Основная информация

Дата опубликования: 27 марта 2007г.
Номер документа: ru78000200700151
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Санкт-Петербург
Принявший орган: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ, ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 марта 2007 г. N 41-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17.04.2006 N 155-21 "Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга" и с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.03.2007 N 246 "О специализированной организации, осуществляющей государственный экологический мониторинг на территории Санкт-Петербурга":

1. Утвердить Регламент организации и ведения государственного мониторинга геологической среды на территории Санкт-Петербурга.

2. ГГУП "Специализированная фирма "Минерал" при организации и проведении работ по мониторингу геологической среды на территории Санкт-Петербурга руководствоваться Регламентом, утвержденным настоящим распоряжением.

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Н.Д.Сорокина.

Председатель Комитета

по природопользованию, охране

окружающей среды и обеспечению

экологической безопасности Д.А.Голубев

ПРИЛОЖЕНИЕ

к распоряжению Комитета

по природопользованию, охране

окружающей среды и обеспечению

экологической безопасности

от 27.03.2007 N 41-р

Регламент разработан в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1992 N 2396-1-ФЗ "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, Положением о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.05.2001 N 433, Законом Санкт-Петербурга "Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга" от 17.04.2006 N 155-21, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.03.2007 N 246 "О специализированной организации, осуществляющей государственный экологический мониторинг на территории Санкт-Петербурга".

Государственный мониторинг геологической среды на территории Санкт-Петербурга (далее - ГМГС) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.

ГМГС является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга) на территории Санкт-Петербурга.

Настоящий Регламент определяет порядок организации и ведения ГМГС в части мониторинга подземных вод и мониторинга опасных экзогенных геологических процессов на территории Санкт-Петербурга.

Действие настоящего Регламента не распространяется на автоматизированные системы ведения мониторинга.

I. Порядок организации и ведения мониторинга подземных

вод на территории Санкт-Петербурга

1. Общие положения

Мониторинг подземных вод представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния подземных вод и прогноза их изменения под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.

Наблюдения проводятся по всем водоносным горизонтам и комплексам, распространенным на территории города, а именно: горизонту грунтовых вод; межморенному водоносному комплексу (ВК); ордовикскому ВК, вендскому (гдовскому) ВК.

Виды и объемы работ по ведению мониторинга подземных вод на территории Санкт-Петербурга определяются целями и задачами с учетом Методических рекомендаций по организации и ведению мониторинга подземных вод (ВСЕГИНГЕО, 1985); Макета программы работ по ведению мониторинга геологической среды на территории субъекта Федерации (Москва, 1998).

2. Цели и задачи мониторинга подземных вод на территории Санкт-Петербурга

Целью мониторинга подземных вод является получение достоверной информации о состоянии подземных вод для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения города, воспроизводства природных ресурсов, охраны подземных вод от загрязнения и истощения.

Основными задачами мониторинга подземных вод являются:

получение, обработка и анализ данных о состоянии подземных вод;

оценка состояния подземных вод и прогнозирование его изменений;

своевременное выявление и прогнозирование развития природных и техногенных процессов, влияющих на подземные воды;

учет эксплуатационных запасов подземных вод и их динамики;

разработка, обеспечение реализации и анализ эффективности мероприятий по обеспечению охраны подземных вод, а также по предотвращению или снижению негативного воздействия опасных геологических процессов, связанных с подземными водами;

информирование органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния подземных вод.

3. Виды работ

3.1. Наблюдения за изменением уровня подземных вод

Требования к частоте измерений уровней подземных вод заключаются в необходимости объективного и достоверного воспроизводства хода процесса с заранее заданной точностью при минимальном количестве измерений.

В соответствии с рекомендациями ВСЕГИНГЕО "Организация и производство наблюдений за режимом уровня, напора и дебита подземных вод" для точного определения глубины залегания уровня необходимо сделать два замера, принимая за истинную величину среднеарифметическое значение.

На территории Санкт-Петербурга частота наблюдений за уровнем подземных вод определяется на основании накопленного опыта многолетних исследований и принимается равной 4-5 раз в месяц. Анализ информативности кривых колебаний уровней показал, что такая частота замеров позволяет зафиксировать эпизодические, сезонные, годовые и многолетние колебания.

3.2. Наблюдения за температурой подземных вод

Наблюдения за температурой подземных вод производятся на участках, где возможно тепловое загрязнение.

Частота замеров принимается аналогичной замерам уровня (4-5 раз в месяц).

3.3. Отбор проб воды

Отбор проб воды производится: при проведении фонового мониторинга; при изучении потенциальных источников загрязнения; при проведении обследования водозаборов и проверок выполнения условий лицензионных соглашений в части проведения мониторинга подземных вод.

Отбор проб из наблюдательных скважин проводится с предварительной откачкой и восстановлением уровня до первоначального.

Частота отбора проб - не реже 1 раза в год.

3.4. Инспектирование наблюдательной сети

При проведении работ по инспектированию скважин предусматривается:

- проведение контрольных промеров глубин скважин;

- проверка технического состояния скважин;

- проверка правильности наблюдений;

- проведение контрольных замеров;

- запись результатов инспектирования в журнал;

- составление акта проведения инспекции.

Частота проведения инспектирования скважин - 1 раз в год.

3.5. Обследование водозаборов

Состав работ: сбор фондовых материалов (условий лицензионных соглашений в части проведения мониторинга недр); составление перечня обследуемых водозаборов; уточнение местоположения скважин; проверка координатной привязки скважин; проверка технического состояния скважин; проверка документации (журналов) по учету водоотбора, положения уровня и качества подземных вод; проверка наличия зон санитарной охраны (ЗСО) строгого режима; составление акта обследования.

Частота обследования - 1 раз в год.

3.6. Ремонтно-восстановительные работы на скважинах наблюдательной сети

3.6.1. Чистка скважин

3.6.1.1. Чистка скважин методом желонирования включает следующие этапы работ: промер глубины до начала работ; промывка скважины; прокачка скважины желонированием; восстановление уровня в скважине; промер глубины скважины после проведения работ.

3.6.1.2. Чистка скважины с использованием установки роторного бурения включает следующие этапы работ: разбуривание засоренной части ствола скважины; промывка скважины; прокачка скважины; промер глубины.

Чистка скважин производится по мере необходимости, объемы работ определяются техническим заданием на текущий год.

3.6.2. Косметический ремонт скважин

Состав работ: очистка оголовка скважины от старой краски и ржавчины; укрепление крышки; смазка запорного болта; окраска оголовка.

Ремонт скважин осуществляется по мере необходимости. Количество скважин, подлежащих ремонту, определяется ежегодно техническим заданием.

3.6.3. Косметический ремонт охранных будок

Состав работ: очистка будки от старой краски и ржавчины; окраска будки; навес нового замка.

По опыту работ периодичность ремонта охранных будок составляет 1 раз в 3-5 лет.

3.6.4. Установка охранных будок

Состав работ: подготовка площадки; проходка шурфа сечением 1 кв. м глубиной 0,5 м; монтаж будки; установка будки; бетонирование площадки.

3.7. Камеральные работы

3.7.1. Автоматизированная обработка материалов режимных наблюдений

Состав работ: сортировка замеров; выявление и устранение ошибочных измерений; ввод срочных замеров; печать таблиц и графиков; формирование сводных таблиц по видам режима и водоносным горизонтам.

Частота ввода срочных замеров - 1 раз в месяц.

Частота формирования сводных таблиц - 1 раз в год.

3.7.2. Автоматизированная обработка результатов химических анализов

Состав работ: просмотр результатов анализов с целью отбраковки некондиционной информации; ввод результатов химических анализов; контроль введенных данных; составление и печать таблиц.

Частота формирования сводных таблиц - 1 раз в год.

3.7.3. Составление списка пунктов наблюдения за режимом подземных вод

Состав работ: формирование списка пунктов наблюдений на текущий год с указанием количества наблюдений за уровнем, температурой, дебитом, качеством; согласование списка с заказчиком.

Частота работ - 1 раз в год.

3.7.4. Обновление реестра пунктов наблюдения за режимом подземных вод

Состав работ: внесение изменений в реестр наблюдательных пунктов мониторинга подземных вод по результатам инспектирования.

Частота работ - 1 раз в год.

3.7.5. Ведение дежурной карты состояния наблюдательной сети

Обновление данных о принадлежности и состоянии наблюдательных пунктов мониторинга подземных вод.

Частота обновления - 1 раз в квартал.

3.7.6. Составление итогового отчета за год

Состав работ: анализ данных режима подземных вод (уровни, водоотбор, качество); обобщение результатов за год, рекомендации и выводы; составление графического материала; ввод текста; сдача в фонды.

Частота - 1 раз в год.

Срок хранения отчетов - 20 лет.

II. Порядок организации и ведения мониторинга экзогенных

геологических процессов на территории Санкт-Петербурга

1. Общие положения

Экзогенные геологические процессы (далее - ЭГП) - процессы, обусловленные экзодинамическим преобразованием горных пород, происходящим на поверхности Земли и в приповерхностном слое под влиянием внешних природных факторов, а также инженерно-хозяйственной деятельности человека.

Мониторинг ЭГП включает в себя регулярные наблюдения за их проявлением, сбор, накопление, обработку и анализ полученных результатов, прогнозирование развития и разработку рекомендаций по предотвращению негативных последствий.

Виды и объемы работ по ведению мониторинга ЭГП на территории Санкт-Петербурга определяются целями и задачами мониторинга с учетом Методических рекомендаций по организации и ведению мониторинга экзогенных геологических процессов (ВСЕГИНГЕО, 1985).

На территории Санкт-Петербурга выделяются следующие разновидности ЭГП:

ЭГП

Объект,   предмет мониторинга

Оползни   и обвалы

Территории   распространения склоновыхпроцессов
   преимущественно в береговых зонах.
   Физико-механические и водно-физические свойства
   пород, подземные и грунтовые воды оползневого
   массива

Оврагиидругие
   формылинейной
   эрозии

Территории   распространения осадочных горных пород
   с низкой водопрочностью; районы с овражным обликом
   ландшафта.
   Физико-механические и водно-физические свойства
   пород, подземные и грунтовые воды оврагообразующих
   массивов

Карст(карстово-
   суффозионный
   процесс)

Территориираспространениякарстообразующих
   массивов горных пород (известняков).
   Физико-механические и водно-физические свойства
   пород,подземныеводы,геофизическиеи
   геохимические поля карстовых массивов

Переработка   берегов
   (береговая абразия,
   аккумуляция)

Береговые   зоны морей, сложенные горными породами
   повышенной размываемости.
   Физико-механические и водно-физические свойства
   пород,геофизическиеполя,речнойсток,
   современные тектонические движения береговой зоны

Подтопление

Территории   с высоким положением уровня грунтовых
   вод.
   Режим грунтовых вод.
   В береговых зонах (гидрологический тип режима).
   Режим грунтовых и поверхностных вод

Береговая   эрозия

Береговые   зоны рек, озер, водохранилищ, сложенные
   горными породами повышенной размываемости.
   Физико-механические и водно-физические свойства
   пород,геофизическиеполя,речнойсток,
   современные тектонические движения береговой зоны

2. Цели и задачи мониторинга экзогенных геологических процессов на территории Санкт-Петербурга

Целью мониторинга ЭГП является своевременное выявление и прогнозирование развития опасных экзогенных геологических процессов для разработки мер по предотвращению и снижению их негативного воздействия, обеспечению геоэкологически безопасной эксплуатации зданий и сооружений и безопасности населения Санкт-Петербурга.

Основными задачами мониторинга ЭГП являются:

Получение, обработка и анализ данных о проявлении ЭГП.

Прогнозирование возможности возникновения, развития опасных геологических процессов и явлений, их характера, масштабов и продолжительности, вероятности возникновения природных чрезвычайных ситуаций, а также возможных последствий в зоне их воздействия.

Своевременное выявление и прогнозирование развития техногенных процессов, влияющих на развитие ЭГП.

Разработка и анализ эффективности мероприятий по предотвращению или снижению негативного воздействия ЭГП.

Информирование органов государственной власти, юридических и физических лиц о проявлении и развитии ЭГП.

3. Виды работ

3.1. Полевые работы

3.1.1. Обследование участков потенциально возможного проявления ЭГП

Состав работ:

- анализ результатов предыдущих обследований по ретроспективным данным;

- натурное обследование участка, фотографирование;

- запись результатов обследования в журнал.

Частота проведения обследований - 1 раз в год.

3.1.2. Наблюдения на площадках постоянного мониторинга

Состав работ:

- натурное обследование участка, фотографирование;

- запись результатов обследования в журнал.

Частота проведения обследований:

- для участков проявления оползневых процессов - 2 раза в год (весной и осенью);

- для участков проявления карстообразования - 1 раз в год;

- для участков проявления переработки берегов (береговой абразии, аккумуляции) - 1 раз в год;

- для участков проявления подтопления - 2 раза в год, в периоды весеннего и осеннего максимумов;

- для участков проявления береговой эрозии - 1 раз в год.

3.2. Камеральные работы

3.2.1. Составление перечня участков (площадок) наблюдений на текущий год

Состав работ:

- анализ, систематизация и отбраковка данных, полученных за год, с учетом поступления сведений о новых проявлениях ЭГП;

- составление списка участков (площадок) мониторинга для дальнейшего наблюдения;

- согласование списка с заказчиком.

Частота работ -1 раз в год.

3.2.2. Составление альбомов полевого обследования

Состав работ: систематизация результатов полевого обследования по видам ЭГП, перевод данных в электронный формат, составление графических приложений.

Частота работ - 1 раз в квартал.

3.2.3. Составление информационных отчетов по мониторингу ЭГП

Состав работ: анализ данных режима ЭГП; обобщение результатов за истекший период, рекомендации и выводы.

Частота работ - 1 раз в квартал.

3.2.4. Ведение базы данных проявлений ЭГП

Состав работ: систематизация результатов полевого обследования по видам ЭГП; перевод данных в электронный формат; формирование таблиц по видам ЭГП.

Частота работ - 1 раз в месяц.

3.2.5. Паспортизация новых площадок, включенных в перечень обследований

Заполнение всех позиций паспорта ЭГП в электронном виде.

Частота работ - 1 раз в год.

3.2.6. Ведение дежурной карты ЭГП

Состав работ: обновление сведений об участках (площадках) наблюдений ЭГП; экспорт данных в информационно-программный комплекс "Экологический паспорт Санкт-Петербурга".

Частота обновления - 1 раз в год.

3.2.7. Составление годового отчета по выполненным работам

Состав работ: анализ данных мониторинга ЭГП; обобщение результатов за год, рекомендации и выводы; подготовка графических материалов.

Частота - 1 раз в год.

Срок хранения отчетов - 20 лет.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: не опубликован от 20.11.2007
Рубрики правового классификатора: 110.010.040 Мониторинг окружающей природной среды

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать