Основная информация

Дата опубликования: 03 октября 2000г.
Номер документа: В200005738
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<26>

В200005738

В200005738

<26>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                   03.10.2000 N ГКПИ 2000-1080

[ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБЫ

СУРКОВА С.Э. О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ

АБЗ. 3 ПУНКТА 28 "ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

СОТРУДНИКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО

ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ НАДЗОРА

ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ",

УТВЕРЖДЕННОГО РАСПОРЯЖЕНИЕМ ФСФО РОССИИ

ОТ 27.08.1999 N 23-Р]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

   председательствующего -

   судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,

   при секретаре                                    Жуковой И.В.,

   с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

   и адвоката                                     Леонтьева В.М.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по жалобе Суркова Сергея Эрнестовича о признании недействительным абз. 3 пункта 28 "Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих", утвержденного распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р,

                           установил:

Сурков С.Э. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемый им абзац 3 п. 28 Положения не соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и фактически расширяет, по сравнению с Законом, перечень оснований для приостановления действия лицензии, чем неправомерно нарушаются права лицензиатов, в том числе и его как обладателя лицензии.

В судебном заседании представитель заявителя - адвокат Леонтьев В.М. жалобу Суркова С.Э. поддержал.

Представители Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) Дворницин Ю.А., Жаданов И.Л. и Левочкин Р.Н. с жалобой Суркова С.Э. не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись при этом на то, что оспариваемый пункт Положения полностью соответствует действующему по этому вопросу законодательству РФ и прав заявителя, по сравнению с законом, не ограничивает.

Выслушав объяснения представителя заявителя адвоката Леонтьева В.М., представителей ФСФО России Дворницина Ю.А., Жаданова И.Л. и Левочкина Р.Н., исследовав материалы и дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти, в пределах компетенции указанных органов, нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства.

Согласно пункту 3 ст. 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий при осуществлении своих прав и обязанностей обязан действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов.

Из содержания пп. "г" пункта 28 "Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1544, также следует, что лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае невыполнения лицензионных условий.

Как установлено судом, в целях обеспечения надзора с соблюдением лицами, имеющими лицензии арбитражных управляющих, требований и условий осуществления деятельности в качестве арбитражных управляющих при проведении процедур банкротства, а также повышения качества арбитражного управления и во исполнение Постановления Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1544 Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству распоряжением от 27 августа 1999 г. N 23-р утверждено "Положение об осуществлении сотрудниками федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих" (далее Положение).

Абзацем 3 пункта 28 данного Положения предусмотрено, что решение о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего может быть принято в случае систематических недобросовестных, некомпетентных или неэффективных действий арбитражного управляющего, приводящих к ущемлению прав и законных интересов должника и его кредиторов, а также государственных интересов.

По утверждению представителей ФСФО России, оспариваемый заявителем указанный выше пункт Положения каких-либо новых, не предусмотренных законом, оснований для приостановления действия лицензии, о чем утверждает заявитель, не содержит и полностью соответствует букве и смыслу ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и п. 28 "Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих".

Данное Положение принято ФСФО России в пределах своей компетенции (п. 2 ст. 25 Закона о банкротстве; п. 20 Положения о ФСФО России) и прав заявителя не ущемляет.

Эти утверждения представителей заинтересованного лица материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение в судебном заседании и представителем заявителя Леонтьевым В.М.

Кроме того, анализ содержания оспариваемого пункта Положения и приведенных выше норм Федеральных законов также свидетельствует о его соответствии указанным нормам.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания оспариваемого абзаца п. 28 Положения недействительным не имеется.

Довод заявителя и его представителя о том, что абзацем 3 п. 28 Положения фактически расширен, по сравнению с законом, перечень оснований для приостановления действия лицензии, чего ФСФО России не вправе было делать, не может быть принят во внимание, поскольку он ничем не подтвержден и фактически основан лишь на неправильном понимании ими положений закона.

Действуя, как это указано в оспариваемом абзаце 3 п. 28 Положения, "систематически недобросовестно, некомпетентно или неэффективно", лицензиат тем самым нарушает требования п. 3 ст. 20 Закона о банкротстве, что в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о лицензировании и пп. "б" пункта 27 Положения о лицензировании является нарушением лицензионных требований и условий.

В свою очередь, нарушение лицензионных требований и условий в силу п. 1 ст. 13 Закона о лицензировании является основанием для приостановления действия лицензии, что и нашло отражение в оспариваемом пункте Положения.

Использование в оспариваемом пункте Положения терминов, отличающихся от терминов, содержащихся в указанных выше нормах Закона, также не может свидетельствовать о расширении данным пунктом перечня оснований для приостановления действия лицензии, так как использованные в Положении и указанных Законах термины по своему смыслу и направленности, по мнению суда, являются идентичными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                             решил:

жалобу Суркова Сергея Эрнестовича о признании недействительным абзаца 3 пункта 28 "Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих", утвержденного распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Д. РЕДЧЕНКО

[отформатировано: 27.02.2001 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.010 Общие положения, 030.030.030 Банкротство юридических лиц, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать