Основная информация
Дата опубликования: | 01 июля 2010г. |
Номер документа: | RU68000201000383 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Тамбовская область |
Принявший орган: | Администрация Тамбовской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Распоряжения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Администрация Тамбовской области
РАСПОРЯЖЕНИЕ
01.07.2010 г.
г. Тамбов
№ 194-р
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
О Концепции государственной поддержки и реабилитации инвалидов в Тамбовской области на период до 2015 года
С целью решения комплекса задач и приоритетов региональной политики по формированию эффективной системы социальной поддержки и реабилитации инвалидов:
1. Одобрить Концепцию государственной поддержки и реабилитации инвалидов в Тамбовской области на период до 2015 года согласно приложению.
2. Управлению труда и социального развития области (Гордеева) совместно с управлением образования и науки области (Астафьева),
управлением здравоохранения области (Лапочкина), управлением по физической культуре, спорту и туризму области (Белоусов) в третьем квартале т.г. предоставить главе администрации области проект краткосрочной целевой социально-экономической программы «Реабилитация инвалидов на 2011 год».
Глава администрации О.И. Бетин
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению администрации области от 01.07.2010 № 194-р
Концепция
государственной поддержки и реабилитации инвалидов
в Тамбовской области на период до 2015 года
1. Общие положения
Концепция государственной поддержки и реабилитации инвалидов в Тамбовской области (далее - Концепция) представляет собой комплекс задач и приоритетов региональной политики по формированию эффективной системы социальной поддержки и комплексной реабилитации инвалидов, направленной на обеспечение взаимодействия всех уровней власти и общественных объединений инвалидов, оптимизацию ресурсов при решении проблем государственной поддержки и реабилитации инвалидов, на период до 2015 года.
Концепция разработана в соответствии с принятыми Организацией Объединенных Наций Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
2. Современное состояние и основные проблемы государственной поддержки и реабилитации инвалидов
2.1. Необходимость развития системы государственной поддержки и реабилитации инвалидов определяется, в первую очередь, потребностями инвалидов в социальной поддержке и социально-реабилитационных услугах.
Актуальность проблемы интеграции инвалидов в общество связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Отмечается тенденция к увеличению общего числа инвалидов. Растет количество граждан, впервые признанных инвалидами.
В настоящее время в Тамбовской области проживает 154,3 тысячи инвалидов, что составляет 14 процентов от общей численности населения области.
В 2009 году освидетельствовано в учреждениях медико-социальной экспертизы 41768 человек, впервые признаны инвалидами 7029 человек, из них 6701 человек - в возрасте старше 18 лет, 328 детей - в возрасте до 18 лет. Доля инвалидов в трудоспособном возрасте составила 48,2 процента от общей численности граждан, впервые признанных инвалидами.
Общая численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 3230 человек.
Из числа впервые признанных инвалидов доля инвалидов I группы составляет 12 процентов, инвалидов II группы - 35 процентов, инвалидов III группы-48 процентов.
2.2. В настоящее время проблемы государственной поддержки и реабилитации инвалидов определяются комплексом взаимосвязанных проблем, охватывающих все сферы и стороны жизни инвалидов, важнейшими из которых являются:
недостатки в организации медико-социальной экспертизы;
низкая эффективность механизмов компенсации последствий инвалидности на основе индивидуальных программ реабилитации;
недостаточный уровень лекарственного обеспечения, медицинского и санаторно-курортного обслуживания инвалидов;
недостаточное обеспечение техническими средствами реабилитации; низкий уровень оснащения быта маломобильных категорий инвалидов специальными техническими и вспомогательными средствами;
ограниченность перечня услуг, оказываемых инвалидам социальными службами;
медленное и фрагментарное устранение существующих физических барьеров в социальной, транспортной и инженерной инфраструктурах;
сохраняющиеся ограничения доступности инвалидов в сферу образования и труда;
правовая уязвимость инвалидов и трудности с доступом к информации о своих законных правах;
недостаточно сформированные в массовом общественном сознании правильное восприятие инвалидности, объективные представления о проблемах инвалидов и путях их решения;
дефицит внимания и морально-психологической поддержки со стороны общества в проблемных ситуациях;
ограниченные возможности развития и реализации личностного потенциала, творческих возможностей, приобщения к культурно-эстетическим ценностям;
отсутствие адекватной профессиональной реабилитации и четкого механизма реализации прав инвалидов на трудоустройство;
отсутствие ответственности работодателя в случае невыполнения квот для приема на работу инвалидов.
2.3.Усиление внимания к решению проблем комплексной реабилитации инвалидов не будет продолжительным и устойчивым, если в первую очередь не решить проблемы, способные:
принести в реально сложившихся условиях наибольший эффект для максимального числа инвалидов, проживающих в Тамбовской области;
привести к ускоренным позитивным изменениям в жизни наиболее проблемных категорий инвалидов;
обеспечить социальную активизацию инвалидов и равные права инвалидам в реализации предоставленных законами свобод и возможностей.
2.4. Анализ проблем государственной поддержки и реабилитации инвалидов свидетельствует о том, что они носят системный характер, требуют комплексного подхода к их решению и должны решаться программно-целевым методом.
3. Основные цели и задачи государственной поддержки и реабилитации инвалидов
3.1. Основными целями государственной поддержки и реабилитации инвалидов являются:
обеспечение участия инвалидов и их общественных объединений на равной основе в политической и общественной жизни гражданского общества, разработке государственной политики в сфере поддержки инвалидов;
обеспечение участия инвалидов в культурной жизни, отдыхе, досуге, спорте, туризме (как в качестве наблюдателей, так и в качестве участников);
обеспечение инвалидам свободного доступа к информационным системам;
улучшение качества жизни инвалидов путем обеспечения доступности предоставления социальных услуг, социальной помощи и поддержки;
обеспечение инвалидам равного доступа к образованию независимо от характера и степени их инвалидности;
обеспечение профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и трудовой занятости инвалидов;
создание окружающей среды, доступной для инвалидов;
повышение уровня участия инвалидов в общественной жизни через обеспечение доступности транспортных средств;
обеспечение инвалидам равного доступа к услугам в сфере здравоохранения;
содействие в реализации физических, психических, социальных и профессиональных возможностей инвалидов;
предоставление инвалидам правовой защиты.
Достижение поставленных целей требует решения комплекса задач по каждой из них.
3.2. Задачами по обеспечению участия инвалидов и их общественных объединений на равной основе в политической и общественной жизни
гражданского общества, разработке государственной политики в сфере поддержки инвалидов являются:
обеспечение инвалидам доступности процедур голосования и помещений для проведения выборов;
информационное сопровождение выборов в доступной для инвалидов форме и распространение информации о выборах во всех необходимых альтернативных форматах;
обеспечение инвалидам права голоса или права на выдвижение своей кандидатуры независимо от наличия инвалидности;
поощрение политических партий и других организаций гражданского общества за деятельность по распространению информации и за организацию публичных выступлений в доступной для инвалидов форме;
поощрение инвалидов и общественных объединений инвалидов за вклад в развитие государственной социальной политики и оказание на нее соответствующего влияния.
3.3, Задачами по обеспечению участия инвалидов в культурной жизни, отдыхе, досуге, спорте, туризме (как в качестве наблюдателей, так и в качестве участников) являются:
определение соответствующих мер и создание условий для развития способностей инвалидов и использования их творческих, спортивных, художественных, духовных и интеллектуальных потенциалов;
обеспечение инвалидам доступа к культуре, спорту, туризму и досугу путем поощрения деятельности организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и деятельности индивидуальных лиц по предоставлению указанных услуг с использованием вспомогательных средств и оборудования для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также за использование субтитров, подстрочных комментариев, аудиокомментариев, языка знаков и жестов;
использование компьютерных технологий для обеспечения инвалидам доступа к литературе и другой культурной информации.
3.4. Задачами по улучшению качества жизни инвалидов путем обеспечения доступности предоставления социальных услуг, социальной помощи и поддержки являются:
обеспечение условий для постепенного перехода от ухода за инвалидами в социальных учреждениях до создания условий инвалидам для жизни в местах постоянного проживания при необходимом содействии социальных служб;
обеспечение должного равновесия между мерами социальной поддержки инвалидов и активной занятостью для снижения зависимости инвалидов от пособий в связи с нетрудоспособностью;
предоставление социальных услуг и поддержки на основе объективной оценки потребности инвалидов в социальном обслуживании;
обеспечение инвалидам и их представителям доступности процедур оценки потребности в социальных услугах и помощи;
обеспечение предоставления высокого уровня услуг в местах постоянного проживания инвалидов;
развитие альтернативных форм обслуживания, позволяющих инвалидам самостоятельно проживать в обществе;
создание семьям, имеющим в своем составе ребенка-инвалида, условий для самостоятельного участия в уходе за ребенком, его воспитании и обучении.
3.5. Задачами по обеспечению свободного доступа инвалидов к информационным системам являются:
обеспечение инвалидам возможности искать, получать и распространять информацию на основе, равной с другими членами общества;
внедрение и использование новых информационных технологий для взаимодействия инвалидов во всех сферах жизни;
признание возможности использования инвалидами языка знаков (азбуки Брайля, языка жестов), альтернативных средств и форм коммуникации и включение их в максимально возможной степени при контакте с государственными органами и организациями, включая получение услуг информационного характера.
3.6. Задачами по обеспечению инвалидам равного доступа к образованию независимо от характера и степени их инвалидности являются:
внесение изменений в законодательство об образовании, направленных на предотвращение дискриминации в отношении детей-инвалидов в сфере образования;
обеспечение поддержки и развития обучения инвалидов независимо от возраста;
обеспечение преемственности и комплексного сопровождения жизнедеятельности инвалидов на разных этапах получения образования, в том числе общего и профессионального;
обеспечение оценки особых потребностей в сфере образования детей-инвалидов на ранней стадии для своевременного предоставления эффективных альтернативных мер поддержки, способствующих созданию условий для интегрированного обучения ребенка-инвалида;
обеспечение контроля и координации выполнения индивидуальных планов обучения инвалидов на всех этапах образовательного процесса;
вовлечение родителей в реализацию индивидуальных программ обучения детей-инвалидов;
обеспечение инвалидам доступности учебных материалов и методик, используемых в общей системе образования;
обеспечение инвалидам доступности и разумной адаптации мест для обучения и профессиональной подготовки;
содействие включению в школьные программы обучения информации, способствующей формированию толерантного отношения молодежи к инвалидам и инвалидности.
3.7. Задачами по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и трудовой занятости инвалидов являются:
содействие в формировании равных возможностей занятости инвалидов на открытом рынке труда путем разумного сочетания мер по борьбе с дискриминацией и мер социальной поддержки;
обеспечение инвалидам доступа к объективной и индивидуальной оценке их возможностей в отношении потенциальной работы путем смещения акцента от оценки инвалидности к оценке способностей инвалида применительно к требованиям конкретного рабочего места;
обеспечение инвалидам доступности методик и методов профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и связанных с ними услуг;
обеспечение инвалидам защиты от дискриминации на всех этапах занятости, включая получение информации о рабочих вакансиях, отбор, найм на работу, продвижение по службе и увольнение;
содействие инвалидам в приеме на работу через использование процедур найма, в том числе через объявления, собеседования, оценку, отбор;
содействие адаптации рабочих мест или условий труда для удовлетворения особых потребностей работающих инвалидов, в том числе через применение дистанционного доступа, частичной занятости и работы на дому;
обеспечение инвалидам доступности возможностей для самозанятости;
создание специальных рабочих мест для инвалидов, потребности которых не могут быть удовлетворены без индивидуальной поддержки на рынке труда;
обеспечение трудящимся инвалидам равных прав в отношении консультаций об условиях труда, членства и участия в профессиональных союзах;
обеспечение инвалидам трудоспособного возраста первоочередного прохождения профессиональной практики и стажировки для получения навыков;
содействие развитию предпринимательства среди инвалидов.
3.8. Основными задачами по созданию окружающей среды, доступной для инвалидов, являются:
оборудование и приспособление общественных зданий и их помещений, а также пространства вне зданий для доступа и использования инвалидами;
создание доступной для инвалидов окружающей среды благодаря применению принципов универсального дизайна;
обеспечение учета принципов универсального дизайна при подготовке учебных программ для учебных заведений, занимающихся обучением специалистов для работы в сфере проектирования и строительства, в том числе обучением архитекторов и специалистов-градостроителей, специалистов в сфере строительства, сохранения культурного наследия и культурного туризма;
использование вспомогательного оборудования и технологических решений для улучшения доступности застроенной окружающей среды;
планирование эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях с учетом обеспечения безопасности инвалидов.
3.9. Задачами по повышению уровня участия инвалидов в общественной жизни через обеспечение доступности транспортных средств являются:
разработка нормативных правовых документов о правах пассажиров с учетом особых потребностей инвалидов;
обеспечение инвалидам доступности существующих и новых услуг пассажирского транспорта и связанной с ними инфраструктуры;
предоставление и защита мест парковки специального транспорта для инвалидов.
3.10. Задачами по обеспечению инвалидам равного доступа к услугам в сфере здравоохранения являются:
обеспечение инвалидам возможности для доступа в лечебно-профилактические учреждения, пребывания и перемещения в них;
организация разъяснительной работы с инвалидами о порядке предоставления медицинских услуг;
содействие реализации медицинских рекомендаций в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов на этапах амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.
3.11. Задачами по содействию в реализации физических, психических, социальных и профессиональных возможностей инвалидов являются:
создание учреждений для оказания комплексных услуг по реабилитации инвалидов и укрепление их материально-технической базы;
обеспечение доступности программ реабилитации инвалидов и их соответствия индивидуальным потребностям людей с ограниченными возможностями;
содействие сотрудничеству и координации по вопросам реабилитации инвалидов между различными сферами жизни, в первую очередь здравоохранения, образования, социального обеспечения и занятости.
3.12. Задачами по предоставлению инвалидам правовой защиты являются:
обеспечение инвалидам равного доступа к судебной системе, предоставление гарантии на право получения информации и коммуникаций;
предоставление необходимой помощи и поддержки соответствующего уровня инвалидам, испытывающим в силу ограниченных физических возможностей трудности в осуществлении своих юридических прав;
обеспечение инвалидам защиты от любых форм насилия и жестокого обращения, в том числе в психиатрических учреждениях, социальных учреждениях, детских домах и прочих структурах.
4. Основные приоритеты государственной поддержки и реабилитации инвалидов
4.1. Приоритетами по обеспечению участия инвалидов и их общественных объединений на равной основе в политической и общественной жизни гражданского общества, разработке государственной политики в области поддержки инвалидов являются:
участие инвалидов и общественных организаций инвалидов в разработке проектов областных законодательных и нормативных правовых актов, а также проектов целевых программ в сфере интересов инвалидов;
участие инвалидов и общественных организаций инвалидов в формировании в массовом общественном сознании толерантного отношения к инвалидности, проблемам инвалидов и путям их решения;
распространение и пропаганда опыта практической организации жизни инвалидов;
установление постоянных контактов общественных объединений инвалидов с законодательными органами и структурами исполнительной власти, участие инвалидов в работе созданных при них межведомственных координационных органов;
сотрудничество и взаимодействие с международными общественными организациями инвалидов, некоммерческими и неправительственными организациями в сфере реабилитации инвалидов.
4.2. Приоритетами по обеспечению участия инвалидов в культурной жизни, отдыхе, досуге, спорте, туризме являются:
создание специализированных спортивных залов для занятия людей с ограниченными физическими возможностями или частичное переоборудование существующих сооружений и обеспечение их специальным спортивным инвентарем;
организация специализированного врачебно-физкультурного контроля;
организация систематической многоэтапной спортивной и физкультурной подготовки детей-инвалидов;
проведение областных зимних и летних спортивных игр среди инвалидов, областных лично-командных соревнований по различным видам спорта, создание условий для участия в российских и международных соревнованиях среди инвалидов;
создание научного центра по проблемам физической культуры и спорта инвалидов при факультете физической культуры Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина;
подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;
обучение профессиональных тренеров и инструкторов для подготовки спортсменов-инвалидов высокой квалификации;
проведение областных фестивалей творчества инвалидов, создание условий для участия в российских и международных фестивалях творчества инвалидов.
4.3. Приоритетами по улучшению качества жизни инвалидов путем обеспечения доступности предоставления социальных услуг, социальной помощи и поддержки являются:
разработка системы мониторинга, анализа и учета потребности инвалидов в социальных услугах;
обеспечение качества и доступности гарантированных и дополнительных государственных социальных услуг, оказываемых инвалидам;
оптимизация системы учреждений социального обслуживания населения;
разработка и внедрение новых форм и технологий социальной работы с инвалидами;
проведение конкурсов социальных проектов, направленных на решение проблем инвалидов;
развитие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания инвалидов и детей-инвалидов, оказывающих комплексные социальные услуги инвалидам, обеспечение их территориальной доступности для инвалидов;
открытие реабилитационных отделений для молодых инвалидов на базе домов-интернатов общего типа, а также отделений милосердия для тяжелобольных инвалидов;
предоставление услуг в структурах, обеспечивающих необходимые формы обслуживания для поддержки семей инвалидов (центры и отделения дневного пребывания, центры и отделения временного проживания), и развитие этих структур;
совершенствование и развитие системы социального обслуживания инвалидов на дому.
4.4. Приоритетами по обеспечению инвалидам свободного доступа к информационным системам являются:
предоставление инвалидам официальной информации в доступной форме и с использованием доступных технологий с учетом потребностей, связанных с разными видами расстройств здоровья (использование азбуки Брайля, языка жестов, аудиозаписи или доступных для понимания документов);
распространение информации государственных органов власти, в том числе через Интернет, в доступной для инвалидов форме;
проведение регулярных региональных информационных кампаний о правах и возможностях инвалидов;
обеспечение инвалидам доступности материалов, связанных с обучением работе на компьютере.
4.5. Приоритетами по обеспечению инвалидам (независимо от характера и степени их инвалидности) равного доступа к образованию являются:
совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере образования инвалидов;
разработка и принятие нормативов финансирования образования детей-инвалидов и молодых инвалидов с учетом специальных образовательных потребностей;
подготовка педагогических кадров для работы с детьми-инвалидами по таким специальностям, как логопедия, олигофренопедагогика, социальная педагогика и другим специальностям;
подготовка педагогических кадров для работы в условиях интегрированного обучения инвалидов;
укрепление материально-технической базы существующей сети дошкольных и школьных учреждений, учреждений профессионального образования, осуществляющих комплексную реабилитацию детей-инвалидов и интеграцию в общество детей-инвалидов;
создание образовательных учреждений специализированного типа, осуществляющих реабилитацию и интеграцию в общество детей-инвалидов;
создание условий для коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами, не посещающими образовательные учреждения;
внедрение современных форм образования для маломобильных категорий инвалидов, в том числе через дистанционное образование;
привлечение волонтерской помощи студентов факультетов коррекционной педагогики и социальной работы;
организация информационно-просветительской работы по проблеме доступности образования для инвалидов;
организация ранней профориентационной работы на основе выявления комфортных и дискомфортных сфер труда, состава профессий, которые могут быть освоены лицами с ограниченными возможностями здоровья, и формирование профессиональных интересов и способностей;
проведение анализа рынка труда и расширение спектра специальностей в профессиональных образовательных учреждениях, реализующих программы обучения инвалидов;
организация в учреждениях профессионального образования системы дополнительных услуг, предполагающих психолого-педагогическое и реабилитационное сопровождение учебного процесса.
4.6. Приоритетами по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и трудовой занятости инвалидов являются:
предоставление инвалидам гарантий занятости путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и адаптации путем организации обучения по специальным программам;
обеспечение специализированных организаций инвалидов
гарантированными производственными и социальными заказами;
предоставление инвалидам работы с созданием необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
проектирование и приспособление доступных для инвалидов рабочих мест и рабочих помещений;
разработка механизмов, исключающих дискриминацию инвалидов при приеме на работу и оплате их труда (в том числе и в надомных условиях), повышающих конкурентоспособность инвалидов в условиях рыночной экономики;
совершенствование форм социального партнерства по обеспечению координации действий всех заинтересованных сторон по вопросам содействия трудоустройству безработных граждан из числа инвалидов.
4.7. Приоритетами по созданию окружающей среды, доступной для инвалидов, являются:
создание системы мониторинга и контроля за соблюдением норм обеспечения доступной для инвалидов окружающей среды при проектировании и строительстве объектов;
устранение архитектурно-строительных и технических барьеров в социокультурной, инженерной, производственной и жилой инфраструктуре городов и населенных пунктов;
реконструкция и переоборудование объектов массового пользования (оборудование пандусами, перилами, поручнями и другими средствами адаптации).
4.8. Приоритетами по повышению уровня участия инвалидов в общественной жизни через обеспечение доступности транспортных средств являются:
реконструкция и переоборудование транспортной инфраструктуры (организация работы службы социального такси, оборудование общественного транспорта специальными техническими средствами для объявления остановок, входа и выхода инвалидов, оборудование переходов специальными знаками, звуковыми светофорами);
адаптация сферы транспортных услуг к физическим возможностям инвалидов;
обеспечение специальными транспортными средствами учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов.
4.9. Приоритетами по обеспечению инвалидам равного доступа к услугам в сфере здравоохранения являются:
обеспечение ранней диагностики заболеваний и профилактики инвалидности у детей;
обеспечение гарантированного предоставления инвалидам бесплатной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения в соответствии с действующим законодательством.
4.10. Приоритетами по содействию в реализации физических, психических, социальных и профессиональных возможностей инвалидов являются:
создание единой системы учета инвалидов в Тамбовской области;
совершенствование системы информирования инвалидов о предоставляемых услугах по реабилитации;
непосредственное участие инвалидов в составлении индивидуальной программы реабилитации.
4.11. Приоритетом по предоставлению инвалидам правовой защиты является обеспечение финансовой и организационно-технической доступности для инвалидов квалифицированной юридической помощи, в первую очередь - услуг адвокатов.
5. Механизм реализации и контроля выполнения Концепции
Задачи и приоритеты Концепции реализуются через разработку и принятие областных целевых программ, областных законодательных и нормативных правовых актов.
Реализация Концепции осуществляется в два этапа.
На первом этапе (2010г.-2011г.) предполагаются разработка и принятие ряда изменений в действующие областные законы и иные нормативные правовые акты, а также разработка и принятие краткосрочной целевой областной программы "Реабилитация инвалидов на 2011 год", включающей проведение мероприятий, не требующих дополнительной подготовительной работы и значительных финансовых ресурсов.
На втором этапе (2012г.-2015 г.) предусмотрены разработка и принятие среднесрочной целевой областной социально-экономической программы "Реабилитация инвалидов на 2012г. - 2015г., предусматривающей комплекс мероприятий, реализация которых потребует привлечения дополнительных финансовых и материальных ресурсов.
5.3. Общий контроль за реализацией Концепции осуществляет администрация Тамбовской области.
Совещательные и координирующие функции по реализации Концепции исполняет Совет при главе администрации области по делам инвалидов
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Администрация Тамбовской области
РАСПОРЯЖЕНИЕ
01.07.2010 г.
г. Тамбов
№ 194-р
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
О Концепции государственной поддержки и реабилитации инвалидов в Тамбовской области на период до 2015 года
С целью решения комплекса задач и приоритетов региональной политики по формированию эффективной системы социальной поддержки и реабилитации инвалидов:
1. Одобрить Концепцию государственной поддержки и реабилитации инвалидов в Тамбовской области на период до 2015 года согласно приложению.
2. Управлению труда и социального развития области (Гордеева) совместно с управлением образования и науки области (Астафьева),
управлением здравоохранения области (Лапочкина), управлением по физической культуре, спорту и туризму области (Белоусов) в третьем квартале т.г. предоставить главе администрации области проект краткосрочной целевой социально-экономической программы «Реабилитация инвалидов на 2011 год».
Глава администрации О.И. Бетин
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению администрации области от 01.07.2010 № 194-р
Концепция
государственной поддержки и реабилитации инвалидов
в Тамбовской области на период до 2015 года
1. Общие положения
Концепция государственной поддержки и реабилитации инвалидов в Тамбовской области (далее - Концепция) представляет собой комплекс задач и приоритетов региональной политики по формированию эффективной системы социальной поддержки и комплексной реабилитации инвалидов, направленной на обеспечение взаимодействия всех уровней власти и общественных объединений инвалидов, оптимизацию ресурсов при решении проблем государственной поддержки и реабилитации инвалидов, на период до 2015 года.
Концепция разработана в соответствии с принятыми Организацией Объединенных Наций Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
2. Современное состояние и основные проблемы государственной поддержки и реабилитации инвалидов
2.1. Необходимость развития системы государственной поддержки и реабилитации инвалидов определяется, в первую очередь, потребностями инвалидов в социальной поддержке и социально-реабилитационных услугах.
Актуальность проблемы интеграции инвалидов в общество связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Отмечается тенденция к увеличению общего числа инвалидов. Растет количество граждан, впервые признанных инвалидами.
В настоящее время в Тамбовской области проживает 154,3 тысячи инвалидов, что составляет 14 процентов от общей численности населения области.
В 2009 году освидетельствовано в учреждениях медико-социальной экспертизы 41768 человек, впервые признаны инвалидами 7029 человек, из них 6701 человек - в возрасте старше 18 лет, 328 детей - в возрасте до 18 лет. Доля инвалидов в трудоспособном возрасте составила 48,2 процента от общей численности граждан, впервые признанных инвалидами.
Общая численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 3230 человек.
Из числа впервые признанных инвалидов доля инвалидов I группы составляет 12 процентов, инвалидов II группы - 35 процентов, инвалидов III группы-48 процентов.
2.2. В настоящее время проблемы государственной поддержки и реабилитации инвалидов определяются комплексом взаимосвязанных проблем, охватывающих все сферы и стороны жизни инвалидов, важнейшими из которых являются:
недостатки в организации медико-социальной экспертизы;
низкая эффективность механизмов компенсации последствий инвалидности на основе индивидуальных программ реабилитации;
недостаточный уровень лекарственного обеспечения, медицинского и санаторно-курортного обслуживания инвалидов;
недостаточное обеспечение техническими средствами реабилитации; низкий уровень оснащения быта маломобильных категорий инвалидов специальными техническими и вспомогательными средствами;
ограниченность перечня услуг, оказываемых инвалидам социальными службами;
медленное и фрагментарное устранение существующих физических барьеров в социальной, транспортной и инженерной инфраструктурах;
сохраняющиеся ограничения доступности инвалидов в сферу образования и труда;
правовая уязвимость инвалидов и трудности с доступом к информации о своих законных правах;
недостаточно сформированные в массовом общественном сознании правильное восприятие инвалидности, объективные представления о проблемах инвалидов и путях их решения;
дефицит внимания и морально-психологической поддержки со стороны общества в проблемных ситуациях;
ограниченные возможности развития и реализации личностного потенциала, творческих возможностей, приобщения к культурно-эстетическим ценностям;
отсутствие адекватной профессиональной реабилитации и четкого механизма реализации прав инвалидов на трудоустройство;
отсутствие ответственности работодателя в случае невыполнения квот для приема на работу инвалидов.
2.3.Усиление внимания к решению проблем комплексной реабилитации инвалидов не будет продолжительным и устойчивым, если в первую очередь не решить проблемы, способные:
принести в реально сложившихся условиях наибольший эффект для максимального числа инвалидов, проживающих в Тамбовской области;
привести к ускоренным позитивным изменениям в жизни наиболее проблемных категорий инвалидов;
обеспечить социальную активизацию инвалидов и равные права инвалидам в реализации предоставленных законами свобод и возможностей.
2.4. Анализ проблем государственной поддержки и реабилитации инвалидов свидетельствует о том, что они носят системный характер, требуют комплексного подхода к их решению и должны решаться программно-целевым методом.
3. Основные цели и задачи государственной поддержки и реабилитации инвалидов
3.1. Основными целями государственной поддержки и реабилитации инвалидов являются:
обеспечение участия инвалидов и их общественных объединений на равной основе в политической и общественной жизни гражданского общества, разработке государственной политики в сфере поддержки инвалидов;
обеспечение участия инвалидов в культурной жизни, отдыхе, досуге, спорте, туризме (как в качестве наблюдателей, так и в качестве участников);
обеспечение инвалидам свободного доступа к информационным системам;
улучшение качества жизни инвалидов путем обеспечения доступности предоставления социальных услуг, социальной помощи и поддержки;
обеспечение инвалидам равного доступа к образованию независимо от характера и степени их инвалидности;
обеспечение профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и трудовой занятости инвалидов;
создание окружающей среды, доступной для инвалидов;
повышение уровня участия инвалидов в общественной жизни через обеспечение доступности транспортных средств;
обеспечение инвалидам равного доступа к услугам в сфере здравоохранения;
содействие в реализации физических, психических, социальных и профессиональных возможностей инвалидов;
предоставление инвалидам правовой защиты.
Достижение поставленных целей требует решения комплекса задач по каждой из них.
3.2. Задачами по обеспечению участия инвалидов и их общественных объединений на равной основе в политической и общественной жизни
гражданского общества, разработке государственной политики в сфере поддержки инвалидов являются:
обеспечение инвалидам доступности процедур голосования и помещений для проведения выборов;
информационное сопровождение выборов в доступной для инвалидов форме и распространение информации о выборах во всех необходимых альтернативных форматах;
обеспечение инвалидам права голоса или права на выдвижение своей кандидатуры независимо от наличия инвалидности;
поощрение политических партий и других организаций гражданского общества за деятельность по распространению информации и за организацию публичных выступлений в доступной для инвалидов форме;
поощрение инвалидов и общественных объединений инвалидов за вклад в развитие государственной социальной политики и оказание на нее соответствующего влияния.
3.3, Задачами по обеспечению участия инвалидов в культурной жизни, отдыхе, досуге, спорте, туризме (как в качестве наблюдателей, так и в качестве участников) являются:
определение соответствующих мер и создание условий для развития способностей инвалидов и использования их творческих, спортивных, художественных, духовных и интеллектуальных потенциалов;
обеспечение инвалидам доступа к культуре, спорту, туризму и досугу путем поощрения деятельности организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и деятельности индивидуальных лиц по предоставлению указанных услуг с использованием вспомогательных средств и оборудования для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также за использование субтитров, подстрочных комментариев, аудиокомментариев, языка знаков и жестов;
использование компьютерных технологий для обеспечения инвалидам доступа к литературе и другой культурной информации.
3.4. Задачами по улучшению качества жизни инвалидов путем обеспечения доступности предоставления социальных услуг, социальной помощи и поддержки являются:
обеспечение условий для постепенного перехода от ухода за инвалидами в социальных учреждениях до создания условий инвалидам для жизни в местах постоянного проживания при необходимом содействии социальных служб;
обеспечение должного равновесия между мерами социальной поддержки инвалидов и активной занятостью для снижения зависимости инвалидов от пособий в связи с нетрудоспособностью;
предоставление социальных услуг и поддержки на основе объективной оценки потребности инвалидов в социальном обслуживании;
обеспечение инвалидам и их представителям доступности процедур оценки потребности в социальных услугах и помощи;
обеспечение предоставления высокого уровня услуг в местах постоянного проживания инвалидов;
развитие альтернативных форм обслуживания, позволяющих инвалидам самостоятельно проживать в обществе;
создание семьям, имеющим в своем составе ребенка-инвалида, условий для самостоятельного участия в уходе за ребенком, его воспитании и обучении.
3.5. Задачами по обеспечению свободного доступа инвалидов к информационным системам являются:
обеспечение инвалидам возможности искать, получать и распространять информацию на основе, равной с другими членами общества;
внедрение и использование новых информационных технологий для взаимодействия инвалидов во всех сферах жизни;
признание возможности использования инвалидами языка знаков (азбуки Брайля, языка жестов), альтернативных средств и форм коммуникации и включение их в максимально возможной степени при контакте с государственными органами и организациями, включая получение услуг информационного характера.
3.6. Задачами по обеспечению инвалидам равного доступа к образованию независимо от характера и степени их инвалидности являются:
внесение изменений в законодательство об образовании, направленных на предотвращение дискриминации в отношении детей-инвалидов в сфере образования;
обеспечение поддержки и развития обучения инвалидов независимо от возраста;
обеспечение преемственности и комплексного сопровождения жизнедеятельности инвалидов на разных этапах получения образования, в том числе общего и профессионального;
обеспечение оценки особых потребностей в сфере образования детей-инвалидов на ранней стадии для своевременного предоставления эффективных альтернативных мер поддержки, способствующих созданию условий для интегрированного обучения ребенка-инвалида;
обеспечение контроля и координации выполнения индивидуальных планов обучения инвалидов на всех этапах образовательного процесса;
вовлечение родителей в реализацию индивидуальных программ обучения детей-инвалидов;
обеспечение инвалидам доступности учебных материалов и методик, используемых в общей системе образования;
обеспечение инвалидам доступности и разумной адаптации мест для обучения и профессиональной подготовки;
содействие включению в школьные программы обучения информации, способствующей формированию толерантного отношения молодежи к инвалидам и инвалидности.
3.7. Задачами по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и трудовой занятости инвалидов являются:
содействие в формировании равных возможностей занятости инвалидов на открытом рынке труда путем разумного сочетания мер по борьбе с дискриминацией и мер социальной поддержки;
обеспечение инвалидам доступа к объективной и индивидуальной оценке их возможностей в отношении потенциальной работы путем смещения акцента от оценки инвалидности к оценке способностей инвалида применительно к требованиям конкретного рабочего места;
обеспечение инвалидам доступности методик и методов профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и связанных с ними услуг;
обеспечение инвалидам защиты от дискриминации на всех этапах занятости, включая получение информации о рабочих вакансиях, отбор, найм на работу, продвижение по службе и увольнение;
содействие инвалидам в приеме на работу через использование процедур найма, в том числе через объявления, собеседования, оценку, отбор;
содействие адаптации рабочих мест или условий труда для удовлетворения особых потребностей работающих инвалидов, в том числе через применение дистанционного доступа, частичной занятости и работы на дому;
обеспечение инвалидам доступности возможностей для самозанятости;
создание специальных рабочих мест для инвалидов, потребности которых не могут быть удовлетворены без индивидуальной поддержки на рынке труда;
обеспечение трудящимся инвалидам равных прав в отношении консультаций об условиях труда, членства и участия в профессиональных союзах;
обеспечение инвалидам трудоспособного возраста первоочередного прохождения профессиональной практики и стажировки для получения навыков;
содействие развитию предпринимательства среди инвалидов.
3.8. Основными задачами по созданию окружающей среды, доступной для инвалидов, являются:
оборудование и приспособление общественных зданий и их помещений, а также пространства вне зданий для доступа и использования инвалидами;
создание доступной для инвалидов окружающей среды благодаря применению принципов универсального дизайна;
обеспечение учета принципов универсального дизайна при подготовке учебных программ для учебных заведений, занимающихся обучением специалистов для работы в сфере проектирования и строительства, в том числе обучением архитекторов и специалистов-градостроителей, специалистов в сфере строительства, сохранения культурного наследия и культурного туризма;
использование вспомогательного оборудования и технологических решений для улучшения доступности застроенной окружающей среды;
планирование эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях с учетом обеспечения безопасности инвалидов.
3.9. Задачами по повышению уровня участия инвалидов в общественной жизни через обеспечение доступности транспортных средств являются:
разработка нормативных правовых документов о правах пассажиров с учетом особых потребностей инвалидов;
обеспечение инвалидам доступности существующих и новых услуг пассажирского транспорта и связанной с ними инфраструктуры;
предоставление и защита мест парковки специального транспорта для инвалидов.
3.10. Задачами по обеспечению инвалидам равного доступа к услугам в сфере здравоохранения являются:
обеспечение инвалидам возможности для доступа в лечебно-профилактические учреждения, пребывания и перемещения в них;
организация разъяснительной работы с инвалидами о порядке предоставления медицинских услуг;
содействие реализации медицинских рекомендаций в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов на этапах амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.
3.11. Задачами по содействию в реализации физических, психических, социальных и профессиональных возможностей инвалидов являются:
создание учреждений для оказания комплексных услуг по реабилитации инвалидов и укрепление их материально-технической базы;
обеспечение доступности программ реабилитации инвалидов и их соответствия индивидуальным потребностям людей с ограниченными возможностями;
содействие сотрудничеству и координации по вопросам реабилитации инвалидов между различными сферами жизни, в первую очередь здравоохранения, образования, социального обеспечения и занятости.
3.12. Задачами по предоставлению инвалидам правовой защиты являются:
обеспечение инвалидам равного доступа к судебной системе, предоставление гарантии на право получения информации и коммуникаций;
предоставление необходимой помощи и поддержки соответствующего уровня инвалидам, испытывающим в силу ограниченных физических возможностей трудности в осуществлении своих юридических прав;
обеспечение инвалидам защиты от любых форм насилия и жестокого обращения, в том числе в психиатрических учреждениях, социальных учреждениях, детских домах и прочих структурах.
4. Основные приоритеты государственной поддержки и реабилитации инвалидов
4.1. Приоритетами по обеспечению участия инвалидов и их общественных объединений на равной основе в политической и общественной жизни гражданского общества, разработке государственной политики в области поддержки инвалидов являются:
участие инвалидов и общественных организаций инвалидов в разработке проектов областных законодательных и нормативных правовых актов, а также проектов целевых программ в сфере интересов инвалидов;
участие инвалидов и общественных организаций инвалидов в формировании в массовом общественном сознании толерантного отношения к инвалидности, проблемам инвалидов и путям их решения;
распространение и пропаганда опыта практической организации жизни инвалидов;
установление постоянных контактов общественных объединений инвалидов с законодательными органами и структурами исполнительной власти, участие инвалидов в работе созданных при них межведомственных координационных органов;
сотрудничество и взаимодействие с международными общественными организациями инвалидов, некоммерческими и неправительственными организациями в сфере реабилитации инвалидов.
4.2. Приоритетами по обеспечению участия инвалидов в культурной жизни, отдыхе, досуге, спорте, туризме являются:
создание специализированных спортивных залов для занятия людей с ограниченными физическими возможностями или частичное переоборудование существующих сооружений и обеспечение их специальным спортивным инвентарем;
организация специализированного врачебно-физкультурного контроля;
организация систематической многоэтапной спортивной и физкультурной подготовки детей-инвалидов;
проведение областных зимних и летних спортивных игр среди инвалидов, областных лично-командных соревнований по различным видам спорта, создание условий для участия в российских и международных соревнованиях среди инвалидов;
создание научного центра по проблемам физической культуры и спорта инвалидов при факультете физической культуры Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина;
подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;
обучение профессиональных тренеров и инструкторов для подготовки спортсменов-инвалидов высокой квалификации;
проведение областных фестивалей творчества инвалидов, создание условий для участия в российских и международных фестивалях творчества инвалидов.
4.3. Приоритетами по улучшению качества жизни инвалидов путем обеспечения доступности предоставления социальных услуг, социальной помощи и поддержки являются:
разработка системы мониторинга, анализа и учета потребности инвалидов в социальных услугах;
обеспечение качества и доступности гарантированных и дополнительных государственных социальных услуг, оказываемых инвалидам;
оптимизация системы учреждений социального обслуживания населения;
разработка и внедрение новых форм и технологий социальной работы с инвалидами;
проведение конкурсов социальных проектов, направленных на решение проблем инвалидов;
развитие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания инвалидов и детей-инвалидов, оказывающих комплексные социальные услуги инвалидам, обеспечение их территориальной доступности для инвалидов;
открытие реабилитационных отделений для молодых инвалидов на базе домов-интернатов общего типа, а также отделений милосердия для тяжелобольных инвалидов;
предоставление услуг в структурах, обеспечивающих необходимые формы обслуживания для поддержки семей инвалидов (центры и отделения дневного пребывания, центры и отделения временного проживания), и развитие этих структур;
совершенствование и развитие системы социального обслуживания инвалидов на дому.
4.4. Приоритетами по обеспечению инвалидам свободного доступа к информационным системам являются:
предоставление инвалидам официальной информации в доступной форме и с использованием доступных технологий с учетом потребностей, связанных с разными видами расстройств здоровья (использование азбуки Брайля, языка жестов, аудиозаписи или доступных для понимания документов);
распространение информации государственных органов власти, в том числе через Интернет, в доступной для инвалидов форме;
проведение регулярных региональных информационных кампаний о правах и возможностях инвалидов;
обеспечение инвалидам доступности материалов, связанных с обучением работе на компьютере.
4.5. Приоритетами по обеспечению инвалидам (независимо от характера и степени их инвалидности) равного доступа к образованию являются:
совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере образования инвалидов;
разработка и принятие нормативов финансирования образования детей-инвалидов и молодых инвалидов с учетом специальных образовательных потребностей;
подготовка педагогических кадров для работы с детьми-инвалидами по таким специальностям, как логопедия, олигофренопедагогика, социальная педагогика и другим специальностям;
подготовка педагогических кадров для работы в условиях интегрированного обучения инвалидов;
укрепление материально-технической базы существующей сети дошкольных и школьных учреждений, учреждений профессионального образования, осуществляющих комплексную реабилитацию детей-инвалидов и интеграцию в общество детей-инвалидов;
создание образовательных учреждений специализированного типа, осуществляющих реабилитацию и интеграцию в общество детей-инвалидов;
создание условий для коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами, не посещающими образовательные учреждения;
внедрение современных форм образования для маломобильных категорий инвалидов, в том числе через дистанционное образование;
привлечение волонтерской помощи студентов факультетов коррекционной педагогики и социальной работы;
организация информационно-просветительской работы по проблеме доступности образования для инвалидов;
организация ранней профориентационной работы на основе выявления комфортных и дискомфортных сфер труда, состава профессий, которые могут быть освоены лицами с ограниченными возможностями здоровья, и формирование профессиональных интересов и способностей;
проведение анализа рынка труда и расширение спектра специальностей в профессиональных образовательных учреждениях, реализующих программы обучения инвалидов;
организация в учреждениях профессионального образования системы дополнительных услуг, предполагающих психолого-педагогическое и реабилитационное сопровождение учебного процесса.
4.6. Приоритетами по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и трудовой занятости инвалидов являются:
предоставление инвалидам гарантий занятости путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и адаптации путем организации обучения по специальным программам;
обеспечение специализированных организаций инвалидов
гарантированными производственными и социальными заказами;
предоставление инвалидам работы с созданием необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
проектирование и приспособление доступных для инвалидов рабочих мест и рабочих помещений;
разработка механизмов, исключающих дискриминацию инвалидов при приеме на работу и оплате их труда (в том числе и в надомных условиях), повышающих конкурентоспособность инвалидов в условиях рыночной экономики;
совершенствование форм социального партнерства по обеспечению координации действий всех заинтересованных сторон по вопросам содействия трудоустройству безработных граждан из числа инвалидов.
4.7. Приоритетами по созданию окружающей среды, доступной для инвалидов, являются:
создание системы мониторинга и контроля за соблюдением норм обеспечения доступной для инвалидов окружающей среды при проектировании и строительстве объектов;
устранение архитектурно-строительных и технических барьеров в социокультурной, инженерной, производственной и жилой инфраструктуре городов и населенных пунктов;
реконструкция и переоборудование объектов массового пользования (оборудование пандусами, перилами, поручнями и другими средствами адаптации).
4.8. Приоритетами по повышению уровня участия инвалидов в общественной жизни через обеспечение доступности транспортных средств являются:
реконструкция и переоборудование транспортной инфраструктуры (организация работы службы социального такси, оборудование общественного транспорта специальными техническими средствами для объявления остановок, входа и выхода инвалидов, оборудование переходов специальными знаками, звуковыми светофорами);
адаптация сферы транспортных услуг к физическим возможностям инвалидов;
обеспечение специальными транспортными средствами учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов.
4.9. Приоритетами по обеспечению инвалидам равного доступа к услугам в сфере здравоохранения являются:
обеспечение ранней диагностики заболеваний и профилактики инвалидности у детей;
обеспечение гарантированного предоставления инвалидам бесплатной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения в соответствии с действующим законодательством.
4.10. Приоритетами по содействию в реализации физических, психических, социальных и профессиональных возможностей инвалидов являются:
создание единой системы учета инвалидов в Тамбовской области;
совершенствование системы информирования инвалидов о предоставляемых услугах по реабилитации;
непосредственное участие инвалидов в составлении индивидуальной программы реабилитации.
4.11. Приоритетом по предоставлению инвалидам правовой защиты является обеспечение финансовой и организационно-технической доступности для инвалидов квалифицированной юридической помощи, в первую очередь - услуг адвокатов.
5. Механизм реализации и контроля выполнения Концепции
Задачи и приоритеты Концепции реализуются через разработку и принятие областных целевых программ, областных законодательных и нормативных правовых актов.
Реализация Концепции осуществляется в два этапа.
На первом этапе (2010г.-2011г.) предполагаются разработка и принятие ряда изменений в действующие областные законы и иные нормативные правовые акты, а также разработка и принятие краткосрочной целевой областной программы "Реабилитация инвалидов на 2011 год", включающей проведение мероприятий, не требующих дополнительной подготовительной работы и значительных финансовых ресурсов.
На втором этапе (2012г.-2015 г.) предусмотрены разработка и принятие среднесрочной целевой областной социально-экономической программы "Реабилитация инвалидов на 2012г. - 2015г., предусматривающей комплекс мероприятий, реализация которых потребует привлечения дополнительных финансовых и материальных ресурсов.
5.3. Общий контроль за реализацией Концепции осуществляет администрация Тамбовской области.
Совещательные и координирующие функции по реализации Концепции исполняет Совет при главе администрации области по делам инвалидов
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | не опубликован на момент включения НПА в федеральный регистр от 06.07.2010 |
Рубрики правового классификатора: | 070.080.040 Реабилитация (социальная, медицинская и др.), 070.050.000 Установление инвалидности, временной нетрудоспособности (см. также 140.010.120), 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.080.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: