных услуг;

степень обеспечения работы по оказанию неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке;

результативность работы по материальной поддержке малоимущих граждан и семей;

степень обеспечения работы по предоставлению социально-консультативной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

результативность работы по поддержанию уровня жизни социально-уязвимых категорий населения за счет максимального использования внутренних ресурсов учреждений, организаций, предприятий и частных лиц (благотворительные мероприятия, привлечение спонсорских средств, создание банка вещей и т.д.);

степень обеспечения работы различной целевой направленности (психолого-педагогическая помощь семье и детям, помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, профилактика безнадзорности детей и подростков, реабилитация детей и подростков с ограниченными физическими и умственными способностями, социальная реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов);

результативность работы по оказанию социальных услуг женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

результативность работы по предоставлению социально - реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями;

результативность работы по предоставлению социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

полнота охвата детей из семей «группы риска» социально-профилактическими мероприятиями;

сокращение сроков реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

полнота охвата детей с ограниченными возможностями социально-реабилитационными услугами;

доля детей, охваченных семейными формами жизнеустройства;

обеспечение (или содействие в создании) условий для нормальной жизнедеятельности несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию;

число семей, снятых с учета в связи с преодолением трудной жизненной ситуации в семье в результате оказания психолого-педагогических услуг, к общему числу семей, принятых на учет;

результативность организации работы телефона экстренной психологической помощи;

совершенствование форм и методов предоставления социальных услуг;

проведение культурно - досуговых мероприятий для обслуживаемых граждан;

повышение напряженности в работе в связи с реализацией федеральных, республиканских и ведомственных целевых программ;

проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения;

выполнение отдельных особо важных заданий и срочных работ;

привлечение спонсоров к оказанию материальной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

иные критерии применительно к конкретному работнику, определяемые решением директора учреждения социального обслуживания населения.

5.3. К выплатам стимулирующего характера за качество выполняемых работ относятся следующие выплаты:

5.3.1. Надбавка за качество выполняемых работ при наличии ученой степени, почетного звания по основному профилю профессиональной деятельности:

ученой степени доктора наук в соответствии с профилем выполняемой работы по основной и совмещаемой должности - в размере 15 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;

ученой степени кандидата наук в соответствии с профилем выполняемой работы по основной и совмещаемой должности - в размере 10 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;

почетного звания «народный» - в размере 15 процентов оклада (должностного оклада), «заслуженный» - в размере 10 процентов оклада (должностного оклада) ставки заработной платы по основной и совмещаемой должности.

При наличии у работника двух и более почетных званий надбавка устанавливается по одному из оснований, имеющему большее значение.

5.3.2. Надбавка к окладу, ставке заработной платы за качество выполняемых работ водителям автомобилей всех типов, имеющим:

1-й класс - в размере 25 процентов;

2-й класс - в размере 10 процентов.

5.3.3. Надбавка к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы за качество выполняемых работ в размере до 10 процентов устанавливается в случае:

обеспечения соблюдения законодательства по вопросам социального обслуживания населения;

обеспечение полноты и качества ведения электронного банка данных получателей государственных услуг;

соблюдения правил техники безопасности и противопожарной безопасности, санитарно - эпидемиологических требований;

снижения уровня смертности проживающих;

уровня организации питания обслуживаемых;

отсутствия обоснованных жалоб (замечаний) по вопросам социального обслуживания.

5.4. Выплата стимулирующего характера за стаж непрерывной работы устанавливается в виде надбавки к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работникам учреждения за продолжительность непрерывной работы в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения (педагогическим работникам также в учреждениях образования).

Указанная надбавка устанавливается в следующих размерах:

20 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов тарифной ставки (оклада) - всем работникам учреждений социального обслуживания населения (директорам, специалистам, служащим, рабочим), кроме врачей и среднего медицинского персонала домов-интернатов всех типов, расположенных в сельской местности;

30 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы за первые три года и по 15 процентов - за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 60 процентов тарифной ставки (оклада) - врачам и среднему медицинскому персоналу домов-интернатов всех типов, расположенных в сельской местности.

Работникам, занимающим по совместительству штатные должности в учреждениях, надбавка выплачивается в порядке и на условиях, предусмотренных для этих должностей.

Надбавка за стаж непрерывной работы выплачивается с момента возникновения права на назначение или изменения размера этой надбавки на основании приказа руководителя учреждения. Директор учреждения социального обслуживания населения несет ответственность за своевременный пересмотр размера ежемесячной надбавки за стаж непрерывной работы работникам учреждения.

Основным документом для определения стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу работникам учреждений, является трудовая книжка. В качестве дополнительных документов могут представляться справки соответствующих организаций, подтверждающие наличие сведений, имеющих значение при определении права на ежемесячную надбавку к должностному окладу за непрерывный стаж работы, заверенные подписью руководителя и печатью.

5.4.1. В стаж непрерывной работы, дающий право на установление надбавки, засчитывается:

время непрерывной работы как по основной работе, так и работе по совместительству на любых должностях в учреждениях социального обслуживания населения, в учреждениях здравоохранения, независимо от ведомственной подчиненности, и госсанэпиднадзора;

время работы на педагогических должностях в учреждениях образования при условии, если за ним непосредственно следовала работа в учреждениях социального обслуживания населения;

время пребывания в интернатуре на базе клинических кафедр высших медицинских образовательных учреждений;

время пребывания в клинической ординатуре, а также в аспирантуре и докторантуре по клиническим и фармацевтическим дисциплинам в высших учебных образовательных и научно-исследовательских учреждениях;

время работы в централизованных бухгалтериях при органах и учреждениях здравоохранения при условии, если за ним непосредственно следовала работа в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения;

время выполнения в учреждениях здравоохранения лечебно-диагностической работы, заведование отделениями и дополнительные дежурства, осуществляемые работниками государственных медицинских высших образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного медицинского образования, и научных организаций клинического профиля, в том числе в порядке совместительства;

время работы на должностях руководителей и врачей службы милосердия, медицинских сестер милосердия, в том числе старших и младших, Общества Красного Креста и его организаций;

время непрерывной работы как по основной работе, так и работе по совместительству во врачебных и фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями предприятий (учреждений и организаций), независимо от форм собственности;

время службы (работы) в военно-медицинских учреждениях (подразделениях) и на медицинских (фармацевтических) должностях в Вооруженных Силах СССР, СНГ и Российской Федерации, а также в учреждениях здравоохранения системы КГБ, ФСБ России, МВД России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России, СВР России, ФПС России и ФСНП России, ГТК России, Минюста России;

время нахождения на действительной военной службе (в органах внутренних дел) лиц офицерского состава (рядового и начальствующего состава органов внутренних дел), прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных с действительной военной службы (из органов внутренних дел) по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, если перерыв между днем увольнения с действительной военной службы (из органов внутренних дел) и днем поступления на работу в учреждение социального обслуживания населения не превысил одного года. Ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва;

время работы в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения в период учебы студентам социальных факультетов высших учебных заведений и медицинских высших и средних образовательных учреждений независимо от продолжительности перерывов в работе, связанных с учебой, если за ней следовала работа в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения;

время непрерывной работы в приемниках-распределителях МВД России для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество.

5.4.2. В стаж работы включаются другие периоды работы, если им непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала работа, дающая право на надбавки:

время работы на выборных должностях в органах государственной власти и местного самоуправления, профсоюзных органах;

время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с законодательством сохранялось место работы (должность), а также время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;

время работы в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения в странах СНГ, а также республик, входивших в состав СССР до 1 января 1992 года;

время по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

5.4.3. В стаж работы включается без каких-либо условий и ограничений время службы в Вооруженных Силах СССР, органах внутренних дел и государственной безопасности СССР и пребывание в партизанских отрядах в период Великой Отечественной войны, а также выполнения интернационального долга, в том числе нахождения военнослужащих в плену, при наличии справки военкомата.

5.4.4. Стаж работы сохраняется:

при поступлении на работу в учреждения социального обслуживания населения (при отсутствии во время перерыва другой работы):

а) не позднее одного месяца:

со дня увольнения из учреждений социального обслуживания населения и здравоохранения, органов по труду;

после увольнения с научной или педагогической работы, которая непосредственно следовала за работой в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения;

после прекращения временной инвалидности или болезни, вызвавших увольнение из учреждений (подразделений) и с должностей учреждений социального обслуживания населения и здравоохранения, а также в случае увольнения с работы, на которую работник был переведен по этим основаниям;

со дня увольнения из органов управления социальной защиты населения, здравоохранения, органов госсанэпиднадзора, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, медицинских страховых организаций обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации и его исполнительных органов, Общества Красного Креста, комитетов профсоюзов работников здравоохранения и с должностей доверенных врачей;

после увольнения с работы на должностях медицинского персонала дошкольных и общеобразовательных учреждений, колхозно-совхозных профилакториев, которая непосредственно следовала за работой в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения;

со дня увольнения с предприятий и из организаций (структурных подразделений) независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке функции учреждений здравоохранения, при условии, если указанным периодам работы непосредственно предшествовала работа в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения;

со дня увольнения из приемника-распределителя МВД России для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;

б) не позднее двух месяцев:

со дня увольнения из учреждений социального обслуживания населения и здравоохранения после окончания обусловленного трудовым договором срока работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

после возвращения с работы в учреждениях Российской Федерации за границей или в международных организациях, если работе за границей непосредственно предшествовала работа в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения.

Время переезда к месту жительства и нахождения в отпуске, не использованном за время работы за границей, в указанный двухмесячный срок не включается.

Этот же порядок применяется в отношении членов семей, находившихся за границей вместе с работником;

в) не позднее трех месяцев:

после окончания высшего или среднего профессионального образовательного учреждения, аспирантуры, докторантуры, клинической ординатуры и интернатуры;

со дня увольнения в связи с ликвидацией учреждения (подразделения), сокращением штатов;

со дня увольнения с работы (службы) в военно-медицинских учреждениях (подразделениях) и с медицинских (фармацевтических) должностей в Вооруженных Силах СССР, СНГ и Российской Федерации, а также в учреждениях здравоохранения системы КГБ, ФСБ России, МВД России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России, СВР России, ФПС России и ФСНП России, ГТК России, не считая времени переезда;

г) не позднее шести месяцев со дня увольнения в связи с ликвидацией учреждения (подразделения) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

д) не позднее одного года со дня увольнения с военной службы, не считая времени переезда, если службе непосредственно предшествовала работа в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения.

5.4.5. Стаж работы сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе и наличия во время перерыва другой работы при условии, если перерыву непосредственно предшествовала работа в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения:

эвакуированным или выехавшим в добровольном порядке из зон радиоактивного загрязнения;

получавшим в установленном порядке пособие по безработице, стипендию в период профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, принимавшим участие в оплачиваемых общественных работах. Время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, также не прерывает трудового стажа;

покинувшим постоянное место жительства и работу в связи с осложнением межнациональных отношений;

пенсионерам, вышедшим на пенсию из учреждения социального обслуживания населения или здравоохранения (по старости, по инвалидности, за выслугу лет и другим основаниям);

женам (мужьям) военнослужащих (лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел), увольняющимся с работы по собственному желанию из учреждений, подразделений социального обслуживания населения и здравоохранения в связи с переводом мужа (жены) военнослужащего (лиц рядового, начальствующего состава органов внутренних дел) в другую местность или переездом мужа (жены) в связи с увольнением с военной службы и из органов внутренних дел;

занятым на сезонных работах в учреждениях здравоохранения.

5.4.6.Стаж работы сохраняется также в случаях:

расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящимся на попечении) или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет при поступлении на работу до достижения ребенком указанного возраста;

работы в учреждениях, организациях и на предприятиях системы здравоохранения (кафедрах, вузах, научно-исследовательских учреждениях и других), не входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, в период обучения в медицинских высших и средних образовательных учреждениях и обучения на подготовительных отделениях в медицинских образовательных учреждениях.

5.4.7. Перерывы в работе, предусмотренные подпунктом 5.4.4 настоящего раздела, в стаж непрерывной работы, дающий право на установление надбавки за продолжительность непрерывной работы, не включаются.

5.4.8. В стаж работы не засчитывается и прерывает его время работы в учреждениях, организациях и на предприятиях, не предусмотренных номенклатурой учреждений социального обслуживания населения и здравоохранения, за исключением учреждений, организаций и предприятий, упомянутых в настоящем разделе.

5.4.9 Молодым специалистам (с высшим профессиональным образованием), принятым на работу в течение года после завершения обучения, устанавливается стимулирующая надбавка в размере 15 процентов от оклада (должностного оклада) на первые три календарных года.

5.5. Премирование работников учреждения по итогам работы осуществляется директором учреждения социального обслуживания населения на основании Положения о премировании, утверждаемом локальным нормативным актом учреждения, с учетом мнения представительного органа работников в пределах бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, предусмотренных в соответствующем финансовом году на оплату труда, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В Положении о премировании определяются показатели и условия премирования работников. При премировании по итогам работы рекомендуется учитывать следующие показатели:

успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей в соответствующем периоде;

отсутствие обоснованных жалоб со стороны обслуживаемых граждан;

подготовка и проведение мероприятий, связанных с деятельностью учреждения;

подготовка и проведение мероприятий, связанных с реализацией федеральных, республиканских и ведомственных целевых программ;

соблюдение требований к ведению документации;

участие в течение отчетного периода в выполнении особо важных работ и мероприятий;

привлечение спонсоров к работе по материальной поддержке малоимущих в обслуживаемой зоне;

иные показатели применительно к конкретному работнику, определяемые решением директора учреждения социального обслуживания населения.

5.6. Работники учреждений могут быть премированы:

а) в случае поощрения:

Правительством Республики Дагестан - в размере 1,5 оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;

Президентом Республики Дагестан - в размере двух окладов (должностных окладов), ставок заработной платы;

Правительством Российской Федерации - в размере двух окладов (должностных окладов), ставок заработной платы;

Президентом Российской Федерации - в размере трех окладов (должностных окладов), ставок заработной платы;

б) при награждении:

орденами и медалями Российской Федерации - в размере пяти окладов (должностных окладов), ставок заработной платы;

ведомственными наградами:

Почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (нагрудным знаком) - в размере 1,5 оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;

Почетной грамотой Министерства труда и социального развития Республики Дагестан - в размере оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.

5.7. Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности, направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено законодательством.

Объем средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, начиная с 1 января 2010 года, должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан.

Раздел 6. Другие вопросы оплаты труда

Работникам учреждений при наличии экономии фонда оплаты труда может быть оказана материальная помощь (материальное поощрение) в виде единовременных (разовых) денежных выплат в связи с торжественным событием (вступление в брак, бракосочетание сына, дочери), рождением ребенка, смертью близких родственников (родителей и детей работника, мужа (жены)), утратой жилья, имущества в результате несчастного случая, стихийного бедствия или иных непредвиденных обстоятельств, длительным (более месяца) лечением в стационарных медицинских учреждениях, юбилеем со дня рождения (50-летие и 60-летие), других исключительных случаях тяжелого материального положения.

Решение об оказании материальной помощи принимается на основании письменного заявления работника.

Выплата материальной помощи производится:

работникам - на основании приказа учреждения;

директорам учреждений - на основании приказа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.

Материальная помощь является выплатой социального характера и при исчислении средней заработной платы работников не учитывается. На сумму материальной помощи коэффициент за работу в местностях с особыми климатическими условиями не применяется.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 060.020.090 Оплата труда, 060.010.020 Управление в сфере трудоустройства и занятости населения (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать