Основная информация

Дата опубликования: 10 августа 1999г.
Номер документа: В199904962
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199904962

В199904962

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

10.08.99 N ГКПИ 99-540

[В удовлетворении требований о признании недействительным

письма Государственной налоговой службы Российской

Федерации, Министерства финансов Российской Федерации,

Государственного комитета Российской Федерации

по физической культуре и туризму "О налоге на добавленную

стоимость" от 25 сентября 1996 года отказано]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в лице:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Маслова А.М., единолично

   при секретаре         Бирюковой Е.Ю.,

   с участием прокурора  Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Финист-Трэвел" к Министерству РФ по налогам и сборам, Министерству финансов РФ, Министерству по физической культуре и спорту РФ о признании письма ГНС РФ, Минфина РФ, ГК РФ по физической культуре и туризму "О налоге на добавленную стоимость" от 25 сентября 1996 года недействительным,

                           УСТАНОВИЛА:

В письме от 25 сентября 1996 года "О налоге на добавленную стоимость" Государственная налоговая служба Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму указали, что в соответствии с подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) от этого налога освобождается стоимость туристско-экскурсионных путевок. Под действие данной льготы подпадает стоимость путевок, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации, как бланки строгой отчетности, и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации в установленном порядке, и туристских ваучеров, выдаваемых иностранным туристам.

Названное Письмо зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 30 января 1997 г. за N 1240.

ЗАО "Финист-Трэвел" просит признать данное письмо недействительным, ссылаясь на то, что этим документом установлена правовая норма, которая не содержится в федеральном законодательстве, - условия применения льготы по НДС лишь в случае оформления туристических путевок на бланке строгой отчетности. Данное положение, по утверждению заявителя, не соответствует Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г., где в подпункте "у" пункта 1 статьи 5 без каких-либо оговорок предусмотрено освобождение от НДС стоимости туристско-экскурсионных путевок. В результате применения оспариваемого письма Государственная налоговая инспекция по Ленинскому району г.Перми привлекла ЗАО "Финист-Трэвел" к ответственности за занижение налога на добавленную стоимость в связи с применением заявителем льгот по путевкам, не оформленным на бланках строгой отчетности.

В судебное заседание представитель ЗАО "Финист-Трэвел" не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.

Представитель Министерства Российской Федерации по налогам и сборам А.Б. Кулагин заявленные требования не признал, считает оспариваемое письмо соответствующим федеральному законодательству, просит производство по делу прекратить на основании п. 2 ст. 138 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации З.А.Чехарина возражала против удовлетворения заявления ЗАО "Финист-Трэвел", полагая, что письмом дано разъяснение, которое основано на действующих правовых актах.

Представитель Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения, в которых указано, что заявление ЗАО "Финист-Трэвел" является необоснованным.

Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения представителей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам А.Б. Кулагина и Министерства финансов Российской Федерации З.А. Чехариной, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации А.В. Федотовой, полагавшей рассмотреть заявление по существу и в его удовлетворении отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление ЗАО "Финист-Трэвел" не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с подпунктом "у" пункта 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г. к перечню товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, отнесены туристские и экскурсионные путевки (в редакции Федерального закона от 28.04.97 N 73-ФЗ).

По мнению ЗАО "Финист-Трэвел", оспариваемое письмо от 25 сентября 1996 г. "О налоге на добавленную стоимость" ГНС РФ, Минфина РФ, Госкомитета РФ по физической культуре и туризму не может быть признано действительным, порождающим права и обязанности, поскольку содержащееся в нем утверждение о том, что от налога на добавленную стоимость освобождается стоимость не любых туристско-экскурсионных путевок, а лишь тех, которые утверждены Министерством финансов РФ, как бланки строгой отчетности и зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации в установленном порядке. Утверждается, что произошло ограничение применения льгот по НДС, что допустимо лишь на уровне издания федерального закона и не может быть установлено федеральными органами исполнительной власти, заместители руководителей которых подписали письмо.

Суд не может согласиться с таким утверждением.

Как указано в ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. При этом законодатель не определил форму документа. Не установлена она и в Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость", в том числе по иным товарам и услугам.

Данный вопрос разрешен Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации, которым во исполнение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента Российской Федерации от 16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" утверждено согласованное с Верховным Советом Российской Федерации "Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"; Министерству финансов Российской Федерации поручено разработать и утвердить по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе путевок), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. Аналогичным образом тем же Постановлением Правительства предложено Минфину РФ разработать и утвердить формы иных документов строгой отчетности (квитанции, билеты, талоны, знаки почтовой оплаты).

Формы туристических путевок утверждены письмом Министерства финансов РФ от 16 июня 1994 г. N 16-30-65, и они зарегистрированы Министерством юстиции РФ за NN 1236, 1237, 1238, 1239. Лишь после регистрации форм туристических путевок, как документов строгой отчетности, Минюст РФ зарегистрировал оспариваемое письмо за следующим N 1240.

Таким образом, туристская путевка является документом строгой отчетности и лишь в таком качестве, согласно приведенному постановлению Правительства Российской Федерации, может использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

При таких обстоятельствах нельзя согласиться с содержащимся в заявлении утверждением о том, что оспариваемым письмом создана новая норма, отличная от действующих федеральных нормативно правовых актов.

Довод представителя Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о неподведомственности Верховному Суду Российской Федерации данного дела является ошибочным.

Пункт 2 ст. 138 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Указанное письмо издано от имени трех федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, лишь одним из которых является Государственная налоговая служба РФ. Нормативные акты Министерства финансов РФ и Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму в силу ст. 116 ГПК РСФСР могут быть оспорены в Верховном Суде РФ. Это обстоятельство влечет за собой проверку законности письма судом общей юрисдикции в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                              РЕШИЛ:

Закрытому акционерному обществу "Финист-Трэвел" в удовлетворении требований о признании недействительным письма Государственной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму "О налоге на добавленную стоимость" от 25 сентября 1996 года отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

   Российской Федерации                             А.М. Маслов

[отформатировано: 15.02.2000 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать