Основная информация

Дата опубликования: 25 сентября 2019г.
Номер документа: RU50000201901208
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Московская область
Принявший орган: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

25.09.2019 № 668-Р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙС РАЗЪЯСНЕНИЕМ КРИТЕРИЕВ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ, НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, А ТАКЖЕ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТАКИХНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМСОХРАННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:

1. Утвердить прилагаемое Руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской области.

2. Советнику министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Савицкой Е.С. в течение трех дней с момента подписания обеспечить направление настоящего распоряжения на официальное опубликование в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» и размещение на Интернет-портале Правительства Московской области.

3. Управлению информационных технологий обеспечить размещение настоящего распоряжения на официальном сайте Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Первый заместитель министра                                                                       А.В. Кротова

Проект представил:

Начальник Управления регионального

административно-транспортного контроля

«  »____________________ 2019  г.                                          Е.Г. Чаркина

Проект согласовали:

Начальник Управления правового

и кадрового обеспечения

«  »____________________ 2019  г.                                          И.В. Подобед

Начальник Управления информационных

технологий

«  »____________________ 2019  г.                                         Е.Г. Аптекин

Исполнитель:

И.о. заместителя начальника Управления-

заведующего отделом по организации

контрольной деятельности

«  »____________________ 2019  г.                                         Е.А. Рем

тел. (498) 602-01-71, доб. 53-307

Утверждено

распоряжением министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области„

от 25.09.2019 № 668-Р

РУКОВОДСТВО

по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев
правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов,
а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов
организационных, технических мероприятий при осуществлении регионального
государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог
регионального и межмуниципального значения Московской области

I. Общие положения

1. Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской области (далее - Руководство) разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и имеет целью оказание подконтрольным субъектам информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской области, включая разъяснение отдельных положений настоящего Руководства.

II. Нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской

области

2. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение обязательных требований, определяющих порядок и условия по обеспечению сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской области утвержден распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 13.09.2018 № 557-Р «Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской области» (далее - Перечень нормативных актов).

3. Перечень нормативных актов содержит наименования и реквизиты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования с указанием краткого описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, а также указанием на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) и включает в себя:

1) решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с ТР ТС 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог») (далее - Технический регламент);

2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП);

3) Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

4) Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257);

5) Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля»;

6) Законом Московской области № 164/2006-03 «О рассмотрении обращений граждан»;

7) постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 № 860 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода»;

8) постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

9) постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»;

10) постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»;

11) постановление Правительства Московской области от 25.04.2011 N 365/15 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области»;

12) постановление Правительства Московской области от 26.05.2014 № 388/17 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской области и Перечня должностных лиц Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, уполномоченных на организацию и осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской области»;

13) распоряжение Правительства Московской области от 24.04.2018 № 220-РП «Об утверждении Перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в том числе при осуществлении которых применяется риск- ориентированный подход и центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, уполномоченных на их осуществление»;

14) постановление Правительства Московской области от 21.02.2017 № 115/7 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области»;

15) приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных

дорог»;

16) приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог»;

17) приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

18) приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

19) распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 09.10.2002 № ОС-859-р «Об утверждении «Методических рекомендаций по разработке проекта содержания автомобильных дорог»;

20) «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст;

21) «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 266;

22) распоряжение Губернатора Московской области от 18.02.2010 № 60-РГ «О некоторых мерах по упорядочению осуществления регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства».

III. Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

4. К кругу лиц, на которых распространяются действия по соблюдению обязательных требований в рамках осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской области (далее — государственного контроля) относятся:

1) юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся:

а)              владельцами автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог);

б)              пользователями автомобильных дорог (в области использования автомобильных дорог);

2) должностные лица, юридические лица и физические лица, (в области использования полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог).

IV. Обязательные требования, определяющие порядок и условия осуществления сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения

Московской области

5. В 2018 году в рамках осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской области Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - МТДи Московской области) проведено 99 плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По результатам проведенных проверок выдано 11 предписаний об устранении выявленных нарушений.

6. В 2018 году в МТДи Московской области поступило 15738 обращений граждан и организаций по вопросу нарушений в сфере сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской области, из них через портал «Добродел» - 11635 обращений.



п/п

Вид нарушения

Количество

нарушений,

выявленных

по

обращениям

граждан

Количество

нарушений,

выявленных

в ходе КНМ

Всего

нарушений

1

Некачественная уборка автомобильных дорог от снега

567

16

583

2

Неудовлетворительное состояние дорожного покрытия (ямы. выбоины)

368

179

547

3

Неудовлетворительное состояние обочин и разделительных полос автомобильных дорог

307

37

344

4

Отсутствие дорожной разметки на проезжей части или некачественно нанесенная разметка

257

12

269

5

Обустройство и содержание разделительных полос

164

95

259

6

Отсутствие дорожных знаков, замена старых

164

38

202

7

Нарушения в организации дорожного движения

146

24

170

8

Отсутствие дорожных ограждений на разделительных полосах автомобильных дорогах (разделительная полоса должна иметь ширину, позволяющую установить дорожное ограждение)

135

14

149

9

Неработающие линии наружного освещения

96

24

120

10

Установка дополнительных технических средств безопасности дорожного движения

59

44

103

11

Отсутствие дорожных светофоров или замена старых на новые

48

14

62

12

Обустройство пешеходных дорожек, тротуаров и велодорожек при строительстве новых автомобильных дорог

38

6

44

13

Нарушения при строительстве и реконструкции дорог

16

0

16

14

Невыполнение в срок законного предписания об устранении выявленного нарушения

0

0

0

7. В соответствии с пунктом 13.9 статьи 3 Технического регламента очистка покрытия автомобильной дороги от снега должна осуществляться с проезжей части, остановок общественного наземного транспорта, тротуаров, обочин, съездов, площадок для стоянки и остановки транспортных средств. Допускается эксплуатация отдельных автомобильных дорог с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм. На снежном накате не допускается наличие колеи глубиной более 30 мм и отдельных гребней возвышений, занижений и выбоин высотой или глубиной более 40 мм.

8. В соответствии с подпунктом «а» пункта 13.2 статьи 3 Технического регламента на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы,

Затрудняющие движение транспортных              средств с разрешенной скоростью

и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.

Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение              транспортных средств с разрешенной скоростью,

устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза.

При необходимости, до устранения указанных дефектов проезжей части поврежденные участки автомобильной              дороги              должны быть обозначены

соответствующими временными дорожными знаками или другими техническими средствами организации дорожного движения.

9. В соответствии с подпунктом «г» пункта 13.2 статьи 3 Технического регламента возвышение обочины и разделительной полосы над уровнем проезжей части при отсутствии бордюра не допускается. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.

Обочины не должны иметь деформаций, повреждений. До устранения дефектов обочин должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения.

10. В соответствии с подпунктом «б» пункта 13.5 статьи 3 Технического регламента дорожная разметка должна быть различима в любых условиях эксплуатации, за исключением случаев, когда поверхность автомобильной дороги загрязнена или покрыта снежно-ледяными отложениями. В случае если разметка трудно различима или не может быть своевременно восстановлена, необходимо устанавливать соответствующие дорожные знаки.

Дорожная разметка должна быть восстановлена в случае, если ее износ или разрушение не позволяют однозначно воспринимать заложенную информацию. Восстановление дорожной разметки необходимо производить при наступлении условий, обеспечивающих возможность применения разметочных материалов и изделий в соответствии с установленными условиями их применения, что соответствует проекту организации дорожного движения (далее - ПОДД).

11. В соответствии с пунктом 11.11 статьи 3 Технического регламента автомобильные дороги соответствующего класса и категории с целью предупреждения выезда транспортного средства на полосу встречного движения и снижения риска лобового столкновения должны иметь разделительную полосу или проектироваться на самостоятельном для каждого направления движения земляном полотне. Минимальная ширина разделительной полосы в зависимости от класса и категории автомобильной дороги должна иметь размеры, необходимые для размещения полос безопасности и установки дорожных ограждений. При проектировании разделительной полосы должны быть обеспечены условия безопасного водоотвода с проезжей части.

12. В соответствии с подпунктом «а» пункта 13.5 статьи 3 Технического регламента дорожные знаки должны обладать заданными характеристиками, установленным в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств-членов Таможенного союза.

13. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются.

Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации, либо уполномоченными должностными лицами военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации по согласованию с органами внутренних дел Российской Федерации, либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Российской Федерации. Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного движения.

Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ.

При проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения.

14. В соответствии с пунктом 11.11 статьи 3 Технического регламента автомобильные дороги соответствующего класса и категории с целью предупреждения выезда транспортного средства на полосу встречного движения и снижения риска лобового столкновения должны иметь разделительную полосу или проектироваться на самостоятельном для каждого направления движения земляном полотне. Минимальная ширина разделительной полосы в зависимости от класса и категории автомобильной дороги должна иметь размеры, необходимые для размещения полос безопасности и установки дорожных ограждений. При проектировании разделительной полосы должны быть обеспечены условия безопасного водоотвода с проезжей части;

15. В соответствии с пунктом 11.17 статьи 3 Технического регламента при проектировании вновь строящихся автомобильных дорог или при создании искусственного освещения на существующей сети автомобильных дорог, искусственное освещение необходимо предусмотреть в первую очередь:

а)              в пределах населенных пунктов;

б)              на пересечениях магистральных автомобильных дорог между собой и с железными дорогами;

в)              на мостах, путепроводах и эстакадах длиной более 100 м;

г)              на постах взимания платы за проезд на платных автомобильных дорогах;

д)              в тоннелях и на подходах к ним;

е)              на подъездах к сооружениям и объектам дорожного и придорожного сервиса;

ж)              у постов транспортного и весогабаритного контроля, пограничной, таможенной, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и дорожно-патрульной службы, что соответствует ГТОДД.

16. В соответствии с подпунктом «г» пункта 13.5 статьи 3 Технического регламента минимальная видимость дорожных сигнальных столбиков и тумб должна обеспечивать водителям транспортных средств возможность безопасного движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы не должны иметь повреждений, влияющих на их визуальное восприятие и безопасность дорожного движения.

Поврежденные дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы после обнаружения повреждения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления, должны быть заменены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств-членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза, что соответствует ПОДД.

17. В соответствии с подпунктом «в» пункта 13.5 статьи 3 Технического регламента дорожные светофоры должны быть размещены таким образом, чтобы они легко воспринимались участниками дорожного движения в различных погодных и световых условиях, не были закрыты какими-либо препятствиями, обеспечивали удобство обслуживания и уменьшали вероятность их повреждения.

Минимальная видимость сигналов дорожных светофоров, включая символы, используемые на рассеивателях сигналов, должна обеспечивать водителям транспортных средств возможность безопасного совершения маневра или остановки, как в светлое, так и в тёмное время суток. Элементы дорожного светофора и его крепления не должны иметь повреждений, влияющих на видимость сигналов.

Замену вышедшего из строя источника света дорожного светофора, а также ликвидацию повреждений электромонтажной схемы в корпусе дорожного светофора или электрического кабеля после его обнаружения дорожно­эксплуатационной службой и документального оформления, следует осуществлять в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза, что соответствует ПОДД.

18. В соответствии с пунктом 11.16 статьи 3 Технического регламента при проектировании автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, должны предусматриваться пешеходные дорожки или тротуары, а при необходимости и велосипедные дорожки. Пешеходные и велосипедные дорожки должны проектироваться при необходимости и вне населённых пунктов вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог. При этом допускается организация совмещенного велосипедного и автомобильного движения на одной проезжей части в зависимости от разрешённой скорости, интенсивности и состава движения, а также способов разделения велосипедного и автомобильного движения и т.д.

19. В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 16 Закона № 257-ФЗ разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов).

20. Невыполнение в установленный срок законного предписания

об устранении выявленного нарушения регулируется нормами статьи 19.5 КоАП РФ. Согласно вышеуказаноной статье за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 15.10.2019
Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.070.000 Транспорт, 090.070.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать