Основная информация

Дата опубликования: 03 февраля 2000г.
Номер документа: В200006336
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<26>

В200006336

В200006336

<26>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                     03.02.2000 N ВКПИ 99-32

[О признании Постановления Правительства РФ

N 806 от 6 июля 1994 г."О некоторых вопросах реализации

льгот по проезду и перевозкам личного имущества

военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы,

и членов их семей, установленных законом

"О статусе военнослужащих", в части не предоставления

военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы,

и членам их семей права на бесплатный проезд к месту

проведения отпуска и обратно по территории стран

Содружества Независимых Государств, незаконным

и не действующим со дня его принятия]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - Судьи Верховного Суда

   РФ                                             - Захарова Л.М.,

   Судей Верховного Суда РФ                       - Коронца А.Н.,

                                                    Яськина В.А.

   При секретаре                                  - Безнасюке А.С.

   с участием прокурора

   отдела Главной военной прокуратуры             - Беседина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Муратова И.А. и Кужелева С.В. о признании не соответствующим Закону Постановления Правительства РФ N 806 от 6 июля 1994 г. "О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с воинской службы, и членов их семей, установленных законом РФ "О статусе военнослужащих", в части лишения военнослужащих и членов их семей права на бесплатный проезд к местам использования отпуска и обратно по территории государств Содружества Независимых Государств (СНГ). Обязать Правительство РФ устранить допущенные нарушения прав заявителей и членов их семей. Определить ответственность Правительства РФ и должностных лиц - как государственных служащих, причастных к подготовке данного Постановления, которым нарушены права заявителей и членов их семей.

Взыскать с Правительства РФ в пользу заявителей по одной тысяче рублей в возмещение причиненного им морального и материального ущерба обратив решение к немедленному исполнению, установил:

Муратов И.А. и Кужелев С.В. обратились в Верховный Суд РФ с указанными выше требованиями, ссылаясь на то, что Постановление Правительства N 806 от 6 июля 1994 г. не соответствует закону "О статусе военнослужащих", "Соглашению между государствами участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14 февраля 1992 г. (далее "Соглашение от 14 февраля 1992 г.) и Конституции РФ в части лишения военнослужащих и членов их семей права на бесплатный проезд к местам использования отпуска и обратно по территории государств СНГ. Предъявляя требования об определении ответственности Правительства РФ и должностных лиц государственных служащих за действия, приведшие к нарушению прав и свобод заявителей и членов их семей в связи с принятием обжалуемого Постановления, Муратов И.А. и Кужелев С.В. ссылались на Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями.

В судебном заседании заявители Муратов И.А. и Кужелев С.В. свои требования поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме.

Представители Правительства РФ Рябчиков И.В. Ганин В.С. с требованиями заявителей не согласились и просили оставить их без удовлетворения. При этом они пояснили, что обжалуемое Постановление Правительства РФ не противоречит Закону РФ "О статусе военнослужащих", принято с целью реализации требований этого Закона и не ограничивает прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на бесплатный проезд к местам использования отпуска и обратно.

По мнению представителей Правительства РФ, не противоречит это Постановление и "Соглашению" от 14 февраля 1992 г., в связи с чем и остальные требования заявителей не подлежат удовлетворению. Выслушав объяснения заявителей, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора полагавшего необходимым признать оспариваемое в этой части Постановление Правительства не соответствующее Закону "О статусе военнослужащих" и "Соглашению" от 14 февраля 1992 г., определить ответственность Правительства РФ и должностных лиц государственных служащих, причастных к принятию данного Постановления и отказать заявителям в удовлетворении морального вреда, Верховный суд РФ находит, что жалобы заявителей подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.20 Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г., военнослужащие имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (кроме такси) транспортом в командировке, в связи с переводом к новому месту военной службы, к местам использования основного отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков и обратно.

В пункте 5 ст.20 этого же Закона определен порядок производства расчетов и источники финансирования этих расходов.

Правительство же Российской Федерации в Постановлении N 806 от 6 июля 1994 г. указало, что Министерство обороны РФ при реализации льгот военнослужащих, установленных Законом РФ "О статусе военнослужащих", осуществляет оплату проезда только по территории Российской Федерации и признало не действующими на территории Российской Федерации статьи 49, 52; 55; 56; 62 Постановление Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. N 193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей." Между тем, в статье 55 указанного выше Положения были предусмотрены льготы военнослужащим на проезд за счет средств Министерства обороны при следовании в очередные отпуска и обратно на всей территории СССР.

Таким образом, указав в пункте 1. Постановления N 806 от 6 июля 1994 г., что Министерство обороны РФ осуществляет оплату проезда военнослужащих лишь по территории Российской Федерации и признав не действующими на территории Российской Федерации указанные выше статьи Постановления Совета Министров СССР N 193 от 17 февраля 1981 г., Правительство Российской Федерации своим Постановлением фактически лишило военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей права на бесплатный проезд к местам использования основного отпуска и обратно по территории стран СНГ.

В соответствии же со ст.1. "Соглашения" от 14 февраля 1992 г. за военнослужащими, лицам уволенным с военной службы проживающим на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Односторонние ограничение указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускается.

Согласно п.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В связи с тем, что Постановление Правительства РФ N 806 от 6 июля 1994 г., вопреки международному договору Российской Федерации ограничивает права и льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в части бесплатного проезда к месту использования основного отпуска и обратно по территории СНГ, оно не может быть признано в этой части законным и подлежит отмене.

Требования же заявителей о взыскании с Правительства РФ по одной тысяче рублей в возмещение морального и материального ущерба удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, суд может обязать возместить компенсацию морального вреда за такие действия, которыми нарушены личные и неимущественные права гражданина.

В данном конкретном случае, в отношении заявителей были затронуты их имущественные права связанные с неоплатой проезда по территориям стран СНГ, к местам использования отпуска и обратно, и именно с этими требованиями они обращались ранее в военный суд Московского гарнизона, который и принимал решения по их жалобам. Поэтому и в возмещение материального ущерба, в соответствии с требованиями процессуального закона о подсудности, заявителям и следует обратиться в надлежащий суд.

Не подлежат удовлетворению и ходатайства заявителей об обращении решения к немедленному исполнению, поскольку они не основаны на требованиях гражданско-процессуального законодательства (ст.ст.210, 211 ГПК РСФСР).

Требования заявителей об определении ответственности Правительства РФ и должностных лиц - государственных служащих за действия, приведшие к нарушению прав и свобод заявителей и членов их семей в связи с принятием обжалуемого Постановления Правительства РФ также не могут быть удовлетворены.

Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Обязанность суда определить ответственность государственного органа и государственного служащего за действия, приведшие к нарушению прав и свобод гражданина, вытекает из ч.ч.4 и 5 ст.7 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", который вступил в законную силу 18 декабря 1995 г., то есть после принятия Правительством РФ обжалуемого Постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191 - 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

Жалобы Муратова И.А. и Кужелева С.В. удовлетворить частично.

Постановление Правительства РФ N 806 от 6 июля 1994 г. "О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных законом "О статусе военнослужащих", в части не предоставления военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей права на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно по территории стран Содружества Независимых Государств, признать незаконным и не действующим со дня его принятия.

Жалобы заявителей в части определения ответственности Правительства РФ и должностных лиц, как государственных служащих, а также в части взыскания морального вреда оставить без удовлетворения, как и их ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению.

Разъяснить заявителям, что с требованиями о возмещении материального ущерба они вправе обратиться по подсудности по месту нахождения ответчика.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течении 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

[отформатировано: 23.04.2001 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 150.000.000 Оборона, 150.130.000 Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.030 Льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать