Основная информация
Дата опубликования: | 03 ноября 2000г. |
Номер документа: | В200005734 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<26>
В200005734
В200005734
<26>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
03.11.2000
[ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ ИЛЬМАСТА А.И.
О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ПРИКАЗА ГТК РФ ОТ 28.07.1999 N 480
И ПУНКТА 2.2 ПОЛОЖЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННОГО ЦБ РФ N 105-П,
ГТК РФ N 01-100/1 ОТ 12.01.2000]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Федотовой И.В.
и адвоката Карпинченко А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Ильмаста Алексея Ивановича о признании незаконными Приказа ГТК РФ от 28 июля 1999 г. N 480 "О декларировании наличной иностранной валюты физическими лицами" и пункта 2.2 "Положения о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты", утвержденного Центральным банком РФ и ГТК РФ 12 января 2000 г. N 105-П/01-100/1,
установил:
Ильмаст А.И. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что содержащиеся в оспариваемых правовых актах положения не соответствуют требованиям Конституции РФ, Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. и Постановления Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783 "Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации".
В жалобе, в частности, указывает на то, что пунктом 7 ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что физические лица - резиденты могут единовременно вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США.
Полагает, что данный Закон не предусматривает ограничений на вывоз из России валюты в виде необходимости предоставления таможенным органам физическими лицами - резидентами документов на право вывоза ими иностранной валюты в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США.
Оспариваемыми правовыми актами, по его мнению, права граждан на вывоз иностранной валюты, в отличие от закона, неправомерно ограничиваются.
В судебном заседании заявитель Ильмаст А.И. и его представитель - адвокат Карпинченко А.Я. жалобу поддержали.
Представители Государственного таможенного комитета РФ Наумов А.А., Симонова Л.М. и Жарова В.Г., Центрального банка РФ Тимербаева С.М. и Ларина Е.Л., Министерства юстиции РФ Соловьева Л.В. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые правовые акты приняты ГТК РФ и Центральным банком РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Выслушав объяснения Ильмаста А.И. и адвоката Карпинченко А.Я. в его интересах, представителей ГТК РФ, Центрального банка РФ и Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 6 и 7 ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию.
Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей, за исключением случаев, указанных в п. 6 настоящей статьи, устанавливает Центральный банк РФ совместно с Государственным таможенным комитетом РФ.
При этом физические лица - резиденты могут единовременно вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США, в том числе в случаях, указанных в п. 6 настоящей статьи.
Согласно ст. 182 Таможенного кодекса РФ лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
Как установлено судом, во исполнение требований приведенных выше Законов Государственным таможенным комитетом РФ 28 июля 1999 г. был издан Приказ N 480 "О декларировании наличной иностранной валюты физическими лицами", из содержания п. 1 которого следует, что обязательному декларированию в письменной форме подлежит наличная иностранная валюта в случаях ее вывоза физическими лицами из Российской Федерации в размере, превышающем сумму, эквивалентную 1500 долларов США включительно. Документы, являющиеся основанием для вывоза наличной валюты, предоставляются таможенному органу при декларировании как в письменной, так и в конклюдентной форме в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
В последующем в этих же целях Центральным банком РФ и ГТК РФ 12 января 2000 г. было утверждено "Положение о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты", в силу пункта 2.2 которого при единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 1500 долларов США, но не более суммы, равной в эквиваленте 10000 долларов США, физические лица резиденты представляют таможенным органам, производящим таможенное оформление, документы, подтверждающие перевод или ввоз иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо ее покупку в уполномоченном банке РФ.
По утверждению представителей ЦБ РФ, ГТК РФ и Министерства юстиции РФ, приведенные выше правовые акты приняты Государственным таможенным комитетом РФ и Центральным банком РФ совместно с ГТК РФ в пределах своих полномочий и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Оспариваемые пункты Приказа и Положения фактически никаких запретов, не предусмотренных законом, на вывоз иностранной валюты из Российской Федерации не устанавливают, а лишь определяют порядок ее вывоза. Содержащееся в них требование о предоставлении при вывозе валюты декларации на сумму, превышающую в эквиваленте 1500 долларов США (до 10000 долларов США), и других документов, свидетельствующих о происхождении вывозимой иностранной валюты, предусмотренного законом права физических лиц на ее вывоз не нарушают.
Эти утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты.
Не представлено в судебном заседании каких-либо убедительных данных в их опровержение, кроме ссылок на неправомерность требования о предоставлении указанных в оспариваемых правовых актах документов, и самим заявителем, и его представителем.
Кроме того, анализ содержащихся в оспариваемых правовых актах положений также свидетельствует о их соответствии требованиям действующего по этому вопросу законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания обжалуемых актов незаконными не имеется.
Довод заявителя Ильмаста А.И. о том, что Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в отличие от оспариваемых актов не предусматривает ограничений на вывоз иностранной валюты из Российской Федерации в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США, в виде необходимости представления таможенным органам документов на право ее вывоза, не может быть принят во внимание, поскольку он ничем не подтвержден и основан лишь на неправильном понимании им положений названного Закона.
Как уже отмечалось выше, данным Законом разрешен вывоз иностранной валюты в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США, при соблюдении таможенных правил, которые включают в себя, в частности, порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (ст. 230 ТК РФ).
Порядок перемещения (вывоза) из Российской Федерации валютных ценностей в соответствии с этим Законом устанавливается ЦБ РФ совместно с ГТК РФ, что ими и было реализовано при принятии оспариваемого Положения.
Установленный данным Положением порядок вывоза из Российской Федерации иностранной валюты согласуется с требованиями приведенной выше ст. 182 Таможенного кодекса РФ.
Из содержания ст. 169 ТК РФ также следует, что форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК РФ.
По этим же основаниям нельзя согласиться и с доводом заявителя о неправомерности оспариваемого Приказа ГТК РФ, содержащего требование о декларировании наличной иностранной валюты в случае ее вывоза из Российской Федерации в размере, превышающем сумму, эквивалентную 1500 долларов США.
О правомерности указанного требования свидетельствует и ст. 168 ТК РФ, которая без каких-либо исключений устанавливает, что товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу РФ.
С учетом приведенных норм закона и содержания оспариваемых правовых актов у суда не имеется оснований полагать, что изложенные в них требования по представлению соответствующих документов о происхождении вывозимой иностранной валюты противоречат требованиям закона и ограничивают по сравнению с законом права граждан на ее вывоз из Российской Федерации.
Не противоречат они и приведенному в жалобе Постановлению Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783.
Другие доводы, на которые заявитель и его представитель ссылались в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Ильмаста Алексея Ивановича о признании незаконными (недействующими) Приказа Государственного таможенного комитета РФ от 28 июля 1999 г. N 480 "О декларировании наличной иностранной валюты физическими лицами" и пункта 2.2 "Положения о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты", утвержденного Центральным банком РФ и ГТК РФ 12 января 2000 г. N 105-П/01-100/1, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Ю.Д. РЕДЧЕНКО
[отформатировано: 27.02.2001 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
<26>
В200005734
В200005734
<26>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
03.11.2000
[ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ ИЛЬМАСТА А.И.
О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ПРИКАЗА ГТК РФ ОТ 28.07.1999 N 480
И ПУНКТА 2.2 ПОЛОЖЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННОГО ЦБ РФ N 105-П,
ГТК РФ N 01-100/1 ОТ 12.01.2000]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Федотовой И.В.
и адвоката Карпинченко А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Ильмаста Алексея Ивановича о признании незаконными Приказа ГТК РФ от 28 июля 1999 г. N 480 "О декларировании наличной иностранной валюты физическими лицами" и пункта 2.2 "Положения о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты", утвержденного Центральным банком РФ и ГТК РФ 12 января 2000 г. N 105-П/01-100/1,
установил:
Ильмаст А.И. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что содержащиеся в оспариваемых правовых актах положения не соответствуют требованиям Конституции РФ, Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. и Постановления Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783 "Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации".
В жалобе, в частности, указывает на то, что пунктом 7 ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что физические лица - резиденты могут единовременно вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США.
Полагает, что данный Закон не предусматривает ограничений на вывоз из России валюты в виде необходимости предоставления таможенным органам физическими лицами - резидентами документов на право вывоза ими иностранной валюты в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США.
Оспариваемыми правовыми актами, по его мнению, права граждан на вывоз иностранной валюты, в отличие от закона, неправомерно ограничиваются.
В судебном заседании заявитель Ильмаст А.И. и его представитель - адвокат Карпинченко А.Я. жалобу поддержали.
Представители Государственного таможенного комитета РФ Наумов А.А., Симонова Л.М. и Жарова В.Г., Центрального банка РФ Тимербаева С.М. и Ларина Е.Л., Министерства юстиции РФ Соловьева Л.В. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые правовые акты приняты ГТК РФ и Центральным банком РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Выслушав объяснения Ильмаста А.И. и адвоката Карпинченко А.Я. в его интересах, представителей ГТК РФ, Центрального банка РФ и Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 6 и 7 ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию.
Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей, за исключением случаев, указанных в п. 6 настоящей статьи, устанавливает Центральный банк РФ совместно с Государственным таможенным комитетом РФ.
При этом физические лица - резиденты могут единовременно вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США, в том числе в случаях, указанных в п. 6 настоящей статьи.
Согласно ст. 182 Таможенного кодекса РФ лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
Как установлено судом, во исполнение требований приведенных выше Законов Государственным таможенным комитетом РФ 28 июля 1999 г. был издан Приказ N 480 "О декларировании наличной иностранной валюты физическими лицами", из содержания п. 1 которого следует, что обязательному декларированию в письменной форме подлежит наличная иностранная валюта в случаях ее вывоза физическими лицами из Российской Федерации в размере, превышающем сумму, эквивалентную 1500 долларов США включительно. Документы, являющиеся основанием для вывоза наличной валюты, предоставляются таможенному органу при декларировании как в письменной, так и в конклюдентной форме в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
В последующем в этих же целях Центральным банком РФ и ГТК РФ 12 января 2000 г. было утверждено "Положение о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты", в силу пункта 2.2 которого при единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 1500 долларов США, но не более суммы, равной в эквиваленте 10000 долларов США, физические лица резиденты представляют таможенным органам, производящим таможенное оформление, документы, подтверждающие перевод или ввоз иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо ее покупку в уполномоченном банке РФ.
По утверждению представителей ЦБ РФ, ГТК РФ и Министерства юстиции РФ, приведенные выше правовые акты приняты Государственным таможенным комитетом РФ и Центральным банком РФ совместно с ГТК РФ в пределах своих полномочий и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Оспариваемые пункты Приказа и Положения фактически никаких запретов, не предусмотренных законом, на вывоз иностранной валюты из Российской Федерации не устанавливают, а лишь определяют порядок ее вывоза. Содержащееся в них требование о предоставлении при вывозе валюты декларации на сумму, превышающую в эквиваленте 1500 долларов США (до 10000 долларов США), и других документов, свидетельствующих о происхождении вывозимой иностранной валюты, предусмотренного законом права физических лиц на ее вывоз не нарушают.
Эти утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты.
Не представлено в судебном заседании каких-либо убедительных данных в их опровержение, кроме ссылок на неправомерность требования о предоставлении указанных в оспариваемых правовых актах документов, и самим заявителем, и его представителем.
Кроме того, анализ содержащихся в оспариваемых правовых актах положений также свидетельствует о их соответствии требованиям действующего по этому вопросу законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания обжалуемых актов незаконными не имеется.
Довод заявителя Ильмаста А.И. о том, что Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в отличие от оспариваемых актов не предусматривает ограничений на вывоз иностранной валюты из Российской Федерации в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США, в виде необходимости представления таможенным органам документов на право ее вывоза, не может быть принят во внимание, поскольку он ничем не подтвержден и основан лишь на неправильном понимании им положений названного Закона.
Как уже отмечалось выше, данным Законом разрешен вывоз иностранной валюты в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США, при соблюдении таможенных правил, которые включают в себя, в частности, порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (ст. 230 ТК РФ).
Порядок перемещения (вывоза) из Российской Федерации валютных ценностей в соответствии с этим Законом устанавливается ЦБ РФ совместно с ГТК РФ, что ими и было реализовано при принятии оспариваемого Положения.
Установленный данным Положением порядок вывоза из Российской Федерации иностранной валюты согласуется с требованиями приведенной выше ст. 182 Таможенного кодекса РФ.
Из содержания ст. 169 ТК РФ также следует, что форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК РФ.
По этим же основаниям нельзя согласиться и с доводом заявителя о неправомерности оспариваемого Приказа ГТК РФ, содержащего требование о декларировании наличной иностранной валюты в случае ее вывоза из Российской Федерации в размере, превышающем сумму, эквивалентную 1500 долларов США.
О правомерности указанного требования свидетельствует и ст. 168 ТК РФ, которая без каких-либо исключений устанавливает, что товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу РФ.
С учетом приведенных норм закона и содержания оспариваемых правовых актов у суда не имеется оснований полагать, что изложенные в них требования по представлению соответствующих документов о происхождении вывозимой иностранной валюты противоречат требованиям закона и ограничивают по сравнению с законом права граждан на ее вывоз из Российской Федерации.
Не противоречат они и приведенному в жалобе Постановлению Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783.
Другие доводы, на которые заявитель и его представитель ссылались в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Ильмаста Алексея Ивановича о признании незаконными (недействующими) Приказа Государственного таможенного комитета РФ от 28 июля 1999 г. N 480 "О декларировании наличной иностранной валюты физическими лицами" и пункта 2.2 "Положения о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты", утвержденного Центральным банком РФ и ГТК РФ 12 января 2000 г. N 105-П/01-100/1, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Ю.Д. РЕДЧЕНКО
[отформатировано: 27.02.2001 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело, 100.170.000 Таможенное дело (см. также 200.100.050), 100.170.100 Таможенный и иные виды контроля (см. также 080.130.060), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: