Основная информация

Дата опубликования: 31 августа 2012г.
Номер документа: RU19000201200823
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Хакасия
Принявший орган: Министерство образования и науки Республики Хакасия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



НГР RU19000201100463

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРИКАЗ

от 31.08.2012 № 100-892

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(с изменениями от 18.10.2012г., приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия №100-1031, НГР RU19000201200996)

(с изменениями от 06.12.2013г., приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия №100-1245, НГР RU19000201300885)

(с изменениями от 24.04.2018 № 100-345, приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия)

В целях реализации пункта 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, статей 6, 11 Закона Республики Хакасия от 25.12.2009 № 148-ЗРХ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» (с последующими изменениями), приказа Минобрнауки России от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» приказываю:

1.Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 1).

2. (утратил силу приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 06.12.2013г. №100-1245, НГР RU19000201300885)

3. Настоящий приказ вступает в силу с 01 сентября 2012 года.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра – начальника отдела кадровой работы и правового обеспечения Министерства образования и науки Республики Хакасия Коневу Е.П.

Министр образования и науки Республики Хакасия Г.А.Салата

Приложение

к приказу Министерства образования

и науки Республики Хакасия

от 24.04.2018 № 100-345

Приложение 1

УТВЕРЖЕНА

приказом Министерства образования

и науки Республики Хакасия

от 31.08.2012 № 100-892

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», Законом Республики Хакасия от 25.12.2009 № 148-ЗРХ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

Категория лиц, проходящих подготовку:

Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (на усыновление, под опеку, попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание) (далее соответственно – кандидаты в приемные родители, приемная семья), за исключением:

близких родственников детей;

лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;

лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

лиц, которые являются отчимами и мачехами несовершеннолетних.

Общие положения программы

Цель программы:

психолого-педагогическая подготовка кандидатов в приемные родители;

правовая подготовка кандидатов в приемные родители.

Задачи программы:

выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе, для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как замещающих родителей;

формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта на его психофизическое развитие и поведение;

формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в замещающую семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей;

ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодолевать такое поведение;

ознакомление кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомление с общей характеристикой установленных законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их отличиями и особенностями;

ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей;

ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями организации обучения по данной программе, в том числе с содержательными блоками, целями программы, приемами, используемыми в процессе обучения, критериями оценки, требованиями, условиями получения индивидуальных консультаций. Ознакомление с расписанием работы групп и режимом работы службы сопровождения замещающих семей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – служба сопровождения), которой переданы полномочия по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны и приемные родители;

ознакомление с кругом полномочий службы сопровождения, на которую возложены полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители;

предоставление методических пособий и памяток, необходимых и желательных для дальнейшего обучения; условия пользования предоставленными материалами, ознакомление с рекомендуемой литературой.

Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении порядка требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

Программа подготовки кандидатов в приемные родители (далее – Программа), состоит из учебно-тематического плана, включающего в себя три блока (организационно-подготовительный, учебно-ознакомительный и итогово-контрольный (итоговая аттестация), и содержания учебных разделов с указанием их трудоемкости. Общая трудоемкость Программы составляет 80 академических часов, из них 19 академических часов лекционных занятий, 56 академических часов тренинга, а также 5 академических часов индивидуального консультирования.

Форма проведения подготовки может быть очной или очно-заочной, а также посредством дистанционного освоения Программы.

При проведении подготовки в очно-заочной форме:

очно осваивается тренинговая часть Программы, индивидуальное консультирование, в том числе итоговая аттестация, и полностью «Организационно-подготовительный» блок Программы;

заочно может осваиваться лекционная часть Программы, в том числе с использованием дистанционных методов.

Индивидуальное собеседование (структурированное интервью) проводится с каждым гражданином, выразившим желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка). Индивидуальное собеседование проводится перед изучением тем вводной лекции.

Индивидуальное консультирование реализуется в процессе освоения программы посредством организации индивидуальных консультаций и по запросу кандидатов в приемные родители в рамках разделов программы.

Для осуществления самоконтроля кандидатов в приемные родители, осуществляющих подготовку по Программе, могут применяться электронные тесты и электронная программа по компьютерному тестированию, позволяющие оценить знания тестируемых по разделам Программы, содержащие шкалу оценок, возможность вывода итогов по результатам тестирования и итоговых рекомендаций для тестируемого.

Освоение Программы завершается итоговой аттестацией кандидатов в приемные родители, которая проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки, и составлением итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью, которое в дальнейшем передается специалистам органа опеки и попечительства.

По окончании подготовки кандидатам в приемные родители выдается свидетельство о прохождении подготовки на территории Российской Федерации по установленной форме.

В случае неудовлетворительной сдачи итоговой аттестации и/или непосещения установленного количества занятий (не менее 70% от общего количества занятий) кандидату в приемные родители выдается справка о прохождении части подготовки и право пройти пропущенные занятия либо неусвоенные темы в следующей группе граждан, которые будут проходить подготовку.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(Учебный план)

Раздел

Наименование разделов

Количество часов

Форма контроля

Всего

Лекции

Тренинги

Индивидуальные консультации

I Блок.

Организационно-подготовительный

7

2

3

2

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5

2

3

Структурированное интервью «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей»

2

2

Индивидуальное собеседование

II Блок.

Учебно-ознакомительный

72

17

53

2

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

5

1

4

3.

Этапы развития ребенка

7,5

2

5

0,5

Самоконтроль/тестирование

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

7

1

6

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

7

1

6

6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

8,5

1

7

0,5

Самоконтроль/тестирование

7.

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

7

1

6

8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

8,5

3

5

0,5

Самоконтроль/тестирование

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

1

2

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

10

1

9

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

5,5

4

1

0,5

Самоконтроль/тестирование

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

3

1

2

III Блок.

Итогово-контрольный

1

1

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

Индивидуальное собеседование

Итого:

80

19

56

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1 «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители» включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Знакомство кандидатов в приемные родители с группой.

Содержание, особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи.

Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» включает изучение тем:

изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3 «Этапы развития ребенка» включает изучение следующих тем:

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» включает изучение следующих тем:

психическое развитие ребенка в соответствии с периодизацией развития детей;

понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь;

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность;

уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка;

виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

диспропорции развития ребенка; мозаичность развития, понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;

дихотомия «жертва – агрессор», понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение, семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития;

оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» включает изучение следующих тем:

потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);

понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» включает изучение следующих тем:

общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка;

особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

этапы адаптационного периода; особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками);

изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений;

роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье;

тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.

Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» включает изучение следующих тем:

формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

методы воспитания ребенка, эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка, критерии оценки методов воспитания ребенка;

формирование моральных норм у ребенка; причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм; понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы;

проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка; различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью; проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми;

приемы, помогающие преодолевать возникающие «трудности», облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги; разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей; техники эмоциональной саморегуляции;

понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» включает изучение следующих тем:

создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни;

гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания;

медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка;

медицинская карта ребенка; характеристика диагнозов; вакцинация и календарь профилактических прививок; больной ребенок и уход за ним;

Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка» включает изучение следующих тем:

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности; методы и приемы полового воспитания в семье;

половое воспитание в приемной семье; роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка; мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте;

способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» включает изучение следующих тем:

особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила;

родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители и возможность их развития;

семейная история и ее обсуждение;

построение семейной генограммы, обсуждение с кандидатами в приемные родители распределения ролей в семье;

стрессогенные факторы и семейные способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

отношение приемной семьи к биологическим родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие;

схема взаимодействия участников устройства детей в семью (биологические родители и кровные родственники, организация, оказывающая медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, приемная семья);

социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

личная и семейная ситуация кандидатов в приемные родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью; роль сотрудничества членов семьи кандидатов в приемные родители в процессе воспитания ребенка;

семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

семейные и индивидуальные способы принятия решения;

опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в приемные родители;

понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

«прощание» с ребенком (передача ребенка в другую семью, возврат биологическим родителям, достижение ребенком совершеннолетия и другое).

Изучение тем проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование кандидатов в приемные родители совместно с членами их семьи.

Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» включает изучение следующих тем:

основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;

правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;

формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;

требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; перечень документов, предоставляемых кандидатами в приемные родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителеем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства; порядок и особенности представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;

порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций по подготовке приемных семей;

права и обязанности кандидатов в приемные родители;

порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью;

поиск и выбор ребенка для принятия в семью; взаимодействие с органами опеки и попечительства, региональным и федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организацией для детей-сирот; правила посещения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

возмездные виды опеки (попечительства), в том числе приемная семья; порядок заключения договора; материальное обеспечение приемной семьи;

порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

оформление органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства; перечень документов на ребенка, передаваемых приемной семье;

порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка, в том числе прав на алиментное содержание;

порядок и сроки осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок и сроки представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществлении помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в приемную семью;

правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;

изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные ее формы;

ответственность приемных родителей;

порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации;

социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Раздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» включает изучение следующих тем:

родительские и профессиональные функции приемной семьи;

взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

сопровождение семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, службой сопровождения;

формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей со службой сопровождения;

информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;

взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители» включает:

обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;

обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью.

Кандидаты в приемные родители, посетившие не менее 70% занятий Программы (а именно очно тренинговые занятия, индивидуальные консультации, предусмотренные Программой, а также лекции Организационно-подготовительного блока Программы), проходят итоговую аттестацию в форме собеседования.

По завершении подготовки кандидаты в приемные родители должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома – на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

Кандидаты в приемные родители, успешно прошедшие курс подготовки, должны знать:

свои права и обязанности как приемных родителей в отношении ребенка, а также в отношении органов опеки и попечительства, службы сопровождения;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей – на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

Кандидаты в приемные родители, успешно прошедшие курс подготовки, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

заботиться о здоровье ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.

Список рекомендуемой литературы для специалистов

Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. - М.: Смысл, 2003.

Акимова М.Н. и др. Организация работы с приемными семьями. - Самара: Самвен, 1998.

Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.: Просвещение, 1990.

Захарова Ж.А. Помощь и поддержка замещающих семей//Детский дом. 2007. № 1.

Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. - М.: Дом, 1993.

Иовчук Н.М., Морозова Е.И., Щербакова А.М. Школа родителей. Об одной из моделей службы психолого-медико-педагогической поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях//Детский дом. 2004, № 3.

Красницкая Г.С. и др. Вы решили усыновить ребенка. - М.: Дрофа, 2001.

Красницкая Г.С., Рудов А.Г. Создание и функционирование Школы приемных родителей.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.

Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи//Дефектология. 2006, № 1.

Ослон В.Н. Формирование «взаимной идентификации» семьи и приемного ребенка в условиях замещающей семейной заботы//Другое детство. М., 2009.

Ослон В.В., Пимонов В.А. О сопровождении замещающей семьи: мишени и технологии помощи (методическое пособие по социально-психолого-педагогической правовой помощи семьям, воспитывающим приемного ребенка). - М., 2009.

Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - М., Генезис, 2006.

Ослон В.Н. Приемная семья - кризисы первого года//Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе/Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. Пермь, 2000.

Ослон В.Н. Ребенок в приемной семье: проблемы воспитания: Пособие для приемных родителей и патронатных воспитателей/ПОИПКПРО. - Пермь, 2004.

Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России//Вопросы психологии. 2001. № 3. С.

Осухова П.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации//Школьный психолог, 2001. № 31.

Правовые основы усыновления и создания замещающей семьи/сост. Г.В. Семья. - М., 2011.

Приемная семья - проблемы, настоящее, будущее. Тезисы докладов межд. практ. конф. (28-31 мая 1999 г.). - СПб.: Из-во Общественного Благотворительного Фонда «Родительский мост» (серия «Это – я»), 1999.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла//Социально-психологические условия обеспечения равных возможностей разным детям и семьям: Сборник материалов районной конференции 23 апреля 2009 года/Под ред. Е.А. Екжановой. - М.: Крылья, 2009.

Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи//Педагогика. 2007. № 2.

Список литературы к разделу программы

«Основы законодательства Российской Федерации об устройстве

детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание

в семьи граждан»

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)//СПБ «КонсультантПлюс».

Гражданский кодекс Российской Федерации//СПБ «КонсультантПлюс».

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации//СПБ «КонсультантПлюс».

Семейный кодекс Российской Федерации//СПБ «КонсультантПлюс».

Трудовой кодекс Российской Федерации//СПБ «КонсультантПлюс».

Уголовный кодекс Российской Федерации//СПБ «КонсультантПлюс».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях//СПБ «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»//СПБ «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»//СПБ «КонсультантПлюс».

Постановление Верховного Суда № 8 от 20.04.2006 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»//СПБ «КонсультантПлюс».

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2013 № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»//СПБ «КонсультантПлюс».

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 719 «Об утверждении порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка»//СПБ «КонсультантПлюс».

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей", "Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных)//СПБ «КонсультантПлюс».

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации»//СПБ «КонсультантПлюс».

Приказ Минобрнауки России от 17.02.2015 № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»//СПБ «КонсультантПлюс».

Приказ МВД Российской Федерации от 01.11.2001 № 965 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости»//СПБ «КонсультантПлюс».

Приказ Минздравмедпрома РФ № 369, Минобразования РФ № 641 от 25.12.1995 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью»//СПБ «КонсультантПлюс».

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.06.2014 № 290н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан»//СПБ «КонсультантПлюс».

Список рекомендуемой литературы к разделам 1-10, 12 программы

Андреева Ю. «Усыновить ребенка. Психологические, юридические, бытовые проблемы и их решение», Вектор, 2008 г.

Андреева Ю. «Хотите усыновить ребенка?», Питер, 2004 г.

Бабурин С.Н., Бородич К.Ю., Глисков А.Г., Забейворота А.И. «Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ: порядок, условия, правовые последствия», М.: МЦФЭР, 2004 г.

Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», 2003 г.

Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», 2008 г.

Журнал «Ау! Родители!».

Иванова Н.П., Заводилкина О.В. «Дети в приемной семье: советы начинающим родителям-воспитателям». М.: «Дом», 1993 г.

Кэмпбелл Р. «Как на самом деле любить детей», М.: Знание, 2000 г.

Морозов Д.В. «Поколение Китеж. Ваш приемный ребенок», РИПОЛ Классик, 2008 г.

Морозова Е.И. «Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам». М.: Энас, 2002 г.

Ослон В.Н. «Профессиональная замещающая семья», Генезис, 2006 г.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Красницкая Г.С., Кабышев О.А., протоиерей Аркадий Шатов. «Вы решили усыновить ребенка». М.: Дрофа, 2001 г.

Сергеева В. «Это мой ребенок». М.: Здоровье и общество, 2004 г.

Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. «Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства». Мн.: «Тесей», 1999 г.

Список фильмов, рекомендуемых к просмотру

замещающим родителям

«Большие и маленькие», СССР, 1964, режиссер М. Федорова, 92 мин.

«Валера», СССР, 1964, режиссер Б. Рыцарев, 84 мин.

«Игрушка», Франция, 1976, режиссер Френсис Вебер, 90 мин.

«Итальянец», Россия, 2005, режиссер А. Кравчук, 92 мин.

«Мужики», 1981 г., режиссер Искра Бабич, 92 мин.

«Невидимые дети», Франция, Италия, 2005 г., 116 мин.

«Парниковый эффект», Россия, 2005 г., режиссер В. Ахадов, 93 мин.

«Пацаны», Россия, 1977, режиссер Д. Асанова, 97 мин.

«Чуча», Россия, 1997, режиссер, сценарист Г. Бардин, 25 мин.

«Шут», СССР, 1988, режиссер А. Эшпай, 99 мин.

Приложение 2

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства

образования и науки

Республики Хакасия

от 31.08.2012 № 100-892

ПОРЯДОК

ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(приложение утратило силу приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 06.12.2013г. №100-1245, НГР RU19000201300885)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Хакасия № 205 от 27.10.2012 с. 9
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать