Основная информация

Дата опубликования: 06 марта 2003г.
Номер документа: В200300765
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0300765

В200300765

В200300765

В0300765

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

06.03.2003 N 12347/02

[О рассмотрении дела по иску Кабинета Министров Чувашской

Республики к Правительству Российской Федерации о признании

недействительным распоряжения Правительства Российской

Федерации от 22.06.02 N 851-р в части включения в приложение

N 1 под порядковым номером 488 пакета акций ОАО "Чебоксарский

опытно-экспериментальный завод "Энергозапчасть", о признании

действий Правительства Российской Федерации по распоряжению

не являющимся федеральной собственностью пакетом акций

ОАО "Чебоксарский опытно-экспериментальный завод

"Энергозапчасть" в размере 20,7 процента незаконными]

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего cудьи Шмелевой В.И., судей Ивановой Н.Р., Терно В.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Кабинета Министров Чувашской Республики к Правительству Российской Федерации:

о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.02 N 851-р; НГР:Р0203323 в части включения в приложение N 1 под порядковым номером 488 пакета акций ОАО "Чебоксарский опытно-экспериментальный завод "Энергозапчасть"; о признании действий Правительства Российской Федерации по распоряжению не являющимся федеральной собственностью пакетом акций ОАО "Чебоксарский опытно-экспериментальный завод "Энергозапчасть" в размере 20,7 процента незаконными.

В заседании приняли участие:

от Кабинета Министров Чувашской Республики - Алексеева В.И., Волков В.П., (по доверенности);

от Правительства РФ - Маканова И.Ю. (по доверенности);

от Российского фонда федерального имущества - Жуков Д.В., Емельянов А.В. (по доверенности) суд установил:

Кабинет Министров Чувашской Республики предъявил в арбитражный суд иск к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.02 N 851-р; НГР:Р0203323 в части включения в приложение N 1 под порядковым номером 488 пакета акций в размере 20,7 процентов ОАО "Чебоксарский опытно-экспериментальный завод "Энергозапчасть", выставляемого на продажу, а также о признании незаконными действий Правительства Российской Федерации по распоряжению неявляющимся федеральной собственностью названным пакетом акций.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации НГР:Р0203806 истец уточнил предмет иска и просит суд рассмотреть только первое требование о признании частично недействительным указанного выше распоряжения Правительства Российской Федерации.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации НГР:Р0203806 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: на стороне истца: Министерство имущественных отношений Чувашской Республики, реестродержатель - ООО "Реестр-РН"; на стороне ответчика: Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Российский фонд федерального имущества.

Правительство Российской Федерации в отзыве иск не признало, полагая, что в судебном порядке может быть оспорен ненормативный правовой акт в случае несоответствия оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов истца. В заявлении не приведены эти основания. Обжалуемое распоряжение является прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества, принятым Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции и разработанным в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". При приватизации Чебоксарского опытно-экспериментального завода "Энергозапчасть", осуществленной в соответствии с законодательными актами, пакет акций, находящейся в федеральной собственности, был передан Госкомимуществу России для последующей передачи в управление РАО "ЕЭС России". Имущество завода в силу приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 относится к федеральной собственности и не могло передаваться в собственность субъекта Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.92 N 680; НГР:Р9203501 о передаче имущества завода в собственность республики принято после вступления в силу Указов Президента Российской Федерации от 14.08.92 N 922; НГР:Р9203258, 15.08.92 N 923, устанавливающих порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса. Более того, в реестре, представленном Чебоксарским филиалом ООО "Реестр-РН", Минимущество России, а затем Российский фонд федерального имущества значатся владельцами, т.е. собственниками спорного пакета акций.

Российский фонд федерального имущества также считает, что иск не подлежит удовлетворению по основаниям, указанным Правительством Российской Федерации. Кроме того, фонд просит учесть то обстоятельство, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.02 N 1155-р; НГР:Р0204245 утвержден прогнозный план приватизации на 2003 год, в который включен спорный пакет акций, т.е. обжалуемое распоряжение, по мнению фонда, фактически утратило силу.

Чебоксарский филиал ООО "Реестр-РН" сообщил, что он является реестродержателем акций ОАО "Чебоксарский завод "Энергозапчасть" с мая 2002 года. При передаче реестра акционером по пакету акций значилось РАО "ЕЭС России" на основании акта от 11-13.04.94 передачи свидетельства N 144/802. В соответствии с письмом Минимущества России от 02.04.99 N 05-299 передаточным распоряжением от 13.04.99 в реестр внесены изменения, права акционера стало осуществлять Минимущество России, а с августа 2002 года на основании его передаточного распоряжения от 07.08.02 N 126-пр - Российский фонд федерального имущества.

Изучив материалы дела, представленные сторонами письменные доказательства и выслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 2, 3 раздела IV приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 предприятия топливно-энергетического комплекса, а также предприятия и объекты электроэнергетики (к которым относился Чебоксарский опытно-экспериментальный завод "Энергозапчасть") относятся исключительно к федеральной собственности.

Чебоксарский опытно-экспериментальный завод "Энергозапчасть" был приватизирован в соответствии Указами Президента Российской Федерации от 14.08.92 N 922; НГР:Р9203258, 15.08.92 N 923. Согласно приложению N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 15.08.92 N 923; НГР:Р9203278 акции Чебоксарского завода, принадлежащие Российской Федерации, подлежали внесению в уставный фонд РАО "ЕЭС России". Указом Президента Российской Федерации от 05.11.92 N 1334; НГР:Р9204119 в названный порядок были внесены изменения о передаче принадлежащих Российской Федерации акций не в уставный фонд РАО "ЕЭС России", а в управление.

В плане приватизации Чебоксарского завода, утвержденном Госкомимуществом Чувашской Республики 29.10.93, указана доля обыкновенных акций для последующей передачи в управление РАО "ЕЭС России" сроком на 3 года.

Таким образом, на основании перечисленных правовых актов ответчик считает, что спорный пакет акций принадлежит Российской Федерации, а не Чувашской Республике, поэтому Правительство Российской Федерации распорядилось им правомерно, в пределах своей компетенции.

Однако ответчик не учитывает, что Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 10.09.93 N 15-П; НГР:Р9313275 признал пункты 2 и 3 раздела IV приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики не соответствующими Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 в редакции от 21.04.92 и Федеративному договору. В постановлении указано, что часть третья статьи 11.1 Конституции; НГР:Р9305853 устанавливает, что предприятия топливно-энергетического комплекса могут находиться в государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По смыслу данной нормы возможны различные варианты решения вопроса о принадлежности предприятий топливно-энергетического комплекса. Отдельные предприятия могут находиться только в федеральной собственности, либо только в собственности субъектов Российской Федерации. В постановлении также отмечается, что положения названной статьи Конституции; НГР:Р9305853 учтены не в полной мере и в Указе Президента Российской Федерации от 15.08.92 N 923; НГР:Р9203278, которым предприятия топливно-энергетического комплекса отнесены исключительно к федеральной собственности, тогда как часть третья статьи 11.1 допускает возможность нахождения таких предприятий как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов Российской Федерации, а также в их общей собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.92 N 680; НГР:Р9203501 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Чувашской Республики "имущество Чебоксарского арендного предприятия "Опытно-экспериментальный завод "Энергозапчасть" было передано в государственную собственность Чувашской Республики.

Таким образом, по распоряжению собственника в лице Правительства Российской Федерации имущество Чебоксарского опытно-экспериментального завода "Энергозапчасть" выбыло из федерального уровня собственности, и, следовательно, Правительство Российской Федерации утратило право на какую-либо часть акций акционерного общества "Энергозапчасть".

Право Чувашской Республики на акции общества возникло на основании согласованных действий Правительства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в результате которых у Чувашской республики возникли гражданские права и обязанности на спорный пакет акций, который числится в реестре собственности республики.

По акту передачи от 11-13.04.94 Госкомимущество Чувашской Республики передало Госкомимуществу России свидетельство N 144/802 на пакет акций для последующей передачи в управление РАО "ЕЭС России" сроком до 3 лет.

В представленной копии свидетельства от 07.04.94 собственником передаваемого пакета акций значится Чувашская Республика.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику.

Поскольку акции ОАО "Чебоксарский опытно-экспериментальный завод "Энергозапчасть" являются собственностью Чувашской республики, Правительство Российской Федерации неправомерно распорядилось пакетом акций ОАО "Энергозапчасть", выставив его на продажу.

Довод ответчика об отсутствии оснований, установленных в статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309, для признания оспариваемого распоряжения Правительства Российской Федерации недействительным, неоснователен. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.06.02 N 851-р; НГР:Р0203323 в части продажи пакета акций ОАО "Энергозапчасть" противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 о праве собственности и нарушает права и интересы субъекта Российской Федерации - Чувашской Республики.

То обстоятельство, что терагентство и завод первоначально приватизировали имущество, как федеральное, не влияет на правовую оценку данного спора, поскольку в план приватизации завода вносились изменения по уровню собственности зарезервированного и переданного в управление РАО "ЕЭС России" пакета акций.

Положения же Указа Президента Российской Федерации от 15.08.92 N 922, на основании которого осуществлялась приватизация имущества как федеральной собственности, признаны неконституционными.

Неосновательна также ссылка ответчика на то, что в реестре акционеров (лицевом счете) владельцем, т.е. собственником, пакета акций значится Российский фонд федерального имущества. Согласно письму реестродержателя от 27.01.03 N 56/01 изменения в реестр акционеров вносились на основании передаточных распоряжений Мингосимущества России, причем при внесении этих изменений принадлежность акций к федеральному или республиканскому уровню собственности не учитывалась. Следовательно, исходя из существа спора, в реестре фактически указывался номинальный владелец, а не собственник акций.

Ошибочен также довод фонда о том, что оспариваемое распоряжение Правительства Российской Федерации фактически утратило силу. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.08.02 N 1155-р; НГР:Р0204245 не является предметом настоящего спора и может быть предметом самостоятельного иска.

С учетом изложенного, иск Кабинета Министров Чувашской Республики подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации НГР:Р0203806 , Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.06.02 N 851-р; НГР:Р0203323 в части включения в приложение N 1 под порядковым номером 488 пакета акций в размере 20,7 % ОАО "Чебоксарский опытно-экспериментальный завод "Энергозапчасть", выставляемого на продажу.

Решение вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

В.И. Шмелева

Судья

Н.Р. Иванова

Судья

В.Н. Терно

[отформатировано: 14.05.2003 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.020 Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц (см. также 190.020.070), 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.100 Право собственности на другие объекты (см. также 050.060.020), 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать