Основная информация
Дата опубликования: | 18 апреля 2008г. |
Номер документа: | ru72000200800174 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Тюменская область |
Принявший орган: | Тюменская областная Дума |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Распоряжения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18.04.2008 № 44-рп
Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов области, иных нормативных правовых актов, принимаемых Тюменской областной Думой
В редакции Распоряжения Тюменской областной Думы
От 11.11.2009 № 146-рп (НГР:ru72000200900468)
От 15.02.2010 № 24-рп (НГР:ru72000201000027)
Во исполнение статей 15, 17, 19.1 Закона Тюменской области от 07.03.2003 № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области», в соответствии со статьей 14 Регламента Тюменской областной Думы:
1. Утвердить Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов области, иных нормативных правовых актов, принимаемых Тюменской областной Думой (прилагается).
2. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов законов области, иных нормативных правовых актов, принимаемых областной Думой, возложить на правовое управление областной Думы (В.А. Серков).
3. Подготовить предложения по внесению изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих правового управления областной Думы в соответствии с настоящим распоряжением (В.А. Серков,
Л.И. Матаева).
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Председатель областной Думы СЕ. Корепанов
Приложение
к распоряжению председателя
областной Думы
от 18.04.2008 № 44-рп
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения антикоррупционной экспертизы
проектов законов области, иных нормативных правовых актов,
принимаемых Тюменской областной Думой
1. Общие положения
1.1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов области, иных нормативных правовых актов, принимаемых Тюменской областной Думой (далее - проекты).
1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится с целью предупреждения принятия областной Думой законов области, иных нормативных правовых актов, содержащих коррупционные факторы.
1.3. Задачей антикоррупционной экспертизы является выявление и описание коррупционных факторов, содержащихся в проектах, подготовка предложений, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
1.4. Антикоррупционная экспертиза является частью правовой экспертизы. Контроль за проведением антикоррупционной экспертизы осуществляется
начальником правового управления областной Думы (далее - управление), а в его отсутствие - заместителем начальника управления, в обязанности которого входит контроль за проведением в установленные сроки правовой экспертизы и подготовкой заключений.
1.5. По решению председателя областной Думы на основании предложения начальника правового управления антикоррупционная экспертиза особо сложных проектов может быть проведена на договорной основе научными организациями, имеющими опыт исследования в области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также специалистами (экспертами), имеющими ученую степень в области права и опыт проведения антикоррупционной экспертизы.
1.6. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с настоящим Положением в сроки, определенные Регламентом Тюменской областной Думы для проведения правовой экспертизы.
1.7. В целях наиболее эффективного проведения антикоррупционной экспертизы проектов в управлении осуществляется координация деятельности по ее проведению.
Координация предполагает:
анализ практики проведения антикоррупционной экспертизы в управлении;
изучение и обобщение опыта иных субъектов Российской Федерации по правовому регулированию и проведению антикоррупционной экспертизы;
- подготовку предложений по совершенствованию антикоррупционной экспертизы;
- подготовку сведений о результатах работы по проведению в управлении антикоррупционной экспертизы для их включения в отчет о работе управления за год.
1.8. Областной Думой могут заключаться соглашения о взаимодействии в сфере антикоррупционной экспертизы с правоохранительными и иными органами государственной власти в целях информационного обеспечения областной Думы по вопросам практики применения областного законодательства и его влияния на возникновение коррупционных правонарушений в области.
2. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы
В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проекты квалифицируются как коррупциогенные при наличии признаков следующих коррупционных факторов:
1) определение компетенции органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц по формуле «вправе», «может».
Это создает возможность при осуществлении названными субъектами государственных и иных функций, должностных обязанностей в некоторых случаях использовать полномочие как право, а не обязанность и не осуществлять его. Это относится к любым видам полномочий -регистрационным, разрешительным, контрольным, юрисдикционным и нормотворческим. В результате этого правоприменение может обрести признак избирательности и ставиться в зависимость от личной заинтересованности правоприменителя;
2) широта и неопределенность дискреционных полномочий. Необходимо сузить до минимума возможность необоснованного
отраслевого и ведомственного нормотворчества, а также возможность свободного усмотрения должностных лиц:
- по срокам принятия решения;
- по условиям (основаниям) принятия решения (коррупциогенной является ситуация, когда проект содержит несколько возможных вариантов без точного определения условий принятия того или иного решения);
- по определению каких-либо дополнительных требований, необходимых для принятия решения или отказа, в том числе по требованию предоставления иных документов, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами (неисчерпывающий перечень, отсылка на подзаконные акты, субъективно- оценочные характеристики);
- по установлению параллельных (дублирующих) полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц;
3) завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права.
Коррупциогенность указанного фактора заключается в установлении таких обременительных условий (требований), необходимых для реализации субъектом своего права или исполнения обязанности, что они превышают доступный для субъекта уровень;
4) коррупционные факторы, связанные с наличием правовых пробелов:
наличие пробела в правовом регулировании;
отсутствие четких и прозрачных административных процедур (четкого порядка принятия решения);
отсутствие конкурсных (аукционных) процедур;
- отсутствие ответственности, специализированных, детализированных запретов и ограничений для государственных (муниципальных) служащих,
должностных лиц в определенной сфере деятельности (управление государственным (муниципальным) имуществом, налоговые, бюджетные, финансовые, иные правоотношения), что может привести к произвольному выбору ими вариантов поведения и принятия решений;
5) Юридико-лингвистическая коррупциогенность.
Коррупциогенность в данном случае заключается в использовании:
- двусмысленных или неустоявшихся терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера;
- категорий и понятий с неясным, неопределенным содержанием, не используемых российским законодательством, допускающих различные трактовки.
3. Заключение по итогам проведения антикоррупционной экспертизы
3.1. Результаты антикоррупционной экспертизы включаются отдельным разделом в заключение по итогам правовой экспертизы, которое выполняется на бланке правового управления областной Думы и подписывается начальником управления или лицом, его замещающим.
3.2. По итогам антикоррупционной экспертизы в заключении указываются:
нормы проекта, в которых выявлены коррупционные факторы, с описанием последних;
предложения по устранению (в случае невозможности устранения - ограничению действия) выявленных коррупционных факторов.
В одной норме может содержаться несколько коррупционных факторов, которые также подлежат отражению в заключении вместе с предложениями по их устранению.
3.3. Результаты антикоррупционной экспертизы:
- не могут содержать утверждения о намеренном включении в проект коррупционных факторов;
- не предполагают выявление существующих или возможных коррупционных схем, в которых могут быть использованы коррупционные факторы;
- не предполагают оценку объема коррупционных последствий.
3.4. В случае отсутствия в проекте коррупционных факторов в заключении указывается: «По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в проекте нормативного правового акта коррупционные факторы не выявлены».
3.5. В случае выявления коррупционных факторов заключение с результатами антикоррупционной экспертизы проекта направляется субъектам, представившим проект для проведения правовой экспертизы.
4.1. Независимая антикоррупционная экспертиза проектов законов области и иных нормативных правовых актов, принимаемых областной Думой, проводится юридическими и физическими лицами, которые в инициативном порядке обращаются в областную Думу и в отношении которых Советом при Тюменской областной Думе по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области принято решение о их включении в перечень независимых экспертов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов законов области и иных нормативных правовых актов, принимаемых областной Думой (далее, соответственно, -перечень независимых экспертов, независимые эксперты).
(В ред. От 11.11.2009 № 146-рп (НГР:ru72000200900468)
Независимая антикоррупционная экспертиза проектов законов области и иных нормативных правовых актов, принимаемых областной Думой, может проводиться независимыми экспертами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации.
(В ред. От 11.11.2009 № 146-рп (НГР:ru72000200900468)Н
Независимыми экспертами не могут являться юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта закона области, иного нормативного правового акта, принимаемого областной Думой.
(В ред. От 11.11.2009 № 146-рп (НГР:ru72000200900468)
4.2. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы по предложению председателя профильного комитета (постоянной комиссии) областной Думы проект закона области, проект иного нормативного правового акта, принимаемого областной Думой, размещается в сети Интернет на официальном сайте Тюменской областной Думы в разделе «Антикоррупционная экспертиза» в подразделе «Независимая антикоррупционная экспертиза» в течение рабочего дня с момента поступления проекта в профильный комитет (постоянную комиссию), но не позднее трех рабочих дней с момента внесения проекта в областную Думу.
При размещении проекта закона области, проекта иного нормативного правового акта, принимаемого областной Думой, в сети Интернет указывается срок для проведения антикоррупционной экспертизы и представления заключений независимыми экспертами, который не может быть более 10 дней.
(в ред. От 15.02.2010 № 24-рп (НГР:ru72000201000027)
4.3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы представляется независимыми экспертами в областную Думу на бумажном носителе за подписью независимого эксперта (для юридических лиц -за подписью руководителя организации).
По результатам рассмотрения заключения профильный комитет (постоянная комиссия) областной Думы направляет независимому эксперту мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупционных факторов.
(в ред. От 15.02.2010 № 24-рп (НГР:ru72000201000027)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18.04.2008 № 44-рп
Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов области, иных нормативных правовых актов, принимаемых Тюменской областной Думой
В редакции Распоряжения Тюменской областной Думы
От 11.11.2009 № 146-рп (НГР:ru72000200900468)
От 15.02.2010 № 24-рп (НГР:ru72000201000027)
Во исполнение статей 15, 17, 19.1 Закона Тюменской области от 07.03.2003 № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области», в соответствии со статьей 14 Регламента Тюменской областной Думы:
1. Утвердить Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов области, иных нормативных правовых актов, принимаемых Тюменской областной Думой (прилагается).
2. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов законов области, иных нормативных правовых актов, принимаемых областной Думой, возложить на правовое управление областной Думы (В.А. Серков).
3. Подготовить предложения по внесению изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих правового управления областной Думы в соответствии с настоящим распоряжением (В.А. Серков,
Л.И. Матаева).
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Председатель областной Думы СЕ. Корепанов
Приложение
к распоряжению председателя
областной Думы
от 18.04.2008 № 44-рп
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения антикоррупционной экспертизы
проектов законов области, иных нормативных правовых актов,
принимаемых Тюменской областной Думой
1. Общие положения
1.1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов области, иных нормативных правовых актов, принимаемых Тюменской областной Думой (далее - проекты).
1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится с целью предупреждения принятия областной Думой законов области, иных нормативных правовых актов, содержащих коррупционные факторы.
1.3. Задачей антикоррупционной экспертизы является выявление и описание коррупционных факторов, содержащихся в проектах, подготовка предложений, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
1.4. Антикоррупционная экспертиза является частью правовой экспертизы. Контроль за проведением антикоррупционной экспертизы осуществляется
начальником правового управления областной Думы (далее - управление), а в его отсутствие - заместителем начальника управления, в обязанности которого входит контроль за проведением в установленные сроки правовой экспертизы и подготовкой заключений.
1.5. По решению председателя областной Думы на основании предложения начальника правового управления антикоррупционная экспертиза особо сложных проектов может быть проведена на договорной основе научными организациями, имеющими опыт исследования в области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также специалистами (экспертами), имеющими ученую степень в области права и опыт проведения антикоррупционной экспертизы.
1.6. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с настоящим Положением в сроки, определенные Регламентом Тюменской областной Думы для проведения правовой экспертизы.
1.7. В целях наиболее эффективного проведения антикоррупционной экспертизы проектов в управлении осуществляется координация деятельности по ее проведению.
Координация предполагает:
анализ практики проведения антикоррупционной экспертизы в управлении;
изучение и обобщение опыта иных субъектов Российской Федерации по правовому регулированию и проведению антикоррупционной экспертизы;
- подготовку предложений по совершенствованию антикоррупционной экспертизы;
- подготовку сведений о результатах работы по проведению в управлении антикоррупционной экспертизы для их включения в отчет о работе управления за год.
1.8. Областной Думой могут заключаться соглашения о взаимодействии в сфере антикоррупционной экспертизы с правоохранительными и иными органами государственной власти в целях информационного обеспечения областной Думы по вопросам практики применения областного законодательства и его влияния на возникновение коррупционных правонарушений в области.
2. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы
В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проекты квалифицируются как коррупциогенные при наличии признаков следующих коррупционных факторов:
1) определение компетенции органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц по формуле «вправе», «может».
Это создает возможность при осуществлении названными субъектами государственных и иных функций, должностных обязанностей в некоторых случаях использовать полномочие как право, а не обязанность и не осуществлять его. Это относится к любым видам полномочий -регистрационным, разрешительным, контрольным, юрисдикционным и нормотворческим. В результате этого правоприменение может обрести признак избирательности и ставиться в зависимость от личной заинтересованности правоприменителя;
2) широта и неопределенность дискреционных полномочий. Необходимо сузить до минимума возможность необоснованного
отраслевого и ведомственного нормотворчества, а также возможность свободного усмотрения должностных лиц:
- по срокам принятия решения;
- по условиям (основаниям) принятия решения (коррупциогенной является ситуация, когда проект содержит несколько возможных вариантов без точного определения условий принятия того или иного решения);
- по определению каких-либо дополнительных требований, необходимых для принятия решения или отказа, в том числе по требованию предоставления иных документов, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами (неисчерпывающий перечень, отсылка на подзаконные акты, субъективно- оценочные характеристики);
- по установлению параллельных (дублирующих) полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц;
3) завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права.
Коррупциогенность указанного фактора заключается в установлении таких обременительных условий (требований), необходимых для реализации субъектом своего права или исполнения обязанности, что они превышают доступный для субъекта уровень;
4) коррупционные факторы, связанные с наличием правовых пробелов:
наличие пробела в правовом регулировании;
отсутствие четких и прозрачных административных процедур (четкого порядка принятия решения);
отсутствие конкурсных (аукционных) процедур;
- отсутствие ответственности, специализированных, детализированных запретов и ограничений для государственных (муниципальных) служащих,
должностных лиц в определенной сфере деятельности (управление государственным (муниципальным) имуществом, налоговые, бюджетные, финансовые, иные правоотношения), что может привести к произвольному выбору ими вариантов поведения и принятия решений;
5) Юридико-лингвистическая коррупциогенность.
Коррупциогенность в данном случае заключается в использовании:
- двусмысленных или неустоявшихся терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера;
- категорий и понятий с неясным, неопределенным содержанием, не используемых российским законодательством, допускающих различные трактовки.
3. Заключение по итогам проведения антикоррупционной экспертизы
3.1. Результаты антикоррупционной экспертизы включаются отдельным разделом в заключение по итогам правовой экспертизы, которое выполняется на бланке правового управления областной Думы и подписывается начальником управления или лицом, его замещающим.
3.2. По итогам антикоррупционной экспертизы в заключении указываются:
нормы проекта, в которых выявлены коррупционные факторы, с описанием последних;
предложения по устранению (в случае невозможности устранения - ограничению действия) выявленных коррупционных факторов.
В одной норме может содержаться несколько коррупционных факторов, которые также подлежат отражению в заключении вместе с предложениями по их устранению.
3.3. Результаты антикоррупционной экспертизы:
- не могут содержать утверждения о намеренном включении в проект коррупционных факторов;
- не предполагают выявление существующих или возможных коррупционных схем, в которых могут быть использованы коррупционные факторы;
- не предполагают оценку объема коррупционных последствий.
3.4. В случае отсутствия в проекте коррупционных факторов в заключении указывается: «По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в проекте нормативного правового акта коррупционные факторы не выявлены».
3.5. В случае выявления коррупционных факторов заключение с результатами антикоррупционной экспертизы проекта направляется субъектам, представившим проект для проведения правовой экспертизы.
4.1. Независимая антикоррупционная экспертиза проектов законов области и иных нормативных правовых актов, принимаемых областной Думой, проводится юридическими и физическими лицами, которые в инициативном порядке обращаются в областную Думу и в отношении которых Советом при Тюменской областной Думе по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области принято решение о их включении в перечень независимых экспертов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов законов области и иных нормативных правовых актов, принимаемых областной Думой (далее, соответственно, -перечень независимых экспертов, независимые эксперты).
(В ред. От 11.11.2009 № 146-рп (НГР:ru72000200900468)
Независимая антикоррупционная экспертиза проектов законов области и иных нормативных правовых актов, принимаемых областной Думой, может проводиться независимыми экспертами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации.
(В ред. От 11.11.2009 № 146-рп (НГР:ru72000200900468)Н
Независимыми экспертами не могут являться юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта закона области, иного нормативного правового акта, принимаемого областной Думой.
(В ред. От 11.11.2009 № 146-рп (НГР:ru72000200900468)
4.2. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы по предложению председателя профильного комитета (постоянной комиссии) областной Думы проект закона области, проект иного нормативного правового акта, принимаемого областной Думой, размещается в сети Интернет на официальном сайте Тюменской областной Думы в разделе «Антикоррупционная экспертиза» в подразделе «Независимая антикоррупционная экспертиза» в течение рабочего дня с момента поступления проекта в профильный комитет (постоянную комиссию), но не позднее трех рабочих дней с момента внесения проекта в областную Думу.
При размещении проекта закона области, проекта иного нормативного правового акта, принимаемого областной Думой, в сети Интернет указывается срок для проведения антикоррупционной экспертизы и представления заключений независимыми экспертами, который не может быть более 10 дней.
(в ред. От 15.02.2010 № 24-рп (НГР:ru72000201000027)
4.3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы представляется независимыми экспертами в областную Думу на бумажном носителе за подписью независимого эксперта (для юридических лиц -за подписью руководителя организации).
По результатам рассмотрения заключения профильный комитет (постоянная комиссия) областной Думы направляет независимому эксперту мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупционных факторов.
(в ред. От 15.02.2010 № 24-рп (НГР:ru72000201000027)
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Официальный портал органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru от 18.04.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: