Основная информация

Дата опубликования: 22 ноября 2017г.
Номер документа: В201705486
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201705486

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 28.09.2018, N 10, (Извлечение)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

22.11.2017 N АКПИ17-741

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 К ПОЛОЖЕНИЮ О МОРСКИХ ЛОЦМАНАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОМУ ПРИКАЗОМ

МИНТРАНСА РОССИИ ОТ 22 ИЮЛЯ 2008 Г. N 112, В ЧАСТИ,

ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЙ УКАЗАНИЕ НА НАИМЕНОВАНИЕ

ЛОЦМАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ

СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(Извлечение)

Приказом Минтранса России от 22 июля 2008 г. N 112 (далее - Приказ) утверждено Положение о морских лоцманах Российской Федерации (далее - Положение). Нормативный правовой акт опубликован 17 сентября 2008 г. в "Российской газете", N 195, и зарегистрирован в Минюсте России 28 августа 2008 г., N 12198.

Приложение N 1 к Положению содержит образец лоцманского удостоверения, в котором указываются: фамилия, имя, отчество морского лоцмана, наименование его лоцманской организации, размеры и типы судов, лоцманскую проводку которых имеет право осуществлять лоцман, получивший данное удостоверение, а также район лоцманской проводки (далее - Приложение N 1).

Федеральная антимонопольная служба обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим с даты принятия решения Приложение N 1 в части, предусматривающей указание на наименование лоцманской организации, ссылаясь на то, что данное правовое регулирование в силу его неопределенности приводит к созданию препятствий деятельности лоцманских организаций, заинтересованных в привлечении к работе в них лоцманов, отвечающих их потребностям, и противоречит п. 1 ст. 87 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ), а также п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). По мнению административного истца, в случае перехода морского лоцмана на работу к иному работодателю (в другую лоцманскую организацию) выданное ему лоцманское удостоверение не может использоваться на новом месте работы по причине указания в нем прежнего места работы в соответствии с Приложением N 1, что является несоответствием морского лоцмана требованиям, установленным Положением, которое не предусматривает замену лоцманского удостоверения при наличии действующей квалификации морского лоцмана на право осуществления лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе, а именно в районе, где лоцман уже получил лоцманское удостоверение по результатам ранее пройденной аттестации, что влечет необходимость прохождения морским лоцманом аттестации комиссии и получения нового лоцманского удостоверения. Между тем таких оснований для прохождения аттестации Положением не предусмотрено.

В обоснование заявленного требования ФАС России указала, что решением ФАС России от 29 декабря 2014 г. по делу N 1-15-79/00-03-14 о нарушении антимонопольного законодательства установлен факт нарушения Минтрансом России п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившийся в создании препятствий деятельности лоцманских организаций.

На основании указанного решения ФАС России Минтрансу России выдано предписание от 29 декабря 2014 г. по указанному выше делу о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому Минтрансу России надлежало прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем внесения изменений в Положение. Законность предписания проверена и подтверждена вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов. Однако до настоящего времени оно не исполнено, а доступ на рынок лоцманских услуг ограничен.

Минтранс России в письменном отзыве на административный иск указало, что в настоящее время разработан проект приказа Минтранса России "Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации" (далее - проект приказа), который будет принят взамен действующего Положения. Разработанный проект приказа направлен на уточнение параметров определения стажировки морского лоцмана и кандидата в морские лоцманы, требований к стажировке и работе морских лоцманов в новых районах обязательной лоцманской проводки, уточнение требований к аттестационной комиссии, проведению аттестационного экзамена, порядку обмена лоцманских удостоверений, в том числе в случае перехода из одной лоцманской организации в другую, к порядку лишения лоцманского удостоверения. В проекте приказа неопределенность содержания нормы в отношении перехода лоцманов из одной организации в другую при смене удостоверения и наличии действующей квалификации морского лоцмана на право осуществления лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов устранена. Наименование лоцманской организации вместо указания ее в удостоверении будет указано в лоцманской квитанции, что, в свою очередь, не приведет к затруднению перехода лоцмана из одной лоцманской организации в другую. Издание нового приказа запланировано на январь-февраль 2018 г.

Верховный Суд РФ 22 ноября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворил, указав следующее.

Полномочие Минтранса России на принятие оспариваемого нормативного правового акта проверено вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 19 августа 2009 г. N ГКПИ09-767, согласно которому Положение утверждено в соответствии с п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 87 КТМ РФ, ст. 328 ТК РФ, определяющей особенности регулирования труда работников транспорта, с соблюдением установленного федеральным законодателем порядка, согласовано с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, по процедуре принятия соответствует требованиям федерального закона.

Лоцманская проводка судов, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ преследующая цели обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и зашиты морской среды, осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах, удовлетворяющими требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст.ст. 86 и 87). Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение, а капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения (ст. 93).

Как указано в решении Верховного Суда РФ от 19 августа 2009 г. N ГКПИ09-767, на лоцманов возлагается ряд обязанностей публично-правового характера, выполнение которых не зависит от того, в качестве работника какой организации по лоцманской проводке судов осуществляется их деятельность (ст. 92 КТМ РФ).

Исходя из требований Положения, морской лоцман обязан не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию (п. 9). Аттестации кандидатов в морские лоцманы и морских лоцманов и присвоение им квалификационной категории осуществляются аттестационными комиссиями, которые проводят следующие виды аттестации: 1) аттестация кандидатов в морские лоцманы или морских лоцманов на присвоение квалификационной категории морского лоцмана на определенный район лоцманской проводки (первичная аттестация); 2) аттестация морских лоцманов на подтверждение их квалификации, которая проводится один раз в пять лет (очередная (периодическая) аттестация); 3) аттестация, проводимая по представлению руководителей лоцманских организаций или органов контроля и надзора на морском транспорте при: необходимости повышения квалификационной категории морского лоцмана; неоднократном нарушении морским лоцманом правил лоцманской проводки судов или обязанностей морского лоцмана; аварийном случае с судном во время осуществления его лоцманской проводки, произошедшем по вине морского лоцмана; несоответствии морского лоцмана требованиям, установленным Положением; существенном изменении особенностей района лоцманской проводки судов (пп. 33, 35).

Требования, предъявляемые к морским лоцманам, установлены разделом II Положения, одним из которых является обязанность иметь действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов.

Таким образом, Положение не содержит предписаний, возлагающих на морского лоцмана обязанность иметь лоцманское удостоверение с указанием наименования лоцманской организации, с которой он состоит в трудовых отношениях.

Следовательно, Приложение N 1, предусматривающее такое указание, противоречит приведенным нормам Кодекса торгового мореплавания РФ и Положения.

Указание в лоцманском удостоверении на наименование лоцманской организации в соответствии с Приложением N 1 препятствует переходу лоцманов из одной организации в другую при наличии действующей квалификации морского лоцмана на право осуществления лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов, что, в свою очередь, создает препятствия деятельности лоцманских организаций, заинтересованных в привлечении к работе в данных организациях лоцманов, отвечающих их потребностям, и нарушает требования п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Банку России запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Учитывая вышеизложенное, Верховный Суд РФ административное исковое заявление ФАС России удовлетворил, признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение N 1 к Положению о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденному приказом Минтранса России от 22 июля 2008 г. N 112, в части, предусматривающей указание на наименование лоцманской организации.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 28.09.2018 Стр. 8
Рубрики правового классификатора: 020.030.040 Антимонопольное законодательство, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 090.070.040 Водный транспорт (см. также 200.100.040, 200.120.030), 090.070.130 Борьба с аварийностью. Безопасность движения (см. также 160.040.020), 160.040.100 Иные вопросы безопасности общества, 200.120.030 Морские перевозки, 200.120.040 Обеспечение безопасности торгового и военного мореплавания. Международная охрана человеческой жизни на море

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать