Основная информация

Дата опубликования: 05 марта 2020г.
Номер документа: RU14000202000097
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Правительство Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 марта 2020 г. № 214-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2020 - 2024 ГОДЫ

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законом Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 г.№ 1487-XII «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)»:

1. Утвердить региональную программу развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.

3. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.

Председатель Правительства

  Республики Саха (Якутия)

В. СОЛОДОВ

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 5 марта 2020 г. № 214-р

Региональная программа развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы

Содержание

1. Анализ текущего состояния оказания паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия)

1.1. Анализ смертности от основных групп неизлечимых прогрессирующих заболеваний в Республике Саха (Якутия) за 2019 год

1.2. Текущее состояние ресурсной базы паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) за 2019 год

1.3. Анализ деятельности медицинских организаций, участвующих в оказании паллиативной медицинской помощи

1.4. Кадровый состав учреждений

1.5. Текущее состояние доступности обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе с использованием наркотических средств и психотропных веществ

1.6. Текущее состояние уровня взаимодействия медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, с организациями социального обслуживания

1.7. Выводы

2. Цели и задачи региональной программы развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы

3. План мероприятий для достижения целевых показателей

4. Ожидаемые результаты

Паспорт региональной программы развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы

Наименование программы

Региональная программа развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия)
на 2020 – 2024 годы(далее - программа)

Статус программы

Региональная программа

Основание для разработки

Перечень поручений Президента Российской Федерации
по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27 декабря 2018 г.;

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Закон Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 г. № 1487-XII «Об охране здоровья населения в Республике
Саха (Якутия)»

Ответственный исполнитель программы

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

Цели и задачи программы

Повышение доступности и качества паллиативной медицинской помощи (далее – ПМП) в Республике
Саха (Якутия).

Развитие и совершенствование системы оказания ПМП в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в стационарных условиях и условиях дневного стационара, направленных на повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в ПМП.

Создание в Республике Саха (Якутия) эффективной инфраструктуры для оказания ПМП, в том числе эффективное использование средств межбюджетного трансферта

Срок реализации (этапы) программы

2020 - 2024 годы

Ресурсное обеспечение

Обеспечение программы предусмотрено за счет:

1) государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)
на 2020 - 2024 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 г.№ 887,
в размере 569 843 тыс. руб. на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (далее – ОМС);

2) Соглашения от 22 декабря 2019 г. № 056-09-2020-100
о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию системы ПМП, в размере 23 118 тыс. руб. на обеспечение медицинских организаций, оказывающих ПМП , медицинскими изделиями, в том числе для использования на дому и обеспечение лекарственными препаратами, в том числе для обезболивания.

Принятие данного проекта распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) не потребует дополнительных финансовых средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)

1. Анализ текущего состояния оказания паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) – наиболее масштабный по территориальной протяженности субъект Российской Федерации, большая часть которого отнесена к арктической и северной зонам, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь Республики составляет 3 083,5 тыс. кв. км.

Республика характеризуется особыми климатогеографическими условиями, связанными с периодами ледостава и ледохода, неустойчивой погодой, а также отсутствием развитой сети автомобильных дорог, наличием большого числа водных преград, функционированием территориально удаленных структурных подразделений медицинских организаций в сельской местности и на островных территориях. Спецификой является низкая плотность расселения – 0,31 человек на кв. км.

Территория республики представлена 36 муниципальными образованиями: 34 муниципальных района и 2 городских округа. Из 34 муниципальных районов 13 районов (119 населенных пунктов) относятся к арктическим. Всего в Республике Саха (Якутия) расположено 640 населенных пунктов.

По состоянию на 1 января 2019 года численность населения Республики Саха (Якутия) составила 966,9 тыс. человек, преимущественно городского населения (65,9%). Численность населения Республики Саха (Якутия) с 2016 года увеличилась на 5,7 тыс. человек (на 0,5%), за 2018 год – на 1,07 тыс. человек (на 0,1%).

Показатель

Численность населения

на 1 января

2016 года

на 1 января

2017 года

на 1 января

2018года

на 1 января

2019 года

Все население,

(тыс. человек)

959,7

962,8

964,3

967,0

в том числе:

городское

629,1

(64,4%)

632,9

(65,6%)

635,4

(65,8%)

637,5

(65,9%)

сельское

332,1

(34,6%)

331,5

(34,4%)

330,5

(34,2%)

329,5

(34,1%)

Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения составляет 58,8%, что выше, чем по Российской Федерации (56,7%).

Показатель рождаемости снизился с 2016 года с 16,0 на 1000 жителей до 14,5 на 1000 жителей в 2017 году. По итогам 2018 года родилось на 524 ребенка меньше, чем за 2017 год.

Коэффициент смертности снизился с 8,4 на 1000 жителей в 2016 году до 7,8 на 1000 жителей в 2018 году, что составило 0,1% (умерло на 481 человека меньше).

Удельный вес умерших в трудоспособном возрасте за 2018 год составил 485,8 на 100 тысяч населения и снизился по сравнению с 2017 годом на 6%. Основной причиной смерти лиц, умерших в возрасте от 18 до 59 лет, является смерть от внешних причин – 35,1%, на втором - болезни системы кровообращения – 32,8%, на третьем - новообразования – 12,8%.

Продолжительность жизни населения Республики Саха (Якутия) в 2017 году составила 71,68 лет(по Российской Федерации – 72,7 лет) (в 2016 году – 70,84 лет), рост показателя за три года в Республике Саха (Якутия) составил 0,8 года –на 1,1%.

На современном этапе демографического развития Республика Саха (Якутия) относится к территориям со стагнированным естественным приростом населения (0,01%).

Особенностью современного процесса воспроизводства населения республики, как и Российской Федерации, в целом, является его демографическое старение (абсолютное и относительное увеличение числа пожилых людей). В настоящее время каждый восьмой северянин (или 17%) находится в возрасте 60 лет и старше. Таким образом, сохраняется регрессивный тип структуры населения, заключающийся в низком удельном весе детского населения и высоком удельном весе лиц пенсионного возраста.

1.1. Анализ смертности от основных групп неизлечимых прогрессирующих заболеваний в Республике Саха (Якутия) за 2019 год

Коэффициент смертности всего населения республики, по данным Росстата, за 2018 год составил 7,8 промилле (в 2017 году - 8,1).

Таблица № 1

Структура причин смертности, в %

2014

2015

2016

2017

2018

РФ 2018

ДФО 2018

Болезнисистемы

кровообращения

47,3

45,4

44,0

44,7

45,1

46,3

43,1

Новообразования

14,9

15,3

16,1

16,7

17,8

15,9

16,4

Внешниепричины

18,1

17,0

16,2

16,4

15,6

7,2

11,4

В 2017 году в Республике Саха (Якутия) среди больных, наблюдающихся 5 лет и более, наибольший удельный вес занимают пациенты с опухолями молочной железы – 21,1%, шейки матки – 9,2%, щитовидной железы – 8,2%, почки – 6,9%, ободочной кишки – 5,1%, же­лудка – 4,7%, тела матки – 4,6%, лимфатической и кроветворной ткани – по 4,1%, яичника – 4%, прямой кишки – 3,8%.

На конец 2018 года в Республике Саха (Якутия) состоят на учете 11 995 пациентов. Совокупный показатель распространенности составил 1 241,8 на 100 тыс. населения, что практически на уровне 2017 года (в 2017 году – 1 241,1 на 100 тыс. населения).

Динамика показателя распространенности злокачественных новообразований

в Республике Саха (Якутия) за 2007 – 2018 гг. (на 100 тыс. населения)

Из общего числа больных, состоящих на онкологическом учете, сельских жителей –25,3%, детей до 18 лет – 2,1%.

Основной объем контингента больных формируется из пациентов со злокачественными новообразованиями: молочной железы – 18,6%, шейки матки – 8,5%, почки – 7,3%, щитовидной железы – 5,4%, ободочной кишки – 5,2%, желудка – 4,7%, трахеи, бронхов, легкого – 4,5%, прямой кишки – 4,2%, тела матки – 4%, лимфатической ткани – 3,7%.  Больные с опухолями кожи без меланомы составляют 4,4%.

Таблица №2

Потребность в оказании ПМП

Категории заболеваний, требующих оказания ПМП

Общая смертность, A

Распространенность болевого синдрома (%), B

Число пациентов, нуждающихся в оказании ПМП, C=AxB/100

Онкологические заболевания

1349

84%

1134

Туберкулез

47

90%

43

ВИЧ

11

80%

9

Сахарный диабет

158

64%

101

Болезнь Паркинсона

7

82%

6

Болезнь Альцгеймера

1

47%

0,5

Рассеянный склероз

1

43%

0,4

Легочное сердце

33

80%

27

ХОБЛ

101

67%

68

Цирроз печени

113

34%

39

Врожденные аномалии(пороки развития)

29

30%

9

Последствия цереброваскулярных болезней

216

80%

173

Сердечно-сосудистые заболевания

1193

80%

955

Церебральный паралич

8

80%

7

ИТОГО:

3303

2605

Расчет количества нуждающихся в оказании ПМП произведен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. Global Atlasof palliative Careatthe Endof life. Recommendations from the World wide Palliative Care Alliance, 2014.

1.2. Текущее состояние ресурсной базы паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) за 2019 год

Таблица №3

Структура ПМП в Республике Саха (Якутия)

Наименование показателя

Количество, ед.

Взрослых

Детских

Количество кабинетов ПМП

1

0

Количество выездных патронажных служб ПМП

1

0

Количество выездных патронажных бригад*

1

0

Количество хосписов

0

0

Количество отделений ПМП

1

1

Количество домов сестринского ухода

0

0

Количество отделений сестринского ухода

1

0

Количество паллиативных коек для взрослых

17

-

Количество паллиативных коек для детей

-

10

Количество онкологических паллиативных коек

х

x

Количество коек сестринского ухода

255

3

ПМП в Республике Саха (Якутия) представлена в государственном автономном учреждении Республики Саха (Якутия)«Медицинский центр г. Якутска» (далее - ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»), где имеется 1 кабинет ПМП и 1 выездная патронажная бригада, 1 отделение ПМП на 17 коек для взрослого населения и детское отделение ПМП на 10 коек.

В течение 2019 года в Республике функционировало 255 коек сестринского ухода в 31 районе.

Таблица №4

Профиль

Количество коек

Занятость койки

Оборот койки

Обеспеченность койками на 100 тыс. населения

ДВФО

РФ

Паллиатив

27

371

13

0,3

0,82

0,76

Сестринский уход

255

345

20

2,6

1,69

1,1

Обеспеченность паллиативными койками населения составляет 0,3 на 100 тыс. населения, что ниже более чем в 2 раза от данного показателя по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации.

При этом койки высоко востребованы: занятость паллиативной койки в 2018 году составила 371 день в году. Среднее пребывание в отделении паллиативной помощи - 27 койко-дней.

Таблица №5

Работа паллиативных коек в Республике Саха (Якутия)

Год

Количество поступивших детей в отделение ПМП
в г. Якутске

Количество поступивших

взрослых пациентов в отделение ПМП
в г. Якутске

2015

-

255

2016

-

223

2017

118

240

2018

127

230

2019

130

243

За 2019 год на паллиативных койках республики получили лечение4735 пациентов. Из них 184 ребенка и 4551 взрослый.

Таблица № 6

Эффективность использования коек сестринского ухода в районных больницах и в г. Якутске

Район

Среднегодовая занятость койки в году

Средняя длительность пребывания больного на койке

Оборот койки

Больничная летальность

Абыйский

33

16

21

21

Алданский

302

13

21

1,5

Аллаиховский

374

14

25

16

Амгинский

383

22

16

6

Булунский

472

16

29

10

Верхневилюйский

362

11

31

0,12

Верхнеколымский

333

12

27

7

Верхоянский

320

16

19

0,52

Вилюйский

353

26

13

0,4

Горный

303

16

18

0

Жиганский

313

17

17

0

Кобяйский

313

25

12

0

Ленский

320

16

19

4,31

Мегино-Кангаласский

368

17

21

1,6

Мирнинский

334

21

15

0,1

Момский

456

17

20

1

Намский

341

16

21

11

Нерюнгринский

329

21

15

5,95

Нижнеколымский

333

19

17

0

Нюрбинский

342

11

29

0

Оймяконский

405

25

16

12

Олекминский

449

17

25

5,26

Оленекский

285

19

15

0

Среднеколымский

290

11

26

3,84

Сунтарский

334

19

17

4,62

Таттинский

326

17

18

5,51

Томпонский

384

14

26

1,51

Усть-Алданский

293

11

25

1,98

Усть-Майский

335

20

16

2

Усть-Янский

331

20

16

2,9

Хангаласский

307

13

22

10

Чурапчинский

315

17

18

0

Всего по КСУ

334

17

20

4,30

Койки сестринского ухода также имеют высокую востребованность, занятость койки в 2019 году составила 334 дня. Средняя длительность пребывания составила 17 дней. Летальность в стационаре на койках сестринского ухода составила 4,3%.

Таблица № 7

ПМП по профилям заболеваний

Профили

%

Число пациентов

Онкология

15

839

Психиатрия

0,3

20

ВИЧ - инфекция

0,11

6

Неврология

18,7

1007

Терапия

18,1

977

Прочие

47

2534

Итого

100

5383

Умерло

5,5

301

Респираторная поддержка на дому

0,07

4

В амбулаторных условиях ПМП в Республике Саха (Якутия) оказывается в одной медицинской организации.

1.3. Анализ деятельности медицинских организаций, участвующих в оказании паллиативной медицинской помощи

Отделение ПМП взрослому населению

ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»

Отделение ПМП было организовано в марте 2013 года на базе ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска» на 7 коек для взрослого населения и 10 коек для детского населения (утверждено приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2011 г. №1733 «Об организации паллиативной медицинской помощи»). На сегодняшний день в отделении развернуто 17 коек.

В 2016 году детское отделение было передано в государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Городской специализированный дом ребенка» (далее - ГБУ РС(Я) «Городской специализированный дом ребенка»).

Таблица № 8

Количество больных, получивших лечение

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Злокачественные новообразования

42

107

92

116

106

Инфекционные болезни

-

-

-

2

2

Болезни нервной системы

42

74

71

91

105

Прочие

45

74

60

35

17

Ежегодно отмечается рост госпитализации пациентов с онкологическими заболеваниями, заболеваниями нервной системы. В связи с ограниченностью коечного фонда снижается количество госпитализированных больных прочими заболеваниями.

Выездная патронажная служба и/или кабинет паллиативной помощи в поликлинике отсутствуют. Помощь паллиативным больным оказывают участковые терапевты в рамках диспансерного наблюдения или при вызове на дом.

Таблица № 9

Оснащенность ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»

Наименование

Количество

Кровать медицинская функциональная трехсекционная

10

Кушетка массажная медицинская с подголовником с отверстием для лица

1

Холодильник фармацевтический 140 л

3

Шкаф-сейф

1

Шкаф одностворчатый двухсекционный

2

Мешок реанимационный для взрослых

1

Ходунки

2

Подъемник электрический для инвалидов (устройство для подъема и перемещения)

1

Кресло-коляска для душа

4

Кресло-туалет

1

Насос инфузионный

2

Тележка для умывания больных

1

Тонометр механический

16

Кушетка массажная медицинская с подголовником с отверстием для лица

1

Портативный аппарат ИВЛ с режимом поддержки давления, в комплекте с кислородным концентратором и принадлежностями PuritanBennett 560

3

Концентратор кислорода

2

Отсасыватель хирургический

2

Отсасыватель хирургический Экстрактор вакуумный «Вакус»/DixionVacus 7032

2

Ингалятор компрессорный

2

Облучатель-рециркулятор

15

Матрас противопролежневый с компрессором

20

Вертикализатор-стойка

2

Каталка

1

Насос-дозатор  (для энтерального питания)

2

Отсасыватель хирургический Экстрактор вакуумный «Вакус»/DixionVacus 7032

1

Матрас противопролежневый с компрессором

15

Отделение ПМП детям

ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»

Отделение ПМП детям с мощностью на 10 коек на базе ГБУ РС(Я) «Городской специализированный дом ребенка» начало функционировать с 1 февраля 2017 года. Структура организации и оказания ПМП основана на порядках оказания ПМП, утвержденных приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. № 187Н и № 193Н. Финансирование отделения осуществляется за счет средств ОМС. В 2019 году утвержден план койко-дней, который составил 2500 койко-дней. По итогам 11 месяцев предоставлено 2619 койко-дней, что составляет 100% от годового плана (2500). Финансирование поступает согласно сданным реестрам о количество койко-дней, проведенных пациентом в отделении.

Длительность пребывания пациентов в отделении составляет 21 день.

Паллиативное отделение расположено при ГБУ РС(Я)«Городской специализированный дом ребенка», в северо-восточной части от центра, общей площадью 441,4 кв.м., Блок Д. Палаты одноместные и двухместные с возможностью предоставления койко-места ухаживающему. Дети госпитализируются как в плановом, так и в экстренном порядке. Все палаты на 10 коек имеют централизованную подачу кислорода. 

В конце 2019 года отделение ПМП детям передано в ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска» в связи с реорганизацией ГБУ РС(Я)«Городской специализированный дом ребенка».

Показатели госпитализации и сведений о количестве койко-дней

2017 г.

Койко-дней

2018г.

Койко-дней

2019 г.

Койко-дней

Поступило больных всего

118

2437

127

2746

120

2619

В том числе: сельских жителей

25

28

19

В том числе:детей до года

3

2

3

Структура заболеваемости паллиативных больных

2017 г.

%

2018 г.

%

2019 г.

%

Органическое поражение центральной нервной системы

70

58,8

58

46,4

90

75

Другие болезни нервной системы

26

21,8

41

32,8

7

5,8

Врожденные пороки развития тяжелой степени

22

18,5

26

20,8

18

15

Онкология

0

0

0

0

5

4,1

Генетическая патология

1

0,9

0

0

0

0

Всего

119

100,0

125

100,0

120

100,0

Наибольшее количество госпитализируемых детей составили пациенты с патологией нервной системы. Около 20% пациентов нуждаются в ПМП в связи с врожденными пороками развития.

Ежегодно госпитализируются дети с установленными трахеоканюлями (каждый десятый), большая половина из них находятся на питании через назо-гастральный зонд;4,7% - дети, страдающие хроническим болевым синдромом.

Структура смертности в паллиативном отделении (чел.)

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Заболевания нервной системы

1

0

1

Генетические заболевания

0

0

0

Онкология

0

0

2

Оснащенность ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»

Наименование

Количество

Медицинские консоли жизнеобеспечения «Silbermann»

10

Инвазивный и неинвазивный аппарат ИВЛ для новорожденных детей и взрослых пациентов

7

Многофункциональные кровати

10

Модульный монитор пациента RochegSolo

3

Набор изделий педиатрический, реанимационный НИП 01 «Медплант»

1

Поли – спектр – Радио фирмы «Нейрософт». Телекардиограф

1

Помпа инфузионнаяSCA – 600

5

Помпа шприцевая инфузионнаяSCA – 500II

5

Прикроватный монитор пациента WG-004

7

Вакуум аспиратор Fazzini

2

Мешок АМБУ

2

Инфузионный насос DF-12M

3

Шприцевая инфузионная помпа AITECS 2016

3

Кислородный концентратор

1

Облучатели

3

Стол пеленальный

4

Противопролежневые матрасы

3

Вакуумный электроотсос

2

Вертикализатор

1

Глюкометр

1

Спирометр

1

Тонометр

3

Матрасы с подогревом

5

1.4. Кадровый состав учреждений

Штатный медицинский персонал паллиативного отделения для взрослого населения

В отделении ПМП для взрослых ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»: 3,25 ставки врача паллиативной помощи, укомплектованность - 100%; 12,75 ставок медицинских сестер, укомплектованность- 50%.

Штатный медицинский персонал паллиативного отделения для детского населения

Врачебный персонал представлен заведующей отделением и врачами педиатрами – 3,5 штатных единиц, укомплектованность - 100%. Средний медицинский персонал занимает 4 ставки, укомплектованность - 100%.

Штатный медицинский персонал районных медицинских организаций Республики Саха (Якутия)

Район или медучреждение

Койки сестринского ухода

Количество среднего медперсонала (СМП) и младшего медперсонала (ММП)

СМП

ММП

Алданский

ЦРБ

3

3

Амгинский

ЦРБ

7

2

Булунский

ЦРБ

4

-

Верхневилюйский

ЦРБ

5

-

Верхоянский

ЦРБ

5

-

Вилюйский

ЦРБ

4

-

Горный

ЦРБ

4

-

Жиганский

ЦРБ

2

-

Кобяйский

ЦРБ

3

-

Ленский

ЦРБ

6

-

Мегино-Кангаласский

ЦРБ

4

4

Мирнинский

ЦРБ

6

-

Момский

ЦРБ

2

-

Намский

ЦРБ

4

-

Нерюнгринский

ЦРБ

19

-

Нижнеколымский

ЦРБ

1

-

Нюрбинский

ЦРБ

6

2

Среднеколымский

ЦРБ

12

-

Сунтарский

ЦРБ

7

-

Таттинский

ЦРБ

8

-

Усть-Алданский

ЦРБ

4

4

Хангаласский

ЦРБ

2

-

Чурапчинский

ЦРБ

4

-

Всего

122

15

1.5. Текущее состояние доступности обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе с использованием наркотических средств и психотропных веществ

Уполномоченной организацией на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Саха (Якутия), с 2018 года является акционерное общество «Сахафармация». Отпуск населению в области наркотических средств и психотропных веществ осуществляют 24 аптечные организации. Все медицинские организации республики прикреплены к аптечным организациям для обеспечения амбулаторных больных и больных, выписанных из стационаров, наркотическими средствами и психотропными веществами по выписанным рецептам.

В 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилось в 2,5 раза количество медицинских организаций (с 13 до 33) и их территориально-обособленных подразделений (со 122 до 283), переоформивших лицензию на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в части перечня работ и услуг (отпуск физическим лицам наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в списки II - III перечня). Таким образом, имеется 283 точки отпуска физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ в 33 административно-­территориальных образованиях, в том числе в 139 участковых больницах, 94 фельдшерско-акушерских пунктах, 47 врачебных амбулаториях. Изготовление наркотических средств и психотропных веществ, в том числе применяемых у детей, осуществляется в 3 аптечных организациях.

Главным внештатным специалистом по паллиативной медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) постоянно проводятся контрольные мероприятия по проверке качества оказания обезболивающей терапии, обеспечения пациентов необходимыми препаратами. При назначении опиоидных анальгетиков ведется протокол эффективности обезболивания и количества побочных эффектов. В 2018 году число пациентов, постоянно получающих опиоидные анальгетики, составило 983 человека, средний срок получения пациентом опиоидных анальгетиков составил 5 недель. При неэффективности стандартной обезболивающей терапии пациент обращается в поликлинику по месту жительства. В рамках оказания пациентам паллиативной медицинской помощи используются пероральный, парентеральный и трансдермальный пути введения препаратов.

На территории Республики Саха (Якутия) в рамках оказания ПМП используются следующие способы доставки анальгетика: болюсные инъекции, постоянные инфузии, контролируемое пациентом обезболивание.

Расчет фактической потребности в конкретных наименованиях лекарственных препаратов осуществляется медицинскими организациями на основании расчетной потребности с учетом требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 917н«Об утверждении нормативов для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения» и Методических рекомендаций по определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. № 913.

Главным внештатным специалистом по паллиативной медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) осуществляется контроль за составлением заявки на наркотические средства и психотропные вещества, выбором препаратов.

Сводная заявка Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) о потребности и о дополнительной потребности в наркотических лекарственных препаратах и психотропных веществах на 2018 год, рассчитанная в соответствии с нормативно-правовыми актами, направлена в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации исходящими письмами от 27 сентября 2017 г. № И-01-20/622, от 3 мая 2018 г. № И-01-20/227, от 6 сентября 2018 г. № И-01-20/581.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2018 г. № 427-р, в целях развития паллиативной медицинской помощи направленные за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации  средства в размере 26 435,9 тыс. рублей, распределены на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2018 г. № 01-07/805 «Об утверждении объемов финансирования, передаваемых подведомственным организациям Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), осуществляющим полномочия государственного заказчика по проведению процедуры закупок, заключению и исполнению контрактов на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий для искусственной вентиляции легких для обеспечения лиц, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи на дому, и осуществление организационных мероприятий за счет средств федерального бюджета на 2018 год» следующим образом:

60% на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, включая обезболивающие, и 40% на обеспечение медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, медицинскими изделиями, в том числе для использования на дому, в соответствии с порядками оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению и детям.

Информация о реализации лекарственных препаратов, необходимых для обезболивания, за 2018 год и их запасах по состоянию на 1 января 2019 года

№        п/п

Международное непатентованное наименование лекарственного средства

Единица измерения

Лекарственная форма

Дозировка

Потребность по плану распределения 2018г.

Фактическая выборка  за 2018г.

Структура отпуска НС и ПВ за 2018г.

Запас по состоянию на 01.01.2019

Количество ЛП

Доля выбор-ки плана распреде-ления

Всего

кол-во

ЛП, в том числе

Стацио-нарная помощь

Паллиатив-ная помощь

Льготное лекарст-венное обеспечение

Отпуск физлицам за полную стоимость

упаковок/ампул

упаковок/ампул

%

упаковок/ампул

упаковок/ампул

упаковок/ампул

упаковок/ампул

упаковок/

ампул

упаковок/ампул

1

Бупренорфин

Ампула

Раствор для инъекций

0,3 мг/мл 1,0 мл

50

0

0,0

0

0

0

0

0

0

2

Бупренорфин + Налоксон

Упаковка

№ 20

Таблетки сублингвальные

0,2 мг + 0,2 мг

0

0

0,0

0

0

0

0

0

0

3

Морфин

Упаковка № 20

Таблетки / капсулы пролонгирован-ного действия

10 мг

1 520

1 520

100,0

1 515

0

1 500

15

0

10

30 мг

520

430

82,7

416

0

400

16

0

4

60 мг          

420

221

52,6

237

0

191

46

0

0

100 мг

620

138

22,3

130

0

98

32

0

34

Ампула

Раствор для инъекций

10 мг/мл 1,0 мл

15 330

6 850

44,7

12 660

6 181

3 830

2 649

0

2 960

4

Кодеин+Морфин+Носкапин+

Папаверин+

Тебаин

Ампула

Раствор для подкожного введения

1,44+11,5+5,4+0,72+0,1 мг/мл 1,0 мл

5 000

5 000

100,0

3 660

1 645

1 930

85

0

3 025

0.72+5.75+2.7+0.36+0.05 мг/мл 1,0 мл

1 500

0

0,0

260

225

0

35

0

470

5

Пропионилфенил

этоксиэтил

пиперидин

Упаковка № 10

Таблетки защечные

20 мг

571

0

0,0

0

0

0

0

0

0

6

Тримеперидин

Ампула                                шприц-тюбик

Раствор для инъекций

10 мг/мл 1 мл

4 000

2 000

50,0

1 150

988

0

162

0

1 340

  20 мг/мл 1 мл

35 000

12 050

34,4

19 980

12 910

2 050

5 020

0

6 470

Упаковка № 10

Таблетки

25 мг

150

0

0,0

14

0

0

14

0

34

7

Налоксон + Оксикодон

Упаковка № 20

Таблетки пролонгирован-ного действия

2.5 мг+5 мг

84

0

0,0

7

0

0

7

0

0

5 мг+10 мг       

632

632

100,0

645

25

600

20

0

14

10 мг+20 мг

540

540

100,0

573

20

500

53

0

0

20 мг+40 мг

160

160

100,0

183

15

150

18

0

24

8

Фентанил

Упаковка № 5

Трансдермальные терапевтические системы

12.5 мкг/час

100

100

100,0

97

0

50

47

0

3

    25 мкг/час

710

710

100,0

725

0

500

225

0

0

    50 мкг/час

710

710

100,0

740

0

500

240

0

5

75 мкг/час

750

750

100,0

759

0

495

264

0

26

100 мкг/час

270

252

93,3

257

0

150

107

0

5

Ампула

Раствор для внутривенного и внутримышечного введения

50 мкг/мл 1,0 мл

7 000

1 500

21,4

3 455

3 455

0

0

0

775

50 мкг/мл 2,0 мл

65 000

50 000

76,9

55 565

55 565

0

0

0

20 195

9

Трамадол

Ампула

Раствор для инъекций

50мг/мл 1,0 мл

6 440

6 440

100,0

4 230

3 708

0

522

53

5 635

50мг/мл 2,0 мл

68 140

68 140

100,0

70 680

62 557

0

8 123

420

4 860

Упаковка
№20

Таблетки/капсулы

50 мг

1 806

1 806

100,0

886

0

0

886

123

1 207

100 мг

3 760

3 760

100,0

2 830

1 842

0

988

156

1 130

Упаковка
№20

Таблетки пролонгированного действия

100 мг

610

610

100,0

660

266

0

394

128

0

200 мг

0

0

0,0

0

0

0

0

0

0

1.6. Текущее состояние уровня взаимодействия медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, с организациями социального обслуживания

В Республике Саха (Якутия) медицинская организация, при принятом решении о необходимости оказания пациенту ПМП, информирует пациента или его законного представителя о порядке предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания, установления инвалидности, предоставления технических средств реабилитации.

При выписке из медицинской организации, оказывающей ПМП в стационарных условиях, информация о пациенте передается в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь.

Обращение о предоставлении социального обслуживания недееспособному гражданину, получающему ПМП в амбулаторных условиях, направляется медицинской организацией в уполномоченный орган или уполномоченную организацию в течение одного рабочего дня с даты получения согласия законного представителя на направление такого обращения.

Обращение о предоставлении социального обслуживания пациенту, утратившему способность к самообслуживанию или являющегося недееспособным лицом, и получающего ПМП в стационарных условиях, направляется медицинской организацией в уполномоченный орган или уполномоченную организацию не позднее чем за 10 дней до планируемой выписки пациента.

Органы социальной службы Республики Саха (Якутия) организуют оказание срочных социальных услуг пациенту в день поступления обращения от медицинской организации о необходимости оказания пациенту срочных социальных услуг.

Органы социальной службы  Республики Саха (Якутия) в течение двух рабочих дней с момента получения от медицинской организации обращения о необходимости организации социального обслуживания пациента организуют посещение и информирование пациента и/или его законного представителя о порядке и условиях получения социального обслуживания, а также оказывают содействие пациенту, утратившему способность к самообслуживанию, в сборе и подаче в уполномоченный орган или уполномоченную организацию заявления и документов, необходимых для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

Решение о признании пациента нуждающимся в предоставлении социального обслуживания либо об отказе в социальном обслуживании принимается не позднее двух рабочих дней с даты подачи заявления и документов, необходимых для предоставления социального обслуживания.

Социальное обслуживание одиноко проживающих пациентов, утративших способность к самообслуживанию, в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме организуется не позднее чем за два дня до его выписки из стационара.

Социальное обслуживание пациентов, утративших способность к самообслуживанию, в стационарной форме социального обслуживания организуется уполномоченными органами в срок, не превышающий одного месяца с даты признания пациента нуждающимся в стационарной форме социального обслуживания.

Медицинская организация оформляет направление на медико-социальную экспертизу и результаты медицинских обследований в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения результатов медицинских обследований, при наличии согласия пациента (законного или уполномоченного представителя) на направление его на медико-социальную экспертизу.

В течение одного рабочего дня с даты оформления направления на медико-социальную экспертизу медицинская организация передает направление на медико-социальную экспертизу и результаты медицинских обследований в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Бюро медико-социальной экспертизы при получении направления на медико-социальную экспертизу медицинской организации проводит медико-социальную экспертизу и принимает решение в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты получения указанного направления.

Не позднее одного рабочего дня с даты принятия решения бюро медико-социальной экспертизы сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы направляет в медицинскую организацию, выдавшую направление на медико-социальную экспертизу.

1.7. Выводы

Текущее состояние системы ПМП пациентам с неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями в Республике Саха (Якутия) имеет ряд проблем:

1) отсутствие в республике в настоящее время следующих подразделений для оказания ПМП:

выездных патронажных бригад в достаточном количестве;

амбулаторной помощи детскому населению;

центра респираторной поддержки пациентов.

Для решения данной проблемы необходим ряд мероприятий, направленных на расширение имеющегося коечного фонда, открытие новых отделений на базе медицинских организаций, подготовку квалифицированных кадров;

2)              непропорциональное соотношение между койками врачебного и сестринского ухода. Имеет место большое количество коек сестринского ухода, тогда как доступность коек врачебного ухода крайне ограничена.

С целью решения этой проблемы необходимо запланировать расширение коечного фонда врачебной паллиативной помощи за счет уменьшения коек сестринского ухода, подготовку квалифицированных кадров;

проблема оказания помощи пациентам, нуждающимся в респираторной поддержке на дому;

Необходимо адекватное оснащение оборудованием, в том числе аппаратами искусственной вентиляции легких, что требует дополнительного финансирования;

отсутствие в большей части районных центров коек паллиативного ухода.

Для решения данной проблемы необходим ряд мероприятий, направленных на открытие межулусных центров оказания ПМП населению в крупных городах;

несоответствие современным подходам к лечению пациентов устаревших внедренных протоколов лечения паллиативных пациентов.

Необходимы организационные мероприятия по внедрению современных протоколов, проведению мастер-классов и семинаров с целью повышения квалификационного уровня работников;

отсутствие протоколов маршрутизации пациентов из медицинских организаций для оказания ПМП, что создает трудности при переводе пациентов на паллиативные койки.

Необходимы мероприятия по разработке протоколов маршрутизации пациентов с целью повышения преемственности между медицинскими организациями, расширению коечного фонда для обеспечения потребности медицинских организаций;

отсутствие специализированной ПМП на амбулаторном этапе: в специализированных паллиативных отделениях города Якутска регистрируется продолжительная средняя длительность госпитализации;

отсутствие программы обеспечения вспомогательным питанием при оказании ПМП;

отсутствие системы психологической поддержки пациента и его родственников на амбулаторном этапе.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать выводы о низком уровне организации ПМП в Республике Саха (Якутия), что требует проведения комплекса мероприятий с целью решения всех проблем данной отрасли. Проведение мероприятий потребует дополнительных финансовых расходов, однако в результате это позволит оказывать ПМП жителям республики на должном уровне.

Основной проблемой является слабое кадровое оснащение и недостаток коек паллиативного ухода. Часть служб оказания ПМП в республике в настоящее время не функционирует. В районных центрах отсутствуют врачебные койки паллиативного ухода. 

2. Цели и задачи региональной программы развития паллиативной медицинской помощи в Республики Саха (Якутия) на 2019 - 2024 годы

Целью региональной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи» на 2019-2024 годы (далее – Программа) является обеспечение повышения доступности и качества оказания ПМП в Республике Саха (Якутия), в том числе при лечении хронического болевого синдрома.

Основными задачами Программы являются:

разработка и утверждение нормативных правовых актов, направленных на повышение доступности и качества оказания ПМП населению Республики Саха (Якутия), в соответствии с требованиями действующего законодательства;

совершенствование службы в целях создания в Республике Саха (Якутия) эффективной инфраструктуры для оказания ПМП, в том числе с использованием средств межбюджетного трансферта, выделяемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях развития паллиативной медицинской помощи;

разработка и введение реестра/базы данных пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе при лечении хронического болевого синдрома;

совершенствование системы оказания ПМП в стационарных условиях и условиях дневного стационара, направленных на повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в ПМП;

повышение доступности ПМП в амбулаторных условиях, в том числе на дому, путем развития отделений выездной патронажной ПМП;

совершенствование преемственности при маршрутизации пациентов, нуждающихся в ПМП, по достижении совершеннолетия из медицинских организаций, оказывающих ПМП детскому населению, в медицинские организации, оказывающие ПМП взрослым;

повышение доступности лекарственного обеспечения пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе наркотическими лекарственными препаратами;

обеспечение укомплектованности медицинскими работниками, прошедшими обучение по ПМП, медицинских организаций или их структурных подразделений;

совершенствование взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций медико-социальной экспертизы и пенсионного обеспечения, общественных и религиозных организаций, также иных некоммерческих организаций и волонтерских объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья граждан, при оказании гражданам ПМП;

разработка и внедрение системы внутреннего контроля качества оказания ПМП, в том числе с применением медицинских информационных систем;

развитие и внедрение практики применения телемедицинских технологий, разработка алгоритма дистанционного консультирования «врач-врач», «врач-пациент» на всех этапах оказания медицинской помощи, включая оказание ПМП на дому;

повышение уровня информированности о ПМП среди населения и медицинских работников, в том числе с привлечением средств массовой информации.

Таблица № 10

Основные целевые показатели эффективности реализации Программы

Основные показатели

№ п/п

Наименование показателя

Базовое значение (на 31.12.2018)

Период, год

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1.

Доля пациентов, получивших ПМП, в общем количестве пациентов, нуждающихся в ПМП, (%)

40%

43%

46%

49%

52%

55%

58%

2.

Обеспеченностьпаллиативными койкамина 100 000 населения, из них:

2,9

2,9

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

число коек на 100 000 детей

0,12

0,12

0,12

0,12

0,12

0,12

0,12

число коек на 100 000 взрослых, в том числе:

0,18

0,18

0,3

0,9

0,9

0,9

0,9

число коек сестринского ухода на 100 000 взрослых

2,6

2,6

2,6

2,0

1,9

1,9

1,9

3.

Количество отделений выездной патронажной ПМП, ед.:

0

0

2

2

2

3

3

4.

Количество выездных патронажных бригад, ед., в том числе:

0

0

2

3

4

5

5

для взрослых

0

0

2

2

3

4

4

для детей

0

0

0

1

1

1

1

5.

Доля посещений отделениями выездной патронажной ПМП в общем количестве амбулаторных посещений по ПМП, (%), в том числе:

0

0

25%

30%

35%

35%

35%

к взрослым (%)

0

0

25%

30%

35%

35%

35%

к детям (%)

0

0

25%

30%

35%

35%

35%

6.

Число физических лиц основных работников, занятых на должностях в структурных подразделениях медицинских организаций, оказывающих паллиативную специализированную медицинскую помощь, чел. в том числе:

133

133

138

146

148

148

148

врачи по ПМП

7

7

7

10

12

12

12

средний медицинский персонал

126

126

131

136

136

136

136

7.

Полнота выборкинаркотических

лекарственных препаратов

субъектомв рамках заявленной

потребностив соответствии с планомраспределения (%), в томчисле:

95

95

95

96

98

98

98

для инвазивных

лекарственных форм

100

100

100

100

100

100

100

для неинвазивных лекарственных форм

100

100

100

100

100

100

100

8.

Число пациентов, получающих респираторную поддержку, в том числе, чел.:

4

5

10

15

20

25

30

взрослые, из них:

аппарат искусственной вентиляции легких

4

4

7

12

17

21

25

кислородный концентратор

4

4

8

12

17

22

27

откашливатель

0

0

4

8

10

12

14

дети, из них:

аппарат искусственной вентиляции легких

0

0

1

2

3

4

5

кислородный концентратор

0

0

1

2

3

4

5

откашливатель

0

0

1

2

3

4

5

9.

Число пациентов, получивших ПМП по месту жительства, в том числе на дому, чел.

0

0

80

240

500

750

950

10.

Число пациентов, которым оказана ПМП по месту их фактического пребывания, чел.

230

230

330

500

500

500

500

11.

Доля пациентов, получающих обезболивание в рамках оказания ПМП,

в общем количестве пациентов, нуждающихся в обезболивании при оказании ПМП (%)

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

12.

Количество проживающих, переведенных из организаций социального обслуживания в структурные

подразделения медицинских организаций, оказывающие ПМП, чел.

69

69

99

150

150

150

150

13.

Количество пациентов, переведенных из структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих ПМП

70

75

100

145

145

165

185

3. План мероприятий для достижения целевых показателей



п/п

Наименование мероприятия, контрольной точки

Сроки реализации проекта

Ответственный исполнитель

Характеристика результата

Начало

Окончание

1. Мероприятия по совершенствованию инфраструктуры оказания ПМП

1.1.

Оптимизация количества коек ПМП из расчета 1 койка на 10 000 взрослых

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения РеспубликиСаха (Якутия)

К 2024 году в субъекте функционируют52койкиПМП на 100 000 взрослых

1.2.

Оптимизация количества коек ПМП из расчета 1 койка на 10 000 детей

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

К 2024 году в субъекте функционируют3койкиПМП на 100 000 детей

1.3.

Оптимизация количества коек сестринского ухода для оказания ПМП из расчета 1 койка на 10 000 взрослых

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

К 2024 году в субъекте функционируют50коек сестринского ухода на 100 000 взрослых

1.4.

Создание отделений выездных патронажных бригад ПМП из расчета 1 на 10 000 взрослых

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

К 2024 году в субъекте функционируют5выездных патронажных бригад на 100 000 взрослых

1.5.

Создание отделений выездных патронажных бригад ПМП из расчета 1 на 20 000 детского сельского населения

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

К 2024 году в субъекте функционируют2выездные патронажныебригады на 20 000 детского сельского населения

1.6.

Создание отделений выездных патронажных бригад ПМП из расчета 1 на 50 000 детского городского населения

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республик
Саха (Якутия)

К 2024 году в субъекте функционируют 2выездные патронажныебригады на 50 000 детского городского населения

1.7.

Создание координационного центра по оказанию ПМП

01.04.2020

31.12.2021

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

К 2021 году в субъекте функционирует координационный центр

2.Мероприятия по кадровому обеспечению организаций, оказывающих ПМП

2.1.

Мониторинг потребности субъекта в медицинских кадрах в разрезе каждой медицинской организации с учетом реальной потребности субъекта в медицинских кадрах, участвующих в оказании ПМП взрослым и детям

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Обеспечение высококвалифицированными кадрами медицинских учрежденийсубъекта при рациональном использовании финансовых средств.

Устранение кадрового дефицита медицинских работников соответствующей специальности и квалификации.

Развитие целевого обучения

2.2.

Обучение персонала ФАП и ВОП оказанию ПМП, применению наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

К 2024 году:

Обучено персонала ФАП - 10 Обучено персонала ВОП- 5

2.3.

Укомплектованность кадрами медицинских организаций, оказы-вающих паллиативную специализ-ированную медицинскую помощь

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

К 2024 году 100% укомплектованность кадрами

3.Мероприятия по повышению качества и доступности обезболивания, в том числе повышение доступности лекарственных препаратов для лечения болевого синдрома

3.1.

Ежегодное формирование сводной заявки на получение наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, обеспечивающей возможность достижения расчетного уровня обезболивания

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Ежегодно утверждаемая сводная заявка на получение наркотических средств и психотропных веществ

3.2.

Информирование граждан о ПМП:

трансляция просветительских программ/передач для населения с использованием местных каналов телевидения на тему обезболивания при оказании ПМП;

публикации материалов в местной печати соответствующей тематики;

размещение доступной справочной информации, информационных стендов с информацией в медицинских учреждениях о возможности обслуживания на дому граждан, страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, нуждающихся в обезболивании, в том числе опиоидными анальгетиками, постороннем уходе, о механизме получения медицинских изделий для пациентов, нуждающихся в оказании ПМП в домашних условиях

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия),

Министерство инноваций, цифрового развития и инфоком-муникационных технологий Республики Саха (Якутия)

Создано и транслировано 5 программ по информированию граждан по маршрутизации при оказании ПМП, по алгоритму постановки на учет, получения помощи и выписки обезболивающих препаратов.

Опубликовано 16 статей по информированию граждан по маршрутизации при оказании ПМП, по алгоритму постановки на учет, получения помощи и выписки обезболивающих препаратов.

100% поликлиник от общего числа поликлиник имеют информационные стенды о возможности обслуживания на дому граждан, страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, нуждающихся в постороннем уходе, наблюдении среднего медицинского персонала, механизм получения медицинских изделий для пациентов, нуждающихся в оказании ПМП в домашних условиях

3.3.

Обеспечение наличия в субъекте аптечных организаций, осуществляющих изготовление неинвазивных форм наркотических
и психотропных лекарственных препаратов, в том числе применяемых у детей

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия), Администрация ГО «город Якутск»

К 2024 году:

между медицинскими организациями и аптечными организациями заключено3 договора на изготовление неинвазивных форм наркотических и психотропных лекарственных препаратов, в том числе применяемых у детей;

в субъекте функционируют 3 аптечные организации, осуществляющие изготовление наркотических и психотропных лекарственных препаратов

3.4.

Организация в каждой административно-территориальной единице субъекта точки отпуска (аптечные и медицинские организации) физическим лицам наркотических и психотропных лекарственных препаратов, имеющих соответствующие лицензии, предусмотренные законодательством Российской Федерации

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

К 2024 году в каждой административно-территори-альной единице субъекта организовано 283 точки отпуска физическим лицам наркотических и психотропных лекарственных препаратов, имеющих соответствующие лицензии, предусмотренные законодательством Российской Федерации

3.5.

Обеспечение постоянного роста и 100% выборки наркотических и психотропных лекарственных препаратов в соответствии с заявленной потребностью

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Ежегодно увеличивается и обеспечивается 100% выборка наркотических и психотропных лекарственных препаратов в соответствии с заявленной потребностью

3.6.

Обеспечение наличия в аптечных
и медицинских организациях полной линейки зарегистрированных в Российской Федерации наркотических и лекарственных препаратов во всех лекарственных формах и дозировках

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

К 2024 году 100% аптечных и медицинских организаций имеют полную линейку, зарегистрированных в Российской Федерации  наркотических и лекарственных препаратов, во всех лекарственных формах и дозировках

3.7.

Совершенствование маршрутизации пациентов, нуждающихся в ПМП, с хроническим болевым синдромом

01.04.2020

31.12.2020

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Утверждены и внедрены необходимые протоколы

3.8.

Совершенствование маршрутизации пациентов, с хроническим болевым синдромом, нуждающихся в применении интервенционных методик обезболивания, в том числе регионарной анестезии, деинервационных технологиях и т.д.

01.04.2020

31.12.2020

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Утверждены и внедрены необходимые протоколы

3.9.

Внедрение в медицинских организациях, оказывающих ПМП, системы контроля эффективности анальгетической терапии

01.04.2020

31.12.2020

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Функционирующая система контроля эффективности анальгетической терапии

3.10.

Внедрение протоколов применения современных способов анальгетической терапии с расширением возможностей интервенционного лечения, продленных регионарных и системных методик, расширение способов доставки анальгетика, оснащенность выездных патронажных бригад укладками

01.04.2020

31.12.2020

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Утверждены и внедрены необходимые протоколы

3.11.

Внедрение в каждой медицинской организации, оказывающей ПМП, протоколов оценки побочных эффектов применения опиоидных анальгетиков и их снижения

01.04.2020

31.12.2020

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Утверждены и внедрены необходимые протоколы

4. Мероприятия по оснащению медицинских организаций, оказывающих ПМП

4.1

Обеспечение фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий укладками для оказания паллиативной первичной медицинской помощи

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

К 2024 году оснащенность укладками 100%(укладки формируются за счет средств медицинских организаций)

4.2.

Переоснащение/дооснащение медицинским оборудованием медицинских организаций, оказывающих ПМП

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

К 2024 году в субъекте переоснащены/дооснащены 5 медицинских организаций за счет средств межбюджетного трансферта

5. Мероприятия по совершенствованию внутреннего контроля качества оказания ПМП

5.1.

Разработка и внедрение системы внутреннего контроля качества медицинской помощи пациентам при оказании ПМП на основе критериев качества медицинской помощи и клинических рекомендаций

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Внедрена система внутреннего контроля качества

5.2.

Разбор клинических случаев (откуда перевели пациента, пролежни, болевой синдром, оценка боли,досуточной летальности в стационаре, оказывающем ПМП, жалоб) на экспертном совете Министерства здравоохранения субъекта с последующей трансляцией результатов в общую лечебную сеть

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Повышение качества оказания медицинской помощи пациентам при оказании ПМП. Повышение квалификации медицинских работников.

Разобрано 50 клинических случаев

6.Мероприятия по развитию системы учета и мониторинга пациентов, нуждающихся в ПМП

6.1.

Создание единой базы данных (электронных реестров) пациентов, нуждающихся в оказании ПМП, интеграция в единую информационную систему здравоохранения субъекта

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Электронные реестры пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе взрослых и детей

7. Мероприятия, направленные на совершенствование взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, волонтерских (добровольческих) и религиозных организаций

7.1.

Внедрение программы взаимодействия медицинских организаций, оказывающих ПМП, с организациями социального обслуживания

01.04.2020

31.12.2020

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

Реализованная программа

7.2.

Разработка и внедрение комплексной Программы социально-бытовой адаптации пациентов, нуждающихся в оказании ПМП, и их родственников

01.04.2020

31.12.2020

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), лидеры волонтерских движений, предста-вители религиозных организаций

Реализованная программа

8. Мероприятия, направленные на совершенствование организации нутритивной поддержки при оказании ПМП

8.1.

Разработка и внедрение программы по организации нутритивной поддержки при оказании ПМП взрослым и детям

01.04.2020

31.12.2020

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Реализованная программа

9.Обеспечение возможности оказания телемедицинских консультаций для медицинских организаций,

оказывающих ПМП субъекта Российской Федерации

9.1.

Организация и обеспечение функционирования телемедицинского центра консультаций

01.04.2020

31.12.2020

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Организован и оборудован телемедицинский центр на базегосударственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Медицинский центр г. Якутска». Проведена трансляция в 15 районах

10.Автоматизация деятельности медицинских организаций, оказывающих ПМП

10.1.

Разработка и реализация плана мероприятий по внедрению информационных технологий в деятельность медицинских организаций, оказывающих ПМП, при исполнении требований по унификации ведения электронной медицинской документации и справочников

01.04.2020

31.12.2024

Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)

Оперативное получение и анализ данных по маршрутизации пациентов. Мониторинг, планирование и управление потоками пациентов при оказании ПМП населению. Формирование механизма мультидисциплинарного контроля для анализа предоставляемых данных медицинскими организациями. Внедрение механизмов обратной связи и информирование об их наличии пациентов посредством сайта учреждения, инфоматов. Создание информационных систем, включая автоматизиро-ванное управление процессами качества оказания ПМП.

Создание специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем по профилю ПМП.

Создание телемедицинских систем для улучшения качества оказания ПМП на дому

Ожидаемые результаты

Исполнение мероприятий региональной программы развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы позволит достичь к 2024 году следующих результатов:

повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе на дому;

повышение доступности и качества оказания ПМП на территории Республики Саха (Якутия);

обеспеченность врачебными койками для оказания ПМП, число коек на 100 000 населения, ед., до 3,0 на 100000 населения;

из них:

обеспеченность врачебными койками для оказания ПМП взрослому населению, число коек на 100 000 взрослого населения, ед., до 0,9 на 100 000 взрослого населения;

обеспеченность врачебными койками для оказания ПМП детскому населению, число коек на 100 000 взрослого населения, ед., до 0,12 на 100 000 детского населения;

обеспеченность койками сестринского ухода для оказания ПМП, число коек на 100 000 населения, ед., до 1,9 на 100 000 населения;

обеспеченность бригадами ПМП для оказания ПМП на дому, 1 бригада на 150 тыс. взрослого населения с учетом территориальных особенностей и малой плотности населения;

обеспеченность бригадами ПМП для оказания ПМП на дому, бригада на 150 тыс. детского населения с учетом территориальных особенностей и малой плотности населения;

снижение среднего койко-дня на койке ПМП до 14;

уменьшение доли досуточной летальности на койках паллиативной медицинской помощи;

обеспечение специализированной ПМП на дому в течение72 часов с момента обращения;

обеспечение специализированной ПМП в объеме 60% от общего количества нуждающихся;

обеспечение первичной ПМП 100% нуждающихся в оказании ПМП;

обеспечение 100% нуждающихся в обезболивании анальгетическими средствами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами;

оказание ПМП 100% нуждающихся в длительной респираторной поддержке и ПМП.

____________________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 19.03.2020
Рубрики правового классификатора: 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 140.010.010 Общие положения, 140.010.020 Управление в сфере здравоохранения (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать