Основная информация
Дата опубликования: | 28 декабря 2011г. |
Номер документа: | RU66000201100955 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Свердловская область |
Принявший орган: | Департамент по труду и занятости населения Свердловской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРИКАЗ
ПРИКАЗ
Департамент по труду и занятости населения Свердловской области
от 28.12.2011 г. № 564
О внесении изменений в Ведомственную целевую программу содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы
(Утратил силу в связи с истечением срока действия)
Вносит изменения в следующий документ:
приказ Департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 20.04.2011 № 128 (ru66000201100206)
В целях приведения в соответствие численности участников мероприятий Ведомственной целевой программы, утвержденной приказом Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области (далее - Департамент) от 20.04.2011 г. № 128, нормативной численности, установленной протоколом Комиссии Федеральной службы по труду и занятости по проведению сверки исходных данных для расчета объемов субвенций
бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения на очередной финансовый год и плановый период, а также дополнительной сверке по уточнению исходных данных для расчетов объемов субвенции бюджету Свердловской области на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения на текущий год с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации от 11.07.2011 г. № 13
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в Ведомственную целевую программу содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы, утвержденную приказом департамента государственной службы занятости населения Свердловской области от 20.04.2011 г. № 128, изменения, изложив ее в новой редакции.
2. Контроль за исполнением настоящего цпiказа возложить на заместителя директора Департамента И А Малютин
И.о. директора Департамента
А.В. Макурин
Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы
1. Задачи программы
Одной из стратегических целей Департамента по труду и занятости Свердловской области (далее — департамент) и государственных казенных учреждений службы занятости населения Свердловской области (далее — центры занятости) является реализация государственной политики в области содействия занятости населения.
Для достижения стратегической цели выделяются задачи:
- содействие в трудоустройстве на постоянную и временную работу с достойной оплатой труда, в том числе с использованием гибких форм занятости (надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
- смягчение структурных и территориальных диспропорций на рынке труда;
- формирование рациональной региональной миграционной политики.
2. Описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы
Реализация Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Свердловской области на 20 11-2012 годы (далее — Ведомственная программа) позволит создать условия для обеспечения защиты граждан от безработицы, функционирования рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в целях повышения уровня благосостояния населения и достижения высоких стандартов качества жизни.
Реализация мероприятий Ведомственной программы позволит:
1) трудоустроить 214528 человек, в том числе 3978 инвалидов, в 2011 году — 108218 человек, в том числе 1978 инвалидов, в 2012 году — 106310 человек, в том числе 2000 инвалидов;
2) организовать профессиональную ориентацию 189455 граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, в том числе в 2011 году — 94950 человек, в 2012 году — 94505 человек;
3) оказать психологическую поддержку 19084 безработным гражданам, в том числе в 2011 году — 10962 человекам, в 2012 году — 8122 человекам;
4) обеспечить социальную адаптацию 18922 безработных граждан, в том числе в 2011 году — 10800 человек, в 2012 году — 8122 человек;
5) оказать содействие самозанятости 3862 безработным гражданам, в том числе в 2011 году — 2400 человекам, в 2012 году — 1462 человекам;
6) содействовать в переселении для работы в сельской местности в
2011 году 20 семьям; 7) содействовать безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости в 2012 году — 90 безработным гражданам и членам их семей;
8) организовать 940 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе в 2011 году — 523 ярмарки, в 2012 году — 417 ярмарок;
9) организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23142 безработных граждан, в том числе в 2011 году — 15020 человек, в 2012 году — 8122 человек;
10) организовать проведение оплачиваемых общественных работ 37370 человек, в том числе в 2011 году — 21330 человек, в 2012 году — 16040 человек;
11) организовать временное трудоустройство 43213
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в том числе в 2011 году — 27343 человек, в 2012 году — 15870 человек;
12) организовать временное трудоустройство 3998 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе в 2011 году — 2328 человек, в 2012 году — 1670 человек;
13) организовать временное трудоустройство 1207 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в том числе в 2011 году — 642 человек, в 2012 году — 565 человек;
14) оказать социальную поддержку безработным гражданам, в том числе:
назначить пособие по безработице —91980 безработным гражданам, в том числе в 2011 году - 46602 человека, в 2012 году — 45378 человек;
оказать материальную помощь 2000 человек, в том числе в 2011 году 1000 человек, в 2012 году — 1000 человек;
оформить досрочную пенсию 4349 безработным гражданам, в том числе в 2011 году 2475 человек, в 2012 году — 1874 человек; /
осуществить выплату стипендии в период прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости 23142 безработным гражданам, в том числе в 2011 году - 15020 человекам, в 2012 году — 8122 человекам;
переселить для работы в сельскую местность в 2011 году 20 семей.
Реализация программных мероприятий позволит достигнуть значения целевого показателя, установленного Ведомственной программой, - уровень регистрируемой безработицы не более 1,9 процента в 2011 году, не более 1,7 процента в 2012 году.
3. Сроки реализации программы
Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Свердловской области реализуется в 2011-2012 годах.
4. Объем расходов, необходимых для реализации мероприятий Программы
Источником финансирования мероприятий Ведомственной программы являются:
в 2011 году — средства федерального бюджета в виде субвенции на реализацию всех мероприятий содействия занятости в сумме 2668424,0 тысяч рублей.
Сумма дополнительно привлеченных средств местных бюджетов и работодателей составит 64113,8 тысяч рублей;
в 2012 году — средства областного бюджета на реализацию мероприятий содействия занятости в сумме 130321,3 тысяч рублей, средства федерального бюджета в виде субвенции на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в сумме 1878825,3 тысяч рублей.
Сумма дополнительно привлеченных средств местных бюджетов и работодателей составит 64113,8 тысяч рублей.
5. Порядок осуществления мероприятий по реализации Программы
Выполнение мероприятий по реализации Ведомственной программы осуществляется при совместном участии департамента, центров занятости, органов местного самоуправления Свердловской области, работодателей.
6. Методика оценки эффективности реализации Программы
Ожидаемые показатели эффективности: трудоустройство граждан на постоянную работу с оплатой труда выше величины прожиточного минимума, исчисленной в регионе в установленном порядке, обеспечивающее социальную стабильность в обществе, снижение уровня бедности.
Ожидаемая экономическая эффективность выражается в дополнительных бюджетных поступлениях и экономии средств бюджета на выплату пособий по безработице. Расчет эффективности Программы представлен в приложении № 1 к настоящей Программе.
Коэффициент эффективности бюджетных расходов (отношение налоговых поступлений в бюджетную систему, поступлений во внебюджетные фонды и экономии средств бюджета на выплату пособий по безработице к расходам бюджета) составил в 2011 году 2,2 рубля на 1 рубль затрат, в 2012 году 2,2 рубля на 1 рубль затрат.
7. План мероприятий по реализации Программы
План мероприятий по реализации Ведомственной программы содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы представлен в приложении М 2.
Приложение № 1
к программе
Расчет эффективности реализации Программы
(приведен на бумажном носителе)
Приложение № 2
к программе
План мероприятий по реализации Ведомственной целевой программе содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы
(приведен на бумажном носителе)
Пояснительная записка к Ведомственной целевой программе содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы
1. Сведения о Ведомственной целевой программе содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы
Наименование главного распорядителя средств областного бюджета
Департамент по труду и занятости Свердловской области
Наименование ведомственной целевой программы
Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения
Приказ департамента государственной службы занятости населения Свердловской области от 29 апреля 2010 г. ЗГ 277 «О разработке программ содействия занятости на 2011-2012 годы»
Основной разработчик Программы
Департамент по труду и занятости Свердловской области
Должностное лицо, утвердившее ведомственную целевую программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта
Номер и дата учета в Министерстве экономики Свердловской области
Основание для разработки Программы
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановление Правительства Свердловской области от 21.05.2008 г. № 481-ПП «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ в Свердловской области»
Цели и задачи
Стратегическая цель:
реализация государственной политики в области содействия занятости населения.
Задачи:
1) содействие в трудоустройстве на постоянную и временную работу с достойной оплатой труда, в том числе с использованием гибких форм занятости (надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
2) смягчение структурных и территориальных диспропорций на рынке труда;
3) формирование рациональной региональной миграционной политики
Целевые индикаторы и показатели
уровень регистрируемой безработицы в 2011 году не более 1,9 процента, в 2012 году - не более 1,7 процента
Характеристика программных мероприятий
1) содействие гражданам в поиске подходящей работы;
2) информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;
3) организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
4) психологическая поддержка безработных граждан;
5) социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
6) содействие самозанятости безработных граждан;
7) содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
8) содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
9) организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
10) организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
11) организация проведения оплачиваемых общественных работ;
12) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
13) организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
14) организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
15) организация осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными
Сроки реализации
2011-2012 годы
Объемы и источники финансирования
в 2011 году:
средства федерального бюджета в виде субвенции на реализацию всех мероприятий содействия занятости в сумме 2668428,0 тысяч рублей;
дополнительно привлеченные средства местных бюджетов и работодателей — 64 113,8 тысяч рублей;
в 2012 году:
средства областного бюджета на реализацию мероприятий содействия занятости в сумме 130321,3 тысяч рублей;
средства федерального бюджета в виде субвенции на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в сумме 1878825,3 тысяч рублей;
дополнительно привлеченные средства местных бюджетов и работодателей — 64113,8 тысяч рублей
Исполнитель основных мероприятий
Департамент по труду и занятости Свердловской области, государственные казенные учреждения службы занятости населения Свердловской области (далее — центры занятости)
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация мероприятий программы в 2011-2012 годах позволит:
1) трудоустроить 214528 человек, в том числе 3978 инвалидов;
2) оказать услуги по профессиональной ориентации 189455 граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
3) оказать психологическую поддержку 19084 безработным гражданам;
4) обеспечить социальную адаптацию на рынке труда 18922 безработных граждан;
5) оказать содействие самозанятости 3862 безработных граждан;
6) организовать 940 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
7) организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23142 безработных граждан;
8) обеспечить участие в общественных работах 37370 человек;
9) организовать временное трудоустройство 43213 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
10) организовать временное трудоустройство 3998 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
11) организовать временное трудоустройство 1207 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
12) переселить в сельскую местность для работы 20 семей;
13) содействовать 90 безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
14) оказать социальную поддержку 121471 безработному гражданину
Орган, осуществляющий контроль за реализацией Программы
Министерство экономики Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Департамент по труду и занятости Свердловской области
2. Характеристика ключевых проблем в сфере занятости населения и на рынке труда Свердловской области
Свердловская область относится к числу регионов России, наиболее пострадавших от экономического кризиса в силу того, что около 70 процентов промышленного производства области составляют черная и цветная металлургия и машиностроение, включая оборонно-промышленный комплекс
- отрасли, наиболее зависящие как от мировой конъюнктуры, так и от бюджетных инвестиций. Объемы промышленного производства в Свердловской области в начале 2009 года снизились на 30 процентов по сравнению с уровнем соответствующего периода 2008 года.
Ухудшение экономической ситуации в 2009 году предопределило отрицательную динамику показателей рынка труда.
Вместе с тем, динамика индекса промышленного производства в 2009- 2010 годах свидетельствует о постепенном преодолении областью негативных последствий кризиса: в январе - августе 2010 года индекс промышленного производства составил 115,4 процента к аналогичному периоду 2009 года, во многих видах деятельности достигнут рост объемов производства.
Для предприятий Свердловской области 2010 год является периодом адаптации к новым экономическим условиям, а стабильные положительные темпы роста производства в промышленности стоит ожидать в последующих 2011 - 2012 годах.
За период с начала кризиса (с 1 октября 2008 года) по 1 октября 2010 года:
- численность официально зарегистрированных безработных увеличилась в 2,2 раза (с 26,4 до 58,2 тыс. человек);
- уровень регистрируемой безработицы вырос с 1,08 до 2,44 процента;
- количество вакансий уменьшилось в 1,5 раза (с 46,8 до 31,0 тыс. рабочих мест).
В 2009 году количество граждан, обратившихся в службу занятости Свердловской области в поиске подходящей работы, по сравнению с 2008 годом увеличилось в 1,5 раза (с 237349 человек до 359861 человека).
В течение 2009 года 152 организации заявили о предстоящих увольнениях 36899 работников (в 2,6 раза больше, чем за 2008 год - 14760 человек). Уволено 18517 человек из ранее заявленных на увольнение работников, из них трудоустроено - 4190 человек.
С января 2010 года по сентябрь 2010 года заявили о предстоящих увольнениях по причине ликвидации организаций и сокращения численности или штата работников, снижения объема производства 87 организаций на 16091 человек, из них уволен 7431 работник (46,2 процента от общей численности работников, намеченных к увольнению).
Несмотря на то, что многие предприятия, стремясь сохранить кадровый потенциал, продолжают использовать режим неполного рабочего времени, количество работников, занятых неполное рабочее время, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в 3,7 раза с 94000 до 25096 человек.
На 1 октября 2010 года в центры занятости поступили сведения от 546 организаций (со среднесписочной численностью работающих 91974 человека) о введении режима неполной занятости работников:
- в простое по вине работодателя находились 2054 человека;
- неполное рабочее время работали 21840 человек;
- предоставлен отпуск без сохранения заработной платы 1202 работникам.
О восстановлении экономики области в 2010 году свидетельствует тот факт, что только в январе-сентябре 2010 года в Свердловской области было создано более 7 тысяч постоянных рабочих мест.
Положительные сдвиги можно наблюдать и на региональном рынке труда.
В январе-сентябре 2010 года количество граждан, обратившихся в органы службы занятости населения Свердловской области в поиске подходящей работы, составило 173039 чел., что в 1,7 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2009 года (299650 чел.).
За январь-сентябрь 2010 года трудоустроено 102570 человек, или 59,3 процента от численности обратившихся граждан в поиске подходящей работы (в январе-сентябре 2009 года - 161853 человека, или 54,0 процента).
Начиная с марта 2010 года, наметилась устойчивая тенденция снижения численности официально зарегистрированных безработных. Численность безработных снизилась с 1 марта по 1 октября на 37139 человек. Еженедельное снижение числа безработных граждан в марте составило 600 человек, в апреле — 700 человек, в мае — 1000 человек, в июне — 1600 человек, в июле — 900 человек, августе — 1200 человек, сентябре — 1400 человек.
Анализ состава безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на 1 октября 2010 года, показал, что 54,5 процента от общей численности безработных составляют женщины, 24,5 процента — жители сельской местности, выпускники учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования — 3,6 процента. Численность молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в общей численности безработных составляет 30,3 процента. Самая многочисленная группа среди безработных (62,7 процента) — граждане от 30 лет до предпенсионного возраста (за два года до наступления пенсионного возраста). Граждане предпенсионного возраста составляют 7,0 процента в общей численности безработных граждан.
На рынке труда сохраняются, как территориальные диспропорции, так и структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы в профессионально - квалификационном разрезе.
Значительная часть вакансий (более 60,0 процента) сосредоточена в крупных городах Свердловской области, где проживает наибольшее количество экономически активного населения. При этом численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, обслуживающих эти города, составляет 40,0 процента.
По прогнозам, в 2010 году ожидается дальнейшее снижение обращений граждан в органы службы занятости.
Вместе с тем, несмотря на наблюдаемые положительные тенденции, на ситуацию на областном рынке труда продолжает влиять ряд отрицательных факторов.
К наиболее серьезным из них относятся: сохранение как территориальных диспропорций на рынке труда, так и структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы в профессионально квалификационном разрезе, высокая степень износа основных фондов, особенно в промышленности, проблемы развития агропромышленного комплекса.
Основной проблемой на рынке труда Свердловской области остается высокий уровень безработицы. В то же время в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе основным вопросом вновь станет сокращение предложения рабочей силы, обусловленное демографическими причинами, а также дисбалансом между рынком труда и рынком образовательных услуг.
Изменение структуры экономики приведет к изменению профессионально-квалификационной структуры рабочей силы и повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.
Мероприятия Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы направлены на решение имеющихся на областном рынке труда проблем, в том числе реализацию мероприятий активной политики занятости населения, выплату пособий по безработице, стипендий безработным в период профессионального обучения, оформление досрочной пенсии.
3. Программные мероприятия
Задача по содействию в трудоустройстве на постоянную и временную работу решается посредством реализации следующих мероприятий:
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда
Основные направления деятельности службы занятости населения Свердловской области по информированию о положении на рынке труда:
1) предоставление и распространение информации о положении на рынке труда;
2) формирование положительного имиджа службы занятости населения Свердловской области и повышение востребованности ее услуг у граждан и работодателей, в том числе посредством:
совершенствования созданных в центрах занятости информационных структур и зон;
издания справочных материалов и полиграфической продукции рекламно-информационного характера;
размещения информационных материалов в средствах массовой информации;
использования в деятельности центров занятости передовых информационных технологий, в том числе Информационного портала службы занятости населения Свердловской области (WEB-портала) в сети Интернет;
организации работы специализированных транспортных срёдств, оборудованных компьютерной и оргтехникой и укомплектованных раздаточными материалами.
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
Работа по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест будет направлена на: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование граждан и работодателей о спросе и предложении на рабочую силу; смягчение негативных последствий массовых увольнений работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников; содействие занятости различных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Планируется организовать при участии центров занятости 940 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе в 2011 году — 523 ярмарки, в 2012 году —417 ярмарок.
Содействие занятости инвалидов
На рынке труда наибольшие трудности испытывают инвалиды. Наличие у граждан с ограниченной трудоспособностью профессии, не востребованной на рынке труда, или ее отсутствие, с одной стороны, ограничения по обучению из-за состояния здоровья и низкая мотивация к труду, с другой, — все эти факторы влияют на эффективность реализации мероприятий по содействию занятости инвалидов.
Решение проблемы занятости инвалидов, как граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
- содействие занятости безработных инвалидов, в том числе через повышение их конкурентоспособности на рынке труда (профориентация и профобучение, программы временной занятости, содействие предпринимательству и т.п.);
- тесное взаимодействие областной службы занятости населения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с заинтересованными ведомствами и общественными организациями инвалидов в вопросах решения проблемы профессиональной реабилитации инвалидов;
- участие в реализации постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 г. № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
- осуществление контроля за приёмом на работу инвалидов в счёт установленной квоты и за регистрацией инвалидов в качестве безработных.
Планируется трудоустроить 3978 инвалидов, в том числе в 2011 году — 1978 человек, в 2012 году — 2000 человек.
Развитие гибких форм занятости
С целью развития гибких форм занятости центры занятостi на плановой основе проводят работу по привлечению в регистр получателей государственных услуг (банк вакансий) вакансий предприятий и организаций, предлагающих скользящий (свободный) график работы, работу с укороченным рабочим днем, неделей, а также надомный труд или дежурство в ночное время.
Информация об указанных вакансиях размещена на Интернет-ресурсах службы занятости: web - портале службы занятости населения Свердловской области (www.szn-ural.ru) и Информационном портале Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» (www.trudvsem.ru) и доступна для осуществления гражданами самостоятельного поиска работы.
По мере поступления от работодателей вакансий с надомной занятостью и гибким графиком работы центрами занятости организуется их заполнение путем индивидуального подбора кадров, проведения «выездных отделов кадров», целевых и специализированных ярмарок вакансий. В 2011-2012 годах ожидается, что в банк вакансий будет заявлено порядка 5600 предложений работодателей для замещения рабочих мест с неполной занятостью.
Оказание содействия самозанятости безработных граждан
В 2011-2012 годах 3862 безработных гражданина получат методическую и практическую поддержку в развитии предпринимательской инициативы, в том числе (в 2011 году — 2400 человек, в 2012 году — 1462 человека) путем:
1) консультирования и профессиональной ориентации незанятых граждан, оказания им правовой, организационной и финансовой поддержки на стадии организации собственного дела;
2) обучения безработных в образовательных учреждениях профессионального образования и других организациях по профессиям и специальностям, позволяющим работать в сфере предпринимательской деятельности, организовать собственное дело;
3) оказания единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
Организация общественных работ
Организация общественных работ осуществляется на основе внедрения эффективного механизма взаимодействия с социальными партнерами, расширения и повышения качества и доступности государственных услуг, оказываемых безработным и ищущим работу гражданам с целью реализации их права на труд и вознаграждение за труд; развития сотрудничества с работодателями в целях расширения банка вакансий на временную занятость; использования механизмов профилирования безработных граждан; обеспечения доступности информации о мерах по организации общественных работ для клиентов органов службы занятости.
Предполагается участие в общественных работах 37370 человек, в том числе в 2011 году — 21330 человек, в 2012 году — 16040 человек.
Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы
Современная ситуация на рынке труда, характеризующаяся довольно жесткими ограничениями возможностей трудоустройства, не позволяет лицам, испытывающим трудности в поиске работы, конкурировать на равных за свободные рабочие места с другими гражданами.
С целью повышения эффективности мероприятий по содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, принимаются меры для усиления принципа адресности в работе службы занятости населения Свердловской области. Содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, осуществляется путем организации временного трудоустройства, предоставления им преимущественного права получения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, содействия предпринимательской инициативе.
Планируется организовать временное трудоустройство 3998 человек, в том числе в 2011 году — 2328 человек, в 2012 году — 1670 человек.
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые
Мероприятия по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, помогут молодым людям адаптироваться к трудовым отношениям, приобрести профессиональные навыки и опыт корпоративного взаимодействия, а работодателям — осуществить профессиональный отбор специалистов и обеспечить выполнение целей и задач кадровой политики организации.
Предполагается организовать временное трудоустройство 1207 человек, в том числе в 2011 году — 642 человек, в 2012 году — 565 человек;
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
Основной целью временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет является их приобщение к труду, получение позитивных жизненных и профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности, приобретение опыта взаимоотношений с рабоодателями, а также осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Планируется в приоритетном порядке направлять для участия во временном трудоустройстве подростков из числа детей-сирот, из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (семьи безработных граждан, неполные и многодетные семьи), а также из числа детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Планируется обеспечить временную занятость 43213 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в том числе в 2011 году — 27343 граждан, в 2012 году — 15870 граждан.
Смягчение структурных и территориальных диспропорций на рынке труда
Данная задача решается посредством реализации следующих мероприятий:
Профессиональное обучение безработных граждан
Профессиональное обучение безработных граждан является приоритетным направлением активной политики занятости населения, призванным, с одной стороны, обеспечить продуктивную, свободно избранную занятость граждан, усилить их профессиональную защищенность посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда, а с другой — способствовать развитию трудовых ресурсов и пополнению кадрового потенциала Свердловской области.
Предполагается, что в 2011-2012 годах на профессиональное обучение будет направлено 23142 безработных гражданина, в 2011 году — 15020 человек, в 2012 году — 8122 человека.
Организация профессионального обучения инвалидов
Получение при посредничестве службы занятости населения Свердловской области профессии или специальности, востребованной на рынке труда, для лиц с ограниченной трудоспособностью зачастую является главным условием их последующего трудоустройства, в связи с чем, особую актуальность приобретает организация профессионального обучения инвалидов с учетом рекомендаций, отмеченных в индивидуальных картах реабилитации.
На профессиональное обучение будет направлено 200 инвалидов, включая инвалидов вследствие боевых действий и военных травм, в том числе в 2011 году — 100 человек, в 2012 году — 100 человек.
Организация профессионального обучения безработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет
С целью привлечения неиспользуемых ранее категорий трудовых ресурсов, планируется организация профессионального обучения 750 безработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, с учетом их профессиональных склонностей и потребностей рынка труда, в том числе в 2011 году — 250 женщин, в 2012 году — 500 женщин.
Развитие системы профессиональной ориентации населения
Профессиональная ориентация направлена на реализацию права граждан на труд, свободный выбор рода деятельности, на удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической ситуации на рынке труда, определении профессии (специальности) для прохождения профессиональной подготовки, 1переподготовки или повышения квалификации. Профориентационное содействие получат 189455 граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, в том числе в 2011 году — 94950 человек, в 2012 году — 94505 человек.
Психологическая поддержка безработным гражданам
Психологическая поддержка безработных граждан в системе службы занятости населения способствует профессиональному и социальному самоопределению человека, повышению его конкурентоспособности на рынке труда.
Психологическую поддержку получат 19084 безработных гражданина, в том чйслё в 2011 году — 10962 гражданам, в 2012 году — 8122 гражданам.
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда направлена на удовлетворение потребности граждан, признанных в установленном порядке безработными, в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодоления последствий длительной безработицы, повышения мотивации к труду, самокорреляции. Участие безработных граждан в программах социальной адаптации способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у них активной жизненной позиции.
Государственную услугу по социальной адаптации получат 18922 безработных граждан, в том числе в 2011 году —10800 человек, в 2012 году — 8122 человек.
Формирование рациональной региональной миграционной политики
Одним из важнейших направлений деятельности службы занятости населения в вопросах регулирования трудовой миграции является реализация мероприятий по формированию и сопровождению банка вакансий с предоставлением жилья по Свердловской области и сбора сведений о вакансиях других регионов Российской Федерации для формирования аналогичного банка вакансий.
Используя различные формы и методы взаимодействия с работодателями (проведение ярмарок вакансий, выездных отделов кадров и совещаний, заключение договоров о сотрудничестве), расширяя круг партнёров в решении вопросов сельскохозяйственного переселения семей (двухстороннее соглашение между департаментом и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области), планируется переселить в сельскую местность в 2011 году 20 семей. В 2012 году планируется содействовать 90 безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность, в том числе трудоустроить 60 человек.
Планируется трудоустроить в рамках организованного набора на территории и за пределами области 3070 человек, в том числе 2011 году — 1639 человек, в 2012 году — 1431 человека.
Военнослужащим, уволенным с военной службы, и гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предлагается информация о вакансиях с предоставлением жилья из областного банка данных и аналогичных банков данных других регионов Российской Федерации.
С целью повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Свердловской области необходимо продолжить работу по привлечению и использованию иностранных работников в рамках установленных для Свердловской области квот:
1) на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
2) на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
Работа по привлечению и использованию иностранных работников основывается на принципе приоритетности права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и будет вестись по следующим направлениям:
1) проведение мониторинга по привлечению и использованию работодателями иностранной рабочей силы;
2) организация работы по приему и учету уведомлений работодателей о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан;
3) участие в работе Межведомственной комиссии Правительства Свердловской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников в рамках подготовки предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности;
4) организация работы по выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы;
5) проведение информирования и консультирования работодателей по вопросам привлечения и использования иностранных работников с применением эффективных форм работы (совещания, «круглые столы», специально разработанные памятки, маркетинговые посещения предприятий, письма-уведомления);
6) организация работы по информированию иностранных граждан, в том числе беженцев, испытывающих трудности в поиске работы, о возможностях трудоустройства на предприятиях Свердловской области;
7) координация действий и обмен информацией между Департаментом и Управлением Федеральной миграционной службы России по Свердловской области по вопросам трудовой миграции на основе Соглашения о взаимодействии;
8) повышение эффективности взаимодействия с социальными партнерами службы занятости в работе по привлечению и использованию иностранных работников.
4. Риски в реализации Программы
Риски в реализации Ведомственной программы связаны со следующими факторами:
возможное отсутствие финансирования (неполное финансирование) мероприятий, предусмотренных Программой;
усиление напряженности на рынке труда Свердловской области в связи с массовыми увольнениями работников предприятий (организаций).
ПРИКАЗ
ПРИКАЗ
Департамент по труду и занятости населения Свердловской области
от 28.12.2011 г. № 564
О внесении изменений в Ведомственную целевую программу содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы
(Утратил силу в связи с истечением срока действия)
Вносит изменения в следующий документ:
приказ Департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 20.04.2011 № 128 (ru66000201100206)
В целях приведения в соответствие численности участников мероприятий Ведомственной целевой программы, утвержденной приказом Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области (далее - Департамент) от 20.04.2011 г. № 128, нормативной численности, установленной протоколом Комиссии Федеральной службы по труду и занятости по проведению сверки исходных данных для расчета объемов субвенций
бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения на очередной финансовый год и плановый период, а также дополнительной сверке по уточнению исходных данных для расчетов объемов субвенции бюджету Свердловской области на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения на текущий год с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации от 11.07.2011 г. № 13
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в Ведомственную целевую программу содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы, утвержденную приказом департамента государственной службы занятости населения Свердловской области от 20.04.2011 г. № 128, изменения, изложив ее в новой редакции.
2. Контроль за исполнением настоящего цпiказа возложить на заместителя директора Департамента И А Малютин
И.о. директора Департамента
А.В. Макурин
Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы
1. Задачи программы
Одной из стратегических целей Департамента по труду и занятости Свердловской области (далее — департамент) и государственных казенных учреждений службы занятости населения Свердловской области (далее — центры занятости) является реализация государственной политики в области содействия занятости населения.
Для достижения стратегической цели выделяются задачи:
- содействие в трудоустройстве на постоянную и временную работу с достойной оплатой труда, в том числе с использованием гибких форм занятости (надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
- смягчение структурных и территориальных диспропорций на рынке труда;
- формирование рациональной региональной миграционной политики.
2. Описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы
Реализация Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Свердловской области на 20 11-2012 годы (далее — Ведомственная программа) позволит создать условия для обеспечения защиты граждан от безработицы, функционирования рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в целях повышения уровня благосостояния населения и достижения высоких стандартов качества жизни.
Реализация мероприятий Ведомственной программы позволит:
1) трудоустроить 214528 человек, в том числе 3978 инвалидов, в 2011 году — 108218 человек, в том числе 1978 инвалидов, в 2012 году — 106310 человек, в том числе 2000 инвалидов;
2) организовать профессиональную ориентацию 189455 граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, в том числе в 2011 году — 94950 человек, в 2012 году — 94505 человек;
3) оказать психологическую поддержку 19084 безработным гражданам, в том числе в 2011 году — 10962 человекам, в 2012 году — 8122 человекам;
4) обеспечить социальную адаптацию 18922 безработных граждан, в том числе в 2011 году — 10800 человек, в 2012 году — 8122 человек;
5) оказать содействие самозанятости 3862 безработным гражданам, в том числе в 2011 году — 2400 человекам, в 2012 году — 1462 человекам;
6) содействовать в переселении для работы в сельской местности в
2011 году 20 семьям; 7) содействовать безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости в 2012 году — 90 безработным гражданам и членам их семей;
8) организовать 940 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе в 2011 году — 523 ярмарки, в 2012 году — 417 ярмарок;
9) организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23142 безработных граждан, в том числе в 2011 году — 15020 человек, в 2012 году — 8122 человек;
10) организовать проведение оплачиваемых общественных работ 37370 человек, в том числе в 2011 году — 21330 человек, в 2012 году — 16040 человек;
11) организовать временное трудоустройство 43213
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в том числе в 2011 году — 27343 человек, в 2012 году — 15870 человек;
12) организовать временное трудоустройство 3998 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе в 2011 году — 2328 человек, в 2012 году — 1670 человек;
13) организовать временное трудоустройство 1207 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в том числе в 2011 году — 642 человек, в 2012 году — 565 человек;
14) оказать социальную поддержку безработным гражданам, в том числе:
назначить пособие по безработице —91980 безработным гражданам, в том числе в 2011 году - 46602 человека, в 2012 году — 45378 человек;
оказать материальную помощь 2000 человек, в том числе в 2011 году 1000 человек, в 2012 году — 1000 человек;
оформить досрочную пенсию 4349 безработным гражданам, в том числе в 2011 году 2475 человек, в 2012 году — 1874 человек; /
осуществить выплату стипендии в период прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости 23142 безработным гражданам, в том числе в 2011 году - 15020 человекам, в 2012 году — 8122 человекам;
переселить для работы в сельскую местность в 2011 году 20 семей.
Реализация программных мероприятий позволит достигнуть значения целевого показателя, установленного Ведомственной программой, - уровень регистрируемой безработицы не более 1,9 процента в 2011 году, не более 1,7 процента в 2012 году.
3. Сроки реализации программы
Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Свердловской области реализуется в 2011-2012 годах.
4. Объем расходов, необходимых для реализации мероприятий Программы
Источником финансирования мероприятий Ведомственной программы являются:
в 2011 году — средства федерального бюджета в виде субвенции на реализацию всех мероприятий содействия занятости в сумме 2668424,0 тысяч рублей.
Сумма дополнительно привлеченных средств местных бюджетов и работодателей составит 64113,8 тысяч рублей;
в 2012 году — средства областного бюджета на реализацию мероприятий содействия занятости в сумме 130321,3 тысяч рублей, средства федерального бюджета в виде субвенции на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в сумме 1878825,3 тысяч рублей.
Сумма дополнительно привлеченных средств местных бюджетов и работодателей составит 64113,8 тысяч рублей.
5. Порядок осуществления мероприятий по реализации Программы
Выполнение мероприятий по реализации Ведомственной программы осуществляется при совместном участии департамента, центров занятости, органов местного самоуправления Свердловской области, работодателей.
6. Методика оценки эффективности реализации Программы
Ожидаемые показатели эффективности: трудоустройство граждан на постоянную работу с оплатой труда выше величины прожиточного минимума, исчисленной в регионе в установленном порядке, обеспечивающее социальную стабильность в обществе, снижение уровня бедности.
Ожидаемая экономическая эффективность выражается в дополнительных бюджетных поступлениях и экономии средств бюджета на выплату пособий по безработице. Расчет эффективности Программы представлен в приложении № 1 к настоящей Программе.
Коэффициент эффективности бюджетных расходов (отношение налоговых поступлений в бюджетную систему, поступлений во внебюджетные фонды и экономии средств бюджета на выплату пособий по безработице к расходам бюджета) составил в 2011 году 2,2 рубля на 1 рубль затрат, в 2012 году 2,2 рубля на 1 рубль затрат.
7. План мероприятий по реализации Программы
План мероприятий по реализации Ведомственной программы содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы представлен в приложении М 2.
Приложение № 1
к программе
Расчет эффективности реализации Программы
(приведен на бумажном носителе)
Приложение № 2
к программе
План мероприятий по реализации Ведомственной целевой программе содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы
(приведен на бумажном носителе)
Пояснительная записка к Ведомственной целевой программе содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы
1. Сведения о Ведомственной целевой программе содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы
Наименование главного распорядителя средств областного бюджета
Департамент по труду и занятости Свердловской области
Наименование ведомственной целевой программы
Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения
Приказ департамента государственной службы занятости населения Свердловской области от 29 апреля 2010 г. ЗГ 277 «О разработке программ содействия занятости на 2011-2012 годы»
Основной разработчик Программы
Департамент по труду и занятости Свердловской области
Должностное лицо, утвердившее ведомственную целевую программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта
Номер и дата учета в Министерстве экономики Свердловской области
Основание для разработки Программы
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановление Правительства Свердловской области от 21.05.2008 г. № 481-ПП «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ в Свердловской области»
Цели и задачи
Стратегическая цель:
реализация государственной политики в области содействия занятости населения.
Задачи:
1) содействие в трудоустройстве на постоянную и временную работу с достойной оплатой труда, в том числе с использованием гибких форм занятости (надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
2) смягчение структурных и территориальных диспропорций на рынке труда;
3) формирование рациональной региональной миграционной политики
Целевые индикаторы и показатели
уровень регистрируемой безработицы в 2011 году не более 1,9 процента, в 2012 году - не более 1,7 процента
Характеристика программных мероприятий
1) содействие гражданам в поиске подходящей работы;
2) информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;
3) организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
4) психологическая поддержка безработных граждан;
5) социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
6) содействие самозанятости безработных граждан;
7) содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
8) содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
9) организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
10) организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
11) организация проведения оплачиваемых общественных работ;
12) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
13) организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
14) организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
15) организация осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными
Сроки реализации
2011-2012 годы
Объемы и источники финансирования
в 2011 году:
средства федерального бюджета в виде субвенции на реализацию всех мероприятий содействия занятости в сумме 2668428,0 тысяч рублей;
дополнительно привлеченные средства местных бюджетов и работодателей — 64 113,8 тысяч рублей;
в 2012 году:
средства областного бюджета на реализацию мероприятий содействия занятости в сумме 130321,3 тысяч рублей;
средства федерального бюджета в виде субвенции на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в сумме 1878825,3 тысяч рублей;
дополнительно привлеченные средства местных бюджетов и работодателей — 64113,8 тысяч рублей
Исполнитель основных мероприятий
Департамент по труду и занятости Свердловской области, государственные казенные учреждения службы занятости населения Свердловской области (далее — центры занятости)
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация мероприятий программы в 2011-2012 годах позволит:
1) трудоустроить 214528 человек, в том числе 3978 инвалидов;
2) оказать услуги по профессиональной ориентации 189455 граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
3) оказать психологическую поддержку 19084 безработным гражданам;
4) обеспечить социальную адаптацию на рынке труда 18922 безработных граждан;
5) оказать содействие самозанятости 3862 безработных граждан;
6) организовать 940 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
7) организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23142 безработных граждан;
8) обеспечить участие в общественных работах 37370 человек;
9) организовать временное трудоустройство 43213 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
10) организовать временное трудоустройство 3998 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
11) организовать временное трудоустройство 1207 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
12) переселить в сельскую местность для работы 20 семей;
13) содействовать 90 безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
14) оказать социальную поддержку 121471 безработному гражданину
Орган, осуществляющий контроль за реализацией Программы
Министерство экономики Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Департамент по труду и занятости Свердловской области
2. Характеристика ключевых проблем в сфере занятости населения и на рынке труда Свердловской области
Свердловская область относится к числу регионов России, наиболее пострадавших от экономического кризиса в силу того, что около 70 процентов промышленного производства области составляют черная и цветная металлургия и машиностроение, включая оборонно-промышленный комплекс
- отрасли, наиболее зависящие как от мировой конъюнктуры, так и от бюджетных инвестиций. Объемы промышленного производства в Свердловской области в начале 2009 года снизились на 30 процентов по сравнению с уровнем соответствующего периода 2008 года.
Ухудшение экономической ситуации в 2009 году предопределило отрицательную динамику показателей рынка труда.
Вместе с тем, динамика индекса промышленного производства в 2009- 2010 годах свидетельствует о постепенном преодолении областью негативных последствий кризиса: в январе - августе 2010 года индекс промышленного производства составил 115,4 процента к аналогичному периоду 2009 года, во многих видах деятельности достигнут рост объемов производства.
Для предприятий Свердловской области 2010 год является периодом адаптации к новым экономическим условиям, а стабильные положительные темпы роста производства в промышленности стоит ожидать в последующих 2011 - 2012 годах.
За период с начала кризиса (с 1 октября 2008 года) по 1 октября 2010 года:
- численность официально зарегистрированных безработных увеличилась в 2,2 раза (с 26,4 до 58,2 тыс. человек);
- уровень регистрируемой безработицы вырос с 1,08 до 2,44 процента;
- количество вакансий уменьшилось в 1,5 раза (с 46,8 до 31,0 тыс. рабочих мест).
В 2009 году количество граждан, обратившихся в службу занятости Свердловской области в поиске подходящей работы, по сравнению с 2008 годом увеличилось в 1,5 раза (с 237349 человек до 359861 человека).
В течение 2009 года 152 организации заявили о предстоящих увольнениях 36899 работников (в 2,6 раза больше, чем за 2008 год - 14760 человек). Уволено 18517 человек из ранее заявленных на увольнение работников, из них трудоустроено - 4190 человек.
С января 2010 года по сентябрь 2010 года заявили о предстоящих увольнениях по причине ликвидации организаций и сокращения численности или штата работников, снижения объема производства 87 организаций на 16091 человек, из них уволен 7431 работник (46,2 процента от общей численности работников, намеченных к увольнению).
Несмотря на то, что многие предприятия, стремясь сохранить кадровый потенциал, продолжают использовать режим неполного рабочего времени, количество работников, занятых неполное рабочее время, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в 3,7 раза с 94000 до 25096 человек.
На 1 октября 2010 года в центры занятости поступили сведения от 546 организаций (со среднесписочной численностью работающих 91974 человека) о введении режима неполной занятости работников:
- в простое по вине работодателя находились 2054 человека;
- неполное рабочее время работали 21840 человек;
- предоставлен отпуск без сохранения заработной платы 1202 работникам.
О восстановлении экономики области в 2010 году свидетельствует тот факт, что только в январе-сентябре 2010 года в Свердловской области было создано более 7 тысяч постоянных рабочих мест.
Положительные сдвиги можно наблюдать и на региональном рынке труда.
В январе-сентябре 2010 года количество граждан, обратившихся в органы службы занятости населения Свердловской области в поиске подходящей работы, составило 173039 чел., что в 1,7 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2009 года (299650 чел.).
За январь-сентябрь 2010 года трудоустроено 102570 человек, или 59,3 процента от численности обратившихся граждан в поиске подходящей работы (в январе-сентябре 2009 года - 161853 человека, или 54,0 процента).
Начиная с марта 2010 года, наметилась устойчивая тенденция снижения численности официально зарегистрированных безработных. Численность безработных снизилась с 1 марта по 1 октября на 37139 человек. Еженедельное снижение числа безработных граждан в марте составило 600 человек, в апреле — 700 человек, в мае — 1000 человек, в июне — 1600 человек, в июле — 900 человек, августе — 1200 человек, сентябре — 1400 человек.
Анализ состава безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на 1 октября 2010 года, показал, что 54,5 процента от общей численности безработных составляют женщины, 24,5 процента — жители сельской местности, выпускники учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования — 3,6 процента. Численность молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в общей численности безработных составляет 30,3 процента. Самая многочисленная группа среди безработных (62,7 процента) — граждане от 30 лет до предпенсионного возраста (за два года до наступления пенсионного возраста). Граждане предпенсионного возраста составляют 7,0 процента в общей численности безработных граждан.
На рынке труда сохраняются, как территориальные диспропорции, так и структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы в профессионально - квалификационном разрезе.
Значительная часть вакансий (более 60,0 процента) сосредоточена в крупных городах Свердловской области, где проживает наибольшее количество экономически активного населения. При этом численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, обслуживающих эти города, составляет 40,0 процента.
По прогнозам, в 2010 году ожидается дальнейшее снижение обращений граждан в органы службы занятости.
Вместе с тем, несмотря на наблюдаемые положительные тенденции, на ситуацию на областном рынке труда продолжает влиять ряд отрицательных факторов.
К наиболее серьезным из них относятся: сохранение как территориальных диспропорций на рынке труда, так и структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы в профессионально квалификационном разрезе, высокая степень износа основных фондов, особенно в промышленности, проблемы развития агропромышленного комплекса.
Основной проблемой на рынке труда Свердловской области остается высокий уровень безработицы. В то же время в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе основным вопросом вновь станет сокращение предложения рабочей силы, обусловленное демографическими причинами, а также дисбалансом между рынком труда и рынком образовательных услуг.
Изменение структуры экономики приведет к изменению профессионально-квалификационной структуры рабочей силы и повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.
Мероприятия Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 годы направлены на решение имеющихся на областном рынке труда проблем, в том числе реализацию мероприятий активной политики занятости населения, выплату пособий по безработице, стипендий безработным в период профессионального обучения, оформление досрочной пенсии.
3. Программные мероприятия
Задача по содействию в трудоустройстве на постоянную и временную работу решается посредством реализации следующих мероприятий:
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда
Основные направления деятельности службы занятости населения Свердловской области по информированию о положении на рынке труда:
1) предоставление и распространение информации о положении на рынке труда;
2) формирование положительного имиджа службы занятости населения Свердловской области и повышение востребованности ее услуг у граждан и работодателей, в том числе посредством:
совершенствования созданных в центрах занятости информационных структур и зон;
издания справочных материалов и полиграфической продукции рекламно-информационного характера;
размещения информационных материалов в средствах массовой информации;
использования в деятельности центров занятости передовых информационных технологий, в том числе Информационного портала службы занятости населения Свердловской области (WEB-портала) в сети Интернет;
организации работы специализированных транспортных срёдств, оборудованных компьютерной и оргтехникой и укомплектованных раздаточными материалами.
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
Работа по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест будет направлена на: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование граждан и работодателей о спросе и предложении на рабочую силу; смягчение негативных последствий массовых увольнений работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников; содействие занятости различных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Планируется организовать при участии центров занятости 940 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе в 2011 году — 523 ярмарки, в 2012 году —417 ярмарок.
Содействие занятости инвалидов
На рынке труда наибольшие трудности испытывают инвалиды. Наличие у граждан с ограниченной трудоспособностью профессии, не востребованной на рынке труда, или ее отсутствие, с одной стороны, ограничения по обучению из-за состояния здоровья и низкая мотивация к труду, с другой, — все эти факторы влияют на эффективность реализации мероприятий по содействию занятости инвалидов.
Решение проблемы занятости инвалидов, как граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
- содействие занятости безработных инвалидов, в том числе через повышение их конкурентоспособности на рынке труда (профориентация и профобучение, программы временной занятости, содействие предпринимательству и т.п.);
- тесное взаимодействие областной службы занятости населения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с заинтересованными ведомствами и общественными организациями инвалидов в вопросах решения проблемы профессиональной реабилитации инвалидов;
- участие в реализации постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 г. № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
- осуществление контроля за приёмом на работу инвалидов в счёт установленной квоты и за регистрацией инвалидов в качестве безработных.
Планируется трудоустроить 3978 инвалидов, в том числе в 2011 году — 1978 человек, в 2012 году — 2000 человек.
Развитие гибких форм занятости
С целью развития гибких форм занятости центры занятостi на плановой основе проводят работу по привлечению в регистр получателей государственных услуг (банк вакансий) вакансий предприятий и организаций, предлагающих скользящий (свободный) график работы, работу с укороченным рабочим днем, неделей, а также надомный труд или дежурство в ночное время.
Информация об указанных вакансиях размещена на Интернет-ресурсах службы занятости: web - портале службы занятости населения Свердловской области (www.szn-ural.ru) и Информационном портале Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» (www.trudvsem.ru) и доступна для осуществления гражданами самостоятельного поиска работы.
По мере поступления от работодателей вакансий с надомной занятостью и гибким графиком работы центрами занятости организуется их заполнение путем индивидуального подбора кадров, проведения «выездных отделов кадров», целевых и специализированных ярмарок вакансий. В 2011-2012 годах ожидается, что в банк вакансий будет заявлено порядка 5600 предложений работодателей для замещения рабочих мест с неполной занятостью.
Оказание содействия самозанятости безработных граждан
В 2011-2012 годах 3862 безработных гражданина получат методическую и практическую поддержку в развитии предпринимательской инициативы, в том числе (в 2011 году — 2400 человек, в 2012 году — 1462 человека) путем:
1) консультирования и профессиональной ориентации незанятых граждан, оказания им правовой, организационной и финансовой поддержки на стадии организации собственного дела;
2) обучения безработных в образовательных учреждениях профессионального образования и других организациях по профессиям и специальностям, позволяющим работать в сфере предпринимательской деятельности, организовать собственное дело;
3) оказания единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
Организация общественных работ
Организация общественных работ осуществляется на основе внедрения эффективного механизма взаимодействия с социальными партнерами, расширения и повышения качества и доступности государственных услуг, оказываемых безработным и ищущим работу гражданам с целью реализации их права на труд и вознаграждение за труд; развития сотрудничества с работодателями в целях расширения банка вакансий на временную занятость; использования механизмов профилирования безработных граждан; обеспечения доступности информации о мерах по организации общественных работ для клиентов органов службы занятости.
Предполагается участие в общественных работах 37370 человек, в том числе в 2011 году — 21330 человек, в 2012 году — 16040 человек.
Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы
Современная ситуация на рынке труда, характеризующаяся довольно жесткими ограничениями возможностей трудоустройства, не позволяет лицам, испытывающим трудности в поиске работы, конкурировать на равных за свободные рабочие места с другими гражданами.
С целью повышения эффективности мероприятий по содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, принимаются меры для усиления принципа адресности в работе службы занятости населения Свердловской области. Содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, осуществляется путем организации временного трудоустройства, предоставления им преимущественного права получения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, содействия предпринимательской инициативе.
Планируется организовать временное трудоустройство 3998 человек, в том числе в 2011 году — 2328 человек, в 2012 году — 1670 человек.
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые
Мероприятия по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, помогут молодым людям адаптироваться к трудовым отношениям, приобрести профессиональные навыки и опыт корпоративного взаимодействия, а работодателям — осуществить профессиональный отбор специалистов и обеспечить выполнение целей и задач кадровой политики организации.
Предполагается организовать временное трудоустройство 1207 человек, в том числе в 2011 году — 642 человек, в 2012 году — 565 человек;
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
Основной целью временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет является их приобщение к труду, получение позитивных жизненных и профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности, приобретение опыта взаимоотношений с рабоодателями, а также осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Планируется в приоритетном порядке направлять для участия во временном трудоустройстве подростков из числа детей-сирот, из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (семьи безработных граждан, неполные и многодетные семьи), а также из числа детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Планируется обеспечить временную занятость 43213 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в том числе в 2011 году — 27343 граждан, в 2012 году — 15870 граждан.
Смягчение структурных и территориальных диспропорций на рынке труда
Данная задача решается посредством реализации следующих мероприятий:
Профессиональное обучение безработных граждан
Профессиональное обучение безработных граждан является приоритетным направлением активной политики занятости населения, призванным, с одной стороны, обеспечить продуктивную, свободно избранную занятость граждан, усилить их профессиональную защищенность посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда, а с другой — способствовать развитию трудовых ресурсов и пополнению кадрового потенциала Свердловской области.
Предполагается, что в 2011-2012 годах на профессиональное обучение будет направлено 23142 безработных гражданина, в 2011 году — 15020 человек, в 2012 году — 8122 человека.
Организация профессионального обучения инвалидов
Получение при посредничестве службы занятости населения Свердловской области профессии или специальности, востребованной на рынке труда, для лиц с ограниченной трудоспособностью зачастую является главным условием их последующего трудоустройства, в связи с чем, особую актуальность приобретает организация профессионального обучения инвалидов с учетом рекомендаций, отмеченных в индивидуальных картах реабилитации.
На профессиональное обучение будет направлено 200 инвалидов, включая инвалидов вследствие боевых действий и военных травм, в том числе в 2011 году — 100 человек, в 2012 году — 100 человек.
Организация профессионального обучения безработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет
С целью привлечения неиспользуемых ранее категорий трудовых ресурсов, планируется организация профессионального обучения 750 безработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, с учетом их профессиональных склонностей и потребностей рынка труда, в том числе в 2011 году — 250 женщин, в 2012 году — 500 женщин.
Развитие системы профессиональной ориентации населения
Профессиональная ориентация направлена на реализацию права граждан на труд, свободный выбор рода деятельности, на удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической ситуации на рынке труда, определении профессии (специальности) для прохождения профессиональной подготовки, 1переподготовки или повышения квалификации. Профориентационное содействие получат 189455 граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, в том числе в 2011 году — 94950 человек, в 2012 году — 94505 человек.
Психологическая поддержка безработным гражданам
Психологическая поддержка безработных граждан в системе службы занятости населения способствует профессиональному и социальному самоопределению человека, повышению его конкурентоспособности на рынке труда.
Психологическую поддержку получат 19084 безработных гражданина, в том чйслё в 2011 году — 10962 гражданам, в 2012 году — 8122 гражданам.
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда направлена на удовлетворение потребности граждан, признанных в установленном порядке безработными, в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодоления последствий длительной безработицы, повышения мотивации к труду, самокорреляции. Участие безработных граждан в программах социальной адаптации способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у них активной жизненной позиции.
Государственную услугу по социальной адаптации получат 18922 безработных граждан, в том числе в 2011 году —10800 человек, в 2012 году — 8122 человек.
Формирование рациональной региональной миграционной политики
Одним из важнейших направлений деятельности службы занятости населения в вопросах регулирования трудовой миграции является реализация мероприятий по формированию и сопровождению банка вакансий с предоставлением жилья по Свердловской области и сбора сведений о вакансиях других регионов Российской Федерации для формирования аналогичного банка вакансий.
Используя различные формы и методы взаимодействия с работодателями (проведение ярмарок вакансий, выездных отделов кадров и совещаний, заключение договоров о сотрудничестве), расширяя круг партнёров в решении вопросов сельскохозяйственного переселения семей (двухстороннее соглашение между департаментом и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области), планируется переселить в сельскую местность в 2011 году 20 семей. В 2012 году планируется содействовать 90 безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность, в том числе трудоустроить 60 человек.
Планируется трудоустроить в рамках организованного набора на территории и за пределами области 3070 человек, в том числе 2011 году — 1639 человек, в 2012 году — 1431 человека.
Военнослужащим, уволенным с военной службы, и гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предлагается информация о вакансиях с предоставлением жилья из областного банка данных и аналогичных банков данных других регионов Российской Федерации.
С целью повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Свердловской области необходимо продолжить работу по привлечению и использованию иностранных работников в рамках установленных для Свердловской области квот:
1) на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
2) на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
Работа по привлечению и использованию иностранных работников основывается на принципе приоритетности права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и будет вестись по следующим направлениям:
1) проведение мониторинга по привлечению и использованию работодателями иностранной рабочей силы;
2) организация работы по приему и учету уведомлений работодателей о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан;
3) участие в работе Межведомственной комиссии Правительства Свердловской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников в рамках подготовки предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности;
4) организация работы по выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы;
5) проведение информирования и консультирования работодателей по вопросам привлечения и использования иностранных работников с применением эффективных форм работы (совещания, «круглые столы», специально разработанные памятки, маркетинговые посещения предприятий, письма-уведомления);
6) организация работы по информированию иностранных граждан, в том числе беженцев, испытывающих трудности в поиске работы, о возможностях трудоустройства на предприятиях Свердловской области;
7) координация действий и обмен информацией между Департаментом и Управлением Федеральной миграционной службы России по Свердловской области по вопросам трудовой миграции на основе Соглашения о взаимодействии;
8) повышение эффективности взаимодействия с социальными партнерами службы занятости в работе по привлечению и использованию иностранных работников.
4. Риски в реализации Программы
Риски в реализации Ведомственной программы связаны со следующими факторами:
возможное отсутствие финансирования (неполное финансирование) мероприятий, предусмотренных Программой;
усиление напряженности на рынке труда Свердловской области в связи с массовыми увольнениями работников предприятий (организаций).
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 060.010.020 Управление в сфере трудоустройства и занятости населения (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: