Основная информация
Дата опубликования: | 29 октября 2009г. |
Номер документа: | RU63000200900956 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Самарская область |
Принявший орган: | Аппарат Правительства Самарской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
От 29.10.2009 № 10-п
Об определении Порядка проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области
Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Самарской области от 19.12.2012 N 770
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона Самарской области от 9 февраля 2009 года № 2-ГД «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Самарской области» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Определить Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области согласно приложению.
2. Возложить на Главное правовое управление аппарата Правительства Самарской области (Моргунова) осуществление следующих полномочий аппарата Правительства Самарской области в сфере проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов:
руководство деятельностью по проведению правовой экспертизы;
подписание соответствующих экспертных заключений по результатам проведённой правовой экспертизы;
осуществление контрольной деятельности за результатами рассмотрения экспертных заключений органами (должностными лицами) местного самоуправления.
3. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Заместитель председателя Правительства Самарской области
руководитель аппарата Правительства Самарской области
А.И.Бендусов
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу аппарата Правительства
Самарской области от 29.10.2009 № 10-п
ПОРЯДОК
проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет сроки проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области, устанавливает требования к проведению правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области, подготовке экспертного заключения о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству и направлению его органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления, принявшему (издавшему) указанный акт.
1.2. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в целях контроля их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Самарской области (далее - действующее законодательство).
1.3. Основанием для проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области является соответствующее обращение органов государственной власти Российской Федерации и Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, должностных лиц, организаций и граждан (далее - заявители) или поручения руководителя аппарата Правительства Самарской области, руководителя Главного правового управления аппарата Правительства Самарской области (далее - Главное правовое управление).
1.4. Проведение правовой экспертизы осуществляется Главным правовым управлением с привлечением в случае необходимости специалистов в соответствующих областях.
По решению руководителя Главного правового управления осуществление отдельных действий по проведению правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области может быть поручено государственному бюджетному учреждению Самарской области «Региональный центр управления государственными и муниципальными информационными системами и ресурсами Самарской области» (далее -ГБУ СО «РЦУП»).
1.5. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится в срок не более 30 дней со дня поступления муниципального нормативного правового акта на экспертизу.
При необходимости этот срок может быть продлен по решению руководителя Главного правового управления не более чем на 30 дней с уведомлением об этом заявителя, направившего обращение, или руководителя аппарата Правительства Самарской области в случае проведения экспертизы на основании соответствующего поручения.
2. Проведение правовой экспертизы
2.1. На правовую экспертизу из регистра муниципальных нормативных правовых актов Самарской области представляется копия муниципального нормативного правового акта в документальном виде (на бумажном носителе), заверенная в порядке, установленном муниципальными правовыми актами соответствующего муниципального образования. 2.2. При проведении правовой экспертизы устанавливаются: правовые основания, обусловившие принятие муниципального нормативного правового акта;
предмет регулирования и его соответствие предметам ведения местного самоуправления, установленным действующим законодательством;
необходимость и достаточность муниципального нормативного правового акта для урегулирования общественных отношений в соответствующей сфере;
компетенция принявшего муниципальный нормативный правовой акт органа местного самоуправления (должностного лица);
соблюдение порядка принятия (издания) муниципального нормативного правового акта;
наличие в муниципальном нормативном правовом акте норм и положений, противоречащих нормам действующего законодательства;
соблюдение порядка введения муниципального нормативного правового акта в действие.
При оценке компетенции органа местного самоуправления на принятие муниципального нормативного правового акта необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства, закрепляющими соответствующие полномочия органов местного самоуправления.
2.3. Не проводится правовая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов.
2.4. При поступлении муниципального нормативного правового акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный нормативный правовой акт, проводится правовая экспертиза измененного (дополненного) муниципального нормативного правового акта и составляется экспертное заключение на измененный (дополненный) муниципальный нормативный правовой акт.
Если муниципальный нормативный правовой акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный нормативный право вой акт, устанавливает также самостоятельные нормы, или вносит изменения (дополнения) в большое количество муниципальных нормативных правовых актов, или по результатам правовой экспертизы будет признан не соответствующим действующему законодательству, составляется экспертное заключение на муниципальный нормативный правовой акт о внесении изменений (дополнений).
2.5. При проведении правовой экспертизы муниципального нормативного правового акта, отменяющего или признающего утратившим силу другой муниципальный нормативный правовой акт, кроме установления фактов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, также оценивается возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены (признания утратившим силу) муниципального нормативного правового акта.
2.6. Если при анализе конкретных норм права возникает расхождение между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения, необходимо руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права:
приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой; приоритет специальной нормы перед общей; приоритет нормы, принятой позднее.
2.7. В ходе проведения правовой экспертизы также оценивается соблюдение правил юридической техники при подготовке муниципальной нормативного правового акта, то есть наличие необходимого набора рек визитов, построение, правильность использования юридической терминологии.
Муниципальный нормативный правовой акт, как правило, должен иметь следующие реквизиты (элементы):
вид (форма) муниципального нормативного правового акта;
наименование органа (должностного лица), принявшего (издавшего муниципальный нормативный правовой акт; название муниципального нормативного правового акта, в котором в краткой форме должен быть отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального нормативного правового акта;
дата и место принятия и (или) подписания муниципального нормативного правового акта;
номер муниципального нормативного правового акта;
полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный нормативный правовой акт;
дата (срок) и порядок вступления муниципального нормативного правового акта в силу.
2.8. При оценке юридических терминов должно быть проанализировано следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном нормативном правовом акте в одном и том же значении;
имеют ли термины общепринятое значение;
обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве и законодательстве Самарской области.
2.9. Основными признаками противоречия муниципального нормативного правового акта действующему законодательству являются;
принятие (издание) муниципального нормативного правового акта органом (должностным лицом), к компетенции которого не относится регулирование соответствующих правоотношений, либо его издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу (должностному лицу);
наличие в муниципальном нормативном правовом акте норм и положений, противоречащих нормам действующего законодательства;
принятие (издание) муниципального нормативного правового акта во исполнение недействующего нормативного правового акта; неправильный выбор вида (формы) нормативного правового акта, примененного при принятии (издании) муниципального нормативного правового акта;
нарушение порядка принятия (издания) муниципального нормативного правового акта;
нарушение порядка введения муниципального нормативного правового акта в действие.
2.10. Противоречие муниципального нормативного правового акта действующему законодательству может быть установлено и по иным основаниям, которые отдельно указываются в экспертном заключении.
2.11. В случае воспроизведения в муниципальных нормативных правовых актах норм действующего законодательства вопрос о законности (обоснованности) такого воспроизведения разрешается применительно к каждому конкретному случаю.
2.12. По результатам проведённой правовой экспертизы принимается решение о соответствии (несоответствии) муниципального нормативного правового акта действующему законодательству и подготавливается соответствующее экспертное заключение.
3. Подготовка экспертного заключения
3.1. В случае выявления в ходе правовой экспертизы в муниципальном нормативном правовом акте одного или нескольких признаков, указанных в пунктах 2.9 - 2.11 настоящего Порядка, составляется мотивированное экспертное заключение о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
В случае невыявления в ходе правовой экспертизы в муниципальном нормативном правовом акте признаков, указанных в пунктах 2.9 - 2.11 настоящего Порядка, составляется мотивированное экспертное заключение о соответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
3,2. Экспертное заключение оформляется на бланке Главного правового управления и имеет следующую структуру.
Вводная часть, в которой отражаются:
реквизиты муниципального нормативного правового акта, проходящего юридическую экспертизу (в случае, если проводится правовая экспертиза муниципального нормативного правового акта с изменениями и дополнениями, указываются реквизиты всех муниципальных нормативных правовых актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась правовая экспертиза);
основание рассмотрения муниципального нормативного правового акта;
состояние нормативного правового регулирования в данной сфере (перечень актов законодательства, на соответствие которым рассматривался акт).
Аналитическая часть, в которой отражаются:
предмет регулирования муниципального нормативного правового акта, его соответствие предметам ведения местного самоуправления, установленным действующим законодательством (с указанием конкретных статей и пунктов соответствующих нормативных правовых актов);
оценка компетенции принявшего муниципальный нормативный правовой акт органа местного самоуправления;
необходимость и достаточность муниципального нормативного правового акта для урегулирования общественных отношений.
Резолютивная часть, в которой отражаются выводы, сделанные по результатам проведённой правовой экспертизы о соответствии (несоответствии) муниципального нормативного правового акта действующему законодательству. Рекомендательная часть (не обязательно), в которой может отражаться экспертное мнение о соответствии муниципального нормативного правового акта основным и общеизвестным правилам юридической техники, указанным в пунктах 2.7, 2.8 настоящего Порядка, и (или) содержаться соответствующие рекомендации по повышению уровня юридической техники в нормативном правовом акте.
Каждому экспертному заключению, исходя из последовательности подготовки соответствующих экспертных заключений, присваивается порядковый номер. Порядок присвоения порядковых номеров определяется Главным правовым управлением.
3.3. При составлении мотивированного экспертного заключения о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству должны быть описаны и проанализированы конкретные нормы рассматриваемого муниципального нормативного правового акта, противоречащие действующему законодательству.
При описании норм муниципального нормативного правового акта необходимо указывать следующее:
положение (абзац, подпункт, пункт, часть статьи, статью, часть, раздел) муниципального нормативного правового акта, противоречащее действующему законодательству, а также его содержание;
нарушенные положения действующего законодательства (абзац, подпункт, пункт, часть статьи, статью, часть, раздел соответствующего нормативного правового акта) и изложение их содержания.
3.4. Если вывод о несоответствии нормы муниципального нормативного правового акта аргументируется несколькими логически взаимосвязанными нормами, необходимо четко указать все эти нормы и конкретно определить, в какой части норма муниципального нормативного правового акта противоречит каждой из указанных норм действующего законодательства. 3.5. При составлении экспертного заключения о соответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству в заключении отражаются только те положения, которые указаны в пункте 3.2 настоящего Порядка.
4. Последствия признания муниципального нормативного правового акта
не соответствующим действующему законодательству
по результатам проведенной правовой экспертизы
(подготовленного экспертного заключения)
4.1. При выявлении в муниципальном нормативном правовом акте положений, не соответствующих действующему законодательству, экспертное заключение о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган (должностному лицу) местного самоуправления, принявший акт.
Копия экспертного заключения о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству направляется заявителю, а также в ГБУ СО «РЦУП» для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Самарской области.
При направлении заключения о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству в орган (должностному лицу) местного самоуправления, принявший акт, и ГБУ СО «РЦУП» сопроводительное письмо не готовится.
4.2. Орган местного самоуправления, получивший экспертное заключение, в 30-дневный срок со дня его получения принимает меры по устранению выявленных нарушений, о чем в 35-дневный срок со дня его получения информирует аппарат Правительства Самарской области или уполномоченное им должностное лицо. 4.3. В случае непринятия мер по устранению выявленных нарушений органами (должностным лицом) местного самоуправления либо отсутствия в аппарате Правительства Самарской области (у уполномоченного лица) информации о принятых мерах может быть:
подготовлено в порядке, установленном подпунктом «е» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», обращение руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Губернатора Самарской области) к органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления о необходимости приведения в соответствие с действующим законодательством изданных ими нормативных правовых актов;
направлена копия экспертного заключения на муниципальный нормативный правовой акт в прокуратуру Самарской области (за исключением экспертных заключений, содержащих только замечания юридико-технического, редакционного, терминологического и стилистического характера).
5. Иные положения
5.1. Экспертное заключение о соответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству направляется только заявителю и является приложением к ответу на соответствующее обращение заявителя, послужившее основанием для проведения правовой экспертизы.
5.2. Экспертное заключение на муниципальный нормативный правовой акт, затрагивающий компетенцию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти или иных государственных органов при необходимости может быть направлено в их адрес.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Порядку проведения правовой
экспертизы муниципальных
нормативных правовых актов
Самарской области
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ №
на
(указываются вид, дата принятия (подписания), номер и полное наименование муниципального нормативного правового акта)
Главным правовым управлением аппарата Правительства Самарской области в соответствии с приказами аппарата Правительства Самарской области «Об утверждении Порядка организации работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Самарской области, представлению и включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Самарской области» и «Об определении Порядка проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области» на основании
(указываются основания рассмотрения муниципального нормативного правового акта) проведена правовая экспертиза______________________________________
(указываются вид, дата принятия, реквизиты и полное наименование муниципального
нормативного правового акта)
АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
От 29.10.2009 № 10-п
Об определении Порядка проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области
Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Самарской области от 19.12.2012 N 770
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона Самарской области от 9 февраля 2009 года № 2-ГД «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Самарской области» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Определить Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области согласно приложению.
2. Возложить на Главное правовое управление аппарата Правительства Самарской области (Моргунова) осуществление следующих полномочий аппарата Правительства Самарской области в сфере проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов:
руководство деятельностью по проведению правовой экспертизы;
подписание соответствующих экспертных заключений по результатам проведённой правовой экспертизы;
осуществление контрольной деятельности за результатами рассмотрения экспертных заключений органами (должностными лицами) местного самоуправления.
3. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Заместитель председателя Правительства Самарской области
руководитель аппарата Правительства Самарской области
А.И.Бендусов
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу аппарата Правительства
Самарской области от 29.10.2009 № 10-п
ПОРЯДОК
проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет сроки проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области, устанавливает требования к проведению правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области, подготовке экспертного заключения о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству и направлению его органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления, принявшему (издавшему) указанный акт.
1.2. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в целях контроля их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Самарской области (далее - действующее законодательство).
1.3. Основанием для проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области является соответствующее обращение органов государственной власти Российской Федерации и Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, должностных лиц, организаций и граждан (далее - заявители) или поручения руководителя аппарата Правительства Самарской области, руководителя Главного правового управления аппарата Правительства Самарской области (далее - Главное правовое управление).
1.4. Проведение правовой экспертизы осуществляется Главным правовым управлением с привлечением в случае необходимости специалистов в соответствующих областях.
По решению руководителя Главного правового управления осуществление отдельных действий по проведению правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области может быть поручено государственному бюджетному учреждению Самарской области «Региональный центр управления государственными и муниципальными информационными системами и ресурсами Самарской области» (далее -ГБУ СО «РЦУП»).
1.5. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится в срок не более 30 дней со дня поступления муниципального нормативного правового акта на экспертизу.
При необходимости этот срок может быть продлен по решению руководителя Главного правового управления не более чем на 30 дней с уведомлением об этом заявителя, направившего обращение, или руководителя аппарата Правительства Самарской области в случае проведения экспертизы на основании соответствующего поручения.
2. Проведение правовой экспертизы
2.1. На правовую экспертизу из регистра муниципальных нормативных правовых актов Самарской области представляется копия муниципального нормативного правового акта в документальном виде (на бумажном носителе), заверенная в порядке, установленном муниципальными правовыми актами соответствующего муниципального образования. 2.2. При проведении правовой экспертизы устанавливаются: правовые основания, обусловившие принятие муниципального нормативного правового акта;
предмет регулирования и его соответствие предметам ведения местного самоуправления, установленным действующим законодательством;
необходимость и достаточность муниципального нормативного правового акта для урегулирования общественных отношений в соответствующей сфере;
компетенция принявшего муниципальный нормативный правовой акт органа местного самоуправления (должностного лица);
соблюдение порядка принятия (издания) муниципального нормативного правового акта;
наличие в муниципальном нормативном правовом акте норм и положений, противоречащих нормам действующего законодательства;
соблюдение порядка введения муниципального нормативного правового акта в действие.
При оценке компетенции органа местного самоуправления на принятие муниципального нормативного правового акта необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства, закрепляющими соответствующие полномочия органов местного самоуправления.
2.3. Не проводится правовая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов.
2.4. При поступлении муниципального нормативного правового акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный нормативный правовой акт, проводится правовая экспертиза измененного (дополненного) муниципального нормативного правового акта и составляется экспертное заключение на измененный (дополненный) муниципальный нормативный правовой акт.
Если муниципальный нормативный правовой акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный нормативный право вой акт, устанавливает также самостоятельные нормы, или вносит изменения (дополнения) в большое количество муниципальных нормативных правовых актов, или по результатам правовой экспертизы будет признан не соответствующим действующему законодательству, составляется экспертное заключение на муниципальный нормативный правовой акт о внесении изменений (дополнений).
2.5. При проведении правовой экспертизы муниципального нормативного правового акта, отменяющего или признающего утратившим силу другой муниципальный нормативный правовой акт, кроме установления фактов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, также оценивается возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены (признания утратившим силу) муниципального нормативного правового акта.
2.6. Если при анализе конкретных норм права возникает расхождение между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения, необходимо руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права:
приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой; приоритет специальной нормы перед общей; приоритет нормы, принятой позднее.
2.7. В ходе проведения правовой экспертизы также оценивается соблюдение правил юридической техники при подготовке муниципальной нормативного правового акта, то есть наличие необходимого набора рек визитов, построение, правильность использования юридической терминологии.
Муниципальный нормативный правовой акт, как правило, должен иметь следующие реквизиты (элементы):
вид (форма) муниципального нормативного правового акта;
наименование органа (должностного лица), принявшего (издавшего муниципальный нормативный правовой акт; название муниципального нормативного правового акта, в котором в краткой форме должен быть отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального нормативного правового акта;
дата и место принятия и (или) подписания муниципального нормативного правового акта;
номер муниципального нормативного правового акта;
полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный нормативный правовой акт;
дата (срок) и порядок вступления муниципального нормативного правового акта в силу.
2.8. При оценке юридических терминов должно быть проанализировано следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном нормативном правовом акте в одном и том же значении;
имеют ли термины общепринятое значение;
обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве и законодательстве Самарской области.
2.9. Основными признаками противоречия муниципального нормативного правового акта действующему законодательству являются;
принятие (издание) муниципального нормативного правового акта органом (должностным лицом), к компетенции которого не относится регулирование соответствующих правоотношений, либо его издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу (должностному лицу);
наличие в муниципальном нормативном правовом акте норм и положений, противоречащих нормам действующего законодательства;
принятие (издание) муниципального нормативного правового акта во исполнение недействующего нормативного правового акта; неправильный выбор вида (формы) нормативного правового акта, примененного при принятии (издании) муниципального нормативного правового акта;
нарушение порядка принятия (издания) муниципального нормативного правового акта;
нарушение порядка введения муниципального нормативного правового акта в действие.
2.10. Противоречие муниципального нормативного правового акта действующему законодательству может быть установлено и по иным основаниям, которые отдельно указываются в экспертном заключении.
2.11. В случае воспроизведения в муниципальных нормативных правовых актах норм действующего законодательства вопрос о законности (обоснованности) такого воспроизведения разрешается применительно к каждому конкретному случаю.
2.12. По результатам проведённой правовой экспертизы принимается решение о соответствии (несоответствии) муниципального нормативного правового акта действующему законодательству и подготавливается соответствующее экспертное заключение.
3. Подготовка экспертного заключения
3.1. В случае выявления в ходе правовой экспертизы в муниципальном нормативном правовом акте одного или нескольких признаков, указанных в пунктах 2.9 - 2.11 настоящего Порядка, составляется мотивированное экспертное заключение о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
В случае невыявления в ходе правовой экспертизы в муниципальном нормативном правовом акте признаков, указанных в пунктах 2.9 - 2.11 настоящего Порядка, составляется мотивированное экспертное заключение о соответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
3,2. Экспертное заключение оформляется на бланке Главного правового управления и имеет следующую структуру.
Вводная часть, в которой отражаются:
реквизиты муниципального нормативного правового акта, проходящего юридическую экспертизу (в случае, если проводится правовая экспертиза муниципального нормативного правового акта с изменениями и дополнениями, указываются реквизиты всех муниципальных нормативных правовых актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась правовая экспертиза);
основание рассмотрения муниципального нормативного правового акта;
состояние нормативного правового регулирования в данной сфере (перечень актов законодательства, на соответствие которым рассматривался акт).
Аналитическая часть, в которой отражаются:
предмет регулирования муниципального нормативного правового акта, его соответствие предметам ведения местного самоуправления, установленным действующим законодательством (с указанием конкретных статей и пунктов соответствующих нормативных правовых актов);
оценка компетенции принявшего муниципальный нормативный правовой акт органа местного самоуправления;
необходимость и достаточность муниципального нормативного правового акта для урегулирования общественных отношений.
Резолютивная часть, в которой отражаются выводы, сделанные по результатам проведённой правовой экспертизы о соответствии (несоответствии) муниципального нормативного правового акта действующему законодательству. Рекомендательная часть (не обязательно), в которой может отражаться экспертное мнение о соответствии муниципального нормативного правового акта основным и общеизвестным правилам юридической техники, указанным в пунктах 2.7, 2.8 настоящего Порядка, и (или) содержаться соответствующие рекомендации по повышению уровня юридической техники в нормативном правовом акте.
Каждому экспертному заключению, исходя из последовательности подготовки соответствующих экспертных заключений, присваивается порядковый номер. Порядок присвоения порядковых номеров определяется Главным правовым управлением.
3.3. При составлении мотивированного экспертного заключения о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству должны быть описаны и проанализированы конкретные нормы рассматриваемого муниципального нормативного правового акта, противоречащие действующему законодательству.
При описании норм муниципального нормативного правового акта необходимо указывать следующее:
положение (абзац, подпункт, пункт, часть статьи, статью, часть, раздел) муниципального нормативного правового акта, противоречащее действующему законодательству, а также его содержание;
нарушенные положения действующего законодательства (абзац, подпункт, пункт, часть статьи, статью, часть, раздел соответствующего нормативного правового акта) и изложение их содержания.
3.4. Если вывод о несоответствии нормы муниципального нормативного правового акта аргументируется несколькими логически взаимосвязанными нормами, необходимо четко указать все эти нормы и конкретно определить, в какой части норма муниципального нормативного правового акта противоречит каждой из указанных норм действующего законодательства. 3.5. При составлении экспертного заключения о соответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству в заключении отражаются только те положения, которые указаны в пункте 3.2 настоящего Порядка.
4. Последствия признания муниципального нормативного правового акта
не соответствующим действующему законодательству
по результатам проведенной правовой экспертизы
(подготовленного экспертного заключения)
4.1. При выявлении в муниципальном нормативном правовом акте положений, не соответствующих действующему законодательству, экспертное заключение о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган (должностному лицу) местного самоуправления, принявший акт.
Копия экспертного заключения о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству направляется заявителю, а также в ГБУ СО «РЦУП» для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Самарской области.
При направлении заключения о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству в орган (должностному лицу) местного самоуправления, принявший акт, и ГБУ СО «РЦУП» сопроводительное письмо не готовится.
4.2. Орган местного самоуправления, получивший экспертное заключение, в 30-дневный срок со дня его получения принимает меры по устранению выявленных нарушений, о чем в 35-дневный срок со дня его получения информирует аппарат Правительства Самарской области или уполномоченное им должностное лицо. 4.3. В случае непринятия мер по устранению выявленных нарушений органами (должностным лицом) местного самоуправления либо отсутствия в аппарате Правительства Самарской области (у уполномоченного лица) информации о принятых мерах может быть:
подготовлено в порядке, установленном подпунктом «е» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», обращение руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Губернатора Самарской области) к органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления о необходимости приведения в соответствие с действующим законодательством изданных ими нормативных правовых актов;
направлена копия экспертного заключения на муниципальный нормативный правовой акт в прокуратуру Самарской области (за исключением экспертных заключений, содержащих только замечания юридико-технического, редакционного, терминологического и стилистического характера).
5. Иные положения
5.1. Экспертное заключение о соответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству направляется только заявителю и является приложением к ответу на соответствующее обращение заявителя, послужившее основанием для проведения правовой экспертизы.
5.2. Экспертное заключение на муниципальный нормативный правовой акт, затрагивающий компетенцию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти или иных государственных органов при необходимости может быть направлено в их адрес.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Порядку проведения правовой
экспертизы муниципальных
нормативных правовых актов
Самарской области
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ №
на
(указываются вид, дата принятия (подписания), номер и полное наименование муниципального нормативного правового акта)
Главным правовым управлением аппарата Правительства Самарской области в соответствии с приказами аппарата Правительства Самарской области «Об утверждении Порядка организации работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Самарской области, представлению и включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Самарской области» и «Об определении Порядка проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области» на основании
(указываются основания рассмотрения муниципального нормативного правового акта) проведена правовая экспертиза______________________________________
(указываются вид, дата принятия, реквизиты и полное наименование муниципального
нормативного правового акта)
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | иное № 405 от 31.10.2009 |
Рубрики правового классификатора: | 010.150.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: