Основная информация

Дата опубликования: 17 июня 2015г.
Номер документа: В201507140
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201507140

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 24.03.2016, N 4, (Извлечение)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

17.06.2015 N АКПИ15-404

Пункт 5.2.28.32 Положения о Министерстве экономического

развития Российской Федерации, утвержденного

постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437,

приказ Минэкономразвития России от 5 июля 2010 г. N 270

"Об особенностях размещения заказа на выполнение работ

по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения

договоров" признаны недействующими со дня вступления

решения суда в законную силу

Извлечение

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 утверждено Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее - Положение).

Согласно п. 5.2.28.32 Положения, действующего в редакции постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1052, Минэкономразвития России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ принимает нормативные правовые акты, в частности акт, определяющий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных ст. 19 Лесного кодекса РФ.

Минэкономразвития России 5 июля 2010 г. издало приказ N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров", который зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2010 г., опубликован в "Российской газете" 6 октября 2010 г. (далее - Приказ).

ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России (прежнее наименование ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства") обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими п. 5.2.28.32 Положения и Приказа, ссылаясь на то, что оспариваемые положение и нормативный правовой акт противоречат действующему законодательству, а именно: ст. 19 Лесного кодекса РФ, ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нарушают права и интересы заявителя в сфере осуществления деятельности по государственным закупкам работ и услуг.

Верховный Суд РФ 17 июня 2015 г. заявленные требования удовлетворил, указав следующее.

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов" ст. 19 Лесного кодекса РФ изложена в новой редакции. Согласно ч. 5 ст. 19 данного Кодекса при осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством РФ. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.

Во исполнение предписания федерального законодателя Правительство РФ издало постановление от 27 ноября 2014 г. N 1261, которым утвердило Положение о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Названное Положение устанавливает порядок продажи лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов, исходя из норм Лесного кодекса РФ и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Оспариваемым Приказом определена возможность заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины на основе одного способа размещения заказов - путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона с учетом положений Лесного кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавших на момент издания оспариваемого нормативного правового акта.

Однако Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" признан утратившим силу с 1 января 2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Регулируя отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, данный Федеральный закон предусматривает, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений (ст. 24).

Лесное законодательство не содержит указаний на необходимость установления особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, поэтому п. 5.2.28.32 Положения, устанавливающий компетенцию Минэкономразвития России на принятие такого акта, также не соответствует действующему законодательству. Участникам правоотношений в сфере закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов предписано руководствоваться порядком осуществления продажи лесных насаждений для заготовки древесины, установленным Правительством РФ.

Следовательно, оспариваемые положения нормативных правовых актов не соответствуют ни Лесному кодексу РФ, ни Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", однако могут быть применены судами и иными правоприменительными органами, что создает правовую неопределенность относительно того, действуют или не действуют нормативные правовые акты, снижает уровень гарантий защиты прав и свобод. Как указал заявитель, Приказ не позволяет ФГКУ "УЛХиП" воспользоваться правом заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с продажей лесных насаждений для заготовки древесины по результатам закупок, осуществляемых способами, предусмотренными действующим законодательством.

[введено: 12.05.2016 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]

[проверено: 13.05.2016 главный специалист НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 4 от 24.03.2016 Стр. 14
Рубрики правового классификатора: 020.060.010 Общие положения, 110.010.010 Общие положения, 110.050.010 Общие положения, 110.050.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области лесных отношений. Контроль за охраной лесов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.050.110 Охрана и защита лесов от пожаров, вредителей и болезней (см. также 200.150.020), 110.050.120 Воспроизводство лесов, 160.040.090 Экологическая безопасность (см. также 110.010.130), 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать