Основная информация

Дата опубликования: 09 октября 2018г.
Номер документа: RU93000201801320
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Крым
Принявший орган: Совет министров Республики Крым
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РАСПОРЯЖЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОТ  9  ОКТЯБРЯ  2018  ГОДА  № 1174-Р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ

РАЗВИТИЯ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2018 – 2024 ГОДЫ

В  соответствии  с  Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым                               и г. Севастополя до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации  от 11 августа 2014 года № 790, Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р, статьями  83,  84  Конституции  Республики  Крым, статьями  28,  41  Закона Республики  Крым  от  29  мая  2014  года  № 5-ЗРК «О  системе   исполнительных   органов   государственной   власти Республики Крым», Законом Республики Крым от 9 января 2017 года № 352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года», с целью развития сети автомобильных дорог Республики Крым:

1. Утвердить Концепцию развития сети автомобильных дорог Республики Крым на 2018 – 2024 годы.

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить                        на заместителя Председателя Совета министров Республики Крым                   Нахлупина В.Г. 

Глава Республики Крым,

Председатель Совета министров

Республики Крым                                                         

Заместитель Председателя 

Совета министров Республики Крым - руководитель Аппарата 

С. АКСЁНОВ

Совета министров Республики Крым 

              

Л. ОПАНАСЮК

Приложение

к распоряжению Совета министров

Республики Крым 

от «9» октября 2018 г. № 1174-р

КОНЦЕПЦИЯ

развития сети автомобильных дорог

Республики Крым

на 2018 – 2024 годы

1. Оценка состояния и проблемы развития

дорожного хозяйства на территории Республики Крым

Возрастание роли автомобильного транспорта в социально-экономическом развитии регионов соответствующим образом обуславливает дальнейшее развитие экономики и повышение качества жизни населения. Значительная доля отраслей экономики ориентирована на первоочередное использование автотранспортных перевозок, которые в наибольшей степени удовлетворяют требованиям «точно в срок» и «от двери до двери», а также обеспечивают приемлемые тарифы для клиентов за счет высокой степени конкуренции автоперевозчиков.

Особенное значение автомобильный транспорт имеет для развития малого и среднего бизнеса, результаты деятельности которого связаны с поставкой небольших партий продукции и услуг значительному количеству потребителей. Роль автомобильного транспорта будет возрастать также по мере развития современных видов торговли и оказания услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Автомобильный транспорт занимает доминирующее положение в перевозках наиболее дорогих и скоропортящихся грузов. От качества работы пассажирского и грузового автомобильного транспорта зависит себестоимость товаров и услуг, производительность труда, конкурентоспособность и эффективность работы всех отраслей экономики страны. При этом скорость и интенсивность обмена товарами и услугами, возможности реализации экономического потенциала территорий и ресурсов, повышение инвестиционного потенциала регионов и рост качества жизни населения существенно связаны с развитием сети автомобильных дорог.

Для социально-экономического развития Республики Крым деятельность автомобильного транспорта имеет особенно важное значение с учетом географических особенностей региона и значительной доли территории, занятой горным рельефом, что существенно ограничивает возможности развития инфраструктуры других видов транспорта. Важность автомобильного транспорта для социально-экономического развития регионов Крымского полуострова связана также с их экономической специализацией, во многом определяемой уникальными для Российской Федерации природными условиями в сфере агропромышленного комплекса, туристского и оздоровительно-рекреационного бизнеса.

Автомобильные дороги составляют наиболее разветвленную часть транспортной инфраструктуры Республики Крым, выполняющую самые разнообразные задачи от обслуживания межрегиональных перевозок до обеспечения подъезда к предприятиям, учреждениям и домохозяйствам.

Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации привело к изменению темпа и вектора развития региона, вследствие чего появилась необходимость разработки Концепции развития сети автомобильных дорог Республики Крым на 2018 – 2024 годы, отвечающей новым вызовам, стоящим перед регионом.

Автомобильные дороги наряду с другими инфраструктурными отраслями являются важным инструментом достижения социальных, внутри- и внешнеэкономических и других целей, обеспечивая повышение качества жизни граждан. Это обуславливает необходимость создания опорной дорожной сети, отвечающей нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, и с отсутствием «узких мест». Без решения проблем в дорожной отрасли невозможно добиться коренных изменений в хозяйственной деятельности полуострова в целом.

Формирование рациональной дорожной сети Республики Крым, отвечающей нуждам населения, экономики и бизнеса, обеспечивающей надежное и предсказуемое качество перевозок пассажиров и грузов, должно быть направлено на выполнение следующих основных целей:

– сохранение существующей сети автомобильных дорог, улучшение ее транспортно-эксплуатационных показателей, приведение в соответствие с нормативными требованиями;

– повышение безопасности дорожного движения;

– реконструкция автомобильных дорог Республики Крым для увеличения их пропускной способности с учетом перспективного автотранспортного потока и формирования новых автотранспортных коридоров, обеспечивающих реализацию межрегиональных транспортных связей;

– увеличение сроков эксплуатации автомобильных дорог за счет внедрения инновационных технологий при их строительстве и организации контроля и пресечения несанкционированных перевозок тяжеловесных грузов на территории Республики Крым.

Концепция развития сети автомобильных дорог Республики Крым на 2018 – 2024 годы (далее – Концепция) основывается на:

– Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 22 ноября 2008 г. № 1734-р;

– федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790;

– Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 г.
№ 352-ЗРК/2017.

Концепция учитывает основные положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также положения федеральных и региональных документов.

Настоящая Концепция, объединяя традиционные и новые взгляды на оценку и перспективы развития дорожной отрасли, должна стать основой для разработки региональных целевых программ развития дорожной сети, планов и показателей деятельности органов управления дорожным хозяйством полуострова и подрядных организаций.

Необходимо отметить, что пребывание Республики Крым в составе Украины обусловило существенное отставание региона в сфере социально-экономического развития, в том числе в части развития транспортного комплекса. В 2015 году на территории региона зарегистрировано 203,5 тыс. транспортных средств, что составляет 88 транспортных средств в расчете на 1 000 человек постоянного населения региона. Это почти в 4 раза меньше аналогичного показателя среднего для Российской Федерации без учета Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Недостаточное внимание вопросам развития дорожного хозяйства на территории Республики Крым во многом было связано с особенностями формирования нормативной базы и обеспечения функционирования автомобильных дорог общего пользования, а также системы финансирования и планирования дорожной деятельности.

По состоянию на 1 января 2018 г. в Республике Крым протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения составляет 6 129,3 км. Кроме того, в Республике Крым имеется 8926,8 км автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований.

По состоянию на 1 января 2018 г. 89 % протяженности сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Республике Крым имеют усовершенствованное покрытие. Вместе с тем в связи с многолетним отсутствием достаточного финансирования дорожно-эксплуатационных работ не соответствуют нормативным требованиям 80,0 % протяженности региональных или межмуниципальных дорог в Республике Крым.

Автомобильные дороги Республики Крым практически на всем протяжении имеют не более двух полос движения. Лишь отдельные участки общей протяженностью 68,4 км в Республике Крым имеют 4 полосы движения. Магистральные и скоростные автомобильные дороги категорий IА и IБ практически отсутствуют. Проезжая часть большинства автомобильных дорог рассчитана на пропуск автомобилей, имеющих нагрузку на ось 6–10 тонн, поэтому в условиях растущих транспортных потоков современных тяжелых автомобилей, имеющих нагрузку на ось 11,5 тонн, и наличия затяжных крутых подъемов и спусков на автомобильных дорогах наблюдаются многочисленные деформации и разрушения дорожных одежд, что требует дополнительных затрат на их ремонт и содержание. Ситуация усугубляется фактическим отсутствием системы весогабаритного контроля. На региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах расположены 340 мостов и путепроводов общей протяженностью 8 308,0 пог. м. Вместе с тем из указанного количества искусственных сооружений 18 объектов находятся в аварийном и предаварийном состоянии, 80 объектов – требуют неотложного ремонта.

Отсутствие объездных автомобильных дорог вокруг таких исторических центров, как города Саки, Евпатория, Керчь вынуждает использовать улично-дорожную сеть городов для транзитного автомобильного движения. Технические параметры основных улиц исторических и санаторно-курортных центров, являющихся продолжением автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не соответствуют уровням возрастающей транспортной нагрузки, в частности, ввиду сложившейся городской застройки.

Кроме того, согласно результатам диагностики мостовых сооружений, расположенных на региональной и межрегиональной сети автомобильных дорог Республики Крым, выявлено, что из 340 мостов 98 находятся в аварийном или предаварийном состоянии.

На существующих автомобильных дорогах недостаточно развита сеть объектов дорожного сервиса. В Республике Крым функционируют 53 автостанции, вместе с тем крупные грузовые транспортно-логистические центры не сформировались, отсутствуют комплексные объекты дорожного сервиса.

Территория Республики Крым характеризуется наличием опасных природных процессов, повышенной сейсмичностью, активным оползнеобразованием, камнепадными процессами и т.д. В связи с отставанием темпов приведения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в соответствие с нормативными требованиями от темпов увеличения объемов обслуживаемых транспортных потоков риск разрушения автомобильных дорог от негативного влияния опасных природных процессов, не зависящих от деятельности органов управления дорожным хозяйством, существенно усиливается. Для ликвидации последствий этих воздействий потребуются дополнительные капитальные вложения, которые не могут быть определены заранее, что существенно затрудняет планирование дорожной деятельности и может привести к необходимости отвлечения запланированных ресурсов от реализации основных мероприятий программ дорожных работ.

Указанные недостатки транспортно-эксплуатационного состояния и технических характеристик автодорог оказывают существенное негативное влияние на деятельность отраслей экономики региона. Это негативное влияние может существенно возрасти с учетом значительного увеличения интенсивности транспортных потоков после ввода в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив. Вместе с тем ускорение приведения сети автомобильных дорог в нормативное состояние, увеличение пропускной способности, реализация мер по повышению безопасности движения и организации пешеходного движения, создание сети комплексов дорожного сервиса на основных автомобильных дорогах, обслуживающих наиболее интенсивные транспортные потоки, могут оказать значительное положительное влияние на реализацию потенциала создания на территории Крымского полуострова современного туристическо-курортного комплекса круглогодичного действия высокого класса, повышение инвестиционной привлекательности региона, и, соответственно, будут способствовать повышению занятости населения региона.

На эффективность дорожной деятельности, направленной на развитие дорожной сети и приведение автомобильных дорог в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние в Республике Крым, в существенной степени влияют региональные особенности обеспечения дорожного хозяйства высококачественными дорожно-строительными материалами, обеспечивающими долговечность дорожных конструкций без ухудшения свойств, влияющих на безопасность движения. В связи с недостаточным количеством на территории Крымского полуострова карьеров высокопрочного щебня, а также отсутствием местных предприятий по производству высококачественного дорожного битума требуется их завоз из других регионов, в том числе морским транспортом, что существенно повышает стоимость строительства и ремонта объектов.

Еще одним отрицательным фактором, влияющим на эффективность дорожной деятельности, является недостаточное количество мощных подрядных и проектных организаций, действующих на региональном рынке дорожных работ. В этой связи для создания надежной системы содержания автомобильных дорог, а также реализации долгосрочных программ развития автомобильных дорог необходимо принятие мер, направленных на создание региональных проектных и подрядных компаний, обладающих современными технологиями    и    управленческими компетенциями, необходимыми для реализации дорожных проектов с высоким качеством в достаточно короткие сроки.

В значительной степени проявление вышеуказанных отрицательных факторов связано с отсутствием в течение многих лет стабильного финансирования дорожного хозяйства в необходимом объеме, что не стимулировало подрядные организации к совершенствованию материально-технической базы и использованию труда высококвалифицированных специалистов.

Сложившаяся ситуация, привела к тому, что совокупное число мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на региональных автодорогах Республики Крым в настоящее время достигает 38. В числе наиболее опасных дорог такие трассы, как Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта, Алушта – Судак – Феодосия и Ялта – Севастополь.

По данным ГИБДД Республики Крым, основными причинами аварий в Республике Крым выступают: ограниченный обзор, затяжные подъемы и спуски, камнепады, обвалы, сели, превышение скорости, нарушение правил дорожного движения, а также плохая освещенность дорог в вечернее и ночное время суток.

Вследствие недостаточного количества защитных сооружений (сетчатых покрытий скальных выступов, камнеулавливающих барьеров, водоотводных сооружений и прочего), неудовлетворительной системы искусственного электроосвещения на автодорогах Республики Крым число дорожно-транспортных происшествий катастрофически возрастает. Согласно данным ГИБДД РК, за девять месяцев 2016 года произошло 1 150 ДТП, в которых погибли 182 человека и 1 471 человек получили травмы. За аналогичный период 2017 года количество ДТП возросло на 20 % – до 1 437 единиц, смертность – на 14,5 % (погибло 213 человек), а число пострадавших достигло 1 925 человек, что на 23,5 % превышает показатель предыдущего года.

Негативное влияние на ситуацию оказывает постоянно возрастающая нагрузка на автодорожную сеть Крыма. В период с 2014 по 2017 годы автомобильный парк увеличился на 180 %, что значительно сократило долю дорог, соответствующих нормативным требованиям, с 24 % в 2014 году до 20 % по итогам прошлого года. При сохранении указанной тенденции к 2024 году автомобильный парк возрастет по сравнению с 2013 годом в 2,17 раза.

Без принятия дополнительных мер в области реконструкции, ремонта и содержания дорог Республики Крым ухудшение транспортно-эксплуатационного состояния всей автодорожной сети региона может принять необратимый характер, а число ДТП и уровень смертности продолжат расти в геометрической прогрессии.

В этой связи для создания опорной дорожной сети, отвечающей нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, в Республике Крым необходима реализация Концепции.

Реализация Концепции позволит увеличить долю протяженности автодорог, соответствующих нормативным требованиям, снизить количество дорожно-транспортных происшествий и долю протяженности автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки.

Основные цели Концепции сформированы с учетом решения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года    № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В частности, к 2024 году доля региональных автодорог Республики Крым протяженностью 851 км, формирующих опорную сеть автодорог региональной и межмуниципальной сети, соответствующих нормативным требованиям, возрастет до 80 % (против 22 % в 2018 году). Процент автодорог межмуниципального значения в нормативном состоянии к 2024 году достигнет 50 % (в настоящее время не превышает 20 %). Доля местных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, к концу реализации Программы возрастет с текущих 18 % до 30 %.

В то же время запланировано совершенствование дорожной сети Республики Крым и перевод части автодорог регионального и межмуниципального значения в категорию дорог федерального значения, а части дорог местного значения в категорию автодорог регионального и межмуниципального значения. Ожидается, что уже к 2021 году протяженность федеральной сети автодорог в Республике Крым составит 1 256 км, региональной и межмуниципальной – 6 888 км, а протяженность автодорог местного значения составит 6 911 км. Отметим, что данные показатели указаны без учета прироста протяженности дорожной сети за счет строительства новых автодорог.

В целом за период реализации Концепции планируется отремонтировать                       1 830,70  км автомобильных дорог и 10 813,82 кв.м искусственных сооружений. Капитальный ремонт будет проведен на 2 087,33  км автодорог и 86 710,83 кв.м искусственных сооружений. Реконструировать планируется 196,6 км автодорог. Кадастровые и землеустроительные работы будут проведены на 4 874,96 км. Кроме того, планируется              проектирование 2 489,04 км автомобильных дорог и искусственных сооружений.          

Также в сфере дорожной деятельности Республики Крым необходима активизация реализации мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, в первую очередь путем совершенствования конкурентных форм закупок для государственных и муниципальных нужд в сфере дорожных работ с применением наиболее эффективных форм размещения заказов, в частности в электронной форме, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также совершенствования систем управления дорожным хозяйством, в том числе с применением проектных методов.

2. Параметры социально-экономического развития Республики Крым, наиболее активно влияющие на направления развития дорожного хозяйства

Возвращение Республики Крым в состав Российской Федерации, оказание федеральной поддержки региону обуславливают увеличение темпов роста уровня социально-экономического развития, повышение уровня доходов населения, активизацию возможностей развития всех сфер экономики Крымского полуострова. Указанные процессы неизбежно приводят к росту численности автомобильного парка на территории Республики Крым, его сближению со среднероссийским уровнем по количественным параметрам, а также к повышению скоростных характеристик транспортных потоков, увеличению грузоподъемности и нагрузок на ось грузовых транспортных средств.

С учетом темпов роста численности автомобильного парка, характерных для Российской Федерации в период его наиболее активного обновления
в 2005–2008 годы (5–9 % в год), общее количество автотранспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Крым, может к 2025 году увеличиться до 365–370 тысяч единиц, или в 1,8 раза. При этом необходимо учитывать, что развитие туристическо-курортной отрасли обуславливает привлечение на территорию региона большого количества автомобилей, зарегистрированных в других регионах Российской Федерации и иностранных государствах. С учетом этого фактора общее количество автотранспортных средств, пользующихся автомобильными дорогами Республики Крым, может к 2025 году увеличиться до 700-800 тысяч единиц и составить 344 транспортных средства на 1 тыс. человек постоянного населения, что близко к среднероссийскому уровню автомобилизации без учета Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей.

Стратегией социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 г. № 352-ЗРК/2017, в рамках среднего «модернизационного» сценария предусмотрено постепенное приближение региона к среднероссийскому уровню социально-экономического развития. При этом темпы социально-экономического развития, обеспечения благоприятного инвестиционного климата, объемы привлечения частных инвестиций поставлены в прямую зависимость от решения задач в сфере достижения транспортной связности территории.

В настоящее время сформировались и активно развиваются предприятия различных отраслей экономики, формирующие крупные транспортные потоки.

В сфере туристическо-курортного комплекса имеют существенный потенциал развития объекты, расположенные в районах соляных озер, имеющих грязевые залежи (район озер Сакское, Чокракское, Узунларское, Кояшское, Тобечикское, Джарылгачское), источников минеральных вод (район городов Саки, Евпатория, Ялта, Бахчисарай), объектов санаторно-курортного обслуживания Южного берега Крыма. В целом по размерам обслуживаемых туристских потоков выделяются районы агломераций городов Ялта, Алушта, Евпатория, Феодосия, Саки.

В сфере туризма и курортно-оздоровительной деятельности предполагается увеличение числа обслуживаемых отдыхающих к 2030 году до 8,3 млн. человек, что в 1,4 раза больше, чем в 2013 году (5,9 млн. человек).

Крупными пунктами формирования потоков грузовых автомобилей являются функционирующие морские торговые порты, в том числе Керченский торговый порт, Керченский рыбный порт и Керченская паромная переправа.

Развитие экономики региона в долгосрочной перспективе предполагается осуществлять на кластерной основе. При этом в период до 2030 года, кроме вышеуказанных направлений в сфере туризма и курортно-оздоровительной деятельности, а также портовой деятельности, намечено формировать судостроительный кластер, объединяющий предприятия, занимающиеся производством и ремонтом судов, а также оборудованием для судов, химический кластер, в который в первую очередь войдут крупные предприятия Северного Крыма, агропромышленный пищевой кластер, объединяющий сельскохозяйственные предприятия Республики Крым, предприятия пищевой и сопутствующей промышленности. Развитию кластеров способствует создание на территории полуострова свободной таможенной зоны.

В результате анализа социально-экономического развития определены наиболее востребованные направления движения транспортных потоков. Особо активно используются автомобильные дороги по направлению к санаторно-курортным и туристическим комплексам республики (Граница с Украиной – Симферополь – Алушта – Ялта, Ялта – Севастополь, Симферополь – Бахчисарай – Севастополь, Симферополь – Феодосия, Симферополь – Евпатория, Черноморское – Евпатория, Раздольное – Евпатория, Евпатория – порт Мирный, Алушта – Судак – Феодосия, Гончарное – Ялта – Форос, Граница с Украиной – Джанкой – Феодосия – Керчь, Ленино – Мысовое, Золотое до а/д Граница с Украиной – Джанкой – Феодосия – Керчь, Грушевка – Судак и примыкающие соответствующие межмуниципальные дороги).

3. Цели и задачи развития дорожного хозяйства

на территории Республики Крым

Основные цели развития дорожного хозяйства на территории Республики Крым в предстоящий период определяются стратегической целью реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 11 июня 2014 г. № 1032-р, по удовлетворению потребностей инновационного социально-ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах и цели по формированию единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры, интеграции системы управления дорожным хозяйством в единую систему управления дорожным хозяйством страны.

Достижение этой стратегической цели планируется в рамках реализации семи основных направлений совершенствования сети автомобильных дорог Республики Крым на 2018 – 2024 годы:

1.              Совершенствование структуры дорожной сети в Республике Крым;

2.              Поэтапное приведение в нормативное состояние основных автомобильных дорог, формирующих каркас дорожной сети;

3.              Поэтапное приведение в нормативное состояние основных автомобильных дорог, обеспечивающих подъезд к основным городским агломерациям;

4.              Поэтапное приведение в нормативное состояние автомобильных дорог, обеспечивающих подъезд к объектам культурного наследия, крупным туристическим объектам;

5.              Реализация мероприятий по повышению устойчивости и надежности функционирования дорожной сети, в том числе в части сооружений инженерной защиты и повышения экологической безопасности;

6.              Реализация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, в том числе в части технических средств организации дорожного движения;

7.              Реализация мероприятий по повышению сохранности автомобильных дорог, включая сооружения для контроля за движением крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, а также транспортной безопасности.

При этом основными задачами развития дорожного хозяйства на территории Республики Крым на долгосрочный период являются:

 увеличение доли автомобильных дорог регионального значения Республики Крым к 2024 году, формирующих опорную сеть автодорог региональной и межмуниципальной сети, соответствующих нормативным требованиям, до 80 % (в 2018 году – 22 %);

 увеличение доли автомобильных дорог межмуниципального значения Республики Крым к 2024 году, соответствующих нормативным требованиям, до 50 % (в 2018 году не превышает 20 %);

 увеличение доли автомобильных дорог местного значения Республики Крым к 2024 году, соответствующих нормативным требованиям, до 30 % (в 2018 году –  18 %);

 снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом.

4. Индикаторы динамики развития дорожного хозяйства

на территории Республики Крым

В соответствии с вышеуказанными целями и задачами развития дорожного хозяйства основными индикаторами развития дорожного хозяйства на территории Республики Крым являются:

– строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (км);

– доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию (%).

5. Предполагаемые мероприятия по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым

В рамках реализации основных целей и задач развития дорожного хозяйства на территории Республики Крым предусматривается завершение строительства автодороги «Таврида», обеспечивающей дальний автодорожный подход к транспортному переходу через Керченский пролив со стороны Крымского полуострова.

В рамках задачи по модернизации на территории Крымского полуострова автомобильных дорог общего пользования по направлениям «Запад – Восток» и «Север – Юг», формирующих каркас основных автомобильных дорог региона, намечено поэтапное осуществление строительства и реконструкции автодороги «Таврида» по направлению Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь, в том числе с использованием участков соответствующих автомобильных дорог регионального значения Республики Крым.

Автомобильная дорога «Таврида» примет на себя поток автомобильного транспорта, проходящий по транспортному переходу через Керченский пролив, и позволит обеспечить выход на основные туристическо-рекреационные районы полуострова (Большая Феодосия, Большая Алушта, Большая Ялта, Судак, Саки, Большая Евпатория), а также надежную и высококачественную автотранспортную связь административного центра Республики Крым и г. Севастополя с сетью федеральных автомобильных дорог Российской Федерации.

В срок до 30 декабря 2018 г. предполагается осуществить открытие автомобильного движения в рабочем режиме и начало временной эксплуатации, построенной (реконструированной) 2-полосной автомобильной дороги «Таврида» на участке от км 0+000 до км 190+000.

Планируемый срок ввода в эксплуатацию построенной (реконструированной) 4-полосной автомобильной дороги на участках от км 0+000 до км 253 +500 (до границ г. Севастополя) и от км 253+500 до км 269+300 (г. Севастополь) – 30 декабря 2020 г.

При этом в период строительства и реконструкции особое внимание должно быть уделено обеспечению сохранности существующей дорожной сети в условиях доставки дорожно-строительных материалов к местам производства работ тяжелым автомобильным транспортом.

В направлении «Север – Юг» необходимо поэтапное совершенствование транспортно-эксплуатационного состояния маршрута «Граница с Украиной – Джанкой – Симферополь – Алушта – Ялта» с первоочередным приведением в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние участка Симферополь – Ялта за счет капитального ремонта и реконструкции отдельных участков соответствующих автомобильных дорог регионального значения Республики Крым. Учитывая важное значение указанного маршрута для обеспечения связи аэропорта и железнодорожной станции Симферополя с рекреационными зонами побережья Черного моря, при модернизации указанного маршрута на участке Симферополь – Ялта должны быть предусмотрены в том числе мероприятия по укреплению откосов горных участков, организации движения транспорта, а также пешеходного и велосипедного движения, упорядочению застройки в придорожной полосе, организации комплексов придорожного сервиса, устройству площадок отдыха и «видовых» площадок.

Поэтапную реализацию данной задачи в период до 2020 года предполагается осуществлять за счет собственных средств бюджета Республики Крым с привлечением средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г.                 № 790.

После завершения мероприятия по соединению дорожной сети Крымского полуострова с сетью автомобильных дорог остальной части Российской Федерации предусматривается рассмотрение вопроса возможности формирования на Крымском полуострове сети автомобильных дорог федерального значения за счет передачи в федеральную собственность части региональных дорог, соответствующих критериям отнесения к автомобильным дорогам федерального значения, в связи с чем предполагается целесообразной проработка вопроса создания на территории полуострова структуры по управлению федеральными автомобильными дорогами.

В рамках совершенствования транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную связность территории, находящихся в пределах городских агломераций и проходящих через населенные пункты, а также обеспечивающих подъезд к морским портам, аэропортам, железнодорожным станциям, основным точкам и кластерам экономического развития, объектам туристского кластера, сельским населенным пунктам, предполагается поэтапное проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту отдельных участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Крым. Учитывая сложные природные условия, обилие активных оползнеопасных участков и наличие камнепадных процессов, важными направлениями работ являются наиболее подверженные этим процессам автомобильные дороги, проходящие по побережью Черного моря или вблизи него, в том числе на территории Республики Крым: Ялта – Севастополь, Симферополь – Евпатория, Алушта – Судак – Феодосия и другие. В целях обеспечения экологической безопасности населения и придорожной территории предусматривается строительство в необходимых местах шумозащитных сооружений, очистных сооружений для очистки сточных вод с поверхности дороги, сооружений для пропуска диких животных и т.д.

В рамках повышения безопасности дорожного движения предполагается осуществление инвестиционных проектов, направленных на устройство в местах повышенной концентрации дорожно-транспортных происшествий ограждений, разделяющих транспортные потоки встречных направлений, выполнение локальных мероприятий на улично-дорожной сети, оснащение автомобильных дорог техническими средствами организации движения, включая дорожные знаки, разметку, светофорные объекты, строительство дорожных ограждений, устройство электрического освещения на участках автодорог, предусмотренных техническими регламентами, реализацию мероприятий по организации пешеходного и велосипедного движения в населенных пунктах, у санаторно-курортных учреждений, в местах концентрации туристических потоков, устройство пешеходных переходов, в частности в разных уровнях, строительство площадок и стоянок отдыха, в том числе совмещенных с комплексами дорожного сервиса и «видовыми» площадками и т.д.

При реализации задачи по обеспечению сохранности автомобильных дорог предусматривается, в первую очередь, осуществление мероприятий, направленных на предотвращение разрушения дорожных конструкций и сооружений от воздействия транспортных средств, имеющих технические характеристики, не соответствующие требованиям законодательства и технологических регламентов. В рамках этих мероприятий предполагается строительство и реконструкция пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, устройство пунктов измерения интенсивности движения транспортных потоков, систем видеофиксации нарушений правил дорожного движения в вышеуказанной сфере, предусмотренных законодательством.

Кроме того, необходимо обратить особое внимание на финансирование работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в объеме, соответствующем актуализированным нормативам затрат на эти цели.

6. Ресурсное обеспечение предполагаемых мероприятий в области дорожного хозяйства Республики Крым

Государственную поддержку Республике Крым предполагается оказывать за счет предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в частности, на реализацию федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790.

При этом необходимо также продолжить практику финансирования дорожной деятельности за счет других источников, включая дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также активизировать деятельность по привлечению внебюджетных средств к финансированию дорожного хозяйства, в частности, за счет долевого участия владельцев санаторно-курортных объектов в финансировании мероприятий по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние дорожной инфраструктуры, обеспечивающей транспортную доступность указанных объектов.

Республикой Крым рассматривается вопрос пересмотра утвержденных нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения исходя из реальной возможности их применения, а также географических и климатических условий региона.

При этом для фиксации начального транспортно-эксплуатационного состояния каждой автомобильной дороги в 2018–2020 годах должна быть проведена полная диагностика существующей региональной дорожной сети, а данные по автомобильным дорогам включены в Единый государственный реестр автомобильных дорог (ЕГРАД).

7. Оценка рисков выполнения предполагаемых мероприятий Концепции

Реализация Концепции сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести:

а) Макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновения бюджетного дефицита и т.д. При таком сценарии недостижимыми окажутся цели развития не только дорожной отрасли, но и большинства других отраслей экономики.

б) Недостаточный уровень бюджетного финансирования. Финансирование дорожного хозяйства осуществляется в основном за счет бюджетных средств.
В этих условиях, вопрос объемов финансирования дорожной деятельности на Крымском полуострове напрямую зависит от ежегодной наполняемости бюджета и направленности его расходов.

в) Несоответствие темпов роста финансовых ресурсов, направляемых на финансирование дорожной деятельности, рыночным темпам роста цен на материалы, конструкции, топливо для машин и механизмов, эксплуатацию дорожной техники. При сооружении дорожных объектов 70–75 % стоимости идет на закупку строительных материалов (металла, цемента, щебня и т.д.), горючего, на эксплуатацию строительных машин. Цены на эти ресурсы могут расти значительно быстрее, чем отражено в средних дефляторах, публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

г) Операционные риски, связанные с несовершенством процедур принятия решений и необходимостью улучшения технической и нормативной правовой поддержки. Эффективное и динамичное развитие дорожной отрасли во многом будет зависеть от своевременного принятия и утверждения ежегодной ведомственной целевой программы, касающейся развития автомобильных дорог Республики Крым, и должного контроля за выполнением мероприятий со стороны исполнительных органов государственной власти.

8. Прогнозные сценарии развития сети автомобильных дорог общего пользования

В зависимости от параметров социально-экономического развития региона и объемов финансирования региональной дорожной деятельности предусматривается два сценария развития дорожного хозяйства Республики Крым и города Севастополя в 2019–2024 годах.

8.1. Консервативный сценарий развития

В случае реализации консервативного сценария развития дорожного хозяйства Республики Крым на 2018 – 2024 годы не представляется возможным достижение прогнозных значений целевых показателей в части доли протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (прогнозное ухудшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог – до 2,0 % в год).

Данный сценарий характеризуется сохранением текущих тенденций развития в условиях ресурсных ограничений и будет выражаться в следующем:

– минимально необходимые объемы работ по содержанию автодорожной сети обеспечены финансированием за счет собственных средств региона;

– работы по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог на территории Республики Крым проводятся за счет собственных средств региона в минимально необходимом объеме, позволяющем сохранить существующий уровень технического состояния автодорожной сети;

– строительство и реконструкция автомобильных дорог осуществляются в основном на условиях софинансирования из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года»;

– осуществляются мероприятия, направленные на повышение безопасности движения, обеспечение сохранности автомобильных дорог, повышение транспортной безопасности объектов дорожного хозяйства.

Реализация консервативного сценария потребует порядка                                       27 574,7 млн рублей на 2018 – 2024 годы (средства дорожного фонда Республики Крым), при этом выполнение дорожных работ составит порядка 18,1% от потребности региона соответственно.

8.2. Оптимистичный сценарий развития

Концепция разработана в оптимистическом сценарии развития, который строится с одной стороны на оценке существующих факторов развития, а с другой – на основе влияния активной региональной политики развития.

Реализацию Концепции предполагается осуществлять посредством Плана мероприятий по реализации Концепции развития сети автомобильных дорог Республики Крым на 2018 – 2024 годы (далее – План мероприятий), в котором будут детализированы основные направления действий и опорные проекты с указанием ответственных исполнителей и ожидаемых результатов реализации. В свою очередь, на основе Плана мероприятий будут внесены изменения в существующие государственные программы Республики Крым, а также, при необходимости, будут разработаны новые.

Реализация Концепции позволит увеличить долю протяженности автодорог, соответствующих нормативным требованиям, снизить количество дорожно-транспортных происшествий и долю протяженности автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки.

Ориентировочный объем финансирования мероприятий, направленных на решение задач по совершенствованию дорожной сети Республики Крым на период 2018 – 2024 гг. – 144 158,9 млн рублей, в том числе на:

 содержание автомобильных дорог – 23 301,9 млн рублей;

 ремонт автомобильных дорог – 18 732,5 млн рублей;

 ремонт искусственных сооружений – 963,8 млн рублей;

 капитальный ремонт автомобильных дорог – 50 839,5 млн рублей;

 капитальный ремонт искусственных сооружений ­– 18 581,1 млн рублей;

 инженерная защита ­–  7 248,0 млн рублей;

 кадастровые и землеустроительные работы – 1 535,2   млн рублей;

 реконструкция автомобильных дорог – 12 829,9 млн рублей;

 проектирование автомобильных дорог и искусственных сооружений –   1 844,4 млн рублей;  

 капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Республики Крым – 8 282,6   млн рублей.

 Программа комплексного развития Симферопольской агломерации 10 804,6 млн. рублей;

 Обеспечение финансовым ресурсом ориентировочного объема финансирования мероприятий, направленных на решение задач по совершенствованию дорожной сети Республики Крым на период 2018 – 2024 гг. – 144 158,9 млн рублей, в том числе:

 дорожный фонд Республики Крым – 27 574,7 млн рублей;

 дополнительная потребность по реализации Концепции составляет –  116 584,2 млн рублей,

 дополнительная потребность по реализации Программы комплексного развития Симферопольской агломерации - 10 804,6 млн рублей.

Вместе с тем Параметры реализации данного сценария коррелируются с прогнозными значениями целевых показателей в части доли протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, обозначенными Стратегией социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 г. № 352-ЗРК/2017.

9. Механизмы реализации Концепции

Реализацию Концепции предусмотрено осуществлять в рамках механизмов, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2022 года», Национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги», государственными программами Республики Крым, региональными проектами, утвержденными в установленном порядке.

Для обеспечения необходимого уровня круглогодичного содержания автомобильных дорог, закупки необходимых материалов в оптимальные с точки зрения рыночных цен сроки, а также формирования в этой сфере подрядных организаций, обладающих современной материально-технической базой и стабильным составом высококвалифицированных специалистов, необходимо заключение в установленном законодательством порядке долгосрочных контрактов на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них сроком не менее 5,5 лет с учетом завершения этих контрактов в сроки, не приводящие к нарушению технологической последовательности дорожных работ.

Планирование дорожных работ необходимо осуществлять с использованием экономико-математических методов с учетом результатов ежегодно проводимой диагностики состояния автомобильных дорог и инженерных сооружений, а также паспортизации дорог.

С учетом вышеуказанной диагностики целесообразно составить и регулярно актуализировать схему и план модернизации «каркаса» дорог с учётом проекта маршрутов развития грузопотоков и пассажиропотоков и объектов дорожного сервиса. В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог необходимо составить схему оптимального размещения динамических станций весового контроля, в том числе непосредственно на подходе к транспортному переходу через Керченский пролив, у причала паромов, на выезде из морских портов и т.д., а также сформировать этапы реализации этой схемы.

Также в сфере региональной дорожной деятельности Республики Крым необходима активизация реализации мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, в первую очередь путем совершенствования конкурентных форм закупок для государственных и муниципальных нужд в сфере дорожных работ с применением наиболее эффективных форм открытых конкурсов и аукционов, в том числе в электронной форме, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Целесообразно также рассматривать переход на проектные методы управления, позволяющие эффективно планировать дорожные работы, повысить ответственность конкретных должностных лиц за качество и результативность деятельности.

Учитывая высокую важность для социально-экономического развития региона сети автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений, при организации дорожной деятельности в отношении таких дорог целесообразно учитывать положения части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также     части 9 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленные на укрупнение дорожных фондов поселений до уровня муниципального района. Кроме того, представляется необходимым разработать и реализовать меры по координации на региональном уровне деятельности по ремонту и строительству муниципальных автомобильных дорог Республики Крым.

Заместитель Председателя

Совета министров Республики Крым –

руководитель Аппарата

Совета министров Республики Крым                                         Л. ОПАНАСЮК

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.10.2020
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать