Основная информация
Дата опубликования: | 28 октября 2008г. |
Номер документа: | ru76000200800781 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ярославская область |
Принявший орган: | Департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 27.10.2008 № 4
г. Ярославль
Об утверждении ведомственной целевой программы повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010-2011 годы
(В редакции приказа департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 16.02.2009 № 1 (ru76000200900068))
В целях содействия повышению конкурентоспособности, положительного имиджа и устойчивого развития предприятий и организаций области на основе региональной политики в области качества и в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2008 № 448-п«Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010-2011 годы (далее - программа).
2. Разместить информацию о программе, а в дальнейшем о результатах мониторинга её выполнения на сайте департамента.
3. После выхода нормативного правового акта, определяющего основные направления деятельности Правительства области, подготовить изменения в программу и представить их на согласование в установленном порядке.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
5. Приказ вступает в силу с момента официального опубликования.
Директор департамента Н.И. Непряев
УТВЕРЖДЕНА
приказом департамента
государственного регулирования
хозяйственной деятельности
Ярославской области
от 28.10.2008 № 4
ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы
Наименование исполнителя программы (субъекта бюджетного планирования)
департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области
Наименование
программы
ведомственная целевая программа повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010-2011 годы
Фамилия, имя, отчество должностного лица, утвердившего программу, дата, номер и наименование соответствующего нормативного акта
Непряев Николай Иванович - директор департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области
приказ департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области
от _______________________ № __________
«Об утверждении ведомственной целевой программы повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010-2011 годы»
Наименование задач программы
мотивация и методическая поддержка работ по внедрению предприятиями и организациями области систем менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны труда, социальной ответственности;
организация и проведение областных, российских и международных конкурсов по качеству;
развитие региональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов по системам менеджмента, увеличение числа таких специалистов
Сроки реализации программы
2010-2011 годы
Объёмы и источники финансирования программы
1980 тыс. руб. - средства областного бюджета, в том числе по годам:
2010 год - 990 тыс. руб.,
2011 год - 990 тыс. руб.
Должностное лицо, ответственное за реализацию программы
Суетина Светлана Викторовна -
председатель комитета по качеству и сертификации департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, тел. 30-38-76
I. Обоснование и характеристика решаемых задач
Ключевой задачей стратегических планов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации является повышение конкурентоспособности страны, её регионов, всех субъектов экономической деятельности на основе реализации принципов новой экономики и инновационного развития.
Конкурентоспособность - комплексный показатель, зависящий от многих факторов. Однако на современном мировом рынке важнейшим фактором конкурентоспособности среди всех других выступает качество товаров, услуг и менеджмента. Качество играет решающую роль в устойчивом развитии экономики и, соответственно, в повышении уровня и качества жизни людей. Поэтому на современном этапе социально-экономического развития многие страны мира рассматривают качество на уровне национальной идеи, имеют государственную политику и государственные программы всемерного повышения качества во всех сферах деятельности.
Существенно меняются подходы и методы решения проблем качества товаров, услуг и менеджмента и в России.
Реализуемая в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ«О техническом регулировании» реформа в области безопасности и качества продукции, работ, услуг постепенно выводит категорию «качество» из сферы государственного регулирования. Сокращается номенклатура продукции, подлежащая обязательной сертификации, сужаются области лицензирования, в том числе в таких жизненно важных секторах, как жилищное и гражданское строительство, производство лекарств и продуктов питания, пассажирские перевозки, социальные услуги и других.
Без полноценной замены этих механизмов эффективными мерами рыночного характера гарантировать качество товаров, услуг и менеджмента на российских предприятиях будет достаточно сложно.
Гарантии высокого уровня конкурентоспособности и стабильности на практике создаются с помощью внедрения на базе общепризнанных международных стандартов эффективных систем менеджмента: качества (стандарты ИСО 9000, 10000 и отраслевые), охраны окружающей среды (ИСО 14000), производственной безопасности и охраны труда (OHSAS 18000), социальной ответственности бизнеса (SA 8000, АА 1000) и других.
Осознание необходимости внедрения таких систем для повышения конкурентоспособности компаний и территорий в России происходит сейчас и в бизнес-сообществах, и в государственных органах всех уровней. Это зафиксировано в федеральном законодательстве, постановлениях Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актах, решениях Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, других общероссийских и отраслевых союзов, ассоциаций, научных и общественных объединений.
Требования к наличию систем менеджмента качества, сертифицированных по международным стандартам, уже сейчас введены во многие правила, касающиеся сертификации продукции и услуг, лицензирования, аккредитации, деятельности саморегулируемых организаций, государственных закупок работ и услуг, аутсорсинга и прочего. Эта работа активно ведётся всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации.
Финансовые структуры рассматривают наличие у своих клиентов сертифицированных систем менеджмента, производств, услуг как важную гарантию снижения рисков при инвестировании, кредитовании, страховании ответственности.
Многие регионы страны формулируют политику в области качества и реализуют соответствующие программы. Ярославская область занимается вопросами повышения качества на базе современной философии качества, передовых методов и подходов с 1993 года, с момента утверждения региональной политики в области качества. С 1998 года реализованы три областные целевые программы повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области, четвёртая - в стадии реализации.
Основным результатом реализации региональной политики и областных целевых программ в области качества можно считать внедрение и сертификацию 90 предприятиями, организациями и учреждениями систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9001, в том числе 58 предприятиями промышленности. На 1 млн. жителей Ярославская область сегодня имеет 68 систем менеджмента качества, что превышает этот показатель по России в 1,3 раза. Кроме систем менеджмента качества, внедрены и сертифицированы 22 другие системы менеджмента по международным стандартам.
В области имеется научно-методическая, кадровая, мотивационная, информационная база для решения проблем качества во всех сферах деятельности, активно готовятся аудиторы, менеджеры и специалисты по управлению качеством и экологией, с 1994 года проводятся ежегодные специальные конкурсы и конференции по менеджменту качества.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года одной из главных целей определяет повышение качества жизни населения области. Среди множества критериев оценки качества жизни качество товаров, услуг и менеджмента, экологическое состояние региона остаются актуальными для большинства населения и в перспективе.
Естественно, субъекты экономики решают проблемы повышения качества, в основном, самостоятельно. Однако комплексность и всеобъемлющий характер проблем качества, их тесная связь с другими сферами деятельности, требуют такого же комплексного системного подхода к их решению с участием общественных институтов и органов государственной власти, при координирующей роли последних. Крупным организациям важны заинтересованность региональных органов власти в их работах в данном направлении, их мотивация и общественное признание, а малому и среднему бизнесу - ещё и реальная государственная поддержка, в том числе методическая, информационная и иная.
Таким образом, целью программы является оказание органами государственной власти поддержки в решении проблемы повышения качества субъектам экономики.
II. Планируемые результаты реализации программы
(В редакции приказа департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 16.02.2009 № 1 (ru76000200900068))
Результативность реализации программы определяется степенью достижения основных целевых показателей (индикаторов), установленных для каждой задачи программы.
Планируется достижение следующих результатов:
Наименование показателя,
единица измерения
Значения по годам
2009 год
2010 год
2011 год
1
2
3
4
Удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе крупных и средних предприятий области (%)
16,3
20,0
25,0
Число участников областного конкурса по качеству (организаций)
56
60
65
Число участников рейтинговых оценок деятельности (предприятий)
56
59
62
Доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности (%)
1,9
2,3
2,7
Методика оценки эффективности программы на базе указанных показателей приведена в приложении к программе.
Мотивация и поддержка работ по внедрению систем менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны труда, социальной ответственности на предприятиях и в организациях области будет способствовать повышению их конкурентоспособности и устойчивому развитию. Это положительно отразится на экономической, экологической и социальной ситуации в регионе, на повышении качества жизни населения как стратегической цели Правительства области.
Возможные риски при реализации программы связаны с её ресурсным обеспечением.
Все мероприятия программы полностью обеспечены людскими и информационными ресурсами, а также плановым объёмом финансовых средств. Это гарантирует их выполнение по номенклатуре и срокам на 100 процентов, а по качеству и результативности не менее, чем на 90 процентов. Частичное снижение качества и результативности отдельных мероприятий программы возможно только в случае уменьшения объёма её бюджетного финансирования по сравнению с плановым.
III. План-график достижения значений целевых показателей
Наименование целевого индикатора, показателя, единица измерения, способ исчисления
Планируемые значения
индикаторов и показателей
2010 год
2011 год
I полугодие
II полугодие
I полугодие
II полугодие
1
2
3
4
5
Удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе крупных и средних предприятий области (% нарастающим итогом)
18,0
20,0
22,0
25,0
Число участников областного конкурса по качеству (организаций нарастающим итогом)
--
60
--
65
Число участников рейтинговых оценок деятельности (предприятий нарастающим итогом)
57
59
60
62
Доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности (% нарастающим итогом)
2,1
2,3
2,5
2,7
IV. Потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования
Финансирование программы осуществляется за счёт средств областного бюджета.
Общая потребность в финансовых ресурсах составляет 1980 тыс. рублей, в том числе на 2010 год - 990 тыс. рублей, на 2011 год - 990 тыс. рублей.
Данные средства будут использованы на финансирование отдельных мероприятий программы, не финансируемых за счёт средств на содержание и обеспечение деятельности департамента, а именно:
- организация и проведение областных конференций;
- организация и проведение областных конкурсов, награждение их победителей;
- участие в форумах и конференциях.
Все указанные средства будут расходоваться целевым образом, в соответствии со сметами расходов, утверждёнными в установленном порядке.
V. Управление реализацией программы
(В редакции приказа департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 16.02.2009 № 1 (ru76000200900068))
Реализует программу и управляет процессами её реализации департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, а внутри департамента - комитет по качеству и сертификации (абзац в редакции приказа департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 16.02.2009 № 1 (ru76000200900068)).
Механизм управления состоит из следующих действий:
- периодический (1 раз в квартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий программы ответственным должностным лицом;
- рассмотрение результатов указанного мониторинга и анализа руководством департамента, принятие и проведение (при необходимости) корректирующих решений;
- внесение изменений в мероприятия программы (при необходимости);
- ежеквартальное информирование департамента экономического развития Ярославской области о ходе реализации мероприятий программы, предоставление в установленном порядке необходимой отчётности;
- предоставление в установленном порядке годовой отчётности с оценкой эффективности и результативности программы в департамент экономического развития Ярославской области, департамент финансов Ярославской области и управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области;
- проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур.
Управление программой должно обеспечить достижение ожидаемых конечных результатов и запланированной эффективности.
Ответственными должностными лицами за общую координацию реализации программы являются директор департамента и председатель комитета по качеству и сертификации.
Ответственными должностными лицами за исполнение мероприятий программы являются:
- председатель комитета по качеству и сертификации за мероприятия, указанные в подпунктах 1.1, 1.2 пункта 1, подпункте 4.3 пункта 4 раздела VI программы;
- заместитель председателя комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпункте 2.2 пункта 2, подпункте 4.1 пункта 4 раздела VI программы;
- начальник отдела комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпунктах 1.3 - 1.5 пункта 1, подпункте 2.3 пункта 2 раздела VI программы;
- консультант комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпункте 2.4 пункта 2, подпункте 4.2 пункта 4 раздела VI программы;
- ведущий специалист комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпунктах 2.1, 2.5 пункта 2 раздела VI программы;
- эксперт комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпунктах 3.1 ,3.2 пункта 3 раздела VI программы.
МЕРОПРИЯТИЯ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ
№ п/п
Наименование задачи, мероприятия
Наименование целевого индикатора, единица измерения
Значение целевого индикатора
Сумма расходов (тыс. руб.)
отчётный год
2007
текущий финансовый год
2008
очередной финансовый год
2009
1-й год планового периода
2010
2-й год планового периода
2011
отчётный год
2007
текущий финансовый год
2008
очередной финансовый год
2009
1-й год планового периода
2010
2-й год планового периода
2011
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1.
Мотивация и методическая поддержка работ по внедрению предприятиями и организациями области систем менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны труда, социальной ответственности
удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе крупных и средних предприятий области (%)
--
(16,0)
(16,3)
20,0
25,0
1.1.
Организация и проведение ежегодных научно-практических конференций по вопросам качества товаров, услуг и менеджмента, технического регулирования
(162,0)
(200,0)
(240,0)
300,0
300,0
1.2.
Организация и проведение научно-методических семинаров, «круглых столов» по вопросам качества товаров, услуг и менеджмента, в том числе совместно с общественными и обучающими организациями
--
--
--
--
--
1.3.
Обеспечение предприятий и организаций, внедряющих системы менеджмента, копиями стандартов, методик и устными консультациями
--
--
--
--
--
1.4.
Проведение мониторинга состояния работ и результатов по внедрению систем менеджмента на предприятиях и в организациях области и информирование заинтересованных сторон
--
--
--
--
--
1.5.
Информационная и методическая помощь предприятиям и организациям области в реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
--
--
--
--
--
2.
Организация и проведение областных, российских и международных конкурсов по качеству
число участников конкурсов по качеству (организаций)
50
56
60
65
2.1.
Организация и проведение ежегодного областного конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества», награждение победителей
(269,0)
(290,0)
(450,0)
600,0
600,0
2.2.
Организация и проведение ежегодного регионального этапа Всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России»; представление предложений на федеральный этап конкурса
--
--
--
--
--
2.3.
Информационная и методическая поддержка всероссийских конкурсов и программ в области качества, в том числе: премий Правительства Российской Федерации в области качества, программы «Российское качество», выставки-конкурса «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века»
--
--
--
--
--
2.4.
Информационная и методическая поддержка международных конкурсов в области качества, в том числе: премий СНГ в области качества, премий EFQM в области качества, конкурса «Европейский стандарт»
--
--
--
--
--
2.5.
Проведение обучающих и методических семинаров по конкурсам в области качества, в том числе совместно с общественными и обучающими организациями
--
--
--
--
--
3.
Поддержка и развитие открытой системы рейтинговых оценок качества деятельности товаропроизводителей области
число участников рейтинговых оценок качества деятельности (предприятий)
(50)
(56)
59
62
3.1.
Организация и проведение рейтинговых оценок промышленных предприятий по качеству их деятельности (2 раза в год по утверждённой методике) с опубликованием результатов в электронных СМИ
--
--
--
--
--
3.2
Актуализация и совершенствование методики рейтинговых оценок с участием заинтересованных сторон (2010 год)
--
--
--
--
--
4.
Развитие региональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов по системам менеджмента, увеличение числа таких специалистов
доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности области (%)
(0,93)
(1,91)
2,3
2,7
4.1.
Реализация учебного курса «Менеджмент качества в органах государственного и муниципального управления» в учебных программах Института управления НОУ МУБиНТ (ежегодно по планам НОУ МУБиНТ)
--
--
--
--
--
4.2.
Организационное содействие и мониторинг результатов подготовки специалистов по системам менеджмента обучающими организациями и предприятиями области
--
--
--
--
--
4.3.
Обеспечение участия руководителей и специалистов департамента в международных и всероссийских форумах, конференциях, семинарах, совещаниях по вопросам качества товаров, услуг и менеджмента
(80,0)
(80,0)
90,0
90,0
Примечание: цифры, указанные в скобках в графах 4, 5, 8, 9, 10, относятся к действующей Областной целевой программе повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2008-2009 годы и приведены в таблице как справочные данные.
Список сокращений, использованных в разделе VI:
EFQM - Европейский фонд управления качеством
НОУ МУБиНТ - негосударственное образовательное учреждение Международный университет бизнеса и новых технологий
СМИ - средства массовой информации.
Приложение
к программе
Методика оценки эффективности программы
Оценка эффективности программы осуществляется ежегодно, в сроки, установленные для сдачи отчётности.
Эффективность реализации оценивается степенью достижения основных целевых показателей. Комплексный показатель эффективности R рассчитывается по формуле:
Xi тек
R=сумма Ki ---------- * 100, где
Xi план
Xi план - плановое значение показателя;
Xi тек- текущее значение показателя;
Ki - весовой коэффициент параметра.
При расчете комплексного показателя эффективности используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:
№
п/п
Наименование показателя
Значение весового коэффициента
1.
Удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе крупных и средних предприятий области (%)
0,35
2.
Число участников областного конкурса по качеству (организаций)
0,30
3.
Число участников рейтинговых оценок деятельности (предприятий)
0,20
4.
Доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности (%)
0,15
ИТОГО:
1,00
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 27.10.2008 № 4
г. Ярославль
Об утверждении ведомственной целевой программы повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010-2011 годы
(В редакции приказа департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 16.02.2009 № 1 (ru76000200900068))
В целях содействия повышению конкурентоспособности, положительного имиджа и устойчивого развития предприятий и организаций области на основе региональной политики в области качества и в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2008 № 448-п«Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010-2011 годы (далее - программа).
2. Разместить информацию о программе, а в дальнейшем о результатах мониторинга её выполнения на сайте департамента.
3. После выхода нормативного правового акта, определяющего основные направления деятельности Правительства области, подготовить изменения в программу и представить их на согласование в установленном порядке.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
5. Приказ вступает в силу с момента официального опубликования.
Директор департамента Н.И. Непряев
УТВЕРЖДЕНА
приказом департамента
государственного регулирования
хозяйственной деятельности
Ярославской области
от 28.10.2008 № 4
ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы
Наименование исполнителя программы (субъекта бюджетного планирования)
департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области
Наименование
программы
ведомственная целевая программа повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010-2011 годы
Фамилия, имя, отчество должностного лица, утвердившего программу, дата, номер и наименование соответствующего нормативного акта
Непряев Николай Иванович - директор департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области
приказ департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области
от _______________________ № __________
«Об утверждении ведомственной целевой программы повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2010-2011 годы»
Наименование задач программы
мотивация и методическая поддержка работ по внедрению предприятиями и организациями области систем менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны труда, социальной ответственности;
организация и проведение областных, российских и международных конкурсов по качеству;
развитие региональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов по системам менеджмента, увеличение числа таких специалистов
Сроки реализации программы
2010-2011 годы
Объёмы и источники финансирования программы
1980 тыс. руб. - средства областного бюджета, в том числе по годам:
2010 год - 990 тыс. руб.,
2011 год - 990 тыс. руб.
Должностное лицо, ответственное за реализацию программы
Суетина Светлана Викторовна -
председатель комитета по качеству и сертификации департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, тел. 30-38-76
I. Обоснование и характеристика решаемых задач
Ключевой задачей стратегических планов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации является повышение конкурентоспособности страны, её регионов, всех субъектов экономической деятельности на основе реализации принципов новой экономики и инновационного развития.
Конкурентоспособность - комплексный показатель, зависящий от многих факторов. Однако на современном мировом рынке важнейшим фактором конкурентоспособности среди всех других выступает качество товаров, услуг и менеджмента. Качество играет решающую роль в устойчивом развитии экономики и, соответственно, в повышении уровня и качества жизни людей. Поэтому на современном этапе социально-экономического развития многие страны мира рассматривают качество на уровне национальной идеи, имеют государственную политику и государственные программы всемерного повышения качества во всех сферах деятельности.
Существенно меняются подходы и методы решения проблем качества товаров, услуг и менеджмента и в России.
Реализуемая в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ«О техническом регулировании» реформа в области безопасности и качества продукции, работ, услуг постепенно выводит категорию «качество» из сферы государственного регулирования. Сокращается номенклатура продукции, подлежащая обязательной сертификации, сужаются области лицензирования, в том числе в таких жизненно важных секторах, как жилищное и гражданское строительство, производство лекарств и продуктов питания, пассажирские перевозки, социальные услуги и других.
Без полноценной замены этих механизмов эффективными мерами рыночного характера гарантировать качество товаров, услуг и менеджмента на российских предприятиях будет достаточно сложно.
Гарантии высокого уровня конкурентоспособности и стабильности на практике создаются с помощью внедрения на базе общепризнанных международных стандартов эффективных систем менеджмента: качества (стандарты ИСО 9000, 10000 и отраслевые), охраны окружающей среды (ИСО 14000), производственной безопасности и охраны труда (OHSAS 18000), социальной ответственности бизнеса (SA 8000, АА 1000) и других.
Осознание необходимости внедрения таких систем для повышения конкурентоспособности компаний и территорий в России происходит сейчас и в бизнес-сообществах, и в государственных органах всех уровней. Это зафиксировано в федеральном законодательстве, постановлениях Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актах, решениях Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, других общероссийских и отраслевых союзов, ассоциаций, научных и общественных объединений.
Требования к наличию систем менеджмента качества, сертифицированных по международным стандартам, уже сейчас введены во многие правила, касающиеся сертификации продукции и услуг, лицензирования, аккредитации, деятельности саморегулируемых организаций, государственных закупок работ и услуг, аутсорсинга и прочего. Эта работа активно ведётся всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации.
Финансовые структуры рассматривают наличие у своих клиентов сертифицированных систем менеджмента, производств, услуг как важную гарантию снижения рисков при инвестировании, кредитовании, страховании ответственности.
Многие регионы страны формулируют политику в области качества и реализуют соответствующие программы. Ярославская область занимается вопросами повышения качества на базе современной философии качества, передовых методов и подходов с 1993 года, с момента утверждения региональной политики в области качества. С 1998 года реализованы три областные целевые программы повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области, четвёртая - в стадии реализации.
Основным результатом реализации региональной политики и областных целевых программ в области качества можно считать внедрение и сертификацию 90 предприятиями, организациями и учреждениями систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9001, в том числе 58 предприятиями промышленности. На 1 млн. жителей Ярославская область сегодня имеет 68 систем менеджмента качества, что превышает этот показатель по России в 1,3 раза. Кроме систем менеджмента качества, внедрены и сертифицированы 22 другие системы менеджмента по международным стандартам.
В области имеется научно-методическая, кадровая, мотивационная, информационная база для решения проблем качества во всех сферах деятельности, активно готовятся аудиторы, менеджеры и специалисты по управлению качеством и экологией, с 1994 года проводятся ежегодные специальные конкурсы и конференции по менеджменту качества.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года одной из главных целей определяет повышение качества жизни населения области. Среди множества критериев оценки качества жизни качество товаров, услуг и менеджмента, экологическое состояние региона остаются актуальными для большинства населения и в перспективе.
Естественно, субъекты экономики решают проблемы повышения качества, в основном, самостоятельно. Однако комплексность и всеобъемлющий характер проблем качества, их тесная связь с другими сферами деятельности, требуют такого же комплексного системного подхода к их решению с участием общественных институтов и органов государственной власти, при координирующей роли последних. Крупным организациям важны заинтересованность региональных органов власти в их работах в данном направлении, их мотивация и общественное признание, а малому и среднему бизнесу - ещё и реальная государственная поддержка, в том числе методическая, информационная и иная.
Таким образом, целью программы является оказание органами государственной власти поддержки в решении проблемы повышения качества субъектам экономики.
II. Планируемые результаты реализации программы
(В редакции приказа департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 16.02.2009 № 1 (ru76000200900068))
Результативность реализации программы определяется степенью достижения основных целевых показателей (индикаторов), установленных для каждой задачи программы.
Планируется достижение следующих результатов:
Наименование показателя,
единица измерения
Значения по годам
2009 год
2010 год
2011 год
1
2
3
4
Удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе крупных и средних предприятий области (%)
16,3
20,0
25,0
Число участников областного конкурса по качеству (организаций)
56
60
65
Число участников рейтинговых оценок деятельности (предприятий)
56
59
62
Доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности (%)
1,9
2,3
2,7
Методика оценки эффективности программы на базе указанных показателей приведена в приложении к программе.
Мотивация и поддержка работ по внедрению систем менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны труда, социальной ответственности на предприятиях и в организациях области будет способствовать повышению их конкурентоспособности и устойчивому развитию. Это положительно отразится на экономической, экологической и социальной ситуации в регионе, на повышении качества жизни населения как стратегической цели Правительства области.
Возможные риски при реализации программы связаны с её ресурсным обеспечением.
Все мероприятия программы полностью обеспечены людскими и информационными ресурсами, а также плановым объёмом финансовых средств. Это гарантирует их выполнение по номенклатуре и срокам на 100 процентов, а по качеству и результативности не менее, чем на 90 процентов. Частичное снижение качества и результативности отдельных мероприятий программы возможно только в случае уменьшения объёма её бюджетного финансирования по сравнению с плановым.
III. План-график достижения значений целевых показателей
Наименование целевого индикатора, показателя, единица измерения, способ исчисления
Планируемые значения
индикаторов и показателей
2010 год
2011 год
I полугодие
II полугодие
I полугодие
II полугодие
1
2
3
4
5
Удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе крупных и средних предприятий области (% нарастающим итогом)
18,0
20,0
22,0
25,0
Число участников областного конкурса по качеству (организаций нарастающим итогом)
--
60
--
65
Число участников рейтинговых оценок деятельности (предприятий нарастающим итогом)
57
59
60
62
Доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности (% нарастающим итогом)
2,1
2,3
2,5
2,7
IV. Потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования
Финансирование программы осуществляется за счёт средств областного бюджета.
Общая потребность в финансовых ресурсах составляет 1980 тыс. рублей, в том числе на 2010 год - 990 тыс. рублей, на 2011 год - 990 тыс. рублей.
Данные средства будут использованы на финансирование отдельных мероприятий программы, не финансируемых за счёт средств на содержание и обеспечение деятельности департамента, а именно:
- организация и проведение областных конференций;
- организация и проведение областных конкурсов, награждение их победителей;
- участие в форумах и конференциях.
Все указанные средства будут расходоваться целевым образом, в соответствии со сметами расходов, утверждёнными в установленном порядке.
V. Управление реализацией программы
(В редакции приказа департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 16.02.2009 № 1 (ru76000200900068))
Реализует программу и управляет процессами её реализации департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, а внутри департамента - комитет по качеству и сертификации (абзац в редакции приказа департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области от 16.02.2009 № 1 (ru76000200900068)).
Механизм управления состоит из следующих действий:
- периодический (1 раз в квартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий программы ответственным должностным лицом;
- рассмотрение результатов указанного мониторинга и анализа руководством департамента, принятие и проведение (при необходимости) корректирующих решений;
- внесение изменений в мероприятия программы (при необходимости);
- ежеквартальное информирование департамента экономического развития Ярославской области о ходе реализации мероприятий программы, предоставление в установленном порядке необходимой отчётности;
- предоставление в установленном порядке годовой отчётности с оценкой эффективности и результативности программы в департамент экономического развития Ярославской области, департамент финансов Ярославской области и управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области;
- проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур.
Управление программой должно обеспечить достижение ожидаемых конечных результатов и запланированной эффективности.
Ответственными должностными лицами за общую координацию реализации программы являются директор департамента и председатель комитета по качеству и сертификации.
Ответственными должностными лицами за исполнение мероприятий программы являются:
- председатель комитета по качеству и сертификации за мероприятия, указанные в подпунктах 1.1, 1.2 пункта 1, подпункте 4.3 пункта 4 раздела VI программы;
- заместитель председателя комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпункте 2.2 пункта 2, подпункте 4.1 пункта 4 раздела VI программы;
- начальник отдела комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпунктах 1.3 - 1.5 пункта 1, подпункте 2.3 пункта 2 раздела VI программы;
- консультант комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпункте 2.4 пункта 2, подпункте 4.2 пункта 4 раздела VI программы;
- ведущий специалист комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпунктах 2.1, 2.5 пункта 2 раздела VI программы;
- эксперт комитета по качеству и сертификации - за мероприятия, указанные в подпунктах 3.1 ,3.2 пункта 3 раздела VI программы.
МЕРОПРИЯТИЯ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ
№ п/п
Наименование задачи, мероприятия
Наименование целевого индикатора, единица измерения
Значение целевого индикатора
Сумма расходов (тыс. руб.)
отчётный год
2007
текущий финансовый год
2008
очередной финансовый год
2009
1-й год планового периода
2010
2-й год планового периода
2011
отчётный год
2007
текущий финансовый год
2008
очередной финансовый год
2009
1-й год планового периода
2010
2-й год планового периода
2011
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1.
Мотивация и методическая поддержка работ по внедрению предприятиями и организациями области систем менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны труда, социальной ответственности
удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе крупных и средних предприятий области (%)
--
(16,0)
(16,3)
20,0
25,0
1.1.
Организация и проведение ежегодных научно-практических конференций по вопросам качества товаров, услуг и менеджмента, технического регулирования
(162,0)
(200,0)
(240,0)
300,0
300,0
1.2.
Организация и проведение научно-методических семинаров, «круглых столов» по вопросам качества товаров, услуг и менеджмента, в том числе совместно с общественными и обучающими организациями
--
--
--
--
--
1.3.
Обеспечение предприятий и организаций, внедряющих системы менеджмента, копиями стандартов, методик и устными консультациями
--
--
--
--
--
1.4.
Проведение мониторинга состояния работ и результатов по внедрению систем менеджмента на предприятиях и в организациях области и информирование заинтересованных сторон
--
--
--
--
--
1.5.
Информационная и методическая помощь предприятиям и организациям области в реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
--
--
--
--
--
2.
Организация и проведение областных, российских и международных конкурсов по качеству
число участников конкурсов по качеству (организаций)
50
56
60
65
2.1.
Организация и проведение ежегодного областного конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества», награждение победителей
(269,0)
(290,0)
(450,0)
600,0
600,0
2.2.
Организация и проведение ежегодного регионального этапа Всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России»; представление предложений на федеральный этап конкурса
--
--
--
--
--
2.3.
Информационная и методическая поддержка всероссийских конкурсов и программ в области качества, в том числе: премий Правительства Российской Федерации в области качества, программы «Российское качество», выставки-конкурса «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века»
--
--
--
--
--
2.4.
Информационная и методическая поддержка международных конкурсов в области качества, в том числе: премий СНГ в области качества, премий EFQM в области качества, конкурса «Европейский стандарт»
--
--
--
--
--
2.5.
Проведение обучающих и методических семинаров по конкурсам в области качества, в том числе совместно с общественными и обучающими организациями
--
--
--
--
--
3.
Поддержка и развитие открытой системы рейтинговых оценок качества деятельности товаропроизводителей области
число участников рейтинговых оценок качества деятельности (предприятий)
(50)
(56)
59
62
3.1.
Организация и проведение рейтинговых оценок промышленных предприятий по качеству их деятельности (2 раза в год по утверждённой методике) с опубликованием результатов в электронных СМИ
--
--
--
--
--
3.2
Актуализация и совершенствование методики рейтинговых оценок с участием заинтересованных сторон (2010 год)
--
--
--
--
--
4.
Развитие региональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов по системам менеджмента, увеличение числа таких специалистов
доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности области (%)
(0,93)
(1,91)
2,3
2,7
4.1.
Реализация учебного курса «Менеджмент качества в органах государственного и муниципального управления» в учебных программах Института управления НОУ МУБиНТ (ежегодно по планам НОУ МУБиНТ)
--
--
--
--
--
4.2.
Организационное содействие и мониторинг результатов подготовки специалистов по системам менеджмента обучающими организациями и предприятиями области
--
--
--
--
--
4.3.
Обеспечение участия руководителей и специалистов департамента в международных и всероссийских форумах, конференциях, семинарах, совещаниях по вопросам качества товаров, услуг и менеджмента
(80,0)
(80,0)
90,0
90,0
Примечание: цифры, указанные в скобках в графах 4, 5, 8, 9, 10, относятся к действующей Областной целевой программе повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2008-2009 годы и приведены в таблице как справочные данные.
Список сокращений, использованных в разделе VI:
EFQM - Европейский фонд управления качеством
НОУ МУБиНТ - негосударственное образовательное учреждение Международный университет бизнеса и новых технологий
СМИ - средства массовой информации.
Приложение
к программе
Методика оценки эффективности программы
Оценка эффективности программы осуществляется ежегодно, в сроки, установленные для сдачи отчётности.
Эффективность реализации оценивается степенью достижения основных целевых показателей. Комплексный показатель эффективности R рассчитывается по формуле:
Xi тек
R=сумма Ki ---------- * 100, где
Xi план
Xi план - плановое значение показателя;
Xi тек- текущее значение показателя;
Ki - весовой коэффициент параметра.
При расчете комплексного показателя эффективности используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:
№
п/п
Наименование показателя
Значение весового коэффициента
1.
Удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе крупных и средних предприятий области (%)
0,35
2.
Число участников областного конкурса по качеству (организаций)
0,30
3.
Число участников рейтинговых оценок деятельности (предприятий)
0,20
4.
Доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности (%)
0,15
ИТОГО:
1,00
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | газета "Губернские вести" № 100 от 10.11.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.060 Качество продукции. Стандартизация. Сертификация. Маркировка (см. также 030.100.050, 090.100.100, 100.130.020, 110.010.070, 110.050.040), 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: