Основная информация
Дата опубликования: | 29 мая 2008г. |
Номер документа: | ru27000200800311 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Хабаровский край |
Принявший орган: | Инспекция государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 29 мая 2008 года №193-ОС
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
{Утратил силу: приказ Инспекция государственного строительного надзора правительства Хабаровского края от 28.07.2008 №240-ос}
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить «Административный регламент инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края по исполнению возложенных на нее государственных функций и оказанию государственных услуг в случаях, предусмотренных Российским законодательством».
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника инспекции Давыдова Анатолия Алексеевича.
3. Ознакомить всех должностных лиц инспекции с данным приказом под роспись.
Начальник инспекции
С. П. Снегирь
УТВЕРЖДЕН
приказом инспекции государственного
строительного надзора Правительства
Хабаровского края
от 29.05.2008 № 193-ОС
Административный регламент инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края по исполнению возложенных на нее государственных функций и оказанию государственных услуг в случаях, предусмотренных Российским законодательством
Общие положения
1.1. Настоящий административный регламент инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее - Инспекции) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) по исполнению государственных услуг (далее - ГУ) при выполнении функций по осуществлению возложенных на Инспекцию полномочий по:
- государственному строительному надзору при строительстве, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- надзору за качеством выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций;
- контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
1.2. Исполнение государственных функций, предоставление государственных услуг по осуществлению возложенных на Инспекцию полномочий осуществляется в соответствии с:
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Кодексом об административных правонарушениях;
- Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ;
- Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 г. №214-ФЗ;
- Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ;
- - постановлением Правительства Российской Федерации «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» от 01 февраля 2006 г. № 54;
- постановлением Правительства Хабаровского края «Об утверждении Положения об инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края» от 29 января 2008 г. № 24-пр.
1.3. Исполнение административного регламента осуществляется органом исполнительной власти края - инспекцией государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края.
Административные процедуры
Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте
1. Алгоритм действий при исполнении административного регламента. 1.1. Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса РФ;
Государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения от застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, представляемого заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала работ и прилагаемых к нему документов. Проверка инспекцией представленных документов осуществляется в срок не более 10 рабочих дней.
Проверку комплектности осуществляют:
- должностное лицо инспекции, к компетенции которого относится прием проектной документации;
- должностные лица инспекции, к компетенции которых относится деятельность по исполнению государственной функции.
В том случае, когда в результате проверки установлено наличие:
- разрешения (копии) на строительство;
- проектной документации в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции - в объеме, необходимом для осуществления этапа строительства;
- документа (копии) о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
- общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ;
- положительного заключения государственной экспертизы проектной документации,
то на первом экземпляре извещения должностным лицом инспекции, проверившим наличие указанных документов, ставится дата и подпись.
Примененное в настоящем административном регламенте понятие «этап строительства» означает предусмотренное проектной документацией поэтапное строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также предусмотренное проектной документацией поэтапное строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства);
Застройщик сдает первый экземпляр извещения о начале строительства должностному лицу инспекции, ответственному за регистрацию входящей корреспонденции. По устной просьбе застройщика на остающемся у него втором экземпляре извещения делается отметка о приеме извещения в соответствии с правилами делопроизводства.
В случае выявления в результате проверки отдельных документов и (или) представление их не в полном объеме, и (или) с незаполненными формами в журналах, предназначенных для ведения учета выполнения работ, то застройщику в течение 7 рабочих дней направляется обоснованное уведомление о причине отказа в приеме извещения о начале строительства.
1.2. Полученное от застройщика извещение о начале строительства представляется в установленном порядке начальнику инспекции в течение рабочего дня, в котором оно получено.
Начальник инспекции или его заместитель, в случае отсутствия начальника, (командировка, отпуск, болезнь) после рассмотрения извещения о начале строительства направляет его начальнику отдела, на территории которого будет производиться строительство, в течение суток после регистрации.
Начальник отдела или его заместитель, в случае отсутствия начальника (командировка, отпуск, болезнь), направляет извещение должностному лицу инспекции, которое:
- подготавливает проект приказа о назначении должностного лица для осуществления государственного строительного надзора. Срок подготовки проекта приказа не более 7 рабочих дней;
- изучает проектную документацию и разрабатывает программу проверок с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Срок изучения проектной документации и подготовки программы проверок не более 20 рабочих дней.
1.3. Проект приказа о назначении должностного лица для осуществления государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства представляется на подпись начальнику инспекции в течение рабочего дня, в котором проект приказа подготовлен.
1.4. Подписанный и зарегистрированный в установленном порядке указанный в пункте 2.1.3 настоящего административного регламента приказ является для должностного лица инспекции государственного строительного надзора юридическим основанием:
- формирования дела по объекту капитального строительства (не более 3 рабочих дней);
Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № ИЗО «Об утверждении и введении в действие порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.03.2007 года № 9009).
- заполнения в двухдневный срок в журнале регистрации копии разрешения на строительство, извещения застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, проектной документации объекта капитального строительства, общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ;
начала исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства, указанного в приказе.
Порядок проведения проверок при осуществлении государственного
строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных,
реконструированных, отремонтированных объектов капитального
строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации установлен руководящим документом РД-11-04-2006 и утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2007 года № 9053).
При осуществлении государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностное лицо Инспекции независимо и руководствуется только требованиями законодательства Российской Федерации и Хабаровского края. Никто не вправе давать ему обязательные для исполнения указания в части выводов относительно соответствия или несоответствия объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
1.5. Нормируемые затраты времени на проверки при осуществлении государственного строительного надзора в зависимости от функционального назначения объекта капитального строительства установлены РД-11 -04-2006 и утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 «Об утверждении и введении в действие порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации».
Должностное лицо Инспекции, уполномоченное осуществлять государственный строительный надзор, ведет учет фактического времени, затраченного на исполнение полномочий по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.
1.6. Полученные от застройщика в качестве приложения к извещению о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта журналы, в которых ведется учет выполнения работ, в случае если они сброшюрованы и пронумерованы, а их титульные листы заполнены, скрепляются печатью инспекции, регистрируются и возвращаются застройщику (заказчику) под роспись ответственного лица в течение 4 рабочих дней.
Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2007 № 9051).
1.7. Программа проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора вручается представителю застройщика или заказчика с сопроводительным письмом инспекции, подготовленным должностным лицом, осуществляющим государственный строительный надзор, под роспись при предъявлении документа о представительстве в 3-дневный срок, но не позднее чем за сутки до первой проверки.
1.8. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполненных (выполняемых) работ требованиям технических регламентов (обязательных строительных норм и правил) и проектной документации (далее - проверки).
Проверке подлежит соблюдение:
- при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
- при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;
- при капитальном ремонте - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
Кроме перечисленного проверяются:
- соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), охраны труда, пожарной и экологической безопасности , а также проектной документации (далее - нарушения или недостатки), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления акта об устранении таких нарушений или недостатков.
Проверки проводятся при:
- получении уведомления от лица, осуществляющего строительство, о сроках завершения работ, подлежащих проверке при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства;
- получении извещения от лица, осуществляющего строительство, о возникновении аварийной ситуации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства;
- обращении физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к осуществлению государственного строительного надзора.
В течение 3 рабочих дней до начала проверки должностное лицо инспекции проверяет представленные с извещением о завершении работ:
- общий и (или) специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
- исполнительную документацию, в том числе акты освидетельствования работ, конструкций, оказывающих влияние на безопасность, и документы на скрытые работы, строительный контроль за выполнением которых определен проектной документацией и не может быть осуществлен после выполнения других работ, а также без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- акты об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля или (и) осуществлении государственного строительного надзора;
- результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
- документы, подтверждающие проведение строительного контроля за качеством применяемых строительных материалов.
Перед началом проверки, но не позднее чем за 7 суток до ее проведения, должностное лицо инспекции, уполномоченное на осуществление государственного строительного надзора, направляет застройщику (заказчику) уведомление о проведении проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства посредством почтового отправления, телефонограммы, факсимильной или электронной связи.
Должностное лицо инспекции, уполномоченное на осуществление государственного строительного надзора, при посещении в целях проверки объекта капитального строительства должно быть в защитной каске, иметь при себе служебное удостоверение.
В процессе проверки объекта капитального строительства должностное лицо инспекции проверяет:
соблюдение требований технических регламентов (обязательных строительных норм и правил) и проектной документации применительно к проверяемым работам;
- устранение нарушений (недостатков) применительно к проверяемым работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора;
- соблюдение запрета приступать к выполнению работ до составления акта об устранении нарушений (недостатков), выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностное лицо инспекции составляет акт проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику, лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении выявленных нарушений (недостатков) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.
После устранения выявленных нарушений (недостатков) лицо, осуществляющее строительство, направляет в инспекцию соответствующее извещение.
По результатам проверки извещения об устранении нарушений (недостатков) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должностным лицом инспекции составляется акт проверки выполнения предписания.
Итоговая проверка назначается руководителем инспекции в течение 7 рабочих дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
О сроке проведения итоговой проверки застройщик или заказчик уведомляется извещением по установленной РД-11-04-2006 форме.
До проведения итоговой проверки должностное лицо инспекции проверяет наличие и содержание исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которая должна быть приложена к извещению о завершении указанных работ.
В процессе итоговой проверки (в течение 20 дней - для жилых домов и 30 дней - для остальных объектов строительства) оцениваются выполненные работы и составляется акт. Указанный акт итоговой проверки является основанием для обращения застройщика или заказчика за выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации.
После получения обращения застройщика или заказчика о выдаче заключения о соответствии Инспекция в течение 10 дней выдает такое заключение, либо отказывает в выдаче с обоснованием причин отказа.
Основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии являются допущенные нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии утверждается приказом начальника Инспекции.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения направляется застройщику или заказчику с сопроводительным письмом инспекции после утверждения их приказом начальника Инспекции.
Дата выдачи заключения о соответствии является датой прекращения осуществления государственного строительного надзора на указанном объекте капитального строительства.
Формы и порядок контроля за исполнением государственной функции.
Начальник инспекции организует:
- разработку и реализацию единой методики контроля;
- координацию деятельности лиц, осуществляющих контрольные мероприятия;
- утверждение перечня лиц, уполномоченных осуществлять контрольные мероприятия.
Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных настоящим административным регламентом, осуществляется начальником инспекции, заместителями начальника инспекции, начальниками отделов инспекции.
Персональная ответственность должностных лиц закрепляется в должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В процессе контроля:
- принимаются меры по предупреждению, выявлению и пересечению нарушений;
- посещаются объекты капитального строительства;
- анализируются результаты действий должностного лица.
Не допускается оформление должностным лицом заключения о соответствии или принятие им решения об отказе в выдаче такого заключения, если это представляет для него имущественный или иной интерес, в том числе, если на поднадзорном объекте капитального строительства работают его близкие родственники (родители, супруг (супруга), дети).
При подготовке предложений для принятия мер воздействия по фактам выявленных нарушений учитывается тяжесть нарушений, их потенциальная опасность для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, исключая при этом необоснованные ограничения прав должностных лиц.
Государственный строительный контроль осуществляется
при производстве строительных материалов, изделий и конструкций в случае выявления на строительных площадках готовой продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов, либо по обращению субъектов строительного производства - потребителей указанной продукции.
Проверки проводятся должностным лицом инспекции на основании приказа, подписанного руководителем инспекции. О проведении проверки руководитель предприятия-изготовителя уведомляется заблаговременно, не позднее, чем за 3 суток до начала проверки.
Контроль и надзор в области долевого строительства
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется за:
- привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости;
- соблюдением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (и (или) иных объектов недвижимости не распространяется
на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется если действует хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если у застройщика имеются неисполненные обязательства по договору.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
осуществляется с даты получения от застройщика отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в форме проверок
отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
по жалобам граждан и юридических лиц.
Проверки осуществляют:
должностные лица инспекции государственного строительного надзора, уполномоченные на проведение контроля и надзора в сфере долевого строительства.
Проверке подлежит:
- соблюдение положений Федерального закона №214-ФЗ от 30.12.2004г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - 214-ФЗ) и других нормативных правовых актов в области долевого строительства;
- целевое использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- ежеквартально получаемая от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
- деятельность застройщиков, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
Кроме перечисленного Инспекция вправе:
- рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями законодательства о долевом строительстве;
- направлять застройщикам предписания об устранении нарушений и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
- принимать меры, необходимые для привлечения застройщиков (их должностных лиц) к ответственности,
- обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;
- обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если:
1) более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной 214-ФЗ;
2) застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации;
3) застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным частью 2 статьи 12 №214-ФЗ, и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее чем 100 тысяч рублей;
4) застройщиком не исполнялись положения 214-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты при условии, что в течение года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные законом меры воздействия.
обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации застройщика в случае неоднократного или грубого нарушения застройщиком положений 214-ФЗ или принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Общий порядок проведения проверок
В процессе проверки должностное лицо Инспекции проверяет:
- соблюдение норм 214-ФЗ и иных нормативных правовых актов в области долевого строительства;
- целевое использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства
- (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- устранение нарушений (недостатков) применительно к выявленным ранее нарушениям;
- соблюдение запрета приступать к привлечению денежных средств дольщиков до составления акта об устранении нарушений (недостатков), выявленных при проведении контроля и надзора.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностное лицо инспекции составляет акт проверки, являющийся основанием для выдачи застройщику предписания об устранении выявленных нарушений (недостатков).
В случае выявления нарушений, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 19.5, ст. 14.28 КоАП РФ) должностное лицо Инспекции составляет протокол.
После устранения выявленных нарушений (недостатков) застройщик, направляет в инспекцию извещение об устранении выявленных нарушений (недостатков).
По результатам проверки извещения об устранении выявленных нарушений (недостатков) должностным лицом инспекции составляется акт проверки выполнения предписания об устранении выявленных нарушений (недостатков).
2. Проверки полученной от застройщика отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации
Застройщик ежеквартально представляет в Инспекцию отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящим административным регламентом, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Отчетность представляется застройщиком в Инспекцию не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в Инспекцию.
Отчетность составляется по состоянию на последний календарный день квартала календарного года.
Отчетность представляется застройщиком в письменной форме, форме электронного документа или электронного сообщения.
Страницы форм отчетности, представляемой в письменной форме, нумеруются и сшиваются. Документы, входящие в состав отчетности застройщика - юридического лица, подписываются руководителем этой организации или лицом, исполняющим его обязанности, а также лицом, ответственным за составление отчетности, и скрепляются печатью застройщика.
Отчетность, представляемая в форме электронного документа или электронного сообщения, подготавливается в формате, установленном федеральным органом исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложено государственное регулирование в области долевого строительства объектов недвижимости.
Застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления.
Форма, предусмотренная приложением N 2 к настоящему административному регламенту, заполняется отдельно по каждому объекту недвижимости и представляется начиная с квартала, в течение которого был заключен первый договор, и по квартал, в течение которого застройщиком были исполнены обязательства по последнему договору.
При наличии расторгнутых договоров за отчетный период представляется справка с указанием оснований расторжения каждого договора.
Сведения о кредитных (заемных) средствах представляются только в отношении средств, привлеченных под залог имущества, указанного в частях 1 - 3 статьи 13 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
При наличии неисполненных (просроченных) обязательств по договорам представляется справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств.
9. Форма, предусмотренная приложением N 3 к настоящему административному регламенту, содержит обобщенную информацию по всем объектам недвижимости.
При наличии прочих расходов представляется справка с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию, предусматривающую это направление расходования денежных средств.
Проверка отчетности, предоставленной застройщиком, проводится в течение месяца с момента поступления отчетности в Инспекцию.
3. Проверки по жалобам граждан и юридических лиц
Перед началом проверки, но не позднее чем за три рабочих дня до ее проведения, должностное лицо Инспекции, уполномоченное на осуществление контроля и надзора в области долевого строительства, уведомляет застройщика о проведении проверки посредством телефонной, факсимильной или электронной связи.
Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, принятых в ходе выполнения настоящего административного регламента.
Общие положения.
Заинтересованное лицо может обратиться с заявлением и/или жалобой (далее - обращение) на действия (бездействие) или решения должностного лица инспекции к вышестоящему должностному лицу инспекции.
Обращение направляется в письменной форме, в форме электронного сообщения или лично должностному лицу в часы приема, указанные в настоящем административном регламенте.
Обращения, содержащие обжалование действий (бездействия), решений конкретных должностных лиц Инспекции, не могут направляться непосредственно этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.
В случае получения неудовлетворительного решения, принятого в ходе рассмотрения обращения Инспекцией, заявитель имеет право обратиться в Правительство Хабаровского края, а в случае получения неудовлетворительного решения Правительства Хабаровского края - к Губернатору Хабаровского края.
Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Инспекции или должностного лица, переадресовываются в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением заинтересованного лица.
В случае, если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию Правительства Хабаровского края, заинтересованному лицу дается ответ, разъясняющий порядок обращения в соответствующие органы государственной власти. Все обращения об обжаловании действий (бездействий) и решений фиксируются в книге учета обращений с указанием:
принятых решений;
проведенных действий;
примененных дисциплинарных мер ответственности к должностному лицу, допустившему нарушения.
Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы по существу всех поставленных в обращениях вопросов.
Заинтересованное лицо вправе обжаловать действия (бездействие) и решения Инспекции в судебном порядке.
Порядок подачи и рассмотрения устного личного обращения.
Личный прием заявителей осуществляется в приемные дни руководителем Инспекции по адресу:
Г. Хабаровск, ул. Запарина, 76
Телефон /факс: (4212) 31 -85-14
Электронный адрес:
Прием заявителей начальником инспекции осуществляется в первую и третью среду с 15-30 до 18-00 по предварительной записи по тел.(4212)31-85-14
При личном приеме заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность.
Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема заинтересованного лица. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия заинтересованного лица может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема заинтересованного лица. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В случае, если во время приема заинтересованного лица решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации подлежит рассмотрению в порядке, определяемом для письменного обращения.
Порядок подачи и рассмотрения обращения в письменной форме.
Письменное обращение должно содержать:
наименование органа, в которое лицо направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
фамилию, имя, отчество (в случае обращения индивидуального предпринимателя) либо полное наименование заинтересованного лица (в случае обращения юридического лица);
почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
уведомление о переадресации обращения;
предмет жалобы;
причину несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием);
документы, подтверждающие изложенные обстоятельства;
личную подпись обратившегося индивидуального предпринимателя либо руководителя юридического лица и дату.
Письменное обращение может быть направлено почтовым отправлением либо передано в приемную инспекции с обязательной регистрацией в журнале учета.
Поступившее письменное обращение в зависимости от содержания направляется начальникам соответствующих подразделений Инспекции или докладывается руководителю (заместителю руководителя) для рассмотрения и подготовки письменного ответа. По результатам рассмотрения обращения принимается решение об удовлетворении требований заинтересованного лица и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении обращения.
В рассмотрении обращения заинтересованному лицу отказывается в следующих случаях:
1) отсутствуют сведения об обжалуемом действии (бездействии), решении (в чем выразилось, кем принято), об обратившемся лице (фамилия, имя, отчество, дата, подпись, почтовый адрес для ответа (для индивидуального предпринимателя), полное наименование, юридический и почтовый адреса, фамилия, имя, отчество, дата, подпись руководителя или лица, подписавшего обращение (для юридического лица);
2) получателем представлено дубликатное обращение (второй и последующие экземпляры одного обращения, направленные заинтересованным лицом в различные органы государственной власти, или обращения, повторяющие текст предыдущего обращения, на которое дан ответ). При этом заинтересованному лицу могут направляться уведомления о ранее данных ответах или копии этих ответов.
Ответ на обращение подготавливается и направляется заинтересованному лицу в срок до 30 рабочих дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней, с одновременным информированием заинтересованного лица и указанием причин продления.
Порядок подачи и рассмотрения обращения в форме электронного сообщения:
Для приема обращений в форме электронных сообщений (интернет-обращений) применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заинтересованным лицом реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа. В случае незаполнения указанных реквизитов заинтересованное лицо автоматически информируется о невозможности принятия его обращения. Адрес электронной почты заинтересованного лица и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.
В случае, если в интернет-обращении заинтересованным лицом указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.
Основаниями для отказа в рассмотрении интернет-обращения, также могут являться:
указание заинтересованным лицом недействительных сведений о себе и/или адреса для ответа;
поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;
некорректность содержания электронного сообщения;
невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи.
Ответ на интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.
Дубликатные обращения (второй и последующие экземпляры одного обращения, направленные заинтересованными лицами в различные органы государственной власти, или обращения, повторяющие текст предыдущего обращения, на которое дан ответ) рассматриваются только в случае выявления новых обстоятельств или изменения нормативного правового регулирования в сфере, касающейся вопросов, затронутых в указанных обращениях.
В иных случаях дубликатные обращения не рассматриваются, а заинтересованному лицу направляется уведомление о ранее данных ответах или копии этих ответов.
ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 29 мая 2008 года №193-ОС
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
{Утратил силу: приказ Инспекция государственного строительного надзора правительства Хабаровского края от 28.07.2008 №240-ос}
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить «Административный регламент инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края по исполнению возложенных на нее государственных функций и оказанию государственных услуг в случаях, предусмотренных Российским законодательством».
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника инспекции Давыдова Анатолия Алексеевича.
3. Ознакомить всех должностных лиц инспекции с данным приказом под роспись.
Начальник инспекции
С. П. Снегирь
УТВЕРЖДЕН
приказом инспекции государственного
строительного надзора Правительства
Хабаровского края
от 29.05.2008 № 193-ОС
Административный регламент инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края по исполнению возложенных на нее государственных функций и оказанию государственных услуг в случаях, предусмотренных Российским законодательством
Общие положения
1.1. Настоящий административный регламент инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее - Инспекции) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) по исполнению государственных услуг (далее - ГУ) при выполнении функций по осуществлению возложенных на Инспекцию полномочий по:
- государственному строительному надзору при строительстве, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- надзору за качеством выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций;
- контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
1.2. Исполнение государственных функций, предоставление государственных услуг по осуществлению возложенных на Инспекцию полномочий осуществляется в соответствии с:
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Кодексом об административных правонарушениях;
- Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ;
- Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 г. №214-ФЗ;
- Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ;
- - постановлением Правительства Российской Федерации «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» от 01 февраля 2006 г. № 54;
- постановлением Правительства Хабаровского края «Об утверждении Положения об инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края» от 29 января 2008 г. № 24-пр.
1.3. Исполнение административного регламента осуществляется органом исполнительной власти края - инспекцией государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края.
Административные процедуры
Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте
1. Алгоритм действий при исполнении административного регламента. 1.1. Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса РФ;
Государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения от застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, представляемого заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала работ и прилагаемых к нему документов. Проверка инспекцией представленных документов осуществляется в срок не более 10 рабочих дней.
Проверку комплектности осуществляют:
- должностное лицо инспекции, к компетенции которого относится прием проектной документации;
- должностные лица инспекции, к компетенции которых относится деятельность по исполнению государственной функции.
В том случае, когда в результате проверки установлено наличие:
- разрешения (копии) на строительство;
- проектной документации в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции - в объеме, необходимом для осуществления этапа строительства;
- документа (копии) о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
- общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ;
- положительного заключения государственной экспертизы проектной документации,
то на первом экземпляре извещения должностным лицом инспекции, проверившим наличие указанных документов, ставится дата и подпись.
Примененное в настоящем административном регламенте понятие «этап строительства» означает предусмотренное проектной документацией поэтапное строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также предусмотренное проектной документацией поэтапное строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства);
Застройщик сдает первый экземпляр извещения о начале строительства должностному лицу инспекции, ответственному за регистрацию входящей корреспонденции. По устной просьбе застройщика на остающемся у него втором экземпляре извещения делается отметка о приеме извещения в соответствии с правилами делопроизводства.
В случае выявления в результате проверки отдельных документов и (или) представление их не в полном объеме, и (или) с незаполненными формами в журналах, предназначенных для ведения учета выполнения работ, то застройщику в течение 7 рабочих дней направляется обоснованное уведомление о причине отказа в приеме извещения о начале строительства.
1.2. Полученное от застройщика извещение о начале строительства представляется в установленном порядке начальнику инспекции в течение рабочего дня, в котором оно получено.
Начальник инспекции или его заместитель, в случае отсутствия начальника, (командировка, отпуск, болезнь) после рассмотрения извещения о начале строительства направляет его начальнику отдела, на территории которого будет производиться строительство, в течение суток после регистрации.
Начальник отдела или его заместитель, в случае отсутствия начальника (командировка, отпуск, болезнь), направляет извещение должностному лицу инспекции, которое:
- подготавливает проект приказа о назначении должностного лица для осуществления государственного строительного надзора. Срок подготовки проекта приказа не более 7 рабочих дней;
- изучает проектную документацию и разрабатывает программу проверок с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Срок изучения проектной документации и подготовки программы проверок не более 20 рабочих дней.
1.3. Проект приказа о назначении должностного лица для осуществления государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства представляется на подпись начальнику инспекции в течение рабочего дня, в котором проект приказа подготовлен.
1.4. Подписанный и зарегистрированный в установленном порядке указанный в пункте 2.1.3 настоящего административного регламента приказ является для должностного лица инспекции государственного строительного надзора юридическим основанием:
- формирования дела по объекту капитального строительства (не более 3 рабочих дней);
Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № ИЗО «Об утверждении и введении в действие порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.03.2007 года № 9009).
- заполнения в двухдневный срок в журнале регистрации копии разрешения на строительство, извещения застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, проектной документации объекта капитального строительства, общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ;
начала исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства, указанного в приказе.
Порядок проведения проверок при осуществлении государственного
строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных,
реконструированных, отремонтированных объектов капитального
строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации установлен руководящим документом РД-11-04-2006 и утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2007 года № 9053).
При осуществлении государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностное лицо Инспекции независимо и руководствуется только требованиями законодательства Российской Федерации и Хабаровского края. Никто не вправе давать ему обязательные для исполнения указания в части выводов относительно соответствия или несоответствия объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
1.5. Нормируемые затраты времени на проверки при осуществлении государственного строительного надзора в зависимости от функционального назначения объекта капитального строительства установлены РД-11 -04-2006 и утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 «Об утверждении и введении в действие порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации».
Должностное лицо Инспекции, уполномоченное осуществлять государственный строительный надзор, ведет учет фактического времени, затраченного на исполнение полномочий по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.
1.6. Полученные от застройщика в качестве приложения к извещению о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта журналы, в которых ведется учет выполнения работ, в случае если они сброшюрованы и пронумерованы, а их титульные листы заполнены, скрепляются печатью инспекции, регистрируются и возвращаются застройщику (заказчику) под роспись ответственного лица в течение 4 рабочих дней.
Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2007 № 9051).
1.7. Программа проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора вручается представителю застройщика или заказчика с сопроводительным письмом инспекции, подготовленным должностным лицом, осуществляющим государственный строительный надзор, под роспись при предъявлении документа о представительстве в 3-дневный срок, но не позднее чем за сутки до первой проверки.
1.8. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполненных (выполняемых) работ требованиям технических регламентов (обязательных строительных норм и правил) и проектной документации (далее - проверки).
Проверке подлежит соблюдение:
- при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
- при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;
- при капитальном ремонте - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
Кроме перечисленного проверяются:
- соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), охраны труда, пожарной и экологической безопасности , а также проектной документации (далее - нарушения или недостатки), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления акта об устранении таких нарушений или недостатков.
Проверки проводятся при:
- получении уведомления от лица, осуществляющего строительство, о сроках завершения работ, подлежащих проверке при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства;
- получении извещения от лица, осуществляющего строительство, о возникновении аварийной ситуации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства;
- обращении физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к осуществлению государственного строительного надзора.
В течение 3 рабочих дней до начала проверки должностное лицо инспекции проверяет представленные с извещением о завершении работ:
- общий и (или) специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
- исполнительную документацию, в том числе акты освидетельствования работ, конструкций, оказывающих влияние на безопасность, и документы на скрытые работы, строительный контроль за выполнением которых определен проектной документацией и не может быть осуществлен после выполнения других работ, а также без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- акты об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля или (и) осуществлении государственного строительного надзора;
- результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
- документы, подтверждающие проведение строительного контроля за качеством применяемых строительных материалов.
Перед началом проверки, но не позднее чем за 7 суток до ее проведения, должностное лицо инспекции, уполномоченное на осуществление государственного строительного надзора, направляет застройщику (заказчику) уведомление о проведении проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства посредством почтового отправления, телефонограммы, факсимильной или электронной связи.
Должностное лицо инспекции, уполномоченное на осуществление государственного строительного надзора, при посещении в целях проверки объекта капитального строительства должно быть в защитной каске, иметь при себе служебное удостоверение.
В процессе проверки объекта капитального строительства должностное лицо инспекции проверяет:
соблюдение требований технических регламентов (обязательных строительных норм и правил) и проектной документации применительно к проверяемым работам;
- устранение нарушений (недостатков) применительно к проверяемым работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора;
- соблюдение запрета приступать к выполнению работ до составления акта об устранении нарушений (недостатков), выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностное лицо инспекции составляет акт проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику, лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении выявленных нарушений (недостатков) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.
После устранения выявленных нарушений (недостатков) лицо, осуществляющее строительство, направляет в инспекцию соответствующее извещение.
По результатам проверки извещения об устранении нарушений (недостатков) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должностным лицом инспекции составляется акт проверки выполнения предписания.
Итоговая проверка назначается руководителем инспекции в течение 7 рабочих дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
О сроке проведения итоговой проверки застройщик или заказчик уведомляется извещением по установленной РД-11-04-2006 форме.
До проведения итоговой проверки должностное лицо инспекции проверяет наличие и содержание исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которая должна быть приложена к извещению о завершении указанных работ.
В процессе итоговой проверки (в течение 20 дней - для жилых домов и 30 дней - для остальных объектов строительства) оцениваются выполненные работы и составляется акт. Указанный акт итоговой проверки является основанием для обращения застройщика или заказчика за выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации.
После получения обращения застройщика или заказчика о выдаче заключения о соответствии Инспекция в течение 10 дней выдает такое заключение, либо отказывает в выдаче с обоснованием причин отказа.
Основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии являются допущенные нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии утверждается приказом начальника Инспекции.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения направляется застройщику или заказчику с сопроводительным письмом инспекции после утверждения их приказом начальника Инспекции.
Дата выдачи заключения о соответствии является датой прекращения осуществления государственного строительного надзора на указанном объекте капитального строительства.
Формы и порядок контроля за исполнением государственной функции.
Начальник инспекции организует:
- разработку и реализацию единой методики контроля;
- координацию деятельности лиц, осуществляющих контрольные мероприятия;
- утверждение перечня лиц, уполномоченных осуществлять контрольные мероприятия.
Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных настоящим административным регламентом, осуществляется начальником инспекции, заместителями начальника инспекции, начальниками отделов инспекции.
Персональная ответственность должностных лиц закрепляется в должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В процессе контроля:
- принимаются меры по предупреждению, выявлению и пересечению нарушений;
- посещаются объекты капитального строительства;
- анализируются результаты действий должностного лица.
Не допускается оформление должностным лицом заключения о соответствии или принятие им решения об отказе в выдаче такого заключения, если это представляет для него имущественный или иной интерес, в том числе, если на поднадзорном объекте капитального строительства работают его близкие родственники (родители, супруг (супруга), дети).
При подготовке предложений для принятия мер воздействия по фактам выявленных нарушений учитывается тяжесть нарушений, их потенциальная опасность для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, исключая при этом необоснованные ограничения прав должностных лиц.
Государственный строительный контроль осуществляется
при производстве строительных материалов, изделий и конструкций в случае выявления на строительных площадках готовой продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов, либо по обращению субъектов строительного производства - потребителей указанной продукции.
Проверки проводятся должностным лицом инспекции на основании приказа, подписанного руководителем инспекции. О проведении проверки руководитель предприятия-изготовителя уведомляется заблаговременно, не позднее, чем за 3 суток до начала проверки.
Контроль и надзор в области долевого строительства
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется за:
- привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости;
- соблюдением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (и (или) иных объектов недвижимости не распространяется
на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется если действует хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если у застройщика имеются неисполненные обязательства по договору.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
осуществляется с даты получения от застройщика отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в форме проверок
отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
по жалобам граждан и юридических лиц.
Проверки осуществляют:
должностные лица инспекции государственного строительного надзора, уполномоченные на проведение контроля и надзора в сфере долевого строительства.
Проверке подлежит:
- соблюдение положений Федерального закона №214-ФЗ от 30.12.2004г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - 214-ФЗ) и других нормативных правовых актов в области долевого строительства;
- целевое использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- ежеквартально получаемая от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
- деятельность застройщиков, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
Кроме перечисленного Инспекция вправе:
- рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями законодательства о долевом строительстве;
- направлять застройщикам предписания об устранении нарушений и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
- принимать меры, необходимые для привлечения застройщиков (их должностных лиц) к ответственности,
- обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;
- обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если:
1) более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной 214-ФЗ;
2) застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации;
3) застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным частью 2 статьи 12 №214-ФЗ, и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее чем 100 тысяч рублей;
4) застройщиком не исполнялись положения 214-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты при условии, что в течение года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные законом меры воздействия.
обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации застройщика в случае неоднократного или грубого нарушения застройщиком положений 214-ФЗ или принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Общий порядок проведения проверок
В процессе проверки должностное лицо Инспекции проверяет:
- соблюдение норм 214-ФЗ и иных нормативных правовых актов в области долевого строительства;
- целевое использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства
- (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- устранение нарушений (недостатков) применительно к выявленным ранее нарушениям;
- соблюдение запрета приступать к привлечению денежных средств дольщиков до составления акта об устранении нарушений (недостатков), выявленных при проведении контроля и надзора.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностное лицо инспекции составляет акт проверки, являющийся основанием для выдачи застройщику предписания об устранении выявленных нарушений (недостатков).
В случае выявления нарушений, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 19.5, ст. 14.28 КоАП РФ) должностное лицо Инспекции составляет протокол.
После устранения выявленных нарушений (недостатков) застройщик, направляет в инспекцию извещение об устранении выявленных нарушений (недостатков).
По результатам проверки извещения об устранении выявленных нарушений (недостатков) должностным лицом инспекции составляется акт проверки выполнения предписания об устранении выявленных нарушений (недостатков).
2. Проверки полученной от застройщика отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации
Застройщик ежеквартально представляет в Инспекцию отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящим административным регламентом, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Отчетность представляется застройщиком в Инспекцию не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в Инспекцию.
Отчетность составляется по состоянию на последний календарный день квартала календарного года.
Отчетность представляется застройщиком в письменной форме, форме электронного документа или электронного сообщения.
Страницы форм отчетности, представляемой в письменной форме, нумеруются и сшиваются. Документы, входящие в состав отчетности застройщика - юридического лица, подписываются руководителем этой организации или лицом, исполняющим его обязанности, а также лицом, ответственным за составление отчетности, и скрепляются печатью застройщика.
Отчетность, представляемая в форме электронного документа или электронного сообщения, подготавливается в формате, установленном федеральным органом исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложено государственное регулирование в области долевого строительства объектов недвижимости.
Застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления.
Форма, предусмотренная приложением N 2 к настоящему административному регламенту, заполняется отдельно по каждому объекту недвижимости и представляется начиная с квартала, в течение которого был заключен первый договор, и по квартал, в течение которого застройщиком были исполнены обязательства по последнему договору.
При наличии расторгнутых договоров за отчетный период представляется справка с указанием оснований расторжения каждого договора.
Сведения о кредитных (заемных) средствах представляются только в отношении средств, привлеченных под залог имущества, указанного в частях 1 - 3 статьи 13 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
При наличии неисполненных (просроченных) обязательств по договорам представляется справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств.
9. Форма, предусмотренная приложением N 3 к настоящему административному регламенту, содержит обобщенную информацию по всем объектам недвижимости.
При наличии прочих расходов представляется справка с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию, предусматривающую это направление расходования денежных средств.
Проверка отчетности, предоставленной застройщиком, проводится в течение месяца с момента поступления отчетности в Инспекцию.
3. Проверки по жалобам граждан и юридических лиц
Перед началом проверки, но не позднее чем за три рабочих дня до ее проведения, должностное лицо Инспекции, уполномоченное на осуществление контроля и надзора в области долевого строительства, уведомляет застройщика о проведении проверки посредством телефонной, факсимильной или электронной связи.
Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, принятых в ходе выполнения настоящего административного регламента.
Общие положения.
Заинтересованное лицо может обратиться с заявлением и/или жалобой (далее - обращение) на действия (бездействие) или решения должностного лица инспекции к вышестоящему должностному лицу инспекции.
Обращение направляется в письменной форме, в форме электронного сообщения или лично должностному лицу в часы приема, указанные в настоящем административном регламенте.
Обращения, содержащие обжалование действий (бездействия), решений конкретных должностных лиц Инспекции, не могут направляться непосредственно этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.
В случае получения неудовлетворительного решения, принятого в ходе рассмотрения обращения Инспекцией, заявитель имеет право обратиться в Правительство Хабаровского края, а в случае получения неудовлетворительного решения Правительства Хабаровского края - к Губернатору Хабаровского края.
Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Инспекции или должностного лица, переадресовываются в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением заинтересованного лица.
В случае, если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию Правительства Хабаровского края, заинтересованному лицу дается ответ, разъясняющий порядок обращения в соответствующие органы государственной власти. Все обращения об обжаловании действий (бездействий) и решений фиксируются в книге учета обращений с указанием:
принятых решений;
проведенных действий;
примененных дисциплинарных мер ответственности к должностному лицу, допустившему нарушения.
Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы по существу всех поставленных в обращениях вопросов.
Заинтересованное лицо вправе обжаловать действия (бездействие) и решения Инспекции в судебном порядке.
Порядок подачи и рассмотрения устного личного обращения.
Личный прием заявителей осуществляется в приемные дни руководителем Инспекции по адресу:
Г. Хабаровск, ул. Запарина, 76
Телефон /факс: (4212) 31 -85-14
Электронный адрес:
Прием заявителей начальником инспекции осуществляется в первую и третью среду с 15-30 до 18-00 по предварительной записи по тел.(4212)31-85-14
При личном приеме заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность.
Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема заинтересованного лица. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия заинтересованного лица может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема заинтересованного лица. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В случае, если во время приема заинтересованного лица решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации подлежит рассмотрению в порядке, определяемом для письменного обращения.
Порядок подачи и рассмотрения обращения в письменной форме.
Письменное обращение должно содержать:
наименование органа, в которое лицо направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
фамилию, имя, отчество (в случае обращения индивидуального предпринимателя) либо полное наименование заинтересованного лица (в случае обращения юридического лица);
почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
уведомление о переадресации обращения;
предмет жалобы;
причину несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием);
документы, подтверждающие изложенные обстоятельства;
личную подпись обратившегося индивидуального предпринимателя либо руководителя юридического лица и дату.
Письменное обращение может быть направлено почтовым отправлением либо передано в приемную инспекции с обязательной регистрацией в журнале учета.
Поступившее письменное обращение в зависимости от содержания направляется начальникам соответствующих подразделений Инспекции или докладывается руководителю (заместителю руководителя) для рассмотрения и подготовки письменного ответа. По результатам рассмотрения обращения принимается решение об удовлетворении требований заинтересованного лица и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении обращения.
В рассмотрении обращения заинтересованному лицу отказывается в следующих случаях:
1) отсутствуют сведения об обжалуемом действии (бездействии), решении (в чем выразилось, кем принято), об обратившемся лице (фамилия, имя, отчество, дата, подпись, почтовый адрес для ответа (для индивидуального предпринимателя), полное наименование, юридический и почтовый адреса, фамилия, имя, отчество, дата, подпись руководителя или лица, подписавшего обращение (для юридического лица);
2) получателем представлено дубликатное обращение (второй и последующие экземпляры одного обращения, направленные заинтересованным лицом в различные органы государственной власти, или обращения, повторяющие текст предыдущего обращения, на которое дан ответ). При этом заинтересованному лицу могут направляться уведомления о ранее данных ответах или копии этих ответов.
Ответ на обращение подготавливается и направляется заинтересованному лицу в срок до 30 рабочих дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней, с одновременным информированием заинтересованного лица и указанием причин продления.
Порядок подачи и рассмотрения обращения в форме электронного сообщения:
Для приема обращений в форме электронных сообщений (интернет-обращений) применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заинтересованным лицом реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа. В случае незаполнения указанных реквизитов заинтересованное лицо автоматически информируется о невозможности принятия его обращения. Адрес электронной почты заинтересованного лица и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.
В случае, если в интернет-обращении заинтересованным лицом указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.
Основаниями для отказа в рассмотрении интернет-обращения, также могут являться:
указание заинтересованным лицом недействительных сведений о себе и/или адреса для ответа;
поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;
некорректность содержания электронного сообщения;
невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи.
Ответ на интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.
Дубликатные обращения (второй и последующие экземпляры одного обращения, направленные заинтересованными лицами в различные органы государственной власти, или обращения, повторяющие текст предыдущего обращения, на которое дан ответ) рассматриваются только в случае выявления новых обстоятельств или изменения нормативного правового регулирования в сфере, касающейся вопросов, затронутых в указанных обращениях.
В иных случаях дубликатные обращения не рассматриваются, а заинтересованному лицу направляется уведомление о ранее данных ответах или копии этих ответов.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.010.050 Средства, полученные от применения мер гражданской, административной и уголовной ответственности. Штрафы, конфискации, компенсации. Иные суммы принудительного изъятия, 090.050.010 Общие положения, 090.050.020 Управление в сфере градостроительства и архитектуры (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: