Основная информация

Дата опубликования: 28 августа 2020г.
Номер документа: RU93000202001120
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Крым
Принявший орган: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

П Р И К А З

от 28.08.2020 № 749

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВ ПО

СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1.1. Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, на территории Республики Крым согласно приложению 1 к настоящему приказу.

1.2. Руководство по соблюдению обязательных требований  в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов согласно приложению 2 к настоящему приказу.

2. Управлению социального обслуживания и развития негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг Министерства (Данилова Н.В.) обеспечить:

2.1. Публикацию настоящего приказа на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее следующего дня с момента принятия.

2.2. Направление копии настоящего приказа:

- в прокуратуру Республики Крым в срок до 3 рабочих дней со дня принятия;

- в Аппарат Совета министров Республики Крым в 3-дневный срок после первого официального опубликования.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей министра труда и социальной защиты Республики Крым                    Лось Е.А., Михайлевского Л.В., Теряева М.А., согласно распределению функциональных обязанностей.

Заместитель Председателя

Совета министров Республики Крым -

министр труда и социальной защиты

Республики Крым                                                                         Е. Романовская

Заместитель министра                          _________________ Е.А. Лось

Заместитель министра                          _________________ Л.В. Михалевский

Заместитель министра                          _________________ М.А. Теряев

Начальник управления

делопроизводства, обращений граждан и

сводно-аналитической работы                    _____________ Е.М. Голублева

Начальник управления

социального обслуживания и развития

негосударственного сектора в сфере

предоставления социальных услуг               _____________ Н.В. Данилова

Начальник управления

содействия занятости                                     _____________ Д.В. Кондрашкин

Начальник правового управления               _____________ Е.А. Пикина

Начальник управления

по делам инвалидов                                    _____________ В.Ю. Хмель

Приказ подготовлен:

Заведующий отделом организации

безбарьерной среды для инвалидов

и других маломобильных групп населения

управления по делам инвалидов                 ______________ Т.Н. Шабанова

Главный консультант отдела контроля

за предоставлением услуг в стационарной

форме управления социального обслуживания

и развития негосударственного сектора в

сфере предоставления социальных услуг   ______________ С.Н. Плеханова

Приложение 1

к приказу Министерства труда и социальной защиты

Республики Крым

от _____________2020 г. № _____

Руководство

по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, на территории Республики Крым

Введение

Особенность социального обслуживания заключается в том, что социальные услуги оказываются лицам, которые, как правило, не в состоянии самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности в силу различных обстоятельств (состояние здоровья, отсутствие работы и средств к существованию, многодетность, пожилой возраст), социальные услуги направлены не просто на улучшение уровня жизнедеятельности, а на устранение тех условий, которые значительно ухудшают или могут в ближайшее время ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

Социальное обслуживание основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, равенства и недопущения дискриминации по признаку инвалидности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Гуманный характер социального обслуживания выражается в особой заботе о тех людях, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в связи с особыми жизненными обстоятельствами, например, такими как старческая немощность, инвалидность, малообеспеченность и т.п.

Поставщики социальных услуг обязаны исполнять порядок предоставления социальных услуг, условия заключенного договора о предоставлении социальных услуг, обеспечивать инвалидам доступ наравне с другими гражданами к объектам и услугам и проявлять уважительное отношение, корректность и внимательность в отношении получателя социальных услуг.

Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, на территории Республики Крым (далее – Руководство) разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере социального обслуживания, а также требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся ведения поставщиками социальных услуг документации, размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, в том числе на официальном сайге поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг, организации предоставления социальных услуг и обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов и маломобильных групп населения поставщиками социальных услуг.

Основные понятия, используемые в данном Руководстве

Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:

социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;

поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;

стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

система социального обслуживания в Республике Крым, включающая:

орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания – Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (далее – Министерство);

организации социального обслуживания, отнесенные к ведению Министерства;

негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги на территории Республики Крым;

индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание территории Республики Крым.

3. Рекомендации по соблюдению обязательных требований

по ведению документации поставщиками социальных услуг

Основная документация поставщиков социальных услуг включает в себя:

устав;

положения об отделах организаций;

штатное расписание, тарификационные списки работников;

правила внутреннего трудового распорядка;

трудовые договоры и соглашения к ним, должностные инструкции сотрудников;

копии документов об образовании, переподготовке и повышении квалификации сотрудников (дипломов, свидетельств, удостоверений, сертификатов специалистов медицинского персонала);

приказы по личному составу (о приеме на работу, назначении на совмещаемую должность и т.д.), журнал регистрации приказов по личному составу;

приказы по основной деятельности, журнал регистрации приказов по основной деятельности;

графики работы сотрудников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил;

табели учета рабочего времени;

личные медицинские книжки сотрудников, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации;

заключительные акты периодических медицинских осмотров (обследований) работников;

сертификаты прививок работников в соответствии с национальным календарем профилактических прививок;

приказы о зачислении получателей социальных услуг в учреждение, личные дела получателей социальных услуг;

индивидуальные программы предоставления социальных услуг получателей социальных услуг;

договоры о предоставлении социальных услуг;

утвержденные примерные 10-дневные меню, меню-требования, ежедневные меню, технологические карты на приготовление блюд;

книги складского учета продовольственного склада и склада мягкого инвентаря, оборотные ведомости по учету продуктов питания и мягкого инвентаря, накопительные ведомости по приходу и расходу продуктов питания;

журналы бракеража поступивших пищевых продуктов и продовольственного сырья, бракеража готовой продукции, витаминизации блюд;

документацию, удостоверяющую качество и безопасность продуктов питания;

истории болезни, медицинские и амбулаторные карты получателей социальных услуг;

графики проведения диспансерного осмотра проживающих, карты диспансеризации;

журналы амбулаторного приема, госпитализации нуждающихся в медицинские учреждения;

журналы контроля температурно-влажностного режима помещений и холодильного оборудования;

графики генеральных уборок, смены постельного белья, помывки проживающих;

книги учета лекарственных средств, отчеты о приходе и расходе лекарственных средств и медицинских изделий;

оборотные ведомости по учету лекарственных средств и медицинских изделий, накопительные ведомости по приходу и расходу лекарственных препаратов и медицинских изделий;

инструкцию по процедуре обращения с медицинскими отходами, план работы по процедуре обращения с медицинскими отходами;

приказы о назначении контрактного управляющего, должностные инструкции контрактных управляющих, приказы о наделении правом электронной подписи (ЭП) и полномочиями размещения информации в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ЕИС);

документы (доверенность или иной документ) на передачу права использования ЭП директора с перечнем выполняемых функций (в случае если директор лично не подписывает своей ЭП контракты (договоры) на электронной торговой площадке, план-график в ЕИС);

положения о комиссиях (закупочных, приемочных и иных комиссиях в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

документы о планировании закупок (приказы о назначении ответственных должностных лиц, планы закупок, планы-графики закупок);

реестр заключенных контрактов (договоров);

документы по проведенным запросам котировок;

информацию по претензионной работе, информацию о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках;

планы мероприятий по организации досуга получателей социальных услуг и отчеты об их исполнении;

паспорт доступности объекта и услуг для инвалидов;

документы о принятых по согласованию с общественным объединением инвалидов, осуществляющим свою деятельность на территории расположения поставщика социальных услуг, мерах по обеспечению доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо обеспечению предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме;

управленческие решения, в том числе:

по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и предоставляемых услуг;

по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов;

по включению в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги в сфере социального обслуживания, обеспечивающими их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 года;

- документы, подтверждающие проведенное инструктирование или обучение работников, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности).

Состав документации конкретного поставщика социальных услуг может быть уточнен в зависимости от типа организации социального обслуживания, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.

4. Рекомендации по соблюдению обязательных требований по  размещению и обновлению информации о поставщике социальных услуг на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания

Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации:

о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;

о структуре и органах управления организации социального обслуживания, в том числе:

наименование структурных подразделений (органов управления) (при наличии);

фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений, положения о структурных подразделениях (при наличии);

места нахождения обособленных структурных подразделений;

адреса официальных сайтов структурных подразделений в сети «Интернет» (при наличии);

адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);

о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов организации социального обслуживания (при наличии);

о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);

о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (о наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе библиотек, объектов спорта, наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети «Интернет»);

о перечне предоставляемых социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;

о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату;

о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;

о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;

о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за счет средств физических и (или) юридических лиц;

об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым и объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;

о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (с приложением электронного образа документов);

о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности);

о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, о правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (с приложением электронного образа документов);

о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и об отчетах об исполнении таких предписаний;

о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;

иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений.

Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на официальные сайты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Республики Крым.

Информация размешается на официальном сайте на русском языке в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме электронного образа копий документов. При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Официальный сайт (Интернет-ресурсы и другая информация) организации социального обслуживания должны быть доступны для пользователей с ограничениями жизнедеятельности, включая людей с инвалидностью, временной потерей трудоспособности и пожилых людей, в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52872-2019. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. № 589-ст.

5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг

Поставщики социальных услуг обязаны:

предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;

предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерацию»;

предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;

использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;

предоставлять уполномоченному органу - Министерству, информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;

осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико – социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико – социальной экспертизы;

предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети «Интернет» и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;

выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;

обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.

обеспечивать внутреннюю систему (службу) контроля за деятельностью организации, осуществляющей стационарное социальное обслуживание.

Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:

ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг;

применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;

помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

При предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме социального обслуживания,  получателю социальных услуг обеспечиваются:

надлежащий уход;

безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг;

соблюдение требований и правил пожарной безопасности;

соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания в стационарной и полустационарной формах, предназначенных для оказания социальных услуг лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.05.2016 № 69 «Об утверждении                                    СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания».

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 № 8 «Об утверждении СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2015                   № 36571).

Государственные организации социального обслуживания создают попечительские советы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии приказом Минтруда России от 30.06.2014 № 425н                                   «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания».

6. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг

Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.

Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления всех видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Таким образом, поставщики социальных услуг в стационарной форме должны предоставить помещения для предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических. социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг,  а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме поставщикам социальных услуг должны быть обеспечены:

- условия для беспрепятственного доступа к объектам, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- возможность самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа в такие организации и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

- сопровождение работником организации социального обслуживания, инвалидов имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах;

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

- допуск на объекты собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

- оказание работниками организации социального обслуживания, предоставляющими услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;

- выделение не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.».

В случаях, если существующие объекты организации социального обслуживания невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, до их реконструкции или капитального ремонта, принимаются согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, минимальные меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Особое значение данный вопрос приобретает для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, помещения организации должны отвечать определенным требованиям. Так, для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточная ширина коридоров, дверных проемов, места для разворота коляски, отсутствие порогов и иных резких перепадов высоты. Места, где такие перепады имеются, должны быть оборудованы пандусами, подъемниками, передвижение с этажа на этаж должно осуществляться при помощи специально оборудованных лифтов, подъемников.

Для граждан с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но передвигающихся без кресла-коляски, большое значение имеет уклон лестницы, определенная высота перил, не скользкое покрытие пола.

Для граждан с нарушением зрения ступени лестницы должны иметь контрастное выделение краев, коридоры и лестницы должны иметь ограничительные бортики и т.д.

Кроме того, опасные места на путях следования (на пешеходных путях территории общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках), а также безопасные пути следования, обозначение мест их начала и изменения направления движения, мест получения инвалидами по зрению услуг или информации обустраиваются тактильными наземными указателями.

Санитарные комнаты оборудуются поручнями и иными специальными приспособлениями, в том числе автоматическим спуском воды, сенсорными смесителями и сушилками для рук и т.д.

Вся необходимая информация размещается на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффективно визуально воспринята, оборудование располагается в зоне досягаемости для лиц, перемещающихся в креслах-колясках. и т.д.

При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения должны быть учтены углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения: зоны досягаемости для тактильной трости; исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п.:

дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак- проводников;

дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика.

7. Основные  нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Крым в сфере социального обслуживания

Федеральные законы:

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

2. Федеральный закон  от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О  персональных данных»;

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

5. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

6. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075 «Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти:

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг».

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг».

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 886н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)».

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.11.2014 № 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений».

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.06.2020 № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе».

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 № 677н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник».

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики».

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым:

1. Закон Республики Крым от 17.12.2014 № 37-ЗРК/2014 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории Республики Крым».

2. Закон Республики Крым от 17.12.2014 № 41-ЗРК/2014 «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».

3. Закон Республики Крым от 29.12.2016 № 330-ЗРК/2016 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Республике Крым».

4. Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 566 «Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания граждан в Республике Крым».

5. Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 572 «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Крым и уполномоченных учреждениях, отнесенных к его ведению, в сфере социального обслуживания граждан».

6. Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 567 «Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, на территории Республики Крым».

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 25.01.2018 № 30 «Об утверждении Порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Крым и признании утратившими силу некоторых нормативно-правовых актов Министерства труда и социальной защиты Республики Крым».

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 20.03.2020 № 160 «Об утверждении Порядка признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, определения индивидуальной потребности в социальных услугах, составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 31.03.2015 № 123».

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 26.12.2014 № 256 «О размере платы за предоставление социальных услуг и порядке ее взимания».

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 19.04.2018 № 208 «Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания граждан, находящимися в ведении Республики Крым».

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 31.07.2018 № 427 «Об утверждении подушевых нормативов финансирования социальных услуг и тарифов на социальные услуги и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 25 марта 2016 года № 161».

12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 28.09.2018 № 547 «Об утверждении норм питания в учреждениях социального обслуживания, отнесённых к ведению Министерства труда и социальной защиты Республики Крым».

Иные нормативные документы, обязательность соблюдения которых установлена законодательством Российской Федерации:

1. ГОСТ Р 53060-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 17.12.2008 № 437-ст;

2. ГОСТ Р 52142-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения, утвержденный приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1179-ст;

3. ГОСТ Р 52496-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 06.09.2019 № 641-ст;

4. СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденный приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр;

5. ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования, утвержденный Приказом  Росстандарта от 22.11.2018 № 1029-ст;

6. ГОСТ Р 52872-2019. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.08.2019                  № 589-ст.

8. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008                               № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки поставщиков социальных услуг нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания должностные лица Министерства обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, статьей 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля.

Статьей 9.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, в том числе наличию определенных документов.

Должностные лица организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги, несут персональную ответственность за неоказание помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими государственной услуги наравне с другими лицами.

Заместитель министра                                                             Е.А. Лось

Заместитель министра                                                             М.А. Теряев

Приложение 2

к приказу Министерства труда и социальной защиты

Республики Крым

от _______________ 2020г. №___

Руководство по соблюдению обязательных требований

в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Общие положения

Данное Руководство разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленный квоты.

Региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, независимо от форм собственности, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории Республики Крым, которым в соответствии с действующим законодательством устанавливается квота для приема на работу инвалидов, их работодателями, иными должностными лицами, уполномоченными представителями, требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, при приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

В соответствии с Постановлением Совета министров Республик Крым    от 05.03.2019 №122 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Республике Крым» Министерство труда и социальной защиты Республики Крым осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Республике Крым.

Основные понятия, используемые в данном Руководстве

Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:

1) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

2) квота по приёму на работу инвалидов — количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов и других граждан, которые в соответствии с Законом Республики Крым от 02.07.2014 № 24-ЗРК                           «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» (далее - Закон Республики Крым о квотировании и резервировании) относятся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории;

  3) работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;

4) специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Основные нормативные правовые акты в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, содержащие обязательные требования

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, содержащими обязательные требования, являются закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения), Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон                              о социальной защите инвалидов).

Работодатели Республики Крым в своей деятельности также руководствуются следующими нормативными правовыми актами в области трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места:

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения  в Российской Федерации»;

-  Закон Республики Крым о квотировании и резервировании;

- постановление Совета министров Республики Крым                                          от 23.12.2014 № 597 «Об утверждении порядка резервирования рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, работодателями, расположенными на территории Республики Крым»;

- приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым           от 23.01.2015 №17 «Об утверждении форм отчетности, предоставляемых работодателями в территориальные отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения».

Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой

В соответствии с п.1 ч.2 ст.24 Федерального закона о социальной защите инвалидов, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

Согласно ст.21 Федерального закона о социальной защите инвалидов, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше                 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов                                       в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии с Законом Республики Крым от 02.07.2014 № 24-ЗРК   «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере занятости для каждого предприятия, учреждения, организации, физического лица - работодателя в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

  Работодатели самостоятельно определяют размер квоты ежемесячно, исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов                                       в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.

Округление количества квотируемых рабочих мест при их исчислении производится в сторону уменьшения до целого значения.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации                                   от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данного работодателя процедур                              о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.

Ответственность за нарушение обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

За нарушение законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов Кодексом Российской Федерации                                    об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность:

- неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии                                       с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей

(статья  5.42.КоАП РФ).

Заместитель министра                                                                              Л. Михалевский                    

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 11.09.2020
Рубрики правового классификатора: 010.120.000 Исполнительная власть (см. 020.010.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать