Основная информация

Дата опубликования: 09 февраля 2015г.
Номер документа: В201505938
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201505938

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 25.11.2015, N 12, (Извлечение)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

09.02.2015 N АКПИ14-1451

ПУНКТ 5, АБЗ. 10 П. 66 ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА

ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 ИЮЛЯ 2009 Г. N 128

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

"ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ВНЕСЕННЫХ ПРИКАЗОМ МИНТРАНСА

РОССИИ ОТ 22 НОЯБРЯ 2010 Г. N 263, ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ

СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ РЕШЕНИЯ СУДА

(Извлечение)

Приказом Минтранса России от 22 ноября 2010 г. N 263 внесены изменения в Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", которые утверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128.

В соответствии с п. 5 изменений в Федеральных авиационных правилах абз. 12 п. 2.8 изложен в следующей редакции: "В качестве указанной информации используются сведения, полученные из источников, которые КВС посчитает достоверными".

Согласно абз. 10 п. 66 изменений п. 5.38 Федеральных авиационных правил дополнен абз. 9 следующего содержания: "В качестве указанной информации используются сведения из источников, которые эксплуатант посчитает достоверными".

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими абз. 12 п. 2.8, абз. 9 п. 5.38 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128, в ред. приказа Минтранса России от 22 ноября 2010 г. N 263. Заявитель, в частности, указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают его права участника гидрометеорологической службы на осуществление деятельности по метеорологическому обслуживанию гражданской и экспериментальной авиации. Метеорологическая информация эксплуатантам предоставляется уполномоченными Росгидрометом организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии, тогда как оспариваемые положения нормативного правового акта позволяют эксплуатантам (авиакомпаниям), командирам воздушных судов в качестве метеорологической информации использовать сведения из источников, которые они посчитают достоверными, без учета информации полномочного метеорологического органа.

В суде представители Росгидромета уточнили заявленные требования, пояснив, что фактически оспариваются п. 5 и абз. 10 п. 66 изменений, внесенных приказом Минтранса России от 22 ноября 2010 г. N 263 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128".

Верховный Суд РФ 9 февраля 2015 г. заявленные требования удовлетворил, указав следующее.

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" в ст. 1 определяет гидрометеорологическую службу как систему функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 утверждено Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в соответствии с п. 5.4.16 которого Росгидромет, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, наделен полномочиями по осуществлению метеорологического обслуживания гражданской и экспериментальной авиации.

Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138, определяют безопасность использования воздушного пространства как комплексную характеристику установленного порядка использования воздушного пространства, определяющую его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.

Согласно Положению об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1425, Росгидромет предоставляет информационные услуги в области гидрометеорологии (оперативно-прогностическая, аналитическая, режимно-справочная информации общего назначения и специализированная информация) получателям информации независимо от их организационно-правовой формы.

Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, включающее организацию и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание, в соответствии со ст. 69 Воздушного кодекса РФ предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов, осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Право осуществлять деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях согласно ст. 9 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" имеют юридические лица независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1216 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Таким образом, деятельность по метеорологическому обеспечению полетов авиации является государственной услугой, оказание которой возможно только уполномоченным метеорологическим органом.

Положения Конвенции о международной гражданской авиации являются частью правовой системы Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Согласно ст. 37 данной Конвенции Международная организация гражданской авиации принимает и по мере необходимости время от времени изменяет международные стандарты, рекомендуемую практику и процедуры, касающиеся: систем связи и аэронавигационных средств, характеристик аэропортов и посадочных площадок, правил полетов и практики управления воздушным движением, присвоения квалификации летному и техническому персоналу, годности воздушных судов к полетам, регистрации и идентификации воздушных судов, сбора метеорологической информации и обмена ею, а также таких других вопросов, касающихся безопасности, регулярности и эффективности аэронавигации.

Приложение 3 к Конвенции о международной гражданской авиации "Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации" в п. 2.1.4 предусматривает, что каждое Договаривающееся государство назначает полномочный орган, в дальнейшем именуемый "метеорологический полномочный орган", для предоставления или организации предоставления от его имени метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации.

Распоряжением Правительства РФ от 8 апреля 1997 г. N 494-р в целях обеспечения устойчивого функционирования системы метеорологического обеспечения гражданской авиации и в соответствии с п. 2.1.4 Приложения 3 к Конвенции о международной гражданской авиации (г. Чикаго, 1944 год) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды назначена полномочным метеорологическим органом для предоставления метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации.

Из содержания главы 9 Приложения 3 "Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации" к Конвенции о международной гражданской авиации следует, что снабжение эксплуатантов и членов летного экипажа метеорологической информацией осуществляет полномочный метеорологический орган государства. Следовательно, международными правилами определен обязательный источник информации.

В п. 4.1 части I Приложения 6 к Конвенции о международной гражданской авиации "Эксплуатация воздушных судов" предусмотрено, что эксплуатант принимает меры к тому, чтобы полет не начинался, пока он на основании обоснованных данных не удостоверится в том, что имеющиеся наземные и/или водные средства, которые непосредственно требуются для такого полета, для безопасной эксплуатации самолета и защиты пассажиров, соответствуют условиям эксплуатации, в которых должен выполняться полет, и что они правильно используются для этой цели.

Согласно п. 2.2.1 части II Приложения 6 к Конвенции о международной гражданской авиации "Эксплуатация воздушных судов" командир воздушного судна следит за тем, чтобы полет не начинался, если всеми имеющимися доступными способами не установлено, что располагаемые и непосредственно необходимые при таком полете для безопасной эксплуатации воздушного судна наземные и/или водные средства, включая связное оборудование и навигационные средства, отвечают требованиям к выполнению типа транспортной операции, в связи с которой должен выполняться полет.

Из содержания данных стандартов не следует, что эксплуатанты и командиры воздушных судов при производстве полетов не должны учитывать информацию полномочного метеорологического органа.

Внесенные изменения в п. 2.8 и п. 5.38 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", допускающие не принимать во внимание метеорологическую информацию, предоставляемую полномочным метеорологическим органом государства, не соответствуют как законодательству Российской Федерации в сфере гидрометеорологии, так и нормам международного права и нарушают права гидрометеорологических служб.

[введено: 25.01.2016 редактор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 29.01.2016 главный специалист НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 12 от 25.11.2015 Стр. 23, РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА № 105 от 19.05.2015
Рубрики правового классификатора: 020.060.010 Общие положения, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 090.070.010 Общие положения, 090.070.020 Управление в сфере транспорта (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.070.050 Воздушный транспорт (см. также 200.130.030), 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать