Основная информация

Дата опубликования: 09 сентября 1998г.
Номер документа: В199805508
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<5>

В199805508

В199805508

<5>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

09.09.98 N ГКПИ 98-439

[О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ (НЕДЕЙСТВУЮЩИМ) И

НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ СО ДНЯ ЕГО ИЗДАНИЯ

ПРИКАЗА МИНСЕЛЬХОЗА РФ ОТ 01.07.1998 N 414]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

   председательствующего - члена Верховного Суда   Редченко Ю.Д.,

   при секретаре                                    Иванове П.Г.,

   с участием прокурора                           Харланова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Межрегионального общественного объединения "Ассоциация Морских лоцманов России" о признании недействительными Приказов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 514 "О признании утратившими силу некоторых приказов" и от 1 июля 1998 г. N 414 "Об утверждении Перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию", установил:

Межрегиональное общественное объединение "Ассоциация морских лоцманов России" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемые Приказы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации приняты с нарушением постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу и нарушают права и законные интересы заявителя и граждан, осуществляющих лоцманскую деятельность на территории Российской Федерации.

В жалобе, в частности, указывает на то, что в настоящее время принято Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 641 "О лицензировании перевозочной, транспортно экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте", которое относит к компетенции Министерства транспорта Российской Федерации лицензирование деятельности, связанной с "проводкой судов лоцманами и службами управления движением судов".

Полагает, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации необоснованно, в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации, требует в своих Приказах получения лицензий на оказание лоцманских услуг в ведомстве, не уполномоченном лицензировать указанный вид деятельности.

В судебном заседании представители заявителя Макаров И.А., Быстров А.Н. и Егоркин В.И. жалобу поддержали, но при этом просили о признании незаконным лишь Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации N 414 от 1 июля 1998 г. по мотивам того, что он не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не был опубликован для всеобщего сведения.

Кроме того, п. 1.5 Перечня, утвержденного этим Приказом, в противоречие требованиям действующего законодательства Российской Федерации принят Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации с превышением своих полномочий, а поэтому не может являться законным. Требование о признании незаконным Приказа N 514 от 17 августа 1998 г. они снимают, т.к. в его отмене не имеется необходимости.

Представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Готовчиц И.Д., Кац Е.С. и Степанов П.Г. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился. Не возражает против рассмотрения дела без его участия.

Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Харланова А.В., полагавшего жалобу удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах Центральных органов Государственного управления Российской Федерации" и п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Из содержания ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации также следует, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как установлено судом, Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 1 июля 1998 г. N 414 был утвержден Перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию. Указанный Перечень установил соответствующие правила поведения при осуществлении промышленного рыболовства и рыбоводства, которые касаются прав и свобод неопределенного круга лиц, обязательны для исполнения и рассчитаны на неоднократное применение, т.е. оспариваемый заявителем Приказ об утверждении названного выше Перечня обладает всеми признаками нормативного правового характера.

Однако данный Приказ, в нарушение требований Конституции Российской Федерации и названных Указов Президента Российской Федерации, государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации не прошел и не был опубликован в установленном порядке для всеобщего сведения.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются представителями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем Приказ не может быть признан законным (действующим) в какой-либо его части.

С учетом этого суд не находит необходимым вдаваться в оценку соответствия либо несоответствия отдельных пунктов утвержденного Перечня действующему законодательству Российской Федерации, поскольку, как уже отмечалось выше, все содержащиеся в нем положения не влекут правовых последствий и не подлежат применению ввиду того, что оспариваемый Приказ не прошел государственную регистрацию и не был опубликован для всеобщего сведения.

Довод представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации о том, что оспариваемый Приказ не подлежит государственной регистрации и опубликованию в связи с тем, что он не относится к правовым актам нормативного характера, о чем, по их мнению, свидетельствует соответствующее письмо Министерства юстиции Российской Федерации, не может быть принят во внимание, поскольку данный Приказ обладает всеми вышеуказанными признаками нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы граждан и организаций, и потому подлежит такой регистрации и опубликованию.

То обстоятельство, что данный Приказ подлежит государственной регистрации, подтверждается как содержанием самого Приказа, так и материалами гражданского дела по жалобе этого же заявителя о признании незаконными аналогичных приказов по этому вопросу.

Из содержания Приказа и названного гражданского дела усматривается, что такого рода правовые акты подлежат государственной регистрации.

Тот факт, что Министерство юстиции Российской Федерации первоначально не усмотрело необходимости в государственной регистрации названного Приказа, не может служить основанием для признания его законным (действующим), поскольку данный факт сам по себе не свидетельствует о том, что он принят с соблюдением требований закона.

Суд при этом учитывает также и то обстоятельство, что Министерством юстиции Российской Федерации в настоящее время свое письмо об отсутствии необходимости в государственной регистрации оспариваемого Приказа фактически дезавуировано, что подтверждается имеющимся в деле его письмом от 7 сентября 1998 г. N 6025-137.

Суд соглашается также и с произведенным заявителем уточнением своего требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

жалобу Межрегионального общественного объединения "Ассоциация морских лоцманов России" удовлетворить.

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 1 июля 1998 г. N 414 "Об утверждении Перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию", признать незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания.

Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

[отформатировано: 28.05.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.010 Общие положения, 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.060.000 Охрана и использование животного мира (см. также 200.150.030), 110.060.060 Виды пользования животным миром (см. также 030.090.080), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать