Основная информация

Дата опубликования: 30 декабря 2014г.
Номер документа: RU22000201401934
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Алтайский край
Принявший орган: Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Утратил силу - приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 12.08.2019 № 31-п

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

30 декабря 2014 года № 7163

Об утверждении порядка осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних

(Изменения:

1. приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 20 апреля 2015 года № 760;

2. приказ Главного управления образования и науки Алтайского края от 21 сентября 2016 года № 1542

3. приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 27 января 2017 года № 179.)

(Новая редакция с изменениями от 27 января 2017 года)

В соответствии с п. 1 ст. 5 закона Алтайского края от 25.12.2007 № 149-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей», приказываю:

1. Утвердить Порядок осуществления Минирстерством образования и науки Алтайского края контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (в редакции приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 21 сентября 2016 года № 1542, в редакции приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 27 января 2017 года № 179).

2. Признать утратившим силу приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 25.08.2011 № 3059 «Об утверждении порядка осуществления управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».

3. Признать утратившим силу приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 23.08.2012 № 3225 «О внесении изменений в приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 25.08.2011 № 3059».

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Алтайского края Дюбенкову М.В. (в редакции приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 27 января 2017 года № 179)

5. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)».

Заместитель Губернатора Алтайского края,

начальник Главного управления                                                                           Ю.Н. Денисов

УТВЕРЖДЕН

приказом Главного управления

образования и молодежной

политики Алтайского края

от 30 декабря 2014 года № 7163

ПОРЯДОК

осуществления Главным управлением образования и науки Алтайского края контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних

(Наименование изложено в редакции приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 21 сентября 2016 года № 1542.)

1. Общие положения

1.1. Порядок осуществления Главным управлением образования и науки Алтайского края контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - «Порядок») определяет сроки и последовательность действий Главного управления образования и науки Алтайского края (далее - «Министерство») при осуществлении полномочий, установленных пунктом 1 статьи 5 закона Алтайского края от 25 декабря 2007 года № 149-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществлении деятельности пo опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» (в редакции приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 21 сентября 2016 года № 1542).

1.2. Контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних осуществляется Главным управлением.

Осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предусматривает:

а) проведение проверок деятельности органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - «органы опеки и попечительства») по осуществлению государственных полномочий;

б) истребование необходимых документов и другой информации органов опеки и попечительства об осуществлении государственных полномочий;

в) заслушивание должностных лиц органов опеки и попечительства по вопросам осуществления государственных полномочий.

Министерство осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних по следующим вопросам:

1) по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

а) принятие необходимых мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявления их умершими, установления судом факта утраты лицом попечения родителей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

б) исполнение обязанностей опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или организацию, избрание формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятие акта о назначении опекуна или попечителя, заключение договоров об осуществлении опеки и попечительства, назначение опекуна (попечителя);

в) немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью и незамедлительное уведомление прокурора об отобрании ребенка, обеспечение временного устройства ребенка;

г) обращение в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении в них и участие в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам);

д) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, и ведение учета выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направление сведений о них в орган исполнительной власти в сфере управления образованием для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и ведение учета лиц, желающих усыновить детей;

(Подпункт «д» изложен в редакции приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 20 апреля 2015 года № 760.)

е) проведение обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и предоставления суду акта обследования и основанного на нем заключения по существу спора;

ж) дача согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей при отсутствии у них родителей или опекунов, участие в судах по рассмотрению дел об установлении усыновления детей, право требования отмены усыновления детей, участие в рассмотрении в судебном порядке дел о лишении или ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах;

з) заключение и расторжение договора с приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и оказание приемной семье необходимой помощи, способствование созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей);

и) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством Российской Федерации и Алтайского края формах;

к) дача согласия на установление отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае смерти матери, признания ее недееспособной или в случае лишения ее родительских прав;

л) передача образовательным, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в том числе организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном федеральным законодательством порядке полномочий по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

м) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

н) заключение соглашения о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, между законным представителем, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органом опеки и попечительства на основании заявления законных представителей несовершеннолетнего;

о) дача согласия на продление периода пребывания ребенка в медицинской организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 4 лет включительно; (дополнено абзацами «н», «о» в редакции приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 27 января 2017 года № 179)

2) по защите прав несовершеннолетних детей:

а) защита прав выпускников образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;

б) дача согласия родителям, родительские права которых ограничены судом, на контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния, участие в судебных процессах по разрешению споров о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и спорах, связанных с воспитанием детей;

в) решение вопросов присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

г) разрешение разногласий между родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования детей, исходя из интересов детей и с учетом их мнения, и разрешение споров об общении ребенка с близкими родственниками, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения;

д) дача предварительного разрешения родителям (законным представителям) на расходование в интересах несовершеннолетнего его доходов, в том числе, причитающихся несовершеннолетнему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно;

е) дача предварительного разрешения (согласия) родителям (законным представителям) на совершение сделок по отчуждению имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, в том числе по обмену или дарению, сдаче его внаем (в аренду), предоставлению в безвозмездное пользование или в залог (ипотеку), разделу имущества несовершеннолетнего или выделу из него долей, сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества несовершеннолетнего;

ж) закрепление и сохранение за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, принятие мер по защите жилищных прав в случаях, предусмотренных законодательством, заключение договоров о доверительном управлении имуществом лица, над которым учреждена опека (попечительство);

з) разрешение разногласий, возникающих между опекуном ребенка и его несовершеннолетними родителями;

и) назначение представителей для защиты прав и интересов детей в случае разногласия между родителями и детьми;

к) принятие решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

л) защита прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

м) дача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений;

н) дача разрешения на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;

о) участие в качестве законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу, в судебном процессе по уголовному делу в случае, если несовершеннолетний не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем;

п) выдача предварительного разрешения на заключение опекуном (попечителем) от имени подопечного, выступающего заемщиком, кредитных договоров, договоров займа, если получение займа или кредита требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением;

р) выдача предварительного разрешения на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), на совершение сделок, влекущих за собой утрату принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, или вынесение мотивированного отказа в выдаче такого разрешения;

с) дача предварительного разрешения на выдачу доверенности от имени подопечного;

т) дача согласия на заключение трудового договора с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения;

у) контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений;

ф) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;

3) по контролю и надзору за соблюдением прав и законных интересов детей:

а) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей и принятие необходимых мер для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности в случаях ненадлежащего выполнения лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора или необходимой помощи;

б) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства, защиты прав несовершеннолетних и принятие по ним необходимых мер;

в) осуществление надзора за деятельностью опекунов, попечителей, приемных родителей и патронатных воспитателей, контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей и контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги;

г) осуществление в порядке и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством;

д) составление в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, описи имущества подопечного, выдача опекунам и попечителям разрешения и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных;

е) обращение в суд при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного- разрешения органа опеки и попечительства с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случаев, если такой договор заключен к выгоде подопечного;

ж) составление соответствующего акта и предъявление к опекуну или попечителю требования о возмещении убытков, причиненных подопечному, при обнаружении фактов ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению таким имуществом (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое);

з) утверждение отчета опекуна или попечителя о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении таким имуществом;

и) исключение из описи имущества подопечного пришедших в негодность вещей и внесение соответствующих изменений в опись имущества подопечного после утверждения отчета опекуна или попечителя о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении таким имуществом;

к) составление описи документов, хранящихся в личном деле подопечного, и акта передачи личного дела подопечного, подписанного руководителем органа опеки и попечительства и руководителем организации для детей-сирот;

л) передача документов, хранящихся в личном деле подопечного, по описи должностному лицу организации для детей-сирот;

м) хранение акта о направлении подопечного в организацию для детей-сирот, а также акта передачи личного дела и описи документов;

н) утверждение соответствующим актом органа местного самоуправления и пересмотр не реже одного раза в полгода индивидуального плана развития и жизнеустройства ребёнка, помещенного в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (дополнено абзацем в редакции приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 27 января 2017 года № 179)

1.3. Выполнение действий в рамках осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - «контроль за исполнением полномочий») осуществляется государственными гражданскими служащими отдела специального образования, опеки и попечительства Главного управления (далее - «специалисты», «отдел») в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей.

1.4. В целях осуществления контроля за исполнением полномочий могут привлекаться иные лица из числа работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, и научных организаций.

1.5. Правовые основания осуществления контроля за исполнением полномочий:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 21.12.1996  N   159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

постановление Правительства     Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

постановление Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»;

закон Алтайского края № 149-ЗС от 25 декабря 2007 «О наделении полномочиями органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в сфере организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, ставшимися без попечения родителей»;

указ Губернатора Алтайского края от 15.01.2014 № 1 «Об утверждении Положения о Главном управлении образования и молодежной политики Алтайского края». (в редакции приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 21 сентября 2016 года № 1542).

1.6. При осуществлении контроля за исполнением полномочий предметом плановых и внеплановых проверок является исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами местного самоуправления предписаний Главного управления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области опеки и попечительства.

1.7. Права и обязанности лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по осуществлению контроля за исполнением полномочий.

1.7.1. Специалисты отдела имеют право:

посещать орган опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии приказа Главного управления о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

проводить анализ документов и материалов, в том числе размещенных на сайте в сети Интернет, характеризующих деятельность органа опеки и попечительства, в том числе локальных нормативных актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

запрашивать документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц органа опеки и попечительства по вопросам, подлежащим проверке;

посещать семьи опекунов (попечителей), усыновителей с проведением анкетирования по изучению мнения граждан о деятельности органов опеки и попечительства в Алтайском крае (приказ Главного управления от 19.09.2013 № 4088 «Об организации работы по изучению мнения граждан о деятельности органов опеки и попечительства в Алтайском крае»); проводить беседы с работниками органа опеки и попечительства, подопечными, опекунами (попечителями), усыновителями по вопросам, подлежащим проверке. Беседы с несовершеннолетними проводятся в присутствии их законных представителей.

1.7.2. Специалисты отдела обязаны:

своевременно и в полной мере в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы органа опеки и попечительства, в отношении которого проводятся мероприятия по осуществлению контроля за исполнением полномочий;

проводить проверку на основании приказа начальника Главного управления (заместителя начальника Главного управления) в соответствии с ее назначением;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии приказа начальника Главного управления (заместителя начальника Главного управления);

не препятствовать уполномоченному представителю органа опеки и попечительства присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять уполномоченному представителю органа опеки и попечительства, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

знакомить уполномоченного представителя органа опеки и попечительства с результатами проверки;

не требовать от органа опеки и попечительства документы и иные сведения, наличие которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;

перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченного представителя органа опеки и попечительства ознакомить с положениями настоящего Порядка;

делать запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при проведении выездной проверки).

1.7.3. При проведении проверки специалисты отдела не вправе:

осуществлять плановые или внеплановые выездные проверки в случае отсутствия при их проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа опеки и попечительства;

требовать представление документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения проверки.

1.8. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по осуществлению контроля за исполнением полномочий.

1.8.1. Уполномоченный представитель органа опеки и попечительства имеет право:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от Главного управления, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

знакомиться с результатами проверки и делать отметки в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Главного управления;

представлять в Министерство в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, и (или) с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений. При этом орган опеки и попечительства вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии и в согласованный срок передать их в Министерство.

1.8.2. Орган опеки и попечительства, в отношении которого осуществляются проверочные мероприятия, обязан обеспечить присутствие уполномоченных представителей органа опеки и попечительства, ответственных за организацию и проведение мероприятий.

1.9. Результатом исполнения мероприятий по осуществлению контроля за исполнением полномочий являются:

акт по результатам проверки органа опеки и попечительства;

предписание об устранении органом опеки и попечительства выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков его исполнения;

повторное предписание органу опеки и попечительства об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.

2. Состав, последовательность и сроки осуществления контроля за исполнением полномочий, требования к порядку их выполнения

2.1. Осуществление контроля за исполнением полномочий предусматривает:

подготовку и проведение мероприятий по осуществлению контроля за исполнением полномочий;

выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения;

контроль за исполнением предписаний, включая принятие мер в связи с неисполнением предписаний;

выдачу повторного предписания об устранении выявленного нарушения за неисполнение в установленный срок выданного ранее предписания об устранении выявленного нарушения;

контроль за исполнением выданного повторно предписания.

2.2. Мероприятия по осуществлению контроля за исполнением полномочий проводятся в форме выездных и документарных проверок. Мероприятия по осуществлению контроля за исполнением полномочий в форме выездных проверок проводятся по месту нахождения органов опеки и попечительства. Мероприятия по осуществлению контроля за исполнением полномочий в форме документарных проверок проводятся специалистами отдела Главного управления по месту нахождения отдела посредством изучения имеющихся и представленных органами опеки и попечительства документов и иных сведений.

Проведение мероприятий по осуществлению контроля за исполнением полномочий в форме выездных и документарных проверок осуществляется специалистом отдела или комиссией по проверке, назначаемыми приказом Главного управления.

Комиссия по проверке формируется из специалистов отдела Главного управления с включением в ее состав при необходимости по согласованию иных лиц из числа работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, и научных организаций.

Решение о включении указанных лиц в состав комиссии по проверке принимается начальником Главного управления (заместителем начальника Главного управления) в соответствии с содержанием вопросов, подлежащих проверке.

2.3. Мероприятия по осуществлению контроля за исполнением полномочий проводятся в плановом и внеплановом порядке.

2.3.1. Плановые проверки по осуществлению контроля за исполнением полномочий проводятся не чаще чем один раз в три года на основании плана проверок, включенного в ежегодный план работы Главного управления, утвержденного начальником Главного управления.

Основанием для включения плановой проверки в план проверок является истечение трех лет со дня проведения последней проверки в отношении органа опеки и попечительства.

Утвержденный начальником Главного управления (заместителем начальника Главного управления) ежегодный план работы Главного управления доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Главного управления в сети Интернет либо иным доступным способом.

2.3.2. Основаниями для принятия решения о проведении внеплановых мероприятий по осуществлению контроля за исполнением полномочий являются:

1) истечение срока исполнения органом опеки и попечительства ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в Министерство обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью несовершеннолетних;

б) причинение вреда жизни, здоровью несовершеннолетних;

в) нарушение прав несовершеннолетних;

3) приказ начальника Главного управления, изданный на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках осуществления контроля за исполнением полномочий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) отрицательная динамика отдельных показателей либо низкая эффективность деятельности органов опеки и попечительства по итогам мониторинга оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства, утвержденного приказом Главного управления от 11.12.2013 № 5633.

2.3.2.1. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Министерство, а также обращения и заявления, не содержащие сведения о фактах, указанных в пункте 2.3.2 настоящего Порядка, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

2.4. Мероприятия по осуществлению контроля за исполнением полномочий в форме выездной и документарной проверки проводятся на основании приказа Главного управления. Специалист отдела, ответственный за подготовку проверки, готовит проект соответствующего приказа. Приказ подписывает начальник Главного управления (заместитель начальника Главного управления).

В приказе Главного управления указываются:

наименование Главного управления;

наименование приказа;

дата и номер приказа;

наименование, место нахождения органа опеки и попечительства и место фактического осуществления им деятельности;

фамилия, имя, отчество, должность специалиста или специалистов отдела, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки иных лиц из числа работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, и научных организаций;

цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

дата начала и окончания проведения проверки;

правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

сроки проведения и перечень мероприятий по контролю за исполнением полномочий, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

перечень документов, представление которых органом опеки и попечительства необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

2.5. Проведение мероприятия по контролю за исполнением полномочий в форме выездной проверки.

2.5.1. При проведении плановых мероприятий по контролю за исполнением полномочий в форме выездной проверки орган опеки и попечительства уведомляется Главным управлением не позднее чем за три рабочих дня до начала мероприятий по контролю за исполнением полномочий посредством направления копии приказа начальника Главного управления (заместителя начальника Главного управления) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

До выезда на место проведения проверки комиссия или специалист отдела по проверке изучает:

нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органа опеки и попечительства;

результаты мониторинга оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства Алтайского края, утвержденного приказом Главного управления от 11.12.2013 № 5633 «Об утверждении мониторинга оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства Алтайского края»;

отчетность и иные сведения о состоянии и результатах деятельности органа опеки и попечительства;

отчеты о проверках органа опеки и попечительства;

обращения по вопросу о нарушении органом опеки и попечительства законодательства в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.

По прибытии на место проведения проверки специалисты отдела предъявляют руководителю органа опеки и попечительства или уполномоченному им должностному лицу служебное удостоверение и вручают заверенную надлежащим образом копию приказа Главного управления о проведении выездной проверки, знакомят с полномочиями лиц, проводящих проверку, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю за исполнением полномочий, со сроками и с условиями ее проведения.

2.5.2. В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность органа опеки и попечительства, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке;

анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области опеки и попечительства при организации и осуществлении органом опеки и попечительства своей деятельности;

анализ наличия и достоверности информации, размещенной органом опеки и попечительства на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

посещение семей опекунов (попечителей), усыновителей с проведением анкетирования по изучению мнения граждан о деятельности органов опеки и попечительства в Алтайском крае (приказ Главного управления от 19.09.2013 № 4088 «Об организации работы по изучению мнения граждан о деятельности органов опеки и попечительства в Алтайском крае»);

проведение беседы с работниками органа опеки и попечительства, подопечными, опекунами (попечителями), усыновителями по вопросам, подлежащим проверке. Беседы с несовершеннолетними проводятся в присутствии их законных представителей.

2.5.3. По завершении выездной проверки председатель комиссии по проверке или специалист отдела производит запись о проведенном мероприятии по контролю за исполнением полномочий в журнале учета проверок.

2.6. Проведение мероприятия по контролю за исполнением полномочий в форме документарной проверки.

2.6.1. В процессе проведения документарной проверки специалистами отдела в первую очередь рассматриваются документы органа опеки и попечительства, имеющиеся в распоряжении Главного управления, в том числе акты предыдущих проверок, материалы и иные документы о результатах осуществленных в отношении этого органа опеки и попечительства мероприятий по контролю за исполнением полномочий, а также информации, размещенной на официальном сайте органа опеки и попечительства в сети Интернет.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Главного управления, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение органом опеки и попечительства переданных полномочий, специалисты отдела направляют в адрес органа опеки и попечительства мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа начальника Главного управления (заместителя начальника Главного управления) о проведении документарной проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса орган опеки и попечительства обязан направить указанные в запросе документы в Министерство. Документы, представленные органом опеки и попечительства, передаются специалисту отдела.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных подписью уполномоченного представителя органа опеки и попечительства и печатью органа опеки и попечительства. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представленных в Министерство, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Орган опеки и попечительства вправе представить указанные документы в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

2.6.2. В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

анализ имеющейся в Главном управлении информации о деятельности органа опеки и попечительства по вопросам, подлежащим проверке;

анализ документов и материалов, представленных по запросу Главного управления проверяемым органом опеки и попечительства, по вопросам, подлежащим проверке;

анализ наличия и достоверности информации, размещенной органом опеки и попечительства на официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.7. Обработка результатов проверки.

2.7.1. По итогам проверки непосредственно после ее завершения составляется акт проверки в двух экземплярах.

2.7.2. В акте проверки указываются следующие сведения:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа опеки и попечительства;

3) дата и номер приказа начальника Главного управления (заместителя начальника Главного управления) о проведении проверки;

4) фамилии, имена, отчества (последние - при наличии) и должности специалистов, проводивших проверку;

5) наименование органа опеки и попечительства, в отношении которого проведена проверка, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность уполномоченного представителя органа опеки и попечительства, присутствовавшего при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе:

а) о выявлении нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;

б) об установлении факта исполнения или неисполнения предписания;

в) о лицах, допустивших нарушение;

г) эффективность деятельности органа опеки и попечительства по итогам мониторинга оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства, утвержденного приказом Главного управления от 11.12.2013 № 5633;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя органа опеки и попечительства, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи (в случае, если составление акта проверки осуществляется непосредственно в органе опеки и попечительства);

9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у органа опеки и попечительства указанного журнала;

10) подписи специалистов Главного управления, уполномоченных на проведение проверки.

2.7.3. При проведении выездной проверки в случае отсутствия уполномоченного представителя органа опеки и попечительства, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле в Главном управлении.

2.7.4. При проведении документарной проверки первый экземпляр акта проверки остается у председателя комиссии по проверке (проверяющего) для последующего представления его в Министерство, а второй экземпляр акта с копиями приложений направляется по почте в орган опеки и попечительства с уведомлением о вручении или передается под расписку уполномоченному представителю органа опеки и попечительства.

2.7.5. К акту проверки прилагаются документы или их копии, связанные с результатами проверки.

2.8. Принятие мер по результатам мероприятий по контролю за исполнением полномочий.

2.8.1. В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации в области опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, допущенного органом опеки и попечительства, не позднее десяти рабочих дней после завершения проверки Министерство выдает такому органу управления предписание об устранении выявленного нарушения (далее - «предписание»), в котором:

дается описание выявленных при проведении проверки нарушений законодательства в области опеки и попечительства;

указываются меры, которые необходимо принять по выявленным нарушениям.

В предписание включаются:

результаты мониторинга оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства Алтайского края, утвержденного приказом Главного управления от 11.12.2013 № 5633 «Об утверждении мониторинга оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства Алтайского края»;

итоги посещения семей опекунов (попечителей), усыновителей;

итоги анкетирования по изучению мнения граждан о деятельности органов опеки и попечительства в Алтайском крае (приказ Главного управления от 19.09.2013 № 4088 «Об организации работы по изучению мнения граждан о деятельности органов опеки и попечительства в Алтайском крае»);

анализ общей ситуации по деятельности органа опеки и попечительства в муниципальном образовании.

В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не должен превышать шести месяцев.

2.8.2. Предписание рассматривается и подписывается начальником Главного управления (заместителем начальника Главного управления) и направляется почтовым отправлением.

2.8.3. В случае получения в результате проверки информации о нарушении законодательства Российской Федерации, содержащем признаки противоправного деяния, соответствующая информация направляется в правоохранительные органы (или) прокуратуру по месту нахождения органа опеки и попечительства. Органу опеки и попечительства направляется письмо о направлении информации в правоохранительные органы и (или) прокуратуру.

2.8.4. Специалист отдела в течение пяти рабочих дней после окончания проверки готовит проекты соответствующих писем Главного управления. Проекты писем в течение трех рабочих дней рассматривает и подписывает начальник Главного управления (заместитель начальника Главного управления). Письма заказным почтовым отправлением с уведомлением в течение трех рабочих дней направляются органу опеки и попечительства.

2.8.5. Специалист, ответственный за ведение базы данных проверок органов опеки и попечительства, вносит в информационную базу учета результатов мероприятий по контролю за исполнением полномочий в сфере опеки и попечительства соответствующие сведения.

2.8.6. В случае если мероприятия по контролю за исполнением полномочий проводились в связи с обращением по вопросу о нарушении законодательства, копии предписания, писем Главного управления передаются специалисту, ответственному за рассмотрение обращения.

2.9. Контроль за исполнением предписания.

2.9.1. Орган опеки и попечительства, которому было выдано предписание, должен исполнить его в установленный в нем срок и представить в Министерство отчет об исполнении указанного предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований (далее - «отчет об исполнении предписания»).

2.9.2. Поступивший в Министерство отчет об исполнении предписания передается специалисту отдела, который рассматривает указанный отчет в течение пяти рабочих дней после его получения.

2.9.3. Если на основании отчета об исполнении предписания невозможно установить факт исполнения или неисполнения предписания, а также в случае, если в установленный срок отчет не поступил в Министерство, специалист отдела в течение пяти рабочих дней после рассмотрения отчета об исполнении предписания готовит проект приказа о целесообразности проведения мероприятий по контролю за исполнением полномочий с целью проверки исполнения предписания и передает проект приказа начальнику Главного управления (заместителю начальника Главного управления).

2.9.4. Начальник Главного управления (заместитель начальника Главного управления) в течение трех рабочих дней рассматривает проект приказа и либо подписывает его, либо принимает решение об отсутствии оснований для проведения мероприятия по контролю за исполнением полномочий и о направлении в орган опеки и попечительства письма о результате рассмотрения вопроса об исполнении предписания.

2.9.5. В случае, если начальник Главного управления (заместитель начальника Главного управления) принял решение о направлении в адрес органа опеки и попечительства о принятии отчета об исполнении предписания, осуществляется подготовка и направление в орган опеки и попечительства соответствующего письма.

2.9.6. В случае, если начальник Главного управления (заместитель начальника Главного управления) принял решение о проведении мероприятий по контролю за исполнением полномочий, осуществляется подготовка и проведение мероприятий по контролю за исполнением полномочий, обработка результатов данных мероприятий.

2.9.7. Специалист, ответственный за ведение базы данных проверок органов опеки и попечительства, вносит в информационную базу учета результатов мероприятий по контролю за исполнением полномочий в сфере опеки и попечительства информацию о результатах рассмотрения вопроса об исполнении предписания.

2.10. Принятие мер в связи с неисполнением предписания.

В случае если орган опеки и попечительства не исполнил предписание в установленный срок, специалист Главного управления в течение 5 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания готовит проект служебной записки на имя начальника Главного управления (заместителя начальника Главного управления) о целесообразности направления информации о неисполнении предписания в вышестоящий орган и (или) в прокуратуру Алтайского края по месту нахождения органа опеки и попечительства.

Проект служебной записки в течение 3 рабочих дней передается начальнику Главного управления (заместителю начальника Главного управления) для принятия решения. В случае принятия решения о направлении информации о неисполнении предписания в вышестоящий орган, в прокуратуру Алтайского края специалист управления в течение 5 рабочих дней готовит проекты соответствующих писем Главного управления. Проекты писем Главного управления в течение 3 рабочих дней рассматривает и подписывает начальник Главного управления (заместитель начальника Главного управления). Письма направляются по почте в вышестоящий орган и (или) в прокуратуру Алтайского края.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 17.07.2019
Рубрики правового классификатора: 010.140.040 Учет и систематизация нормативных правовых актов, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать