Основная информация
Дата опубликования: | 27 декабря 2017г. |
Номер документа: | RU50000201901987 |
Текущая редакция: | 4 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Московская область |
Принявший орган: | Министерство социального развития Московской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Распоряжения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
27.12.2017 № 19РВ-136
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В МИНИСТЕРСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции распоряжений Министерства социального развития Московской области от 11.07.2018 № 19РВ-63, от 11.04.2019 № 21РВ-38, от 31.12.2019 № 21РВ-151)
В соответствии со ст. 160.2-1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Московской области от 26.03.2014 N 192/8 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области" и от 04.08.2015 N 642/29 "О Положении о Министерстве социального развития Московской области":
1. Утвердить прилагаемый Стандарт внутреннего финансового аудита в Министерстве социального развития Московской области (далее - Стандарт).
2. Управлению организации деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений Министерства социального развития Московской области организовать официальное опубликование настоящего распоряжения в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на официальном сайте Министерства социального развития Московской области (www.msr.mosreg.ru).
3. Управлению по работе с документами и обеспечения деятельности Министерства социального развития Московской области направить копию настоящего распоряжения в 7-дневный срок после дня первого официального опубликования в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области с соблюдением требований, установленных распоряжением Губернатора Московской области от 07.07.2017 N 215-РГ "Об организации предоставления нормативных правовых актов Московской области для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Министр социального развития
Московской области
1) в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля: наличие и полнота нормативного регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;
организация планирования внутреннего финансового контроля, в том числе порядок формирования карт (карты) внутреннего финансового контроля;
содержание квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей лиц, организующих и осуществляющих бюджетные процедуры, указанных в должностных регламентах, должностных инструкциях, соответствие их квалификации установленным требованиям;
укомплектованность структурных подразделений, осуществляющих бюджетные процедуры;
разграничение между должностными лицами обязанностей по осуществлению бюджетных процедур и ответственности за их результаты;
доведение до должностных лиц, осуществляющих бюджетные процедуры, информации, необходимой для выполнения бюджетных процедур;
учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании должностных лиц или применении к ним мер ответственности;
своевременность заполнения журналов (журнала) учета результатов внутреннего финансового контроля;
учет результатов проведения контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля;
наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий;
2) в целях подготовки рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля (качества выполнения бюджетных процедур):
организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке должностных лиц, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;
использование практики периодического подведения итогов осуществления внутреннего финансового контроля за прошедшие периоды и принятия решений по изменению процедур внутреннего финансового контроля;
понимание должностными лицами значимости осуществления внутреннего финансового контроля;
применение автоматизированных информационных систем в процедурах внутреннего финансового контроля;
3) в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности:
непрерывность ведения бюджетного учета;
укомплектованность должностными лицами подразделений, ведущих бюджетный учет и формирующих бюджетную отчетность, квалификация таких лиц;
наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем объекта аудита и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета;
наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям законодательства Российской Федерации, частота и причины ее корректировки;
правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;
правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;
соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;
организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;
наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности объекта аудита, в том числе степень надежности контроля объекта аудита за соблюдением подведомственными организациями требований к составлению и представлению бюджетной отчетности;
надежность и эффективность ИТ-контролей, включая контроли, направленные на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных;
наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате распоряжения руководителя объекта аудита;
4) в целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств:
соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной программы, непрограммных расходов бюджета;
качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;
равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;
обоснованность выбора способов размещения государственных закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;
обоснованность показателей государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) исходя из объема государственных услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;
сопоставление расходов на оказание государственных услуг (выполнения работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;
отклонение стоимости единицы государственной услуги (работы), оказанной в рамках государственного задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;
прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости государственных услуг (работ);
сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ);
наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения;
наличие порядка оплаты труда, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
34. Вне зависимости от цели проведения аудиторской проверки в ходе ее проведения исследуется:
1) организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой бюджетной процедуры;
2) применение автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении аудируемой бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;
3) наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой бюджетной процедуры.
V. Оформление результатов внутреннего финансового аудита и порядок их реализации
35. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который составляется в двух экземплярах и подписывается лицами, проводящими аудиторскую проверку, не позднее последнего дня проверки.
Форма акта аудиторской проверки приведена в Приложении 2 к настоящему Стандарту.
36. Акт аудиторской проверки состоит из вводной, описательной и заключительной части.
37. Вводная часть акта аудиторской проверки должна содержать:
1) дату и место составления акта аудиторской проверки;
2) полное и сокращенное наименование объекта аудита;
3) срок проведения аудиторской проверки;
4) кем и на каком основании проведена аудиторская проверка;
5) проверяемый период деятельности объекта аудита;
6) сведения о руководителе объекта аудита, который в проверяемом периоде отвечал за его деятельность;
7) сведения о должностном лице, ответственном за организацию и ведение бухгалтерского учета на объекте аудита.
38. Описательная часть акта аудиторской проверки должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, которые подлежали аудиторской проверке, согласно программе аудиторской проверки.
39. При выявлении нарушений и недостатков следует указывать ссылки на статьи и пункты законов (иных нормативных правовых актов, правовых актов), требования которых нарушены, виды и суммы выявленных нарушений (раздельно по годам и источникам финансирования), конкретных должностных лиц, допустивших нарушения (при возможности установления этих лиц), а также принятые в период осуществления контрольных действий объектом аудита меры по устранению выявленных нарушений и их результаты. Результаты проверки, излагаемые в акте аудиторской проверки, должны подтверждаться документами, объяснениями должностных лиц объекта аудита, другими материалами. Указанные документы (копии, заверенные в установленном порядке) и материалы прилагаются к акту аудиторской проверки.
В случае привлечения должностных лиц (сотрудников) структурных подразделений Министерства согласно пункту 20 настоящего Стандарта результаты проверки указанных лиц оформляются информационной справкой и направляются в адрес руководителя аудиторской проверки (аудитора) в срок, не позднее последнего дня проверки. Указанная информация является неотъемлемой частью акта аудиторской проверки.
40. Заключительная часть акта аудиторской проверки должна содержать обобщенную информацию о результатах проверки, в том числе об оценке надежности внутреннего финансового контроля объекта аудита, о результатах внутреннего финансового аудита, выявленных нарушениях, сгруппированных по видам.
41. Один экземпляр акта аудиторской проверки приобщается к документации по аудиторской проверке, второй экземпляр направляется (вручается) руководителю объекта аудита не позднее трех рабочих дней с даты его подписания способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления (получения).
42. В течение десяти рабочих дней со дня получения акта аудиторской проверки руководитель объекта аудита вправе представить руководителю аудиторской группы (аудитору) письменные возражения по фактам, изложенным в акте аудиторской проверки.
Руководитель аудиторской группы (аудитор) в течение пяти рабочих дней со дня получения возражений рассматривает их обоснованность, составляет в двух экземплярах письменное заключение на представленные возражения, один экземпляр которого направляет (вручает) объекту аудита любым способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления (получения).
Второй экземпляр заключения приобщается к документации по аудиторской проверке.
В случае непредставления возражений по акту в течение десяти рабочих дней со дня его получения считается, что акт принят объектом аудита без возражений.
43. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
44. Документация по аудиторской проверке должна содержать:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая
ее программу;
сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результаты ее выполнения;
документы о выполнении отдельных процедур аудиторский проверки с указанием исполнителей и времени выполнения;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности, иных документов, изучение которых было осуществление в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления, полученные от объекта аудита (должностных лиц объекта аудита);
копии обращений, направленные органам государственного финансового контроля, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;
копии первичных учетных и иных документов объектов аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
акт аудиторской проверки.
45. На основании акта аудиторской проверки аудитором или руководителем аудиторской группы составляется отчет о результатах аудиторской проверки по форме согласно Приложению 3 к настоящему Стандарту, содержащий в том числе:
1) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;
2) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита, результаты рассмотрения возражений со стороны объекта аудита в случае их наличия;
3) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, рекомендации по повышению его эффективности;
4) выводы о достоверности бюджетной отчетности;
5) выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте бюджетной отчетности;
6) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты (карту) внутреннего финансового контроля;
7) предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе предложения по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах Министерства, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств.
В срок не позднее двадцати рабочих дней после окончания аудиторской проверки отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки представляется для рассмотрения министру.
В срок не позднее двадцати рабочих дней после окончания аудиторской проверки отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки представляется для ознакомления заместителям министра, курирующим вопросы, по которым в ходе аудиторских проверок были выявлены нарушения и советнику (в случае проведения аудиторской проверки Управлением).
46. По результатам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки министр принимает решение о:
1) принятии мер (направлении предложений объекту аудита) по устранению выявленных нарушений и недостатков (при необходимости - о разработке плана по устранению выявленных нарушений и недостатков и мониторинга его выполнения) в соответствии с рекомендациями, указанными в отчете о результатах аудиторской проверки;
2) необходимости внесения изменений в существующие процессы осуществления бюджетных процедур;
3) внесении изменений в карты (карту) внутреннего финансового контроля;
4) проведении служебных проверок;
5) реализации предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области;
6) о направлении материалов в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный на осуществление внутреннего государственного финансового контроля, правоохранительные органы в случае наличия фактов, содержащих признаки административного правонарушения, преступления;
7) недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
47. Решение министра, принятое по результатам аудиторской проверки, направляется по резолюции в адрес руководителя объекта аудита.
48. С целью выполнения предложений и устранения недостатков, руководитель объекта аудита формирует План по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторской проверки, по форме, приведенной в Приложении 4 к настоящему Стандарту, (далее - План по устранению недостатков и нарушений) определяет ответственных лиц, устанавливает сроки исполнения мероприятий.
49. Сформированный План по устранению недостатков и нарушений направляется на согласование начальнику Управления или советнику министра (в случае проведения аудиторской проверки советником министра) в течение пяти рабочих дней после получения предложений в соответствии с подпунктом 1 пункта 46.
В случае принятия решения министром в соответствии с подпунктом 1 пункта 46 в отношении структурного подразделения Министерства План по устранению недостатков и нарушений руководителем объекта аудита предварительно согласовывается с курирующим заместителем министра.
50. Согласованный начальником Управления или советником министра (в случае проведения аудиторской проверки советником министра) План по устранению недостатков и нарушений утверждается руководителем объекта аудита не позднее пяти рабочих дней с даты согласования.
Копия утвержденного Плана по устранению недостатков и нарушений в течение трех дней направляется в Управление или советнику министра (в случае проведения аудиторской проверки советником министра).
План по устранению недостатков и нарушений в течение трех рабочих дней с даты его утверждения размещается объектом аудита в государственной автоматизированной информационной системе "Управление" (далее - ГАСУ).
51. Сведения о выполнении Плана по устранению недостатков и нарушений вместе с подтверждающими документами представляются руководителем объекта аудита посредством ГАСУ в соответствии со сроками, указанными в утвержденном Плане по устранению недостатков и нарушений.
52. Мониторинг выполнения Плана по устранению недостатков и нарушений включает следующие процедуры:
получение от объекта аудита информации о выполнении Плана по устранению недостатков и нарушений, включая анализ причин невыполнения мероприятий плана;
оценка действий объекта аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, подготовка и представление министру ежеквартального заключения о результатах мониторинга.
53. Документация по аудиторской проверке, указанная в пункте 44 настоящего Стандарта, с приложением отчета о результатах аудиторской проверки и решения министра, принятого по итогам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки согласно пункту 46 настоящего Стандарта, хранится в Управлении, и представляется по письменному обращению руководителя структурного подразделения Министерства, правоохранительного и иного проверяющего органа.
Указанная выше документация по аудиторским проверкам, проведенным советником министра, в течение пяти рабочих дней после принятия министром решения по итогам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки, направляется в Управление для хранения.
VI. Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита и мониторинг результатов внутреннего финансового аудита
54. Советник министра по результатам года составляет годовую отчетность о результатах внутреннего финансового аудита Министерства (далее - Отчетность).
55. Отчетность направляется министру не позднее 30 января года, следующего за отчетным.
56. Отчетность должна содержать информацию, полученную в результате аудиторских проверок, в том числе сведения о характере и видах выявленных нарушений, предложениях и рекомендациях, направленных объектам аудита по результатам проведенных аудиторских проверок, принятых мерах, а также выводы об эффективности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектами аудита, достоверности сводной бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области.
57. Форма Отчетности и рекомендации по ее заполнению приведены в Приложении 5 к настоящему Стандарту.
58. По результатам рассмотрения Отчетности министр принимает решения, направленные на совершенствование внутреннего финансового контроля, реализацию предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области.
59. После рассмотрения министром Отчетность размещается управлением организации деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений Министерства на официальном сайте Министерства http://msr.mosreg.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Приложение 1
к Стандарту
внутреннего финансового аудита
в Министерстве социального развития
Московской области
(с изменениями от 11 апреля 2019 г.)
Форма
Программа
аудиторской проверки
1. Объект аудита:
2. Тема аудиторской проверки:
3. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки:
4. Срок проведения аудиторской проверки:
5. Этапы проведения аудиторской проверки:
Приложение 2
к Стандарту
внутреннего финансового аудита
в Министерстве социального развития
Московской области
(с изменениями от 11 апреля 2019 г.)
Форма
АКТ
аудиторской проверки
_________________________________________________________________________
(объект проверки)
г. ___________________ _______________
(место составления Акта) (дата)
На основании _______________________________________________________
(реквизиты приказа министра о проведении аудиторской
проверки, дата, номер)
была проведена __________________________________________________________
(плановая, внеплановая, камеральная, выездная, комбинированная)
аудиторская проверка ____________________________________________________
(наименование объекта аудита)
_________________________________________________________________________
(тема аудиторской проверки)
Аудиторская проверка проведена аудитором/аудиторской группой в
составе: ________________________________________________________________
(указать ФИО, должность руководителя и членов аудиторской
группы / аудитора)
Срок проведения аудиторской проверки: ______________________________
Проверяемый период: ________________________________________________
Этапы проведения аудиторской проверки:
1. Подготовка к проведению аудиторской проверки;
2. Проведение аудиторской проверки;
3. Оформление акта аудиторской проверки.
Выездная аудиторская проверка проведена в присутствии 1:
_________________________________________________________________________
(должность, ФИО руководителя объекта аудита (иных уполномоченных лиц))
___________________________________
1 Указывается в случае проведения выездной аудиторской проверки
Руководитель объекта аудита, ответственный за его деятельность в
проверяемом периоде, - __________________________________________________
(должность, ФИО, реквизиты документа о приеме на
должность, увольнении)
Должностное лицо, ответственное за организацию и ведение
бухгалтерского учета на объекте аудита, - _______________________________
(должность, ФИО)
Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Характеристика деятельности объекта аудита:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Разделы описательной части акта аудиторской проверки.
Излагается объективная информация по всем вопросам, указанным в
программе аудиторской проверки.
Заключительная часть
Излагается обобщенная информация о результатах проверки, в том
числе об оценке надежности внутреннего финансового контроля объекта
аудита, о результатах внутреннего финансового аудита, выявленных
нарушениях, сгруппированных по видам.
Приложение 2: на __ л. в __ экз.
Руководитель аудиторской группы / Аудитор
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" _____________ 20 __ г.
Члены аудиторской группы:
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" _____________ 20 __ г.
Один экземпляр Акта аудиторской проверки получен для ознакомления:
Руководитель объекта аудита (иное уполномоченное лицо)
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" _____________ 20 __ г.
В случае отказа руководителя (или иного уполномоченного лица)
объекта аудита от получения акта для ознакомления делается следующая
запись:
От получения экземпляра Акта _______________________________________
_________________________________________________________________________
(должность руководителя (или иного уполномоченного лица) объекта аудита)
отказался.
Руководитель аудиторской группы / Аудитор
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" _____________ 20 __ г.
___________________________________
2 К акту аудиторской проверки прилагаются все документы и
материалы, подтверждающие выявленные нарушения.
Приложение 3
к Стандарту
внутреннего финансового аудита
в Министерстве социального развития
Московской области
(с изменениями от 11 апреля 2019 г.)
Форма
Отчет
о результатах аудиторской проверки
_________________________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
1. Основание для проведения аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
(реквизиты приказа министра о проведении аудиторской проверки, N пункта
плана внутреннего финансового аудита, основание для проведения
внеплановой аудиторской проверки)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Тема аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Проверяемый период:
_________________________________________________________________________
4. Срок проведения аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
5. Цель аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Вид аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
7. Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
7.1 _____________________________________________________________________
7.2 _____________________________________________________________________
8. По результатам аудиторской проверки установлено следующее:
_________________________________________________________________________
(кратко излагается информация о выявленных в ходе аудиторской проверки
недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об
условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных
рисках, по порядку в соответствии с нумерацией вопросов
Программы проверки)
9. Возражения руководителя (иного уполномоченного лица) объекта аудита,
представленные по результатам рассмотрения акта аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
(указывается информация о наличии или отсутствии возражений; при наличии
возражений указываются реквизиты документа (возражений) (номер, дата,
количество листов)
10. Выводы:
10.1 ____________________________________________________________________
(излагаются выводы о степени надежности внутреннего
финансового контроля)
_________________________________________________________________________
10.2 ____________________________________________________________________
(излагаются выводы о достоверности бюджетной отчётности и
соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и
стандартам бюджетного учета)
_________________________________________________________________________
11. Предложения и рекомендации:
_________________________________________________________________________
(излагаются предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений
и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению
изменений в карты внутреннего финансового контроля и (или) предложения
по повышению экономности и результативности бюджетных средств)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Приложения:
1. Акт проверки
_________________________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на __ листах в __ экз.
2. Возражения к Акту проверки
_________________________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на __ листах в __ экз.
Ответственный исполнитель (аудитор или руководитель аудиторской
группы):
___________________________________________ _____________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" ____________ 20 __ года
Приложение 4
к Стандарту
внутреннего финансового аудита
в Министерстве социального развития
Московской области
(с изменениями от 11 апреля 2019 г.)
Форма
СОГЛАСОВАН УТВЕРЖДЕН
________________________________ _______________________________
(должность) (должность)
___________ ___________________ ___________ __________________
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ____________ 20___ года "___" ____________ 20___ года
ПЛАН
по устранению недостатков и нарушений, выявленных
по результатам аудиторской проверки
_________________________________________________________________________
(наименование объекта аудита)
проведенной управлением финансового контроля и аудита Министерства
социального развития Московской области / советником министра
Правительства Московской области
в период с _____________ по _____________ 20 __ года
N
п/п
Предложения объекту аудита по устранению выявленного нарушения (недостатка)
Планируемые действия объекта аудита, необходимые для реализации предложений
Планируемые сроки выполнения предложений с целью устранения нарушений
Ответственное лицо (лица) объекта аудита за исполнение
Приложение 5
к Стандарту
внутреннего финансового аудита
в Министерстве социального развития
Московской области
(с изменениями от 11 апреля 2019 г.)
Форма
ОТЧЕТНОСТЬ
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
на 31 декабря 20 __ г.
┌─────────┐
│ КОДЫ │
├─────────┤
│ │
├─────────┤
Наименование главного Дата │ │
администратора бюджетных ├─────────┤
средств, администратора Министерство социального │ │
бюджетных средств развития Московской области Глава по БК │ │
│ │
│ │
│ │
├─────────┤
Наименование бюджета Бюджет Московской области по ОКТМО │ │
├─────────┤
Периодичность: годовая │ │
└─────────┘
1. Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита
Наименование показателя
Значения
показателя
Штатная численность лиц, уполномоченных на проведение внутреннего финансового аудита, человек
из них:
фактическая численность
Количество проведенных аудиторских проверок, единиц
в том числе в отношении системы внутреннего финансового контроля:
достоверности бюджетной отчетности
экономности и результативности использования бюджетных средств
иных тем
Количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц
из них:
количество проведенных плановых аудиторских проверок в отношении Министерства социального развития Московской области
количество проведенных плановых аудиторских проверок в отношении подведомственных распорядителей средств бюджета Московской области, получателей средств бюджета Московской области, администраторов доходов бюджета Московской области, администраторов источников финансирования дефицита бюджета Московской области
Количество проведенных внеплановых аудиторских проверок, единиц
из них:
количество проведенных внеплановых проверок в отношении Министерства социального развития Московской области
количество проведенных внеплановых аудиторских проверок в отношении подведомственных распорядителей средств бюджета Московской области, получателей средств бюджета Московской области, администраторов доходов бюджета Московской области, администраторов источников финансирования дефицита бюджета Московской области
Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц
из них:
количество исполненных рекомендаций
Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц
из них:
количество исполненных предложений
2. Сведения о выявленных нарушениях и недостатках, тыс. руб.
N
п/п
Наименование показателя
Количество
(единиц)
Объем
(тыс. руб.)
1
Нецелевое использование бюджетных средств
2
Иные нарушения при использовании бюджетных средств (кроме нецелевого использования)
3
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями
4
Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством
5
Нарушения правил ведения бюджетного учета
6
Нарушения порядка составления бюджетной отчетности
7
Нарушения порядка администрирования доходов бюджета
8
Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов
9
Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля
10
Прочие нарушения и недостатки
Пояснительная записка
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
______________________________ _______________ ______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"____" ____________ 20 ___ г.
Рекомендации
по заполнению годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
1. В годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее - Отчетность), отражаются сведения об осуществлении внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита.
2. Отчетным периодом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
3. Отчетность включает данные, сформированные на основании отчетов о проведенных субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок, информации органов государственного финансового контроля (Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства) о выявленных нарушениях в финансово-бюджетной сфере. В Отчет включаются сведения по аудиторским проверкам, завершенным в отчетном периоде независимо от даты их начала.
4. Суммовые показатели отражаются в тысячах рублей с точностью до первого десятичного знака.
5. Отчетность представляется с Пояснительной запиской, которая может включать:
сведения о подчиненности субъекта внутреннего финансового аудита, правовых актах главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита, количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит, по каждому направлению аудиторских проверок (аудит надежности системы внутреннего финансового контроля, аудит достоверности бюджетной отчетности, аудит результативности и экономности использования бюджетных средств);
сведения о принятых мерах по повышению квалификации указанных должностных лиц, а также мерах по обеспечению надлежащего качества осуществления внутреннего финансового аудита;
сведения об обеспеченности ресурсами (материальными и финансовыми), состав основных фондов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита, и их техническом состоянии;
информацию о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление внутреннего финансового аудита, не нашедшую отражения в отчете;
информацию о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, не нашедшая отражения в отчете, в том числе:
а) описание по каждому направлению аудиторских проверок рекомендаций (заключений), предложений, направленных объектам аудита, причин их неисполнения в случае их наличия;
б) описание бюджетных рисков, в отношении которых проводились контрольные действия в ходе внутреннего финансового контроля, а также значимых бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финансового контроля, и предпринимаемых по ним мер;
в) описание обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, и принятых по ним мер. - иную информацию о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление внутреннего финансового аудита, не нашедшую отражения в отчете.
6. Данные отражаются по следующим разделам Отчета:
общие сведения о результатах осуществления внутреннего финансового аудита;
сведения о выявленных нарушениях и недостатках.
7. В разделе 1 "Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита" отражаются общие сведения об осуществлении внутреннего финансового аудита в отчетном периоде. По каждому показателю указывается значения в установленных единицах измерения.
8. В разделе 2 "Сведения о выявленных нарушениях и недостатках при осуществлении внутреннего финансового аудита" по каждому показателю указывается количество и объем выявленных нарушений (недостатков) по результатам проведения аудиторских проверок в отчетном году."
МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
27.12.2017 № 19РВ-136
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В МИНИСТЕРСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции распоряжений Министерства социального развития Московской области от 11.07.2018 № 19РВ-63, от 11.04.2019 № 21РВ-38, от 31.12.2019 № 21РВ-151)
В соответствии со ст. 160.2-1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Московской области от 26.03.2014 N 192/8 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области" и от 04.08.2015 N 642/29 "О Положении о Министерстве социального развития Московской области":
1. Утвердить прилагаемый Стандарт внутреннего финансового аудита в Министерстве социального развития Московской области (далее - Стандарт).
2. Управлению организации деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений Министерства социального развития Московской области организовать официальное опубликование настоящего распоряжения в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на официальном сайте Министерства социального развития Московской области (www.msr.mosreg.ru).
3. Управлению по работе с документами и обеспечения деятельности Министерства социального развития Московской области направить копию настоящего распоряжения в 7-дневный срок после дня первого официального опубликования в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области с соблюдением требований, установленных распоряжением Губернатора Московской области от 07.07.2017 N 215-РГ "Об организации предоставления нормативных правовых актов Московской области для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Министр социального развития
Московской области
1) в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля: наличие и полнота нормативного регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;
организация планирования внутреннего финансового контроля, в том числе порядок формирования карт (карты) внутреннего финансового контроля;
содержание квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей лиц, организующих и осуществляющих бюджетные процедуры, указанных в должностных регламентах, должностных инструкциях, соответствие их квалификации установленным требованиям;
укомплектованность структурных подразделений, осуществляющих бюджетные процедуры;
разграничение между должностными лицами обязанностей по осуществлению бюджетных процедур и ответственности за их результаты;
доведение до должностных лиц, осуществляющих бюджетные процедуры, информации, необходимой для выполнения бюджетных процедур;
учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании должностных лиц или применении к ним мер ответственности;
своевременность заполнения журналов (журнала) учета результатов внутреннего финансового контроля;
учет результатов проведения контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля;
наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий;
2) в целях подготовки рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля (качества выполнения бюджетных процедур):
организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке должностных лиц, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;
использование практики периодического подведения итогов осуществления внутреннего финансового контроля за прошедшие периоды и принятия решений по изменению процедур внутреннего финансового контроля;
понимание должностными лицами значимости осуществления внутреннего финансового контроля;
применение автоматизированных информационных систем в процедурах внутреннего финансового контроля;
3) в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности:
непрерывность ведения бюджетного учета;
укомплектованность должностными лицами подразделений, ведущих бюджетный учет и формирующих бюджетную отчетность, квалификация таких лиц;
наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем объекта аудита и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета;
наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям законодательства Российской Федерации, частота и причины ее корректировки;
правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;
правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;
соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;
организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;
наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности объекта аудита, в том числе степень надежности контроля объекта аудита за соблюдением подведомственными организациями требований к составлению и представлению бюджетной отчетности;
надежность и эффективность ИТ-контролей, включая контроли, направленные на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных;
наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате распоряжения руководителя объекта аудита;
4) в целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств:
соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной программы, непрограммных расходов бюджета;
качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;
равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;
обоснованность выбора способов размещения государственных закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;
обоснованность показателей государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) исходя из объема государственных услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;
сопоставление расходов на оказание государственных услуг (выполнения работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;
отклонение стоимости единицы государственной услуги (работы), оказанной в рамках государственного задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;
прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости государственных услуг (работ);
сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ);
наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения;
наличие порядка оплаты труда, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
34. Вне зависимости от цели проведения аудиторской проверки в ходе ее проведения исследуется:
1) организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой бюджетной процедуры;
2) применение автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении аудируемой бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;
3) наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой бюджетной процедуры.
V. Оформление результатов внутреннего финансового аудита и порядок их реализации
35. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который составляется в двух экземплярах и подписывается лицами, проводящими аудиторскую проверку, не позднее последнего дня проверки.
Форма акта аудиторской проверки приведена в Приложении 2 к настоящему Стандарту.
36. Акт аудиторской проверки состоит из вводной, описательной и заключительной части.
37. Вводная часть акта аудиторской проверки должна содержать:
1) дату и место составления акта аудиторской проверки;
2) полное и сокращенное наименование объекта аудита;
3) срок проведения аудиторской проверки;
4) кем и на каком основании проведена аудиторская проверка;
5) проверяемый период деятельности объекта аудита;
6) сведения о руководителе объекта аудита, который в проверяемом периоде отвечал за его деятельность;
7) сведения о должностном лице, ответственном за организацию и ведение бухгалтерского учета на объекте аудита.
38. Описательная часть акта аудиторской проверки должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, которые подлежали аудиторской проверке, согласно программе аудиторской проверки.
39. При выявлении нарушений и недостатков следует указывать ссылки на статьи и пункты законов (иных нормативных правовых актов, правовых актов), требования которых нарушены, виды и суммы выявленных нарушений (раздельно по годам и источникам финансирования), конкретных должностных лиц, допустивших нарушения (при возможности установления этих лиц), а также принятые в период осуществления контрольных действий объектом аудита меры по устранению выявленных нарушений и их результаты. Результаты проверки, излагаемые в акте аудиторской проверки, должны подтверждаться документами, объяснениями должностных лиц объекта аудита, другими материалами. Указанные документы (копии, заверенные в установленном порядке) и материалы прилагаются к акту аудиторской проверки.
В случае привлечения должностных лиц (сотрудников) структурных подразделений Министерства согласно пункту 20 настоящего Стандарта результаты проверки указанных лиц оформляются информационной справкой и направляются в адрес руководителя аудиторской проверки (аудитора) в срок, не позднее последнего дня проверки. Указанная информация является неотъемлемой частью акта аудиторской проверки.
40. Заключительная часть акта аудиторской проверки должна содержать обобщенную информацию о результатах проверки, в том числе об оценке надежности внутреннего финансового контроля объекта аудита, о результатах внутреннего финансового аудита, выявленных нарушениях, сгруппированных по видам.
41. Один экземпляр акта аудиторской проверки приобщается к документации по аудиторской проверке, второй экземпляр направляется (вручается) руководителю объекта аудита не позднее трех рабочих дней с даты его подписания способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления (получения).
42. В течение десяти рабочих дней со дня получения акта аудиторской проверки руководитель объекта аудита вправе представить руководителю аудиторской группы (аудитору) письменные возражения по фактам, изложенным в акте аудиторской проверки.
Руководитель аудиторской группы (аудитор) в течение пяти рабочих дней со дня получения возражений рассматривает их обоснованность, составляет в двух экземплярах письменное заключение на представленные возражения, один экземпляр которого направляет (вручает) объекту аудита любым способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления (получения).
Второй экземпляр заключения приобщается к документации по аудиторской проверке.
В случае непредставления возражений по акту в течение десяти рабочих дней со дня его получения считается, что акт принят объектом аудита без возражений.
43. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
44. Документация по аудиторской проверке должна содержать:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая
ее программу;
сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результаты ее выполнения;
документы о выполнении отдельных процедур аудиторский проверки с указанием исполнителей и времени выполнения;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности, иных документов, изучение которых было осуществление в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления, полученные от объекта аудита (должностных лиц объекта аудита);
копии обращений, направленные органам государственного финансового контроля, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;
копии первичных учетных и иных документов объектов аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
акт аудиторской проверки.
45. На основании акта аудиторской проверки аудитором или руководителем аудиторской группы составляется отчет о результатах аудиторской проверки по форме согласно Приложению 3 к настоящему Стандарту, содержащий в том числе:
1) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;
2) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита, результаты рассмотрения возражений со стороны объекта аудита в случае их наличия;
3) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, рекомендации по повышению его эффективности;
4) выводы о достоверности бюджетной отчетности;
5) выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте бюджетной отчетности;
6) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты (карту) внутреннего финансового контроля;
7) предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе предложения по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах Министерства, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств.
В срок не позднее двадцати рабочих дней после окончания аудиторской проверки отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки представляется для рассмотрения министру.
В срок не позднее двадцати рабочих дней после окончания аудиторской проверки отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки представляется для ознакомления заместителям министра, курирующим вопросы, по которым в ходе аудиторских проверок были выявлены нарушения и советнику (в случае проведения аудиторской проверки Управлением).
46. По результатам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки министр принимает решение о:
1) принятии мер (направлении предложений объекту аудита) по устранению выявленных нарушений и недостатков (при необходимости - о разработке плана по устранению выявленных нарушений и недостатков и мониторинга его выполнения) в соответствии с рекомендациями, указанными в отчете о результатах аудиторской проверки;
2) необходимости внесения изменений в существующие процессы осуществления бюджетных процедур;
3) внесении изменений в карты (карту) внутреннего финансового контроля;
4) проведении служебных проверок;
5) реализации предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области;
6) о направлении материалов в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный на осуществление внутреннего государственного финансового контроля, правоохранительные органы в случае наличия фактов, содержащих признаки административного правонарушения, преступления;
7) недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
47. Решение министра, принятое по результатам аудиторской проверки, направляется по резолюции в адрес руководителя объекта аудита.
48. С целью выполнения предложений и устранения недостатков, руководитель объекта аудита формирует План по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторской проверки, по форме, приведенной в Приложении 4 к настоящему Стандарту, (далее - План по устранению недостатков и нарушений) определяет ответственных лиц, устанавливает сроки исполнения мероприятий.
49. Сформированный План по устранению недостатков и нарушений направляется на согласование начальнику Управления или советнику министра (в случае проведения аудиторской проверки советником министра) в течение пяти рабочих дней после получения предложений в соответствии с подпунктом 1 пункта 46.
В случае принятия решения министром в соответствии с подпунктом 1 пункта 46 в отношении структурного подразделения Министерства План по устранению недостатков и нарушений руководителем объекта аудита предварительно согласовывается с курирующим заместителем министра.
50. Согласованный начальником Управления или советником министра (в случае проведения аудиторской проверки советником министра) План по устранению недостатков и нарушений утверждается руководителем объекта аудита не позднее пяти рабочих дней с даты согласования.
Копия утвержденного Плана по устранению недостатков и нарушений в течение трех дней направляется в Управление или советнику министра (в случае проведения аудиторской проверки советником министра).
План по устранению недостатков и нарушений в течение трех рабочих дней с даты его утверждения размещается объектом аудита в государственной автоматизированной информационной системе "Управление" (далее - ГАСУ).
51. Сведения о выполнении Плана по устранению недостатков и нарушений вместе с подтверждающими документами представляются руководителем объекта аудита посредством ГАСУ в соответствии со сроками, указанными в утвержденном Плане по устранению недостатков и нарушений.
52. Мониторинг выполнения Плана по устранению недостатков и нарушений включает следующие процедуры:
получение от объекта аудита информации о выполнении Плана по устранению недостатков и нарушений, включая анализ причин невыполнения мероприятий плана;
оценка действий объекта аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, подготовка и представление министру ежеквартального заключения о результатах мониторинга.
53. Документация по аудиторской проверке, указанная в пункте 44 настоящего Стандарта, с приложением отчета о результатах аудиторской проверки и решения министра, принятого по итогам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки согласно пункту 46 настоящего Стандарта, хранится в Управлении, и представляется по письменному обращению руководителя структурного подразделения Министерства, правоохранительного и иного проверяющего органа.
Указанная выше документация по аудиторским проверкам, проведенным советником министра, в течение пяти рабочих дней после принятия министром решения по итогам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки, направляется в Управление для хранения.
VI. Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита и мониторинг результатов внутреннего финансового аудита
54. Советник министра по результатам года составляет годовую отчетность о результатах внутреннего финансового аудита Министерства (далее - Отчетность).
55. Отчетность направляется министру не позднее 30 января года, следующего за отчетным.
56. Отчетность должна содержать информацию, полученную в результате аудиторских проверок, в том числе сведения о характере и видах выявленных нарушений, предложениях и рекомендациях, направленных объектам аудита по результатам проведенных аудиторских проверок, принятых мерах, а также выводы об эффективности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектами аудита, достоверности сводной бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области.
57. Форма Отчетности и рекомендации по ее заполнению приведены в Приложении 5 к настоящему Стандарту.
58. По результатам рассмотрения Отчетности министр принимает решения, направленные на совершенствование внутреннего финансового контроля, реализацию предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области.
59. После рассмотрения министром Отчетность размещается управлением организации деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений Министерства на официальном сайте Министерства http://msr.mosreg.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Приложение 1
к Стандарту
внутреннего финансового аудита
в Министерстве социального развития
Московской области
(с изменениями от 11 апреля 2019 г.)
Форма
Программа
аудиторской проверки
1. Объект аудита:
2. Тема аудиторской проверки:
3. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки:
4. Срок проведения аудиторской проверки:
5. Этапы проведения аудиторской проверки:
Приложение 2
к Стандарту
внутреннего финансового аудита
в Министерстве социального развития
Московской области
(с изменениями от 11 апреля 2019 г.)
Форма
АКТ
аудиторской проверки
_________________________________________________________________________
(объект проверки)
г. ___________________ _______________
(место составления Акта) (дата)
На основании _______________________________________________________
(реквизиты приказа министра о проведении аудиторской
проверки, дата, номер)
была проведена __________________________________________________________
(плановая, внеплановая, камеральная, выездная, комбинированная)
аудиторская проверка ____________________________________________________
(наименование объекта аудита)
_________________________________________________________________________
(тема аудиторской проверки)
Аудиторская проверка проведена аудитором/аудиторской группой в
составе: ________________________________________________________________
(указать ФИО, должность руководителя и членов аудиторской
группы / аудитора)
Срок проведения аудиторской проверки: ______________________________
Проверяемый период: ________________________________________________
Этапы проведения аудиторской проверки:
1. Подготовка к проведению аудиторской проверки;
2. Проведение аудиторской проверки;
3. Оформление акта аудиторской проверки.
Выездная аудиторская проверка проведена в присутствии 1:
_________________________________________________________________________
(должность, ФИО руководителя объекта аудита (иных уполномоченных лиц))
___________________________________
1 Указывается в случае проведения выездной аудиторской проверки
Руководитель объекта аудита, ответственный за его деятельность в
проверяемом периоде, - __________________________________________________
(должность, ФИО, реквизиты документа о приеме на
должность, увольнении)
Должностное лицо, ответственное за организацию и ведение
бухгалтерского учета на объекте аудита, - _______________________________
(должность, ФИО)
Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Характеристика деятельности объекта аудита:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Разделы описательной части акта аудиторской проверки.
Излагается объективная информация по всем вопросам, указанным в
программе аудиторской проверки.
Заключительная часть
Излагается обобщенная информация о результатах проверки, в том
числе об оценке надежности внутреннего финансового контроля объекта
аудита, о результатах внутреннего финансового аудита, выявленных
нарушениях, сгруппированных по видам.
Приложение 2: на __ л. в __ экз.
Руководитель аудиторской группы / Аудитор
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" _____________ 20 __ г.
Члены аудиторской группы:
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" _____________ 20 __ г.
Один экземпляр Акта аудиторской проверки получен для ознакомления:
Руководитель объекта аудита (иное уполномоченное лицо)
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" _____________ 20 __ г.
В случае отказа руководителя (или иного уполномоченного лица)
объекта аудита от получения акта для ознакомления делается следующая
запись:
От получения экземпляра Акта _______________________________________
_________________________________________________________________________
(должность руководителя (или иного уполномоченного лица) объекта аудита)
отказался.
Руководитель аудиторской группы / Аудитор
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" _____________ 20 __ г.
___________________________________
2 К акту аудиторской проверки прилагаются все документы и
материалы, подтверждающие выявленные нарушения.
Приложение 3
к Стандарту
внутреннего финансового аудита
в Министерстве социального развития
Московской области
(с изменениями от 11 апреля 2019 г.)
Форма
Отчет
о результатах аудиторской проверки
_________________________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
1. Основание для проведения аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
(реквизиты приказа министра о проведении аудиторской проверки, N пункта
плана внутреннего финансового аудита, основание для проведения
внеплановой аудиторской проверки)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Тема аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Проверяемый период:
_________________________________________________________________________
4. Срок проведения аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
5. Цель аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Вид аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
7. Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
7.1 _____________________________________________________________________
7.2 _____________________________________________________________________
8. По результатам аудиторской проверки установлено следующее:
_________________________________________________________________________
(кратко излагается информация о выявленных в ходе аудиторской проверки
недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об
условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных
рисках, по порядку в соответствии с нумерацией вопросов
Программы проверки)
9. Возражения руководителя (иного уполномоченного лица) объекта аудита,
представленные по результатам рассмотрения акта аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
(указывается информация о наличии или отсутствии возражений; при наличии
возражений указываются реквизиты документа (возражений) (номер, дата,
количество листов)
10. Выводы:
10.1 ____________________________________________________________________
(излагаются выводы о степени надежности внутреннего
финансового контроля)
_________________________________________________________________________
10.2 ____________________________________________________________________
(излагаются выводы о достоверности бюджетной отчётности и
соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и
стандартам бюджетного учета)
_________________________________________________________________________
11. Предложения и рекомендации:
_________________________________________________________________________
(излагаются предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений
и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению
изменений в карты внутреннего финансового контроля и (или) предложения
по повышению экономности и результативности бюджетных средств)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Приложения:
1. Акт проверки
_________________________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на __ листах в __ экз.
2. Возражения к Акту проверки
_________________________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на __ листах в __ экз.
Ответственный исполнитель (аудитор или руководитель аудиторской
группы):
___________________________________________ _____________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" ____________ 20 __ года
Приложение 4
к Стандарту
внутреннего финансового аудита
в Министерстве социального развития
Московской области
(с изменениями от 11 апреля 2019 г.)
Форма
СОГЛАСОВАН УТВЕРЖДЕН
________________________________ _______________________________
(должность) (должность)
___________ ___________________ ___________ __________________
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ____________ 20___ года "___" ____________ 20___ года
ПЛАН
по устранению недостатков и нарушений, выявленных
по результатам аудиторской проверки
_________________________________________________________________________
(наименование объекта аудита)
проведенной управлением финансового контроля и аудита Министерства
социального развития Московской области / советником министра
Правительства Московской области
в период с _____________ по _____________ 20 __ года
N
п/п
Предложения объекту аудита по устранению выявленного нарушения (недостатка)
Планируемые действия объекта аудита, необходимые для реализации предложений
Планируемые сроки выполнения предложений с целью устранения нарушений
Ответственное лицо (лица) объекта аудита за исполнение
Приложение 5
к Стандарту
внутреннего финансового аудита
в Министерстве социального развития
Московской области
(с изменениями от 11 апреля 2019 г.)
Форма
ОТЧЕТНОСТЬ
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
на 31 декабря 20 __ г.
┌─────────┐
│ КОДЫ │
├─────────┤
│ │
├─────────┤
Наименование главного Дата │ │
администратора бюджетных ├─────────┤
средств, администратора Министерство социального │ │
бюджетных средств развития Московской области Глава по БК │ │
│ │
│ │
│ │
├─────────┤
Наименование бюджета Бюджет Московской области по ОКТМО │ │
├─────────┤
Периодичность: годовая │ │
└─────────┘
1. Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита
Наименование показателя
Значения
показателя
Штатная численность лиц, уполномоченных на проведение внутреннего финансового аудита, человек
из них:
фактическая численность
Количество проведенных аудиторских проверок, единиц
в том числе в отношении системы внутреннего финансового контроля:
достоверности бюджетной отчетности
экономности и результативности использования бюджетных средств
иных тем
Количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц
из них:
количество проведенных плановых аудиторских проверок в отношении Министерства социального развития Московской области
количество проведенных плановых аудиторских проверок в отношении подведомственных распорядителей средств бюджета Московской области, получателей средств бюджета Московской области, администраторов доходов бюджета Московской области, администраторов источников финансирования дефицита бюджета Московской области
Количество проведенных внеплановых аудиторских проверок, единиц
из них:
количество проведенных внеплановых проверок в отношении Министерства социального развития Московской области
количество проведенных внеплановых аудиторских проверок в отношении подведомственных распорядителей средств бюджета Московской области, получателей средств бюджета Московской области, администраторов доходов бюджета Московской области, администраторов источников финансирования дефицита бюджета Московской области
Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц
из них:
количество исполненных рекомендаций
Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц
из них:
количество исполненных предложений
2. Сведения о выявленных нарушениях и недостатках, тыс. руб.
N
п/п
Наименование показателя
Количество
(единиц)
Объем
(тыс. руб.)
1
Нецелевое использование бюджетных средств
2
Иные нарушения при использовании бюджетных средств (кроме нецелевого использования)
3
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями
4
Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством
5
Нарушения правил ведения бюджетного учета
6
Нарушения порядка составления бюджетной отчетности
7
Нарушения порядка администрирования доходов бюджета
8
Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов
9
Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля
10
Прочие нарушения и недостатки
Пояснительная записка
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
______________________________ _______________ ______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"____" ____________ 20 ___ г.
Рекомендации
по заполнению годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
1. В годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее - Отчетность), отражаются сведения об осуществлении внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита.
2. Отчетным периодом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
3. Отчетность включает данные, сформированные на основании отчетов о проведенных субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок, информации органов государственного финансового контроля (Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства) о выявленных нарушениях в финансово-бюджетной сфере. В Отчет включаются сведения по аудиторским проверкам, завершенным в отчетном периоде независимо от даты их начала.
4. Суммовые показатели отражаются в тысячах рублей с точностью до первого десятичного знака.
5. Отчетность представляется с Пояснительной запиской, которая может включать:
сведения о подчиненности субъекта внутреннего финансового аудита, правовых актах главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита, количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит, по каждому направлению аудиторских проверок (аудит надежности системы внутреннего финансового контроля, аудит достоверности бюджетной отчетности, аудит результативности и экономности использования бюджетных средств);
сведения о принятых мерах по повышению квалификации указанных должностных лиц, а также мерах по обеспечению надлежащего качества осуществления внутреннего финансового аудита;
сведения об обеспеченности ресурсами (материальными и финансовыми), состав основных фондов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита, и их техническом состоянии;
информацию о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление внутреннего финансового аудита, не нашедшую отражения в отчете;
информацию о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, не нашедшая отражения в отчете, в том числе:
а) описание по каждому направлению аудиторских проверок рекомендаций (заключений), предложений, направленных объектам аудита, причин их неисполнения в случае их наличия;
б) описание бюджетных рисков, в отношении которых проводились контрольные действия в ходе внутреннего финансового контроля, а также значимых бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финансового контроля, и предпринимаемых по ним мер;
в) описание обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, и принятых по ним мер. - иную информацию о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление внутреннего финансового аудита, не нашедшую отражения в отчете.
6. Данные отражаются по следующим разделам Отчета:
общие сведения о результатах осуществления внутреннего финансового аудита;
сведения о выявленных нарушениях и недостатках.
7. В разделе 1 "Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита" отражаются общие сведения об осуществлении внутреннего финансового аудита в отчетном периоде. По каждому показателю указывается значения в установленных единицах измерения.
8. В разделе 2 "Сведения о выявленных нарушениях и недостатках при осуществлении внутреннего финансового аудита" по каждому показателю указывается количество и объем выявленных нарушений (недостатков) по результатам проведения аудиторских проверок в отчетном году."
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 20.02.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: