Основная информация
Дата опубликования: | 28 сентября 2009г. |
Номер документа: | RU70000200900868 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Томская область |
Принявший орган: | Департамент по вопросам семьи и детей Томской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Приказ № 187-п от 28.09.2009 г.
Об утверждении документации, регламентирующей Порядок выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и работы со «случаем»
В целях реализации программы Томской области «Право ребёнка на семью», руководствуясь распоряжением Администрации Томской области от 14.07.2009 года № 469-ра «Об утверждении региональной программы «Право ребёнка на семью на 2009-2011 годы» и п. 4 приказа начальника Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 29.01.2009 года № 18-п «Об организации деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить следующие документы, регламентирующие порядок выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и работы со «случаем»:
- Алгоритм действий специалистов по обнаружению и регистрации факта нуждаемости ребёнка в государственной защите (приложение № 1);
- Журнал учёта детей, нуждающихся в государственной защите, в организациях (приложение № 2);
- Примерный перечень сигналов, которые могут свидетельствовать о факте нуждаемости ребёнка в государственной защите и семейного неблагополучия (приложение № 3);
- Служебное сообщение (приложение № 4);
- Алгоритм действий подразделения по опеке (приложение № 5);
- Журнал учёта детей, нуждающихся в государственной защите, в подразделениях по опеке (приложение № 6);
- Критерии к оценке риска нарушения прав ребёнка для открытия «Случая», рекомендации к оценке степени риска (приложение № 7);
- Акт обследования семьи (приложение № 8);
- План безопасности (приложение № 9):
- Примерный перечень неотложных мер (действий) Плана безопасности (приложение № 10);
- Решение о начале работы с ребёнком и его семьёй (об открытии «случая») (приложение № 11);
- Форма письма руководителю организации, ответственной за работу с ребёнком и семьёй (приложение № 12);
- Положение о Консилиуме (приложение № 13);
- Положение о мониторинге состояния и развития ребёнка и процесса реабилитации семьи (приложение № 14);
- Алгоритм действий куратора «случая» (приложение № 15);
- Журнал учёта работы со «случаем» (приложение № 16);
- План реабилитации семьи (приложение № 17).
2. Рекомендовать специалистам, задействованным в процессе выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и работе со «случаем», использовать утверждённую п. 1 настоящего приказа документацию.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Департамента
Л. Е. Эфтимович
Приложение №1
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Алгоритм действий специалистов
по обнаружению и регистрации факта нуждаемости ребенка в государственной защите
Подготовительный этап.
1. Руководитель учреждения из числа специалистов назначает лицо, ответственное за сбор, обработку, учет и передачу сведений о детях, нуждающихся в государственной защите.
2. Ответственное лицо заводит журнал учета детей (Приложение № 2)
3. Ответственное лицо доводит до сведения специалистов учреждения рекомендации (Приложение № 3) по открытию факта нуждаемости ребенка в государственной защите.
Основной этап.
1. При обнаружении факта нуждаемости ребенка в государственной защите специалисты учреждения немедленно передают сведения ответственному лицу.
2. Ответственное лицо регистрирует полученные сведения в журнале учета детей, нуждающихся в государственной защите, и в течение одних суток оформляет служебное сообщение (Приложение № 4) и передает его в Подразделение по опеке.
Приложение № 2
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Журнал учета детей,
нуждающихся в государственной защите, в организациях
№ п\п
Дата поступления сигнала
От кого поступил сигнал
Сведения о детях
Описание факта возможного нарушения прав ребенка
Дата передачи сигнала в Подразделение по опеке (в течение одних суток)
Ф.И.О
Возраст
Адрес
Приложение № 3
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Примерный перечень СИГНАЛОВ,
которые могут свидетельствовать о факте нуждаемости ребенка
в государственной защите и семейного неблагополучия
Ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи.
Родители, находятся в состоянии алкогольного опьянения или распивают алкогольные напитки в присутствии ребенка.
Ребенок находится дома в течение длительного времени без надзора взрослых.
Ребенок находится без надлежащего ухода, существует реальная угроза его психическому и физическому здоровью:
- признаки болезни;
- ребенок, находится один дома на момент посещения;
- антисанитарные условия, угрожающие его здоровью.
Ребенок находится на улице без взрослых в условиях, опасных для его здоровья и жизни:
- в холодное время года;
- рядом с водоемом;
- вблизи городского транспорта.
Ребенок стал без уважительных причин пропускать школу, детский сад.
У ребенка резко ухудшилась успеваемость, произошли изменения в поведении (агрессивность, замкнутость, перепады в настроении).
На теле ребенка имеются последствия физических наказаний (укусы, ожоги, побои, синяки).
Ребенок находится в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или имеет вторичные признаки употребления алкоголя, психоактивных веществ.
Другое (субъективные впечатления специалиста о семье или ребенке).
Приложение №4
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и
детей Томской области
от 28.09.09 187-п
Служебное сообщение
Руководителю Подразделения по опеке ____________________района
_______________________________________________________________________________________
(полное название учреждения, выявившего случай)
___________________________________________________________________________доводит до Вашего сведения, что выявлен факт возможного нарушения прав и законных интересов ребенка (детей)_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка, детей, возраст)
_______________________________________________________________________________________
по адресу_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Было обнаружено, что____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Ответственное лицо учреждения _____________ / (расшифровка) подпись
Приложение №5
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Алгоритм действий Подразделения по опеке
1. Регистрируют сведения о детях, нуждающихся в государственной защите, в специальном журнале (Приложение №6).
2. Обследуют условия жизни ребенка и семьи с целью оценки риска нарушения прав ребенка (Приложение №7).
3. Составляют акт обследования семьи (Приложение №8).
4. Составляют План безопасности ребенка (Приложения №9, №10) (при необходимости).
5. Передают Решение об открытии «случая» (Приложение №11), Письмо (Приложение №12), План безопасности (при наличии) и другие документы на исполнение в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, в течение трех суток.
6. Организуют работу Консилиума (Приложение №13) по утверждению Плана реабилитации семьи, его дальнейшей коррекции.
7. Организуют мониторинг состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи (Приложение №14).
8. Принимают решение о продолжении работы со «случаем» или о его закрытии.
Приложение № 6 к приказу начальника
Департамента по вопросам семьи и детей
Томской области от 28.09.09 №187-п
ЖУРНАЛ
учета детей, нуждающихся в государственной защите, в Подразделениях по опеке
№ п\п
Дата поступления сигнала
От кого поступил сигнал (организация, ФИО отв. лица, гражданина)
Сведения о детях
Описание факта возможного нарушения прав ребенка (с указанием адреса проживания детей)
Оценка риска нарушения прав ребенка
Наименование юридического лица ответственного за работу со случаем
Дата и основание прекращения работы с семьей
Дата постановки на учет ребенка как оставшегося без попечения родителей
Ф.И.О.
возраст
Приложение № 7
к приказу начальника
Департамента по вопросам семьи и детей
Томской области от 28.09.09 №187-п
Критерии к оценке риска нарушения прав ребенка
для открытия «Случая»
(приложение к акту обследования семьи)
Состояние здоровья ребенка:
- ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи;
- находится в состоянии истощения и голода;
- имеет телесные повреждения или обострения заболевания;
Наличие фактов жестокого обращения с ребенком, с учетом частоты, степени и продолжительности насилия:
физическое насилие:
- наличие физических травм, телесных повреждений (укусы, ожоги, побои, синяки);
- на теле имеются последствия физических наказаний;
- факты вовлечения ребенка в употребление психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, снотворное);
пренебрежение нуждами ребенка:
- пренебрегают потребностью ребенка в безопасной среде;
- пренебрегают потребностями ребенка (пища, кров, одежда, гигиенические условия);
- несвоевременность или отсутствие медицинской помощи;
- пренебрегают потребностями в образовании;
- отсутствует забота о физическом и эмоциональном здоровье ребенка;
сексуальное насилие:
- сексуальное использование ребенка;
- сексуальная активность родителей и других членов семьи при ребенке;
- вовлечение детей в сексуальную жизнь посредствам просмотров порнографических журналов и фильмов, демонстрация непристойных действий;
психологическое насилие:
- отвержение, унижение, оскорбления ребенка;
-запугивания, угрозы, шантаж (закрывания в темной комнате, использование кличек и т.д.).
Рекомендации к оценке степени риска
Низкий уровень:
Опасность трагических последствий для жизни и здоровья ребенка минимальна или отсутствует
Факты жестокого обращения с ребенком носят единичный характер
Родители понимают сложность ситуации и могут влиять на нее
Средний уровень:
Существует опасность наступления трагических последствий для жизни и здоровья ребенка
Факты жестокого обращения подтверждаются и/или носят регулярный характер
Отсутствие профилактической работы с семьей (постановка на учет в социальной службе, включение в реабилитационные программы) неизбежно приведет к усилению факторов риска.
Высокий уровень:
Существует реальная угроза жизни и здоровью ребенка
Существует угроза грубой дезадаптации ребенка и его физического, психического развития
Предполагается отобрание ребенка из семьи.
Критический уровень:
Непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка
Немедленное отобрание ребенка из семьи
Определение уровня риска, зависит от возраста, чем младше ребенок, тем выше уровень риска.
Психологическое насилие имеет высокую степень риска, особенно усиливается в подростковом возрасте.
«Случай» открывается при всех уровнях риска.
Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи
(Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 14.09.2009 № 334)
Бланк органа опеки и попечительства
или организации, проводившей обследование
Дата составления акта
Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего
гражданина и его семьи
Дата обследования "__" ______________ 20__ г.
Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность специалиста, проводившего
обследование ______________________________________________________________
Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина
(далее - ребенок) _________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения)
┌─┐
│ │ свидетельство о рождении: серия ______ N ______________________________
└─┘
___________________________________________________________________________
(когда и кем выдано)
┌─┐
│ │ паспорт _______________________________________________________________
└─┘
___________________________________________________________________________
(когда и кем выдан)
место жительства __________________________________________________________
__________________________________________________________________________,
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
1. Сведения о родителях ребенка.
1.1. Мать ________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения _____________________________________________________
место жительства __________________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
__________________________________________________________________________,
место пребывания __________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать
должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы;
среднемесячный доход; иные сведения) ______________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не
проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени
проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением
ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные
потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении
медицинской помощи) и т.д.) _______________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
1.2. Отец ________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения ____________________________________________________,
место жительства __________________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
__________________________________________________________________________,
место пребывания __________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать
должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы;
среднемесячный доход; иные сведения) ______________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает
совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с
ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка,
имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности
ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской
помощи) и т.д.) ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
1.3. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают
совместно/раздельно.
2. Сведения о ребенке.
2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического
развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых
потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие
признаков физического и (или) психического насилия над ребенком) __________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие,
качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также
возрасту и полу ребенка и т.д.) ___________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими,
навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной
обстановке и т.д.) ________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ,
посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений
дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении
образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их
соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация
свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в
быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку
вреда как в домашних условиях, так и вне дома) ____________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка ____________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
3. Семейное окружение.
3.1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
ФИО, год рождения
Степень родства
с ребенком
Проживает постоянно/ временно/ не проживает
Участвует /не участвует в воспитании и содержании ребенка
3.2. Сведения об иных родственниках ребенка _______________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) степень родства, место жительства)
3.3. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер
(особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности,
традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье,
круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями,
знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями) ___
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
3.4. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми,
контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т.д.) _______
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
3.5. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители,
другие члены семьи, соседи, другие лица) __________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
4. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
4.1. Жилая площадь, на которой проживает _________________________________,
(фамилия, инициалы ребенка)
составляет _____ кв. м, состоит из ________________________________ комнат,
размер каждой комнаты: _________ кв. м, _______ кв. м, __________ кв. м. на
______ этаже в _____ этажном доме.
4.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является ___________________
__________________________________________________________________________;
(фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства
по отношению к ребенку)
4.3. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.; в
нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные
и прочее) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.4. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое
отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) ______________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.5. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее,
удовлетворительное, неудовлетворительное) _________________________________
__________________________________________________________________________;
4.6. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты,
уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т.д.) ________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.7. Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы
родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные
выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи) _____________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.8. Сведения об имуществе и имущественных правах ребенка _________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.9. Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей
ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание,
игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и
канцелярские принадлежности и пр.) ________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к
каждому из родителей и другим членам семьи ________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
6. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях
родителей с ребенком, их поведении в быту и т.д. __________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
7. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо
препятствующие его нормальному воспитанию и развитию ______________________
__________________________________________________________________________:
(имеются/отсутствуют)
7.1. _____________________________________________________________________;
7.2. _____________________________________________________________________;
7.3. _______________________________________________________________ и т.д.
8. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения
над ребенком _____________________________________________________________:
(имеются/отсутствуют)
8.1. _____________________________________________________________________;
8.2. _____________________________________________________________________;
8.3. _______________________________________________________________ и т.д.
9. Дополнительные данные обследования _____________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
10. Выводы.
10.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка ___
___________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы ребенка)
___________________________________________________________________________
(отсутствует; имеется со стороны родителей,
__________________________________________________________________________;
одного из них, со стороны других членов семьи)
10.2. Родительское попечение над ребенком _________________________________
(фамилия, инициалы ребенка)
__________________________________________________________________________;
(имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя))
10.3. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая,
психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.) _______________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
10.4. Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая,
психологическая, медицинская, материальная и т.д.) ________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
10.5. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка (оказание консультативной
и иной помощи с указанием органов и организаций, оказывающих помощь;
отобрание в порядке, установленном семейным законодательством; временное
помещение в организацию (образовательную, медицинскую, оказывающую
социальные услуги, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей и т.д.) _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Подпись лица, проводившего обследование ___________________________________
Утверждаю
______________________________ _________________ ____________________
(руководитель органа опеки и (подпись) (Ф.И.О.)
попечительства или
организации, проводившей
обследование)
М.П.
Приложение № 9
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Утверждаю
Специалист
Подразделения по опеке
Дата
ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ
№ п\п
Неотложные меры (действия)
Ответственное лицо (ФИО руководителя организации)
Отметка о выполнении
(дата, результат)
Приложение № 10
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Примерный перечень неотложных мер (действий) Плана безопасности
1. Временное помещение ребенка в: социально-реабилитационный центр, больницу и др.
2. Изоляция лица или лиц в семье, которые несут явную угрозу жизни и здоровью ребенка
3. Оказание неотложной медицинской помощи
4. Оказание неотложной социальной помощи
5. Организация действий по восстановлению безопасной среды в семье (антисанитарные условия, предметы, вещества представляющие опасность для ребенка и др.)
Работа по Плану безопасности выполняется Подразделением по опеке или совместно с организацией, ответственной за работу с ребенком и семьей, в течение трех дней.
Приложение № 11
к приказу начальника Департамента по вопросам
семьи и детей Томской области от 28.09.09 №187-п
На бланке организации
РЕШЕНИЕ (дата, № из журнала)
о начале работы с ребенком
_________________________________________________________
(Ф.И.О.)
и его семьей (об открытии «случая»)
В связи с тем, что установлен факт нарушения прав ребенка (ФИО, дата рождения), Подразделением по опеке принято решение:
1. Начать работу с ребенком и его семьей (открыть «случай»).
2. Определить организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, - ___________________________________________________________________________________
(название организации)
3. Установить сроки проведения мониторинга состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи до 30 числа последнего месяца текущего квартала (не реже 1 раза в квартал).
Специалист Подразделения по опеке __________/____________________
(ФИО специалиста)
Приложение № 12
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Форма письма руководителю организации
ответственной за работу с ребенком и семьей
Руководителю организации,
ответственной за работу
с ребенком и семьей
Направляем Вам РЕШЕНИЕ (дата и № из журнала) о начале работы с ребенком (ФИО, дата рождения) и его семьей (об открытии «случая»).
На основании этого необходимо:
- назначить куратора «случая»;
- обеспечить выполнения Плана безопасности (при наличии) в течение 3-х дней;
- разработать План реабилитации и предоставить его на утверждение в Консилиум в течение 30 дней;
Прилагаем следующие документы (на ___ листах):
1. Решение
2. Акт обследования семьи
3. План безопасности ребенка (при наличии)
4. Другие.
Специалист Подразделения по опеке _______________/____________________
(ФИО специалиста)
Приложение № 13
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНСИЛИУМЕ
1. Общие положения
1.1. Консилиум при Подразделении по опеке (далее – Консилиум) специалистов по работе со «случаем» - межведомственный коллегиальный орган из представителей организации и учреждений, работающих с семьей и детьми.
1.2. В своей деятельности Консилиум руководствуется законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Томской области, настоящим Положением и др.
1.3. Консилиум является совещательным и консультативным органом, решения которого носят рекомендательный характер.
1.4. Консилиум осуществляет свою деятельность на общественных началах.
1.5. Консилиум обеспечивает взаимодействие специалистов, работающих с семьей и детьми, при реализации Плана реабилитации семьи и ребенка, рассмотрении результатов мониторинга.
1.6. Состав Консилиума утверждается руководителем органа, в подчинении которого находится Подразделение по опеке.
1.7. В состав Консилиума входят специалисты учреждений и организаций психологической, социальной, медицинской, образовательной и иной сферы деятельности.
1.8. Руководители организаций и учреждений, работающих с семьей и детьми, обеспечивают участие специалистов в работе Консилиума, а также исполнения закрепленных мероприятий Плана реабилитации в пределах компетенции.
2. Цели и задачи Консилиума
2.1. Целью деятельности Консилиума является обеспечение профессионального сопровождения процесса реабилитации семьи и ребенка, поддержка специалистов при работе со «случаем».
Задачами Консилиума являются:
2.2. Информационно-методическая, профессиональная поддержка кураторов «случаев» и участников реализации Плана реабилитации семьи, супервизорское сопровождение «случаев».
2.3. Обсуждение, дополнение и согласование содержательной части Плана реабилитации семьи и ребенка, представленного куратором «случая». В случае необходимости, поддержка куратора «случая» по выработке общего видения ситуации работы со «случаем», определение и оценка проблем конкретного ребенка и семьи, ресурсов семьи, ближайшего окружения, среды.
2.4. Утверждение Плана реабилитации, его коррекция, рассмотрение результатов мониторинга динамики состояния и развития ребенка, реабилитации семьи.
3. Порядок работы Консилиума
3.1. Постоянный состав Консилиума утверждается руководителем органа, в подчинении которого находится Подразделение по опеке и состоит не менее чем из 5 человек.
Консилиум возглавляет председатель, который избирается из числа членов Консилиума большинством голосов.
Председатель Консилиума осуществляет общее руководство деятельностью Консилиума, ведет заседания, организует и контролирует выполнение решений, представляет Консилиум во взаимоотношениях с органами местного самоуправления, общественными организациями и другими юридическими и физическими лицами.
3.2. Секретарь Консилиума, назначается из числа специалистов Консилиума, который информирует членов Консилиума о месте и времени проведения заседаний Консилиума, организует явку членов Консилиума на заседания, ведет протоколы заседаний.
3.3. Заседания Консилиума проводятся не реже одного раза в месяц.
3.4. По предложению кураторов «случая» и других специалистов Консилиума в заседаниях могут принимать участие другие специалисты.
3.5. Решения Консилиума принимаются большинством голосов и считаются правомочными, если на заседании присутствуют не менее 2/3 его членов.
Приложение № 14
к приказу начальника Департамента по вопросам семьи
и детей Томской области от 28.09.09 №187-п
ПОЛОЖЕНИЕ О МОНИТОРИНГЕ
состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи
1. Общие положения
1.1. Мониторинг - это процесс оценки и контроля выполнения Плана реабилитации в работе со «случаем».
1.2. В ходе мониторинга оценивается и контролируется:
- процесс состояния и развития ребенка;
- процесс реабилитации семьи;
- качество работы специалистов, работающих по плану реабилитации, куратора «случая».
1.3. Мониторинг осуществляется посредством утвержденных критериев оценки динамики состояния и развития ребенка и реабилитации семьи.
1.4. Мониторинг выполнения Плана реабилитации осуществляют специалисты Подразделения по опеке с привлечением других специалистов по их усмотрению (не реже чем один раз в 3 месяца).
1.5. В числе участвующих в проведении мониторинга должны быть специалисты, имеющие профессиональные компетенции:
- знание критериев, требований, процедур оценки качества работы по Плану реабилитации;
- умение диагностировать изменения и причины изменений в состоянии и развитии ребенка, в семье и в ситуации в целом;
- умение проводить оценку семейной ситуации вместе с семьей;
- умение формулировать и описывать эти изменения на основе анализа работы команды специалистов;
- навыки супервизии;
- знание требований к обоснованию закрытия «случая».
1.6. Результаты мониторинга рассматриваются на Консилиуме и являются основанием принятия решения по дальнейшей работе со «случаем».
2.Цели и задачи мониторинга
2.1. Цель мониторинга: обеспечить эффективность работы со «случаем» посредством профессиональной оценки и контроля за выполнением Плана реабилитации.
2.2.Задачи:
- оценка выполнения реабилитационных задач для ребенка и семьи;
- оценка эффективности плана реабилитации;
- оценка качества работы специалистов, работающих по плану реабилитации, куратора «случая»;
3. Организация деятельности
3.1. Руководитель Подразделения по опеке формирует и утверждает состав группы специалистов для осуществления мониторинга, планирует и контролирует работу группы.
3.3. Группа специалистов, осуществляющая мониторинг, анализирует организацию и содержание работы со «случаем» на основании отчетов специалистов, куратора «случая», собственных визитов в семью, обратной связи от лиц, имеющих отношение к семье и ребенку.
3.4. Результаты мониторинга в письменном виде представляется на Консилиум для рассмотрения, после чего Подразделение по опеке принимает решение о продолжении работы со «случаем» или о его закрытии.
Приложение №15
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Алгоритм действий куратора «случая»
1. В течение трех рабочих дней после назначения куратор «случая» принимает неотложные меры для выполнения Плана безопасности ребенка (при наличии).
2. Собирает информацию о семье, ребенке, вносит запись в журнал учета работы со «случаями» (Приложение №16).
3. Анализирует ресурсы семьи, внешнего окружения, социальной среды. Выбор специалистов для выполнения Плана реабилитации.
4. Разрабатывает План реабилитации семьи и ребенка (Приложение №17) на период до 6 месяцев.
5. Не позднее 30 дней направляет План реабилитации на рассмотрение в Подразделение по опеке, затем на утверждение Консилиумом.
6. Организует выполнение Плана реабилитации.
7. Определяет и координирует работу команды специалистов по работе со «случаем».
8. Осуществляет контроль за реализацией мероприятий Плана реабилитации специалистами – исполнителями.
9. Принимает участие в работе группы по проведению мониторинга состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи (не реже 1 раза в три месяца).
Приложение № 16
к приказу начальника
Департамента по вопросам семьи и детей
Томской области от 28.09.09 №187-п
Журнал учета работы со «случаями»*
№
Дата открытия случая
Ф.И.О. детей
Возраст ребенка
Адрес
Тип семьи
Примечание
Дата закрытия случая
Куратор
*Заполняется ответственным лицом организации
Приложение №17
к приказу начальника
Департамента по вопросам семьи и детей
Томской области от 28.09.09 №187-п
Дата утверждения плана
«____»_____________200 г.
ПЛАН РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ
1. Сведения о ребенке (ФИО, дата рождения)_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
2. Сведения о родителях (законных представителях) и иных членах его семьи (ФИО, родственная связь, род занятий)__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Основания для проведения работы с ребенком и семьей (номер и дата правового акта об открытии «случая»_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Организация, ответственная за ведение «случая»_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Описание факта, приведшего к открытию «случая»_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Проблема в семье, из-за которой открыт «случай»:
Жестокое обращение с ребенком: а) в форме физического насилия; б) в форме сексуального насилия; в) в форме психологического насилия; г) пренебрежение нуждами ребенка (нужное подчеркнуть)
7. Причины, приведшие к возникновению «случая»:________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Основная цель работы с ребенком и семьей_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Промежуточные цели работы с ребенком и семьей (в соответствии с причинами)___________________
10. План совместных действий по достижению целей
№ п/п
Действия родителей
Действия специалистов
Срок исполнения
Ответственный
Подпись специалиста
Подпись родителя
Промежуточная цель 1:
Промежуточная цель 2:
Промежуточная цель N:
Подписи участников:
Родители______________________
Куратор «случая»_______________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Приказ № 187-п от 28.09.2009 г.
Об утверждении документации, регламентирующей Порядок выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и работы со «случаем»
В целях реализации программы Томской области «Право ребёнка на семью», руководствуясь распоряжением Администрации Томской области от 14.07.2009 года № 469-ра «Об утверждении региональной программы «Право ребёнка на семью на 2009-2011 годы» и п. 4 приказа начальника Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 29.01.2009 года № 18-п «Об организации деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить следующие документы, регламентирующие порядок выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и работы со «случаем»:
- Алгоритм действий специалистов по обнаружению и регистрации факта нуждаемости ребёнка в государственной защите (приложение № 1);
- Журнал учёта детей, нуждающихся в государственной защите, в организациях (приложение № 2);
- Примерный перечень сигналов, которые могут свидетельствовать о факте нуждаемости ребёнка в государственной защите и семейного неблагополучия (приложение № 3);
- Служебное сообщение (приложение № 4);
- Алгоритм действий подразделения по опеке (приложение № 5);
- Журнал учёта детей, нуждающихся в государственной защите, в подразделениях по опеке (приложение № 6);
- Критерии к оценке риска нарушения прав ребёнка для открытия «Случая», рекомендации к оценке степени риска (приложение № 7);
- Акт обследования семьи (приложение № 8);
- План безопасности (приложение № 9):
- Примерный перечень неотложных мер (действий) Плана безопасности (приложение № 10);
- Решение о начале работы с ребёнком и его семьёй (об открытии «случая») (приложение № 11);
- Форма письма руководителю организации, ответственной за работу с ребёнком и семьёй (приложение № 12);
- Положение о Консилиуме (приложение № 13);
- Положение о мониторинге состояния и развития ребёнка и процесса реабилитации семьи (приложение № 14);
- Алгоритм действий куратора «случая» (приложение № 15);
- Журнал учёта работы со «случаем» (приложение № 16);
- План реабилитации семьи (приложение № 17).
2. Рекомендовать специалистам, задействованным в процессе выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и работе со «случаем», использовать утверждённую п. 1 настоящего приказа документацию.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Департамента
Л. Е. Эфтимович
Приложение №1
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Алгоритм действий специалистов
по обнаружению и регистрации факта нуждаемости ребенка в государственной защите
Подготовительный этап.
1. Руководитель учреждения из числа специалистов назначает лицо, ответственное за сбор, обработку, учет и передачу сведений о детях, нуждающихся в государственной защите.
2. Ответственное лицо заводит журнал учета детей (Приложение № 2)
3. Ответственное лицо доводит до сведения специалистов учреждения рекомендации (Приложение № 3) по открытию факта нуждаемости ребенка в государственной защите.
Основной этап.
1. При обнаружении факта нуждаемости ребенка в государственной защите специалисты учреждения немедленно передают сведения ответственному лицу.
2. Ответственное лицо регистрирует полученные сведения в журнале учета детей, нуждающихся в государственной защите, и в течение одних суток оформляет служебное сообщение (Приложение № 4) и передает его в Подразделение по опеке.
Приложение № 2
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Журнал учета детей,
нуждающихся в государственной защите, в организациях
№ п\п
Дата поступления сигнала
От кого поступил сигнал
Сведения о детях
Описание факта возможного нарушения прав ребенка
Дата передачи сигнала в Подразделение по опеке (в течение одних суток)
Ф.И.О
Возраст
Адрес
Приложение № 3
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Примерный перечень СИГНАЛОВ,
которые могут свидетельствовать о факте нуждаемости ребенка
в государственной защите и семейного неблагополучия
Ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи.
Родители, находятся в состоянии алкогольного опьянения или распивают алкогольные напитки в присутствии ребенка.
Ребенок находится дома в течение длительного времени без надзора взрослых.
Ребенок находится без надлежащего ухода, существует реальная угроза его психическому и физическому здоровью:
- признаки болезни;
- ребенок, находится один дома на момент посещения;
- антисанитарные условия, угрожающие его здоровью.
Ребенок находится на улице без взрослых в условиях, опасных для его здоровья и жизни:
- в холодное время года;
- рядом с водоемом;
- вблизи городского транспорта.
Ребенок стал без уважительных причин пропускать школу, детский сад.
У ребенка резко ухудшилась успеваемость, произошли изменения в поведении (агрессивность, замкнутость, перепады в настроении).
На теле ребенка имеются последствия физических наказаний (укусы, ожоги, побои, синяки).
Ребенок находится в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или имеет вторичные признаки употребления алкоголя, психоактивных веществ.
Другое (субъективные впечатления специалиста о семье или ребенке).
Приложение №4
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и
детей Томской области
от 28.09.09 187-п
Служебное сообщение
Руководителю Подразделения по опеке ____________________района
_______________________________________________________________________________________
(полное название учреждения, выявившего случай)
___________________________________________________________________________доводит до Вашего сведения, что выявлен факт возможного нарушения прав и законных интересов ребенка (детей)_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка, детей, возраст)
_______________________________________________________________________________________
по адресу_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Было обнаружено, что____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Ответственное лицо учреждения _____________ / (расшифровка) подпись
Приложение №5
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Алгоритм действий Подразделения по опеке
1. Регистрируют сведения о детях, нуждающихся в государственной защите, в специальном журнале (Приложение №6).
2. Обследуют условия жизни ребенка и семьи с целью оценки риска нарушения прав ребенка (Приложение №7).
3. Составляют акт обследования семьи (Приложение №8).
4. Составляют План безопасности ребенка (Приложения №9, №10) (при необходимости).
5. Передают Решение об открытии «случая» (Приложение №11), Письмо (Приложение №12), План безопасности (при наличии) и другие документы на исполнение в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, в течение трех суток.
6. Организуют работу Консилиума (Приложение №13) по утверждению Плана реабилитации семьи, его дальнейшей коррекции.
7. Организуют мониторинг состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи (Приложение №14).
8. Принимают решение о продолжении работы со «случаем» или о его закрытии.
Приложение № 6 к приказу начальника
Департамента по вопросам семьи и детей
Томской области от 28.09.09 №187-п
ЖУРНАЛ
учета детей, нуждающихся в государственной защите, в Подразделениях по опеке
№ п\п
Дата поступления сигнала
От кого поступил сигнал (организация, ФИО отв. лица, гражданина)
Сведения о детях
Описание факта возможного нарушения прав ребенка (с указанием адреса проживания детей)
Оценка риска нарушения прав ребенка
Наименование юридического лица ответственного за работу со случаем
Дата и основание прекращения работы с семьей
Дата постановки на учет ребенка как оставшегося без попечения родителей
Ф.И.О.
возраст
Приложение № 7
к приказу начальника
Департамента по вопросам семьи и детей
Томской области от 28.09.09 №187-п
Критерии к оценке риска нарушения прав ребенка
для открытия «Случая»
(приложение к акту обследования семьи)
Состояние здоровья ребенка:
- ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи;
- находится в состоянии истощения и голода;
- имеет телесные повреждения или обострения заболевания;
Наличие фактов жестокого обращения с ребенком, с учетом частоты, степени и продолжительности насилия:
физическое насилие:
- наличие физических травм, телесных повреждений (укусы, ожоги, побои, синяки);
- на теле имеются последствия физических наказаний;
- факты вовлечения ребенка в употребление психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, снотворное);
пренебрежение нуждами ребенка:
- пренебрегают потребностью ребенка в безопасной среде;
- пренебрегают потребностями ребенка (пища, кров, одежда, гигиенические условия);
- несвоевременность или отсутствие медицинской помощи;
- пренебрегают потребностями в образовании;
- отсутствует забота о физическом и эмоциональном здоровье ребенка;
сексуальное насилие:
- сексуальное использование ребенка;
- сексуальная активность родителей и других членов семьи при ребенке;
- вовлечение детей в сексуальную жизнь посредствам просмотров порнографических журналов и фильмов, демонстрация непристойных действий;
психологическое насилие:
- отвержение, унижение, оскорбления ребенка;
-запугивания, угрозы, шантаж (закрывания в темной комнате, использование кличек и т.д.).
Рекомендации к оценке степени риска
Низкий уровень:
Опасность трагических последствий для жизни и здоровья ребенка минимальна или отсутствует
Факты жестокого обращения с ребенком носят единичный характер
Родители понимают сложность ситуации и могут влиять на нее
Средний уровень:
Существует опасность наступления трагических последствий для жизни и здоровья ребенка
Факты жестокого обращения подтверждаются и/или носят регулярный характер
Отсутствие профилактической работы с семьей (постановка на учет в социальной службе, включение в реабилитационные программы) неизбежно приведет к усилению факторов риска.
Высокий уровень:
Существует реальная угроза жизни и здоровью ребенка
Существует угроза грубой дезадаптации ребенка и его физического, психического развития
Предполагается отобрание ребенка из семьи.
Критический уровень:
Непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка
Немедленное отобрание ребенка из семьи
Определение уровня риска, зависит от возраста, чем младше ребенок, тем выше уровень риска.
Психологическое насилие имеет высокую степень риска, особенно усиливается в подростковом возрасте.
«Случай» открывается при всех уровнях риска.
Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи
(Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 14.09.2009 № 334)
Бланк органа опеки и попечительства
или организации, проводившей обследование
Дата составления акта
Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего
гражданина и его семьи
Дата обследования "__" ______________ 20__ г.
Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность специалиста, проводившего
обследование ______________________________________________________________
Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина
(далее - ребенок) _________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения)
┌─┐
│ │ свидетельство о рождении: серия ______ N ______________________________
└─┘
___________________________________________________________________________
(когда и кем выдано)
┌─┐
│ │ паспорт _______________________________________________________________
└─┘
___________________________________________________________________________
(когда и кем выдан)
место жительства __________________________________________________________
__________________________________________________________________________,
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
1. Сведения о родителях ребенка.
1.1. Мать ________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения _____________________________________________________
место жительства __________________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
__________________________________________________________________________,
место пребывания __________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать
должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы;
среднемесячный доход; иные сведения) ______________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не
проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени
проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением
ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные
потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении
медицинской помощи) и т.д.) _______________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
1.2. Отец ________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения ____________________________________________________,
место жительства __________________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
__________________________________________________________________________,
место пребывания __________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать
должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы;
среднемесячный доход; иные сведения) ______________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает
совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с
ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка,
имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности
ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской
помощи) и т.д.) ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
1.3. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают
совместно/раздельно.
2. Сведения о ребенке.
2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического
развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых
потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие
признаков физического и (или) психического насилия над ребенком) __________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие,
качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также
возрасту и полу ребенка и т.д.) ___________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими,
навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной
обстановке и т.д.) ________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ,
посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений
дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении
образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их
соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация
свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в
быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку
вреда как в домашних условиях, так и вне дома) ____________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка ____________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
3. Семейное окружение.
3.1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
ФИО, год рождения
Степень родства
с ребенком
Проживает постоянно/ временно/ не проживает
Участвует /не участвует в воспитании и содержании ребенка
3.2. Сведения об иных родственниках ребенка _______________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) степень родства, место жительства)
3.3. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер
(особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности,
традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье,
круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями,
знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями) ___
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
3.4. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми,
контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т.д.) _______
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
3.5. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители,
другие члены семьи, соседи, другие лица) __________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
4. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
4.1. Жилая площадь, на которой проживает _________________________________,
(фамилия, инициалы ребенка)
составляет _____ кв. м, состоит из ________________________________ комнат,
размер каждой комнаты: _________ кв. м, _______ кв. м, __________ кв. м. на
______ этаже в _____ этажном доме.
4.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является ___________________
__________________________________________________________________________;
(фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства
по отношению к ребенку)
4.3. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.; в
нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные
и прочее) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.4. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое
отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) ______________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.5. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее,
удовлетворительное, неудовлетворительное) _________________________________
__________________________________________________________________________;
4.6. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты,
уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т.д.) ________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.7. Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы
родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные
выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи) _____________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.8. Сведения об имуществе и имущественных правах ребенка _________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.9. Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей
ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание,
игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и
канцелярские принадлежности и пр.) ________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к
каждому из родителей и другим членам семьи ________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
6. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях
родителей с ребенком, их поведении в быту и т.д. __________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
7. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо
препятствующие его нормальному воспитанию и развитию ______________________
__________________________________________________________________________:
(имеются/отсутствуют)
7.1. _____________________________________________________________________;
7.2. _____________________________________________________________________;
7.3. _______________________________________________________________ и т.д.
8. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения
над ребенком _____________________________________________________________:
(имеются/отсутствуют)
8.1. _____________________________________________________________________;
8.2. _____________________________________________________________________;
8.3. _______________________________________________________________ и т.д.
9. Дополнительные данные обследования _____________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
10. Выводы.
10.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка ___
___________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы ребенка)
___________________________________________________________________________
(отсутствует; имеется со стороны родителей,
__________________________________________________________________________;
одного из них, со стороны других членов семьи)
10.2. Родительское попечение над ребенком _________________________________
(фамилия, инициалы ребенка)
__________________________________________________________________________;
(имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя))
10.3. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая,
психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.) _______________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
10.4. Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая,
психологическая, медицинская, материальная и т.д.) ________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
10.5. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка (оказание консультативной
и иной помощи с указанием органов и организаций, оказывающих помощь;
отобрание в порядке, установленном семейным законодательством; временное
помещение в организацию (образовательную, медицинскую, оказывающую
социальные услуги, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей и т.д.) _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Подпись лица, проводившего обследование ___________________________________
Утверждаю
______________________________ _________________ ____________________
(руководитель органа опеки и (подпись) (Ф.И.О.)
попечительства или
организации, проводившей
обследование)
М.П.
Приложение № 9
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Утверждаю
Специалист
Подразделения по опеке
Дата
ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ
№ п\п
Неотложные меры (действия)
Ответственное лицо (ФИО руководителя организации)
Отметка о выполнении
(дата, результат)
Приложение № 10
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Примерный перечень неотложных мер (действий) Плана безопасности
1. Временное помещение ребенка в: социально-реабилитационный центр, больницу и др.
2. Изоляция лица или лиц в семье, которые несут явную угрозу жизни и здоровью ребенка
3. Оказание неотложной медицинской помощи
4. Оказание неотложной социальной помощи
5. Организация действий по восстановлению безопасной среды в семье (антисанитарные условия, предметы, вещества представляющие опасность для ребенка и др.)
Работа по Плану безопасности выполняется Подразделением по опеке или совместно с организацией, ответственной за работу с ребенком и семьей, в течение трех дней.
Приложение № 11
к приказу начальника Департамента по вопросам
семьи и детей Томской области от 28.09.09 №187-п
На бланке организации
РЕШЕНИЕ (дата, № из журнала)
о начале работы с ребенком
_________________________________________________________
(Ф.И.О.)
и его семьей (об открытии «случая»)
В связи с тем, что установлен факт нарушения прав ребенка (ФИО, дата рождения), Подразделением по опеке принято решение:
1. Начать работу с ребенком и его семьей (открыть «случай»).
2. Определить организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, - ___________________________________________________________________________________
(название организации)
3. Установить сроки проведения мониторинга состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи до 30 числа последнего месяца текущего квартала (не реже 1 раза в квартал).
Специалист Подразделения по опеке __________/____________________
(ФИО специалиста)
Приложение № 12
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Форма письма руководителю организации
ответственной за работу с ребенком и семьей
Руководителю организации,
ответственной за работу
с ребенком и семьей
Направляем Вам РЕШЕНИЕ (дата и № из журнала) о начале работы с ребенком (ФИО, дата рождения) и его семьей (об открытии «случая»).
На основании этого необходимо:
- назначить куратора «случая»;
- обеспечить выполнения Плана безопасности (при наличии) в течение 3-х дней;
- разработать План реабилитации и предоставить его на утверждение в Консилиум в течение 30 дней;
Прилагаем следующие документы (на ___ листах):
1. Решение
2. Акт обследования семьи
3. План безопасности ребенка (при наличии)
4. Другие.
Специалист Подразделения по опеке _______________/____________________
(ФИО специалиста)
Приложение № 13
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНСИЛИУМЕ
1. Общие положения
1.1. Консилиум при Подразделении по опеке (далее – Консилиум) специалистов по работе со «случаем» - межведомственный коллегиальный орган из представителей организации и учреждений, работающих с семьей и детьми.
1.2. В своей деятельности Консилиум руководствуется законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Томской области, настоящим Положением и др.
1.3. Консилиум является совещательным и консультативным органом, решения которого носят рекомендательный характер.
1.4. Консилиум осуществляет свою деятельность на общественных началах.
1.5. Консилиум обеспечивает взаимодействие специалистов, работающих с семьей и детьми, при реализации Плана реабилитации семьи и ребенка, рассмотрении результатов мониторинга.
1.6. Состав Консилиума утверждается руководителем органа, в подчинении которого находится Подразделение по опеке.
1.7. В состав Консилиума входят специалисты учреждений и организаций психологической, социальной, медицинской, образовательной и иной сферы деятельности.
1.8. Руководители организаций и учреждений, работающих с семьей и детьми, обеспечивают участие специалистов в работе Консилиума, а также исполнения закрепленных мероприятий Плана реабилитации в пределах компетенции.
2. Цели и задачи Консилиума
2.1. Целью деятельности Консилиума является обеспечение профессионального сопровождения процесса реабилитации семьи и ребенка, поддержка специалистов при работе со «случаем».
Задачами Консилиума являются:
2.2. Информационно-методическая, профессиональная поддержка кураторов «случаев» и участников реализации Плана реабилитации семьи, супервизорское сопровождение «случаев».
2.3. Обсуждение, дополнение и согласование содержательной части Плана реабилитации семьи и ребенка, представленного куратором «случая». В случае необходимости, поддержка куратора «случая» по выработке общего видения ситуации работы со «случаем», определение и оценка проблем конкретного ребенка и семьи, ресурсов семьи, ближайшего окружения, среды.
2.4. Утверждение Плана реабилитации, его коррекция, рассмотрение результатов мониторинга динамики состояния и развития ребенка, реабилитации семьи.
3. Порядок работы Консилиума
3.1. Постоянный состав Консилиума утверждается руководителем органа, в подчинении которого находится Подразделение по опеке и состоит не менее чем из 5 человек.
Консилиум возглавляет председатель, который избирается из числа членов Консилиума большинством голосов.
Председатель Консилиума осуществляет общее руководство деятельностью Консилиума, ведет заседания, организует и контролирует выполнение решений, представляет Консилиум во взаимоотношениях с органами местного самоуправления, общественными организациями и другими юридическими и физическими лицами.
3.2. Секретарь Консилиума, назначается из числа специалистов Консилиума, который информирует членов Консилиума о месте и времени проведения заседаний Консилиума, организует явку членов Консилиума на заседания, ведет протоколы заседаний.
3.3. Заседания Консилиума проводятся не реже одного раза в месяц.
3.4. По предложению кураторов «случая» и других специалистов Консилиума в заседаниях могут принимать участие другие специалисты.
3.5. Решения Консилиума принимаются большинством голосов и считаются правомочными, если на заседании присутствуют не менее 2/3 его членов.
Приложение № 14
к приказу начальника Департамента по вопросам семьи
и детей Томской области от 28.09.09 №187-п
ПОЛОЖЕНИЕ О МОНИТОРИНГЕ
состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи
1. Общие положения
1.1. Мониторинг - это процесс оценки и контроля выполнения Плана реабилитации в работе со «случаем».
1.2. В ходе мониторинга оценивается и контролируется:
- процесс состояния и развития ребенка;
- процесс реабилитации семьи;
- качество работы специалистов, работающих по плану реабилитации, куратора «случая».
1.3. Мониторинг осуществляется посредством утвержденных критериев оценки динамики состояния и развития ребенка и реабилитации семьи.
1.4. Мониторинг выполнения Плана реабилитации осуществляют специалисты Подразделения по опеке с привлечением других специалистов по их усмотрению (не реже чем один раз в 3 месяца).
1.5. В числе участвующих в проведении мониторинга должны быть специалисты, имеющие профессиональные компетенции:
- знание критериев, требований, процедур оценки качества работы по Плану реабилитации;
- умение диагностировать изменения и причины изменений в состоянии и развитии ребенка, в семье и в ситуации в целом;
- умение проводить оценку семейной ситуации вместе с семьей;
- умение формулировать и описывать эти изменения на основе анализа работы команды специалистов;
- навыки супервизии;
- знание требований к обоснованию закрытия «случая».
1.6. Результаты мониторинга рассматриваются на Консилиуме и являются основанием принятия решения по дальнейшей работе со «случаем».
2.Цели и задачи мониторинга
2.1. Цель мониторинга: обеспечить эффективность работы со «случаем» посредством профессиональной оценки и контроля за выполнением Плана реабилитации.
2.2.Задачи:
- оценка выполнения реабилитационных задач для ребенка и семьи;
- оценка эффективности плана реабилитации;
- оценка качества работы специалистов, работающих по плану реабилитации, куратора «случая»;
3. Организация деятельности
3.1. Руководитель Подразделения по опеке формирует и утверждает состав группы специалистов для осуществления мониторинга, планирует и контролирует работу группы.
3.3. Группа специалистов, осуществляющая мониторинг, анализирует организацию и содержание работы со «случаем» на основании отчетов специалистов, куратора «случая», собственных визитов в семью, обратной связи от лиц, имеющих отношение к семье и ребенку.
3.4. Результаты мониторинга в письменном виде представляется на Консилиум для рассмотрения, после чего Подразделение по опеке принимает решение о продолжении работы со «случаем» или о его закрытии.
Приложение №15
к приказу начальника Департамента
по вопросам семьи и детей Томской области
от 28.09.09 №187-п
Алгоритм действий куратора «случая»
1. В течение трех рабочих дней после назначения куратор «случая» принимает неотложные меры для выполнения Плана безопасности ребенка (при наличии).
2. Собирает информацию о семье, ребенке, вносит запись в журнал учета работы со «случаями» (Приложение №16).
3. Анализирует ресурсы семьи, внешнего окружения, социальной среды. Выбор специалистов для выполнения Плана реабилитации.
4. Разрабатывает План реабилитации семьи и ребенка (Приложение №17) на период до 6 месяцев.
5. Не позднее 30 дней направляет План реабилитации на рассмотрение в Подразделение по опеке, затем на утверждение Консилиумом.
6. Организует выполнение Плана реабилитации.
7. Определяет и координирует работу команды специалистов по работе со «случаем».
8. Осуществляет контроль за реализацией мероприятий Плана реабилитации специалистами – исполнителями.
9. Принимает участие в работе группы по проведению мониторинга состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи (не реже 1 раза в три месяца).
Приложение № 16
к приказу начальника
Департамента по вопросам семьи и детей
Томской области от 28.09.09 №187-п
Журнал учета работы со «случаями»*
№
Дата открытия случая
Ф.И.О. детей
Возраст ребенка
Адрес
Тип семьи
Примечание
Дата закрытия случая
Куратор
*Заполняется ответственным лицом организации
Приложение №17
к приказу начальника
Департамента по вопросам семьи и детей
Томской области от 28.09.09 №187-п
Дата утверждения плана
«____»_____________200 г.
ПЛАН РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ
1. Сведения о ребенке (ФИО, дата рождения)_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
2. Сведения о родителях (законных представителях) и иных членах его семьи (ФИО, родственная связь, род занятий)__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Основания для проведения работы с ребенком и семьей (номер и дата правового акта об открытии «случая»_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Организация, ответственная за ведение «случая»_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Описание факта, приведшего к открытию «случая»_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Проблема в семье, из-за которой открыт «случай»:
Жестокое обращение с ребенком: а) в форме физического насилия; б) в форме сексуального насилия; в) в форме психологического насилия; г) пренебрежение нуждами ребенка (нужное подчеркнуть)
7. Причины, приведшие к возникновению «случая»:________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Основная цель работы с ребенком и семьей_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Промежуточные цели работы с ребенком и семьей (в соответствии с причинами)___________________
10. План совместных действий по достижению целей
№ п/п
Действия родителей
Действия специалистов
Срок исполнения
Ответственный
Подпись специалиста
Подпись родителя
Промежуточная цель 1:
Промежуточная цель 2:
Промежуточная цель N:
Подписи участников:
Родители______________________
Куратор «случая»_______________
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 17.04.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: