Основная информация

Дата опубликования: 22 апреля 2010г.
Номер документа: RU72000201000150
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тюменская область
Принявший орган: Тюменская областная Дума
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РАСПОРЯЖЕНИЕ

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

от 22.04.2010 № 64-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

(в редакции распоряжений председателя Тюменской областной Думы от 02.09.2015 № 128-рп, от 24.10.2019 № 101-рп)

Во исполнение Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в соответствии со статьей 11 Закона Тюменской области «Об основах организации и деятельности Тюменской областной Думы»:

1.              Утвердить Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (прилагается).

2. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов возлагается на правовое управление областной Думы (В.А. Серков).

3. Считать утратившими силу распоряжения председателя Тюменской областной Думы от 18.04.2008 № 44-рп, от 01.07.2009 № 102-рп, от 11.11.2009 № 146-рп, от 15.02.2010 № 24-рп.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Приложение

к распоряжению председателя

областной Думы

от 22.04.2010 № 64-рп

(в редакции распоряжения председателя Тюменской областной Думы от 24.10.2019 № 101-рп)

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

1. Общие положения

1.1.              Настоящим Положением в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливается порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Тюменской областной Думой и председателем Тюменской областной Думы, проектов нормативных правовых актов, принимаемых Тюменской областной Думой и председателем Тюменской областной Думы, а также таблиц поправок к проектам законов области (далее - нормативные правовые акты и проекты).

1.2.              Антикоррупционная экспертиза проводится с целью предупреждения принятия областной Думой и председателем областной Думы нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, и устранения коррупциогенных факторов в действующих нормативных правовых актах, принятых областной Думой и председателем областной Думы.

1.3.              Задачей антикоррупционной экспертизы является выявление и описание коррупциогенных факторов, содержащихся в нормативных правовых актах и проектах, подготовка предложений, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.

1.4.              Антикоррупционная экспертиза проектов проводится при проведении их правовой экспертизы в сроки, определенные Регламентом Тюменской областной Думы для проведения правовой экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза законов области, иных нормативных правовых актов, принятых областной Думой и председателем областной Думы, проводится по поручению председателя областной Думы.

1.5.              Контроль за проведением антикоррупционной экспертизы осуществляется начальником правового управления областной Думы, а в его отсутствие -заместителем начальника правового управления, в обязанности которого входит контроль за проведением в установленные сроки правовой экспертизы и подготовкой заключений.

1.6.              По решению председателя областной Думы антикоррупционная

экспертиза особо сложных нормативных правовых актов и проектов может быть

проведена на договорной основе научными организациями, имеющими опыт

исследования в области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых

актов и их проектов, а также специалистами (экспертами), имеющими ученую

степень в области права и опыт проведения антикоррупционной экспертизы.

1.7.              Областной Думой могут заключаться соглашения о взаимодействии с

правоохранительными и иными органами государственной власти в целях

информационного обеспечения областной Думы по вопросам практики

применения областного законодательства.

2. Методика проведения антикоррупционной экспертизы

2.1.              Настоящая методика проведения антикоррупционной экспертизы

приводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской

Федерации от 26.02.2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе

нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

2.2.              Коррупциогенными факторами, устанавливающими для

правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или

возможность произвольного применения исключений из общих правил, являются:

а)              широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность

сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих

полномочий государственный орган, орган местного самоуправления или организация (их должностных лиц).

(в редакции От 02.09.2015 № 128-рп (НГР:гu 72000201500856)

Необходимо сузить до минимума возможность необоснованного отраслевого и ведомственного нормотворчества, а также возможность свободного усмотрения должностных лиц:

-              по срокам принятия решения;

-              по условиям (основаниям) принятия решения (коррупциогенной является ситуация, когда нормативный правовой акт, проект содержат несколько возможных вариантов без точного определения условий принятия того или иного решения);

-              по определению каких-либо дополнительных требований, необходимых для принятия решения или отказа, в том числе по требованию предоставления иных документов, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами (неисчерпывающий перечень, отсылка на подзаконные акты, субъективно-оценочные характеристики);

-              по установлению параллельных (дублирующих) полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации, должностных лиц;

(в редакции От 02.09.2015 № 128-рп (НГР:гu 72000201500856)

б)              определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное

установление возможности совершения государственный орган, орган местного самоуправления или организация (их должностными лицами) действий в

отношении граждан и организаций, т.е. это создает возможность при

осуществлении названными субъектами государственных и иных функций,

должностных обязанностей в некоторых случаях использовать полномочие как

право, а не обязанность и не осуществлять его. Это относится к любым видам

полномочий - регистрационным, разрешительным, контрольным,

юрисдикционным и нормотворческим. В результате этого правоприменение

может обрести признак избирательности и ставиться в зависимость от личной

заинтересованности правоприменителя;

(в редакции От 02.09.2015 № 128-рп (НГР:гu 72000201500856)

в)              выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного

установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по

усмотрению государственным органом, орган местного самоуправления или организация (их должностных лиц);

(в редакции От 02.09.2015 № 128-рп (НГР:гu 72000201500856)

г)              чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных

и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся

в компетенцию государственный орган, орган местного самоуправления или организация, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

(в редакции От 02.09.2015 № 128-рп (НГР:гu 72000201500856)

д)              принятие нормативного правового акта за пределами компетенции -

нарушение компетенции государственный орган, орган местного самоуправления или организация (должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

(в редакции От 02.09.2015 № 128-рп (НГР:гu 72000201500856)

е)              заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов

в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж)              отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие

порядка совершения органами государственной власти или органами местного

самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо

одного из элементов такого порядка;

з)              отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление

административного порядка предоставления права (блага).

и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

(в редакции От 02.09.2015 № 128-рп (НГР:гu 72000201500856)

2.3. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а)              наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для

реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных,

трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и

организациям;

б)              злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) -

отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

(в редакции От 02.09.2015 № 128-рп (НГР:гu 72000201500856)

в)              юридико-лингвистическая неопределенность - употребление

неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

3. Заключение по итогам проведения антикоррупционной экспертизы

3.1.              Результаты антикоррупционной экспертизы проекта включаются

отдельным разделом в заключение по итогам правовой экспертизы, которое

выполняется на бланке правового управления областной Думы и подписывается

начальником правового управления или лицом, его замещающим.

По итогам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта готовится самостоятельное заключение.

3.2.              По итогам антикоррупционной экспертизы в заключении указываются:

-              основания для проведения антикоррупционной экспертизы;

-              положения нормативного правового акта, проекта, в которых выявлены коррупциогенные факторы, с описанием последних;

-              предложения по устранению (в случае невозможности устранения -ограничению действия) выявленных коррупциогенных факторов.

В одной норме может содержаться несколько коррупциогенных факторов, которые также подлежат отражению в заключении вместе с предложениями по их устранению.

3.3.              Результаты антикоррупционной экспертизы:

-              не предполагают выявления коррупционных схем (существующих или возможных), в которых могут быть использованы коррупциогенные факторы;

-              не предполагают оценку объема коррупционных последствий;

-              не могут содержать утверждения о намеренном включении в нормативный правовой акт и проект коррупциогенных факторов.

3.4.              В случае отсутствия в нормативном правовом акте (проекте, таблице поправок) коррупциогенных факторов в заключении указывается: «По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в нормативном правовом акте (проекте, в нормах, содержащихся в таблице поправок) коррупциогенные факторы не выявлены».

3.5.              В случае выявления коррупциогенных факторов заключение с

результатами антикоррупционной экспертизы направляется субъектам,

представившим на экспертизу нормативный правовой акт, проект, для его учета.

4. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

4.1.              В соответствии с Постановлением Правительства Российской

Федерации от 26.02.2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе

нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

независимой антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных

правовых актов, принимаемых областной Думой, председателем областной

Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,

устанавливающие правовой статус организаций или имеющие

межведомственный характер (далее - проекты, подлежащие независимой

антикоррупционной экспертизе).

Порядок независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правых актов предусматривается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4.2.              Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими

и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской

Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы

нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее -

независимые эксперты).

4.3.              Независимая антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.

4.4.              В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проект, подлежащий независимой антикоррупционной экспертизе, кроме проектов, разработанных и внесенных в областную Думу Губернатором Тюменской области, Правительством Тюменской области размещается в сети Интернет на официальном сайте Тюменской областной Думы в разделе «Антикоррупционная экспертиза» в подразделе «Независимая антикоррупционная экспертиза».

(в редакции От 02.09.2015 № 128-рп (НГР:гu 72000201500856)

Размещение проекта, подлежащего независимой антикоррупционной экспертизе, в сети Интернет осуществляется в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов профильным комитетом (постоянной комиссией) областной Думы на правовую, антикоррупционную и лингвистическую экспертизу.

4.5.              При размещении проекта, подлежащего независимой

антикоррупционной экспертизе, в сети Интернет указывается срок для

проведения независимой антикоррупционной экспертизы и представления

заключений независимыми экспертами, который не может быть не менее 7 дней.

(в редакции От 02.09.2015 № 128-рп (НГР:гu 72000201500856)

4.6. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (далее – заключение) представляется независимыми экспертами  в областную Думу по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации, на бумажном носителе за подписью независимого эксперта (для юридических лиц – за подписью руководителя организации)  и (или) в форме электронного документа и направляется председателем областной Думы в профильный комитет (постоянную комиссию) областной Думы.

Профильный комитет (постоянная комиссия) областной Думы в течение трех рабочих дней со дня поступления в комитет (постоянную комиссию) областной Думы  заключения  направляет его в правовое управление областной Думы для подготовки отзыва.

Правовое управление областной Думы в течение пяти рабочих дней  со дня поступления заключения в правовое управление подготавливает отзыв на заключение.

По результатам рассмотрения заключения независимого эксперта профильный комитет (постоянная комиссия) областной Думы в тридцатидневный срок со дня его получения  направляет независимому эксперту мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах или предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выводами независимого эксперта.

(пункт 4.6 изложен в редакции распоряжения Председателя Тюменской областной Думы от 24.10.2019 № 101-рп)

4.7. Профильный комитет  (постоянная комиссия) областной Думы может направить  независимому эксперту (по согласованию) проект, требующий по своей социально-экономической значимости проведения независимой антикоррупционной экспертизы, в случае если независимыми экспертами не была проведена по собственной инициативе экспертиза данного проекта.

(пункт 4.7 изложен в редакции распоряжения Председателя Тюменской областной Думы от 24.10.2019 № 101-рп)

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать