Основная информация

Дата опубликования: 09 июня 2010г.
Номер документа: RU68000201000332
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тамбовская область
Принявший орган: Администрация Тамбовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация Тамбовской области

РАСПОРЯЖЕНИЕ

09.06.2010

Г.Тамбов

№ 174-р

О концепции развития системы дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2010-2014 годы

В целях повышения эффективности, доступности, востребованности и качества образовательных услуг в системе дополнительного образования детей, развития открытой региональной системы дополнительного образования детей в контексте становления новой модели образования в образовательных учреждениях разных типов независимо от ведомственной принадлежности:

Одобрить концепцию развития системы дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2010-2014 годы согласно приложению.

Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации области Н.Д Горденкова.

Глава администрации

Области О.И.Бетин

ПРИЛОЖЕНИЕ

к распоряжению администрации области

от 09.06.2010 №174-р

КОНЦЕПЦИЯ

развития системы дополнительного образовании детей в Тамбовской области  на 2010-2014 годы

1.Общие положения

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Это социально востребованная сфера, которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители (законные представители), а также общество и государство.

Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития региона, повышению качества жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.

Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

Концепция развития системы дополнительного образования Тамбовской области на 2010-2014 гг. (далее - Концепция) разработана с учетом основных направлений Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей до 2010 года и направлена на реализацию государственной и региональной политики в области образования.

Концепция              определяет              ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития дополнительного образования детей в Тамбовской области.

Дополнительное образование детей направлено на реализацию заказа детей и родителей на основе кооперирования возможностей и ресурсов различных отраслей и сфер вне зависимости от ведомственно-территориальной подчиненности. Такое «полисферное» развитие дополнительного образования становится одной из основ его развития.

Таким образом, одно из ведущих положений Концепции -межведомственный подход - консолидированное участие управления образования и науки, управления культуры и архивного дела, управления по физической культуре, спорту и туризму, органов местного самоуправления, общественных организаций области в решении задач развития системы дополнительного образования.

Концепция является основой для разработки соответствующих программ с учетом социально-экономических, культурных, этнических, демографических, других особенностей территорий области.

3. Состояние системы дополнительного образования детей в Тамбовской области

Новая модель образования задает основной вектор изменения и дополнительного образования детей: от досуговой занятости и освоения ремесла - к развитию человеческого потенциала, человеческих возможностей как основного ресурса развития государства. В рамках дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, российского общества в целом.

На 01 декабря 2009 г. в Тамбовской области насчитывалось 74 учреждения дополнительного образования детей системы образования (2008 - 80), из них муниципальных-71, областных-3 (18 Центров, 14 Домов детского творчества, 6 Станций, 32 учреждения физкультурно-спортивной направленности, 4 школы искусств). В 3254 учебных объединениях реализуется около 1,5 тысяч дополнительных образовательных программ по11 направленностям: культурологической, интеллектуально-познавательной, художественно-эстетической, социально-педагогической, социально- экономической, научно-технической, эколого-биологической, туристско- краеведческой, военно-патриотической, физкультурно-спортивной, естественнонаучной.

Процент охвата детей и подростков (от общего числа школьников) учреждениями дополнительного образования детей в 2009 году составил 44,5 процента (2008 год -56,0 процентов).

В ходе модернизации региональной системы образования учреждения дополнительного образования детей вышли на качественно новый уровень

искусство; декоративно-прикладное искусство; компьютерная графика и дизайн, цифровое видео; раннее эстетическое развитие детей.

Анализ развития сети за последние годы свидетельствует о доминирующем характере процесса реорганизации детских музыкальных школ в школы искусств, что связано как с воплощением идеи разностороннего нолиэстетического образования и воспитания детей, так и с усилением принципа комплексного подхода к преподаванию предметов эстетического цикла. В 2009 году 8 школ искусств осуществляли свою деятельность на базе общеобразовательных школ. 25 образовательных учреждений сферы культуры и искусства но договорам о сотрудничестве успешно реализуют образовательные программы учреждений дополнительного образования детей (инструментальные, хоровые, оркестровые, хореографические классы, отделения раннего эстетического образования и другие) в 61 образовательном учреждении.

В учреждениях дополнительного образования детей сферы культуры обучается свыше 11 тысяч учащихся, что составляет 13,4 процента от общего количества детей школьного возраста.

В области функционируют 8 учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению по физической культуре, спорту и туризму. В спортивных школах культивируются следующие виды спорта: единоборства, бильярдный спорт, футбол, бокс, спортивное ориентирование, легкая атлетика, конькобежный спорт, фигурное катание. С 2007 года работает Академия футбола, в которой обучаются 1270 одаренных девочек и мальчиков области. Общий охват занимающихся в спортивных образовательных учреждениях составляет 3520 человек (3,7 процента от общего количества детей школьного возраста).

В работе тренеров спортивных школ, подведомственных управлению по физической культуре, спорту и туризму области, существует практика организации занятий на базе общеобразовательных учреждений ряда муниципальных образований области. Спортивные секции по боксу ведутся в Пичаевском районе (муниципальное образовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа), г. Тамбове (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением предметов); по спортивному ориентированию - в гг. Рассказово (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4), Тамбове (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30, муниципальное образовательное учреждение гимназия № 12), Котовске (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3), Кирсанове (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3)  Уварово (муниципальное образовательное учреждение лицей г. Уварово), Тамбовском     районе(муниципальное    образовательное    учреждение

Новолядинская средняя общеобразовательная школа); по фигурному катанию - в г. Тамбове (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная       школа       № 8);     по              единоборствам - в г.г.

Рассказово (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1, муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3), Тамбове (муниципальное образовательное учреждение лицей № 29, муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36), Уварово (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3).

Вместе с тем состояние системы дополнительного образования детей области характеризуют следующие проблемы.

Не обеспечена в необходимом объеме доступность дополнительного образования для всех групп детей области. Происходит сокращение количества ресурсоемких образовательных программ физкультурно-спортивной, военно-патриотической, технической и научно-исследовательской направленности, которые представляют особый интерес для современных подростков и дают наибольший социально-профилактический эффект.

Наблюдается недостаток программ дополнительного образования для детей старшего возраста, ориентированных на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение. Слабо учитываются интересы обучающихся, стремящихся освоить новые формы деятельности, популярные в детской и молодежной среде: техническое моделирование, кино- видеосъемки, компьютерные технологии и другие.

Прослеживается проблема снижения интереса детей к овладению русскими народными инструментами (домра, балалайка), хоровому пению. Малочисленность классов не позволяет многим школам создавать детские исполнительские коллективы - оркестры духовых, народных, струнных инструментов.

Система дополнительного образования сегодня не обладает достаточной гибкостью и адаптивностью. Наблюдается преобладание программ и форм дополнительного образования, направленных, прежде всего, на работу с заинтересованными учащимися, а дети «группы риска», девиантного поведения, имеющие проблемы со здоровьем, нередко остаются вне поля зрения. Требуют совершенствования и программы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Качество образовательного процесса по реализуемым программам дополнительного образования детей не всегда соответствует современным требованиям, у руководителей образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования не сформировано современное представление о качестве дополнительного образования детей.    Результаты и достижения обучающихся не фиксируются и не учитываются, что приводит к снижению мотивации учащихся.

Структурные подразделения дополнительного образования, созданные на базе школ, нередко дублируют отдельные образовательные программы, которые успешно реализуются учреждениями дополнительного образования детей. Мало внимания уделяется ирофаммам социально-педагогической направленности. Не отработаны механизмы педагогического содействия развитию детской созидательной инициативы.

Существует и проблема кадрового обеспечения системы дополнительного образования профессионально компетентными специалистами - их пополнения, стимулирования, подготовки к решению современных профессиональных задач; наблюдается тенденция старения педагогических и управленческих кадров.

Слабо развита инфраструктура дополнительного образования. Недостаточен уровень развития базовых (опорных) образовательных учреждений, выполняющих функции ресурсных и методических центров.

Недостаточно развито государственно - общественное управление в системе дополнительного образования, что препятствует повышению открытости системы, ее восприимчивости к запросам общества.

Обозначенные проблемы могут быть решены только путем целенаправленной, скоординированной межведомственной работы областных и муниципальных органов управления по созданию в регионе единого пространства, в котором последовательно будут реализовываться задачи сохранения и модернизации системы дополнительного образования детей.

3.       Цель и задачи в проведении единой государственной политики в сфере дополнительного образования детей

Главная цель в сфере дополнительного образования детей на период 2010-2014 годы - развитие системы дополнительного образования детей, отвечающей требованиям инновационного развития, в образовательных учреждениях разных типов независимо от ведомственной принадлежности для повышения благосостояния жителей области, для обеспечения занятости обучающихся во второй половине дня в педагогически организованном культурно-образовательном пространстве.

В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

повысить эффективность, доступность, востребованность и качество образовательных услуг в системе дополнительного образования детей для населения области;

консолидировать ресурсы государственных, общественных организаций и бизнеса для развития системы дополнительного образования детей;

обеспечить доступность ресурсов области для всех категорий детей, их эффективное использование для обеспечения педагогически целесообразной занятости детей во второй половине дня.

4. Основные направления развития региональной системы дополнительного образования детей

Направление 1: развитие многовариантной сети дополнительного образования

Доступность дополнительного образования детей - неотъемлемая часть и важный фактор обеспечения социальной целостности и стабильности культурно-образовательного пространства области. Для обеспечения государственных гарантий доступности этого вида образования необходимо сохранить приоритет его бесплатности, равного доступа всех детей к дополнительному образованию.

Предназначение системы дополнительного образования - быть привлекательной и востребованной для населения области - достижимо только при обеспечении многообразия видов деятельности, мобильного реагирования на запросы потенциальных заказчиков. Предстоит расширить возможности получения дополнительного образования детьми из сельских малочисленных школ, детьми из социально уязвимых ipynn населения: выходцами из социально неблагополучных и малообеспеченных слоев, мигрантами, детьми с 01раничснными возможностями развития, сиротами и оставшимися без попечения родителей, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения предлагается новая структура базисного учебного (образовательного) плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. При этом установлено соотношение частей основной образовательной программы с выделением инвариантной и вариативной частей, что позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и других.

Организация внеурочной деятельности будет осуществляться через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно-полезную деятельность, реализацию широкого спектра образовательных программ. Школами широко будут использоваться ресурсы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул будут использоваться   возможности    профильных   лагерей,   тематических   смен,

летних школ, созданных на базе учреждений общего и дополнительного образования.

Занятия по программам дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях могут проводиться не только учителями данного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования и людьми, не имеющими базового педагогического образования. Задачи:

разработка и реализация системы мер по обеспечению территориальной (транспортной), содержательной, финансовой доступности дополнительного образования для всех категорий детей области;

модернизация сети учреждений дополнительного образования детей с учетом обеспечения охвата различных групп детей с определенными образовательными потребностями (дети с ограниченными возможностями здоровья и другие);

формирование устойчивой мотивации к занятиям творчеством, сознательному выбору будущей профессии;

создание условий для свободного выбора каждым ребёнком направления и вида деятельности, профиля программы и времени её освоения, педагога;

развитие дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений;

открытие и функционирование областных экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развития учреждений дополнительного образования детей;

организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования со школами, учреждениями спорта, культуры и искусства, науки, учреждениями профессионального образования, предприятиями и учреждениями.

Показатели   результативности:

количество сохраненных качественно работающих учреждений дополнительного образования;

доля общеобразовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования;

доля общеобразовательных учреждений, на базе которых реализуются программы дополнительного образования детей учреждениями культуры и искусства, физической культуры и спорта;

доля учреждений дополнительного образования, которые включены в сетевое взаимодействие с другими учреждениями и организациями;

соотношение выявленных и решенных проблем доступности дополнительного образования;

доля  детей   социально  уязвимых   групп   населения,   включенных   в

доля социальных партнеров, включенных в решение вопросов обеспечения доступности детям дополнительного образования.

Направление 2: модернизация программ дополнительного образования детей

Для наиболее полного удовлетворения социальных и образовательных запросов детей необходимо постоянно повышать качество дополнительного образования. Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных, благоприятных для развития личности условиях. Это требует не только постоянного совершенствования образовательного процесса, но и существенного обновления его содержания в соответствии с социокультурным, экономическим и политическим развитием Тамбовской области, России, с изменениями, происходящими в мире, а также с развитием теории и практики организации дополнительного образования детей.

Приоритетными направлениями развития личности должны стать духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

В каждом образовательном учреждении будут разработаны и реализованы программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни школьника.

Учреждения спорта с учетом местных условий и интересов обучающихся должны обеспечить доступность, качество и безопасность занятий по различным видам спорта как на базе детских спортивных школ, так и общеобразовательных учреждений области. В свою очередь школы должны предоставить специалистам системы спорта спортивную базу учреждений, организовать максимальную загруженность спортивных залов, площадок, стадионов во второй половине дня.

Учреждения сферы культуры должны обеспечить возможность приобщения детей к народным промыслам, хоровому пению, музыкальным инструментам, создавая и развивая эти виды дополнительных образовательных услуг как на базе учреждений культуры, так и общеобразовательных школ.

Систему дополнительного образования детей можно считать эффективно работающей, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие. Дополнительные образовательные программы нового поколения должны быть достаточно открытыми, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования, позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Обучение по данным программам       должно        носить       опережающий,        профессионально ориентированный характер.

Задачи:

выявление социального заказа общества, родителей, детей на образовательные услуги, реализуемые в системе дополнительного образования детей;

формирование единого программно-методического пространства дополнительного образования детей на основе интеграции программ учреждений разного профиля;

расширение спектра программ практической направленности, обеспечивающих социальную успешность и личностный рост обучающихся;

расширение возрастного диапазона программ (предшкольная подготовка для детей дошкольного возраста, профильное обучение в условиях сетевого взаимодействия учреждений для старшеклассников);

широкое внедрение разноуровневых программ (общекультурного, углублённого, допрофессионального уровней);

создание условий для вовлечения в систему дополнительного образования детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных, детей «группы риска»;

разработка и реализация программ дистанционного дополнительного образования;

экспериментальная проверка эффективности реализации программ нового поколения;

организация общественно-профессиональной экспертизы программно-методического обеспечения, программ и проектов, реализуемых в системе дополнительного образования детей.

Показатели результативности:

наличие системы выявления запроса населения на услуги в системе дополнительного образования;

доля (количество) детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в систему дополнительного образования;

доля (охват) детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных, детей «группы риска», занимающихся в системе дополнительного образования;

количество экспериментальных программ дополнительного образования детей нового поколения;

количество реализуемых программ дистанционного дополнительного образования детей;

доля детей, продолживших профессиональное обучение по профилю дополнительного образования.

Направление 3: совершенствование ресурсного потенциала системы дополнительного образования детей

Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, научного, программно-методического, материально-технического характера. В реальной практике развитие требует выделения специальных средств, которые обеспечивают решение названных групп задач этого вида образования. Успешность развития системы дополнительного образования детей определяется возможностью мобилизации всех видов ресурсов и обеспечения их целевого использования в интересах детей области. Следует использовать наиболее эффективные пути расходования средств, выделяемых на развитие системы дополнительного образования детей, создать систему адресной поддержки этого вида образования. Принципы формирования финансовых ресурсов развития дополнительного образования и требования к оценке эффективности используемых средств следует закрепить в соответствующих нормативных документах.

Задачи:

развитие механизмов нормативного финансирования дополнительного образования детей, предполагающее:

разработку и утверждение региональных нормативов ресурсного обеспечения дополнительного образования детей в соответствии с направленностью образовательных программ;

разработку социально-экономических мер нормативного правового регулирования привлечения внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;

разработку нормативов финансирования, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей в условиях подушевого финансирования и сокращения контингента обучающихся, вызванного демографическим кризисом.

Показатели   результативности:

наличие нормативных документов, обеспечивающих рациональное финансирование системы дополнительного образования детей;

увеличение доли привлеченных внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;

степень обеспеченности учреждений дополнительного образования детей необходимым оборудованием;

степень сохранения и развития кадрового потенциача системы дополнительного образования детей;

обеспечение научно-методического сопровождения развития системы дополнительного образования детей, предполагающее:

развитие методических служб, межведомственных методических объединений системы дополнительного образования, методических кадров;

обновление содержания и форм методической работы

создание современных механизмов и форм научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании;

создание многовариантных учебно-методических комплексов вариативных программ, пособий, рекомендаций для организации дополнительного образования детей, обеспечивающих педагогам и родителям возможность разноуровневой работы с детьми, а также интеграцию основного и дополнительного образования;

организацию и проведение конкурсов инновационных разработок в соответствии с концепцией развития системы дополнительного образования детей;

расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ;

дальнейшее внедрение в практику управления развитием системы дополнительного образования детей современных научных разработок, рекомендаций специалистов, отечественного и мирового опыта;

создание системы научно-методического              сопровождения

инновационного развития системы дополнительного образования;

изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы в области дополнительного образования детей.

Показатели результативности:

количество действующих методических служб и методических объединений системы дополнительного образования, методических кадров;

наличие многовариантных учебно-методических комплексов, обеспечивающих педагогам возможность разноуровневой работы с детьми, интеграцию основного и дополнительного образования;

количество региональных экспериментальных площадок учреждений дополнительного образования детей;

количество конкурсов инновационных разработок и участников в них;

количество реализованных инновационных проектов;

наличие системы научно-методического              сопровождения

инновационного развития системы дополнительного образования;

доля учреждений дополнительного образования детей, включенных в развитие и распространение инновационного опыта работы;

совершенствование информационного              сопровождения

образовательного процесса, предполагающее:

создание системы информирования населения с возможностях их участия в реализации программ дополнительного образования детей;

совершенствование информационной инфраструктуры

дополнительного образования, позволяющей достигать новое качество образования;

активное использование новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей;

создание и обеспечение работы сайтов учреждений дополнительного образования детей.

Показатели результативности:

количество компьютеров на одного педагога дополнительного образования и на одного ребенка;

количество педагогов дополнительного образования, использующих современные информационно-коммуникационные технологии в своей практической деятельности;

доля учреждений дополнительного образования детей, имеющих действующие сайты;

положительная динамика количества публикаций в средствах массовой информации по проблемам дополнительного образования детей;

количество реализуемых сетевых проектов;

создание условий для развития профессиональной компетентности кадров, работающих в системе дополнительного образования, предполагающее:

привлечение к реализации программ дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений работников учреждений культуры и искусства, физической культуры и спорта, творческих, общественных, ветеранских организаций, родительской общественности, а также тех, кто профессионально владеет каким-либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям;

формирование социального заказа на повышение квалификации педагогических, методических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей, профессиональную переподготовку лиц, не имеющих базового педагогического образования;

создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалифи­кации  руководящих  и  педагогических  кадров  системы дополнительного образования  и лиц, не имеющих базового педагогического образования, основанной на компетентностном подходе;

развитие сетевого взаимодействия структур, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров системы дополнительного образования детей;

повышение социального статуса педагогических работников, работающих в системе дополнительного образования области.

Показатели результативности:

наличие социального заказа на повышение квалификации кадров системы дополнительного образования детей;

услуг к их потребителям - детям учреждениям дополнительного образования детей целесообразно использовать базу общеобразовательных учреждений. В общеобразовательных учреждениях в условиях интеграции общего и дополнительного образования больше внимания должно уделяться реализации дополнительных образовательных программ интеллектуально- познавательной,культурологической,              социально-педагогической, естественно-научной и других направленностей. Тем самым будет обеспечено максимальное удовлетворение интересов школьников.

В поселениях сельской местности и муниципальных образованиях, в которых отсутствуют учреждения дополнительного образования детей, основным институтом предоставления дополнительных образовательных услуг должна стать школа (в том числе социокультурные комплексы). Вместе с тем необходимо максимально использовать ресурсы учреждений культуры, спорта с целью привлечения специалистов данных ведомств для реализации дополнительных образовательных программ путем заключения договоров (соглашений) о совместной деятельности.

Среди ведущих механизмов реализации данной задачи - программно-целевой подход в управлении, поддержка лидеров, активно участвующих в инновационной деятельности, целевое финансирование и повышение ответственности за эффективное использование выделенных средств, усиление общественно-государственого характера управления. Всё это требует совершенствования нормативно-правовой базы развития дополнительного образования детей. Требуется более активное привлечение ресурсов различных общественных организаций и бизнес-сообщества.

Задачи:

совершенствование нормативной правовой базы развития системы дополнительного образования детей, предполагающее:

развитие нормативной правовой базы системы дополнительного образования детей, приведение её в соответствие с изменениями в российском законодательстве;

проведение общественно-профессиональной экспертизы нормативных правовых актов системы дополнительного образования детей;

разработку и экспертизу целевых программ, проектов планов развития системы дополнительного образования на региональном, муниципальном уровнях и в образовательных учреждениях.

Показатели результативности:

наличие пакета региональных и ведомственных документов, регулирующих эффективное функционирование и развитие системы дополнительного образования;

доля принятых к реализации целевых программ, проектов планов раз­вития системы дополнительного образования на всех уровнях;

развитие государственно-общественного характера управления дополнительным образованием, включающее:

развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики;

создание и развитие в системе дополнительного образования управляющих советов и других органов государственно-общественного управления;

внедрение новейших технологий управления в исполнительных органах государственной власти и учреждениях дополнительного образования;

усиление государственного и общественного контроля за качеством дополнительного образования детей;

создание единого информационного пространства дополнительного образования региона;

внедрение мониторинга общественного мнения по вопросам дополнительного образования детей.

Показатели   результативности:

доля учреждений дополнительного образования детей, имеющих попечительские, управляющие общественные советы;

доля учреждений дополнительного образования детей, внедряющих современные технологии управления;

наличие единого информационного пространства дополнительного образования Тамбовской области;

наличие системы мониторинга общественного мнения по вопросам дополнительного образования детей;

доля общественности (в 'том числе родительской), включенной в систему мониторинга качества дополнительного образования детей;

развитие межведомственного характера системы дополнительного образования детей, предполагающее:

достижение нового уровня взаимодействия учреждений образования, физической культуры и спорта, учреждений культуры и искусства, межведомственного взаимодействия органов управления и общественных организаций, семьи, средств массовой информации;

создание межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;

вовлечение родителей и широких кругов общественности в творческую деятельность с детьми на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта и других социальных институтов.

Показатели результативности:

доля различных государственных и общественных структур, включенных в решение задач развития дополнительного образования детей;

доля разнообразных учреждений области, реализующих прш-раммы дополнительного образования детей;

доля программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования, реализуемых на межведомственной основе.

5. Основные механизмы реализации Концепции

Реализация Концепции развития системы дополнительного образования детей Тамбовской области на 2010-2014 годы будет осуществляться с использованием следующих основных механизмов:

программно-целевой метод управления:

решение основных проблем, имеющихся в системе этого вида образования, на основе выделенных в Концепции направлений и задач, концентрирование средств и ресурсов для целенаправленного их использования. В соответствии с содержанием Концепции предлагается разработать комплекс мер по ее реализации. Концепцию, проекты и планы предполагается конкретизировать в ведомственных программах, проектах и планах развития каждого муниципалитета, отдельных учреждений, занимающихся дополнительным образованием детей;

приоритетное развитие ресурсной базы системы дополнительного образования детей:

планомерное создание, наращивание и распределение ресурсов, необходимых для устойчивого развития системы дополнительного образования области;

управление по результатам:

формирование бюджета, предназначенного для развития системы дополнительного образования детей, как финансового обеспечения программных целей;

развитие государственно-общественного управления в сфере дополнительного образования:

использование механизмов общественного участия в оценке качества образования (общественная экспертиза, общественное наблюдение);

формирование системы государственного и общественного контроля за реализацией Концепции:

деятельность межведомственного Совета по развитию

дополнительного образования детей

6. Оценка эффективности реализации Концепции

Эффективность реализации Концепции развития системы дополнительного образования детей предполагает следующие интегративные результаты:

повышение   качества жизни детей и их родителей;

повышение эффективности, доступности и качества дополнительных образовательных услуг для населения Тамбовской области.

В рамках формирования конкретных программ и проектов развития системы дополнительного образования детей целесообразно произвести уточнение и jjapniHperaie отдельных показателей. Разработка целевых индикаторов должна быть произведена муниципальными системами образования и учреждениями дополнительного образования в ходе подготовки собственных программ развития и отдельных проектов.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: не опубликован на момент включения НПА в федеральный регистр от 21.06.2010
Рубрики правового классификатора: 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения, 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать