Основная информация

Дата опубликования: 02 декабря 1999г.
Номер документа: В199906004
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<26>

В199906004

В199906004

<26>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

02.12.99 N ГКПИ 99-689

[О признании незаконным, недействительным абзаца 2 пункта 3.1

"Инструкции об организации в органах внутренних дел

производства по делам об административных нарушениях правил

дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения

безопасности дорожного движения", утвержденной Приказом

Министерства внутренних дел Российской Федерации N 130

от 23 марта 1993 г., в редакции от 12 октября 1999 г]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

   председательствующего                            Зайцева В.Ю.,

   при секретаре                                   Суетовой М.В.,

   с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Анисимова А.П. о признании незаконным абзаца 2 пункта 3.1 "Инструкции об организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 130 от 23 марта 1993 г., в редакции от 12 октября 1999 г.,

                           установил:

абзацем 2 пункта 3.1 "Инструкции об организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 130 от 23 марта 1993 г., в редакции от 12 октября 1999 г. (далее Инструкция), предусмотрено, что временное разрешение дает водителю право на управление транспортными средствами в течение 30 суток после изъятия у него водительского удостоверения при наличии документа, удостоверяющего личность. В необходимых случаях срок действия временного разрешения может быть продлен должностными лицами, указанными в пункте 3 части второй статьи 203 Кодекса.

Анисимов А.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконным абзаца 2 пункта 3.1 указанной Инструкции, ссылаясь на несоответствие содержащихся в нем положений действующему законодательству. В судебное заседание заявитель представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Быченкова И.В. и Антонов С.И., Министерства юстиции Российской Федерации Марков В.Е. просили суд отказать заявителю в удовлетворении жалобы ввиду ее необоснованности.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой А.В., полагавшей жалобу удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба Анисимова А.П. полежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 244 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях при совершении нарушения, за которое в соответствии с настоящим Кодексом может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, у водителя (судоводителя) изымается водительское удостоверение, о чем делается запись в протоколе о правонарушении, а также во временном разрешении на право управления транспортными средствами. После уплаты штрафа водительское удостоверение возвращается владельцу. Изъятие удостоверения производится в порядке, установленном соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством речного флота РСФСР, Министерством жилищно - коммунального хозяйства РСФСР.

Анализ приведенных положений Федерального закона однозначно свидетельствует о том, что Министерство внутренних дел Российской Федерации уполномочено законодателем лишь на установление порядка изъятия водительских удостоверений у лиц, на которых за нарушение правил дорожного движения может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством.

Установление срока действия временного разрешения на право управления транспортными средствами (в течение 30 суток после изъятия водительского удостоверения) не может считаться "установлением порядка изъятия водительских удостоверений".

Изъятие водительского удостоверения является мерой обеспечения производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и может применяться только до уплаты водителем штрафа. Ограничения прав граждан на управление транспортными средствами в этот период не происходит, поскольку до уплаты штрафа (в том числе при удержании штрафа в принудительном порядке) право на управление транспортными средствами подтверждается временным разрешением.

В то же время, устанавливая срок действия временного разрешения в течение 30 суток, Инструкция фактически вводит не предусмотренное ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дополнительное основание прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Следовательно, закрепив в нормативном акте положение о том, что временное разрешение дает водителю право на управление транспортными средствами в течение 30 суток после изъятия у него водительского удостоверения, Министерство внутренних дел Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему законом.

С доводами представителей заинтересованных лиц о том, что Инструкция не ограничивает срок действия временного разрешения, поскольку предусматривает возможность продления действия этого документа без установления конкретного срока, суд согласиться не может. Как уже отмечалось, Инструкция содержит императивную норму о том, что временное разрешение дает водителю право на управление транспортными средствами в течение 30 суток после изъятия у него водительского удостоверения. Формулировка второго предложения абзаца 2 пункта 3.1 Инструкции допускает возможность продления действия временного разрешения в зависимости от усмотрения должностных лиц, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 203 КоАП РСФСР ("в необходимых случаях"), а также допускает возможность вынесения решения об отказе в продлении срока действия временного разрешения, что не может быть признано правильным до момента возврата водительского удостоверения владельцу.

Помимо этого, Инструкция неправомерно возлагает на граждан не предусмотренную законом обязанность обращаться в органы внутренних дел за получением разрешения на продление срока действия временного разрешения на право управления транспортным средством.

При таких обстоятельствах абзац 2 пункта 3.1 Инструкции должен быть признан недействительным.

Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                             решил:

жалобу Анисимова А.П. удовлетворить.

Признать незаконным, недействительным абзац 2 пункта 3.1 "Инструкции об организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 130 от 23 марта 1993 г., в редакции от 12 октября 1999 г.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

[отформатировано: 29.11.2000 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.020.000 Силы обеспечения безопасности (см. также 150.020.020), 160.020.080 Органы внутренних дел (см. также 020.010.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать