Основная информация
Дата опубликования: | 31 марта 2014г. |
Номер документа: | RU31000201400119 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Белгородская область |
Принявший орган: | Первый заместитель Губернатора Белгородской области - начальник департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Распоряжения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 марта 2014г. № 39
Об институте наставничества в органах государственной власти, Государственных органах Белгородской области
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в целях поддержания трудовых традиций и формирования преемственности в коллективе, использования практического опыта работы лиц, длительное время осуществлявших трудовую деятельность в органах государственной власти, государственных органах области и имеющих соответствующие профессиональные компетенции (умения, знания и навыки) в определенной сфере государственного управления, оказания практической помощи в профессиональном становлении, ускорения процесса развития профессиональных компетенций государственных гражданских служащих:
1. Ввести институт наставничества в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области.
2. Утвердить Положение о наставничестве в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области (прилагается).
3. Рекомендовать руководителям органов государственной власти, государственных органов Белгородской области обеспечить внедрение наставничества в соответствующих органах государственной власти, государственных органах области.
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов ввести аналогичные институты наставничества при администрациях соответствующих муниципальных районов и городских округов.
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя начальника департамента - начальника управления государственной службы и кадров департамента внутренней и кадровой политики области Ю.Е. Щедрину.
Первый заместитель
Губернатора области –
начальник департаменту
внутренней и кадровой
политики области
В. Сергачёв
Утверждено
распоряжением первого заместителя
Губернатора области – начальника
департамента внутренней и
кадровой политики области
от 31 марта 2014 г.
№ 39
ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области (далее - Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области (далее - органы власти).
1.2. Наставничество на государственной гражданской службе Белгородской области (далее - гражданская служба) представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей государственных гражданских служащих Белгородской области (далее - гражданские служащие).
1.3. Наставничество является кадровой технологией, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития.
1.4. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность наиболее опытных работников органов власти, длительное время осуществляющих (осуществлявших) трудовую деятельность в органах власти и имеющих соответствующие профессиональные компетенции (умения, знания и навыки) в определенной сфере государственного управления, хорошо знакомых с типовыми процедурами в органах власти, по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, адаптации к исполнению должностных обязанностей, самостоятельному выполнению служебных обязанностей, повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
1.5. Правовой основой организации наставничества в органах власти являются:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
- настоящее Положение.
1.6. Участниками наставничества являются:
1.6.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество:
- гражданский служащий, впервые поступивший на государственную гражданскую службу Белгородской области (в том числе с испытательным сроком);
- гражданский служащий, назначенный на иную должность государственной гражданской службы Белгородской области;
- гражданский служащий, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которого требует новых профессиональных знаний и практических навыков;
- гражданский служащий, изъявивший желание в назначении наставника (по согласованию с руководителем органа власти);
1.6.2. Наставник:
- профессионально компетентный гражданский служащий органа власти, показавший высокие результаты служебной деятельности, проявивший способность к воспитательной работе, пользующийся авторитетом в коллективе, имеющий практические навыки осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, замещающий должность не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и проработавший в замещаемой должности не менее одного года;
- высококвалифицированный работник органа власти, уволившийся по достижении предельного возраста пребывания на гражданской службе и замещающий должность референта руководителя органа власти;
1.6.3. Руководитель органа власти;
1.6.4. Руководитель структурного подразделения органа власти;
1.6.5. Сотрудник кадровой службы органа власти, осуществляющий организационное и документационное сопровождение процесса наставничества.
II. Цели и задачи наставничества
2.1. Целями наставничества являются подготовка гражданских служащих к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, минимизация периода их адаптации к замещаемой должности, помощь в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей.
2.2. Задачами наставничества являются:
- оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
- оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на них обязанности в соответствии с замещаемей должностью;
- содействие в выработке навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством;
- обучение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
- формирование у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам и другим лицам;
- развитие у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, интереса к служебной деятельности, содействие их закреплению на гражданской службе;
- формирование активной гражданской и жизненной позиции лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе.
2.3. Наставничество является выполнением особо важного и сложного задания на гражданской службе.
III. Организация наставничества
3.1. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех до шести месяцев.
Срок наставничества устанавливается руководителем структурного подразделения органа власти в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых навыков, наставничество по согласованию с руководителем структурного подразделения и наставником может быть завершено досрочно.
3.2. Назначение наставников осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником.
3.3. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется правовым актом руководителя органа власти не позднее двух недель со дня назначения на должность гражданской службы лица, в отношении которого осуществляется наставничество, или со дня начала выполнения им новых должностных обязанностей или со дня подачи заявления о назначении наставника.
3.4. За выполнение функций наставника устанавливаются и выплачиваются премия за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде.
3.5. В случаях увольнения наставника, перевода на другую работу наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, продолжительной болезни или длительной командировки наставника, замена наставника оформляется соответствующим правовым актом органа власти. При этом период осуществления наставничества не изменяется.
3.6. Замена наставника осуществляется правовым актом руководителя органа власти по письменному заявлению наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество:
- при прекращении наставником трудовых отношений с органом власти;
- при переводе (назначении) наставника или гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в другое подразделение органа власти или на иную должность;
- при неисполнении наставником своих обязанностей;
- при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
IV. Руководство наставничеством
4.1. Руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет руководитель органа власти, который:
- обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;
- определяет меры поощрения наставников.
4.2. Ответственность за организацию наставничества в конкретном структурном подразделении органа власти несет руководитель данного структурного подразделения, который:
- определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы;
- определяет срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, над которым предлагается установить наставничество;
- определяет кандидатуру наставника, осуществляет контроль его деятельности и деятельности закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
4.3. Кадровая служба органа власти осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества и координацию работы по наставничеству.
Организационное сопровождение наставничества заключается в:
- информационном обеспечении подбора наставников;
- анализе, обобщении опыта работы наставников;
- поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничества, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.
Документационное сопровождение процесса наставничества заключается в:
- подготовке проектов правовых актов, сопровождающих процесс наставничества;
- оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества;
- осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесения в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.
Координация работы по наставничеству заключается в:
-проведении анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
- ликвидации выявленных трудностей в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
- анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
Кадровая служба органа власти проводит по итогам наставничества оценку профессиональных компетенций лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний и навыков.
4.4. При наличии десяти и более наставников в органе власти создается совет/комиссия по наставничеству, который осуществляет свою деятельность по координации наставничества во взаимодействии с кадровой службой органа власти, в том числе:
- разрабатывает мероприятия по наставничеству на основе анализа существующих процессов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и критериев оценки наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- рекомендует руководителю структурного подразделения кандидатуры наставников из числа наиболее профессионально подготовленных сотрудников;
- оказывает методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
- изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы наставников;
- заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, о проделанной работе.
V. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник обязан:
- разрабатывать мероприятия по наставничеству для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с последующим их утверждением у руководителя структурного подразделения;
- содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы органа власти, с порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
- обеспечить изучение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
- оказывать индивидуальную помощь в изучении текущего законодательства, нормативных правовых актов и организационно распорядительных документов органа власти, в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
- всесторонне изучать деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к службе, коллективу, гражданам;
- проявлять чуткость и внимательность, в корректной форме давать оценку результатам работы лица, в отношении которого осуществляется наставничество, терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся трудностей;
- личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на службе;
- периодически докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления;
- составлять формализованный отчет по итогам наставничества.
5.2. Наставник имеет право:
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю структурного подразделения органа власти о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей;
- осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов;
- контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий служебной деятельности;
5.3. За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству наставник может быть отстранен от осуществления наставничества, а также привлечен к ответственности в установленном порядке.
VI. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество
6.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Белгородской области, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов органа власти, определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения гражданской службы и профессиональной подготовки гражданского служащего;
- изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в органе власти;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
- совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
- сообщать наставнику о трудностях, возникающих в связи с исполнением должностных обязанностей;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
- соблюдать Кодекс поведения государственного гражданского служащего Белгородской области, утвержденный распоряжением Губернатора области от 5 августа 2005 года № 579-р.
6.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- пользоваться имеющейся в подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения.
VII. Завершение наставничества, оценка эффективности наставничества
7.1.В течение пятнадцати календарных дней по окончании установленного правовым актом органа власти срока наставничества по его итогам в кадровую службу органа власти представляются формализованные отчеты:
- наставниками - о результатах работы лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество;
- лицами, в отношении которых в органе власти осуществлялось наставничество, - о прохождении наставничества и работе наставника;
- руководителями структурных подразделений органа власти об итогах наставничества.
При необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
7.2. Кадровая служба органа власти в течение пятнадцати календарных дней по окончании установленного правовым актом органа власти срока наставничества проводит оценку профессиональных компетенций лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество.
7.3. Кадровая служба органа власти на основании формализованных отчетов, результатов оценки профессиональных компетенций лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество, подготавливает аналитическую записку руководителю органа власти об организации и результатах наставничества и обеспечивает утверждение отчетов наставников, добившихся роста уровня развития необходимых профессиональных компетенций у лиц, прошедших наставничество, от пяти до пятнадцати процентов от уровня входящей оценки, и лиц, в отношении которых в органе власти осуществлялось наставничество, добившихся роста вышеуказанного уровня развития своих необходимых профессиональных компетенций.
7.4. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- рост уровня развития необходимых профессиональных компетенций у лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество, от 5 до 15 процентов от уровня входящей оценки;
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
- положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
7.5.Результаты работы наставника учитываются при проведении аттестации, квалификационного экзамена наставника, продвижении его по службе, материальном и нематериальном стимулировании.
7.6. Для гражданского служащего, прошедшего наставничество, итоги наставничества учитываются при определении результата испытания при поступлении на гражданскую службу, при проведении аттестации, квалификационного экзамена.
7.7. Наставники, показавшие высокие результаты, могут быть представлены к награждению дипломами по итогам конкурса «Лучший наставник органа государственной власти Белгородской области.
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 марта 2014г. № 39
Об институте наставничества в органах государственной власти, Государственных органах Белгородской области
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в целях поддержания трудовых традиций и формирования преемственности в коллективе, использования практического опыта работы лиц, длительное время осуществлявших трудовую деятельность в органах государственной власти, государственных органах области и имеющих соответствующие профессиональные компетенции (умения, знания и навыки) в определенной сфере государственного управления, оказания практической помощи в профессиональном становлении, ускорения процесса развития профессиональных компетенций государственных гражданских служащих:
1. Ввести институт наставничества в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области.
2. Утвердить Положение о наставничестве в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области (прилагается).
3. Рекомендовать руководителям органов государственной власти, государственных органов Белгородской области обеспечить внедрение наставничества в соответствующих органах государственной власти, государственных органах области.
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов ввести аналогичные институты наставничества при администрациях соответствующих муниципальных районов и городских округов.
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя начальника департамента - начальника управления государственной службы и кадров департамента внутренней и кадровой политики области Ю.Е. Щедрину.
Первый заместитель
Губернатора области –
начальник департаменту
внутренней и кадровой
политики области
В. Сергачёв
Утверждено
распоряжением первого заместителя
Губернатора области – начальника
департамента внутренней и
кадровой политики области
от 31 марта 2014 г.
№ 39
ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области (далее - Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области (далее - органы власти).
1.2. Наставничество на государственной гражданской службе Белгородской области (далее - гражданская служба) представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей государственных гражданских служащих Белгородской области (далее - гражданские служащие).
1.3. Наставничество является кадровой технологией, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития.
1.4. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность наиболее опытных работников органов власти, длительное время осуществляющих (осуществлявших) трудовую деятельность в органах власти и имеющих соответствующие профессиональные компетенции (умения, знания и навыки) в определенной сфере государственного управления, хорошо знакомых с типовыми процедурами в органах власти, по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, адаптации к исполнению должностных обязанностей, самостоятельному выполнению служебных обязанностей, повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
1.5. Правовой основой организации наставничества в органах власти являются:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
- настоящее Положение.
1.6. Участниками наставничества являются:
1.6.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество:
- гражданский служащий, впервые поступивший на государственную гражданскую службу Белгородской области (в том числе с испытательным сроком);
- гражданский служащий, назначенный на иную должность государственной гражданской службы Белгородской области;
- гражданский служащий, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которого требует новых профессиональных знаний и практических навыков;
- гражданский служащий, изъявивший желание в назначении наставника (по согласованию с руководителем органа власти);
1.6.2. Наставник:
- профессионально компетентный гражданский служащий органа власти, показавший высокие результаты служебной деятельности, проявивший способность к воспитательной работе, пользующийся авторитетом в коллективе, имеющий практические навыки осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, замещающий должность не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и проработавший в замещаемой должности не менее одного года;
- высококвалифицированный работник органа власти, уволившийся по достижении предельного возраста пребывания на гражданской службе и замещающий должность референта руководителя органа власти;
1.6.3. Руководитель органа власти;
1.6.4. Руководитель структурного подразделения органа власти;
1.6.5. Сотрудник кадровой службы органа власти, осуществляющий организационное и документационное сопровождение процесса наставничества.
II. Цели и задачи наставничества
2.1. Целями наставничества являются подготовка гражданских служащих к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, минимизация периода их адаптации к замещаемой должности, помощь в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей.
2.2. Задачами наставничества являются:
- оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
- оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на них обязанности в соответствии с замещаемей должностью;
- содействие в выработке навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством;
- обучение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
- формирование у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам и другим лицам;
- развитие у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, интереса к служебной деятельности, содействие их закреплению на гражданской службе;
- формирование активной гражданской и жизненной позиции лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе.
2.3. Наставничество является выполнением особо важного и сложного задания на гражданской службе.
III. Организация наставничества
3.1. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех до шести месяцев.
Срок наставничества устанавливается руководителем структурного подразделения органа власти в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых навыков, наставничество по согласованию с руководителем структурного подразделения и наставником может быть завершено досрочно.
3.2. Назначение наставников осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником.
3.3. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется правовым актом руководителя органа власти не позднее двух недель со дня назначения на должность гражданской службы лица, в отношении которого осуществляется наставничество, или со дня начала выполнения им новых должностных обязанностей или со дня подачи заявления о назначении наставника.
3.4. За выполнение функций наставника устанавливаются и выплачиваются премия за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде.
3.5. В случаях увольнения наставника, перевода на другую работу наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, продолжительной болезни или длительной командировки наставника, замена наставника оформляется соответствующим правовым актом органа власти. При этом период осуществления наставничества не изменяется.
3.6. Замена наставника осуществляется правовым актом руководителя органа власти по письменному заявлению наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество:
- при прекращении наставником трудовых отношений с органом власти;
- при переводе (назначении) наставника или гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в другое подразделение органа власти или на иную должность;
- при неисполнении наставником своих обязанностей;
- при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
IV. Руководство наставничеством
4.1. Руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет руководитель органа власти, который:
- обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;
- определяет меры поощрения наставников.
4.2. Ответственность за организацию наставничества в конкретном структурном подразделении органа власти несет руководитель данного структурного подразделения, который:
- определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы;
- определяет срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, над которым предлагается установить наставничество;
- определяет кандидатуру наставника, осуществляет контроль его деятельности и деятельности закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
4.3. Кадровая служба органа власти осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества и координацию работы по наставничеству.
Организационное сопровождение наставничества заключается в:
- информационном обеспечении подбора наставников;
- анализе, обобщении опыта работы наставников;
- поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничества, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.
Документационное сопровождение процесса наставничества заключается в:
- подготовке проектов правовых актов, сопровождающих процесс наставничества;
- оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества;
- осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесения в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.
Координация работы по наставничеству заключается в:
-проведении анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
- ликвидации выявленных трудностей в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
- анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
Кадровая служба органа власти проводит по итогам наставничества оценку профессиональных компетенций лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний и навыков.
4.4. При наличии десяти и более наставников в органе власти создается совет/комиссия по наставничеству, который осуществляет свою деятельность по координации наставничества во взаимодействии с кадровой службой органа власти, в том числе:
- разрабатывает мероприятия по наставничеству на основе анализа существующих процессов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и критериев оценки наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- рекомендует руководителю структурного подразделения кандидатуры наставников из числа наиболее профессионально подготовленных сотрудников;
- оказывает методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
- изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы наставников;
- заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, о проделанной работе.
V. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник обязан:
- разрабатывать мероприятия по наставничеству для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с последующим их утверждением у руководителя структурного подразделения;
- содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы органа власти, с порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
- обеспечить изучение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
- оказывать индивидуальную помощь в изучении текущего законодательства, нормативных правовых актов и организационно распорядительных документов органа власти, в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
- всесторонне изучать деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к службе, коллективу, гражданам;
- проявлять чуткость и внимательность, в корректной форме давать оценку результатам работы лица, в отношении которого осуществляется наставничество, терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся трудностей;
- личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на службе;
- периодически докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления;
- составлять формализованный отчет по итогам наставничества.
5.2. Наставник имеет право:
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю структурного подразделения органа власти о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей;
- осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов;
- контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий служебной деятельности;
5.3. За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству наставник может быть отстранен от осуществления наставничества, а также привлечен к ответственности в установленном порядке.
VI. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество
6.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Белгородской области, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов органа власти, определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения гражданской службы и профессиональной подготовки гражданского служащего;
- изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в органе власти;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
- совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
- сообщать наставнику о трудностях, возникающих в связи с исполнением должностных обязанностей;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
- соблюдать Кодекс поведения государственного гражданского служащего Белгородской области, утвержденный распоряжением Губернатора области от 5 августа 2005 года № 579-р.
6.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- пользоваться имеющейся в подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения.
VII. Завершение наставничества, оценка эффективности наставничества
7.1.В течение пятнадцати календарных дней по окончании установленного правовым актом органа власти срока наставничества по его итогам в кадровую службу органа власти представляются формализованные отчеты:
- наставниками - о результатах работы лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество;
- лицами, в отношении которых в органе власти осуществлялось наставничество, - о прохождении наставничества и работе наставника;
- руководителями структурных подразделений органа власти об итогах наставничества.
При необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
7.2. Кадровая служба органа власти в течение пятнадцати календарных дней по окончании установленного правовым актом органа власти срока наставничества проводит оценку профессиональных компетенций лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество.
7.3. Кадровая служба органа власти на основании формализованных отчетов, результатов оценки профессиональных компетенций лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество, подготавливает аналитическую записку руководителю органа власти об организации и результатах наставничества и обеспечивает утверждение отчетов наставников, добившихся роста уровня развития необходимых профессиональных компетенций у лиц, прошедших наставничество, от пяти до пятнадцати процентов от уровня входящей оценки, и лиц, в отношении которых в органе власти осуществлялось наставничество, добившихся роста вышеуказанного уровня развития своих необходимых профессиональных компетенций.
7.4. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- рост уровня развития необходимых профессиональных компетенций у лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество, от 5 до 15 процентов от уровня входящей оценки;
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
- положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
7.5.Результаты работы наставника учитываются при проведении аттестации, квалификационного экзамена наставника, продвижении его по службе, материальном и нематериальном стимулировании.
7.6. Для гражданского служащего, прошедшего наставничество, итоги наставничества учитываются при определении результата испытания при поступлении на гражданскую службу, при проведении аттестации, квалификационного экзамена.
7.7. Наставники, показавшие высокие результаты, могут быть представлены к награждению дипломами по итогам конкурса «Лучший наставник органа государственной власти Белгородской области.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | НПА не опубликован от 24.04.2014 |
Рубрики правового классификатора: | 020.020.020 Государственная служба субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: