Основная информация

Дата опубликования: 26 января 2012г.
Номер документа: RU04000201200017
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Бурятия
Принявший орган: Правительство Республики Бурятия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОТ 26 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА № 22-Р

г. Улан-Удэ

Фактически утратило силу поскольку истек срок действия

В целях проведения единой государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создания условий для устранения причин, порождающих семейное неблагополучие, оптимизации сети учреждений системы профилактики социального сиротства, укрепления взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства в Республике Бурятия на 2012 -2014 годы (далее – Концепция).

2. Рекомендовать главам муниципальных образований в Республике Бурятия принять меры по выполнению положений Концепции.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

В. Наговицын

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Республики Бурятия

от 26.01.2012 № 22-р

КОНЦЕПЦИЯ

развития системы защиты прав детей, профилактики

социального сиротства в Республике Бурятия

на 2012 - 2014 годы

I. Общие положения

Деятельность по развитию системы защиты прав детей, профилактике социального сиротства в Республике Бурятия направлена на реализацию целей государственной политики в интересах детей, демографической и социальной политики Российской Федерации.

Настоящая Концепция, разработанная в соответствии с федеральными законами и иными федеральными нормативно-правовыми актами, нормативно-правовыми актами Республики Бурятия, определяет цели, задачи и основные направления развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства на 2012 - 2014 годы.

Концепция призвана обеспечить системные и согласованные действия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций всех типов и видов в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства.

II. Современная ситуация в сфере защиты прав детей и профилактики социального сиротства, основные тенденции ее развития и существующие проблемы

Одной из наиболее существенных проблем детства в Республике Бурятия, как и в целом в Российской Федерации, является социальное сиротство. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения Республики Бурятия остается на уровне 2,79 % (на 1 января 2009 г. – 6549 из  227,1 тыс. детей, за 9 месяцев 2011 г. - 6250 из 226,1 тыс. детей). В общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доля «социальных сирот» (детей, у которых живы оба или один из родителей) составляет 75 %.

Социально-экономическое положение семей с детьми существенно влияет на качество жизни граждан нынешнего и будущих поколений, вызывает необходимость значительных социальных бюджетных затрат.

Реализация государственных полномочий в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потребовала в 2008 - 2010 годах расходования средств республиканского бюджета и субвенций федерального бюджета в объеме 1603,8 млн. руб. (без учета расходов на деятельность органов управления, опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Из них расходы на государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе их строительство и ремонт), полное государственное обеспечение детей составили 433,5 млн. руб., расходы на предоставление жилья – 204,6 млн. руб., расходы на выплату единовременных пособий при передаче детей на воспитание в семьи граждан, вознаграждений приемным родителям, выплату пособий опекунам и приемным родителям на содержание детей – 1078,4 млн. руб.

Основным источником социального сиротства являются процессы развития кризиса и дезадаптации в семьях под влиянием внешних социально-экономических факторов, нарушений внутрисемейных отношений при условии низкого потенциала семьи по преодолению трудной жизненной ситуации. В Республике Бурятия в настоящее время зарегистрировано 3651 неблагополучная семья (2,2 % от общего числа семей с детьми), в которых воспитывается 7094 ребенка (3,1 % от численности детского населения), из них 1481 семья или 0,91 % (в них 2956 детей или 1,3 %) находятся в социально опасном положении.

Развитие семейного кризиса с течением времени приводит к утрате семьей способности обеспечивать нормальные условия для развития детей, отказу от детей, нарушению их прав и законных интересов, жестокому обращению с детьми, злоупотреблению родительскими обязанностями. Во многих случаях оно сопряжено с развитием пьянства и алкоголизма, других форм зависимости, деградацией семейных и социальных ролей.

При несвоевременном выявлении нарушений прав ребенка в семье, сложившемся дефиците эффективных профилактических услуг и форм помощи семьям и детям вынужденной мерой защиты ребенка становится лишение родительских прав. Число детей, у которых родители лишены родительских прав, составило в 2008 г. – 856 или 0,38 % от численности детского населения, в 2009 г. – 913 или 0,41 %, в 2010 г. – 738 или 0,33 %.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, устраиваются на воспитание в семьи граждан, а в случае невозможности – на государственное попечение. По состоянию на 1 января 2011 г. в учреждениях всех типов и видов находилось 819 детей-сирот (13,1 %, в Российской Федерации – 16 %). Для детей, не устроенных в семью в течение первого месяца после выявления, средний срок пребывания в учреждениях (до устройства в семью или наступления совершеннолетия) составляет 3 года.

Длительное нахождение детей в учреждениях отрицательно влияет на их развитие и дальнейшую адаптацию в обществе, во многих случаях является причиной социального сиротства во втором и последующих поколениях. Пребывание детей в условиях институционализации приводит к формированию у них особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем учебной, правовой грамотности и трудовой мотивации, повышенным уровнем виктимности. Уровень безработной молодежи из числа детей-сирот в Республике Бурятия составляет 62 % (в среднем по России - 15 %, в ряде субъектов Российской Федерации, где действует система постинтернатного сопровождения, - 1 %).

Общая структура устройства детей-сирот в Республике Бурятия, как и в целом по стране, меняется в сторону увеличения доли детей, устроенных в замещающую семью. Так, в 2008 году в семьях воспитывалось 84,7 % от общего числа детей-сирот, в 2009 году - 87,3 %, в 2010 году – 89,7 %. Для детей в возрасте от 0 до 14 лет включительно средний срок пребывания ребенка в учреждении меньше срока, оставшегося до его совершеннолетия, что свидетельствует о наличии возможности их семейного устройства. Вместе с тем данная возможность реализуется недостаточно эффективно, дети находятся в учреждениях неоправданно длительное время.

Для преодоления социального сиротства необходимы приоритетное развитие профилактических и реабилитационных услуг для семьи и детей на ранних стадиях семейного кризиса в целях защиты прав ребенка в семье, восстановления нормальных условий для его развития, а также интенсификация устройства детей, уже оставшихся без попечения родителей, в семьи и организация их сопровождения.

С 2007 года в Республике Бурятия активно ведется работа по развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Реализуемые меры были направлены на создание необходимых организационных условий для решения задач в сфере защиты прав детей и профилактики социального сиротства, снижение уровня преступности, безнадзорности, наркомании, алкоголизма среди несовершеннолетних, организацию их досуга и занятости, формирование и апробацию в муниципальных образованиях механизмов, призванных обеспечить выявление нарушений прав каждого ребенка и их защиту.

Для осуществления данных мер на 2008 - 2017 годы предусмотрены и выделяются средства из республиканского, федерального, муниципальных бюджетов в объеме более 33396,7 млн. руб., в том числе в рамках республиканских целевых программ «Семья и дети Республики Бурятия на 2008 - 2014 годы» (постановление Правительства Республики Бурятия от 08.05.2007 № 156), «Повышение качества жизни детей и семей с детьми на 2011 - 2017 годы» (постановление Правительства Республики Бурятия от 22.06.2011 № 311), инвестиционных проектов социальной поддержки семьи и детей на 2008 - 2017 годы (Закон Республики Бурятия от 09.11.2007 № 2595-III «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года»). Дополнительно на 2009 - 2012 годы привлечены средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в объеме 237,4 млн. руб. на республиканские программы «Тоонто нютаг: традиция жива» (постановление Правительства Республики Бурятия от 09.07.2009 № 264), «Знай, ты не один!» (постановление Правительства Республики Бурятия от 18.11.2009 № 429), «Байкальское милосердие Республики Бурятия на 2010 - 2011 годы» (постановление Правительства Республики Бурятия от 18.05.2010 № 183), «Ветер перемен» (постановление Правительства Республики Бурятия от 16.01.2009 № 10), «Солнышко» (постановление Правительства Республики Бурятия от 17.07.2009 № 274); на 2013 - 2014 годы – грант Национального фонда защиты детей от жестокого обращения в объеме 5,0 млн. руб.

В рамках данной деятельности в период с 2007 по 2011 годы сформированы основные механизмы решения задач в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства:

- проведена реорганизация исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, осуществляющих государственную политику в данной области, создано Республиканское агентство по делам семьи и детей, сформирован Координационный совет при Президенте Республики Бурятия по профилактике социального сиротства;

- создана межведомственная система раннего выявления детей, нуждающихся в защите государства;

- созданы предпосылки для формирования инфраструктуры профилактических услуг, апробированы инновационные технологии профилактической работы;

- создана система семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сформированы службы семейного устройства и сопровождения;

- создана система методического сопровождения, проведено повышение квалификации более 300 руководителей и специалистов.

Сотрудничество с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения позволило привлечь российских экспертов, обеспечить высокий научно-методический уровень осуществления деятельности по развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства. 

Опыт Республики Бурятия по развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства, организации помощи детям в случаях жестокого обращения с ними получил высокую оценку Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации.

Для настоящего этапа деятельности по развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства актуальными являются следующие основные проблемы:

- обеспечение и сохранение необходимого качественного уровня деятельности при внедрении механизмов защиты прав детей, профилактики социального сиротства на всей территории Республики Бурятия;

- повышение эффективности межведомственного взаимодействия в рамках единых подходов к осуществлению защиты прав и законных интересов детей.

Решение данных проблем требует унификации и нормативно-правового закрепления порядка принятия мер по защите прав каждого ребенка, внедрения единых стандартов услуг, направленных на предотвращение сиротства, введения отработанных в ряде муниципальных образований механизмов и форм работы на всей территории Республики Бурятия.

III. Основные принципы

Деятельность органов государственной власти Республики Бурятия в сфере профилактики социального сиротства основывается на принципах, предусмотренных международными правовыми актами и действующим законодательством Российской Федерации, в частности:

1) принцип приоритетности защиты семьи как естественной и основной ячейки общества со стороны общества и государства;

2) принцип права каждого ребенка без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения на такие меры защиты, которые требуются в его положении как несовершеннолетнего, со стороны его семьи, общества и государства;

3) принцип защиты детей от всех форм небрежного отношения, жестокого обращения, насилия, эксплуатации;

4) принцип приоритетности семейного воспитания детей;

5) принцип индивидуального подхода к семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

6) принцип первоочередного обеспечения безопасности пострадавших детей, их защиты от повторных общественно опасных посягательств;

7) принцип предупреждения повторного психологического травмирования таких детей на всех стадиях уголовного судопроизводства и оказания им помощи;

8) принцип обеспечения профессиональной компетентности и специальной подготовки специалистов, занятых работой с детьми указанной категории, и недопущения их выхода за рамки своей профессиональной компетенции;

9) принцип реализации комплексного подхода к работе с детьми – жертвами указанных преступлений путем обеспечения оказания таким детям бесплатной юридической, медицинской, психологической и социальной помощи и реабилитации с привлечением в этих целях специалистов соответствующего профиля, прошедших специальную подготовку;

10) принцип реализации системного подхода в противодействии преступлениям в отношении детей начиная со стадии ранней профилактики таких преступлений до стадии социальной и медицинской реабилитации и социальной адаптации потерпевших детей;

11) принцип обеспечения права ребенка на конфиденциальность, защиту его персональных данных, в том числе при освещении совершенного в отношении него преступления в средствах массовой информации.

IV. Цели, задачи, основные направления развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства

Целями государственной политики в области защиты прав детей, профилактики социального сиротства в Республике Бурятия являются:

- обеспечение восстановления прав и законных интересов детей, проживающих в Республике Бурятия, в случае их нарушения;

- снижение числа выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- повышение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан;

- сокращение среднего срока пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях и организациях системы здравоохранения, образования и подведомственных учреждениях Республиканского агентства по делам семьи и детей;

- повышение доли лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптировавшихся к трудовой деятельности и социальной жизни.

Основными задачами развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства в Республике Бурятия на период до 2015 года являются:

- нормативно-правовое закрепление созданных механизмов защиты прав детей, профилактики социального сиротства;

- внедрение механизмов защиты прав детей на всей территории Республики Бурятия;

- обеспечение необходимого качественного уровня деятельности в сфере защиты детства, профилактики социального сиротства;

- повышение эффективности работы по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях;

- распространение передового опыта Республики Бурятия в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства.

Решение задачи по нормативно-правовому закреплению созданных механизмов защиты прав детей, профилактики социального сиротства включает:

- введение единой системы учета всех категорий детей, нуждающихся в защите государства (детей, чьи права и законные интересы нарушены; детей, находящихся в социально опасном положении и детей из семей, находящихся в социально опасном положении; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья);

- введение единого порядка принятия мер по защите прав детей, нуждающихся в защите государства;

- внедрение новых механизмов финансирования деятельности в сфере защиты прав детей на основе стандартов услуг.

Решение задачи по внедрению механизмов защиты прав детей на всей территории Республики Бурятия включает:

- создание организационных механизмов защиты прав детей на муниципальном уровне;

- создание инфраструктуры профилактических услуг во всех муниципальных образованиях;

- повышение квалификации специалистов в сфере защиты детства и профилактики социального сиротства.

Решение задачи по обеспечению необходимого качественного уровня деятельности в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства включает:

- разработку и принятие административных регламентов государственных услуг в сфере защиты прав детей;

- внедрение стандартов профилактических услуг для семьи и детей;

- совершенствование механизмов разработки республиканских долгосрочных программ в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства, охраны жизни, здоровья детей;

- разработку и внедрение механизмов мониторинга и контроля качества в сфере защиты прав детей;

- развитие системы методической поддержки специалистов.

Решение задачи по повышению эффективности работы по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, включает:

- разработку и внедрение механизмов сокращения сроков пребывания детей в учреждениях;

- стимулирование устройства в семью детей раннего возраста (от 0 до 3 лет);

- внедрение механизмов постинтернатной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа;

- развитие школ подготовки замещающих родителей и служб сопровождения семей;

- принятие мер по повышению контроля за воспитанием детей в приемных семьях и повышению ответственности приемных родителей за надлежащее исполнение ими своих обязательств по воспитанию детей;

- повышение информированности общественности об условиях воспитания детей-сирот в детских домах и в приемных семьях.

Решение задачи по распространению передового опыта Республики Бурятия в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства включает:

- создание и развитие межрегионального центра передового опыта по защите детства Сибирского федерального округа на базе подведомственного Республиканскому агентству по делам семьи и детей автономного учреждения, финансируемого из республиканского бюджета и внебюджетных фондов;

- проведение республиканских и межрегиональных мероприятий по обмену опытом в сфере защиты прав детей.

V. Механизм реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на выработку единых подходов к решению проблем социального сиротства.

Включение механизмов реализации Концепции позволит обеспечить последовательное достижение целей, обозначенных в настоящей Концепции и определяющих направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по стабилизации и последовательному улучшению ситуации в сфере профилактики социального сиротства.

К числу таких механизмов относятся:

1) совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих условия для сокращения уровня социального сиротства в Республике Бурятия, защиты и улучшения положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) разработка и реализация республиканских и муниципальных программ комплексного и целевого характера, затрагивающих вопросы профилактики социального сиротства;

3) содействие обеспечению приоритетности распределения средств на реализацию программ, направленных на профилактику социального сиротства.

VI. Прогнозируемые результаты

Основным результатом последовательной реализации Концепции должно стать укрепление института семьи, снижение уровня социального сиротства в Республике Бурятия, обеспечение приоритета семейного воспитания, повышение качества жизни детей и семей с детьми.

Реализация Концепции позволит:

1) снизить уровень социального сиротства на территории Республики Бурятия, значительно увеличить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи;

2) ввести единую систему учета всех категорий детей, нуждающихся в защите государства (детей, чьи права и законные интересы нарушены; детей, находящихся в социально опасном положении и детей из семей, находящихся в социально опасном положении; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья);

3) ввести единый порядок принятия мер по защите прав детей, нуждающихся в защите государства;

4) создать организационные механизмы защиты прав детей и инфраструктуру профилактических услуг на муниципальном уровне;

5) усовершенствовать механизмы разработки республиканских и муниципальных долгосрочных программ в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства;

6) создать и развить деятельность межрегионального центра передового опыта по защите прав детей в Сибирском федеральном округе.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Бурятия № 9 от 31.01.2012 стр.9-10, Официальный вестник №8
Рубрики правового классификатора: 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать