Основная информация

Дата опубликования: 29 февраля 2012г.
Номер документа: RU52000201200276
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Включен в Реестр нормативных

Министерство

экологии и природных ресурсов

Нижегородской области

ПРИКАЗ

от 29.02.2012 № 204

Об утверждении административного регламента министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по исполнению государственной функции "Осуществление регионального государственного экологического надзора"

ИЗМЕНЕНИЯ:

Приказ министерства экологии и природных ресурсов НО от 29.05.2012 № 588

Приказ министерства экологии и природных ресурсов НО от 26.06.2014 № 922

Приказ министерства экологии и природных ресурсов НО от 01.06.2015 № 857

В целях приведения в соответствии с действующим законодательством, на основании пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 8 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 ноября 2007 года № 430

приказываю :

1. Утвердить прилагаемый административный регламент министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по исполнению государственной функции "Осуществление регионального государственного экологического надзора".

2. Признать утратившим силу приказ министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 5 октября 2009 года № 558а "Об утверждении административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по исполнению государственной функции "Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю".

(п.3 в новой ред. - приказ министерства экологии и природных ресурсов НО от 01.06.2015 № 857)

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Н.Н. Мочалину.

Министр                                                    Н.В. Небов

УТВЕРЖДЕН

приказом министерства экологии

и природных ресурсов

Нижегородской области

от 29.02.2012 № 204

Административный регламент

министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по исполнению государственной функции "Осуществление регионального государственного экологического надзора"

1. Общие положения

1.1. Наименование государственной функции: "Осуществление регионального государственного экологического надзора" (далее также - государственная функция).

Региональный государственный экологический надзор, осуществляемый в соответствии с настоящим Регламентом, включает в себя:

а) региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения;

б) государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

в) государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

г) региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору;

д) государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

1.2. Государственная функция осуществляется министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство).

1.3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Конституцией Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 26 января 2009 года, № 4, ст. 445);

- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ("Собрание законодательства Российской Федерации", 7 января 2002 года, № 1 (ч. 1), ст. 1) (далее - КоАП РФ);

- Градостроительным кодексом Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 3 января 2005 года, № 1 (ч. 1), ст. 16);

- Водным кодексом Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 5 июня 2006 года, № 23, ст. 2381);

- Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 6 марта 1995 года, № 10, ст. 823);

- Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 27 ноября 1995 года, № 48, ст. 4556);

- Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ("Собрание законодательства Российской Федерации", № 26, 29 июня 1998 года, ст. 3009);

- Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 3 мая 1999 года, № 18, ст. 2222);

- Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 14 января 2002 года, № 2, ст. 133);

- Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 8 мая 2006 года, № 19, ст. 2060);

- Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 29 декабря 2008 года, №; 52 (ч. 1), ст. 6249);

- Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 9 мая 2011 года, № 19, ст. 2716);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 6 апреля 2009 года, № 14, ст. 1668);

- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ("Российская газета", 14 мая 2009 года, №  85);

- Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях ("Нижегородские новости", 28 мая 2003 года, № 93 (2785));

- Законом Нижегородской области от 10 сентября 1996 года № 45-З "Об экологической безопасности" ("Нижегородские новости", 18 сентября 1996 года, № 177(1162));

- Законом Нижегородской области от 23 ноября 2001 года № 226-З "Об отходах производства и потребления" ("Нижегородские новости", 26 декабря 2001 года, № 236 (2452));

- Законом Нижегородской области от 2 марта 2007 года № 25-З "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области" ("Нижегородские новости", 10 марта 2007 года, № 41 (3693));

- Законом Нижегородской области от 3 мая 2007 года № 40-З "Об охране и использовании водных объектов в Нижегородской области" ("Нижегородские новости", 12 мая 2007 года, № 83 (3735));

- Законом Нижегородской области от 8 августа 2008 года № 98-З "Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области" ("Нижегородские новости", 21 августа 2008 года, № 155 (4047));

- Законом Нижегородской области от 3 ноября 2010 года № 169-З "О недропользовании на территории Нижегородской области" ("Нижегородские новости", 12 ноября 2010 года, № 206 (4578));

- постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2011 года № 1058 "Об утверждении перечня должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор" ("Нижегородские новости" 3 февраля 2012 года № 19 (4872), "Правовая среда" № 11 (1422));

- постановлением Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2011 года № 1086 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Нижегородской области" ("Нижегородские новости" 3 февраля 2012 года № 19 (4872), "Правовая среда" № 11 (1422));

- постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года № 965 "Об утверждении Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области" ("Нижегородские новости", 22 января 2011 года, № 10 (4622)).

1.4. Предметом регионального государственного экологического надзора является:

соблюдение юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области (далее - обязательные требования);

соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям;

выполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований природоохранного законодательства.

1.5. Должностные лица Министерства при осуществлении регионального государственного экологического надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Министерства о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в соответствии с компетенцией Министерства составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

1.6. Должностные лица Министерства при осуществлении регионального государственного экологического надзора обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области;

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

проводить проверку на основании приказа Министерства о ее проведении в соответствии с ее назначением;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Министерства о проведении проверки, а в случае проведения выездной внеплановой проверки в связи с поступившим в Министерство обращением, заявлением физических, юридических лиц, поступлением информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде или реальном причинении подобного вреда, - копии документа прокуратуры о согласовании проведения проверки;

не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;

не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации, Нижегородской области;

перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями настоящего административного регламента;

(абз.12 в новой ред. - приказ министерства экологии и природных ресурсов НО от 01.06.2015 № 857)

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок при его наличии у проверяемого лица;

в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;

учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для окружающей среды, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

в случае если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда окружающей среде или такой вред причинен, незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения;

в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицами, в отношении которых проводились надзорные мероприятия.

1.7. Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по региональному государственному экологическому надзору, при проведении плановой, внеплановой проверки имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от Министерства, должностных лиц Министерства информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено федеральным законодательством;

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Министерства;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Министерства, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(абз.6 внесен приказом министерства экологии и природных ресурсов НО от 26.06.2014 № 922)

привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

1.8. При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.

1.9. Целью исполнения государственной функции является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Региональный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения Министерством плановых, внеплановых проверок указанных лиц, осуществления систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

По результатам плановой, внеплановой проверки должностными лицами Министерства, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки установлена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица Министерства в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

- выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- принимают меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

По результатам надзорных мероприятий при наличии в действиях (бездействии) лица признаков состава административного правонарушения в отношении виновного лица в порядке, установленном КоАП РФ, возбуждается административное производство.

В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого лица представляет непосредственную угрозу причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, Министерство незамедлительно принимает меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности лица в порядке, установленном КоАП РФ.

При выявлении в ходе проведения надзорных мероприятий признаков преступления решается вопрос о направлении материалов, связанных с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, в уполномоченные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

2. Требования к порядку исполнения государственной функции

2.1. Порядок информирования об исполнении государственной функции

2.1.1. Место нахождения Министерства: ул. Костина, д. 2, г. Нижний Новгород, 603134.

График работы Министерства: понедельник - четверг с 9.00 до 18.00; пятница - с 9.00 до 17.00; суббота - воскресенье - выходные дни; обеденный перерыв - с 13.00 до 13.48.

Справочные телефоны Министерства:

(831) 433-99-65 (приемная), факс (831) 433-69-21;

(абз.5 в ред. приказа министерства экологии и природных ресурсов НО от 01.06.2015 № 857)

(831) 430-20-47, 433-05-44, 434-03-48, 439-73-53 (отдел организации регионального государственного экологического надзора).

Места нахождения и телефоны территориальных структурных подразделений Министерства, исполняющих государственную функцию (межрайонных отделов регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды (далее - межрайонные отделы)) приведены в приложении 1 к настоящему Регламенту.

(абз.1 в новой ред. - приказ министерства экологии и природных ресурсов НО от 01.06.2015 № 857)

2.1.2. Адрес официального сайта Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) - http://mineco-nn.ru, официального сайта Правительства Нижегородской области в сети "Интернет" - http://www.government-nnov.ru, сайта государственной информационной системы Нижегородской области "Единый Интернет-портал государственных и муниципальных услуг (функций) Нижегородской области" - http://www.gu.nnov.ru в сети "Интернет".

Адрес электронной почты Министерства: official@eco.kreml.nnov.ru.

(п.2.1.3 в ред. приказа министерства экологии и природных ресурсов НО от 29.05.2012 № 588)

2.1.3. Информация об исполняемой Министерством государственной функции предоставляется в отделе регионального государственного экологического надзора (г. Нижний Новгород, ул. Костина, д. 2, к. 145, 147, 170), межрайонных отделах (адреса и телефоны приведены в приложении 1  к настоящему Регламенту), по телефонам, указанным в пункте 2.1.1 настоящего Регламента, по электронной почте official@eco.kreml.nnov.ru, а также посредством ее размещения на официальном сайте Министерства и информационных стендах, расположенных в помещениях Министерства.

Ответы на письменные обращения граждан, юридических лиц, связанные с исполнением государственной функции, поступившие по почте, электронной почте, факсимильной связью или на официальный сайт Министерства, направляются заявителю почтовым отправлением либо по электронной почте.

2.2. Срок исполнения государственной функции

Срок проведения выездной и документарной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

(абз.3 в новой ред. - приказ министерства экологии и природных ресурсов НО от 01.06.2015 № 857)

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен министром, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Срок проведения выездной, документарной проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме

3.1. Описание последовательности административных действий при осуществлении государственной функции

Исполнение государственной функции включает в себя административную процедуру "Осуществление регионального государственного экологического надзора".

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные действия:

принятие решения о проведении плановой, внеплановой проверки;

организация и проведение плановой, внеплановой проверки;

проведение рейдовых мероприятий, обследований, патрулирования подведомственной территории;

контроль выданных в ходе плановых, внеплановых проверок предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Блок-схема исполнения государственной функции приводится в приложении 2 к настоящему Регламенту.

3.2. Принятие решения о проведении плановой, внеплановой проверки

3.2.1. Основанием для принятия решения о проведении плановой проверки является утвержденный приказом Министерства ежегодный план проведения плановых проверок.

3.2.2. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

(пп.1 в новой ред. - приказ министерства экологии и природных ресурсов НО от 01.06.2015 № 857)

1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

2) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

3) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

4) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

5) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

6) форма проведения каждой плановой проверки;

7) наименование Министерства. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора) совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

3.2.3. Утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Министерства, официальном сайте Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

3.2.4. Основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в Министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ Министерства, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

3.2.5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводится по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" подпункта 2 пункта 3.2.4 настоящего Регламента, после согласования с органом прокуратуры в установленном законодательством порядке.

3.2.6. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки являются причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений требований в области охраны окружающей среды в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер Министерство вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов о согласовании проверки в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

3.2.7. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Министерство, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте настоящего 3.2.4 Регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

3.2.8. О проведении каждой плановой, внеплановой проверки Министерством издается приказ. Проект приказа готовится соответствующими отделами Министерства, осуществляющими исполнение государственной функции, которые ответственны за организацию и проведение конкретных проверок.

(абз.2 в ред. приказа министерства экологии и природных ресурсов НО от 01.06.2015 № 857)

В электронном виде проекты приказов представляются в отдел организации регионального государственного экологического надзора для проведения согласований и представления на подпись министру. Подписанные приказы о проведении плановых, внеплановых проверок направляются в соответствующие отделы Министерства.

(п.3.2.9 в новой ред. - приказ министерства экологии и природных ресурсов НО от 01.06.2015 № 857)

3.2.9. Должностными лицами, ответственными за принятие решения о проведении плановых, внеплановых проверок на подведомственной территории, являются начальники соответствующих отделов, исполняющих государственную функцию, в случае организации внеплановых проверок исполнения предписаний - государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, ранее их выдавшие.

3.3. Организация и проведение плановой, внеплановой проверки

3.3.1. Плановые, внеплановые проверки проводятся должностными лицами Министерства, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Перечень должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2011 года № 1058.

3.3.2. В приказе Министерства о проведении плановой проверки указываются:

1) наименование Министерства;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

(пп.3 в новой ред. - приказ министерства экологии и природных ресурсов НО от 01.06.2015 № 857)

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) реквизиты настоящего Регламента;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

3.3.3. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются соответствующим межрайонным отделом, не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа Министерства о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Плановая проверка проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Документарная проверка проводится по месту нахождения межрайонного отдела, выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

3.3.4. Должностное лицо Министерства, наделенное полномочиями по осуществлению регионального государственного экологического надзора (далее - госинспектор), проводящее документарную плановую проверку:

1) рассматривает документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Министерства, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя регионального государственного экологического надзора.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований в области охраны окружающей среды, в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя направляется мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа Министерства о проведении документарной проверки;

2) в случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным в ходе осуществления регионального государственного экологического надзора, направляет информацию об этом юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме;

3) составляет акт документарной плановой проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки;

4) при наличии нарушений в области охраны окружающей среды выносит предписание об устранении нарушений с указанием срока их устранения, при наличии признаков совершения административного правонарушения возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ, Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, при наличии признаков преступления готовит проект обращения в уполномоченные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

3.3.5. Выездная проверка проводится в соответствии с планом проведения плановых проверок, а также в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных, имеющихся в распоряжении Министерства документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям в области охраны окружающей среды без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

3.3.6. Госинспектор, проводящий выездную плановую проверку:

1) проводит анализ содержимого представленных ему материалов и документов;

2) посещает объект надзора;

3) по результатам проверки:

- составляет акт выездной плановой проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки;

- делает отметку в журнале учета проверок;

- при наличии нарушений в области охраны окружающей среды выносит предписание об устранении нарушений с указанием срока их устранения, при наличии признаков совершения административного правонарушения возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ, Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, при наличии признаков преступления готовит проект обращения в уполномоченные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

3.3.7. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 2 пункта 3.2.4 настоящего Регламента, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Министерством не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

3.3.8. Госинспектор, который проводит внеплановую документарную или выездную проверку, осуществляет действия, указанные в пунктах 3.3.5, 3.3.7 настоящего Регламента соответственно.

3.3.9. Госинспектор, проводивший внеплановую проверку по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 3.2.4 настоящего Регламента, готовит проект ответа на обращение, по которому проводилась проверка, в сроки, определенные статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

3.3.10. Должностными лицами, ответственными за организацию и проведение надзорных мероприятий на подведомственной территории, являются госинспектора отделов, исполняющих государственную функцию, которые их осуществляют.

3.4. Проведение рейдовых мероприятий, обследований, патрулирования подведомственной территории

3.4.1. Рейдовые мероприятия, обследования, патрулирования подведомственной территории представляют собой действия должностных лиц Министерства, уполномоченных осуществлять государственную функцию, по систематическому наблюдению за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований на подведомственной территории, направленные на обеспечение соблюдения обязательных требований, выявление и пресечение правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.

3.4.2. Рейдовые мероприятия, обследования, патрулирования подведомственной территории осуществляются самостоятельно межрайонными отделами в соответствии с обстановкой на подведомственной территории.

(абз.2 в ред. приказа министерства экологии и природных ресурсов НО от 01.06.2015 № 857)

Особенности данных мероприятий могут быть определены приказами Министерства, поручениями, указаниями начальника управления охраны окружающей среды, начальника отдела организации регионального государственного экологического надзора.

3.5. Контроль выданных в ходе плановых, внеплановых проверок предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований

3.5.1. После истечения срока исполнения предписания, выданного по итогам плановой (внеплановой) выездной или документарной проверки, госинспектор, выдавший предписание, организует внеплановую проверку его исполнения.

3.5.2. Внеплановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Регламента в течение месяца после истечения срока исполнения предписания.

3.5.3. При выявлении неисполнения в срок выданного предписания госинспектор возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном главой 28 КоАП РФ.

3.5.4. Должностными лицами, ответственными за исполнение требований законодательства при контроле выданных предписаний, являются госинспектора отделов, исполняющих государственную функцию, осуществляющие конкретные надзорные мероприятия.

4. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции

(п.4.1 в ред. приказа министерства экологии и природных ресурсов НО от 01.06.2015 № 857)

4.1. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами Министерства, осуществляющими исполнение государственной функции, положений настоящего Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, за принятием ими решений по итогам надзорных мероприятий осуществляется в ходе проведения внутренних проверок деятельности межрайонных отделов, которые организуются отделом организации регионального государственного экологического надзора Министерства.

4.2. Периодичность и порядок осуществления внутренних проверок определяются приказами Министерства.

4.3. Должностные лица Министерства, исполняющие государственную функцию, несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка исполнения государственной функции, определенных настоящим Регламентом.

Персональная ответственность должностных лиц Министерства закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4. Министр осуществляет контроль за исполнением должностными лицами, проводящими проверки, служебных обязанностей, дает поручения о проведении служебной проверки и принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении должностных лиц, допустивших нарушения при исполнении должностных обязанностей.

5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего  государственную функцию, а также его должностных лиц

5.1. Заявители имеют право обратиться с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц, участвующих в исполнении государственной функции, и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, на имя министра либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Рассмотрение жалобы министром, вышестоящим органом (вышестоящим должностным лицом) производится в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

5.3. Заявители имеют право обратиться с жалобой лично или направить письменное или в форме электронного документа обращение (жалобу).

5.4. В письменном обращении (жалобе) заявитель в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в который направляет обращение (жалобу), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), либо наименование юридического лица (в случае обращения юридического лица), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения (жалобы), излагает суть (обращения) жалобы, ставит подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также настоящим административным регламентом. В обращении заявитель в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее -при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

5.5. Письменное обращение (жалоба) подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления.

5.6. Письменное обращение (жалоба) рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 указанного Федерального закона, руководитель государственного органа либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения (жалобы) не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего обращение (жалобу).

5.7. По результатам рассмотрения обращения (жалобы) принимается решение об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении обращения (жалобы).

5.8. Обращение (жалоба) заявителя считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы по существу всех поставленных в обращении (жалобе) вопросов.

5.9. Ответ на письменное обращение (жалобу) направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (жалобе). Ответ на обращение (жалобу), поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении (жалобе), или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (жалобе).

(п.5.10 в новой ред. - приказ министерства экологии и природных ресурсов НО от 26.06.2014 № 922)

5.10. В случае, если в письменном обращении (жалобе) не указаны фамилия заявителя (наименование юридического лица), направившего обращение (жалобу), или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение (жалобу) не дается. Если в указанном обращении (жалобе) содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение (жалоба) подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

5.11. При получении письменного обращения (жалобы), в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, Министерство или должностное лицо вправе оставить такое обращение (жалобу) без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему обращение (жалобу), о недопустимости злоупотребления правом.

5.12. Обращение (жалоба), в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему обращение (жалобу), с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

5.13. В случае если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение (жалобу) не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения (жалобы) сообщается заявителю, направившему обращение (жалобу), если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

(п.5.14 в новой ред. - приказ министерства экологии и природных ресурсов НО от 26.06.2014 № 922)

5.14. В случае, если в обращении (жалобе) содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (жалобами), и при этом в обращении (жалобе) не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения (жалобы) и прекращении переписки по данному вопросу при условии, что указанное обращение (жалоба) и ранее направляемые обращения (жалобы) направлялись в один и тот же государственный орган. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение (жалобу).

5.15. В случае если ответ по существу поставленного в обращении (жалобе) вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение (жалобу), сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к административному регламенту

министерства экологии и природных ресурсов

Нижегородской области по исполнению

государственной функции

"Осуществление регионального

государственного экологического надзора"

(в новой ред. - приказ министерства

экологии и природных ресурсов НО

от 01.06.2015 № 857)

МЕЖРАЙОННЫЕ ОТДЕЛЫ

РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Наименование межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды

Поднадзорная

территория

Адрес, телефон

Арзамасский межрайонный отдел регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды

Ардатовский, Арзамасский районы, Вадский, Вознесенский, Дивеевский,

Лукояновский, Гагинский, Б.Болдинский, Починковский, Шатковский районы, городской округ г. Арзамас, городской округ г.Первомайск

607220, г. Арзамас,

ул. Пландина, д. 15

т./ф. 8(831-47) 2-24-81

Городецкий межрайонный отдел регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды

Городецкий, Балахнинский, Ковернинский районы, городской округ г.Чкаловск, городской округ Сокольский

606400, г. Балахна,

ул. Дзержинского, д.35

т./ф. 8(831-44) 6-72-45

Ветлужский межрайонный отдел регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды

Ветлужский, Уренский, Тонкинский, Тоншаевский, Шарангский, Варнавинский, Воскресенский, Краснобаковский районы,

городской округ Семеновский, городской округ г. Шахунья

606600, г. Семенов,

ул. Матвеева, д. 2

т./ф. 8(831-62) 5-80-75, 8(831-62) 5-79-85

Выксунский межрайонный отдел регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды

городской округ г. Выкса, городской округ г.Навашино, городской округ г.Кулебаки, Вачский, Павловский, Сосновский районы

607030, г. Выкса,

Красная площадь, д. 1

т./ф. 8(831-77) 3-67-98,

8(831-77) 3-40-82

Дзержинский межрайонный отдел регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды

городской округ г. Дзержинск, Володарский район

606000, г. Дзержинск,

ул. Дзержинского, д.12

т./ф. 8(831-3) 26-63-85

Кстовский межрайонный отдел регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды

Кстовский Богородский Дальнеконстантиновский районы, городской округ г. Саров

606650, г. Кстово,

пл. Ленина, д. 4

т./ф. 8(831-45) 3-92-63

Нижегородский межрайонный отдел регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды

городской округ г. Нижний Новгород, городской округ г. Бор

603001, г. Нижний

Новгород, ул. Костина, д.2

т. 8(831) 433-36-96,

ф. 8(831) 434-33-35

Сергачский межрайонный отдел регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды

Бутурлинский, Княгининский, Перевозский, Пильнинский, Сеченовский, Сергачский, Краснооктябрьский, Лысковский, Воротынский, Спасский, Большемурашкинский районы

606210, г.Лысково, ул.Мичурина, д.98а

т 8 (831-49) 5-43-72

ф. 8 (831-49) 5-49-72

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к административному регламенту

министерства экологии и природных

ресурсов Нижегородской области по

исполнению государственной функции

"Осуществление регионального

государственного экологического надзора"

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Нижегородская правда № 52 (25516) от 19.05.2012 стр.29
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 110.010.090 Экологический контроль

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать