Основная информация

Дата опубликования: 16 октября 2017г.
Номер документа: В201705498
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201705498

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 29.10.2018, N 11, (Извлечение)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

16.10.2017 N АКПИ17-715

ПУНКТ 6.1.3 ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО

ОХОТУСТРОЙСТВА, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНПРИРОДЫ

РОССИИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2010 Г. N 559, В ЧАСТИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЙ

В ПРОЕКТЕ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ ОХОТНИЧЬЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ТАКИЕ ОБЪЕКТЫ, КАК ДОМА ОХОТНИКОВ, ИНЫЕ ОСТАНОВОЧНЫЕ

ПУНКТЫ, ЛОДОЧНЫЕ ПРИСТАНИ, КИНОЛОГИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

И ПИТОМНИКИ СОБАК ОХОТНИЧЬИХ ПОРОД, СТРЕЛКОВЫЕ ВЫШКИ,

ТИРЫ, КОРМОХРАНИЛИЩА, ПОДКОРМОЧНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, ПРОКОСЫ,

ПРОСЕКИ, ДРУГИЕ ВРЕМЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ, СООРУЖЕНИЯ

И ОБЪЕКТЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ

ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА, ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ

ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(Извлечение)

Приказом Минприроды России от 23 декабря 2010 г. N 559 утвержден Порядок организации внутрихозяйственного охотустройства (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 4 мая 2011 г., регистрационный номер 20646, и опубликован в "Российской газете" 18 мая 2011 г., N 104.

Согласно п. 6.1.3 Порядка во взаимосвязи с его пп. 6 и 6.1 при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства разрабатывается проект планирования создания охотничьей инфраструктуры (охотничьи базы, дома охотников, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства).

Местная общественная организация "Кондопожское районное общество охотников и рыболовов" обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим п. 6.1.3 Порядка в части, предусматривающей разработку при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства проекта планирования создания таких объектов охотничьей инфраструктуры, как дома охотников, иные остановочные пункты, лодочные пристани, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ссылаясь на его противоречие ст. 53 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и распоряжению Правительства РФ от 11 июля 2017 г. N 1469-р.

Верховный Суд РФ 16 октября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворил, указав следующее.

Пунктом 17 ст. 32 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов отнесено установление порядка организации внутрихозяйственного охотустройства.

В ч. 14 ст. 39 названного Федерального закона закреплено, что внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1, подп. 5.2.51.8 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 и действовавшего на день издания оспариваемого нормативного правового акта, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охоты, и самостоятельно принимает порядок организации внутрихозяйственного охотустройства.

Аналогичное полномочие Минприроды России в настоящее время предусмотрено Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. N 1219 (п. 1, подп. 5.2.90).

Таким образом, Порядок утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюдены и не оспариваются административным истцом.

Анализ п. 6.1.3 Порядка, предусматривающего в проекте планирования создания охотничьей инфраструктуры такие объекты, как охотничьи базы, дома охотников, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, позволяет сделать вывод, что его содержание воспроизводит действовавшую до 1 января 2017 г. редакцию ч. 1 ст. 53 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Между тем ст. 3 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства", введенного в действие с 1 января 2017 г., внесены изменения в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, его ст. 53 изложена в новой редакции, в соответствии с которой к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения, объекты благоустройства, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Во исполнение требований Федерального закона Правительством РФ издано распоряжение от 11 июля 2017 г. N 1469-р, утвердившее перечень объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре. В данный перечень включены: вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; егерский кордон; охотничья база.

Редакция оспариваемого пункта Порядка не приведена в соответствие с указанным действующим правовым регулированием, которое не относит к охотничьей инфраструктуре такие объекты, как дома охотников, иные остановочные пункты, лодочные пристани, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Доводы административного ответчика о разъяснительном характере оспариваемого пункта являются несостоятельными, так как действующее законодательство Российской Федерации, включая Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не наделяет Минприроды России полномочиями по установлению перечня объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре, или разъяснению положений ст. 53 приведенного Федерального закона.

При изложенных обстоятельствах Верховный Суд РФ административное исковое заявление местной общественной организации "Кондопожское районное общество охотников и рыболовов" удовлетворил, признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 6.1.3 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 559, в части, предусматривающей в проекте планирования создания охотничьей инфраструктуры такие объекты, как дома охотников, иные остановочные пункты, лодочные пристани, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 11 от 29.10.2018 Стр. 14
Рубрики правового классификатора: 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 110.060.010 Общие положения, 110.060.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области охраны и использования объектов животного мира. Контроль за охраной животного мира (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.060.040 Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания, 110.060.060 Виды пользования животным миром (см. также 030.090.080), 110.060.100 Разрешение споров в области охраны и использования животного мира. Ответственность за нарушение законодательства об охране животного мира

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать