Основная информация

Дата опубликования: 08 апреля 2014г.
Номер документа: В201406538
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201406538

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 23.03.2015, N 4, (Извлечение)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

08.04.2014 N АКПИ14-148

ПУНКТ 41 АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ПРИНЯТИЮ

РЕШЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЙ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНЮСТА РОССИИ

ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2011 Г. N 455, В ТОЙ МЕРЕ, В КАКОЙ ДАННЫЙ ПУНКТ

ПОЗВОЛЯЕТ РАСПРОСТРАНИТЬ НА ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,

ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ, ТРЕБОВАНИЕ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ

ВСЕХ ДОКУМЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ

В ДВУХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ ДОЛЖЕН БЫТЬ

ПОДЛИННИКОМ, ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ

ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(Извлечение)

Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Административный регламент).

А. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 41 Административного регламента в части положения абз. 1 о том, что все документы, кроме документов, представленных в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Как указал заявитель, оспариваемая норма, требуя представления документов в двух экземплярах, в том числе одного из них в подлиннике, противоречит ст. 16 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", которая не содержит такого требования, устанавливает исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии; запрещает федеральному уполномоченному органу требовать от политической партии не предусмотренные п. 1 этой статьи документы. А. ссылался на то, что Минюст России приостановил государственную регистрацию политической партии, уполномоченным лицом которой он являлся, одним из мотивов для этого послужило непредставление некоторых документов в двух экземплярах.

Минюст России в письменных возражениях на заявление указал, что требования абз. 1 п. 41 Административного регламента о представлении двух экземпляров документов для государственной регистрации обусловлено особым порядком государственной регистрации политической партии с участием двух органов государственной власти: уполномоченного органа, каковым является Минюст России, и регистрирующего органа - Федеральной налоговой службы.

Верховный Суд РФ 8 апреля 2014 г. заявление удовлетворил по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 10 которого предусматривает, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

В силу ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного данным Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.

Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц. Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством РФ.

Федеральным уполномоченным органом, принимающим решение о государственной регистрации политических партий, является Минюст России (подп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313), а уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, - Федеральная налоговая служба (п. 1, подп. 5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506).

Административный регламент согласно его п. 1 устанавливает стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Минюста России и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе в отношении политических партий, при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.

Перечень документов, представляемых в федеральный уполномоченный орган для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, закреплен в п. 1 ст. 16 Федерального закона "О политических партиях". При этом согласно п. 2 ст. 16 названного Федерального закона федеральный уполномоченный орган не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных в п. 1 этой статьи.

В указанном исчерпывающем перечне документов, необходимых для государственной регистрации политической партии, определены документы, которые должны представляться не в подлиннике, а в виде их копий, и требуемое количество экземпляров документов.

Однако норма, содержащаяся в абз. 1 п. 41 Административного регламента, по ее буквальному смыслу, требует для государственной регистрации любых некоммерческих организаций, включая политические партии, представления подлинного экземпляра каждого документа и его копии, что не соответствует положениям ст. 16 Федерального закона "О политических партиях".

Довод представителя Минюста России о том, что требование о представлении документов в двух экземплярах основано на установленной федеральным законом обязанности направить в регистрирующий орган весь комплект документов, поданных в федеральный уполномоченный орган, для включения в Единый государственный реестр юридических лиц, лишен правовых оснований.

Статья 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", определяющая содержание государственных реестров, не включает в содержание Единого государственного реестра юридических лиц в полном объеме всех документов, на основании которых федеральным уполномоченным органом принято решение о государственной регистрации политической партии.

Федеральный законодатель, определив особый порядок государственной регистрации политической партии, предусматривающий участие двух органов государственной власти - федерального уполномоченного органа и регистрирующего органа, не установил обязанность политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, представлять для каждого из этих органов государственной власти документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.

Согласно пп. 3, 5 ст. 15 Федерального закона "О политических партиях" документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган, который при установлении их соответствия требованиям этого Федерального закона принимает решение о государственной регистрации политической партии и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

Из приведенных законоположений во взаимосвязи с пп. 1, 2 ст. 16 Федерального закона "О политических партиях" следует, что федеральный уполномоченный орган направляет в регистрирующий орган лишь те документы, которые входят в состав документов, поданных политической партией в соответствии с утвержденным перечнем, и необходимы для ведения Единого государственного реестра юридических лиц.

Данный вывод подтверждается и изменением количества экземпляров устава политической партии, которые политическая партия обязана представить для государственной регистрации в федеральный уполномоченный орган (с двух до трех). Изменение внесено в подп. "б" п. 1 ст. 16 Федерального закона "О политических партиях" Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 421-ФЗ и, как усматривается из пояснительной записки к проекту этого Федерального закона, обусловлено особым порядком государственной регистрации некоммерческих организаций с участием двух органов государственной власти. Устав политической партии относится к учредительным документам, необходимым для ведения Единого государственного реестра юридических лиц, и один экземпляр устава из числа представленных в федеральный уполномоченный орган направляется этим органом в регистрирующий орган на основании п. 5 ст. 15 Федерального закона "О политических партиях" для включения в документы регистрационного дела.

Из исследованной в судебном заседании регистрационной части учетного дела по регистрации политической партии, уполномоченным лицом которой являлся А., суд усмотрел, что оспариваемая норма была применена в отношении заявителя. То обстоятельство, что Минюст России потребовал от него представления второго экземпляра лишь части документов из числа поданных для государственной регистрации и не обязал представить подлинники всех документов, само по себе не свидетельствует о законности оспариваемого нормативного положения в части, относящейся к государственной регистрации политических партий.

Положение абз. 1 п. 41 Административного регламента в силу своей правовой неопределенности допускает возможность его произвольного применения, что создает угрозу нарушения права граждан Российской Федерации на объединение в политическую партию. С учетом изложенного Верховный Суд РФ абз. 1 п. 41 Административного регламента в части, распространяющей на политические партии обязанность подавать в федеральный уполномоченный орган для государственной регистрации все документы в двух экземплярах, один из которых является подлинником, признал не соответствующим требованиям федерального закона и недействующим.

[введено: 19.05.2015 редактор НЦПИ – Денисова Н.Н.]

[проверено: 01.06.2015 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 4 от 23.03.2015 Стр. 12
Рубрики правового классификатора: 190.020.070 Государственная регистрация юридических лиц (см. также 030.030.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать