Основная информация

Дата опубликования: 16 июля 2013г.
Номер документа: RU72000201300652
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тюменская область
Принявший орган: Департамент недропользования и экологии Тюменской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Приложение 1

Департамент недропользования и экологии Тюменской области

Распоряжение

От 16.07.2013 № 21

Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору

             

Утвердить административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, согласно приложению к настоящему распоряжению.

Внести соответствующие изменения в информацию, размещённую на модуле «Государственные и муниципальные услуги» и подразделе «Опубликование законов Тюменской области и иных нормативно правовых и правовых актов» официального портала органов государственной власти Тюменской области.

Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя директора, координирующего и контролирующего деятельность управления недропользования.

И.о. директора департамента                                                  

С.Г.Мясников

Приложение к распоряжению

директора департамента недропользования и экологии Тюменской области

от  16.07.2013 №21

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ  РЕГЛАМЕНТ

исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору

1. Общие положения

Наименование государственной функции

1.1. Настоящий административный регламент определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) исполнения департаментом недропользования и экологии Тюменской области государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее – государственная функция).

Наименование органа государственной власти, исполняющего государственную функцию

1.2. Исполнитель государственной функции: департамент недропользования и экологии Тюменской области (далее – департамент).

Исполнение государственной функции осуществляется непосредственно должностными лицами Департамента, в должностные обязанности которых входит осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении деятельности на объектах, подлежащих государственному региональному экологическому надзору, – государственными инспекторами Тюменской области в области охраны природы (далее – государственные инспектора).

Перечень нормативных правовых актов,  регулирующих исполнение государственной функции

1.3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:

 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (Собрание законодательства, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1);

 Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства, 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249);

 Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» («Российская газета», № 232, 30 ноября 1995 года; Собрание законодательства РФ», № 48, 27 ноября 1995 года, ст. 4556);

 Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства, 2002, N 2, ст. 133);

 постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства, 30.05.2011, N 22, ст. 3169);

 постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (Собрание законодательства, 2009, N 5, ст. 625);

 постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года N 285
«О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» (Собрание законодательства, 2009, N 5, ст. 625);

 Кодексом Тюменской области об административной ответственности от 27.12.2007 N 55 (Вестник Тюменской областной Думы", N 10, 2007);

 Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 302 «Об охране окружающей среды в Тюменской области» (Вестник Тюменской областной Думы", N 15, часть 1, 2004);

 постановлением Правительства Тюменской области «Об утверждении порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора» (вместе с "Порядком организации и осуществления регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области обращения с отходами; регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий) на территории Тюменской области") от 23.01.2012 № 19-п;

 постановлением Губернатора Тюменской области «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного  надзора в области использования и охраны водных объектов» от 30.01.2012 № 7;

 постановлением    Правительства  Тюменской  области  от 26.10.2011     № 391-п «Об определении органов исполнительной власти Тюменской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)»;

 распоряжением Правительства Тюменской области от 16.01.2012 N 24-рп «Об утверждении перечня должностных лиц департамента недропользования и экологии Тюменской области, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении регионального государственного экологического надзора»;

 распоряжением Правительства Тюменской области от 26.12.2005 N 1210-рп  «Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор»;

 постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 N 73-п "Об утверждении Положения о департаменте недропользования и экологии Тюменской области".

Предмет контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе

1.4. Предметом контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, является обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства об экологической экспертизе, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей среды. Контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется в целях реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе

1.5. Государственные инспектора при осуществлении контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе имеют право:

1) организовывать и проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) организовывать и проводить документарные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) направлять юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю информацию с требованием о представлении необходимых пояснений в случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах;

4) при осуществлении регионального государственного экологического надзора в форме выездной проверки проводить осмотр имущества, в том числе зданий, помещений и оборудования, если данное имущество находится на праве собственности, ином вещном праве или праве пользования, включая аренду, знакомиться с документами;

5) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

6) осуществлять систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

1.6. Государственные инспектора при осуществлении контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

3) проводить проверку на основании распоряжения руководителя уполномоченного органа о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения руководителя уполномоченного органа, заместителя руководителя уполномоченного органа, и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) рассматривать представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов;

8) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

11) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ;

12) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

13) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями настоящего административного регламента;

14) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе

1.7. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении мероприятий по контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от уполномоченного органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294 – ФЗ;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц уполномоченного органа;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.8. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении мероприятий по контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе обязаны:

1) в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в уполномоченный орган указанные в запросе документы;

2) представлять пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у уполномоченного органа документах и (или) полученным в ходе осуществления регионального государственного экологического надзора;

3) предоставить должностным лицам уполномоченного органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам;

4) вести журнал учета проверок.

Описание результата исполнения государственной функции

Результатом исполнения государственной функции является подтверждение соблюдения проверяемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований законодательства об экологической экспертизе, а также выявление и обеспечение устранения нарушений указанных требований.

1.9. Конечным результатом исполнения государственной функции при проведении проверок является:

 составление акта проверки соблюдения требований экологического законодательства;

 выдача лицам, в отношении которых осуществлялись проверки, предписания об устранении выявленных нарушений;

 составление протокола об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований законодательства, рассмотрение дела об административных правонарушениях и принятие мер по предотвращению таких нарушений;

 направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушениями требований законодательства об экологической экспертизе, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

 предъявление в установленном законодательством Российской Федерации порядке иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

2. Требования к порядку исполнения государственной функции

Порядок информирования об исполнении государственной функции

2.1. Информация о государственной функции предоставляется:

через справочно-информационные правовые системы;

на портале органов государственной власти Тюменской области (адрес в Интернете http://www.admtyumen.ru/ );

непосредственно в управлении государственного надзора Департамента;

посредством публикации в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.);

с использованием средств телефонной связи, электронного информирования (электронная почта).

2.2. Сведения о местонахождении, контактных телефонах (телефонах для справок), Интернет-адресах, адресах электронной почты, графике работы департамента:

625002 г.Тюмень, ул. Советская, дом 61.

Контактный телефон: (3452) 55-60-43.

Факс: (3452) 55-60-43.

Адрес электронной почты: Dnec@72to.ru

График работы: рабочие дни – понедельник - пятница;

часы работы: 9.00 - 18.00 (пятница: 9.00 – 17.00),

почтовые адреса для направления документов и обращений: 625000, г.Тюмень, ул. Володарского, 45.

2.3. Информация о процедуре исполнения государственной функции сообщается при личном или письменном обращении получателя государственной функции в Департамент, по номерам телефонов для справок, размещается на интернет-сайте Правительства Тюменской области, на информационных стендах Департамента.

Информация о процедуре исполнения государственной функции предоставляется бесплатно.

2.4. Информирование получателей государственной функции о порядке исполнения государственной функции производится специалистами Департамента (при личном обращении, по телефону, письменно).

Время ожидания в очереди для получения от специалиста Департамента информации о процедуре исполнения государственной функции при личном обращении получателей государственной функции не должно превышать 10 минут.

Письменные обращения получателей государственной функции о порядке исполнения государственной функции рассматриваются специалистами Департамента с учетом времени подготовки ответа получателям государственной функции в срок, не превышающий 30 дней с момента получения обращения.

2.5. При ответах на телефонные звонки и устные обращения специалисты Департамента подробно и в вежливой форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен содержать информацию о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности работника, принявшего телефонный звонок.

Время разговора не должно превышать 10 минут.

При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

2.6. На информационных стендах в помещении, предназначенном для приема документов с целью исполнения государственной функции, размещается следующая информация:

месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса Интернет-сайта и электронной почты департамента;

извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции;

блок-схемы и краткое описание порядка исполнения государственной функции;

перечень получателей государственной функции;

перечень документов, необходимых для исполнения государственной функции;

основания отказа в исполнении государственной функции;

порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию.

2.7. В любое рабочее время с момента приема заявления получатель и заявитель государственной функции имеют право на получение сведений о ходе исполнения государственной функции при помощи телефона, средств сети Интернет, электронной почты или посредством личного посещения Департамента.

Сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции, взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю

Иные организации в исполнении государственной функции не участвуют, плата с природопользователей за проведение мероприятий в рамках исполнения государственной функции не взимается.

Сроки исполнения государственной функции

2.8. Срок проведения каждой из проверок, не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

2.9. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица департамента, проводящего выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен приказом департамента, но не более чем на двадцать рабочих дней.

2.10. Протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом департамента немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2.11. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (физическом лице), в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, должностное лицо департамента составляет протокол об административном правонарушении в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

2.12. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

2.13. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается должностным лицом, уполномоченным на ее рассмотрение, в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления со всеми материалами дела в департамент.

3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

а) организация плановой проверки (документарной, выездной);

б) организация внеплановой проверки (документарной, выездной);

в) проведение плановой (внеплановой) проверки (документарной, выездной);

г) оформление результатов плановой (внеплановой) проверки (документарной, выездной);

д) принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки (документарной, выездной).

Должностные лица, ответственные за исполнение

государственной функции

Перечень должностных лиц департамента, осуществляющих региональный государственный экологический надзор и являющихся государственными инспекторами Тюменской области в области охраны природы, определяется в соответствии с распоряжением Правительства области от 26.12.2005 N 1210-рп «Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор».

Должностные лица департамента при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

1) посещать в целях проверки организации, независимо от форм собственности, находящиеся на территории Тюменской области, а также объекты, указанные в постановлении Правительства РФ от 31 марта 2009 года N 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

2) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений требований законодательства, выявленных при осуществлении регионального государственного экологического надзора;

3) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды;

4) осуществлять иные, определенные законодательством Российской Федерации полномочия.

Должностные лица обязаны:

предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

разъяснять нарушителям законодательство в области охраны окружающей среды, а также их права и обязанности;

соблюдать требования законодательства.

Последовательность административных действий при исполнении государственной функции

3.1. Государственная функция осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, с соблюдением прав и законных интересов получателей государственной функции. Последовательность административных процедур представлена в виде блок – схемы (приложение № 1 к настоящему административному регламенту).

Юридическими фактами, являющимися основаниями для осуществления проверок, являются:

1) планы контрольно-надзорной деятельности, утверждаемые директором департамента;

2) жалобы и обращения физических и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

3) обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

4) акты судебных органов.

                 3.2. Мероприятия по осуществлению государственной функции проводятся на основании приказа о проведении проверки.

                 В приказе (приложение № 2 к настоящему административному регламенту) указываются:

                 номер и дата приказа;

                 наименование органа регионального государственного экологического надзора;

                 фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по надзору;

                 наименование, местонахождение юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя (или физического лица), в отношении которых проводится мероприятие по надзору;

                 цель, задачи и предмет проводимого мероприятия по надзору;

                 правовые основания проведения мероприятия по надзору, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

                 дата начала и окончания мероприятия по надзору.

3.3. При проведении проверок получатели государственной функции обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований. 

            3.4. Получатели государственной функции или их уполномоченные представители, допустившие нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний департамента об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация и проведение плановых проверок

3.5. Предметом плановой проверки является соблюдение получателем государственной функции в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

             3.6. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

             3.7. Плановые проверки проводятся на основании разработанного департаментом плана осуществления регионального государственного экологического надзора, который утверждается директором департамента.

3.8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации получателя государственной функции;

2) окончания проведения последней плановой проверки получателя государственной функции;

3) начала осуществления получателем государственной функции предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

3.9. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

3.10. О проведении плановой проверки получатель государственной функции уведомляется департаментом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа уполномоченного должностного лица департамента о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Организация и проведение внеплановых проверок

     3.11. Предметом внеплановой проверки является соблюдение получателем государственной функции в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний департамента, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

3.12. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения получателем государственной функции ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований

2) поступление в департамент обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

3.13. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в департамент, а также обращения и заявления, не  содержащие  сведений о фактах, указанных в пункте 3.12. административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

     3.14. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

     3.15. Внеплановая выездная проверка получателей государственной функции, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" части 2 пункта 3.12. административного регламента, департаментом после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких получателей государственной функции.

3.16. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер должностные лица департамента, ответственные за исполнение государственной функции вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по надзору посредством направления документов, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

3.17. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в части 2 пункта 3.12. административного регламента, получатель государственной функции уведомляется департаментом, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

     3.18. В случае если в результате деятельности получателя государственной функции причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление получателя государственной функции о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Организация и проведение документарной проверки

     3.19. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах получателя государственной функции устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, в документах, используемых при осуществлении их деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований, а также исполнением предписаний и постановлений департамента.

     3.20. Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется и проводится по месту нахождения департамента.

3.21. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами департамента в первую очередь рассматриваются документы получателя государственной функции, имеющиеся в распоряжении департамента, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных ранее в отношении этих получателей государственной функции мероприятий по надзору.

3.22. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах получателя государственной функции, имеющихся в распоряжении департамента вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение обязательных требований, департамент направляет в адрес получателя государственной функции мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

3.23. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа департамента о проведении документарной проверки.

3.24. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью получателя государственной функции или его уполномоченного представителя.

3.25. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных получателем государственной функции документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в департаменте документах и (или) полученным в ходе осуществления мероприятий по надзору информация об этом направляется получателю государственной функции с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

3.26. Получатели государственной функции, представляющие в департамент пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 3.25. настоящего административного регламента сведений, вправе представить дополнительно в департамент документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

     3.27. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные получателем государственной функции (его уполномоченным представителем) пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при отсутствии пояснений) будут установлены признаки нарушения обязательных требований, должностное лицо департамента вправе провести выездную проверку.

Организация и проведение выездной проверки

     3.28. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах получателя государственной функции сведения; состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, иных подобных объектов, транспортных средств; производимые и реализуемые получателем государственной функции товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований.

     3.29. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения получателя государственной функции и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.

Осмотр принадлежащих получателю государственной функции территорий, помещений и находящихся там документов, осуществляется в присутствии представителя получателя государственной функции или его представителя.

     3.30. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении департамента документах получателя государственной функции;

оценить соответствие деятельности получателя государственной функции обязательным требованиям без проведения соответствующих мероприятий по надзору.

     3.31. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами департамента, осуществляющими региональный государственный экологический надзор, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица получателя государственной функции (его уполномоченного представителя) с распоряжением или приказом департамента о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по надзору, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

3.32. Руководитель, иное должностное лицо получателя государственной функции (его уполномоченный представитель) обязаны предоставить должностным лицам департамента, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые получателем государственной функции при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым получателем государственной функции оборудованию, иным подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым им грузам.

Порядок оформления результатов проверки

3.33. По результатам проверки должностными лицами департамента,     проводящими проверку, составляется акт в двух экземплярах по установленной форме (приложение №3 к настоящему административному регламенту).

3.34. В акте проверки указываются:

 дата, время и место составления акта проверки;

 наименование органа регионального государственного экологического надзора;

 дата и номер распоряжения или приказа департамента;

 фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

 наименование проверяемого получателя государственной функции, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя получателя государственной функции, присутствовавших при проведении проверки;

 дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

 сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, установленных правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

 сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки получателя государственной функции (его уполномоченного представителя), присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у получателя государственной функции указанного журнала;

 подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

   3.35. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается получателю государственной функции (его уполномоченному представителю) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия получателя государственной функции, а также в случае отказа проверяемого получателя государственной функции дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в департаменте.

3.36. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по надзору, и вручается получателю государственной функции (его уполномоченному представителю) под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в департаменте.

3.37. В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

   3.38. Получатели государственной функции обязаны вести журнал учета проверок, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью получателя государственной функции.   

   3.39. В журнале учета проверок должностными лицами департамента осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа регионального государственного экологического надзора, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

   3.41. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

   3.42. Получатели государственной функции, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в департамент в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом получатель государственной функции вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в департамент.

3.43. Должностное лицо департамента, осуществляющее проверку в случае выявления административного правонарушения составляет протокол об административном правонарушении (приложение № 4 к настоящему административному регламенту) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение получателя государственной функции (его законного представителя), в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении получателю государственной функции (его законному представителю), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

     Получателю государственной функции (его законному представителю), в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

3.44. По нарушениям, выявленным в ходе проведения проверки должностное лицо департамента, осуществляющее проверку выдает получателю государственной функции (его законному представителю) предписание об устранении нарушений требований законодательства (приложение № 5 к настоящему административному регламенту).

Ограничения при проведении проверок

3.45. При проведении проверки должностные лица департамента, осуществляющие проверку не вправе:

 проверять выполнение обязательных требований, если проверка  выполнения таких требований не относится к полномочиям департамента;

 осуществлять плановую или внеплановую проверку в случае отсутствия при ее проведении получателя государственной функции (его уполномоченного представителя), за исключением случая проведения такой проверки при возникновении чрезвычайной ситуации, причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства;

 требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

 отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативно-техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

 распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

 превышать установленные сроки проведения проверки;

 осуществлять выдачу получателями государственной функции предписаний или предложений о проведении за их счёт мероприятий по надзору.

Производство по делам об административных правонарушениях

              3.46. При выявлении нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении государственной функции или невыполнении в установленный срок законного предписания должностного лица департамента, осуществляющего государственную функцию, должностное лицо департамента возбуждает и рассматривает дела об административных  правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3.47. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами департамента, указанными в распоряжении Правительства области от 26.12.2005 N 1210-рп «Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор».

3.48. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

 о назначении административного наказания;

 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

                 3.49. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

 наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

 объявления устного замечания;

 прекращения производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

3.50. В постановлении по делу об административном правонарушении (приложение № 6 к настоящему административному регламенту) должны быть указаны:

а) должность, фамилия, имя, отчество должностного лица департамента, вынесшего постановление;

б) дата и место рассмотрения дела;

в) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

г) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

д) статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

е) мотивированное решение по делу;

ж) срок и порядок обжалования постановления.

              В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах.

                3.51. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим постановление.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку получателю государственной функции (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено, либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении в течение трех дней со дня его вынесения.

3.52. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Порядок и формы контроля за предоставлением государственной функции

Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами уполномоченного органа положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений

4.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, положений настоящего административного регламента, нормативных правовых актов, определяющих порядок выполнения административных процедур, осуществляется руководителем уполномоченного органа, а также должностными лицами уполномоченного органа путем проведения проверок.

4.2. По окончании проведения проверки разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков, в порядке и срок, предусмотренные пунктом 4.7. настоящего административного регламента.

4.3. Периодичность проведения проверок устанавливается правовым актом уполномоченного органа, но их проведение должно осуществляться не реже одного раза в квартал.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции

4.4. Проверки полноты и качества исполнения государственной функции осуществляются на основании правовых актов уполномоченного органа, посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

4.5. При проверке рассматриваются все вопросы, связанные с исполнением государственной функции (комплексные проверки), или отдельный вопрос, связанный с исполнением государственной функции (тематические проверки). Кроме того, основанием для проверки является обращение заявителя, содержащее жалобу на решения, действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа.

4.6. Плановые проверки включают в себя контроль полноты и качества исполнения государственной функции, рассмотрение, принятие в пределах компетенции решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа.

4.7. В течение 10 календарных дней со дня утверждения результатов проверки, должностными лицами уполномоченного органа разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков, а также назначаются ответственные лица по контролю за их устранением.

4.8. Мероприятия по устранению выявленных недостатков осуществляются должностными лицами уполномоченного органа в сроки, установленные правовым актом уполномоченного органа.

Ответственность должностных лиц уполномоченного органа за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции

4.9. Должностные лица уполномоченного органа несут ответственность за соблюдение требований настоящего административного регламента.

4.10. Руководители структурных подразделений уполномоченного органа, в которых осуществляются определенные административными процедурами действия, несут персональную ответственность за организацию работы специалистов, за соблюдение сроков и порядка оформления документов в ходе исполнения государственной функции.

4.11. Персональная ответственность должностных лиц уполномоченного органа закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

4.12. Должностные лица уполномоченного органа несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за:

- невыполнение требований настоящего административного регламента, неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- злоупотребление должностными полномочиями.

Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций

4.13. Контроль за исполнением административных процедур по исполнению государственной функции со стороны граждан осуществляется с использованием соответствующей информации, размещаемой на официальных сайтах в сети Интернет, в форме письменных и устных обращений в уполномоченный орган, а также обращений к руководителю уполномоченного органа в ходе проведения теле-, радиоэфиров, Интернет-конференций.

5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения, осуществляемых (принятых) в ходе оказания государственной функции

Информация для заявителей об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции

5.1. Заявитель вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие), решения, принятые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции непосредственно к руководителю уполномоченного органа.

Заявитель, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в уполномоченный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом заявитель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в уполномоченный орган.

Жалоба и прилагаемые к ней документы могут быть направлены заявителем в электронном виде.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

5.2. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие), решения должностных лиц уполномоченного органа при исполнении государственной функции.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается

5.3. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Уполномоченный орган при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица уполномоченного органа, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель, заместитель руководителя уполномоченного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в этот же уполномоченный орган. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в уполномоченный орган.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

5.4. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является предъявление заявителем жалобы на действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

5.5. Каждый заявитель имеет право получить, а должностные лица уполномоченного органа обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть адресована жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

5.6. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа подается руководителю уполномоченного органа.

Заявитель вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие должностных лиц уполномоченного органа заместителю Губернатора Тюменской области, курирующему деятельность уполномоченного органа.

Сроки рассмотрения жалобы

5.7. Срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать 15 дней со дня регистрации такого обращения.

При принятии решения о проведении проверки в соответствии с разделом 4 настоящего Регламента, а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов руководитель уполномоченного органа вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования

5.8. Результатом досудебного (внесудебного) обжалования является ответ заявителю от руководителя уполномоченного органа.

Если в результате рассмотрения доводы жалобы признаются обоснованными, то принимаются решения о восстановлении нарушенных прав заявителя и о применении мер ответственности к должностным лицам уполномоченного органа, допустившим нарушения в ходе исполнения государственной функции на основании настоящего Регламента, повлекшие за собой жалобу заявителя.

Если в результате рассмотрения доводы жалобы признаются необоснованными, то принимаются решения о возвращении жалобы с указанием причин возвращения.

Заявителю направляется сообщение о принятом решении в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения.

Приложение № 1

к административному регламенту исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе

БЛОК-СХЕМА

по организации и проведению проверок при исполнении

государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе

I. При проведении плановых проверок

                            ┌─────────────────────┐

                            │   Ежегодный план    │

                            │ проведения плановых │

                            │       проверок      │

                            └──┬────────────────┬─┘

                               │                │

                               V                V

         ┌─────────────────────────┐         ┌───────────────────────┐

         │  Документарная проверка │ и (или) │   Выездная проверка   │

         └─────────────────────┬───┘         └──┬────────────────────┘

                               │                │

                               V                V

                   ┌─────────────────────────────────────────┐

                   │    Подготовка к проведению проверки:    │

                   │ Приказ департамента недропользования и  │

                   │       экологии Тюменской области        │

                   │          о проведении проверки.         │

                   │      Уведомление проверяемого лица      │

                   └────────────────────┬────────────────────┘

                                        │

                                        V

                         ┌───────────────────────────┐

                         │ Проведение документарной  │

                         │ и (или) выездной проверки │

                         └──────────────┬────────────┘

                                        │

                                        V

                         ┌───────────────────────────┐

                         │ Акт проверки: оформление  │

                         │ ознакомление, подписание  │

                         └──────────────┬────────────┘

                                        │

                                        V

         ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

         │Принятие решений по результатам проверки: вынесение предписания,│

         │  предъявление требования; возбуждение административного дела,  │

         │  направление материалов проверки в правоохранительные органы,  │

         │              подготовка иска о возмещении ущерба               │

         └──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┘

                                        │

                                        V

                       ┌──────────────────────────────────┐

                       │ Контроль за исполнением решений, │

                       │ принятых по результатам проверки │

                       └──────────────────────────────────┘

II. При проведении внеплановой проверки

                            ┌─────────────────────┐

                            │ Внеплановая проверка│

                            └──┬────────────────┬─┘

                               │                │

                               V                V

         ┌──────────────────────────┐         ┌──────────────────────┐

         │  Документарная проверка  │ и (или) │  Выездная проверка   │

         └─────────────────────┬────┘         └─┬────────────────────┘

                               │                │

                               V                V

                   ┌─────────────────────────────────────────┐

                   │    Подготовка к проведению проверки:    │

                   │ Приказ департамента недропользования и  │

                   │       экологии Тюменской области оия    │

                   │          о проведении проверки.         │

                   │      Уведомление проверяемого лица      │

                   └────────────────────┬────────────────────┘

                                      ┌───────────────────────────────────┐

   ┌─────────────────────────┐        │Заявление о согласовании проведения│

   │ Проведение внеплановой  │        │   внеплановой выездной проверки   │

   │ документарной проверки, │        └───────────┬───────────────────────┘

   │ внеплановой проверки    │                    │

   │ исполнения предписаний  │                    │

   └──────────┬──────────────┘                    │

              │                                   V

              │                       ┌───────────────────────────────────┐

              │                       │         Решение прокурора         │

              │                       └────┬────────────────────┬─────────┘

              │                            │                    │

              │                            V                    V

              │             ┌─────────────────┐         ┌─────────────────┐

              │             │ О согласовании  │         │    Об отказе    │

              │             │   проведения    │         │  в согласовании │

              │             │   внеплановой   │         │   проведения    │

              │             │выездной проверки│         │  внеплановой    │

              │             │                 │         │выездной проверки│

              │             └────────┬────────┘         └─────────────────┘

              │                      │

              V                      V

    ┌────────────────┐      ┌──────────────────────┐

    │  Акт проверки  │<─────┤Проведение внеплановой│

    │                │      │  выездной проверки   │

    └─────────┬──────┘      └──────────────────────┘

              │

              V

   ┌─────────────────────────────────────────────────────┐

   │Принятие решения по результатам внеплановой проверки:│

   │  вынесение предписания, предъявление требования;    │

   │   возбуждение административного дела, направление   │

   │  материалов проверки в правоохранительные органы,   │

   │          подготовка иска о возмещении ущерба        │

   └──────────┬──────────────────────────────────────────┘

              │

              V

      ┌────────────────────────────────┐

      │Контроль за исполнением решений,│

      │принятых по результатам проверки│

      └────────────────────────────────┘

Приложение № 2

к административному регламенту исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе

ПРИКАЗ
Департамента недропользования и экологии Тюменской области

о проведении

проверки

(плановой/внеплановой, документарной/выездной)

юридического лица, индивидуального предпринимателя

от “



г. №

1. Провести проверку в отношении 

(наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии)
индивидуального предпринимателя)

2. Место нахождения: 

(юридического лица (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или место жительства индивидуального предпринимателя и место(а) фактического осуществления им деятельности)

3. Назначить лицом(ми), уполномоченным(ми) на проведение проверки: 

(фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), должность должностного лица (должностных лиц), уполномоченного(ых) на проведение проверки)

4. Привлечь к проведению проверки в качестве экспертов, представителей экспертных организаций следующих лиц: 

(фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), должности привлекаемых к проведению проверки экспертов и (или) наименование экспертной организации с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации и наименования органа по аккредитации, выдавшего свидетельство об аккредитации)

5. Установить, что:

настоящая проверка проводится с целью: 

При установлении целей проводимой проверки указывается следующая информация:

а) в случае проведения плановой проверки:

– ссылка на утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок;

б) в случае проведения внеплановой выездной проверки:

– реквизиты ранее выданного проверяемому лицу предписания об устранении выявленного нарушения, срок для исполнения которого истек;

– реквизиты обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, поступивших в Департамент недропользования и экологии Тюменской области;

– реквизиты приказа директора Департамента недропользования и экологии Тюменской области, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

– реквизиты требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов и реквизиты прилагаемых к требованию материалов и обращений;

в) в случае проведения внеплановой выездной проверки, которая подлежит согласованию органами прокуратуры, но в целях принятия неотложных мер должна быть проведена незамедлительно в связи с причинением вреда либо нарушением проверяемых требований, если такое причинение вреда либо нарушение требований обнаружено непосредственно в момент его совершения:

– реквизиты прилагаемой копии документа (рапорта, докладной записки и другие), представленного должностным лицом, обнаружившим нарушение;

задачами настоящей проверки являются: 

6. Предметом настоящей проверки является (отметить нужное):

соблюдение обязательных требований или требований, установленных нормативными правовыми актами;

соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям;

выполнение предписаний Департамента недропользования и экологии Тюменской области;

проведение мероприятий:

по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;

по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

по обеспечению безопасности государства;

по ликвидации последствий причинения такого вреда.

7. Срок проведения проверки: 

К проведению проверки приступить

с “



20

г.

Проверку окончить не позднее





20

г.

8. Правовые основания проведения проверки: 

(ссылка на положение нормативного правового акта, в соответствии с которым осуществляется проверка; ссылка на положения (нормативных) правовых актов, устанавливающих требования, которые являются предметом проверки)

9. В процессе проверки провести следующие мероприятия, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки:  ________________________________________________________

10. Перечень административных регламентов по осуществлению регионального государственного экологического надзора: 

(с указанием наименований, номеров и дат их принятия)

11. Перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:

(должность, фамилия, инициалы руководителя, заместителя руководителя Департамента недропользования и экологии Тюменской области, издавшего приказ о проведении проверки)

(подпись, заверенная печатью)

(фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) и должность должностного лица, непосредственно подготовившего проект приказа, контактный телефон, электронный адрес (при наличии))

Приложение № 3

к административному регламенту исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе





20

г.

(место составления акта)

(дата составления акта)

(время составления акта)

АКТ ПРОВЕРКИ
Департаментом недропользования и экологии Тюменской области юридического или физического лица, индивидуального предпринимателя



По адресу/адресам: 

(место проведения проверки)

На основании: 

(вид документа с указанием реквизитов (номер, дата))

была проведена                              проверка в отношении:

(плановая/внеплановая, документарная/выездная)

(наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии)
индивидуального предпринимателя)

Дата и время проведения проверки:





20

г. с

час.

мин. до

час.

мин. Продолжительность





20

г. с

час.

мин. до

час.

мин. Продолжительность

(заполняется в случае проведения проверок филиалов, представительств,  обособленных структурных подразделений юридического лица или  при осуществлении деятельности индивидуального предпринимателя по нескольким адресам)

Общая продолжительность проверки: 

(рабочих дней/часов)

Акт составлен Департаментом недропользования и экологии Тюменской области.

С копией распоряжения/приказа о проведении проверки ознакомлен(ы): (заполняется при проведении выездной проверки)

(фамилии, инициалы, подпись, дата, время)

Дата и номер решения прокурора (его заместителя) о согласовании проведения проверки:

(заполняется в случае необходимости согласования проверки с органами прокуратуры)

Лицо(а), проводившее проверку: 

(фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), должность должностного лица (должностных лиц), проводившего(их) проверку; в случае привлечения к участию в проверке экспертов, экспертных организаций указываются фамилии, имена, отчества (последнее – при наличии), должности экспертов и/или наименования экспертных организаций с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации и наименование органа
по аккредитации, выдавшего свидетельство)

При проведении проверки присутствовали: 

(фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), должность руководителя, иного должностного лица (должностных лиц) или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, уполномоченного представителя саморегулируемой организации (в случае проведения проверки члена саморегулируемой организации), присутствовавших при проведении мероприятий
по проверке)

В ходе проведения проверки:

выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных нормативными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):

(с указанием характера нарушений; лиц, допустивших нарушения)

выявлены факты невыполнения предписаний Департамента недропользования и экологии Тюменской области (с указанием реквизитов выданных предписаний):

нарушений не выявлено 

Запись в Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых Департаментом недропользования и экологии Тюменской области внесена (заполняется при проведении выездной проверки):

(подпись проверяющего)

(подпись уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя)

Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых Департаментом недропользования и экологии Тюменской области отсутствует (заполняется при проведении выездной проверки):

(подпись проверяющего)

(подпись уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя)

Прилагаемые к акту документы: 

Подписи лиц, проводивших проверку: 

С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил(а):

(фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя)





20

г.

(подпись)

Пометка об отказе ознакомления с актом проверки: 

(подпись уполномоченного должностного лица (лиц), проводившего проверку)

Приложение № 4

к административному регламенту исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе

ПРОТОКОЛ

об административном правонарушении

_______________                                                                    ______________

(дата, время составления)                                                                                                             (место составления)

Протокол составлен____________________________________________________

                                                            (Ф.И.О. должностного лица Департамента недропользования и экологии,

Тюменской области, должность, номер служебного удостоверения, кем и когда выдано)

____________________________________________________________________

При осуществлении проверки деятельности_____________________________________

__________________________________________________________________________

В присутствии:_____________________________________________________________

В отношении:__________________________________________________________

                                   (для физических лиц - Ф.И.О., дата и место рождения, адрес проживания, паспортные

____________________________________________________________________

данные, место работы и должность; для юридических лиц – наименование, юридический и почтовый адрес, 

____________________________________________________________________

сведения о регистрации, банковские реквизиты, ФИО руководителя,

____________________________________________________________________

документ, удостоверяющий служебное положение)

____________________________________________________________________

В присутствии свидетелей (если имеются):

1. __________________________________________________________________

                                      (Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительства, телефон)

____________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

                                      (Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительства, телефон)

____________________________________________________________________

Совершенное правонарушение:_______________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, _______________________________________________________

                                                                   (ФИО физического лица, либо наименование юридического лица,

___________________________________________________________________

в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении)

совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью ____ статьи ______КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное и на основании ст.28.2 КоАП РФ в присутствии (отсутствии) лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (его законного представителя)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ составлен настоящий протокол.

лицу, в отношении которого возбуждено дело об  административном правонарушении, разъяснены его права и обязанности, предусмотренные  статьями 24.2-24.4, 25.1, 25.4 и 30.1 КоАП РФ  

                                   ___________________________________                                                                                                                        

                                                                       (ФИО, подпись)

Свидетелям разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2-24.4, 25.6 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ

___________________________________

                                                                                        (ФИО, подпись)

___________________________________

                                  (ФИО, подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено  дело об административном правонарушении:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Протокол мною прочитан. Записано  правильно,  дополнений  и  замечаний   не   поступило/поступило (ненужное вычеркнуть) ____________________________________

__________________________________________________________________________

(если имеются, то какие именно)

                                                                                               __________________________________                                                                   

                                     (ФИО, подпись)

Подписи свидетелей:                                    

___________________________________

                                     (ФИО, подпись)

___________________________________

                                     (ФИО, подпись)

Копию протокола получил                  ___________________________________

                                      (ФИО, подпись)

Подпись должностного лица, составившего протокол   _____________________

                                                                                               (ФИО, подпись)    

Приложение № 5

к административному регламенту исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе

ПРЕДПИСАНИЕ №              

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ВЫЯВЛЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕРКИ

На основании акта проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства

от



я,

(Ф.И.О. должностного лица

Департамента недропользования и экологии Тюменской области,

должность, номер служебного удостоверения, кем и когда выдано)

ПРЕДПИСЫВАЮ

(Ф.И.О. гражданина (индивидуального предпринимателя) или наименование юр. лица,
которому выдается предписание)

№ п/п

Содержание предписания [*]

Срок исполнения

Основание вынесения предписания [**]

1

2

3

4

Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке. Обжалование не приостанавливает исполнение настоящего предписания.

Лицо, которому выдано предписание, обязано направить информацию о выполнении пунктов настоящего предписания в  Департамент недропользования и экологии Тюменской области

не позднее

дней по истечении срока выполнения соответствующих пунктов

предписания.

Подпись должностного лица:

(Ф.И.О.)

(подпись)

Предписание получено:

(Ф.И.О. гражданина (индивидуального предпринимателя), уполномоченного представителя юридического лица)

(подпись гражданина (индивидуального предпринимателя), уполномоченного представителя юридического лица)

Приложение № 6

к административному регламенту исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

_______________                                                            _______________

(дата, время составления)                                                                                              (место рассмотрения дела)

________________________________________________________________

(Ф.И.О. должностного лица Департамента недропользования и экологии,

Тюменской области, должность, номер служебного удостоверения, кем и когда выдано)

________________________________________________________________

В присутствии (отсутствии) ___________________________________________

                                   (Ф.И.О. должностного лица, гражданина (паспортные данные), законного представителя ________________________________________________________________

ю/л, с указанием документа, подтверждающего полномочия; в отсутствие) 

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч. _ ст. __

КоАП РФ______________________________________________________________

                          (указываются номер и дата протокола, акта проверки и других материалов

________________________________________________________________

дела об административном правонарушении)

В отношении:_____________________________________________________

(для ф/л - Ф.И.О. паспортные данные, место работы и должность

________________________________________________________________

для ю/л – наименование, юридический и почтовый адрес, 

________________________________________________________________

сведения о регистрации, банковские реквизиты, ФИО руководителя,

________________________________________________________________

документ, удостоверяющий служебное положение)

___________________________________________________________

УСТАНОВИЛ:

________________________________________________________________

(указываются обстоятельства, установленные при

________________________________________________________________

                     рассмотрении адм. дела,   имеющие значение для правильного разрешения дела;

________________________________________________________________

обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;  

______________________________________________________________________

статьи Законодательства РФ которые нарушены, статья КоАП РФ предусматривающая ответственность)

______________________________________________________________________

на основании изложенного и руководствуясь________________________________      

                                                                                                        (статья КоАП РФ (ст.ст. 23.22.1, 23.23.1, 23.29)         

п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, ст. 29.10 КоАП РФ

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать___________________________________________________________

                   (для ф/л - Ф.И.О. паспортные данные, место работы и должность для ю/л – наименование,

__________________________________________________________________________

юр. и почтовый адрес,  сведения о регистрации, банковские реквизиты, ФИО руководителя,

__________________________________________________________________________

документ, удостоверяющий служебное положение)

виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена____________________________

                                                       статья КоАП РФ предусм. ответственность

2. Назначить административное наказание в виде штрафа в размере_______________

__________________________________________________________________________

                                                                           (цифрами и прописью)

административный штраф должен быть внесен на счет___________________________

                                                                                             (указываются банковские реквизиты для зачисления штрафа)

не позднее 30 дней со дня вступления настоящего Постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ направлять по адресу: ______________________________________________________________________

              При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, материалы дела будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

За неуплату административного штрафа в срок предусмотрено наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч.1 ст.20.25 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в соответствии со ст.30.1 КоАП РФ.

Постановление принято                                       «____»_________________20__ г.

Срок вступления постановления в

законную силу                                                       «____»_________________20__ г.

Постановление вручено                         

выслано по почте                                                  «____» _________________20__ г.

Срок  предъявления  постановления  к  его  исполнению:  в  течении  двух лет   с   момента   вступления    постановления    в   законную    силу

Подпись должностного лица, вынесшего постановление  ___________________

Копию настоящего постановления получил          «____»_________________20__г.

Закиева Ольга Геннадьевна

55-62-40

[*] Указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка.

[**] Указываются ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 110.010.080 Экологическая экспертиза

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать