Основная информация
Дата опубликования: | 01 августа 2001г. |
Номер документа: | В200105348 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0105348
В200105348
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2002, N 3, СТР. 1-3
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
01.08.2001
[Пункты 1 и 15 Положения о государственных морских лоцманах,
утвержденного приказом Министерства морского флота СССР
от 26 апреля 1973 г. N 74, признаны недействительными и не
порождающими правовых последствий с 1 мая 1999 г.]
(Извлечение из решения
Верховного Суда РФ)
Межрегиональная общественная организация (МОО) "Ассоциация морских лоцманов России" обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконным приказа Минморфлота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 "Об утверждении Положения о государственных морских лоцманах", ссылаясь на то, что названное Положение противоречит действующему законодательству России и нарушает права и законные интересы Ассоциации морских лоцманов России.
В судебном заседании представители МОО "Ассоциация морских лоцманов России" поддержали заявленные требования, уточнив, что пп. 1 - 4, 7, 9 - 11, 13, 15, 18 - 21, 23, 26, 43, 48 Положения о государственных морских лоцманах не соответствуют действующему законодательству.
Верховный Суд РФ 1 августа 2001 г. требования частично удовлетворил, указав следующее.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Приказом Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 утверждено (и согласовано с Минобороны СССР и Минрыбхозом СССР) Положение о государственных морских лоцманах (далее - Положение).
С 1 мая 1999 г. на территории Российской Федерации введен в действие Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ).
Как установлено в п. 4 ст. 428 КТМ РФ, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торгового мореплавания и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.
Из объяснений в суде представителей Минтранса России и Госкомрыболовства России следует, что нормы Положения распространяются на морских лоцманов, являющихся работниками лоцманской службы государственной организации.
Представители Ассоциации морских лоцманов России в судебном заседании пояснили, что в Российской Федерации созданы негосударственные организации по лоцманской проводке судов, объединяющие морских лоцманов. Статус морских лоцманов определялся Положением о морских лоцманах России, утвержденным приказом Минтранса России от 4 апреля 1996 г. N 24 (отменен 25 июня 2001 г.).
Глава VI КТМ РФ регулирует отношение лоцманской проводки судов, взаимоотношение лоцмана и капитана судна, ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна, лоцманский сбор.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 87 КТМ РФ морскими лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Как установлено в судебном заседании объяснениями представителей заявителя и заинтересованных лиц, новое положение о морских лоцманах после введения в действие Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации еще не принято.
Согласно п. 2 ст. 87 КТМ РФ лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. Между тем абз. 2 п. 2 ст. 87 КТМ РФ допускается создание негосударственных организаций по лоцманской проводке судов с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации, и требований КТМ РФ и иных правовых актов Российской Федерации.
Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что содержание п. 1 Положения о государственных морских лоцманах (проводка судов на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов, между портами, а также в районах, затрудненных для плавания, независимо от флага и ведомственной принадлежности судна, осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами) не соответствует требованиям ст. 87 КТМ РФ.
Как видно из представленных суду документов, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта проводит работу по восстановлению государственных лоцманских служб в морских торговых портах. С учетом этого пп. 2 - 4, 9 - 11, 13 Положения о государственных морских лоцманах, в которых урегулированы вопросы места государственных морских лоцманов в составе морских торговых портов и гидрографических баз, их подчиненности, содержания, присвоения квалификационных категорий, условия замещения должностей лоцмана или старшего лоцмана, не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, представляющего интересы лоцманов негосударственных организаций.
Пункт 15 Положения содержит запрет осуществлять плавание судов без государственного морского лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки, тогда как п. 2 ст. 87 КТМ РФ допускает деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке.
Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
В ст. 90 КТМ РФ указано, что капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, но закон не исключает осуществление лоцманской проводки морскими лоцманами негосударственных организаций.
Таким образом, доводы заявителя о несоответствии закону п.15 Положения и нарушении прав лоцманов являются обоснованными.
Как предусмотрено в п. 18 Положения, порядок лоцманской проводки судов в морских торговых и рыбных портах, имеющих смежные акватории, устанавливается капитаном морского торгового порта по согласованию с капитаном морского рыбного порта, что соответствует требованиям п. 3 ст. 90 КТМ РФ.
В силу п. 19 Положения ответственность за аварию, происшедшую по вине государственных морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, несет морской порт, что согласуется с требованиями ст. 103 КТМ РФ об ответственности организации за ненадлежащую лоцманскую проводку.
Обязанности государственных морских лоцманов определены в пп. 20, 21, 23, 26 Положения. Те же требования предъявляются к морским лоцманам законодательством о торговом мореплавании в ст.ст. 86, 92 КТМ РФ.
В соответствии с п. 48 Положения лоцманский сбор, особое вознаграждение и штраф, предусмотренные пп. 43, 45, 46 и 47 Положения, взимаются морскими портами (гидробазами) и обращаются в их доход.
Представитель Минтранса России пояснил в суде, что на основании п. 1 ст. 781 ГК РФ и ст. 106 КТМ РФ организация, работником которой является государственный морской лоцман, осуществивший лоцманскую проводку судна, приобретает право на вознаграждение в виде лоцманского сбора за оказанную услугу.
Следовательно, установленное в пп. 43 и 48 Положения взимание лоцманского сбора за услуги государственных морских лоцманов в пользу морского порта, работником которого он является, не нарушает прав заявителя и не противоречит действующему законодательству.
Доводы представителя Минтранса России о пропуске заявителем срока для обращения в суд с жалобой об оспаривании нормативного правого акта являются несостоятельными.
Как пояснил в суде представитель Ассоциации морских лоцманов России, приказ Минтранса России от 4 апреля 1996 г. N 24 "Об утверждении Положения о морских лоцманах России" отменен приказом того же Министерства от 25 июня 2001 г. N 107, после чего стали применяться нормы оспариваемого акта.
Поскольку заявитель оспаривает положение нормативного правового акта, то в силу ст. 208 ГК РФ на данные требования исковая давность не распространяется.
Верховный Суд РФ заявление межрегиональной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" удовлетворил частично: признал недействительными и не порождающими правовых последствий с 1 мая 1999 г. пп. 1 и 15 Положения о государственных морских лоцманах, утвержденного приказом Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74, в остальной части заявленные требования оставил без удовлетворения.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 25 сентября 2001 г. решение оставила без изменения.
[введено: 04.07.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 08.07.2002 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]
В0105348
В200105348
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2002, N 3, СТР. 1-3
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
01.08.2001
[Пункты 1 и 15 Положения о государственных морских лоцманах,
утвержденного приказом Министерства морского флота СССР
от 26 апреля 1973 г. N 74, признаны недействительными и не
порождающими правовых последствий с 1 мая 1999 г.]
(Извлечение из решения
Верховного Суда РФ)
Межрегиональная общественная организация (МОО) "Ассоциация морских лоцманов России" обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконным приказа Минморфлота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 "Об утверждении Положения о государственных морских лоцманах", ссылаясь на то, что названное Положение противоречит действующему законодательству России и нарушает права и законные интересы Ассоциации морских лоцманов России.
В судебном заседании представители МОО "Ассоциация морских лоцманов России" поддержали заявленные требования, уточнив, что пп. 1 - 4, 7, 9 - 11, 13, 15, 18 - 21, 23, 26, 43, 48 Положения о государственных морских лоцманах не соответствуют действующему законодательству.
Верховный Суд РФ 1 августа 2001 г. требования частично удовлетворил, указав следующее.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Приказом Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 утверждено (и согласовано с Минобороны СССР и Минрыбхозом СССР) Положение о государственных морских лоцманах (далее - Положение).
С 1 мая 1999 г. на территории Российской Федерации введен в действие Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ).
Как установлено в п. 4 ст. 428 КТМ РФ, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торгового мореплавания и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.
Из объяснений в суде представителей Минтранса России и Госкомрыболовства России следует, что нормы Положения распространяются на морских лоцманов, являющихся работниками лоцманской службы государственной организации.
Представители Ассоциации морских лоцманов России в судебном заседании пояснили, что в Российской Федерации созданы негосударственные организации по лоцманской проводке судов, объединяющие морских лоцманов. Статус морских лоцманов определялся Положением о морских лоцманах России, утвержденным приказом Минтранса России от 4 апреля 1996 г. N 24 (отменен 25 июня 2001 г.).
Глава VI КТМ РФ регулирует отношение лоцманской проводки судов, взаимоотношение лоцмана и капитана судна, ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна, лоцманский сбор.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 87 КТМ РФ морскими лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Как установлено в судебном заседании объяснениями представителей заявителя и заинтересованных лиц, новое положение о морских лоцманах после введения в действие Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации еще не принято.
Согласно п. 2 ст. 87 КТМ РФ лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. Между тем абз. 2 п. 2 ст. 87 КТМ РФ допускается создание негосударственных организаций по лоцманской проводке судов с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации, и требований КТМ РФ и иных правовых актов Российской Федерации.
Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что содержание п. 1 Положения о государственных морских лоцманах (проводка судов на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов, между портами, а также в районах, затрудненных для плавания, независимо от флага и ведомственной принадлежности судна, осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами) не соответствует требованиям ст. 87 КТМ РФ.
Как видно из представленных суду документов, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта проводит работу по восстановлению государственных лоцманских служб в морских торговых портах. С учетом этого пп. 2 - 4, 9 - 11, 13 Положения о государственных морских лоцманах, в которых урегулированы вопросы места государственных морских лоцманов в составе морских торговых портов и гидрографических баз, их подчиненности, содержания, присвоения квалификационных категорий, условия замещения должностей лоцмана или старшего лоцмана, не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, представляющего интересы лоцманов негосударственных организаций.
Пункт 15 Положения содержит запрет осуществлять плавание судов без государственного морского лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки, тогда как п. 2 ст. 87 КТМ РФ допускает деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке.
Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
В ст. 90 КТМ РФ указано, что капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, но закон не исключает осуществление лоцманской проводки морскими лоцманами негосударственных организаций.
Таким образом, доводы заявителя о несоответствии закону п.15 Положения и нарушении прав лоцманов являются обоснованными.
Как предусмотрено в п. 18 Положения, порядок лоцманской проводки судов в морских торговых и рыбных портах, имеющих смежные акватории, устанавливается капитаном морского торгового порта по согласованию с капитаном морского рыбного порта, что соответствует требованиям п. 3 ст. 90 КТМ РФ.
В силу п. 19 Положения ответственность за аварию, происшедшую по вине государственных морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, несет морской порт, что согласуется с требованиями ст. 103 КТМ РФ об ответственности организации за ненадлежащую лоцманскую проводку.
Обязанности государственных морских лоцманов определены в пп. 20, 21, 23, 26 Положения. Те же требования предъявляются к морским лоцманам законодательством о торговом мореплавании в ст.ст. 86, 92 КТМ РФ.
В соответствии с п. 48 Положения лоцманский сбор, особое вознаграждение и штраф, предусмотренные пп. 43, 45, 46 и 47 Положения, взимаются морскими портами (гидробазами) и обращаются в их доход.
Представитель Минтранса России пояснил в суде, что на основании п. 1 ст. 781 ГК РФ и ст. 106 КТМ РФ организация, работником которой является государственный морской лоцман, осуществивший лоцманскую проводку судна, приобретает право на вознаграждение в виде лоцманского сбора за оказанную услугу.
Следовательно, установленное в пп. 43 и 48 Положения взимание лоцманского сбора за услуги государственных морских лоцманов в пользу морского порта, работником которого он является, не нарушает прав заявителя и не противоречит действующему законодательству.
Доводы представителя Минтранса России о пропуске заявителем срока для обращения в суд с жалобой об оспаривании нормативного правого акта являются несостоятельными.
Как пояснил в суде представитель Ассоциации морских лоцманов России, приказ Минтранса России от 4 апреля 1996 г. N 24 "Об утверждении Положения о морских лоцманах России" отменен приказом того же Министерства от 25 июня 2001 г. N 107, после чего стали применяться нормы оспариваемого акта.
Поскольку заявитель оспаривает положение нормативного правового акта, то в силу ст. 208 ГК РФ на данные требования исковая давность не распространяется.
Верховный Суд РФ заявление межрегиональной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" удовлетворил частично: признал недействительными и не порождающими правовых последствий с 1 мая 1999 г. пп. 1 и 15 Положения о государственных морских лоцманах, утвержденного приказом Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74, в остальной части заявленные требования оставил без удовлетворения.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 25 сентября 2001 г. решение оставила без изменения.
[введено: 04.07.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 08.07.2002 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2002 Стр. 1-3 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.010.000 Общие положения, 200.000.000 Международные отношения. Международное право, 200.120.000 Международное морское право, 200.120.040 Обеспечение безопасности торгового и военного мореплавания. Международная охрана человеческой жизни на море |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: