Основная информация
Дата опубликования: | 16 августа 2011г. |
Номер документа: | RU04000201100769 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Бурятия |
Принявший орган: | Правительство Республики Бурятия |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Распоряжения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОТ 16 АВГУСТА 2011 ГОДА № 584-Р
г. Улан-Удэ
Для определения целей и задач бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия в среднесрочной перспективе:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2012-2014 годы.
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия при формировании и исполнении республиканского бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов руководствоваться положениями Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Президент – Председатель
Правительства Республики Бурятия
В. Наговицын
___________________
Проект представлен Министерством финансов
тел. 22-09-63
ОДОБРЕНЫ
распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 16.08. 2011 № 584-р
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия
на 2012-2014 годы
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2012-2014 годы разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах, Посланием Президента Республики Бурятия к народу Республики Бурятия и Народному Хуралу Республики Бурятия и определены исходя из стратегических целей социально-экономического развития Республики Бурятия.
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2012-2014 годы являются:
- сохранение и развитие доходного потенциала Республики Бурятия;
- государственная поддержка инновационного пути развития экономики Республики Бурятия;
- повышение эффективности бюджетных расходов и предоставления государственных услуг в целях безусловного выполнения социальных обязательств перед гражданами. Переход на новые формы финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Бурятия;
- совершенствование межбюджетных отношений.
Сохранение и развитие доходного потенциала Республики Бурятия
Формирование доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2012-2014 годах будет осуществляться в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах, а также исходя из динамики основных макроэкономических показателей, определенных прогнозом социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочную перспективу.
В целом в республике сформирована система налоговых преференций для инвесторов, малого и среднего бизнеса, реального сектора экономики. Отменены льготы, утратившие свою актуальность. Действующие налоговые льготы носят стимулирующий характер; эффект от их предоставления способствует привлечению инвестиций, развитию субъектами бизнеса производственной деятельности, росту налоговых доходов.
Вместе с тем в рамках проводимой налоговой политики в республике требуется принять меры по поддержке организаций инновационной инфраструктуры. В частности, в отношении технопарков, бизнес-инкубаторов и прочих организаций инновационной инфраструктуры, создаваемых Правительством Республики Бурятия и органами местного самоуправления, необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении таких форм поддержки, как освобождение от налога на имущество организаций, снижение на 4,5 процента ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет.
При проведении налоговой политики в среднесрочном периоде необходимо учитывать изменения в федеральном законодательстве. Так, начиная с 2012 года изменится федеральное налоговое законодательство по налогообложению малого бизнеса. Постепенно будет вводиться патентная система налогообложения и сокращаться сфера применения налогового режима в виде единого налога на вмененный доход. С 2013 года будут исключаться отдельные виды предпринимательской деятельности, по которым может применяться ЕНВД, а с 2014 года ЕНВД полностью исключается из перечня специальных налоговых режимов.
Исключение из сферы применения ЕНВД наиболее распространенных для малого бизнеса видов деятельности, розничной торговли и общепита может привести к снижению налоговых поступлений местных бюджетов. Учитывая, что возможный годовой доход по видам предпринимательской деятельности будет устанавливаться региональным налоговым законодательством и 90 % доходов по патентной системе налогообложения будут закреплены за бюджетами муниципальных районов и городских округов, республиканским исполнительным органам государственной власти необходимо организовать взаимодействие с органами местного самоуправления по определению оптимального размера доходов.
В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» требуется подготовить проект республиканского закона об отмене нулевой ставки по налогу на имущество организаций в отношении бюджетных, казенных, автономных учреждений.
В области управления государственным имуществом в республике в среднесрочном периоде должна быть оптимизирована структура находящихся в государственной собственности Республики Бурятия корпоративных активов с целью формирования новых устойчивых источников бюджетных доходов и сохранения в республиканской собственности имеющихся высоколиквидных корпоративных активов.
Продолжится приватизация низколиквидных и (или) непрофильных имущественных комплексов республиканских унитарных предприятий, а также имущества, не обеспечивающего выполнение государственных функций и полномочий Республики Бурятия.
В рамках оптимизации государственного имущества будет осуществляться передача республиканского имущества в федеральную или муниципальную собственность по основаниям и в порядке, установленном законодательством.
Республиканское имущество, не пригодное к дальнейшему использованию, будет списываться.
В рамках подготовки к введению налога на недвижимость в среднесрочном периоде в республике будут проводиться работы по переоценке кадастровой стоимости земельных участков по тем категориям, кадастровая оценка которых существенно ниже рыночной оценки земельных участков с аналогичными видами разрешенного использования, с учетом факторов их рыночной стоимости, определенных по результатам анализа рынка недвижимости. При этом государственная кадастровая оценка земель различных категорий с учетом предыдущих работ должна быть проведена:
- по землям сельскохозяйственного назначения - не позднее 2012 года;
- по землям населенных пунктов - не позднее 2012 года;
- по землям водного фонда - не позднее 2013 года;
- по землям садоводческих, огороднических и дачных объединений - не позднее 2013 года;
- по землям лесного фонда - не позднее 2013 года;
- по землям особо охраняемых территорий и объектов - не позднее 2015 года;
- по землям промышленности - не позднее 2015 года.
Государственная поддержка инновационного пути развития экономики Республики Бурятия
По прогнозным расчетам в 2012 году в экономике Республики Бурятия рост физического объема валового регионального продукта составит 103,2 % к уровню 2011 года. Рост физических объемов валового регионального продукта планируется в 2012-2013 годах за счет увеличения составляющих совокупного спроса:
- промышленное производство должно увеличиться в 2012 году на 4,0 %, в 2013 году - на 3,7 %;
- инвестиции в основной капитал должны увеличиться в 2012 году на 2,6 %, в 2013 году - на 3,0 %.
В среднесрочный период перед экономикой республики будут стоять следующие задачи: обуздание роста инфляции, сохранение набранных темпов инвестиционного роста, перевод реального сектора региональной экономики на инновационный путь развития путем активизации привлечения частных инвестиций и развития конкуренции, сокращение присутствия государства в экономике, в том числе за счет приватизации государственного имущества.
Серьезным фактором сдерживания инфляции в среднесрочной перспективе станет реализация крупных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве в целях обеспечения потребительского рынка республики продукцией собственного производства.
В этих целях основной акцент в развитии агропромышленного комплекса республики будет сделан на активизацию проведения инвестиционной политики по направлениям:
- развитие производственной инфраструктуры;
- повышение уровня развития технологической и технической баз.
Для реализации данных направлений будут задействованы следующие механизмы государственной поддержки:
- стимулирование создания интегрированных структур;
- поддержка развития инфраструктурных объектов на условиях софинансирования бюджетами разных уровней, а также государственно-частного партнерства;
- реализация различных финансовых механизмов (лизинг, субсидирование процентной ставки);
- субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей на стартовые периоды реализации инвестиционных проектов.
Важным нововведением станет появление в бюджете дорожного фонда, призванного обеспечить финансирование дорожной деятельности.
С целью создания условий для развития предпринимательства в инновационной сфере в среднесрочном периоде планируется завершить работы по созданию республиканского технопарка, а также инновационного комплекса.
Стимулирование развития инновационной деятельности будет осуществляться путем применения ускоренной амортизации на оборудование; предоставления инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль и налогу на имущество организациям, реализующим инновационные проекты; предоставления льгот по налогу на прибыль в части уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму расходов, связанных с проведением НИОКР, предоставления субсидий действующим более 1 года малым инновационным компаниям на компенсацию капитальных и текущих затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства, новых технологических процессов, приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т.п.
Особое внимание будет уделяться созданию благоприятных условий для молодых предпринимателей, к числу которых относятся физические лица в возрасте до 30 лет, юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50 %.
Для данной категории субъектов малого предпринимательства будут реализованы мероприятия, направленные на популяризацию предпринимательской деятельности, стимулирование открытия лицами молодого возраста собственного дела, информационное и консультационное сопровождение деятельности молодых предпринимателей, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным молодыми людьми.
Повышение эффективности бюджетных расходов и предоставления государственных услуг в целях безусловного выполнения социальных обязательств перед гражданами. Переход на новые формы финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений
В среднесрочном периоде работа по повышению эффективности бюджетных расходов в Республике Бурятия будет осуществляться в соответствии с положениями, установленными Программой Правительства Республики Бурятия по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года.
К 1 июля 2012 года в республике правовое положение государственных (муниципальных) учреждений будет приведено в соответствие с положениями Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Перед исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления встает задача организовать деятельность бюджетных, автономных и казенных учреждений по повышению качества предоставления государственных услуг, созданию стимулов и мотивации к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного имущества.
В этих целях в период 2012-2014 годов в республике будет продолжена работа по совершенствованию системы планирования и учета государственных услуг путем разработки и утверждения стандартов качества, регламентов предоставления государственных услуг (выполнения работ), нормативов затрат при введении новых видов услуг (работ).
Финансовое обеспечение расходов государственных учреждений должно производиться в строгом соответствии с объемами доведенного государственного задания, составленного с учетом необходимости предоставления конкретной государственной услуги (работы), соответствующей стандартам качества.
Руководителям исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений необходимо уделять особое внимание повышению энергоэффективности, переходу на рациональную модель потребления ресурсов, энергообследованию.
При формировании проекта республиканского бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ассигнования на оплату труда работников бюджетной сферы должны планироваться с учетом увеличения в 2011 году фондов оплаты труда:
- работников республиканских государственных учреждений (кроме педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений, непосредственно осуществляющих учебный процесс) на 6,5 процента;
- педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений, непосредственно осуществляющих учебный процесс, - с условием доведения среднемесячной заработной платы учителей до среднемесячной заработной платы работников в Республике Бурятия.
На среднесрочную перспективу 2012-2014 годов в Республике Бурятия будет продолжена политика ограничения расходов на содержание органов государственной власти Республики Бурятия, в том числе сокращения предельной численности государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов.
В условиях внедрения новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг необходимо кардинально изменить подходы к осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля в республике. Следует четко разграничить полномочия и ответственность органов государственного контроля, устранить параллелизм и дублирование в их работе.
Государственные закупки товаров, работ, услуг представляют собой значительный объем расходной части бюджета. В связи с этим развитие системы государственных закупок в Республике Бурятия должно быть направлено на повышение качества планирования размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, обеспечивающих потребности бюджетной сферы при минимальных затратах бюджетных средств.
В этих целях заказчикам следует проводить постоянный анализ рынка закупаемой продукции и использовать данные для обоснования цены и свойств продукции, требований к гарантийному сроку службы, условий поставок.
Необходимо также рассмотреть вопрос о расширении практики заключения контрактов, выходящих за пределы финансового года. Для государственных и муниципальных заказчиков должна быть усилена ответственность за соблюдение установленных сроков планирования и подготовки контрактов.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности
и устойчивости бюджета Республики Бурятия
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Бурятия является базовым условием повышения эффективности бюджетных расходов.
Для безусловного обеспечения принятых бюджетных обязательств необходимо сохранить механизм приоритетности расходов с учетом реальных возможностей бюджета. Это означает, что доходы бюджета будут в первую очередь направляться на обеспечение своевременной выплаты заработной платы, стипендий, оказание социальной поддержки гражданам.
В 2010 году в республике была возобновлена практика бюджетного планирования на трехлетний период.
Трехлетний бюджет продемонстрировал такие преимущества, как обеспечение преемственности государственной политики и предсказуемости бюджетных ассигнований, возможность вносить по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения, возможность более равномерного использования бюджетных средств в течение года.
Следующим этапом совершенствования бюджетного планирования должен стать переход на программно-целевой принцип формирования бюджета.
Период 2011-2012 годов является периодом подготовки к переходу на формирование программного бюджета, предусматривающего утверждение бюджетных ассигнований в разрезе государственных программ и соответствующих подпрограмм.
Для внедрения программно-целевых принципов формирования бюджета в республике в 2011-2012 годах должны быть реализованы мероприятия, включающие формирование и утверждение перечня государственных программ Республики Бурятия; утверждение порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия; внесение изменений в республиканский закон «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» в части установления прав, обязанностей и ответственности при формировании бюджета Республики Бурятия на основе программно-целевого метода.
К 1 апреля 2012 года каждый исполнительный орган государственной власти в республике должен сформировать одну или несколько государственных программ, состоящих из подпрограмм и действующих республиканских целевых программ и охватывающих как текущие, так и капитальные расходы.
Республиканский бюджет на 2013 год и на плановый период 2014- 2015 годов должен быть сформирован по программному принципу.
Важным условием обеспечения сбалансированности бюджета является проведение взвешенной долговой политики.
В среднесрочном периоде 2012-2014 годов долговая политика Республики Бурятия будет строиться по следующим направлениям:
- обеспечение гарантированного исполнения обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга, а также его рефинансированию;
- оперативное реагирование на изменяющиеся условия привлечения займов на различных сегментах внутреннего рынка и обеспечение возможности использования наиболее благоприятных на соответствующий период источников, форм и инструментов заимствований, в том числе проведение заимствований путем выпуска государственных ценных бумаг;
- оптимальное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и снижения стоимости его обслуживания;
- прозрачность управления и доступность информации о государственном долге.
Совершенствование межбюджетных отношений
В среднесрочной перспективе регулирование межбюджетных отношений в Республике Бурятия будет строиться с учетом практики стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Механизм распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов должен оказывать стимулирующее воздействие на муниципальные образования.
Необходимо усовершенствовать методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления путем расширения перечня показателей и обеспечить доступность и объективность информации о финансово-экономическом состоянии территории.
В то же время перечень показателей должен быть легко проверяемым, сбор и обработка данных не должны приводить к значительному увеличению административной нагрузки на представителей местных администраций.
Дотации из Республиканского фонда стимулирования предоставляются на основании индикаторов оценки деятельности муниципальных образований за отчетный год.
В числе показателей рейтинговой оценки муниципальных образований присутствует показатель «темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального образования на одного жителя». Аналогичную схему для поощрения поселений целесообразно перенести на уровень муниципальных образований с созданием муниципальных фондов стимулирования поселений.
Для оптимизации структуры муниципальных образований начиная с 2012 года будут предоставляться субсидии на стимулирование объединения поселений в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.04.2010 № 143 «Об утверждении методик распределения и предоставления субсидий из республиканского бюджета на компенсацию потерь, возникающих в результате объединения поселений, и на стимулирование объединения поселений в Республике Бурятия».
В целях совершенствования межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий в сфере здравоохранения, установленным Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», требуется произвести корректировку Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 № 1334-III «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия» и Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 № 899-III «Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия по реализации Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Нормы Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключили полномочие органов местного самоуправления по расчету цен (тарифов) для потребителей и установлению тарифов. В связи с этим необходимо произвести корректировку методики расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в части исключения разделения на группы муниципальных образований из расчета коэффициента дифференциации стоимости жилищно-коммунальных услуг.
При формировании проекта республиканского бюджета следует учесть компенсации бюджетам муниципальных районов (городских округов) недопоступившего налога на доходы физических лиц по дополнительному нормативу взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В среднесрочном периоде будет продолжена практика предоставления из республиканского бюджета краткосрочных бюджетных кредитов муниципальным образованиям на частичное покрытие дефицита местных бюджетов на условиях возмездности и возвратности.
Одним из направлений деятельности муниципалитетов по повышению эффективности деятельности станет разработка и реализация муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
В рамках этой работы перед исполнительными органами государственной власти республики стоит задача обеспечить методическое сопровождение процессов разработки и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОТ 16 АВГУСТА 2011 ГОДА № 584-Р
г. Улан-Удэ
Для определения целей и задач бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия в среднесрочной перспективе:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2012-2014 годы.
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия при формировании и исполнении республиканского бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов руководствоваться положениями Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Президент – Председатель
Правительства Республики Бурятия
В. Наговицын
___________________
Проект представлен Министерством финансов
тел. 22-09-63
ОДОБРЕНЫ
распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 16.08. 2011 № 584-р
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия
на 2012-2014 годы
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2012-2014 годы разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах, Посланием Президента Республики Бурятия к народу Республики Бурятия и Народному Хуралу Республики Бурятия и определены исходя из стратегических целей социально-экономического развития Республики Бурятия.
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2012-2014 годы являются:
- сохранение и развитие доходного потенциала Республики Бурятия;
- государственная поддержка инновационного пути развития экономики Республики Бурятия;
- повышение эффективности бюджетных расходов и предоставления государственных услуг в целях безусловного выполнения социальных обязательств перед гражданами. Переход на новые формы финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Бурятия;
- совершенствование межбюджетных отношений.
Сохранение и развитие доходного потенциала Республики Бурятия
Формирование доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2012-2014 годах будет осуществляться в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах, а также исходя из динамики основных макроэкономических показателей, определенных прогнозом социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочную перспективу.
В целом в республике сформирована система налоговых преференций для инвесторов, малого и среднего бизнеса, реального сектора экономики. Отменены льготы, утратившие свою актуальность. Действующие налоговые льготы носят стимулирующий характер; эффект от их предоставления способствует привлечению инвестиций, развитию субъектами бизнеса производственной деятельности, росту налоговых доходов.
Вместе с тем в рамках проводимой налоговой политики в республике требуется принять меры по поддержке организаций инновационной инфраструктуры. В частности, в отношении технопарков, бизнес-инкубаторов и прочих организаций инновационной инфраструктуры, создаваемых Правительством Республики Бурятия и органами местного самоуправления, необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении таких форм поддержки, как освобождение от налога на имущество организаций, снижение на 4,5 процента ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет.
При проведении налоговой политики в среднесрочном периоде необходимо учитывать изменения в федеральном законодательстве. Так, начиная с 2012 года изменится федеральное налоговое законодательство по налогообложению малого бизнеса. Постепенно будет вводиться патентная система налогообложения и сокращаться сфера применения налогового режима в виде единого налога на вмененный доход. С 2013 года будут исключаться отдельные виды предпринимательской деятельности, по которым может применяться ЕНВД, а с 2014 года ЕНВД полностью исключается из перечня специальных налоговых режимов.
Исключение из сферы применения ЕНВД наиболее распространенных для малого бизнеса видов деятельности, розничной торговли и общепита может привести к снижению налоговых поступлений местных бюджетов. Учитывая, что возможный годовой доход по видам предпринимательской деятельности будет устанавливаться региональным налоговым законодательством и 90 % доходов по патентной системе налогообложения будут закреплены за бюджетами муниципальных районов и городских округов, республиканским исполнительным органам государственной власти необходимо организовать взаимодействие с органами местного самоуправления по определению оптимального размера доходов.
В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» требуется подготовить проект республиканского закона об отмене нулевой ставки по налогу на имущество организаций в отношении бюджетных, казенных, автономных учреждений.
В области управления государственным имуществом в республике в среднесрочном периоде должна быть оптимизирована структура находящихся в государственной собственности Республики Бурятия корпоративных активов с целью формирования новых устойчивых источников бюджетных доходов и сохранения в республиканской собственности имеющихся высоколиквидных корпоративных активов.
Продолжится приватизация низколиквидных и (или) непрофильных имущественных комплексов республиканских унитарных предприятий, а также имущества, не обеспечивающего выполнение государственных функций и полномочий Республики Бурятия.
В рамках оптимизации государственного имущества будет осуществляться передача республиканского имущества в федеральную или муниципальную собственность по основаниям и в порядке, установленном законодательством.
Республиканское имущество, не пригодное к дальнейшему использованию, будет списываться.
В рамках подготовки к введению налога на недвижимость в среднесрочном периоде в республике будут проводиться работы по переоценке кадастровой стоимости земельных участков по тем категориям, кадастровая оценка которых существенно ниже рыночной оценки земельных участков с аналогичными видами разрешенного использования, с учетом факторов их рыночной стоимости, определенных по результатам анализа рынка недвижимости. При этом государственная кадастровая оценка земель различных категорий с учетом предыдущих работ должна быть проведена:
- по землям сельскохозяйственного назначения - не позднее 2012 года;
- по землям населенных пунктов - не позднее 2012 года;
- по землям водного фонда - не позднее 2013 года;
- по землям садоводческих, огороднических и дачных объединений - не позднее 2013 года;
- по землям лесного фонда - не позднее 2013 года;
- по землям особо охраняемых территорий и объектов - не позднее 2015 года;
- по землям промышленности - не позднее 2015 года.
Государственная поддержка инновационного пути развития экономики Республики Бурятия
По прогнозным расчетам в 2012 году в экономике Республики Бурятия рост физического объема валового регионального продукта составит 103,2 % к уровню 2011 года. Рост физических объемов валового регионального продукта планируется в 2012-2013 годах за счет увеличения составляющих совокупного спроса:
- промышленное производство должно увеличиться в 2012 году на 4,0 %, в 2013 году - на 3,7 %;
- инвестиции в основной капитал должны увеличиться в 2012 году на 2,6 %, в 2013 году - на 3,0 %.
В среднесрочный период перед экономикой республики будут стоять следующие задачи: обуздание роста инфляции, сохранение набранных темпов инвестиционного роста, перевод реального сектора региональной экономики на инновационный путь развития путем активизации привлечения частных инвестиций и развития конкуренции, сокращение присутствия государства в экономике, в том числе за счет приватизации государственного имущества.
Серьезным фактором сдерживания инфляции в среднесрочной перспективе станет реализация крупных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве в целях обеспечения потребительского рынка республики продукцией собственного производства.
В этих целях основной акцент в развитии агропромышленного комплекса республики будет сделан на активизацию проведения инвестиционной политики по направлениям:
- развитие производственной инфраструктуры;
- повышение уровня развития технологической и технической баз.
Для реализации данных направлений будут задействованы следующие механизмы государственной поддержки:
- стимулирование создания интегрированных структур;
- поддержка развития инфраструктурных объектов на условиях софинансирования бюджетами разных уровней, а также государственно-частного партнерства;
- реализация различных финансовых механизмов (лизинг, субсидирование процентной ставки);
- субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей на стартовые периоды реализации инвестиционных проектов.
Важным нововведением станет появление в бюджете дорожного фонда, призванного обеспечить финансирование дорожной деятельности.
С целью создания условий для развития предпринимательства в инновационной сфере в среднесрочном периоде планируется завершить работы по созданию республиканского технопарка, а также инновационного комплекса.
Стимулирование развития инновационной деятельности будет осуществляться путем применения ускоренной амортизации на оборудование; предоставления инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль и налогу на имущество организациям, реализующим инновационные проекты; предоставления льгот по налогу на прибыль в части уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму расходов, связанных с проведением НИОКР, предоставления субсидий действующим более 1 года малым инновационным компаниям на компенсацию капитальных и текущих затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства, новых технологических процессов, приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т.п.
Особое внимание будет уделяться созданию благоприятных условий для молодых предпринимателей, к числу которых относятся физические лица в возрасте до 30 лет, юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50 %.
Для данной категории субъектов малого предпринимательства будут реализованы мероприятия, направленные на популяризацию предпринимательской деятельности, стимулирование открытия лицами молодого возраста собственного дела, информационное и консультационное сопровождение деятельности молодых предпринимателей, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным молодыми людьми.
Повышение эффективности бюджетных расходов и предоставления государственных услуг в целях безусловного выполнения социальных обязательств перед гражданами. Переход на новые формы финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений
В среднесрочном периоде работа по повышению эффективности бюджетных расходов в Республике Бурятия будет осуществляться в соответствии с положениями, установленными Программой Правительства Республики Бурятия по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года.
К 1 июля 2012 года в республике правовое положение государственных (муниципальных) учреждений будет приведено в соответствие с положениями Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Перед исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления встает задача организовать деятельность бюджетных, автономных и казенных учреждений по повышению качества предоставления государственных услуг, созданию стимулов и мотивации к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного имущества.
В этих целях в период 2012-2014 годов в республике будет продолжена работа по совершенствованию системы планирования и учета государственных услуг путем разработки и утверждения стандартов качества, регламентов предоставления государственных услуг (выполнения работ), нормативов затрат при введении новых видов услуг (работ).
Финансовое обеспечение расходов государственных учреждений должно производиться в строгом соответствии с объемами доведенного государственного задания, составленного с учетом необходимости предоставления конкретной государственной услуги (работы), соответствующей стандартам качества.
Руководителям исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений необходимо уделять особое внимание повышению энергоэффективности, переходу на рациональную модель потребления ресурсов, энергообследованию.
При формировании проекта республиканского бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ассигнования на оплату труда работников бюджетной сферы должны планироваться с учетом увеличения в 2011 году фондов оплаты труда:
- работников республиканских государственных учреждений (кроме педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений, непосредственно осуществляющих учебный процесс) на 6,5 процента;
- педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений, непосредственно осуществляющих учебный процесс, - с условием доведения среднемесячной заработной платы учителей до среднемесячной заработной платы работников в Республике Бурятия.
На среднесрочную перспективу 2012-2014 годов в Республике Бурятия будет продолжена политика ограничения расходов на содержание органов государственной власти Республики Бурятия, в том числе сокращения предельной численности государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов.
В условиях внедрения новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг необходимо кардинально изменить подходы к осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля в республике. Следует четко разграничить полномочия и ответственность органов государственного контроля, устранить параллелизм и дублирование в их работе.
Государственные закупки товаров, работ, услуг представляют собой значительный объем расходной части бюджета. В связи с этим развитие системы государственных закупок в Республике Бурятия должно быть направлено на повышение качества планирования размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, обеспечивающих потребности бюджетной сферы при минимальных затратах бюджетных средств.
В этих целях заказчикам следует проводить постоянный анализ рынка закупаемой продукции и использовать данные для обоснования цены и свойств продукции, требований к гарантийному сроку службы, условий поставок.
Необходимо также рассмотреть вопрос о расширении практики заключения контрактов, выходящих за пределы финансового года. Для государственных и муниципальных заказчиков должна быть усилена ответственность за соблюдение установленных сроков планирования и подготовки контрактов.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности
и устойчивости бюджета Республики Бурятия
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Бурятия является базовым условием повышения эффективности бюджетных расходов.
Для безусловного обеспечения принятых бюджетных обязательств необходимо сохранить механизм приоритетности расходов с учетом реальных возможностей бюджета. Это означает, что доходы бюджета будут в первую очередь направляться на обеспечение своевременной выплаты заработной платы, стипендий, оказание социальной поддержки гражданам.
В 2010 году в республике была возобновлена практика бюджетного планирования на трехлетний период.
Трехлетний бюджет продемонстрировал такие преимущества, как обеспечение преемственности государственной политики и предсказуемости бюджетных ассигнований, возможность вносить по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения, возможность более равномерного использования бюджетных средств в течение года.
Следующим этапом совершенствования бюджетного планирования должен стать переход на программно-целевой принцип формирования бюджета.
Период 2011-2012 годов является периодом подготовки к переходу на формирование программного бюджета, предусматривающего утверждение бюджетных ассигнований в разрезе государственных программ и соответствующих подпрограмм.
Для внедрения программно-целевых принципов формирования бюджета в республике в 2011-2012 годах должны быть реализованы мероприятия, включающие формирование и утверждение перечня государственных программ Республики Бурятия; утверждение порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия; внесение изменений в республиканский закон «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» в части установления прав, обязанностей и ответственности при формировании бюджета Республики Бурятия на основе программно-целевого метода.
К 1 апреля 2012 года каждый исполнительный орган государственной власти в республике должен сформировать одну или несколько государственных программ, состоящих из подпрограмм и действующих республиканских целевых программ и охватывающих как текущие, так и капитальные расходы.
Республиканский бюджет на 2013 год и на плановый период 2014- 2015 годов должен быть сформирован по программному принципу.
Важным условием обеспечения сбалансированности бюджета является проведение взвешенной долговой политики.
В среднесрочном периоде 2012-2014 годов долговая политика Республики Бурятия будет строиться по следующим направлениям:
- обеспечение гарантированного исполнения обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга, а также его рефинансированию;
- оперативное реагирование на изменяющиеся условия привлечения займов на различных сегментах внутреннего рынка и обеспечение возможности использования наиболее благоприятных на соответствующий период источников, форм и инструментов заимствований, в том числе проведение заимствований путем выпуска государственных ценных бумаг;
- оптимальное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и снижения стоимости его обслуживания;
- прозрачность управления и доступность информации о государственном долге.
Совершенствование межбюджетных отношений
В среднесрочной перспективе регулирование межбюджетных отношений в Республике Бурятия будет строиться с учетом практики стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Механизм распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов должен оказывать стимулирующее воздействие на муниципальные образования.
Необходимо усовершенствовать методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления путем расширения перечня показателей и обеспечить доступность и объективность информации о финансово-экономическом состоянии территории.
В то же время перечень показателей должен быть легко проверяемым, сбор и обработка данных не должны приводить к значительному увеличению административной нагрузки на представителей местных администраций.
Дотации из Республиканского фонда стимулирования предоставляются на основании индикаторов оценки деятельности муниципальных образований за отчетный год.
В числе показателей рейтинговой оценки муниципальных образований присутствует показатель «темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального образования на одного жителя». Аналогичную схему для поощрения поселений целесообразно перенести на уровень муниципальных образований с созданием муниципальных фондов стимулирования поселений.
Для оптимизации структуры муниципальных образований начиная с 2012 года будут предоставляться субсидии на стимулирование объединения поселений в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.04.2010 № 143 «Об утверждении методик распределения и предоставления субсидий из республиканского бюджета на компенсацию потерь, возникающих в результате объединения поселений, и на стимулирование объединения поселений в Республике Бурятия».
В целях совершенствования межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий в сфере здравоохранения, установленным Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», требуется произвести корректировку Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 № 1334-III «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия» и Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 № 899-III «Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия по реализации Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Нормы Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключили полномочие органов местного самоуправления по расчету цен (тарифов) для потребителей и установлению тарифов. В связи с этим необходимо произвести корректировку методики расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в части исключения разделения на группы муниципальных образований из расчета коэффициента дифференциации стоимости жилищно-коммунальных услуг.
При формировании проекта республиканского бюджета следует учесть компенсации бюджетам муниципальных районов (городских округов) недопоступившего налога на доходы физических лиц по дополнительному нормативу взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В среднесрочном периоде будет продолжена практика предоставления из республиканского бюджета краткосрочных бюджетных кредитов муниципальным образованиям на частичное покрытие дефицита местных бюджетов на условиях возмездности и возвратности.
Одним из направлений деятельности муниципалитетов по повышению эффективности деятельности станет разработка и реализация муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
В рамках этой работы перед исполнительными органами государственной власти республики стоит задача обеспечить методическое сопровождение процессов разработки и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Бурятия № 151 от 20.08.2011 стр. 5-7, Официальный вестник №96 |
Рубрики правового классификатора: | 080.060.060 Бюджетный процесс, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 020.030.010 Общие положения, 080.060.010 Общие положения, 080.060.020 Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: