Основная информация
Дата опубликования: | 08 сентября 2000г. |
Номер документа: | В200006620 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<31>
В200006620
В200006620
<31>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
08.09.2000 N ГКПИ2000-820
[В удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 3
Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам
от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации
"О налогах на имущество физических лиц"
отказано, так как оспариваемые положения
Инструкции соответствуют действующему федеральному
законодательству о налогах, нормативный акт принят полномочным
органом, права и свободы заявителя не нарушает.]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Шведове Ю.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Храпова Сергея Васильевича о признании незаконным пункта 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. No. 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц",
установил:
Храпов С.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконным пункта 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. No. 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", т.к. данная норма нарушает его конституционные права, принуждая уплачивать налог на имущество с инвентаризационной стоимости, а не рыночной. Кроме того, как эксперта - оценщика, ущемлено его право на осуществление оценочной деятельности.
Заявитель Храпов С.В. о дне слушания дела извещен, в суд не явился.
Представители МНС России Короткова Л.А. и Крыканова Л.Н. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что положения пункта 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. No. 54 соответствуют нормам Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" и не нарушают прав заявителя.
Представитель Минюста России Ермакова Л.А. возражала против удовлетворения жалобы и пояснила в суде, что Инструкция No. 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" издана МНС России 2 ноября 1999 г. и зарегистрирована в Минюсте России 20 января 2000 г. за No. 2057.
Оспариваемые заявителем положения пункта 3 Инструкции соответствуют требованиям федерального законодательства и не нарушают прав граждан.
Выслушав объяснения представителей: МНС России Коротковой Л.А. и Крыкановой Л.Н., Минюста России Ермаковой Л.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Налогового кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Как установлено в судебном заседании, МНС России 2 ноября 1999 г. издало Инструкцию No. 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", которая прошла государственную регистрацию.
Пунктом 3 настоящей Инструкции предусмотрено, что налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Налоговой базой для исчисления налога на водно - воздушные транспортные средства является мощность двигателя, валовая вместимость, пассажиро - место.
Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" определены: плательщики данного налога физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, и элементы налогообложения, в т.ч. объект налога, налогооблагаемая база.
В силу ст. 2 названного Закона объектами налогообложения на имущество физических лиц являются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные сооружения, а также транспортные средства.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, а также органы технической инвентаризации... обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
При таких обстоятельствах суд считает, что положения пункта 3 Инструкции МНС России от 2 ноября 1999 г. No. 54, предусматривающие, что налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации, соответствуют требованиям Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".
Ссылки заявителя на нарушения требований ст. 40 НК РФ являются неправомерными, т.к. в данной норме сформулированы принципы определения цены товаров, работ или услуг. Операции по реализации товаров (работ, услуг) являются самостоятельным объектом налогообложения и не регулируются оспариваемой Инструкцией.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.
В ст. 8 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержится специальное указание об обязательности проведения оценки объектов оценки, в т.ч. в сфере налоговых отношений в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Определение суммарной инвентаризационной стоимости имущества и представление сведений о ней в налоговый орган в иных случаях самостоятельно оценщиками не предусмотрено.
Оспариваемые положения Инструкции регулируют отношения, возникающие в связи с применением налогового законодательства и не касаются отношений функционирования товарных рынков, поэтому необоснованными являются доводы жалобы о нарушении Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Учитывая, что оспариваемые положения Инструкции соответствуют действующему федеральному законодательству о налогах, нормативный акт принят полномочным органом, права и свободы заявителя не нарушает, жалоба Храпова С.В. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Храпова Сергея Васильевича о признании незаконным пункта 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. No. 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
[отформатировано: 30.05.2001 редактор НЦПИ - Смоленова А.В.]
<31>
В200006620
В200006620
<31>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
08.09.2000 N ГКПИ2000-820
[В удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 3
Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам
от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации
"О налогах на имущество физических лиц"
отказано, так как оспариваемые положения
Инструкции соответствуют действующему федеральному
законодательству о налогах, нормативный акт принят полномочным
органом, права и свободы заявителя не нарушает.]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Шведове Ю.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Храпова Сергея Васильевича о признании незаконным пункта 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. No. 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц",
установил:
Храпов С.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконным пункта 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. No. 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", т.к. данная норма нарушает его конституционные права, принуждая уплачивать налог на имущество с инвентаризационной стоимости, а не рыночной. Кроме того, как эксперта - оценщика, ущемлено его право на осуществление оценочной деятельности.
Заявитель Храпов С.В. о дне слушания дела извещен, в суд не явился.
Представители МНС России Короткова Л.А. и Крыканова Л.Н. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что положения пункта 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. No. 54 соответствуют нормам Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" и не нарушают прав заявителя.
Представитель Минюста России Ермакова Л.А. возражала против удовлетворения жалобы и пояснила в суде, что Инструкция No. 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" издана МНС России 2 ноября 1999 г. и зарегистрирована в Минюсте России 20 января 2000 г. за No. 2057.
Оспариваемые заявителем положения пункта 3 Инструкции соответствуют требованиям федерального законодательства и не нарушают прав граждан.
Выслушав объяснения представителей: МНС России Коротковой Л.А. и Крыкановой Л.Н., Минюста России Ермаковой Л.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Налогового кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Как установлено в судебном заседании, МНС России 2 ноября 1999 г. издало Инструкцию No. 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", которая прошла государственную регистрацию.
Пунктом 3 настоящей Инструкции предусмотрено, что налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Налоговой базой для исчисления налога на водно - воздушные транспортные средства является мощность двигателя, валовая вместимость, пассажиро - место.
Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" определены: плательщики данного налога физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, и элементы налогообложения, в т.ч. объект налога, налогооблагаемая база.
В силу ст. 2 названного Закона объектами налогообложения на имущество физических лиц являются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные сооружения, а также транспортные средства.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, а также органы технической инвентаризации... обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
При таких обстоятельствах суд считает, что положения пункта 3 Инструкции МНС России от 2 ноября 1999 г. No. 54, предусматривающие, что налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации, соответствуют требованиям Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".
Ссылки заявителя на нарушения требований ст. 40 НК РФ являются неправомерными, т.к. в данной норме сформулированы принципы определения цены товаров, работ или услуг. Операции по реализации товаров (работ, услуг) являются самостоятельным объектом налогообложения и не регулируются оспариваемой Инструкцией.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.
В ст. 8 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержится специальное указание об обязательности проведения оценки объектов оценки, в т.ч. в сфере налоговых отношений в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Определение суммарной инвентаризационной стоимости имущества и представление сведений о ней в налоговый орган в иных случаях самостоятельно оценщиками не предусмотрено.
Оспариваемые положения Инструкции регулируют отношения, возникающие в связи с применением налогового законодательства и не касаются отношений функционирования товарных рынков, поэтому необоснованными являются доводы жалобы о нарушении Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Учитывая, что оспариваемые положения Инструкции соответствуют действующему федеральному законодательству о налогах, нормативный акт принят полномочным органом, права и свободы заявителя не нарушает, жалоба Храпова С.В. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Храпова Сергея Васильевича о признании незаконным пункта 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. No. 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
[отформатировано: 30.05.2001 редактор НЦПИ - Смоленова А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.040 Местные налоги и сборы, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: