Основная информация

Дата опубликования: 10 февраля 2000г.
Номер документа: В200003928
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<5>

В200003928

В200003928

<5>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                     10.02.2000 N ГКПИ 00-64

[ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ

О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПРИКАЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО

АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА РФ N 160 ОТ 20.05.1998 И

УТВЕРЖДЕННЫХ ИМ РАЗ’ЯСНЕНИЙ "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНА РФ "О

ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

   председательствующего                           Редченко Ю.Д.,

   при секретаре                                   Суетовой Н.В.,

   с участием прокурора                           Астафьева С.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействительными Приказа Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации N 160 от 20 мая 1998 г. и утвержденных им Разъяснений "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", установил:

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые Приказ и Разъяснения не соответствуют требованиям ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации".

Кроме того, Приказ и Разъяснения не были опубликованы в установленный Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. 10-дневный срок после его государственной регистрации, а поэтому они не могут применяться при разрешении конкретных споров, как не вступившие в силу.

В судебном заседании представитель заявителя Т. предъявленное требование поддержал и дополнительно пояснил, что оспариваемые правовые акты подлежат признанию недействительными в полном объеме, поскольку они приняты с нарушением установленного порядка. С учетом этого полагает, что необходимости ссылаться на противоречие их отдельных положений требованиям Закона не имеется.

Представители Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Васильева М.Г. и Министерства юстиции Российской Федерации Смирнова Е.В. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Астафьева С.Т., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Федеральный антимонопольный орган вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Как установлено судом, Приказом Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации от 20 мая 1998 г. N 160 утверждены Разъяснения "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции от 9 января 1996 г.), согласно абзацу 4 раздела 2 которых правовые последствия нарушений условий договора банковского вклада определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 44) и специальным банковским законодательством.

Данный Приказ и утвержденные им Разъяснения прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 декабря 1998 г. и официально опубликованы для всеобщего сведения в "Российской газете" 14 января 1999 г.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются как самим заявителем, так и его представителем.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем Приказ и Разъяснения приняты Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации в пределах своих полномочий и с соблюдением требований действующего на этот счет законодательства и установленного порядка, в связи с чем каких-либо оснований для признания их недействительными не имеется.

Довод заявителя о том, что данные Разъяснения, в части ограничения применения положений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" к правоотношениям, вытекающим из договора банковского вклада, противоречат требованиям ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" нельзя признать обоснованным, поскольку указанный договор не может быть отнесен к договорам, направленным на удовлетворение личных бытовых нужд гражданина, как это предусмотрено названной выше нормой Закона, а поэтому вытекающие из него отношения не подпадают под ее действие.

Это же самое по существу следует и из разъяснения, содержащегося в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в редакции Постановления от 17 января 1997 г. N 2).

Кроме того, глава 44 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая отношения, связанные с договором банковского вклада, не предусматривает ответственности в виде неустойки за неисполнение обязательств по нему, установленной Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", что также свидетельствует о том, что действие данного Закона на эти правоотношения не распространяется.

Что касается утверждения заявителя в той части, что оспариваемые правовые акты приняты с нарушением установленного порядка, а именно с нарушением срока их опубликования для всеобщего сведения, то данное обстоятельство законом в качестве основания для признания правового акта недействительным не предусмотрено.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 о нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации нормативные акты, не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений. В этой связи должностные лица и государственные органы не вправе применять такие правовые нормативные акты, поскольку они вступают в законную силу лишь после их опубликования.

Задержка опубликования нормативного акта сама по себе не дает оснований для признания его недействительным (незаконным), а лишь отодвигает время его вступления в силу и введения в действие, что не нарушает требований закона и прав граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Б. о признании недействительными Приказа Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации от 20 мая 1998 г. N 160 и утвержденных им Разъяснений "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

[отформатировано: 11.12.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.040 Антимонопольное законодательство, 030.000.000 Гражданское право, 030.100.000 Общие положения об обязательствах (см. также 030.150.090), 030.100.050 Защита прав потребителей (см. также 020.030.060, 090.100.100, 100.130.020), 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.100.000 Торговля, 090.100.100 Защита прав потребителей при продаже товаров (см. также 020.030.060, 030.100.050), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать